особенности (в частности, специфику суждений и поступков его членов).
Эти векторы являются одновременно вершинами в развитии межличностных отношений коллектива воинской части и критериями данного развития.
1. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982.
2. Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения / отв. ред. Е.В. Шорохова. М., 1978. С. 238.
3. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 2009.
4. Агеев В.С. Психология межгрупповых отношений. М., 1983.
5. Кричевский Р.Л. Психология малой группы. М., 1981.
Поступила в редакцию 12.03.2010 г.
UDC 15
ACME VECTORIAL APPROACH TO THE DEVELOPMENT OF INTERPERSONAL RELATIONS IN THE GROUP OF REGULAR OPERATIONAL READINESS
Elena Vladimirovna Chesnokova, Voronezh Economic and Legal Institute, Candidate of Psychology, Associate Professor, Head of Psychology Department, e-mail: chev28@mail.ru
Oksana Konstantinivna Beletskaya, Voronezh Economic and Legal Institute, Post-graduate Student of Psychology and Natural Sciences Department; Warrant Officer of Regimentation № 31895, e-mail: chev28@mail.ru
This article concerns the possibilities of various approaches to the studying of interpersonal relations in the group of regular operational readiness. The description and classification of different types of interpersonal relations is given. The role of service regulation relations in the group of regular operational readiness and management of its development through group norms are defined. The need of the application of acmevectorial approach in the study of interpersonal relations in the group of regular operational readiness is substantiated.
Key words: interpersonal relations; interpersonal relations in the group of regular operational readiness; service regulation relations; types and forms of interpersonal relations in the group of regular operational readiness.
УДК 15
ПСИХОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ФЕНОМЕНА «ДИАДА»
© Елена Владимировна Чеснокова
Воронежский экономико-правовой институт, кандидат психологических наук, доцент, зав. кафедрой психологии, e-mail: chev28@mail.ru © Ольга Вячеславовна Крылова Воронежский экономико-правовой институт, ассистент кафедры психологии, e-mail: chev28@mail.ru
В статье рассмотрены механизмы, подходы, принципы исследования феномена «диада». Выявлены закономерности исследования феномена «диада» в рамках психолого-акмеологического подхода. Ключевые слова: диада; малая группа; акмеологические условия; акмеологические факторы.
«Диада - наименьшая малая группа из двух человек, реально существующая в определенной системе общественных отношений. Диада выступает как субъект конкретного вида социальной деятельности, как звено определенной общественной системы, как часть общественной структуры» [1]. Определение фиксирует и специфический признак малой
группы, отличающий ее от больших групп: общественные отношения выступают здесь в форме непосредственных личных контактов.
В диаде фиксируется лишь самая простейшая, генетически первичная форма общения - чисто эмоциональный контакт.
Чарлз Кули впервые ввел понятие «диада» применительно к семье, между членами кото-
рой складываются устойчивые эмоциональные отношения. Согласно Кули, семья является первой группой, играющей основную роль в процессе социализации младенцев.
Все мы рождаемся в диаде. Любого человека формируют окружающие его взрослые, и он усваивает ту модель поведения, которая помогает ему выжить и получить внимание со стороны предпочитаемого взрослого. Этот тип отношений остается приоритетным во всех будущих диадических отношениях.
Всякий раз, когда человек создает интересующую его диаду, он эмоционально в нее вовлекается и тем самым осуществляет перенос психоэмоциональности, а значит, возникает внутренний вектор этих отношений.
Согласно теории Джоунса и Дэвиса, поступки одного человека по отношению к другому зависят от того, как первый определяет степень личной ответственности второго. Три фактора влияют на это отношение: социальные требования — конвенциональный контекст ситуации, ожидания других людей; гедонистическая релевантность — общий баланс (проигрыш и выигрыш) и его значение для человека; персонализм — конкретные особенности отношений, сложившихся между субъектом и другим человеком.
Гарольд Келли выявил другие три переменные, но уже применительно к объяснению человеком собственного поведения. К ним он относит: определенность — восприятие объекта, явления или человека как единственного, четко определяемого; последовательность — восприятие данных качеств человека как более или менее постоянных и логичных для данного человека; и консенсус — валиди-зацию, сопоставление своего восприятия данного человека с восприятием других людей.
Джордж Хоманс редуцирует положения, релевантные анализу процесса социального обмена, из принципов, сформулированных бихевиористами на основе изучения оперантного поведения животных. В наборе категорий Хоманса основными оказываются следующие: «деятельность», «сентимент»,
«интеракция».
Д. Хоманс формулирует пять положений, способных, как он полагает, объяснить эмпирические данные социальной психологии.
Бихевиористская ориентация включает в качестве одного из методологических прин-
ципов принцип гедонизма. Доктрина психологического гедонизма, одна из старейших доктрин психологии, на протяжении истории принимала различные формы. В частности, она нашла воплощение в известном «законе эффекта» Торндайка, в современных вариантах теории подкрепления с ее акцентом на роли «вознаграждения», «удовольствия»,
«редукции напряжения». Указанная точка зрения лежит в основе широко известной на Западе работы Д. Тибо и Г. Келли «Социальная психология групп», представляющей собой одну из попыток приложения бихевиоризма к анализу групповых процессов.
Д. Тибо и Г. Келли утверждают, что затраты и вознаграждения одного человека не могут рассматриваться сами по себе, изолированно от затрат и вознаграждений другого. Таким образом, взаимозависимость в данном случае означает, что успешное социальное взаимодействие возможно лишь в том случае, если оба партнера максимально удовлетворены результатами общения. Причем предполагается, что каждый участник отношения должен быть озабочен не только «справедливостью» пропорции собственных затрат и вознаграждений, но и тем, насколько «справедлива» эта пропорция у партнера по общению. Самая простая поведенческая модель аттракции, характерная для необихевиоризма (Д. Хоманс, Д. Тибо и Г. Келли), считается важнейшим условием всякого парного взаимодействия: обмен вознаграждениями (положительное подкрепление) и издержками (отрицательное подкрепление).
В теории динамических систем В. А. Ганзена диада рассматривается как статистическая, переходная и частотная характеристики. Полюса здесь - статистическая и частотная характеристики, т. к. они получаются как результат постоянного и непрерывного изменяющегося возмущения.
В системе интеракционистской ориентации, где исходным понятием является понятие «взаимодействия», «диада», как малая группа, рассматривается как определенная система взаимодействия, т. к. понятие «общая социальная деятельность» рассматривается здесь в интеракционистском смысле. Как об одном из аспектов своей формальной социологии Зиммель утверждал, что некоторые свойства диад получаются в зависимости от того, являются ли частью интеракции или
отношения люди, организации или национальные государства - социальные интеракции или отношения, предполагающие два элемента (диада) [2].
Среди основных направлений исследований или подходов к изучению диады как малой группы выделяют: социометрическое, интеракционистическое, стратометрическое, параметрометрическое, организационно-управленческое и тренинговое.
Социометрическое направление связано с изучением межличностных отношений в диаде как малой группе с помощью социометрии и на основе социометрической теории человеческих отношений, предложенной Я. Морено.
Интеракционистический подход ориентирован на исследование процесса межличностного взаимодействия членов группы при решении ими какой-либо задачи. Этот подход в основном представлен в работах К. Левина и Р. Бейлза.
Стратометрический подход разработан А.В. Петровским и реализован в стратометрической концепции коллектива. В нем в основном описывается коллектив как группа высокого уровня развития и выделяются страты (слои) взаимоотношений. Таких страт (слоев) в стратометрической концепции коллектива выделено три: отношения к содержанию совместной деятельности (первый, глубинный слой), отношения, опосредствованные содержанием совместной деятельности (второй, средний слой), и эмоциональнонепосредственные отношения (третий, или поверхностный, слой).
Параметрометрический подход к коллективу разработан Л.И. Уманским и его последователями. Здесь также обсуждаются структура и развитие группы как коллектива, выделяются уровни развития группы как коллектива и обращается внимание на динамические процессы, происходящие в группе по мере ее превращения в развитый коллектив. В качестве уровней развития группы называются диффузная группа, группа-кооперация, группа-корпорация и коллектив. Особое внимание в характеристике уровня развития группы как коллектива обращается на организованность (А.С. Чернышев) и эмоциональное единство (А.Н. Лутошкин).
Организационно-управленческий подход отличается тем, что малая группа рассматри-
вается как объект и субъект управления в реально существующих организациях.
Тренинговый подход к изучению диад как малых групп состоит в том, что она, с одной стороны, используется в психотерапевтических или психокоррекционных целях, а с другой - становится объектом научного изучения как реально существующая малая группа.
Диаду в социальной психологии изучают также с точки зрения ее структуры и динамики.
Под структурой диады как малой группы понимается ее персональный состав и связи (отношения), существующие между членами группы.
Динамику диады как малой группы представляют через происходящие в группе социально-психологические процессы, включая те, которые связаны с развитием группы.
Основоположником психологии отношений в России был А.Ф. Лазурский. По мнению Лазурского, отношение является системообразующим фактором структуры личности. Характеризуя личность как сложное целое, он разделил ее проявления на два рода: эндопсихические и экзопсихические.
В разработку концепции психологии отношений большой вклад внес В.Н. Мясищев. Исходным для психологии личности, по Мя-сищеву, является характеристика сущности человека как ансамбля общественных отношений. Общественные отношения существуют в двух формах: как объективные отношения и как субъективные отношения.
Значительным шагом в развитии психологии отношений и ее применении к разработке социально-психологических проблем личности является концепция Б.Ф. Ломова. По мнению Б.Ф. Ломова, для раскрытия объективного основания психических свойств личности необходим анализ отношения «индивид - общество».
Субъективные отношения личности формируются и проявляются прежде всего как отношения к людям. Отношения ко всем другим сферам действительности опосредуются ими.
Полем формирования субъективных отношений выступают предметная деятельность, совместная деятельность и общение.
К. Левину принадлежит описание наиболее распространенных стилей общения (де-
мократический, авторитарный, попустительский), а также исследование условий, способствующих выделению в группах лидеров, звезд и отверженных. Эти исследования К. Левина явились основой целого направления в социальной психологии.
Взаимодействие пронизывает все сферы жизни людей, выступая необходимым условием изменения как самого человека, так и общества в целом (Г.М. Андреева, А.А. Бодалев, А.А. Брудный, Л.П. Буева, Ю.Н. Емельянов, А.Г. Ковалев, А.А. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, Г. Марсель, Л.Б. Филонов, Р. Шовен, Л. Л. Якубинский и др.) [3].
В работах современных отечественных психологов отчетливо прослеживается мысль о том, что взаимодействие людей интегрирует в себе различные проявления общения, хотя и не исчерпывает их (В.С. Агеев, Л.И. Айдарова, М.Ю. Арутюнян, В.В. Богословский, А.А. Брудный., Т.П. Гаврилова, Л.Я. Гозман, А.И. Ильин, С.В. Кондратьева, Р. Л. Кричевский).
Среди зарубежных исследований выделяются те, в которых изучаются структурные компоненты взаимодействия, дается их характеристика (М. Аджайл, А. Бандура, Р. Бейлс, К. Данцигер, Ф. Зимбардо, К. Изард, А. Кол-дон, Э. Кречмер, Т. Лири, Дж. Скотт и др.). Заметно обогатили проблему взаимодействия теория обмена, т. е. анализ взаимосвязи между людьми как обмен ресурсами определенного рода (В.М. Бехтерев, И.П. Павлов, И.М. Сеченов, Б. Скиннер, Толмен, Уотсон, Холл и др.), символический интеракционизм, рассматривающий взаимодействие как средство развития личности (Дж. Мид). Большой вклад в понимание психологической сущности взаимодействия, особенностей и этапов его протекания внес Л.Б. Филонов, разработав шестиступенчатую методику контактного взаимодействия.
Проблема значимости одного субъекта для другого в диаде «преподаватель - студент» исследуется в работах Я.М. Бельчикова, Н.В. Кучевской, Э.Э. Линчевского, А.Ю. Па-насюка, В.М. Цехновичера. Психологическая структура деятельности преподавателя представлена в исследованиях Л.Ф. Лисенкова, Н. И. Ли и др.
Теория управления впечатлениями Э. Гофмана утверждает, что ситуации социального взаимодействия напоминают драма-
тические спектакли, в которых актеры стремятся создавать и поддерживать благоприятные впечатления.
В рамках психоанализа З. Фрейда межличностное взаимодействие определяется представлениями, усвоенными в раннем детстве, и конфликтами, пережитыми в этот период. Известна экспериментальная попытка сведения анализа содержательной стороны взаимодействия к исследованию процесса взаимодействия людей в диаде.
Как отмечают многие авторы (М.М. Бахтин, А.А. Ухтомский, В.Н. Мясищев, С.А. Шеин, Г.М. Кучинский), ориентация на партнерское «диалогическое» общение в процессе взаимодействия создает предпосылки для непринужденного, доброжелательного, открытого общения, в результате которого раскрывается индивидуальность и социальный потенциал каждого человека.
Различные аспекты проблемы повышения эффективности отношений, ориентированные на диаду, малую группу, отражены в работах Г.М. Андреевой, А.А. Бодалева, Н.П. Аникеевой, Я. Л. Коломинского. В русле данной тематики наметились различные подходы в экспериментальных исследованиях. Основные работы в этой области представлены трудами Я.Л. Коломинского, Х.Й. Лий-метс, К.Н. Волкова, В.А. Кан-Калика, Г.А. Ковалева, Р.Л. Кричевского, А.А. Леонтьева, С.В. Кондратьевой, И.М. Юсупова, Р.Х. Шакурова, М.Г. Рогова. Различные аспекты проблемы межличностных отношений в диаде «преподаватель - студент» отражены в работах Н.И. Гуткиной, Г.В. Грибановой, В.В. Власенко, Ж.О. Лендел, Н.П. Паттуриной, В. Шустер, В.М. Раздо-будько.
Однако, как показывает анализ, в подавляющем большинстве случаев этих исследований проблема решается, прежде всего, в когнитивном плане. Эмоционально-ценностная сторона проблемы разрабатывалась как за рубежом (Е. Аронсон, Е. Уолстер, К. Ли-бертан, Е. Бершильд, Л. Пеплоу, Л. Ли), так и в советской психологии (А.А. Бодалева, И.С. Кона, В.А. Лосенкова, Т.Б. Карцевой, Л.Я. Гозмана, В.Г. Казанской). В этих разноплановых исследованиях чаще всего рассматриваются связи между межличностной привлекательностью и различными ситуационными переменными.
В социально-психологической литературе формирование и развитие отношений между людьми анализируются в русле «качествологического» подхода, одним из аспектов которого является выяснение приоритетных качеств партнера (В.А. Кан-Калик, Н.Ф. Талызина, В.Я. Лившиц, Н.Н. Нечаев, Н.В. Куницына, В.В. Власенко, В.Э. Пахальян). В сущности здесь речь идет о констатации уже сформировавшихся отношений, а не об их генезе, не о психологических механизмах их формирования и развития. Не дают ответа на этот вопрос и исследования по проблеме психологической совместимости. Остается неизученным и вопрос влияния индивидуально-психологического фактора на формирование отношений между студентом и преподавателем.
В последнее время особое внимание привлекают исследования, выполняемые в русле теории привязанности, основателями которой являются Дж. Боулби и М. Эйнсворт.
В качестве исходных в исследовании были использованы: положение о социальной основе межличностных отношений людей (Л.П. Буева, М.С. Каган, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн, Б.Д. Парыгин и др.); теоретические основы воспитания и саморазвития культуры отношений (А.А. Бодалев, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский и др.), а также их идеи ролевой обусловленности, деятельностного, функционального и статусного опосредования отношений между людьми.
В последние годы академиком Р.Х. Шакуровым был предложен новый, эмоцио-нально-потребностный подход к исследованию человеческих отношений и, исходя из него, выделены конкретные механизмы их формирования [4].
Психолого-акмеологический подход к изучению отношений в диаде. При решении научных и практических задач, связанных с изучением, формированием и развитием взаимодействий в диаде «преподаватель -студент», в методологическом отношении весьма важным является учет двух принципиальных требований - обоснованного выбора исследовательской позиции и ориентации на конкретных субъектов. Рассмотрим более подробно психологическое и акмеоло-гическое содержание каждого из отмеченных требований.
В психологических и акмеологических исследованиях учет первого требования связан с ориентацией на научные походы и их исследовательские и практические возможности. Психолого-акмеологическая направленность изучения взаимодействий в диаде «преподаватель - студент» предусматривает не только преимущественную ориентацию на психолого-акмеологические методы исследований, но и соответствующую методологическую ориентацию. В психологических и акмеологических исследованиях такая ориентация связана с опорой на научные походы.
В психологии длительное время доминировала направленность на комплексный (Б.Г. Ананьев) и системный (А.А. Бодалев, В.П. Кузьмин, Б.Ф. Ломов, В.П. Зинченко и др.) подходы, главными требованиями которых были характер рассмотрения психического и способы его описания. В настоящее время парадигмальным назван субъектный подход (К.А. Абульханова, А.В. Брушлин-ский, А.А. Деркач, А.К. Маркова и др.). Объяснительные и предсказательные возможности системного, субъектного и комплексного подходов весьма велики. Однако в рамках данных подходов вопросы формирования и развития свойств, качеств или характеристик сложных психологических объектов, например субъектов деятельности и профессиональных взаимодействий, рассматривались ограниченно. Это обусловило необходимость разработки других подходов, в которых процессы развития были бы представлены более основательно.
С развитием акмеологии широкое распространение получил психолого-акмеологи-ческий подход, который иногда называют акмеологическим (А.А. Бодалев, А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, Н.В. Кузьмина, А.А. Риан и др.). Сущностные характеристики и содержание психолого-акмеологического подхода были сформулированы в теоретических акмеологических работах (А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин). Его теоретической основой являются фундаментальные исследования теории акмеологии и психологии продуктивного развития зрелой личности [5].
Методологическую основу акмеологиче-ского подхода составляют ведущие методологические принципы психологии развития и акмеологии - комплексности, системности, субъекта, жизнедеятельности, потенциально-
го и актуального развития, психологического детерминизма, единства личности и деятельности (А.А. Деркач), общее содержание которых раскрыто в теоретических исследованиях по акмеологии. Опора на данные методологические принципы подразумевает активность, целеустремленность, самостоятельность и ответственность субъекта развития. Тем самым констатируется преимущественная ориентация на принцип субъектности.
Методическую основу психолого-акмео-логического подхода составляют ведущие методы психологических и акмеологических исследований (С.А. Анисимов, А.А. Деркач,
Н.И. Конюхов). Это составляет главные отличительные особенности психолого-акмео-логического подхода.
Психолого-акмеологический подход широко применяется в фундаментальных и прикладных акмеологических исследованиях. В то же время по мере его развития стали формироваться и другие, связанные с акмеоло-гической идеей подходы, которые были преимущественно нацелены на конкретные акмеологические методы. Среди них в первую очередь следует назвать акмеоцентрический и акмеографический подходы.
Акмеоцентрический подход базируется на принципе системности и предусматривает приоритет собственно акмеологических методов в комплексных исследованиях.
Акмеографический подход рассматривается как обобщающий психолого-акмеоло-гический метод, позволяющий решать задачи развития профессионализма личности и деятельности.
Наиболее распространенным путем практической реализации психолого-акмеологи-ческого подхода является определение путей, условий и факторов (преимущественно социальных, психологических и акмеологических), способствующих (пли препятствующих) продуктивному развитию.
Акмеологическими условиями называют значимые обстоятельства, от которых зависит достижение высокого уровня развития.
Акмеологические факторы - это основные причины, носящие характер движущих сил, главные детерминанты продуктивности развития.
Хотелось бы подчеркнуть, что применение психолого-акмеологического подхода связано с необходимостью решения не толь-
ко методологических, но и ряда исследовательских задач. Применительно к проблеме взаимодействия в диаде «преподаватель -студент», как показал анализ проблемы, наиболее важными являются:
- теоретико-методологический анализ проблемы отношений в диаде «преподаватель - студент»;
- проведение эмпирических исследований;
- обобщение данных теоретических и эмпирических исследований, построение дескриптивных психолого-акмеологических моделей отношений в диаде «преподаватель - студент»;
- определение психолого-
акмеологических условий и факторов, способствующих или препятствующих отношениям в диаде «преподаватель - студент»;
- обоснование психологических и акмеологических методов и технологий отношений в диаде «преподаватель - студент»;
- деятельность по оптимизации отношений в диаде «преподаватель - студент».
Таким образом, применение акмеологи-ческого подхода будет осуществляться для решения задач оптимизации и продуктивности в отношениях диады «преподаватель -студент».
Таким образом, под диадой в психологии понимается:
- статистическая, переходная и частотная характеристики (В.А. Ганзен);
- звено определенной общественной системы, часть общественной структуры (Л.П. Буева);
- группа, состоящая из двух человек (Чарльз Кули);
- поведенческая модель аттракции (Д. Хоманс, Д. Тибо и Г. Келли).
Мы полагаем, что для осуществления исследования конфликтных отношений в диаде необходимо уточнить и дополнить рабочее определение «диада «преподаватель -студент»:
Под «диадой» в данном исследовании понимается малая социальная группа, предполагающая два элемента: преподаватель, студент, - имеющая единое наличие установочных личных и деловых отношений, непосредственное общение и взаимодействие в образовательной среде вуза.
1. Абульханова-Славская К.А., Брушлинский А.В.
Философско-психологическая концепция
С.Л. Рубинштейна. М., 1989.
2. Знаков В.В. Психология субъекта как методология понимания человеческого бытия // Психологический журнал. 1999. № 2. С. 95-106.
3. Кузнецов В. Психология взаимопонимания. Неправда, ложь, обман. СПб., 2008.
4. Левин К. Динамическая психология. М., 2001.
5. Майерс Д. Социальная психология. СПб., 2005.
Поступила в редакцию 12.03.2010 г.
UDC 15
PSYCHOLOGICAL AND ACMEOLOGICAL BASE OF THE RESEARCH OF A PHENOMENON “DYAD”
Elena Vladimirovna Chesnokova, Voronezh Economic and Legal Institute, Candidate of Psychology, Associate Professor, Director of Psychology Department, e-mail: chev28@mail.ru
Olga Vyacheslavovna Krylova, Voronezh Economic and Legal Institute, Assistant Lecturer of Psychology Department, e-mail: chev28@mail.ru
In the article the mechanisms, the approaches, the principles of the research of a phenomenon “dyad” are considered. The regularities of the research within the bounds of the psychological and acmeological approach are exposed.
Key words: dyad; small group; acmeological conditions; acmeological factors.
УДК 15:613.89
СТРУКТУРНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГАРМОНИЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ СУПРУГОВ В БРАКЕ
© Елена Александровна Гаврилова
Российский государственный социальный университет, аспирант кафедры общей психологии, e-mail: demon3389@mail.ru © Лариса Васильевна Абдалина Воронежский экономико-правовой институт, доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры психологии и естественнонаучных дисциплин, e-mail: ablava@list.ru
В статье подтверждена актуальность феномена «гармоничный брак», а также сформулировано определение, раскрывающее его сущность. Выявлены основные компоненты гармоничного брака: мотивационно-ценностный, когнитивный, регулятивный, рефлексивный, а также показатели гармоничных отношений в браке: потребность в создании непротиворечивых отношений в браке, уважение супруга / супруги как личности, осознанное принятие супружеских обязанностей, а также гуманизм и толерантность в отношениях.
Ключевые слова: гармоничный брак; совместимость; модели супругов; самоактуализация личности в браке.
В настоящее время высока потребность общества, государства и молодых людей, находящихся в преддверии заключения брачных отношений, в гармоничном браке. Мы рассматриваем гармоничный брак как взаимоотношения супругов, проявляющиеся в согласованном (непротиворечивом) взаимодействии и обеспечивающие наиболее полную самореализацию супруга как гражданина общества, как супруга / супруги, как профессионала в занятой сфере, в роли отца / матери будущих детей.
Прежде чем перейти к раскрытию структуры и содержания гармоничного брака и отношений в нем супругов представим методологические подходы, принципы к исследованию данного понятия.
В рамках личностного подхода раскроем структуру личности, согласно теориям
З. Фрейда, К.К. Платонова, Э. Берна.
З. Фрейд выделяет три составляющие: «Оно», «Я» и «Сверх-Я». «Оно» - это собственно бессознательное, включающее глубинные влечения, мотивы и потребности. «Я» - соз-