Научная статья на тему 'Оптимизация межличностных отношений военнослужащих как проблема современной науки и практики'

Оптимизация межличностных отношений военнослужащих как проблема современной науки и практики Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
558
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / СОВРЕМЕННАЯ НАУКА / ВОЕННОСЛУЖАЩИЕ / ЛИЧНОСТЬ ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО / INTERPERSONAL RELATIONSHIPS / MODERN SCIENCE / THE MILITARY / THE IDENTITY OF THE SOLDIER

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Белецкая О.К.

В данной научной работе автор рассматривает вопросы оптимизации взаимоотношений среди военнослужащих, предложены варианты путей оптимизации межличностных отношений.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the scientific work of the author examines how to optimize the relationship among the military, the variants of ways of optimization of interpersonal relations.

Текст научной работы на тему «Оптимизация межличностных отношений военнослужащих как проблема современной науки и практики»

требованиями к специалисту, профессионалу, с одной стороны, и малой эффективностью его подготовки в системе высшего профессионального образования, с другой; требования к профессии не соответствуют личностным качествам специалиста-психолога. В настоящее время существует запрос психолого-педагогической практики на теоретически обоснованный подход к развитию личностной позиции студента-психолога в процессе обучения в вузе. Однако современное состояние проблемы указывает на отсутствие достаточно полной системы психологического сопровождения становления специалиста с устойчивой личностной позицией.

Список литературы

1. Абульханова К.А., Брушлинский А.В. Философско-психологическая концепция С.Л. Рубинштейна. - М.: Наука, 1989.

2. Абульханова К.А. Психология и сознание личности (проблемы методологии, теории и исследования реальной личности). Избр. психол. труды. - М.: Наука, 1999.

3. Брушлинский А.В. Принцип детерминизма в трудах С.Л. Рубинштейна // Вопр. психол. 1989.

4. Выготский, Л.С. Собрание сочинений. Т.1: Проблемы теории и истории психологии. М.: Изд-во «Педагогика», 1982.

5. Гальперин П.Я. Введение в психологию: Учебное пособие для вузов. - М.: «Книжный дом «Университет», 2000.

6. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1975.

Белецкая О.К.

ОПТИМИЗАЦИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

ВОЕННОСЛУЖАЩИХ КАК ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ И ПРАКТИКИ

Воронежский экономико-правовой институт

Ключевые слова: межличностные отношения, современная наука, военнослужащие, личность военнослужащего.

Аннотация: в данной научной работе автор рассматривает вопросы оптимизации взаимоотношений среди военнослужащих, предложены варианты путей оптимизации межличностных отношений.

Keywords: interpersonal relationships, modern science, the military, the identity of the soldier

Abstract: in the scientific work of the author examines how to optimize the relationship among the military, the variants of ways of optimization of interpersonal relations.

Нарушения сложившейся в мире системы стратегической стабильности; изменение характера военных угроз; новые тенденциями в развитии средств и способов вооруженной борьбы; изменения, происходящими в экономической и социальной жизни общества ставят перед Вооруженными силами задачу масштабных преобразований, целью которых является создание хорошо обученной, боеспособной армии, способной надежно защитить национальные интересы Российской Федерации, гарантировать ее суверенитет и территориальную целостность.

Кардинальные изменения в обществе и Вооруженных Силах Российской Федерации определяют необходимость тщательной разработки проблем психологического обеспечения служебной деятельности военнослужащих. В изменяющихся условиях оборонного строительства проблема оптимизации межличностных отношений военнослужащих занимает центральное место. Сложность реформирования Вооруженных Сил определяется тем, что оно происходит в условиях идеологических и экономических реформ, когда ценность военно-профессиональной деятельности в силу объективных причин в должной степени не осознается обществом и военнослужащими.

Один из важнейших психологических вопросов в процессе реформирования Вооруженных Сил - это оптимизация межличностных отношений военнослужащих. Многие научные разработки посвящены выделению факторов военно-профессиональной деятельности, влияющих на формирование продуктивной личностно-профессиональной Я-концепции

военнослужащих, что имеет важное теоретическое и практическое значение в оптимизации межличностных отношений военнослужащих.

Вопросам исследования феноменологии, структуры, закономерностей проявления и развития Я-концепции, самосознания уделяется большое внимание в работах: К.А. Абульхановой-Славской, Б.Г. Ананьева, Г.М. Андреевой, Р. Бернса, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, И.С. Кона, А.Н. Леонтьева, K.P. Роджерса, С.Л. Рубинштейна, А.Г. Спиркина, В.В. Столица, И.И. Чесноковой, Д.Б. Эльконина, Э. Эриксона, Т. Шибутани, X. Маркуса, Т. Хиггинсаи др.

Исследованию самооценки посвящены работы В.В. Столина (1983), И.И. Чесноковой, Л.В. Бороздиной. Становление профессионального Я зрелой личности связывается с ее превращением из элемента системы в субъект деятельности (А.Г. Асмолов, Б.Г. Ананьев, A.A. Деркач, Н.В. Кузьмина, Л .Г. Лаптев, В.Г. Михайловский и др.).

Развитию «профессионального Я» военных специалистов посвящены работы Ю.Н. Юрлова, С.Б. Наседкина, М.Н. Попова, В.П. Каширина, С.Л. Петера. Теоретические и практические исследования процесса формирования военного профессионала в условиях военно-профессиональной деятельности представлены в трудах A.B. Барабанщикова, Н.И. Калакова, П.А. Корчемного, А.Г. Караяни, Л.Г. Лаптева, В.Г. Михайловского и др. Особое внимание процессу развития профессионализма с позиций комплексного психолого-акмеологического подхода уделяли A.B. Барабанщиков, Д.В. Богоявленская, A.A. Деркач, В.Г. Зазыкин, И.П. Волков, Н.В. Кузьмина и др.

Акмеологическому и психологическому сопровождению профессионального становления военных кадров посвящены работы В.В. Девятко, М.И, Дьяченко, Н.И. Калакова, Л.Г. Лаптева, E.H. Лобова, Н.Ф. Лукьянова, В.Г. Михайловского, B.C. Олейникова и др. В диссертационных работах Ю.Н. Гончарова, Т.А. Жаворонковой, Е.А. Могилевкина исследуются различные аспекты влияния факторов, способствующих профессиональной карьере у госслужащих.

В диссертационных исследованиях H.A. Жильцова, А.Г. Маклакова, Н.И. Калакова, М.Н. Попова, С.Л. Петера исследуется влияние различных факторов на процесс становления военного профессионала. Влияние уровня субъективного контроля как фактора профессиональной деятельности на продуктивность деятельности отмечалось в работах A.A. Деркача, Ю.Н. Гончарова и др.

В настоящее время военно-профессиональная деятельность обнаруживает серьезные недостатки в развитии профессиональной деятельности военнослужащих, которые связаны с потерей престижа военной службы в обществе, ориентацией военнослужащих на внешние, материальные составляющие воинского труда и отсутствием внутренних стимулов (чувства долга, патриотизма, верности Отечеству и т.д.).

В основе феномена, связанного с углублением расхождений между требованиями, предъявляемыми к личности и деятельности военнослужащего, и фактическим уровнем сформированности его личностно-профессиональной Я-концепции, играющей важную роль в

оптимизации межличностных отношений военнослужащих, лежат противоречия многоаспектного характера: между стремлением военнослужащего к личностно-профессиональному развитию и особенностями воинского труда, блокирующими проявление инициативы и творчества; между социальным статусом военнослужащего в обществе и отсутствием адекватной системы материального и морального стимулирования воинского труда; между спецификой военно-профессиональных задач в условиях реформирования Вооруженных сил, высокими требованиями, предъявляемыми к профессиональной подготовке военнослужащего и его военно-профессиональной пригодностью, внутренней готовностью к реализации поставленных перед ним задач; между стремлением военнослужащего к повышению уровня своего личностно-профессионального развития и недостаточными возможностями для повышения своей классной квалификации, наличием постоянных несвойственных задач, высокой загруженностью, недостаточностью времени и условий для культурного досуга и отдыха.

Перед современной наукой встает задача исследовании и выявлении психолого-акмеологических факторов формирования личностно-профессиональной Я-концепции военнослужащих и оптимизации межличностных отношений военнослужащих. Научные исследования показывают, что личностно-профессиональная Я-концепция военнослужащего представляет собой сложившуюся, относительно устойчивую, иерархически организованную, обобщенную систему функционирования представлений, знаний индивида о себе, как о личности и субъекте профессиональной деятельности, что способствует оптимизации межличностных отношений военнослужащих.

Личностно-профессиональная Я-концепция военнослужащих, являясь иерархически организованной, обобщенной системой функционирования представлений, знаний индивида о себе как о личности и субъекте профессиональной деятельности, может успешно развиваться при психолого-акмеологическом сопровождении, направленном на развитие индивидуально-личностных особенностей (нервно-психической устойчивости, интернальности, самоотношения к соблюдению моральных норм и правил), с учетом возрастных особенностей. Психолого-акмеологическое сопровождение создает условия для формирования адекватной профессиональной самооценки и оптимально-продуктивного уровня сформированности личностно-

профессиональной Я-концепции военнослужащих и оптимизации межличностных отношений.

Личностно-профессиональная Я-концепция представляет собой сложившуюся, относительно устойчивую, иерархически организованную, обобщенную систему функционирования представлений, знаний индивида о себе, как о личности и субъекте профессиональной деятельности. Формирование личностно-профессиональной Я-концепции военнослужащих, обеспечивается сущностной, структурно-содержательной характеристикой этого феномена, взаимовлиянием комплекса внешних и внутренних психолого-акмеологических факторов. Современные научные исследования, направленные на оптимизацию межличностных отношений военнослужащих выделяют внешние факторы формирования личностно-профессиональной Я-концепции -индивидуально-деятельностные и профессионально-деятельностные, а также внутренние психолого-акмеологические факторы -индивидуально-личностные, профессионально-мотивационные.

Современное психолого-акмеологическое сопровождение направленное на развитие индивидуально-личностных особенностей (нервно-психической устойчивости, интернальности, самоотношения к соблюдению моральных норм и правил) учитывает возрастные особенностей и создает условия для формирования адекватной профессиональной самооценки и оптимально-продуктивного уровня сформированности личностно-профессиональной Я-концепции, способствующей оптимизации межличностных отношений.

Современные научные психолого-акмеологические разработки, направленные на оптимизацию межличностных отношений, способствуют рациональному планированию профессиональной карьеры военнослужащих в условиях реформирования Вооруженных сил в процессе самой военной службы, позволяют строить программу коррекции для каждого воина с целью самосовершенствования, стремления к «Акме», как вершине личностного и профессионального развития. В целях продуктивного развития личностно-

профессиональной Я-концепции, формирования высокой нервно-психической устойчивости, осознания своего социального статуса в обществе, оптимизации межличностных отношений используются психолого-акмеологический тренинги.

Таким образом, развитие оптимальных межличностных отношений оказывает непосредственное влияние не только на профессиональную подготовку военнослужащего, но и на интенсивное его развитие как

субъекта военно-профессиональной деятельности. Стабилизация военно-профессиональной деятельности по мере ее освоения приводит к оптимизации межличностных отношений военнослужащих.

В исследованиях по рассмотрению проблем оптимизации межличностных отношений показано, что акмеологическими принципами построения оптимальных межличностных отношений являются: принцип гуманизма, ориентирующий на самоценность человека, самосовершенствование, самореализацию, гармонизацию его отношений в процессе межличностного взаимодействия; субъект-субъектного взаимодействия, способствующий формированию и развитию сотрудничества; активности, обеспечивающий поддержание межличностных отношений; ответственности, предполагающий, что участники взаимодействия несут обоюдную ответственность за формирование тех или иных межличностных отношений и возникновение проблемных ситуаций во взаимодействии; объективности, предполагающий, что в построении межличностных отношений их участники исходят не из своих субъективных оценок, а из объективной многосторонней оценки ситуации; обратной связи, обеспечивающий возможность для каждого субъекта межличностных отношений соотносить свои цели, мотивы и действия с результатом взаимодействия в конкретной ситуации и при необходимости корректировать их для повышения эффективности взаимодействия.

Военный профессионал, владеющий адекватными способами развития оптимальных межличностных отношений, является субъектом военно-профессиональной деятельности, а не просто носителем суммы профессиональных знаний, навыков и умений. В данном случае он полностью владеет ситуацией межличностного взаимодействия в процессе совместной деятельности и общения, что обеспечивает ему достижение более высоких степеней профессионализма.

Список литературы

1. Торгаева И.Н. Развитие профессиональной Я-концепции военнослужащих ВДВ //Прикладная психология. - 2006.- № 6. С. 109112.

2. Абульханова-Славская К.А. Жизненные перспективы личности // Психология личности и образ жизни. М., 1982.-С. 137-145.

3. Акмеология: Учебник / Под общ. ред. А.А. Деркача. — М.: Изд-во РАГС, 2002. 650 с.

4. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысление, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. 1994. - Т.15. - №1. - С. 3-18.

5. Бодалев А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. - М.: Флинта: Наука, 1998.168 с.

6. Деркач А.А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. Кн.2. - М.: РАГС, 2000. - 536 с.

Жигулин А.А.

ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА И ПРОДУКТЫ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ В ИХ СООТНОШЕНИИ

Воронежский экономико-правовой институт

Ключевые слова: правовая культура, правовая система, правосознание.

Аннотация: в статье рассмотрены вопросы правовой культуры и разработаны пути повышения формирования правовой культуры населения.

Keywords: legal culture, legal system of justice.

Abstract: The article discusses the legal culture and developed ways to enhance the formation of legal culture of the population.

Научная разработка феномена правовой культуры в нашей стране началась только в 60-70-е гг. прошлого века. В то время долго существовавший тоталитарный режим в стране начал постепенно демократизироваться, потребовалось совершенствование всей правовой сферы советского общества, что было невозможно без вовлечения в этот процесс миллионов граждан. На большое значение повышения уровня правовой культуры народа в целях демократизации всей правовой жизни страны, пожалуй, первым в советской юридической науке обратил внимание Л.С. Галесник [6].

Вскоре, в те же 60-70-е гг., в разработку этой научной проблемы включились и другие ученые. Поэтому когда в конце 70-х гг. мы серьезно приобщились к этому научному направлению, то обнаружили большой разброс мнений в понимании правовой культуры. Термин «правовая культура» используется для обозначения разнообразных фрагментов правовой действительности. В одном случае под правовой культурой понимают некоторую совокупность

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.