Научная статья на тему 'Субъектно-деятельностный подход в развитии личностной позиции студента-психолога'

Субъектно-деятельностный подход в развитии личностной позиции студента-психолога Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1981
195
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / СТУДЕНТ-ПСИХОЛОГ / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / БУДУЩИЙ СПЕЦИАЛИСТ / PERSONALITY / PSYCHOLOGY STUDENT / PERSONAL DEVELOPMENT / FUTURE SPECIALIST

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Абдалина Л.В., Полухина О.П.

В работе рассмотрены принципы субъективно-личностного подхода в формировании и развитии личности студента, разработаны рекомендации по формированию устойчивой личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper discusses the principles of subjective and personal approach to the formation and development of student's personality, developed recommendations for the formation of a stable personality.

Текст научной работы на тему «Субъектно-деятельностный подход в развитии личностной позиции студента-психолога»

ПСИХОЛОГИЯ

Абдалина Л.В., Полухина О.П.

СУБЪЕКТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТНОЙ ПОЗИЦИИ СТУДЕНТА-ПСИХОЛОГА

Воронежский экономико-правовой институт

Ключевые слова: личность, студент-психолог, развитие личности, будущий специалист.

Аннотация: в работе рассмотрены принципы субъективно-личностного подхода в формировании и развитии личности студента, разработаны рекомендации по формированию устойчивой личности.

Keywords: personality, psychology student, personal development, future specialist.

Abstract: The paper discusses the principles of subjective and personal approach to the formation and development of student's personality, developed recommendations for the formation of a stable personality.

В условиях реформирования высшего образования, обеспечения конкурентоспособности специалистов на рынке труда особую актуальность приобретает проблема формирования готовности студентов к будущей профессиональной деятельности.

Современный этап развития общества предъявляет к работе профессионалов, а значит, и к работе высших учебных заведений, занятых их подготовкой, принципиально новые требования. Система подготовки специалистов в масштабах страны определена в целом спецификой конкретной профессиональной области. Однако связь между вузами и сферой деятельности их выпускников не всегда надежна. Молодому специалисту после окончания высшего учебного заведения требуется, как правило, еще немало времени, чтобы адаптироваться к условиям профессиональной деятельности. Несмотря на то, что адаптация к условиям работы на конкретных местах происходит на базе основного багажа знаний и умений, приобретаемых в вузе, немаловажную роль одну играет наличие у молодого специалиста устойчивой личностной позиции.

Большинство вузов страны в настоящее время использует информационную модель обучения, которая ориентирует деятельность студентов на следующие направления: принять информацию,

переработать ее, продемонстрировать степень ее освоения. Подобная модель способствует развитию пассивной роли студента и формированию мотивов «избегания неудачи». Такая модель направлена главным образом на приобретение необходимых знаний и слабо нацелена на развитие личностной позиции будущего профессионала-психолога.

В науке сложились серьезные теоретические предпосылки решения выделенной проблемы. Ученые, занимающиеся ее разработкой (О.С. Анисимов, А.А. Бодалев, В.Г. Зазыкин, А.А. Деркач, Е.А. Климов, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Л.М. Митина, В.А. Сластенин и др.), указывают на то, что подготовка специалистов в вузах, является этапом профессионального становления, имеет немаловажное значение для того, как быстро и успешно человек достигнет своего «акме» (вершины) в профессиональной деятельности, и насколько высокой будет эта вершина.

Исследуя процесс развития личностной позиции студента психолога мы опирались на экзистенциально-гуманистический, акмеологический и субъектно-деятельностный подходы. Данная статья посвящена роли субъектно-деятельностного подхода в исследовании развития личностной позиции студента-психолога в процессе обучения в вузе.

Мы согласны с основоположниками субъектно-деятельностного подхода, что внутренний мир человека имеет собственные источники развития: социокультурная среда и внешняя деятельность есть условия развития и формирования внутреннего мира, но не являются его источниками. Развитие и формирование личности осуществляется за счет внутреннего естественного процесса (Рубинштейн С.Л., Абульханова-Славская К.А., Брушлинский А.В., А.Н.Леонтьев и др.). В исследовании личностной позиции студента-психолога мы опирались на теорию деятельности, разработанную С.Л. Рубинштейном, являющуюся реализацией деятельностного подхода в анализе различных психологических феноменов, а в данном случае и феномена «личностная позиция». В этой теории деятельности С.Л. Рубинштейна в качестве предмета анализа рассматривается психика через раскрытие ее существенных объективных связей и опосредствований, в частности через деятельность. При решении вопроса о соотношении внешнепрактической деятельности и сознания, С.Л. Рубинштейн исходил из того положения, что нельзя считать «внутреннюю» психическую деятельность как формирующуюся в результате свертывания «внешней» практической.

А.Н. Леонтьев в качестве предмета анализа рассматривает деятельность, поскольку сама психика не может быть отделена от порождающих и опосредствующих ее моментов деятельности, и сама психика является формой предметной деятельности.

При решении вопроса о соотношении внешнепрактической деятельности и сознания, он исходил из того положения, что внутренний план сознания формируется в процессе свертывания изначально практических действий. Исследуя развитие личностной позиции студента-психолога, мы рассматривали и теорию деятельности, сформулированную А.Н. Леонтьевым. Следует отметить, что обе теории и А.Н. Леонтьева С.Л. Рубинштейна разрабатывались учеными параллельно и независимо друг от друга, однако они оба опирались на труды Выготского и на философскую теорию К. Маркса, поэтому в их работах много общего, но имеются и отличительные моменты.

Другие варианты психологической теории деятельности разработали также М.Я. Басов, А.Н. Леонтьев, Б.М. Теплов, А.А. Смирнов, Б.Г. Ананьев, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов и многие другие психологи. В нашем исследовании мы опирались на психологический тезис теории деятельности: не сознание определяет деятельность, а деятельность определяет сознание и согласны с С.Л. Рубинштейном, сформировавшим основной принцип: «единство сознания и деятельности». Формируясь в деятельности, психика и сознание, в деятельности и проявляются. Деятельность и сознание это не две разные стороны обращенных аспектов, они образуют органическое единство, но не тождество. Деятельность не является совокупностью рефлекторных реакций на внешний стимул, так как регулируется сознанием. Сознание рассматривается как реальность, которая не дана субъекту непосредственно для его самонаблюдения: сознание может быть познано лишь через систему субъективных отношений, в том числе через деятельность, в процессе которой личность развивается.

В исследовании личностной позиции студента-психолога, мы учитывали положения теории С.Л. Рубинштейна о включении человека в состав бытия, о том, что субъектность является наиглавнейшим механизмом этой включенности и предполагает наличие у будущего профессионала-психолога устойчивой личностной позиции. Взаимоотношения человека с миром осуществляются в разных формах - познавательной, деятельностной и

отношенческой. В последней заключается отношение человека к себе, к другому человеку, к окружающему миру в целом.

Все эти формы отношений, составляющих сущность субъекта, складываются в деятельности: «Субъект и в своем познании, и в своем действии, и в своем отношении к другому субъекту уничтожает (каждый раз специфическим способом) внешность, внеположность объекта и другого субъекта, преодолевает его обособленность, обнаруживает (познанием), преобразует (действием), усиливает своим отношением к нему сущность другого человека» [1].

Принцип субъектности (субъекта) неразрывно связан в концепции Рубинштейна с деятельностным принципом. Деятельность выступает как один из типов активности субъекта, как способ его отношения к действительности. Активность субъекта выражается, по мнению Рубинштейна, в формах самодетерминации, самопричинения, самодеятельности.

В этих формах отражается сущностная характеристика субъекта. Как отмечает К.А. Абульханова, в принципе единства сознания и деятельности реализуется субъектный подход в психологии. В двучленную формулу сознание-деятельность вводится третий член -субъект. И в этом смысле субъектно-деятельностный подход превращается в новую парадигму построения психологической науки. Мы считаем, что в личности будущего специалиста-психолога как в фокусе сосредотачиваются отражательный, познавательный аспекты сознания и его качества отношения, переживания, стремления.

В социально-психологических качествах личности будущего профессионала, выражаемых в ее интересах, идеалах, направленности, мировоззрении, синтезируются ее познавательные, отношенческие механизмы, регулирующие эти отношения. Сложные системы связей и отношений студента-психолога с устойчивой личностной позицией к миру, другим людям, к себе выражаются в краткой и емкой форме -такая личность является субъектом жизни.

Опираясь на концепцию К.А. Абульхановой, по-новому представившей категорию деятельности - как форму существования активности, где сам субъектно-деятельностный подход преобразуется в активно-субъектный подход, мы также считаем, что «активность выступает главным объектом исследования как атрибут личности и определяется «как жизненно-функциональные высшие способности, обеспечивающие (или нет) возможность быть субъектом» [2], а конкретными формами проявления активности, выступающими как социально-психологические характеристики личности, являются

инициатива и ответственность как показатели устойчивой личностной позиции студента-психолога. Мы также учитывали что активность -это системное качество личности, включающее в себя различную направленность, разный жизненный опыт, обобщающий те или иные стратегии жизни, активность характеризует личность как субъекта жизненного пути. В результате исследования жизненного пути К.А. Абульханова выделяет три его взаимосвязанные структуры: жизненная позиция, жизненная линия и смысл или концепция жизни.

В исследовании личностной позиции студента-психолога мы опирались на субъектно-деятельный подход, потому что его единым логическим основанием, основной идеей, основным направлением является идея субъекта, где связываются познавательные и деятельностные характеристики психологии человека. Стать субъектом профессиональной деятельности будущий специалист-психолог сможет, если в процессе обучения в вузе у него будет сформирована устойчивая личностная позиция. А.Н. Леонтьев и С.Л. Рубинштейн подчеркивали происхождение психической деятельности не только из форм общения, но также из других форм человеческой деятельности, причем не только происхождение из них, но и дальнейшее существование внутри внешней деятельности. Общее положение заключалось в том, что психическая деятельность не только строится по образцам внешней предметной деятельности, но, в сущности, и остается ее особой разновидностью, включенной в эту внешнюю деятельность, живущей ее интересами, заимствующей у нее свои возможности, зависящей и по функции, и по развитию от места в структуре этой внешней деятельности [5].

На сегодняшний день специалисты-психологи востребованы во многих областях деятельности человека (образование, производство и т.д.). Появляется много новых специальностей, близких к психологии или напрямую с нею связанных (менеджмент работы с персоналом, коучинг, HR и т.д.). При этом психологи играют в этом отношении достаточно важную роль.

Таким образом, на сегодняшний день ресурсы психологической готовности не достаточно задействованы в профессиональной подготовке специалистов. Следовательно, есть основание утверждать, что существующая практика и состояние науки показывают неразработанность технологических основ психологической готовности специалистов-психологов к профессиональной деятельности. Анализируя сложившуюся ситуацию, мы видим, что на данный момент существуют несоответствия между предъявляемыми

требованиями к специалисту, профессионалу, с одной стороны, и малой эффективностью его подготовки в системе высшего профессионального образования, с другой; требования к профессии не соответствуют личностным качествам специалиста-психолога. В настоящее время существует запрос психолого-педагогической практики на теоретически обоснованный подход к развитию личностной позиции студента-психолога в процессе обучения в вузе. Однако современное состояние проблемы указывает на отсутствие достаточно полной системы психологического сопровождения становления специалиста с устойчивой личностной позицией.

Список литературы

1. Абульханова К.А., Брушлинский А.В. Философско-психологическая концепция С.Л. Рубинштейна. - М.: Наука, 1989.

2. Абульханова К.А. Психология и сознание личности (проблемы методологии, теории и исследования реальной личности). Избр. психол. труды. - М.: Наука, 1999.

3. Брушлинский А.В. Принцип детерминизма в трудах С.Л. Рубинштейна // Вопр. психол. 1989.

4. Выготский, Л.С. Собрание сочинений. Т.1: Проблемы теории и истории психологии. М.: Изд-во «Педагогика», 1982.

5. Гальперин П.Я. Введение в психологию: Учебное пособие для вузов. - М.: «Книжный дом «Университет», 2000.

6. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1975.

Белецкая О.К.

ОПТИМИЗАЦИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

ВОЕННОСЛУЖАЩИХ КАК ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ И ПРАКТИКИ

Воронежский экономико-правовой институт

Ключевые слова: межличностные отношения, современная наука, военнослужащие, личность военнослужащего.

Аннотация: в данной научной работе автор рассматривает вопросы оптимизации взаимоотношений среди военнослужащих, предложены варианты путей оптимизации межличностных отношений.

Keywords: interpersonal relationships, modern science, the military, the identity of the soldier

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.