УДК 159.9
ПРОБЛЕМА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В ВОИНСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ С ПОЗИЦИЙ СИСТЕМНО-АКМЕОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА
© Оксана Константиновна БЕЛЕЦКАЯ
Воронежский экономико-правовой институт, г. Воронеж, Российская Федерация, соискатель, ассистент кафедры психологии, e-mail: [email protected]
В статье рассмотрены взаимоотношения в воинском коллективе с позиций системно-акмеологического подхода. Актуальность статьи обусловлена необходимостью решения проблем, связанных с обеспечением безопасности личности, общества, государства, говорится о значении межличностных отношений для формирования личности в процессе воинской службы.
Ключевые слова: системно-акмеологический подход; взаимоотношения в воинском коллективе.
В современных условиях возрастающее значение приобретает необходимость решения проблем, связанных с обеспечением безопасности личности, общества, государства. Важнейший вклад в решение данных проблем вносят военнослужащие, сотрудники силовых министерств и ведомств (Министерства обороны, Министерства внутренних дел, Федеральной миграционной службы, Федеральной службы безопасности, Федеральной службы охраны, Службы внешней разведки, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), уголовно-исполнительной системы, таможенных органов и др.) и, прежде всего, офицерские кадры Вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны и безопасности страны.
Проблему отношений исследуют представители гуманитарных, естественных наук, реализуя общеметодологический принцип изучения объектов природы в их связи с окружающей средой.
В психологии сложилось несколько направлений, изучающих взаимоотношения.
Фундаментально разрабатывали проблемы психологии межличностного взаимодействия отечественные психологи: Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева, В.М. Бехтерев, А. А. Бодалев, Л.С. Выготский, Л.Я. Гозман, Е.И. Голо-ваха, И.Н. Горелов, В.В. Знаков, Я. Л. Коло-минский, И.С. Кон, Е.А. Климов, В.Н. Куницына, В. А. Лабунская, В.П. Левкович,
A.А. Леонтьев, А.Н. Леонтьев, А.Е. Личко,
B.С. Мерлин, В.И. Моросанова, В.Н. Мяси-
щев, В.Н. Панферов, В.М. Погольш, А.А. Реан,
С.Л. Рубинштейн, Е.Т. Соколова, В.И. Тютюнник, А.А. Ухтомский, К.Д. Шафранская, Д.Б. Эльконин, В.В. Юстицкий и др.
Значимый вклад в исследование личностных составляющих межличностных отношений внесли К.А. Абульханова, А.В. Брушлин-ский, Е.Н. Волкова, Н.А. Батурин, И.В. Дубровина, И.А. Зимняя, В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьев, Н.Д. Никандров, Л.И. Рувинский, И.Н. Семенов, Д.И. Фельдштейн, В.Э. Чуд-новский и др.
Значение межличностных отношений для формирования личности исследовалось в работах Г.М. Андреевой, А.А. Бодалева, Л.Г. Дикой, Н.Ф. Талызиной, В.А. Кан-Кали-ка, С.А. Шеина и др. В теоретических и экспериментальных исследованиях достаточно широко изучались межличностные отношения в диадных и малых группах (Г.М. Андреева,
Н.П. Аникеева, А.А. Бодалев, Н.И. Гуткина, Г.В. Грибанова, Я.Л. Коломинский, Н.П. Пат-турина и В. Шустер и др.). Экспериментально исследовался вопрос о методах анализа межличностных отношений (К.Н. Волков, В.А. Кан-Калик, С.В. Кондратьева, Р.Л. Кри-чевский, А.А. Леонтьев, Х.Й. Лийметс, Р.Х. Шакуров, И.М. Юсупов и др.).
Психологические механизмы, обеспечивающие процесс развития межличностных отношений, изучали К.А. Абульханова, Г.М. Андреева, Л.И. Анцыферова, А.А. Бодалев, Т.П. Гаврилова, Л.В. Жемчугова, Г.А. Ковалев, Н.В. Крогиус, Б.Д. Парыгин, Л.А. Петровская, В.А. Петровский, А.А. Леонтьев, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, Р.С. Немов,
В.Н. Носуленко, Н.Н. Обозов, Е.О. Смирнова, Л. И. Уманский и др.
В рамках акмеологии активно исследуются различные аспекты организационных и межличностных отношений в сфере управления и политики (С.Л. Комарова, Д.Л. Моисеев, Н.П. Сащенко, О.А. Фельдман и др.), изучаются психолого-акмеологические особенности преодоления служащими затруднений в коммуникативной деятельности (И.В. Богомолова), вопросы развития коммуникативных способностей политических лидеров (Э.Ч. Азаев), продуктивности решения социально-перцептивных и коммуникативных задач в условиях неискреннего делового общения (М.Ю. Коноваленко), активизации резервов развития коммуникативной компетентности кадров управления (О.Н. Тодоро-ва), эффективности внутригрупповых коммуникаций при решении задач различной сложности (А.Л. Рассказова), развития коммуникативной компетентности государственных служащих в работе со средствами массовой информации (С .А. Юсупов) и др.
Однако до сих пор взаимоотношения в сфере воинской службы не были предметом системного акмеологического исследования.
Методология системного подхода позволяет изучать совокупность элементов системы, находящихся в связях друг с другом и образующих определенную целостность, единство. В.П. Давыдов отмечает, что «...системный подход - это метод раскрытия всеобщих характеристик объекта: системы,
структуры, функций» [1, с. 12].
В качестве общих характеристик системы выделяют: целостность, структурность, взаимосвязь со средой, иерархичность, множественность описания и т. д. [2, с. 10]. Понимание требований системного подхода предопределяет методологию и стратегию современного акмеологического исследования.
Учитывая сложный, многоаспектный характер проблемы оптимизации взаимоотношений в воинском коллективе, целесообразно проведение ее комплексного, всестороннего исследования с применением разнообразных научных знаний, средств и способов.
При этом особо важным является обеспечить комплексный и системный характер познания. Такое познание предусматривает проведение системного анализа для получения соответствующего научного знания.
В результате проведения последовательного поуровневого анализа достигается син-
тез этих знаний, комплексный анализ исследуемой проблемы и формирование совокупности научных положений, обеспечивающих развитие теории и практики оптимизации взаимоотношений в воинском коллективе, в т. ч. разработку стратегии оптимизации.
Учитывая сложный, многоаспектный характер исследуемой проблемы, представляется правомерным ее изучение на трех уровнях.
Такой подход основывается на диалектической взаимосвязи философских, общенаучных и частнонаучных подходов, которые описываются категориями всеобщего, особенного, единичного и интегративного -целостного. Каждый уровень представлен соответствующими принципами и методами исследования, которые различаются по степени общности и взаимной соотнесенности.
Первый уровень (философский) в процессе научного исследования проблемы оптимизации взаимоотношений в воинском коллективе дает возможность выявить всеобщие связи в соответствии с принципами детерминизма и причинной обусловленности. В совокупности реализация данных принципов в ходе исследования призвана обеспечить его всесторонность и объективность, тесную связь теории с практикой, единство исторического и логического в ходе познания, а также его творческий характер.
На базе всеобщих философских выводов сложились методологические принципы конкретных наук, в т. ч. и педагогики. Представляется, что применительно к проблеме оптимизации взаимоотношений в воинском коллективе наиболее востребованными являются результаты психолого-акмеологического исследования. Именно акмеология и психология в предмете своего научного познания оптимально объединяют изучение как деятельности (профессии), так и ее субъекта (человека).
Поэтому второй уровень методологии анализа должны составить принципы акмео-логии, определяющие методологию исследований в рамках данной науки. На их основе представляется возможным всесторонний анализ интересующих сторон исследуемой проблемы. Этот второй методологический уровень рассматривается в настоящем исследовании в качестве базисного, основного.
Важным представляется также выделение и изучение всех составляющих элемен-
тов оптимизации взаимоотношений в воинском коллективе. Такая частная задача реализуется в соответствии с методологией исследования на третьем уровне. К ее решению привлекаются усилия и возможности многих заинтересованных наук, научных направлений, теорий и концепций.
Третий уровень дает возможность раскрыть не только природу составляющих звеньев исследуемой проблемы, но и правильно определить характер взаимосвязей между ними, определить внутренне присущие ей закономерности.
Анализ практики психолого-акмеологи-ческих исследований, проведенных за последние годы, показывает, что наиболее продуктивными и приемлемыми для изучения избранного объекта можно считать принципы системности, комплексности, детерминизма, развития, единства внешних воздействий и внутренних условий, активности участников процесса взаимоотношений, единства психики и деятельности, субъект-субъектный подход.
Исследование проблемы оптимизации взаимоотношений в воинском коллективе, как целостного феномена, предполагает изучение путей, условий и факторов деятельности должностных лиц, оценку роли каждого из них, выявление связей элементов процесса оптимизации взаимоотношений в воинском коллективе, тенденций и их возможных направлений совершенствования. Здесь необходимо применение методологических оснований всех трех уровней. Вместе с тем главная цель исследования состоит в поиске научно обоснованного решения, которое было бы приемлемо для реальной практики.
Следовательно, важная функция методологии раскрывается в ее интегративной роли, обеспечивающей единство познания всех уровней с психологической практикой.
Объективная потребность в системноцелостном исследовании проблемы оптимизации взаимоотношений в воинском коллективе в общем контексте социальной практики развития ВВС РФ и решения проблем безопасности обусловлена рядом причин.
Во-первых, воинская служба представляет собой концентрированное выражение совокупности службы как деятельности, общения, отношений, которые взаимосвязаны и опосредованы целью выполнения воинского
долга на благо родины. Высокая продуктивность такого многостороннего труда в решающей степени определяется эффективностью взаимоотношений в воинском коллективе.
Во-вторых, определяющая роль части постоянной боевой готовности (ПБГ) в современной ситуации обусловливает необходимость всесторонне изучать взаимоотношения в воинском коллективе как основное системообразующее звено этой системы. Полифункциональность деятельности части ПБГ заключается не только в выполнении служебных функций в мирное время, но и в создании условий и факторов эффективной организации боевых действий воинских подразделений. Такая многоуровневая система может быть изучена только при интеграции совместных усилий заинтересованных наук.
В-третьих, системный структурно-функциональный подход в изучении функционирования части ПБГ и управления системами взаимоотношений в них открывает возможность вскрыть невостребованные ранее их резервы и возможности.
Акмеология, как свидетельствуют многочисленные выводы и оценки экспертов, успешно выполняет интегративную роль в деле реформирования системы и оптимизации управления ее деятельностью. Данный опыт заслуживает того, чтобы он изучался и учитывался в исследованиях.
Выявлению методологических основ оптимизации взаимоотношений в воинском коллективе, таким образом, способствует комплексный подход. В содержательном плане они включают общенаучные, военнонаучные, научно-психологические и научно-акмеологические основы.
Для формирования системной основы продуктивности взаимоотношений в воинском коллективе целесообразно применение адекватного системного, комплексного, оптимизационного, акмеологического подходов. При этом необходимо исходить из следующих положений общей теории систем:
1) система представляет собой целостный комплекс взаимосвязанных элементов;
2) как правило, любая исследуемая система представляет собой элемент (часть) системы более высокого порядка;
3) элементы любой исследуемой системы обычно выступают как системы (сово-
купности других элементов) более низкого порядка;
4) она образует особое единство, которое органически связано с внешней средой.
Использование данных положений применительно к анализу проблемы оптимизации взаимоотношений в воинском коллективе позволяет определить ее основные (качественные) характеристики: структурность,
иерархичность, целостность, инвариантность, устойчивость, наблюдаемость, управляемость, адаптивность. Методологическое значение данных положений заключается в том, что они выступают в виде показателей выраженности основных шагов стратегии оптимизации взаимоотношений в воинском коллективе, характеризующих любую систему [3-8]. Следовательно, их правомерно рассматривать в качестве требований, которым должна удовлетворять стратегия оптимизации взаимоотношений в воинском коллективе.
На современном этапе реформирования системы ВВС РФ многие решения, разработанные на основе предшествующего опыта научной организации труда, могут быть творчески переосмыслены и эффективно использованы. Из него необходимо взять все рациональное для создания оптимальных моделей, алгоритмов и технологий оптимальной жизнедеятельности системы ВВС РФ и каждого ее члена.
Важно отметить тот факт, что с середины 1970-х гг. в стране начинают обращать внимание на совершенствование технологичности труда не только в сфере материального производства, но и в области человековедения.
Прежде всего, обращает на себя внимание теория оптимизации, предложенная и разработанная Ю.К. Бабанским применительно к системе образования. Она, по оценке специалистов, представляет собой целостную концептуальную систему, охватываю-
щую широкий круг явлений. Главное ее отличие от концепции научной организации труда состоит в ярко выраженной гуманистической направленности.
Концепция оптимизации, предложенная Ю.К. Бабанским, ориентируется на достижение максимальных результатов с учетом реальных возможностей участников военной службы - как солдата, так и офицера. Комплексный характер предложенного концептуального подхода исходит из реальной действительности, опирается на творческое начало, учитывает социальные и личностные интересы. Наиболее эффективно данная многоплановая цель реализуется посредством целостных исследовательских и непосредственно деятельностных технологий. Ее использование позволяет добиваться интеграции знания и практики в интересах достижения качественно нового состояния ВВС РФ.
1. Акмеология / под ред. А.А. Деркача. М., 2002.
2. Анисимов С.А., Деркач А.А., Конюхов Н.И., Павлов Б.С. Методы акмеологических исследований. М., 2000.
3. Буранов С. Особенности взаимоотношений в воинском коллективе // Ориентир. 2004. № 7.
4. Богданов Е.Я., Зазыкин В.Г. Введение в ак-меологию. Калуга, 2001.
5. Военная педагогика и психология. Психология воинского коллектива. М., 1986.
6. Гурии В. Социально-психологические основы взаимоотношений в воинском коллективе и пути их укрепления // Ориентир. 2001. № 7.
7. Деркач А.А., Зазыкин В.Г. Акмеология. СПб., 2003.
8. Деркач А.А., Зазыкин В.Г. Профессионализм деятельности в особых экстремальных условиях. М., 1998.
Поступила в редакцию 8.06.2011 г.
UDC 159.9
ISSUE RELATIONSHIPS IN MILITARY TEAM FROM SYSTEM AND ACMEOLOGICAL APPROACH Oksana Konstantinovna BELETSKAYA, Voronezh Economics Institute, Voronezh, Russian Federation, Competitor, Assistant of Psychology Department, e-mail: [email protected]
The article describes the relationships in the military team from system and acmeological approach. The relevance of the article is based on the necessity by solving of problems referring to the providing of person’s security, society, refers to the importance of interpersonal relations for personality formation in process of military service.
Key words: system and acmeological approach; relationship in military team.