Кабинет здорового ребенка в условиях реформирования здравоохранения
М.В. Лещенко1, Е.А. Деринова1, З.С. Макарова1, И.А. Прилепина1, О.Л. Печора1, Д.И. Зелинская1, Г.Ю. Уланова1'2
1ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного последипломного образования», Москва; 2ГБУЗ «Детская городская поликлиника № 86 Департамента здравоохранения г Москвы», Москва, Россия
Cabinet of a healthy child in the context of health care reform
M.V. Leschenko1, E.A. Derinova1, Z.S. Makarova1, I.A. Prilepina1, O.L. Pechora1, D.I. Zelinskaya1, G.Yu. Uhanova1,2
1Russian Medical Academy for Continuous Professional Education, Moscow; Children's City Polyclinic No. 86 of the Moscow City Health Department, Moscow, Russia
Детской поликлинике принадлежит основная роль в работе со здоровым ребенком. Этой проблеме посвящено множество исследований, которые, к сожалению, фиксируют ослабление профилактических позиций в последние годы. Повышение требований к уровню оказания первичной медико-санитарной помощи детскому населению и приоритетность профилактического направления приводят к возрастанию роли кабинета здорового ребенка и обусловливают целесообразность пересмотра организации работы и оснащения этого подразделения.
Опираясь на существующую нормативно-правовую базу и современные представления о ключевой роли кабинета здорового ребенка в проведении профилактической работы и формировании здоровья детей, мы разработали и представляем предложения по оптимизации работы этого подразделения детской поликлиники.
Ключевые слова: дети, кабинет здорового ребенка, профилактическая работа, детская поликлиника.
Для цитирования: Лещенко М.В., Деринова Е.А., Макарова З.С., Прилепина И.А., Печора К.Л., Зелинская Д.И., Уханова Г.Ю. Кабинет здорового ребенка в условиях, реформирования здравоохранения. Рос вестн перинатол и педиатр 2017; 62:(6): 104-109. DOI: 10.21508/1027-4065-2017-62-6-104-109
One of the key tasks of the children's polyclinic Is the prevention of childhood diseases. This issue is devoted to many studies, which unfortunately suggest a weakening of preventive positions in recent years. Increase level requirements for the provision of primary health care for children's population and priority prevention areas leads to the increase of the role of the room of a healthy child, and necessitates changes in the organization of work and equipping of this unit.
Based on the existing laws and regulations and modern ideas about the key role of a room of healthy child in the preventive work and maintenance of children's health, we have developed and submitted proposals on optimization of work of this department of the children's clinic.
Key words: children, room of healthy children, preventive work, children's polyclinic.
For citation: Leschenko M.V., Derinova E.A., Makarova Z.S., Prilepina I.A., Pechora K.L., Zelinskaya D.I., Uhanova G.Yu. Cabinet of a healthy child in the context of health care reform. Ros Vestn Perinatol i Pediatr 2017; 62:(6): 104-109 (in Russ). DOI: 10.21508/1027-4065-2017-62-6-104-109
Государственной программой «Развитие здравоохранения» Российской Федерации определены приоритетные направления развития отрасли, одним из которых является профилактика в сфере охраны здоровья (Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 294 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения"») [1]. В педиатрической практике основной груз профилактической работы с детьми, семьями ложится на детскую поликлинику,
которая всегда была центральной фигурой в работе со здоровым ребенком. Этой проблеме традиционно посвящено множество исследований, которые, к сожалению, фиксируют ослабление профилактических позиций в последние годы, чему есть как объективные, так и субъективные причины [2, 3]. В настоящее время детская поликлиника функционирует в совершенно новых условиях — введен профессиональный стандарт специалиста по педиатрии, Федеральные клинические рекомендации, стандарты медицинской
© Коллектив авторов, 2017
Адрес для корреспонденции: Лещенко Марина Валерьевна — к.м.н., доцент кафедры поликлинической педиатрии Российской медицинской академии непрерывного последипломного образования, ORCID 0000-0002-1804-9633 Деринова Елена Александровна — к.м.н., доцент кафедры поликлинической педиатрии Российской медицинской академии непрерывного последипломного образования, ORCID 0000-0001-9146-4625 Макарова Зинаида Сергеевна — д.м.н., проф. кафедры поликлинической педиатрии Российской медицинской академии непрерывного последипломного образования
Прилепина Ирина Антоновна — к.м.н., доцент кафедры поликлинической педиатрии Российской медицинской академии непрерывного
последипломного образования
Печора Оксана Люциановна — к.п.н., доцент кафедры поликлинической педиатрии Российской медицинской академии непрерывного последипломного образования
Зелинская Дина Ильинична — д.м.н., проф. кафедры поликлинической педиатрии Российской медицинской академии непрерывного последипломного образования
Уханова Галина Юрьевна — асс. кафедры поликлинической педиатрии Российской медицинской академии непрерывного последипломного образования, гл. врач Детской городской поликлиники № 86 125993 Москва, ул. Баррикадная, д. 2/1
помощи детям с различными заболеваниями и отклонениями в состоянии здоровья, нормативы затрат времени на работу с пациентами, появляются новые структурные подразделения в системе медицинских организаций, оказывающих помощь детям, порядки оказания помощи, устанавливающие алгоритм действий в каждой конкретной ситуации, появилось понятие маршрутизации пациента и многое другое.
Особая роль принадлежит профилактической работе с детьми и семьями, которая должна стать в центре внимания службы охраны здоровья детей, а детская поликлиника — основным звеном здравоохранения, напрямую связанным с профилактикой. В соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 16.04.2012 г. № 366н «Об утверждении порядка оказания педиатрической помощи» одной из функций детских поликлиник является организация санитарно-гигиенического воспитания и обучения детей и их родителей (законных представителей), проведение санитар-но-просветительской работы по вопросам формирования здорового образа жизни [4]. В структуре лечебно-профилактического отделения (педиатрического) детской поликлиники предусмотрен кабинет здорового ребенка, на который возлагаются эти функции.
Несмотря на рост понимания роли кабинета здорового ребенка в охране здоровья детей, существует ряд нерешенных вопросов, негативно влияющих на эффективность функционирования этого подразделения и снижающих его привлекательность для родителей. Положение о кабинете профилактической работы с детьми (кабинете здорового ребенка) было утверждено приказом Минздрава СССР № 60 от 19 января 1983 г. «О дальнейшем совершенствовании амбулаторно-поликлинической помощи детскому населению в городах» и в последующие годы не пересматривалось [5].
Анализ работы кабинета здорового ребенка в поликлиниках г. Москвы и Московской области, проведенный на основании интервьюирования и анкетирования врачей-педиатров, обучающихся на кафедре поликлинической педиатрии РМАНПО, показал, что в более чем 80% поликлиник кабинет здорового ребенка не выполняет в полной мере возложенные на него функции по профилактической и организационно-методической работе. Интервьюируемые врачи указали на отсутствие в подавляющем большинстве поликлиник врача-педиатра в кабинете здорового ребенка. При этом объем профилактической помощи, оказываемый медицинской сестрой кабинета, фактически очень ограничен и в основном заключается в обучении родителей приемам профилактического массажа. В 68,2% случаев как недостаточную оценили работу кабинета здорового ребенка по поддержке грудного вскармливания.
Выявлено слабое информационное обеспечение кабинета здорового ребенка, неудовлетворительное
оснащение современными методическими материалами, необходимыми родителям. На фоне высокой потребности в информации по вопросам здоровья детей, возрастающих требований родителей к уровню оказания медико-профилактической помощи и растущего уровня информатизации общества выявленные обстоятельства могут привести к снижению привлекательности кабинета здорового ребенка для родителей.
Высокая потребность в информации по вопросам здоровья детей, внедрение новых здоровьесберегаю-щих технологий, повышение требований к уровню оказания первичной медико-санитарной помощи детскому населению и приоритетность профилактического направления приводят к возрастанию роли кабинета здорового ребенка и обусловливают целесообразность пересмотра нормативной базы функционирования этого подразделения, организации его работы и обеспечения современным оснащением. Опираясь на существующую нормативно-правовую базу и современные представления о ключевой роли кабинета здорового ребенка в проведении профилактической работы и формирования здоровья детей, сотрудники кафедры поликлинической педиатрии разработали предложения по оптимизации работы кабинета. Сформулированы и предложены основные положения о кабинете здорового ребенка, определены функциональные обязанности врача-педиатра кабинета здорового ребенка, дополнены функциональные обязанности медицинской сестры и перечень оснащения.
В соответствии с этими предложениями:
1. Кабинет здорового ребенка детской поликлиники является методическим и консультативным центром по вопросам развития, воспитания и охраны здоровья детей. Кабинет здорового ребенка организуется в составе лечебно-профилактического отделения (педиатрического) детской поликлиники в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 16.04.2012 г. № 366н «Об утверждении порядка оказания педиатрической помощи» [4].
2. Кабинет здорового ребенка осуществляет профилактическую и консультативную работу с родителями (законными представителями) и детьми раннего и дошкольного возраста.
3. Руководство работой кабинета осуществляется заведующим педиатрического отделения. В случае отсутствия в штатном расписании врача-педиатра кабинета здорового ребенка контроль осуществляется главной (старшей) медицинской сестрой.
4. Медицинский персонал кабинета здорового ребенка рассчитывается в соответствии с рекомендуемыми штатными нормативами: две должности врача-педиатра и две должности медицинской сестры на 10 000 прикрепленного детского населения (Приложение №5 к Порядку оказания педиатри-
ческой помощи, утвержденному приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 16.04.2012 г. № 366н «Об утверждении порядка оказания педиатрической помощи») [4]. 5. Основными задачами кабинета здорового ребенка являются:
• пропаганда здорового образа жизни в семье;
• обучение родителей (законных представителей) правилам и формированию навыков воспитания здорового ребенка (организация режима, вскармливание и питание, технология приготовления детских блюд, физическое воспитание, уход);
• санитарное просвещение родителей по вопросам гигиенического воспитания детей, профилактики заболеваний и отклонений в развитии ребенка;
• формирование медицинской активности у родителей;
• контроль за физическим развитием детей;
• контроль за нервно-психическим развитием детей;
• подготовка к поступлению в образовательное учреждение.
Работа медицинского персонала кабинета должна осуществляется по графику и в соответствии с планом, утвержденным главным врачом детской поликлиники. Время работы должно быть максимально удобным для большинства родителей.
Посещение детьми кабинета здорового ребенка может осуществляться как по назначению участкового врача-педиатра, так и самостоятельно при наличии в штате кабинета здорового ребенка врача-педиатра. Медицинская сестра кабинета выполняет назначения врача-педиатра участкового или врача-педиатра кабинета здорового ребенка. Посещение родителями групповых занятий (лекций, семинаров и др.) в рамках санитарно-просвети-тельской работы, а также занятий в «Школе для будущих матерей и отцов», «Школе для родителей» осуществляется как по рекомендации специалистов, так и по собственной инициативе.
В соответствии с Приложением №5 к Порядку оказания педиатрической помощи, утвержденному приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 16.04.2012 г. № 366н «Об утверждении порядка оказания педиатрической помощи», в штат поликлиники введена должность врача-педиатра кабинета здорового ребенка [4]. Это обусловило необходимость разработки функциональных обязанностей врача-педиатра кабинета. По нашему мнению, они должны включать:
1) проведение консультативных приемов родителей (законных представителей) по вопросам развития и воспитания здорового ребенка, профилактике отклонений в состоянии здоровья;
2) при необходимости осуществление расчета и ревизии питания детей раннего возраста;
3) обучение методике и особенностям вскармливания ребенка при проблемах со стороны матери
(гипогалактия, мастопатия и др.) и со стороны ребенка (пороки челюстно-лицевой области, синдром Дауна и др.);
4) проведение занятий в «Школе для будущих матерей и отцов», в «Школе для родителей»;
5) индивидуальное консультирование и проведение занятий по вопросам формирования здорового образа жизни в семье;
6) проведение консультаций по подготовке детей к поступлению в дошкольную образовательную организацию;
7) назначения для медицинской сестры кабинета здорового ребенка.
В случае отсутствия в штате кабинета здорового ребенка врача-педиатра его функции выполняет участковый врач-педиатр.
В ранее выпущенных методических рекомендациях по работе кабинета здорового ребенка [6] были сформулированы функциональные обязанности медицинской сестры кабинета. В соответствии с современными представлениями о роли и функциях кабинета здорового ребенка представляется целесообразным внести в них ряд изменений и дополнений.
Функциональные обязанности медицинской сестры кабинета здорового ребенка:
1. В соответствии с назначением врача кабинета здорового ребенка (или врача участкового-педиатра) проводятся:
• формирование устойчивой мотивации на грудное вскармливание у беременных женщин;
• консультации матери по охране, поддержке и поощрению грудного вскармливания младенцев, включая организацию групп поддержки грудного вскармливания среди молодых матерей;
• контрольные кормления ребенка первого года жизни;
• обучение технике естественного и искусственного вскармливания;
• обучение и консультирование матери методике ухода за детьми, проведения возрастных комплексов массажа, гимнастики и закаливания, организации режима дня;
• осуществление антропометрических измерений (взвешивание, измерение длины тела, окружности груди, головы), оценка физического развития ребенка;
• диагностика нервно-психического развития детей раннего возраста;
• выявление особенностей поведения детей;
• разъяснение родителям важности своевременного проведения ребенку профилактических прививок;
• совместно с врачом кабинета здорового ребенка (участковым педиатром) индивидуальная подготовка детей к поступлению в дошкольное образовательное учреждение.
2. Пропаганда здорового образа жизни.
3. Формирование информационного обеспечения кабинета здорового ребенка, комплектация информационных и методических материалов (таблицы, плакаты, брошюры, пособия, памятки), оформление стендов, выставок по созданию оптимальных условий для развития и воспитания ребенка.
4. Обеспечение родителей научно-методической литературой по вопросам охраны здоровья детей (памятки, брошюры, листовки и др.).
5. Организация и участие в проведении индивидуальных и коллективных занятий с родителями (законными представителями) детей на темы воспитания здорового ребенка.
6. Организация и помощь в проведении врачом кабинета здорового ребенка (участковым педиатром) занятий в «Школе будущих матерей и отцов», «Школе для родителей», организуемых в детской поликлинике или в кабинете здорового ребенка, непосредственное участие в этих занятиях.
7. Осуществление преемственности в работе с участковыми врачами-педиатрами и медицинскими сестрами в вопросах оценки физического и нервно-психического развития ребенка и в выявлении ошибок, допускаемых родителями в уходе за детьми.
8. Активное участие в ежегодно проводимых в детской поликлинике мероприятиях, посвященных сохранению и укреплению здоровья детей («Всемирный день здоровья», «День защиты детей» и др.).
9. Ведение рабочей документации.
В кабинете здорового ребенка может работать медицинская сестра, имеющая среднее профессиональное образование по специальности «Сестринское дело в педиатрии» без предъявления требований к стажу работы. Повышение квалификации медицинской сестры кабинета проводится в установленном порядке на специальных курсах усовершенствования «Первичная медико-санитарная помощь детям», «Охрана здоровья детей и подростков» не реже 1 раза в 5 лет (приказ Минздрава РФ от 05.06.98 N 186 «О повышении квалификации специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием») [7].
На основании приказа Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 № 541н «Об утверждении квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения"» [8] мы уточнили знания и навыки, которыми должна владеть медицинская сестра кабинета. Медицинская сестра кабинета здорового ребенка должна знать:
• законы и иные нормативные правовые акты РФ, действующие в сфере здравоохранения;
• режим и питание беременной и кормящей матери;
• анатомо-физиологические особенности новорожденных и детей раннего возраста;
• диагностические признаки наиболее часто встречающихся патологических состояний новорожденных и детей раннего возраста;
• основы профилактики заболеваний, пропаганды здорового образа жизни;
• правила и технику вскармливания детей первого года жизни;
• правила рационального питания детей старше года;
• показатели физического и нервно-психического развития детей;
• возрастные комплексы профилактического массажа и гимнастики, методы и принципы закаливания;
• принципы воспитания и формирования гигиенических навыков у детей раннего возраста;
• профилактику рахита, гипотрофии, анемии, ато-пического дерматита;
• календарь профилактических прививок, показания и противопоказания к прививкам;
• профилактику травм и несчастных случаев у детей, правила оказания экстренной помощи детям;
• медицинскую этику, психологию профессионального общения;
• правила ведения учетно-отчетной документации структурного подразделения;
• основы трудового законодательства;
• правила внутреннего трудового распорядка;
• правила по охране труда и пожарной безопасности. Медицинская сестра кабинета здорового ребенка
должна владеть навыками:
• диагностики наиболее часто встречающихся патологических состояний детей раннего возраста;
• осуществления профилактики заболеваний детей раннего возраста;
• пропаганды здорового образа жизни;
• техники вскармливания детей первого года жизни (естественного и искусственного);
• сцеживания грудного молока и массажа молочных желез;
• контрольного кормления;
• введения прикорма;
• организации и проведения рационального питания детей старше года, технологии приготовления блюд;
• измерения и оценки антропометрических показателей;
• оценки нервно-психического развития и поведения детей раннего возраста;
• проведения комплексов профилактического массажа и гимнастики;
• гигиенического ухода за детьми раннего возраста (купание, гигиенический туалет ребенка и др.);
• постановки очистительной клизмы, газоотводной трубки;
• измерения температуры тела;
• определения частоты пульса, дыхания, артериального давления;
• пеленания ребенка;
• оказания экстренной и неотложной помощи детям при жизнеугрожающих состояниях;
• медицинской этики и деонтологии;
• ведения учетно-отчетной документации структурного подразделения;
• использования оборудования кабинета здорового ребенка;
• осуществления противопожарной безопасности. В соответствии с Приложением №6 к Порядку
оказания педиатрической помощи (Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 16.04.2012г № 366н «Об утверждении порядка оказания педиатрической помощи») кабинет здорового ребенка должен быть оснащен необходимым оборудованием (см. таблицу) [4]. Для реализации в полной мере функций, возлагаемых на кабинет здорового ребенка в современных условиях, увеличения его привлекательности для родителей и повышения мотивации посещения в дополнение к имеющемуся стандарту оснащения мы предлагаем включить в перечень:
• компьютер;
• видеоматериалы по вопросам ухода и воспитания здорового ребенка, грудному вскармливанию, детскому профилактическому массажу и др.;
• компьютерные программы (например, по расчету и оценке питания детей, диагностике нервно-психического развития и др.);
• методические материалы по подготовке детей к поступлению в детский сад и школу;
• шкаф для методических материалов;
• сантиметровую ленту для измерения окружности головы и окружности груди;
• ростомер для детей до года и для детей старше года;
• тонометр с детской манжеткой (для детей старше года);
• справочные материалы для оценки физического развития и функционального состояния ребенка (центильные таблицы для оценки длины тела, массы тела, артериального давления и др.);
• пособия для диагностики нервно-психического развития.
Заключение
Приоритетность профилактического направления в работе по охране здоровья детей не вызывает сомнения. Это обусловливает возрастание роли кабинета здорового ребенка и целесообразность пересмотра организации работы и оснащения этого подразделения в соответствии с современными требованиями. Представляется целесообразным дальнейшее изучение данного вопроса для совершенствования качества оказания профилактической помощи детям в амбулаторно-поликлиниче-ских условиях.
ЛИТЕРАТУРА (REFERENCES)
1. Постановление Правительства РФ «Об утверждении государственной программы Российской Федерации» «Развитие здравоохранения» 15.04.2014 № 294. http://base.garant.ru/70643470/#help [Resolution of the Government of the Russian Federation "On the approval of the state program of the Russian Federation" "Development of Health" 15.04.2014 No. 294. http://base.garant. ru/70643470/#help (in Russ)]
2. Амбулаторно-поликлиническая педиатрия. Учебное пособие. Под ред. В.А. Доскина. 2-е изд., перераб. и доп. М: ООО «Издательство "Медицинское информационное агентство"» 2015; 11—31. [Out-patient polyclinic pediatrics. Textbook. V.A. Doskin (ed.). Moscow: OOO "Publishing house Meditsinskoe informatsionnoe agentstvo" 2015; 11-31. (in Russ)]
3. Диспансеризация, лечение и реабилитация детей раннего и дошкольного возраста. Руководство для врачей детских поликлиник. Под ред. В.А. Доскина, З.С. Макаровой. М: Владос пресс 2008; 492. [Clinical examination, treatment and rehabilitation of children of early and preschool age. Manual for doctors of children's polyclinics. V.A. Doskin, Z.S. Makarova (eds). Moscow: Vlados Press 2008; 492. (in Russ)]
4. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 16.04.2012 г. № 366н «Об утверждении порядка оказания педиатрической помощи». http://base. garant.ru/70183024/ [Order of the Ministry of Health and Social Development of the Russian Federation of 16.04.2012 № 366н "On the approval of the procedure for providing pediatric care". http://base.garant.ru/70183024/ (in Russ)]
5. Приказ Минздрава СССР № 60 от 19 января 1983 г. «О дальнейшем совершенствовании амбулаторно-поли-
клинической помощи детскому населению в городах». http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req= doc&base=ESU&n=4695#0 [Order of the Ministry of Health of the USSR No. 60 of January 19, 1983 "On Further Improvement of Outpatient Polyclinic Care for Children in the Cities". http://www.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc&base=ESU&n=4695#0 (in Russ)]
6. Зубкова Н.З., Скворцова Е.С., Прилепина И.А., Лещен-ко М.В. Организация работы кабинета здорового ребенка в детской поликлинике. Методические рекомендации. М 2007; 72. [Zubkova N.Z., Skvortsova E.S., Prilepina I.A., Leshchenko M.V. Organization of the work of the cabinet of a healthy child in a children's polyclinic. Guidelines. Moscow 2007; 72. (in Russ)]
7. Приказ Минздрава РФ от 05.06.98 № 186 «О повышении квалификации специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием» с изменениями, внесенными приказом Минздрава России от 5 августа 2003 г. № 332. http://docs.cntd.ru/document/901733295 [Order of the Ministry of Health of the Russian Federation of 05.06.98 N 186 "On the improvement of the skills of specialists with secondary medical and pharmaceutical education", as amended by Order No. 332 ofthe Ministry of Health of the Russian Federation of August 5, 2003. http://docs. cntd.ru/document/901733295 (in Russ)]
8. Приказа Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 № 541н «Об утверждении квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения"». http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_104261
[Order of the Ministry of Health and Social Development of the Russian Federation of 23.07.2010 N 541n "On the approval of the qualification directory of positions of managers, specialists
Поступила 15.08.17 Конфликт интересов:
Авторы данной статьи подтвердили отсутствие конфликта интересов, финансовой или какой-либо иной поддержки, о которых необходимо сообщить.
and employees, the section" Qualification characteristics of the positions of employees in the health sector". http://www.consul-tant.ru/document/cons_doc_LAW_104261/ (in Russ)]
Received on 2017.08.15
Conflict of interest: The authors of this article confirmed the absence conflict of interests, financial or any other support which should be reported.