Научная статья на тему 'Возможности акмеологического подхода в развитии межличностных отношений в коллективе части постоянной боевой готовности'

Возможности акмеологического подхода в развитии межличностных отношений в коллективе части постоянной боевой готовности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
180
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ / АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ / НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ / PSYCHOLOGICAL APPROACHES OF RESEARCH OF INTERPERSONAL RELATIONS / AKMEOLOGICAL PRINCIPLES OF RESEARCH OF INTERPERSONAL RELATIONS / DIRECTIONS OF RESEARCH OF DEVELOPMENT OF INTERPERSONAL RELATIONS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Белецкая Оксана Константиновна

Предпринята попытка рассмотрения возможностей системного, когнитивного, структурного и акмеологического подходов к исследованию межличностных отношений в коллективе части постоянной боевой готовности. Дается характеристика принципов акмеологического подхода и возможных концептуальных основ понимания феномена межличностных отношений в коллективе части постоянной боевой готовности. Предлагается интерпретация и содержание понятия межличностные отношения в военной части. Определяется возможность влияния на субъективные условия развития данных отношений, характеристики их вариантов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Possibilities of akmeological approach in development of interpersonal relations in collective of the military base of constant alertness

The attempt of consideration of possibilities of system, cognitive, structural and akmeological approaches to research of interpersonal relations in collective of the military base of constant alertness is undertaken. The characteristic of principles of akmeological approach and possible conceptual bases of understanding of a phenomenon of interpersonal relations in collective of the military base of constant alertness is given. Interpretation and the concept contents of interpersonal relations in a military base is offered. Possibility of influence on subjective conditions of development of the given relations, characteristics of their variants is defined.

Текст научной работы на тему «Возможности акмеологического подхода в развитии межличностных отношений в коллективе части постоянной боевой готовности»

трансформирующееся общество. М., 2001. С. 90-91.

3. Левашов В.К. Морально-политическая консолидация российского общества в условиях неолиберальных трансформаций // Социологические исследования. 2004. № 7. С. 45.

4. Базовые ценности россиян: Социальные установки. Жизненные стратегии. Символы. Мифы. М., 2003, С. 94-95.

5. Столович Л.Н. Об общечеловеческих ценностях // Вопросы философии. 2004. № 7. С. 95.

6. Инглхарт Р. Модернизация и постмодернизация // Новая постиндустриальная волна на Западе: Антология. М., 1996.

Поступила в редакцию 29.01.2010 г.

Kuzmenkova T.L. The problem of socially-valuable personality status (on an example of a railway man).

Socially-valuable personality status is a synthetic unity combining ontological, gnoseological and value components. The changes of this status are caused not only by transformation of social system but also by appearance of a new system of traditional and liberal values.

Key words: society; values; social status; socially-valuable status; transformation.

УДК 15

ВОЗМОЖНОСТИ АКМЕОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА В РАЗВИТИИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В КОЛЛЕКТИВЕ ЧАСТИ ПОСТОЯННОЙ БОЕВОЙ ГОТОВНОСТИ

© О.К. Белецкая

Предпринята попытка рассмотрения возможностей системного, когнитивного, структурного и акмеологического подходов к исследованию межличностных отношений в коллективе части постоянной боевой готовности. Дается характеристика принципов акмеологического подхода и возможных концептуальных основ понимания феномена межличностных отношений в коллективе части постоянной боевой готовности. Предлагается интерпретация и содержание понятия межличностные отношения в военной части. Определяется возможность влияния на субъективные условия развития данных отношений, характеристики их вариантов.

Ключевые слова: психологические подходы исследования межличностных отношений; акмеоло-гические принципы исследования межличностных отношений; направления исследования развития межличностных отношений.

Развитие межличностных отношений в воинской части опосредуется неоднозначной трактовкой феномена «коллектив воинской части». Исследования и анализ содержания категории «коллектив воинской части» показывает, что это очень сложный социальный и психологический объект, обладающий множественными характеристиками и выступающий в различных проявлениях.

В связи с этим возникают вопросы выбора подходов и методов изучения данного социального, психологического и акмеоло-гического феномена, вопросы релевантности и надежности результатов. Ответы на них необходимы не только для понимания феномена «коллектив воинской части», но и для формирования и развития межличностных отношений в данном коллективе.

В настоящее время межличностные отношения исследуются с опорой на следую-

щие подходы: системный, структурно-функциональный, феноменологический, когнитивный, комплексный, психологический.

Новые социально-психологические идеи о личности представлены системным подходом, сформулированным и развитым Б.Ф. Ломовым. Согласно его концепции, основанием качеств человека является социальная система. В этой системе существуют все связи и отношения человека с другими людьми и их общностями, обеспечивающие необходимые условия его существования и развития. В то же время сам человек является компонентом социальной системы. Его принадлежность к этой системе определяет социальные качества человека, которые выражают его родовую сущность и существуют как целостная система. В связи с этим для их объективного раскрытия необходим анализ отношений «индивид-общество ».

Символический или феноменологический подход (Э. Гофман, А. Щюц, Л. Сми-рич) основывается на трех постулатах: смысл и интерпретация того, что происходит в организации, важнее того, что в действительности; нестабильность и неопределенность негативно сказываются на межличностных отношениях, и люди используют символы, традиции, чтобы снизить уровень неопределенности [1].

Когнитивный подход базируется на концепциях «коллективного мышления», «группового сознания», «организационного ума», «социального представления». Использование комплексного психологического подхода дает основания рассматривать межличностные отношения как сложный психологический объект. В связи с интенсивным развитием акмеологии, ее прикладных направлений исследования межличностных отношений в коллективе стали осуществляться также на основе психолого-акмеологического подхода, дающего основания для характеристики межличностных отношений как развивающегося и изменяющегося психологического явления.

Таким образом, межличностные отношения являются:

1) сложным социально-психологическим объектом;

2) частью социальной системы;

3) развивающимся и изменяющимся психологическим явлением;

4) феноменом, существующим в некоем объектном поле.

В контексте заявленной проблематики изучению подлежат только межличностные отношения в коллективе воинской части.

При решении научных и практических задач, связанных с изучением, формированием и развитием межличностных отношений и субъектов профессиональных взаимодействий, в методологическом отношении весьма важным является учет двух принципиальных требований - обоснованного выбора исследовательской позиции и ориентации на конкретных субъектов межличностных отношений.

Рассмотрим более подробно психологическое и акмеологическое содержание каждого из отмеченных требований.

В психологических и акмеологических исследованиях учет первого требования свя-

зан с ориентацией на научные походы и их исследовательские и практические возможности. Однако психолого-акмеологическая направленность изучения межличностных отношений в коллективе предусматривает не только преимущественную ориентацию на психолого-акмеологические методы исследований, но и соответствующую методологическую ориентацию [2].

В психологии длительное время доминировала направленность на комплексный (Б.Г. Ананьев) и системный (А.А. Бодалев, В.П. Кузьмин, Б.Ф. Ломов, В.П. Зинченко и др.) подходы, главными требованиями которых были характер рассмотрения психического и способы его описания.

В настоящее время парадигмальным назван субъектный подход (К.А. Абульханова, А.В. Брушлинский, А.А. Деркач, А.К. Маркова и др.) [3].

Объяснительные и предсказательные возможности системного, субъектного и комплексного подходов весьма велики. Однако в рамках данных подходов вопросы формирования и развития свойств, качеств или характеристик сложных психологических объектов, например, субъектов деятельности и профессиональных взаимодействий, рассматривались ограниченно. Это обусловило необходимость разработки других подходов, в которых процессы развития были представлены более основательно.

С развитием акмеологии широкое распространение получил психолого-акмеологи-ческий подход, который иногда называют акмеологическим (А.А. Бодалев, А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, Н.В. Кузьмина, А.А. Реан и др.) [4].

Сущностные характеристики и содержание психолого-акмеологического подхода были сформулированы в теоретических акмеологических работах.

Его теоретической основой являются фундаментальные исследования теории акмеологии и психологии продуктивного развития зрелой личности. В них основной акцент делался на изучение закономерностей личностного и личностно-профессионального развития, выявление условий и факторов, способствующих достижению вершин в этом развитии и профессионализме.

В настоящее время психолого-акмеоло-гический подход рассматривается как сово-

купность принципов, приемов и методов, позволяющих эффективно решать акмеоло-гические проблемы и задачи, и, прежде всего, связанные с продуктивным личностным развитием, развитием профессионализма

личности и деятельности.

Главным отличием акмеологического подхода от других является положение о ведущей роли продуктивного развития человека, развития его личностно-профессиональных свойств в решении многих проблем, особенно связанных с профессиональной деятельностью и профессиональными взаимодействиями .

На примере продуктивного личностнопрофессионального развития было показано, что именно достижение профессионализма личности и деятельности является решающим условием высокой эффективности труда, его надежности и стабильности и даже инвариантности. Именно профессионализм обеспечивает результативное использование самых эффективных методов, алгоритмов и технологии, является основой новаторского или творческого начала в решении сложных проблем, поэтому профессионализм является главной основой личностного и профессионального успеха.

Методологическую основу акмеологического подхода составляют ведущие методологические принципы психологии развития и акмеологии - комплексности, системности, субъекта, жизнедеятельности, потенциального и актуального развития, психологического детерминизма, единства личности и деятельности, общее содержание которых раскрыто в теоретических исследованиях по акмеологии. Опора на данные методологические принципы подразумевает активность, целеустремленность, самостоятельность и ответственность субъекта развития. Тем самым констатируется преимущественная ориентация на принцип субъектности.

Методическую основу психолого-акмео-логического подхода составляют ведущие методы психологических и акмеологических исследований.

Психолого-акмеологический подход широко применяется в фундаментальных и прикладных акмеологических исследованиях. В то же время по мере его развития стали формироваться и другие, связанные акмеологи-ческой идеей подходы, которые были пре-

имущественно нацелены на конкретные ак-меологические методы. Среди них в первую очередь следует назвать акмеоцентрический и акмеографический подходы.

Акмеоцентрический подход базируется на принципе системности и предусматривает приоритет собственно акмеологических методов в комплексных исследованиях.

Акмеографический подход рассматривается как обобщающий психолого-акмеологический метод, позволяющий решать задачи развития профессионализма личности и деятельности. Ядром акмеографического подхода, как отмечалось, является разработка ак-меографических описаний (на уровне общего и особенного) и акмеограмм субъектов труда (на уровне индивидуального).

Психолого-акмеологический подход успешно применялся в исследованиях потенциалов личности и условий его раскрытия (Е.В. Дьячкова, В.Н. Марков, Ю.В. Синягин, Е.П. Ходаева), акмеологической компетентности (С.В. Макаров, А.Ф. Фоминых), личностно-профессионального развития руководителей (С.Б. Семененко), конфликтологической компетентности (О.И. Денисов, О.М. Никитина), психологической компетентности

(В.Г. Зазыкин), антикризисной компетентности в управления (М. С. Игельник) и др.

Акмеоцентрический подход применялся при изучении путей и методов повышения психологической устойчивости субъектов управления (М.Ф. Секач, Е.М. Таболова).

Акмеографический подход активно используется в разработке моделей и индивидуальных программ и планов развития профессионализма конкретных субъектов труда (В.В. Воронин, В.Г. Зазыкин, Л.А. Степнова и др.).

Наиболее распространенным путем практической реализации психолого-акмеологи-ческого подхода является определение путей, условий и факторов (преимущественно социальных, психологических и акмеологических), способствующих (или препятствующих) продуктивному развитию.

Применительно к рассматриваемой проблеме психолого-акмеологический подход позволяет определить психоло-акмеологи-ческие условия и факторы, как способствующие продуктивному развитию межличностных отношений организации, так и условия и

факторы, препятствующие продуктивному развитию межличностных отношений.

С помощью данного подхода определяются, прежде всего, психологические и ак-меологические условия и факторы. Если содержание психологических условий и факторов в целом довольно полно раскрыто и отражено в многочисленных психологических исследованиях, то относительно содержания акмеологических условий и факторов необходимо дать специальные пояснения.

Акмеологическими условиями называют значимые обстоятельства, от которых зависит достижение высокого уровня развития. В акмеологии в основном решались задачи продуктивного личностно-профессионального

развития, развития профессионализма личности и деятельности, поэтому им отдается предпочтение.

В то же время акмеологические условия подразумевают приоритет объективного над субъективным. В связи с этим в акмеологических исследования неоднократно в качестве ведущего акмеологического условия назывался общественный запрос на высокий профессионализм личности и деятельности, заинтересованность государства в наличии профессионалов во всех сферах деятельности управления.

Акмеологические факторы - это основные причины, носящие характер движущих сил, главные детерминанты продуктивности развития. В отличие от акмеологических условий акмеологические факторы скорее субъективные, нежели объективные.

Например, к значимым акмеологическим факторам относятся потенциалы личности и высокая мотивация достижений.

Такое понимание содержания акмеологических условий и факторов определяет значительную широту пространства их поиска или определения.

Основными методами определения таких условий и факторов являются психологический и акмеологический анализы, которые, в свою очередь, могут осуществляться с помощью других более частных методов, например, экспертного оценивания, факторов кластерного анализа и т. п. Выявленные акмеологические факторы обычно подвергаются проверке с помощью акмеологического моделирования в формирующих экспериментах.

Проблема межличностных отношений, как отмечалось, находится в сфере интересов различных наук, в т. ч. и такого важного направления акмеологии, как акмеология управления.

Хотелось бы подчеркнуть, что, согласно положениям акмеологической теории профессионализма в управлении, применение психолого-акмеологического подхода связано с необходимостью решения не только методологических, но и ряда исследовательских задач.

Применительно к проблеме межличностных отношений в коллективе, как показал анализ проблемы, наиболее важным является:

- теоретико-методологический анализ проблемы межличностных отношений;

- разработка теоретических моделей межличностных отношений;

- проведение эмпирических исследований развития межличностных отношений;

- обобщение данных теоретических и

эмпирических исследований, построение дескриптивных психолого-акмеологических

моделей межличностных отношений;

- определение психолого-акмеологи-ческих условий и факторов, способствующих или препятствующих формированию и развитию межличностных отношений;

- обоснование психологических и ак-меологических методов и технологий развития межличностных отношений;

- деятельность по формированию и развитию межличностных отношений.

Отметим, что решение некоторых из них уже представлено в общеакмеологических исследованиях. В то же время для того, чтобы реализовать возможности психолого-акмеологического подхода в исследовании межличностных отношений коллектива воинской части постоянной боевой готовности, необходимо, прежде всего, определиться с субъектами и объектами межличностных отношений.

Если говорить о межличностных отношениях в коллективе военной части, то следует, во-первых, выделить самих носителей отношений, а во-вторых, тип отношений, носителями которой они являются.

Применительно к военной системе, в которой имеются командиры и подчиненные, командный и рядовой состав, выделяются следующие виды межличностных отношений:

- уставные отношения;

- неуставные отношения [5].

Важную роль при обосновании подходов

и методов изучения сложных объектов играет их содержание, в данном случае психологическое содержание межличностных отношений в коллективе. В связи с этим рассмотрим их психологические характеристики с объектной точки зрения.

Главное направление такого анализа заложено в самом определении межличностных отношений, их существенных характеристик.

Согласно данному определению, межличностные отношения - это человеческие отношения в контексте реального непосредственного или опосредованного взаимодействия людей, имеющих обратную связь друг с другом.

Данные психические образы представляют собой субъективное отражение норм и стандартов поведения и отношений, наблюдаемых в процессе взаимодействий. Субъективность отражения определяет вариабельность их характеристик, иными словами, каждый субъект отражает их с учетом своих внутренних условий [6, 7].

Как видим, исследование межличностных отношений в коллективе воинской части постоянной боевой готовности в опоре на акмеологический подход и методы дает возможность влияния на субъективные условия развития данных отношений, характеристики их вариантов [8].

1. Акмеология I под ред. А.А. Деркача. М., 2QQ2.

2. Методы акмеологических исследований I Анисимов С.А., Деркач А.А., Конюхов Н.И., Павлов Б.С. М., 2000.

3. Богданов Е.Я., Зазыкин В.Г. Введение в ак-меологию. Калуга, 2001.

4. Деркач А.А., Зазыкин В.Г. Акмеология. СПб., 2003.

5. Деркач А.А., Зазыкин В.Г. Профессионализм деятельности в особых экстремальных условиях. М., 1998.

6. Деркач А.А., Кузьмина Н.В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. М., 1993.

7. Деркач А.А. Методолого-прикладные основы акмеологических исследований. М., 2QQQ.

8. Зазыкин В.Г. Деятельность специалистов в особых условиях (психолого-акмеологические основы). Депонир. рук. № 275-94 деп. 7.12.94. НИИВО ГКНО.

Поступила в редакцию 12.Q2.2Q1Q г.

Beletskaya O.K. Possibilities of akmeological approach in development of interpersonal relations in collective of the military base of constant alertness.

The attempt of consideration of possibilities of system, cognitive, structural and akmeological approaches to research of interpersonal relations in collective of the military base of constant alertness is undertaken. The characteristic of principles of akmeological approach and possible conceptual bases of understanding of a phenomenon of interpersonal relations in collective of the military base of constant alertness is given. Interpretation and the concept contents of interpersonal relations in a military base is offered. Possibility of influence on subjective conditions of development of the given relations, characteristics of their variants is defined.

Key words: psychological approaches of research of interpersonal relations; akmeological principles of research of interpersonal relations; directions of research of development of interpersonal relations.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.