Научная статья на тему 'Векторность акмеологического развития специалиста в профессиональной сфере: трехмерное базисное пространство'

Векторность акмеологического развития специалиста в профессиональной сфере: трехмерное базисное пространство Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
136
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКМЕОЛОГИЯ / АКМЕ-ВЕКТОР / АКМЕПРОСТРАНСТВО / ПРОЕКЦИЯ ВЕКТОРА / VECTOR`S PROJECTION / ACMEOLOGIC / ACME-VECTOR / ACME SPACE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Абдалина Лариса Васильевна, Малютина Оксана Петровна

В статье на основе ведущих положений системного, акмеологического и других подходов обоснованно представлена модель трехмерного базисного векторного акмепространства, указывающая направления и ограничения достижений человека в профессии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VECTORNESS OF A SPECIALIST'S ACMEOLOGICAL DEVELOPMENT IN PROFESSIONAL SPHERE: THREE MEASURED BASIS SPACE

The article presents model of 3D basis vectorial acme-space pointing on directions and limitations of person's achievements in profession based on the leading positions of system's acmeological and other approaches.

Текст научной работы на тему «Векторность акмеологического развития специалиста в профессиональной сфере: трехмерное базисное пространство»

16. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. М., Поступила в редакцию 20.04.2010 г.

1998. С. 506.

UDC 159/923/3

MEANING OF LIFE AND LIFE SENSE OF A PROFESSION

Konstantin Victorovich Karpinsky, Grodno State University named after Yanka Kupala, Grodno, Belorussia, Candidate of Psychology, Associate Professor, Head of Experimental and Applied Psychology Department, e-mail: karpkostia@tut.by

In article the correlation of professional labor activity with person’s being is analyzed which is understood as a special kind of activity of the mature person induced by the meaning of life and directed on designing of an individual life way. The position of that the professional activity can differently be related to practical realization of meaning of life and get various statuses in structure of being of the person is put forward and is proved. Depending on character of a correlation of professional work with meaning of life four kinds of life sense of profession are allocated: trade as a meaning of life, positive, negative and conflict life sense of profession.

Key words: meaning of life; life sense of profession; professional activity.

УДК 15+373.6/.9

ВЕКТОРНОСТЬ АКМЕОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛИСТА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СФЕРЕ: ТРЕХМЕРНОЕ БАЗИСНОЕ ПРОСТРАНСТВО

©Лариса Васильевна Абдалина

Воронежский филиал Российского государственного социального университета, г. Воронеж, Россия, доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры социологии, психологии и теории социальной работы, e-mail: ablava@list.ru © Оксана Петровна Малютина Воронежский экономико-правовой институт, г. Воронеж, Россия, кандидат физико-математических наук, доцент кафедры психологии и естественнонаучных дисциплин, e-mail: maloxdub@land.ru

В статье на основе ведущих положений системного, акмеологического и других подходов обоснованно представлена модель трехмерного базисного векторного акмепространства, указывающая направления и ограничения достижений человека в профессии.

Ключевые слова: акмеология; акме-вектор; акмепространство; проекция вектора.

Прогресс общества обусловливается профессиональной компетентностью и профессиональной зрелостью его членов -взрослого населения, способного через собственное акме: профессиональное, личностное, индивидуальное - обеспечить его (общества) многогранное акме. Акмеология, как наука об изучении закономерностей достижения вершин в индивидуальном, личностном, профессиональном развитии, принципиально не отождествляет взрослость и зрелость личности, насыщая последнюю следующей характеристикой: зрелость личности - это более масштабная категория, подразумевающая преимущественное развитие морально-нравственных качеств, гуманистической направ-

ленности личности, нормативности поведения и отношений как обеспечивающих эффективность акме-развития. Акмеологию, как науку, отличает фундаментальность, гуманистическая направленность, интегратив-ность и прикладная ориентация [1]. Интегрируя данные естественных, общественных, гуманитарных и технических областей научного знания, акмеология, по мнению А.А. Деркача, целеустремленно и последовательно выявляет феноменологию, закономерности и механизмы становления человека на ступенях ранней, средней и поздней взрослости как индивида (сложнейшего живого организма), как личности (в этом случае, прежде всего, имеются в виду усвоенные человеком отно-

шения к разным сторонам действительности) и как субъекта деятельности (главным образом как профессионала). Проявление акме у разных людей существенно отличается, т. к. люди от рождения неодинаковы по своим задаткам и способностям, у них разные возможности развития. Б.Г. Ананьев, В.М. Мя-сищев, А.А. Бодалев выделяют четыре магистральных пути такого развития: «пик» в прогрессивном развитии человека как индивида; наивысшие достижения в личностном развитии; выдающиеся результаты в труде; достижение вершин в развитии человека как индивидуальности, которые непосредственно связаны и активно взаимодействуют между собой.

Если в современных социокультурных, экономических, политических условиях начинает признаваться личность специалиста как источника прогресса, важно при изучении закономерностей на пути личности к ак-ме рассматривать, в т. ч. влияние малых и больших общностей людей, например, управленческих команд, спортивных коллективов, производственных объединений, политических партий, этносов, государств и др. А.А. Деркач принципиально учитывает возможность достижения такого группового ак-ме. Конкретно ставится и решается задача, что значит, например, оптимум в деятельности управленческой команды, какие качества его характеризуют и каким критериям он должен отвечать, чтобы можно было утверждать о достижении этой командой своего акме, и, наконец, какие механизмы действуют или должны быть задействованы, чтобы названная команда смогла в своей деятельности подняться на уровень оптимума или, что то же, своего акме [1].

Если акме-развитие - это психическое состояние, означающее высший уровень для человека в его профессиональном, личностном, индивидуальном развитии, а также в контексте жизненного пути как гражданина, который приходится на данный отрезок времени, то данный процесс становится возможным представить как решение ряда последовательных задач. Во-первых, речь идет о классификации форм процесса, где объективируются и интегрируются конкретные признаки той вершины, которую достиг в своем развитии тот или иной человек, либо указаны пики, где будут аккумулироваться

возможные достижения в развитии разных общностей, во-вторых, о диагностике множества объективных и субъективных факторов. Как известно, фактор - источник воздействия на систему, отражающийся на значении переменных модели этой системы. Мы ограничиваемся рассмотрением лишь тех факторов, результатом взаимодействия которых оказывается достижение человеком или общностью «акме». В-третьих, разработка собственно акмеологических методов исследования и развития личности. Методы исследования можно подразделить на методы сбора информации и методы анализа собранной информации. Наконец, в-четвертых, разработка акмеологических моделей профессионализма личности и профессионализма деятельности для разных классов профессиональной деятельности. Идеи акмеологическо-го развития могут быть более целостно и комплексно представлены в рамках положений системного подхода (Б.Ф. Ломов, А.В. Барабанщиков, Н.В. Кузьмина, В.Т. Симонов, В.П. Беспалько), где специфика принципа детерминизма может проявляться применительно к акме-достижениям по нескольким направлениям: 1) как внутренние условия личности - это побудительные причины и детерминанты развития; 2) движущей силой развития является сама личность; 3) процесс совершенствования личности имеет двойную детерминацию: внутреннюю - раскрытие

потенциала, и внешнюю - осознаваемые и принимаемые внешние воздействия [1].

Учитывалось методологическое замечание А.А. Деркача о том, что изучение процесса развития зрелой личности и достижение ею акме может быть принципиально представлено двумя подходами: 1) биологическим или природно-обусловленным, где главными факторами развития личности провозглашаются те, которые связываются с материальной основой психики - типом нервной системы, конституциональными особенностями; 2) социальным, в котором преимущество отдается «социальному в человеке» - обучению, воспитанию, влиянию социальной среды. Однако не менее важным подходом, на наш взгляд, в понимании сущности акме-развития является ценностноориентационный. Изучая закономерности акме-развития, А.В. Барабанщиков, Б.Ф. Ломов, Е.Ю. Пряжникова и др. выделяют цен-

ностно-ориентационный подход как задачу изучения профессиональных перспектив, т. е. изучение роли различных типов ценностноориентационных структур сознания человека. Понимание сущности ценностно-ориентационного подхода мы соотносим, в первую очередь, с личностными характеристиками субъекта данного процесса психического образования.

Процесс акме-развития как системного психического образования может быть описан с учетом следующих положений. I. Психические явления многомерны. Рассмотрение их в какой-либо системе координат представляет собой как бы срез в какой-то одной плоскости, раскрывающей лишь одну сторону психических явлений. II. Система психических явлений многоуровневая, построена иерархически, включает в себя ряд подсистем, обладающих различными функциональными качествами. III. Системный анализ предполагает выявление оснований многообразных свойств изучаемых объектов и требует рассматривать психику человека в динамике, в развитии. IV. Детерминанты психических явлений следует рассматривать как сложную структуру [2-3]. Если естественным состоянием системы является развитие, в т. ч. и разнонаправленное, то акме-развитие следует рассматривать с учетом описанных в психологии и акмеологии этапов, фаз, стадий (Л.И. Анцыферова, Э.Ф. Зеер, А.С. Огнев), в которых всегда присутствуют различного рода векторы движения (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, А.А. Деркач), исходя из того, что век-

тор - это направленный отрезок, и учитывая методологические замечания А.А. Бодалева о том, что в развитии могут иметь место следующие векторы: 1) вектор движения по восходящей, когда специалист приближается к акме в профессии; 2) вектор движения по горизонтали, при котором, оставаясь формально на одном и том же уровне, индивид совершенствуется строго в одном направлении; 3) вектор движения по нисходящей, т. н. регрессивный путь.

Анализ достижений различного рода в личностном, профессиональном и индивидуальном развитии указывает на их вектор-ность, проявляющуюся в таких направлениях акме-процесса, как вектор профессиональной направленности; вектор профессиональной компетентности; вектор сформированности профессионально-важных и личностно-

значимых качеств.

Каждый из них может иметь, по нашему мнению, три базовых вектора для построения акмепространства: биологический (Б); социальный (С); личностный (психический Л). Поскольку каждый из указанных векторов не коррелируют друг с другом, т. е. они линейно независимы, то всякий вектор акме-пространства (СМ) может быть выражен через указанную тройку векторов. При этом вектор О А раскрывает ориентир возможного достижения человека в профессиональной сфере, указывая высшую критическую точку (рис. 1).

Рис. 1. Вектор высшей критической точки

С

Таблица 1

Варианты расположения вектора СМ в трехмерном базисном пространстве

№ Положение акме-вектора СМ Характеристики

1. А С Совпадение оси психофизиологических характеристик человека и соответствующих требований, предъявляемых профессиограммой к специалисту выбранной профессии (направление акме-вектора СМ совпадает с направлением оси ОБ. Нередко этого бывает достаточно, чтобы долго и успешно оставаться в профессии. Однако в силу того, что не реализуется личностный и социальный аспекты, человек не получает от работы должного удовлетворения, что исключает возможность достижения им акме в профессии

2. —* ► А О Б При несовпадении направления вектора СМ с направлением оси ОБ возникает биологический дисбаланс, человек не «выдерживает ритма» профессии, чаще всего уходит из нее по состоянию здоровья, так и не сумев достичь в ней акме

3. » ► О А С При расположении акме-вектора ОЛ только на оси ОС и совпадением их направлений человек реализуется лишь в социальной среде, но не в личностном плане. Речь идет о совпадении его функционально-ролевых ожиданий с тем, что, как, с кем и в какой последовательности должен делать специалист как участник профессиональной деятельности. При таком положении вектора ОА возможна и смена профиля деятельности. Но в любом случае указанный род деятельности должен принципиально соответствовать тому социальному статусу, к которому человек себя относит

4. 4 ► АО С При наличии у вектора СМ противоположного направления рассмотренному выше - процесс подобного движения может привести к асоциальному поведению, когда проявляется анти-социальное акме (А.А. Бодалев)

5. ► ► О А Л Вариант расположения вектора СМ на оси ОЛ в положительном направлении дает возможность реализоваться специалисту как личности (высший уровень профессиональной совместимости, включающий ценностно-ориентационное единство). Подобная композиция представляет собой совпадение мнений, оценок, установок и позиций личности по отношению к целям профессиональной деятельности, лицам, идеям, событиям, оценкам и т. п. - наиболее значимым для профессионального труда в целом, а также согласованное принятие и возложение ответственности на себя за успехи и неудачи в достижении акме

Продолжение таблицы 1

А О

Л

Соответственно, расположение вектора О А на оси ОЛ в отрицательном направлении исключает возможность полноценной личностной реализации человека как личности на пути к акме

Особый интерес представляет следующий вариант расположения акме-вектора СМ на плоскости БОС, где отражен классический случай достижения «псевдо-акме», поскольку это лишь проекция макроакме. В силу того, что наиболее рационально согласованы психо-физиологические компоненты и функционально-ролевые ожидания с характеристиками профессии, человек приобретает высокий социальный статус, достигает, с точки зрения общества, профессионального акме. Однако периодически у него может возникать ощущение необъяснимого профессионального дискомфорта, порождаемого, на наш взгляд, затруднениями в сфере личностной самореализации (в рамках ее ценностноориентационного аспекта)

При изменении положения акме-вектора СМ на противоположное, можно наблюдать яркое противоречие, с одной стороны, между психо-физиологическими возможностями человека и требованиями, предъявляемыми к нему профессией, и рассогласованием социального характера - с другой, что может привести и к проблемам со здоровьем и к затруднениям во взаимодействии с обществом

С

С

Окончание таблицы 1

Вариант т. н. «непризнанного гения». Расположение вектора О А характеризует совпадение психо-физиологических характеристик и личностной самореализации. Человек ощущает себя достигшим акме в собственном понимании, оставаясь непризнанным социумом. Это могут быть акме-достижения, которые смогут оценить последующие поколения

Если рассмотренный выше акме-вектор О А меняет направление на противоположное, то наблюдается дисбаланс как биологической, так и личностной составляющих акме-развития, что может привести к проблемам физического и психического здоровья, указывая на отсутствие истинного акме

Б

Такое «макроакме» представляет собой идеальный вариант акме-развития в профессиональном плане, но, как отмечает А.А. Бодалев, практически недостижимый. Более целостное познание и представление закономерностей акме-развития может быть обеспечено наглядной демонстрацией отдельных положений акме-вектора СМ в рамках представленной модели (табл. 1).

Предварительный анализ отдельных положений проекций вектора О А указывает на то, что вся модель акмепространства, обеспечивающая акме в профессии, значительно шире и многограннее. Мы полагаем, что истинное (конструктивное) акме человека в профессиональном плане будет представлять

собой рациональную, а следовательно, и гармоничную линейную комбинацию рассмотренных трех базисных векторов профессионального акме.

Дальнейший научный поиск будет состоять в построении и апробации модели развития специалиста в профессиональной сфере с учетом предложенного трехмерного векторного пространства.

1. Деркач А.А. Акмеология. М., 2006.

2. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.

3. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. М., 2005.

4. Абдалина Л.В. Развитие профессионализма тельности специалиста. Санкт-Петербург;

педагога: от теории к практике: монография. Коломна; Рязань, 2008..

М., 2008.

5. Кузьмина НВ., Пожарский СД., Паутова ЛК Поступила в редакцию 20.04.2010 Г.

Акмеология качества профессиональной дея-

UDC 15+373.6/.9

VECTORNESS OF A SPECIALIST’S ACMEOLOGICAL DEVELOPMENT IN PROFESSIONAL SPHERE: THREE MEASURED BASIS SPACE

Larisa Vasilyevna Abdalina, Russian State Social University (Voronezh Branch), Voronezh, Russia, Doctor of Psychology, Associate Professor, Professor of Sociology, Psychology and Theory of Social Work Department, e-mail: ablava@list.ru

Oksana Petrovna Malyutina, Voronezh Economics and Law Institute, Voronezh, Russia, Candidate of Physics and Mathematics, Associate Professor of Psychology and Natural Disciplines Department, e-mail: maloxdub@land.ru

The article presents model of 3D basis vectorial acme-space pointing on directions and limitations of person’s achievements in profession based on the leading positions of system’s acmeological and other approaches.

Key words: acmeologic; acme-vector; acme space; vector's projection.

УДК 15

ФИЛОСОФСКО-АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ ФЕНОМЕНА «ДИАДА»

© Елена Владимировна Чеснокова

Воронежский экономико-правовой институт, г. Воронеж, Россия, кандидат психологических наук, доцент, зав. кафедрой психологии, e-mail: chev28@mail.ru

© Ольга Вячеславовна Крылова Воронежский экономико-правовой институт, г. Воронеж, Россия, ассистент кафедры психологии, e-mail: chev28@mail.ru

В статье представлены объяснительные и предсказательные возможности системного, субъектного и комплексного подходов, а также необходимость разработки других подходов, в которых процессы развития были бы представлены более основательно.

Ключевые слова: взаимодействие; «диада»; малая группа; акмеологические условия.

Взаимодействие пронизывает все сферы жизни людей, выступая необходимым условием изменения как самого человека, так и общества в целом (Г.М. Андреева, А.А. Бодалев, А.А. Брудный, Л.П. Буева, Ю.Н. Емельянов, А.Г. Ковалев, А.А. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, Г. Марсель, Л.Б. Филонов, Р. Шовен, Л. Л. Якубинский).

Чарлз Кули впервые ввел понятие «диада» применительно к семье, между членами которой складываются устойчивые эмоциональные отношения. Согласно Кули, семья является первой группой, играющей основную роль в процессе социализации младенцев.

Согласно теории Джоунса и Дэвиса, поступки одного человека по отношению к дру-

гому зависят от того, как первый определяет степень личной ответственности второго.

Самая простая поведенческая модель аттракции характерна для необихевиоризма (Д. Хоманс, Д. Тибо и Г. Келли) [1].

Среди основных направлений исследований или подходов к изучению диады как малой группы выделяют: социометрическое, интеракционистическое, стратометрическое, параметрометрическое, организационно-управленческое и тренинговое.

Основоположником психологии отношений в России был А.Ф. Лазурский. В разработку концепции психологии отношений большой вклад внес В.Н. Мясищев. Значительным шагом в развитии психологии отношений и ее применении к разработке со-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.