VSP 3
20
Є
_BLOK_COLL.qxd 17.06.2008 12:25 Page 20 q э—
Социальная педиатрия и организация здравоохранения
И.Ю. Тармаева
Иркутский государственный медицинский университет
Обоснование приоритетов грудного вскармливания на примере деятельности учреждений охраны материнства и детства Республики Бурятия
РАССМАТРИВАЮТСЯ ПРИОРИТЕТЫ ГРУДНОГО ВСКАРМЛИВАНИЯ С УЧЕТОМ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В СТРАНЕ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ. ПОКАЗАНА РОЛЬ УЧРЕЖДЕНИЙ ОХРАНЫ МАТЕРИНСТВА И ДЕТСТВА РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ В ПРОПАГАНДЕ ГРУДНОГО ВСКАРМЛИВАНИЯ. ОТМЕЧЕНА НЕОБХОДИМОСТЬ ДАЛЬНЕЙШЕГО ВНЕДРЕНИЯ НОВЫХ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПО УЛУЧШЕНИЮ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ НОВОРОЖДЕННЫХ. КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ГРУДНОЕ ВСКАРМЛИВАНИЕ, УЧРЕЖДЕНИЯ ОХРАНЫ МАТЕРИНСТВА И ДЕТСТВА, ОРГАНИЗА-
Здоровье населения, динамика его развития на ближайший и долгосрочный периоды в экономически развитых странах становятся основными критериями, когда встает вопрос об оценке уровня и перспектив развития общества. Проблема охраны здоровья детей — одна из самых актуальных, поскольку именно состояние здоровья детского населения является определяющим в формировании жизненного, репродуктивного и трудового потенциала нации. Еще большую значимость приобретает эта проблема сейчас в сложившейся сложной демографической ситуации [1-3].
Для Российской Федерации, в том числе и для ее субъекта — Республики Бурятия, период конца XX — начала XXI века характеризовался комплексным ухудшением состояния здоровья детского населения. Отмечался рост заболеваемости и инвалидности, снижались показатели физического развития. Феноменом 1990-х годов явились сокращение рождаемости до небывало низкого уровня и заметное ухудшение здоровья родившихся детей.
В поисках ответа на вопрос, в чем причина сложившегося положения, разрабатываются различные концепции, призванные объяснить, что обусловливает здоровье населения. Видное место в этих теоретических концепциях занимает изучение проблемы питания детей раннего возраста [4].
Научные исследования последних лет позволили значительно расширить представления о положительном влиянии грудного вскармливания в раннем детстве на здоровье и качество всей последующей жизни человека, на его психику и интеллектуальное развитие [5]. Одной из важных причин негативных изменений показателей здоровья современной молодежи является раннее прекращение грудного вскармливания в младенческом возрасте. По данным Министерства здравоохранения Республики Бурятия показатель распространенности грудного вскармливания невысок.
ЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.
Контактная информация:
Тармаева Инна Юрьевна, кандидат медицинских наук, докторант кафедры гигиены труда и гигиены питания Иркутского государственного медицинского университета Адрес: 664003, Иркутск, ул. Красного восстания, д. 1, тел. (3952) 24-36-09 Статья поступила 12.12.2007 г., принята к печати 02.06.2008 г.
I.Y. Tarmaeva
Irkutsk State Medical University
Breast feeding priorities: the example of activity of maternity and childhood protection services in Buryat Republic
THE PRIORITY OF BREAST FEEDING WAS OBSERVED TAKING INTO ACCOUNT A DEMOGRAPHIC SETTING IN OUR COUNTRY AT PRESENT. THE ROLE OF MATERNITY AND CHILDHOOD PROTECTION SERVICES IN BURYAT REPUBLIC IN POPULARIZATION OF BREAST FEEDING WAS SHOWN. THE NEED OF FURTHER INTRODUCTION OF NEW ORGANIZATIONAL TECHNOLOGIES IN IMPROVEMENT OF HEALTH STATE OF NEWBORNS WAS NOTED.
KEY WORDS: BREAST FEEDING, MATERNITY AND CHILDHOOD PROTECTION SERVICES, ORGANIZATIONAL TECHNOLOGIES.
-e-
Є
Питание ребенка было и остается одной из основных проблем практической педиатрии, а также наиболее сложной задачей различных ведомственных служб, отвечающих за охрану здоровья детей и правильную организацию их питания. В последние десятилетия во многих странах мира сформировалась весьма неблагоприятная тенденция, встревожившая врачей, психологов и социологов: с каждым годом ухудшается как физическое, так и психическое здоровье детского населения, изменяется социальное поведение молодежи, обостряется проблема отчуждения от семьи «трудных» подростков, угрожающие размеры принимает детская преступность и др.
Необходимость получения количественных характеристик, дающих представление о распространенности патологических состояний и выяснения факторов, влияющих на состояние здоровья и развитие детей, стала определяющей в принятии решения провести под эгидой ВОЗ в нескольких странах Европы на единой методической основе (стандартизированный опрос родителей) комплексного проспективного лонгитудинального исследования, позволяющего проследить и оценить процесс формирования здоровья детей в конце XX столетия.
В Российской Федерации поощрение грудного вскармливания рассматривается как одно из важных профилактических направлений в укреплении здоровья матери и ребенка. В современных условиях рекомендации по кормлению грудных детей значительно различаются в странах Западной и Восточной Европы. В Российской Федерации большая часть рекомендаций относилась к советской эпохе и существенно отличалась от международных стандартов: последний пересмотр методических рекомендаций в нашей стране был в 1982 г. Различия в подходах к проблеме грудного вскармливания представлены в табл. 1. Сопоставление данных позволяет заключить, что вследствие методически ошибочных идей и действий медицинских работников в России утрачена преемственность в передаче материнского опыта, поддерживавшего ценность грудного вскармливания. В результате в последние 30 лет такая практика все больше сокращается, а в качестве альтернативы грудному молоку пропагандируются смеси для искусственного вскармливания. Сегодня в России только 14% детей до 3-месячного возраста находятся на грудном вскармливании, параллельно с этим число здоровых детей до 1 года уменьшилось до 10%.
В декларации ВОЗ/ЮНИСЕФ «Больница, доброжелательная к ребенку» («Baby friendly hospital») изложены 10 принципов успешного грудного вскармливания. В развитие декларации Минздравмедпромом РФ было подготовлено информационно-методическое письмо для практического здравоохранения «Охрана, поощрение и поддержка грудного вскармливания младенцев в Российской Федерации», где изложены основные организационные мероприятия, которые необходимо осуществить. В документе подчеркивается, что работу по поддержанию грудного вскармливания необходимо проводить на всех уровнях, привлекая как организаторов здравоохранения, так и научных работников, специалистов учебных медицинских учреждений, практических врачей, средний медицинский персонал женских консультаций, родильных домов, детских поликлиник и других медицинских учреждений. Ниже представлены результаты социологического исследования, проведенного на базе Республиканского перинатального центра, детской городской поликлиники № 1 Улан-Удэ, женских консультаций города по медико-организационным вопросам грудного вскармливания новорожденных. Исследование предусматривало оценку знаний по вопросам грудного вскармливания среди беременных женщин, родильниц и женщин, имеющих детей раннего возраста. Кроме того, оценивалась эффективность работы «Школ материнства» женских консультаций, родильных домов и детских поликлиник с целью научного обоснования медико-организационных приоритетов грудного вскармливания.
В ходе исследования проанкетировано 600 женщин разного возраста: беременных, состоящих на учете в женской консультации; родильниц в родильном доме, перинатальном центре; матерей с ребенком, обращавшихся в детскую поликлинику. Анкеты содержали вопросы, характеризующие социально-экономический, образовательный, культурный уровень женщин, их отношение к грудному вскармливанию и знания по данному вопросу.
Распределение опрошенных по возрасту было следующим: преобладали женщины 20-24 (32%) лет, примерно одинаковое количество приходилось на возраст 25-29 лет и 30 лет — 34 года (25-28%); самой малочисленной группой оказались 15-19-летние (7-13%); женщины в возрасте 35-40 лет составили 10-12%. Среди опрошенных превалировали женщины со средним специальным образованием. Реже встречались женщины со средним, неполным высшим и высшим
21
Таблица 1. Различия в подходах к проблеме грудного вскармливания
Министерство здравоохранения СССР (1982 г.) ВОЗ/ЮНИСЕФ (2002 г.)
Позднее начало грудного вскармливания (через 6-12 ч после рождения) Информировать всех беременных женщин о преимуществах и методах грудного вскармливания
Кормление 5% раствором глюкозы до того, как установится выработка грудного молока Помогать матерям начинать грудное вскармливание в течение 1-го получаса после родов
Исключительно грудное вскармливание только в течение 1-го месяца Показывать матерям, как кормить грудью и как сохранить лактацию, даже если они должны быть отделены от своих детей по медицинским показаниям
Грудное молоко в качестве основной пищи в течение первых 4 мес Не давать никакой иной пищи или питья, кроме грудного молока, за исключением случаев, связанных с медицинскими показаниями
Полное прекращение грудного вскармливания к возрасту 10-11 мес Практиковать круглосуточное совместное пребывание матери и новорожденного
Поощрять грудное вскармливание по требованию ребенка
Не давать новорожденным, находящимся на грудном вскармливании, никаких искусственных средств, имитирующих грудь (соски-пустышки)
Поощрять создание групп поддержки грудного вскармливания и направлять матерей в эти группы после выписки из роддома
О
ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДИАТРИИ/ 2008/ ТОМ 7/ № 3
(П
а
х
о
о
а
га
а
и
м
ос
га
м
а
о
а
а
н
га
5
и
V
с
ос
(П
X
.в
(П
о
о
образованием. Социальный статус опрошенных был разным: удельный вес работников бюджетной сферы и частных предприятий оказался почти одинаковым (по 30%), затем следовала группа неработающих женщин, и меньше всего было госслужащих (13%). Различий в структуре респондентов с учетом типа учреждения, где проводился опрос, не отмечено. При ответе на вопрос, до какого возраста предыдущий ребенок находился на грудном вскармливании, выяснилось, что женщины активного возраста, имеющие не первого ребенка, предпочитали естественное вскармливание продолжительностью не менее 6 мес. В таблице 2 представлены данные о распределении обследованных по возрастным группам в зависимости от типа вскармливания предыдущего ребенка (результаты опроса в женской консультации). Видно, что представители возрастной группы 15-19 лет предпочитали искусственное вскармливание (смесями). Анализ полученных данных продемонстрировал психологическую неготовность опрошенных этого возраста к материнству и недостаточную роль женской консультации в формировании у них необходимых знаний. Женщины в возрасте 20-24 лет предпочитают смешанный вид вскармливания. Как оказалось, женщины более зрелого возраста понимают, что кормить ребенка грудью необходимо, но считают, что использовать искусственные смеси удобно. Поддержка лечебно-профилактического учреждения отсутствовала и у этих респондентов. Основываясь на собственном опыте, женщины 25-29 и 30-34 лет, имеющие не первого ребенка, выбирают грудное вскармливание. В возрасте 35-40 лет женщины вновь вынуждены прибегать к искусственному вскармливанию в связи со снижением эффективности лактации. При использовании критерия соответствия (х2) отмечена взаимосвязь между возрастом обследованных женщин и выбором типа вскармливания (р < 0,05).
Распределение респондентов в других лечебно-профилактических учреждениях было аналогичным. Так, согласно опросу в родильном доме, женщины до 19 лет предпочитают искусственное вскармливание, в возрасте — 20-24 лет — смешанное, а старше 25 лет — грудное.
Женщины, отвечавшие на анкету в детской поликлинике, в возрасте до 19 лет и 35-40 лет предпочитают также искусственное вскармливание, а в группах 20-24 и 25-29 лет грудное вскармливание начинает превалировать над смешанным. Таким образом, как показали результаты опроса, выбор в пользу грудного вскармливания связан с возрастом женщин и не зависит от организационной работы школ материнства женской консультации, родильного дома, детской поликлиники.
Анализ распределения опрошенных с учетом выбора режима кормления ребенка позволил установить тенденцию снижения количества женщин, использующих почасовой режим кормления и режим в соответствии с рекомендациями медицинского персонала. Наиболее часто женщины отмечали приверженность режиму «по требованию» (см. рис.). Таким образом, опрос показал значимость возраста матери в установке на грудное вскармливание.
Рис. Распределение респондентов в зависимости от выбора режима кормления ребенка
Женская Родильный дом Детская консультация поликлиника
■ По рекомендации медперсонала
□ По часам
■ По требованию
Результаты социологического исследования продемонстрировали, что доля женщин, посещавших «Школу материнства», составляла от 26 до 46% опрошенных во всех учреждениях. Мотивом непосещения «Школы материнства» было, по данным анкет, отсутствие инициативы со стороны женской консультации, родильного дома, детской поликлиники. Согласно расчетным величинам критерия согласия (для групп признаков, изученных в ходе социологического опроса), в женской консультации есть достоверные взаимосвязи между потребностью в обучении по вопросам грудного вскармливания и образованием беременной и сроками постановки на учет в женской консультации (р < 0,05). В родильном доме было больше женщин, желающих кормить ребенка грудью более 6 мес при сокращении доли женщин, указавших сроки от 3 до 6 мес (различия статистически значимые) (табл. 3). Возраст беременной имеет существенное значение в выборе вида вскармливания будущего ребенка. Важно отметить связь выбора приоритета грудного вскармливания женщиной с частотой заболеваний у предыдущего ребенка. Анализ ответов о психологическом климате в семье показывает достоверную связь между хорошими семейными отношениями и желанием кормить ребенка грудью.
Необходимо констатировать, что на уровне женской консультации санитарно-просветительская работа врача акуше-ра-гинеколога, посещение «Школы материнства», достаточность полученных знаний не имели существенного значения для беременной в ее желании сделать выбор в пользу грудного вскармливания, что, очевидно, свидетельствует о неэффективной работе данных структур.
Таблица 2. Возрастные особенности приверженности женщин к различным типам вскармливания предыдущего ребенка (в %)
Учреждение 15-19 лет 20-24 года 25-29 лет 30-34 года 35-40 лет
А Б В А Б В А Б В А Б В А Б В
Женская консультация 3,4 11,1 7,9 13,8 11,1 36,8 37,9 33,3 26,3 27,6 11,1 18,4 17,2 33,3 10,5
Родильный дом 7,1 30 29,5 25,0 10,0 13,6 23,1 10,0 15,9 30,8 20 22,7 14,1 30,0 18,2
Детская поликлиника 5,6 33,3 6,3 33,1 16,7 18,8 24,2 16,7 37,5 26,4 16,7 31,3 10,7 16,7 6,3
Примечание:
А — грудное вскармливание; Б — искусственное; В — смешанное.
О
22
Є
Таблица 3. Значения критерия согласия, рассчитанные для групп признаков, изученных в ходе социологического опроса
Сравниваемые признаки X2 Р
основные связанные
Образование беременной 24,4 0,002
Потребность в обучении Срок постановки на учет 14,2 0,01
Возраст беременной 11,2 нд
Получение знаний от гинеколога 3,23 нд
Желание кормить грудью Посещение школы материнства 0,01 нд
Возраст беременной Вид вскармливания 15,66 0,01
Образование беременной Вид вскармливания 9,38 нд
Число заболеваний предыдущего ребенка Вид вскармливания 26,21 0,002
Посещение «Школы материнства» Вид вскармливания 3,62 нд
Достаточность знаний в «Школе материнства» Вид вскармливания 1,28 нд
Достаточность знаний, полученных от гинеколога Вид вскармливания 4,09 нд
Психологический климат в семье Желание кормить грудью 35,4 0,002
Примечание:
нд — недостоверно (р > 0,05).
Анализ данных х2, рассчитанных для групп признаков, изученных при социологическом опросе в родильном доме, показал, что на потребности обучаться навыкам грудного вскармливания существенно влияют образование беременной и ее возраст. Желание роженицы кормить ребенка грудью достоверно взаимосвязано с организационной формой пребывания в родильном доме и значениями, полученными от акушера-гинеколога в школе материнства. На выборе роженицей вида вскармливания сказывается и число заболеваний предыдущего ребенка. Течение родов и способ ро-доразрешения достоверно связаны с таким признаком, как успешное последующее грудное вскармливание.
Те же величины, рассчитанные при опросе в детской поликлинике, вновь (как в женской консультации и родильном доме) подтвердили стойкую связь между частотой заболеваний предыдущего ребенка и выбором грудного вскармливания. Знания, полученные в «Школе материнства» в детской поликлинике, имеют существенное значение при выборе в пользу грудного вскармливания.
Выбор режима кормления по требованию ребенка статистически значимо был связан с организационной формой «Школы материнства» и знаниями, полученными от акуше-ра-гинеколога в детской поликлинике, а также желанием женщины пройти обучение по вопросам грудного вскармливания. Кроме того, была установлена связь таких факторов, как течение родов и способ родоразрешения с таким признаком, как успешное последующее грудное вскармливание. Анализ ответов о психологическом климате в семье демонстрирует достоверную связь между хорошими отношениями и желанием кормить грудью будущего ребенка. Оказание помощи медицинским персоналом поликлиники, а также посещение поликлиники в день здорового
ребенка существенно влияют на длительное кормление грудью.
Таким образом, анализ отечественной и зарубежной литературы продемонстрировал факт, что грудное молоко было и остается оптимальным видом питания младенца и это связано с высокой биологической ролью материнского молока. Организация грудного вскармливания в женской консультации, родильном доме, детской поликлинике пока остается на низком уровне. Анализ деятельности службы охраны материнства и детства выявил неудовлетворительную санитарно-просветительную работу по пропаганде естественного вскармливания. Отсутствует четкая система информирования женщин о правильной технике грудного вскармливания и подготовке груди к кормлению. Даже посещавшие «Школы материнства» (от 26 до 46%) не всегда получали в них достаточные знания и обучались правильной технике кормления грудью. Успешность установки на грудное вскармливание связана в большей степени с возрастом женщины и собственным опытом, полученным в период беременности, родов и кормления предыдущего ребенка, и меньше обусловлена работой специализированных служб охраны материнства и детства. К ошибочным действиям медицинских работников относятся позднее прикладывание ребенка к груди, раздельное содержание матери и ребенка, отсутствии поддержки лактации, допаивание ребенка водой или сладким раствором. Отсутствие рекомендаций медицинских работников и поддержки в семье ведет к сомнению матери в способности иметь необходимое для ребенка количество молока. Результаты социологического опроса женщин свидетельствуют об отсутствии источников информации о кормлении грудью, вследствие чего им приходится ориентироваться на собственный опыт или основываться на мнении родственников, которое часто бывает ошибочным.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Герасименко Н.Ф. Власть и здоровье нации. — М.: Нива России, 1997. — С. 48.
2. Максимова Т.М., Гаенко О.Н. Здравоохранение населения и социально-экономические проблемы общества // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и история медицины. — 2003. — № 1. — С. 3-7.
3. Тишук Е.А. Некоторые вопросы состояния здоровья населения Российской Федерации // Проблемы социальной гигиены и история медицины. — 2001. — № 6. — С. 3-8.
4. Черепов В.М., Соболевская О.В., Кузыбаева М.П. и др. Проблемы питания населения России как фактор риска здоровью // Здравоохранение Российской Федерации. — 2007. — № 2. — С. 46-48.
5. Фатеева Е.М., Абольян Л.В. Роль государственной социальной политики в реализации приоритета грудного вскармливания // Вопросы детской диетологии. — 2006. — Т.4, № 4. — С. 46-47.
-е-
ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДИАТРИИ/ 2008/ ТОМ 7/ № 3