Научная статья на тему 'Военная акмеология: состояние, пути развития'

Военная акмеология: состояние, пути развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
738
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Михайловский Виктор Григорьевич

Представлены результаты разработки организационно-педагогического комплекса для военных высших учебных заведений, за создание и внедрение которого авторы были удостоены Премии Президента РФ в области образования. В качестве первоочередных задач исследований в области совершенствования военных кадров указываются: формирование научно обоснованной стратегии развития военной высшей школы, определение направлений развития системы подготовки молодежи к военной службе, реализация программ подготовки преподавателей для высшей военной школы; оптимизация управления военными вузам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MILITARY ACMEOLOGY: THE CONDITION, WAYS OF DEVELOPMENT

Are submitted results of development of an organizational-pedagogical complex for military higher educational institutions, for creation and which introduction authors have been awarded with the Premium of the President of the Russian Federation in the field of formation. As priorities of researches in the field of perfection of the military staff are specified: formation of scientifically proved strategy of development of the military higher school, definition of directions of development of system of preparation of youth to military service, realization of programs of preparation of teachers for the maximum military school; optimization of management by militarians to high schools

Текст научной работы на тему «Военная акмеология: состояние, пути развития»

16. Хайдеггер М. Вопрос о технике / Новая теократическая волна на Западе. — М., 1986. С. 45—67.

17. Хайдеггер М. Время и бытие. — М., 1993.

18. Шпенглер О. Закат Европы. — М.; Пг., 1923.

19. Эльконин Д.Б. Психология игры. — М., 1978.

20. Юнг К.Г. Архетип и символ. - М., 1991.

21. Weber M. Gesammelte Aufsatze zur Wissenschaftslehe. — Tibingen, 1951.

22. WeberM. Die Protestantische Ethik und der Gesist des Kapitalismus. — München, Hamburg, 1956.

23. WeberM. Die Protestantische Ethik. Bd.2. — Gutersloh, 1956.

© Олешкевич В. И., 2004

В. Г. Михайловский ВОЕННАЯ АКМЕОЛОГИЯ: СОСТОЯНИЕ, ПУТИ РАЗВИТИЯ

Если Вы не думаете о будущем, у Вас его не будет. Дж. Голсуорси

соответствии с Указом Президента РФ № 1334 от 4 октября 1999 года впервые в истории Вооруженных Сил РФ ряд военных ученых стали лауреатами премии Президента Российской Федерации в области образования за создание и внедрение организационно-педагогического комплекса «Теоретические и прикладные основы эффективного воинского труда» для военных высших учебных заведений. Среди них ученики академика Деркача Анатолия Алексеевича военные ученые-акмеологи: полковник Михайловский Виктор Григорьевич, доктор педагогических наук, профессор; полковник Лаптев Леонид Григорьевич, доктор психологических наук, профессор.

Организационно-педагогический комплекс (ОПК) представляет системную комплексную научную разработку в рамках одного из новых направлений отечественного и мирового наукознания — акмеологии и психологии развития (военная проблематика). Современный научной проблемой, решаемой авторами в комплексном труде является создание и апробация продуктивных моделей, алгоритма и технологии эффективной профессионализации воинского труда его субъектов. Разработка организационно-педагогического комплекса, основные компоненты которого представлены в 24 трудах (монографии, учебники, учебные и учебно-методические пособия), предшествовала многоплановая исследовательско-эксп ериментальная работа, начатая в 1993 году.

В целом обобщенные результаты теоретико-прикладного исследования дали возможность отразить в трудах авторов целостную концепцию профессионализации воинского труда, профессионального становления военных (прежде всего офицерских) кадров. В их числе:

Теоретическое и экспериментальное подтверждение детерминированности оптимального воинского труда в силовых структурах целостным комплексом взаимосвязанных компонентов теоретико-методологического, организационного и социально-психологического характера. Показано, что только на основе смены ортодоксальной парадигмы и интеграции наиболее продуктивных традиционных и новаторских составляющих может быть обеспечено изменение механизма оптимизации всех сторон воинского труда и достигнуто его качественно новое состояние. При этом профессионализация воинского труда как процесс непрерывного и последовательного приведения творческого потенциала его субъектов выступает как закономерность и условие достижения высокой его продуктивности. Результаты анализа теории и практики исследуемой проблемы дали ответ на вопрос о возможности выявления как конструктивных компонентов, так и малопродуктивных составляющих, которые проявляются в качестве блокаторов процесса оптимизации ратного труда. Потребность в знании зависимости воинского труда от действия многопланового, взаимосвязанного и взаимообусловленного комплекса детерминант психофизиологического, психического, социально-психологического

и социального характера определила необходимость реализации принципиально нового, целостного подхода.

При этом акмеологический характер исследования выразился в интеграции познавательных методов всех заинтересованных наук, а также собственного психолого-педагогического развивающего инструментария. На такой основе задействованы как традиционные, так и новаторские средства, приемы и техники. Это дало возможность сформулировать важные требования, предъявляемые к воинскому труду и непосредственно к управленческой деятельности как приоритетной среди других видов военно-профессиональной деятельности. Такой подход позволил обосновать положения по оптимизации реального состояния воинского труда и процесса подготовки к нему. Они представлены в принципах военно-политического, структурно-функционального, организационно-деятельностного и непосредственно акмеологического характера.

Результаты анализа современного состояния воинского труда, обеспечившие выработку и реализацию эффективных мер по оптимизации всех его компонентов — военно-профессиональной деятельности, повседневных отношений, личностного развития и совокупного компонента. Потребности в ней определили необходимость постановки и решения взаимосвязанного комплекса традиционных и неординарных теоретико-методологических и практических задач. Предложенные решения этой проблемы позволило выявить необходимые резервы и вычленить специфику реальной практики приведения сложившегося уклада всего воинского труда в соответствие с требованиями предложенной концепцией. Доказано, что приоритетным компонентом воинского труда выступает военно-профессиональная деятельность.

Акмеологическая модель оптимального воинского труда представлена как система положений, раскрывающих структуру продуктивной деятельности, повседневных отношений и личностного развития воинов, содержание его основных элементов, взаимосвязи между ними, функции. В данном случае модель включает следующие компоненты: структурные и функциональные элементы; алгоритм воинского труда; технологию выполняемых действий на различных стадиях (этапах) военной службы; деятельностью взаимосвязи; результаты деятельности в общем контексте всего ратного труда. Впервые системно представлена критериальная база, которая обеспечила выявление и оценивание уровней развития и задействования творческого потенциала субъектов военной службы. Включение ее в состав ОПК обеспечило возможность на практике сопоставлять различные модели профессионализации, выбирать из них наиболее приемлемые и в соответствии с ними определять уровни оптимальности, условия и факторы оптимизации военно-профессионального развития и всего воинского труда.

В качестве одного из важных результатов разработки ОПК стало выявление структуры воинского труда, который является особым видом труда в современном обществе и содержит как общие, так и специфические признаки. В нем выделены такие стороны (блоки): военно-профессиональная деятельность, повседневные отношения, личностное развитие и совокупные результаты труда. Особо выделены положения и выводы, определяющие успешность оптимизации труда военных кадров и процесса подготовки к нему. Основные из выдвинутых положений касаются актуализации сущностного потенциала субъекта военной службы, повышения продуктивности непосредственно профессионализации и выполнения деятельностных функций, развития акмеологической культуры, создания комфортных социально-психологических условий для военной службы. Один из факторов эффективной профессионализации и осуществления воинского труда касается целесообразности акмеологического сопровождения жизнедеятельности в армейских условиях. Обосновано, что для его осуществления имеются все предпосылки: потребност-ные, организационные, социально-психологические, организационно-педагогические, непосредственно акмеологические. Предложенная модель сопровождения обеспечивает оптимизацию условий для продуктивного развития и творческой реализации потенциала военнослужащих в процессе военной службы; развитие военно-профессиональной компетентности военных кадров и их психологическую поддержку.

Одним словом, акмеология уверенно входит в практику военной деятельности. В последние годы интенсивные исследования проводятся по созданию теоретико-методологических и методических основ военной акмеологии (А.Я. Анцупов, П.А. Корчемный, С.Л. Кандыбович, Л.Г. Лаптев, В.Г. Михайловский, В.А. Пономаренко, М.Ф. Секач и др.). Военная акмеология на сегодняшний день является научным и прикладным направлением акмеологии, развивающимся на стыке общественных, гуманитарных, естественных и военно-технических наук, которое изучает феноменологию индивидуальных и групповых субъектов военной службы; закономерности, механизмы, условия и факторы их продуктивного развития и самореализации при выполнении военно-профессиональных задач. Ее содержание сегодня охватывает проблемы теории и практики развития и самореализации военнослужащих и воинских коллективов мирное и военное время. Она получила интенсивное развитие еще и потому, что в истории России имелось немало блестящих образцов профессионализма в полководческом деле. Великие полководцы Александр Невский, Дмитрий Донской, А.В. Суворов, М.И. Кутузов, Г.К. Жуков и другие являют собой яркие акмеологические эталоны. Их жизнь и деятельность являются важными объектами акмеологического изучения. В центре внимания военной акмеологии стоит военный профессионал, то есть воин и командир, высокоэффективно осуществляющие свой воинский труд. Поэтому в общей ее проблематике выделяются такие проблемы, как профессионализм военной деятельности в особых и экстремальных условиях, опасных специальностей, профессионализм управленческой деятельности военных кадров. Разработаны концепции профессионализма командиров разных уровней различных родов войск, военных психологов и педагогов. Созданы модели профессионализма и акмеограммы военнослужащих, которые базируются на научных достижениях акмеологии, военной психологии и педагогики, профессиографии и других военных наук. В них отражены основные условия реализации творческого потенциала военнослужащего через знания, умения, навыки, профессиональные позиции, личностно-профессионалъные качества и акмеологические инварианты, которые образуют модель творческого военного профессионала. С акмеологических позиций решаются задачи оптимизации процессов профессионального самоопределения и становления офицерских кадров, коррекции профессиональных затруднений военного руководителя, формирования психологической готовности к решению нестандартных задач, поиску психологических резервов ускорения профессионального роста офицерских кадров, военно-патриотического воспитания молодежи и др. (С.А. Жильцов, С.И. Жуковский, О.В. Овчинников, С.А. Фе-доренко, А.В. Яренко и др.). Военная акмеология уверенно преодолевает стадию своего становления. В фундаментальном труде «Основы военной акмеологии» (в двух томах под ред. П.А. Корчемного, Л.Г Лаптева и В.Г Михайловского), вошедшем в ОПК, обобщены наработки военных акмеологов и намечены направления дальнейших исследований в области совершенствования военных кадров. Их масштабы и интенсивность непрерывно возрастают. Применительно к высшей военной школе (ВВШ) в качестве первоочередных исследовательских задач следует указать:

Формирование научно обоснованной стратегии развития ВВШ:

- разработка нормативно-правовой базы в области военного образования;

- более тесное взаимодействие с органами власти, РАО, ее учреждениями, общественными академиями (АПСН, МААН, АВН и др.) по вопросам военного образования;

- реализация концепции профессионального становления офицерских кадров на всех этапах военной службы.

Определение направлений развития системы довузовской подготовки молодежи к военной службе:

- организация и регулирование деятельности ОУ, занимающихся воспитанием и подготовкой несовершеннолетних граждан к военной службе;

- разработка и реализация федеральных общеобразовательных программ; программ дополнительного обучения по циклам общевоенных, общенаучных, общеинженерных и др. дисциплин.

Реализация программ подготовки преподавателей для ВВШ:

- определение перечня специальностей подготовки преподавателей;

- разработка квалификационных требований, учебных планов и программ с учетом перспектив развития образования;

- совершенствование научно-методического сопровождения подготовки военных преподавателей, их профессионального роста;

- расширение спектра научных специальностей по проблемам военной педагогики и акмеологии, военной психологии и истории;

- более широкое привлечение в диссертационные советы военных вузов ведущих представителей отечественной науки;

- более тесное взаимодействие военных ученых и ученых РАО, АПСН, других общественных академий по вопросам издания совместных монографий, учебников, учебных пособий, предназначенных для подготовки и переподготовки специалистов с высшим образованием.

Оптимизация управления военными вузами:

- разработка теоретико-методологических основ управления военными вузами, оптимизации их состава и совершенствования организационно-штатной структуры. Военная акмеология уверенно смотрит в будущее. Свои главные надежды мы связываем, прежде всего, с подготовкой высококвалифицированных офицерских кадров XXI века, способных обеспечить надежную обороноспособность России. Концептуальны в этом смысле слова президента Эйзенхауэра, прозвучавшие в обращении в обращении к американскому народу в связи с запуском первого спутника Земли: «Наши школы... важнее наших радиолокационных станций обнаружения, школы таят в себе большую силу, чем энергия атома».

© Михайловский В. Г., 2004

В. Г. Зазыкин

ПСИХОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ И РАЗРЕШЕНИИ

КОНФЛИКТОВ

оследние годы, по свидетельству многих специалистов в области исследования конфликтов, характеризуются значительным возрастанием числа различных конфликтов практически во всех сферах жизнедеятельности человека (А.Я. Анцупов, Е.М. Емельянов, А.К. Зайцев, А.Н. Сухов, А.И. Шипилов и др.). Это привело к интенсификации исследований конфликтов, осуществляемых в разных науках, укреплению позиций обобщающих междисциплинарных исследований, проводимых в проблемном поле, связанном с конфликтами, поиску новых методов эффективного разрешения конфликтов или управления ими. О внимании отечественной науки к проблемам конфликта свидетельствует количество публикаций, а так же докторских и кандидатских диссертаций, защищенных за последние пятьдесят лет — их более шестисот [1], хотя некоторые идеологизированные науки не так давно констатировали, что в условиях социалистического общества в принципе нет места социальным или иным конфликтам. Диссертационные исследования по проблемам конфликта проводились и проводятся в психологии, философии, социологии, искусствоведении, политологии, истории, педагогике, правоведении, физико-математическими науками, в медицине, военной науке, социобиологии, экономике, географии [1]1. Соответственно, общее количество крупных публикаций по проблемам конфликта превысило пять сотен.

Такое пристальное внимание к конфликтом привело к формированию комплексной дисциплины — конфликтологии, претендующей на статус самостоятельной науки. В разработке проблем конфликтов конфликтология дает весьма важные результаты на уровне обобщающего знания — это разработка понятийного аппарата, анализ сущностных харак-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.