Научная статья на тему 'Философско-акмеологические особенности исследования феномена «Диада»'

Философско-акмеологические особенности исследования феномена «Диада» Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
201
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / "ДИАДА" / МАЛАЯ ГРУППА / АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / "DYAD" / INTERACTION / SMALL GROUP / ACMEOLOGICAL CONDITIONS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Чеснокова Елена Владимировна, Крылова Ольга Вячеславовна

В статье представлены объяснительные и предсказательные возможности системного, субъектного и комплексного подходов, а также необходимость разработки других подходов, в которых процессы развития были бы представлены более основательно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHILOSOPHICAL AND ACMEOLOGICAL FEATURES OF STUDY OF PHENOMENON "DYAD"

The article presents the explanatory and predictive capabilities of system, subjective and complex approaches, as well as the need of development other approaches in which development processes would be presented more thoroughly.

Текст научной работы на тему «Философско-акмеологические особенности исследования феномена «Диада»»

4. Абдалина Л.В. Развитие профессионализма тельности специалиста. Санкт-Петербург;

педагога: от теории к практике: монография. Коломна; Рязань, 2008..

М., 2008.

5. Кузьмина Н.В., Пожарский С.Д., Паутова Л.Е. Поступила в редакцию 20.04.2010 Г.

Акмеология качества профессиональной дея-

UDC 15+373.6/.9

VECTORNESS OF A SPECIALIST’S ACMEOLOGICAL DEVELOPMENT IN PROFESSIONAL SPHERE: THREE MEASURED BASIS SPACE

Larisa Vasilyevna Abdalina, Russian State Social University (Voronezh Branch), Voronezh, Russia, Doctor of Psychology, Associate Professor, Professor of Sociology, Psychology and Theory of Social Work Department, e-mail: ablava@list.ru

Oksana Petrovna Malyutina, Voronezh Economics and Law Institute, Voronezh, Russia, Candidate of Physics and Mathematics, Associate Professor of Psychology and Natural Disciplines Department, e-mail: maloxdub@land.ru

The article presents model of 3D basis vectorial acme-space pointing on directions and limitations of person’s achievements in profession based on the leading positions of system’s acmeological and other approaches.

Key words: acmeologic; acme-vector; acme space; vector's projection.

УДК 15

ФИЛОСОФСКО-АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ ФЕНОМЕНА «ДИАДА»

© Елена Владимировна Чеснокова

Воронежский экономико-правовой институт, г. Воронеж, Россия, кандидат психологических наук, доцент, зав. кафедрой психологии, e-mail: chev28@mail.ru

© Ольга Вячеславовна Крылова Воронежский экономико-правовой институт, г. Воронеж, Россия, ассистент кафедры психологии, e-mail: chev28@mail.ru

В статье представлены объяснительные и предсказательные возможности системного, субъектного и комплексного подходов, а также необходимость разработки других подходов, в которых процессы развития были бы представлены более основательно.

Ключевые слова: взаимодействие; «диада»; малая группа; акмеологические условия.

Взаимодействие пронизывает все сферы жизни людей, выступая необходимым условием изменения как самого человека, так и общества в целом (Г.М. Андреева, А.А. Бодалев, А.А. Брудный, Л.П. Буева, Ю.Н. Емельянов, А.Г. Ковалев, А.А. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, Г. Марсель, Л.Б. Филонов, Р. Шовен, Л. Л. Якубинский).

Чарлз Кули впервые ввел понятие «диада» применительно к семье, между членами которой складываются устойчивые эмоциональные отношения. Согласно Кули, семья является первой группой, играющей основную роль в процессе социализации младенцев.

Согласно теории Джоунса и Дэвиса, поступки одного человека по отношению к дру-

гому зависят от того, как первый определяет степень личной ответственности второго.

Самая простая поведенческая модель аттракции характерна для необихевиоризма (Д. Хоманс, Д. Тибо и Г. Келли) [1].

Среди основных направлений исследований или подходов к изучению диады как малой группы выделяют: социометрическое, интеракционистическое, стратометрическое, параметрометрическое, организационно-управленческое и тренинговое.

Основоположником психологии отношений в России был А.Ф. Лазурский. В разработку концепции психологии отношений большой вклад внес В.Н. Мясищев. Значительным шагом в развитии психологии отношений и ее применении к разработке со-

циально-психологических проблем личности является концепция Б.Ф. Ломова.

В работах современных отечественных психологов отчетливо прослеживается мысль о том, что взаимодействие людей интегрирует в себе различные проявления общения, хотя и не исчерпывает их (В.С. Агеев, Л.И. Айдарова, М.Ю. Арутюнян, В.В. Богословский, А.А. Брудный, Т.П. Гаврилова, Л.Я. Гозман, А.И. Ильин, С.В. Кондратьева, Р. Л. Кричевский).

Среди зарубежных исследований выделяются те, в которых изучаются структурные компоненты взаимодействия, дается их характеристика (М. Аджайл, А. Бандура, Р. Бейлс, К. Данцигер, Ф. Зимбардо, К. Изард, А. Кол-дон, Э. Кречмер, Т. Лири, Дж. Скотт и др.). Заметно обогатили проблему взаимодействия теория обмена, т. е. анализ взаимосвязи между людьми как обмен ресурсами определенного рода (В.М. Бехтерев, И.П. Павлов, И.М. Сеченов, Б. Скиннер, Толмен, Уотсон, Холл и др.), а также символический интерак-ционизм, рассматривающий взаимодействие как средство развития личности (Дж. Мид).

Проблема значимости одного субъекта для другого в диаде «преподаватель - студент» исследуется в работах Я.М. Бельчикова, Н.В. Кучевской, Э.Э. Линчевского,

А.Ю. Панасюка, В. М. Цехновичера. Психологическая структура деятельности преподавателя представлена в исследованиях Л.Ф. Лисенкова, Н.И. Ли и др.

В рамках психоанализа З. Фрейда межличностное взаимодействие определяется представлениями, усвоенными в раннем детстве, и конфликтами, пережитыми в этот период.

Как отмечают многие авторы (М. М. Бахтин, А.А. Ухтомский, В.Н. Мясищев, С.А. Ше-ин, Г.М. Кучинский), ориентация на партнерское «диалогическое» общение в процессе взаимодействия создает предпосылки для непринужденного, доброжелательного, открытого общения, в результате которого раскрывается индивидуальность и социальный потенциал каждого человека.

Различные аспекты проблемы повышения эффективности отношений, ориентированные на диаду, малую группу, отражены в работах Г.М. Андреевой, А.А. Бодалева, Н.П. Аникеевой, Я. Л. Коломинского. В русле данной тематики наметились различные под-

ходы в экспериментальных исследованиях. Основные работы в этой области представлены трудами Я.Л. Коломинского, Х.Й. Лий-метс, К.Н. Волкова, В.А. Кан-Калика, Г.А. Ковалева, Р.Л. Кричевского, А.А. Леонтьева, С.В. Кондратьевой, И.М. Юсупова, Р.Х. Шакурова, М.Г. Рогова. Различные аспекты проблемы межличностных отношений в диаде «преподаватель - студент» отражены в работах Н.И. Гуткиной, Г.В. Грибановой, В.В. Власенко, Ж.О. Лендел,

Н. П. Паттуриной, В. Шустер, В. М. Раздо-будько.

Эмоционально-ценностная сторона проблемы разрабатывалась как за рубежом (Е. Аронсон, Е. Уолстер, К. Либертан, Е. Бер-шильд, Л. Пеплоу, Л. Ли), так и в советской психологии (А.А. Бодалева, И.С. Кона, В.А. Лосенкова, Т.Б. Карцевой, Л.Я. Гозмана,

B. Г. Казанской). В этих разноплановых исследованиях чаще всего рассматриваются связи между межличностной привлекательностью и различными ситуационными переменными.

В социально-психологической литературе формирование и развитие отношений между людьми анализируются в русле «качествологического» подхода, одним из аспектов которого является выяснение приоритетных качеств партнера (В.А. Кан-Калик, Н.Ф. Талызина, В.Я. Лившиц, Н.Н. Нечаев, Н.В. Куницына, В.В. Власенко, В.Э. Пахальян).

В последнее время особое внимание привлекают исследования, выполняемые в русле теории привязанности, основателями которой являются Дж. Боулби и М. Эйнсворт.

В качестве исходных в исследовании были использованы: положение о социальной основе межличностных отношений людей (Л.П. Буева, М.С. Каган, Б.Ф. Ломов,

C.Л. Рубинштейн, Б.Д. Парыгин и др.); теоретические основы воспитания и саморазвития культуры отношений (А.А. Бодалев,

А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский и др.), а также их идеи ролевой обусловленности, деятельностного, функционального и статусного опосредования отношений между людьми.

В последние годы академиком Р.Х. Шакуровым был предложен новый, эмоцио-нально-потребностный подход к исследованию человеческих отношений и, исходя из

него, выделены конкретные механизмы их формирования [2].

В психологии длительное время доминировала направленность на комплексный (Б.Г. Ананьев) и системный (А.А. Бодалев,

В.П. Кузьмин, Б.Ф. Ломов, В.П. Зинченко и др.) подходы, главными требованиями которых были характер рассмотрения психического и способы его описания. В настоящее время парадигмальным назван субъектный подход (К.А. Абульханова, А.В. Брушлин-ский, А.А. Деркач, А.К. Маркова и др.). Объяснительные и предсказательные возможности системного, субъектного и комплексного подходов весьма велики. Однако в рамках данных подходов вопросы формирования и развития свойств, качеств или характеристик сложных психологических объектов, например субъектов деятельности и профессиональных взаимодействий, рассматривались ограниченно. Это обусловило необходимость разработки других подходов, в которых процессы развития были бы представлены более основательно.

С развитием акмеологии широкое распространение получил психолого-акмеологи-ческий подход, который иногда называют акмеологическим (А.А. Бодалев, А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, Н.В. Кузьмина, А.А. Риан и др.). Сущностные характеристики и содержание психолого-акмеологического подхода были сформулированы в теоретических акмеологических работах (А.А. Деркач,

В.Г. Зазыкин). Его теоретической основой являются фундаментальные исследования теории акмеологии и психологии продуктивного развития зрелой личности [3].

Методологическую основу акмеологиче-ского подхода составляют ведущие методологические принципы психологии развития и акмеологии - комплексности, системности, субъекта, жизнедеятельности, потенциального и актуального развития, психологического детерминизма, единства личности и деятельности (А.А. Деркач), общее содержание которых раскрыто в теоретических исследованиях по акмеологии. Опора на данные методологические принципы подразумевает активность, целеустремленность, самостоятельность и ответственность субъекта развития. Тем самым констатируется преимущественная ориентация на принцип субъектности.

Методическую основу акмеологического подхода составляют ведущие методы акмеологических исследований (С.А. Анисимов, А.А. Деркач, Н.И. Конюхов). Это составляет главные отличительные особенности акмеологического подхода.

Таким образом, для оптимизации и продуктивности в отношениях диады «преподаватель - студент» целесообразно применение не только эмоционально-потребностного, «качествологического», комплексного и системного, но также акмеологического подхода.

1. Абульханова-Славская К.А., Брушлинский А.В. Философско-психологическая концепция

С.Л. Рубинштейна. М., 1989.

2. Левин К. Динамическая психология. М., 2001.

3. Майерс Д. Социальная психология. СПб., 2005.

Поступила в редакцию 20.04.2010 г.

UDC 15

PHILOSOPHICAL AND ACMEOLOGICAL FEATURES OF STUDY OF PHENOMENON “DYAD”

Elena Vladimirovna Chesnokova, Voronezh Economics and Law Institute, Voronezh, Russia, Candidate of Osycholo-gy, Associate Professor, Head of Psychology Department, e-mail: chev28@mail.ru

Olga Vyacheslavovna Krylova, Voronezh Economics and Law Institute, Voronezh, Russia, Assistant of Psychology Department, e-mail: chev28@mail.ru

The article presents the explanatory and predictive capabilities of system, subjective and complex approaches, as well as the need of development other approaches in which development processes would be presented more thoroughly.

Key words: interaction; “dyad”; small group; acmeological conditions.

1б3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.