16. Хайдеггер М. Вопрос о технике / Новая теократическая волна на Западе. — М., 1986. С. 45—67.
17. Хайдеггер М. Время и бытие. — М., 1993.
18. Шпенглер О. Закат Европы. — М.; Пг., 1923.
19. Эльконин Д.Б. Психология игры. — М., 1978.
20. Юнг К.Г. Архетип и символ. - М., 1991.
21. Weber M. Gesammelte Aufsatze zur Wissenschaftslehe. — Tibingen, 1951.
22. WeberM. Die Protestantische Ethik und der Gesist des Kapitalismus. — München, Hamburg, 1956.
23. WeberM. Die Protestantische Ethik. Bd.2. — Gutersloh, 1956.
© Олешкевич В. И., 2004
В. Г. Михайловский ВОЕННАЯ АКМЕОЛОГИЯ: СОСТОЯНИЕ, ПУТИ РАЗВИТИЯ
Если Вы не думаете о будущем, у Вас его не будет. Дж. Голсуорси
соответствии с Указом Президента РФ № 1334 от 4 октября 1999 года впервые в истории Вооруженных Сил РФ ряд военных ученых стали лауреатами премии Президента Российской Федерации в области образования за создание и внедрение организационно-педагогического комплекса «Теоретические и прикладные основы эффективного воинского труда» для военных высших учебных заведений. Среди них ученики академика Деркача Анатолия Алексеевича военные ученые-акмеологи: полковник Михайловский Виктор Григорьевич, доктор педагогических наук, профессор; полковник Лаптев Леонид Григорьевич, доктор психологических наук, профессор.
Организационно-педагогический комплекс (ОПК) представляет системную комплексную научную разработку в рамках одного из новых направлений отечественного и мирового наукознания — акмеологии и психологии развития (военная проблематика). Современный научной проблемой, решаемой авторами в комплексном труде является создание и апробация продуктивных моделей, алгоритма и технологии эффективной профессионализации воинского труда его субъектов. Разработка организационно-педагогического комплекса, основные компоненты которого представлены в 24 трудах (монографии, учебники, учебные и учебно-методические пособия), предшествовала многоплановая исследовательско-эксп ериментальная работа, начатая в 1993 году.
В целом обобщенные результаты теоретико-прикладного исследования дали возможность отразить в трудах авторов целостную концепцию профессионализации воинского труда, профессионального становления военных (прежде всего офицерских) кадров. В их числе:
Теоретическое и экспериментальное подтверждение детерминированности оптимального воинского труда в силовых структурах целостным комплексом взаимосвязанных компонентов теоретико-методологического, организационного и социально-психологического характера. Показано, что только на основе смены ортодоксальной парадигмы и интеграции наиболее продуктивных традиционных и новаторских составляющих может быть обеспечено изменение механизма оптимизации всех сторон воинского труда и достигнуто его качественно новое состояние. При этом профессионализация воинского труда как процесс непрерывного и последовательного приведения творческого потенциала его субъектов выступает как закономерность и условие достижения высокой его продуктивности. Результаты анализа теории и практики исследуемой проблемы дали ответ на вопрос о возможности выявления как конструктивных компонентов, так и малопродуктивных составляющих, которые проявляются в качестве блокаторов процесса оптимизации ратного труда. Потребность в знании зависимости воинского труда от действия многопланового, взаимосвязанного и взаимообусловленного комплекса детерминант психофизиологического, психического, социально-психологического
и социального характера определила необходимость реализации принципиально нового, целостного подхода.
При этом акмеологический характер исследования выразился в интеграции познавательных методов всех заинтересованных наук, а также собственного психолого-педагогического развивающего инструментария. На такой основе задействованы как традиционные, так и новаторские средства, приемы и техники. Это дало возможность сформулировать важные требования, предъявляемые к воинскому труду и непосредственно к управленческой деятельности как приоритетной среди других видов военно-профессиональной деятельности. Такой подход позволил обосновать положения по оптимизации реального состояния воинского труда и процесса подготовки к нему. Они представлены в принципах военно-политического, структурно-функционального, организационно-деятельностного и непосредственно акмеологического характера.
Результаты анализа современного состояния воинского труда, обеспечившие выработку и реализацию эффективных мер по оптимизации всех его компонентов — военно-профессиональной деятельности, повседневных отношений, личностного развития и совокупного компонента. Потребности в ней определили необходимость постановки и решения взаимосвязанного комплекса традиционных и неординарных теоретико-методологических и практических задач. Предложенные решения этой проблемы позволило выявить необходимые резервы и вычленить специфику реальной практики приведения сложившегося уклада всего воинского труда в соответствие с требованиями предложенной концепцией. Доказано, что приоритетным компонентом воинского труда выступает военно-профессиональная деятельность.
Акмеологическая модель оптимального воинского труда представлена как система положений, раскрывающих структуру продуктивной деятельности, повседневных отношений и личностного развития воинов, содержание его основных элементов, взаимосвязи между ними, функции. В данном случае модель включает следующие компоненты: структурные и функциональные элементы; алгоритм воинского труда; технологию выполняемых действий на различных стадиях (этапах) военной службы; деятельностью взаимосвязи; результаты деятельности в общем контексте всего ратного труда. Впервые системно представлена критериальная база, которая обеспечила выявление и оценивание уровней развития и задействования творческого потенциала субъектов военной службы. Включение ее в состав ОПК обеспечило возможность на практике сопоставлять различные модели профессионализации, выбирать из них наиболее приемлемые и в соответствии с ними определять уровни оптимальности, условия и факторы оптимизации военно-профессионального развития и всего воинского труда.
В качестве одного из важных результатов разработки ОПК стало выявление структуры воинского труда, который является особым видом труда в современном обществе и содержит как общие, так и специфические признаки. В нем выделены такие стороны (блоки): военно-профессиональная деятельность, повседневные отношения, личностное развитие и совокупные результаты труда. Особо выделены положения и выводы, определяющие успешность оптимизации труда военных кадров и процесса подготовки к нему. Основные из выдвинутых положений касаются актуализации сущностного потенциала субъекта военной службы, повышения продуктивности непосредственно профессионализации и выполнения деятельностных функций, развития акмеологической культуры, создания комфортных социально-психологических условий для военной службы. Один из факторов эффективной профессионализации и осуществления воинского труда касается целесообразности акмеологического сопровождения жизнедеятельности в армейских условиях. Обосновано, что для его осуществления имеются все предпосылки: потребност-ные, организационные, социально-психологические, организационно-педагогические, непосредственно акмеологические. Предложенная модель сопровождения обеспечивает оптимизацию условий для продуктивного развития и творческой реализации потенциала военнослужащих в процессе военной службы; развитие военно-профессиональной компетентности военных кадров и их психологическую поддержку.
Одним словом, акмеология уверенно входит в практику военной деятельности. В последние годы интенсивные исследования проводятся по созданию теоретико-методологических и методических основ военной акмеологии (А.Я. Анцупов, П.А. Корчемный, С.Л. Кандыбович, Л.Г. Лаптев, В.Г. Михайловский, В.А. Пономаренко, М.Ф. Секач и др.). Военная акмеология на сегодняшний день является научным и прикладным направлением акмеологии, развивающимся на стыке общественных, гуманитарных, естественных и военно-технических наук, которое изучает феноменологию индивидуальных и групповых субъектов военной службы; закономерности, механизмы, условия и факторы их продуктивного развития и самореализации при выполнении военно-профессиональных задач. Ее содержание сегодня охватывает проблемы теории и практики развития и самореализации военнослужащих и воинских коллективов мирное и военное время. Она получила интенсивное развитие еще и потому, что в истории России имелось немало блестящих образцов профессионализма в полководческом деле. Великие полководцы Александр Невский, Дмитрий Донской, А.В. Суворов, М.И. Кутузов, Г.К. Жуков и другие являют собой яркие акмеологические эталоны. Их жизнь и деятельность являются важными объектами акмеологического изучения. В центре внимания военной акмеологии стоит военный профессионал, то есть воин и командир, высокоэффективно осуществляющие свой воинский труд. Поэтому в общей ее проблематике выделяются такие проблемы, как профессионализм военной деятельности в особых и экстремальных условиях, опасных специальностей, профессионализм управленческой деятельности военных кадров. Разработаны концепции профессионализма командиров разных уровней различных родов войск, военных психологов и педагогов. Созданы модели профессионализма и акмеограммы военнослужащих, которые базируются на научных достижениях акмеологии, военной психологии и педагогики, профессиографии и других военных наук. В них отражены основные условия реализации творческого потенциала военнослужащего через знания, умения, навыки, профессиональные позиции, личностно-профессионалъные качества и акмеологические инварианты, которые образуют модель творческого военного профессионала. С акмеологических позиций решаются задачи оптимизации процессов профессионального самоопределения и становления офицерских кадров, коррекции профессиональных затруднений военного руководителя, формирования психологической готовности к решению нестандартных задач, поиску психологических резервов ускорения профессионального роста офицерских кадров, военно-патриотического воспитания молодежи и др. (С.А. Жильцов, С.И. Жуковский, О.В. Овчинников, С.А. Фе-доренко, А.В. Яренко и др.). Военная акмеология уверенно преодолевает стадию своего становления. В фундаментальном труде «Основы военной акмеологии» (в двух томах под ред. П.А. Корчемного, Л.Г Лаптева и В.Г Михайловского), вошедшем в ОПК, обобщены наработки военных акмеологов и намечены направления дальнейших исследований в области совершенствования военных кадров. Их масштабы и интенсивность непрерывно возрастают. Применительно к высшей военной школе (ВВШ) в качестве первоочередных исследовательских задач следует указать:
Формирование научно обоснованной стратегии развития ВВШ:
- разработка нормативно-правовой базы в области военного образования;
- более тесное взаимодействие с органами власти, РАО, ее учреждениями, общественными академиями (АПСН, МААН, АВН и др.) по вопросам военного образования;
- реализация концепции профессионального становления офицерских кадров на всех этапах военной службы.
Определение направлений развития системы довузовской подготовки молодежи к военной службе:
- организация и регулирование деятельности ОУ, занимающихся воспитанием и подготовкой несовершеннолетних граждан к военной службе;
- разработка и реализация федеральных общеобразовательных программ; программ дополнительного обучения по циклам общевоенных, общенаучных, общеинженерных и др. дисциплин.
Реализация программ подготовки преподавателей для ВВШ:
- определение перечня специальностей подготовки преподавателей;
- разработка квалификационных требований, учебных планов и программ с учетом перспектив развития образования;
- совершенствование научно-методического сопровождения подготовки военных преподавателей, их профессионального роста;
- расширение спектра научных специальностей по проблемам военной педагогики и акмеологии, военной психологии и истории;
- более широкое привлечение в диссертационные советы военных вузов ведущих представителей отечественной науки;
- более тесное взаимодействие военных ученых и ученых РАО, АПСН, других общественных академий по вопросам издания совместных монографий, учебников, учебных пособий, предназначенных для подготовки и переподготовки специалистов с высшим образованием.
Оптимизация управления военными вузами:
- разработка теоретико-методологических основ управления военными вузами, оптимизации их состава и совершенствования организационно-штатной структуры. Военная акмеология уверенно смотрит в будущее. Свои главные надежды мы связываем, прежде всего, с подготовкой высококвалифицированных офицерских кадров XXI века, способных обеспечить надежную обороноспособность России. Концептуальны в этом смысле слова президента Эйзенхауэра, прозвучавшие в обращении в обращении к американскому народу в связи с запуском первого спутника Земли: «Наши школы... важнее наших радиолокационных станций обнаружения, школы таят в себе большую силу, чем энергия атома».
© Михайловский В. Г., 2004
В. Г. Зазыкин
ПСИХОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ И РАЗРЕШЕНИИ
КОНФЛИКТОВ
оследние годы, по свидетельству многих специалистов в области исследования конфликтов, характеризуются значительным возрастанием числа различных конфликтов практически во всех сферах жизнедеятельности человека (А.Я. Анцупов, Е.М. Емельянов, А.К. Зайцев, А.Н. Сухов, А.И. Шипилов и др.). Это привело к интенсификации исследований конфликтов, осуществляемых в разных науках, укреплению позиций обобщающих междисциплинарных исследований, проводимых в проблемном поле, связанном с конфликтами, поиску новых методов эффективного разрешения конфликтов или управления ими. О внимании отечественной науки к проблемам конфликта свидетельствует количество публикаций, а так же докторских и кандидатских диссертаций, защищенных за последние пятьдесят лет — их более шестисот [1], хотя некоторые идеологизированные науки не так давно констатировали, что в условиях социалистического общества в принципе нет места социальным или иным конфликтам. Диссертационные исследования по проблемам конфликта проводились и проводятся в психологии, философии, социологии, искусствоведении, политологии, истории, педагогике, правоведении, физико-математическими науками, в медицине, военной науке, социобиологии, экономике, географии [1]1. Соответственно, общее количество крупных публикаций по проблемам конфликта превысило пять сотен.
Такое пристальное внимание к конфликтом привело к формированию комплексной дисциплины — конфликтологии, претендующей на статус самостоятельной науки. В разработке проблем конфликтов конфликтология дает весьма важные результаты на уровне обобщающего знания — это разработка понятийного аппарата, анализ сущностных харак-