Научная статья на тему 'Оптимизация деятельности страховой компании с учетом расходов на рекламу'

Оптимизация деятельности страховой компании с учетом расходов на рекламу Текст научной статьи по специальности «Математика»

CC BY
201
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по математике, автор научной работы — Ахмедова Диана Дамировна, Змеев Олег Алексеевич, Терпугов Александр Фёдорович

Решается задача об оптимальном во времени распределении расходов на рекламу. Строится стратегия рекламной программы в зависимости от условий эффективности рекламы. Получены выражения для ковариаций капитала и числа клиентов страховой компании

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по математике , автор научной работы — Ахмедова Диана Дамировна, Змеев Олег Алексеевич, Терпугов Александр Фёдорович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Optimization of activity of insurance company with account of expenses for advertising

One solves the problem of optimal distribution of expenses for advertising over time. One found the strategy of advertising program in dependence of advertising efficiency, and found mean average of number of clients and capital of insurance company.

Текст научной работы на тему «Оптимизация деятельности страховой компании с учетом расходов на рекламу»

ВЕСТНИК ТОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

№ 275

апрель

2002

УДК 519.2

МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ

Д.Д. Ахмедова, О.А. Змеев, А. Ф. Терпугов

ОПТИМИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТРАХОВОЙ КОМПАНИИ С УЧЁТОМ РАСХОДОВ НА РЕКЛАМУ

Решается задача об оптимальном во времени распределении граммы в зависимости от условий эффективности рекламы. клиентов страховой компании.

В настоящее время вызывают интерес математические модели актуарной математики, изучающей различные ас-пекты страхового дела. В актуарной математике уже существует классическая модель страховой компании, где не учитываются многие факторы. В [1] нами была рассмотрена модель с учетом расходов на рекламу, найдены основные характеристики капитала компании и условия эффективности рекламы в случае, когда расходы на рекламу пропорциональны капиталу. Теперь же мы определим, как меняются характеристики капитала и число клиентов в зависимости от рекламной стратегии компании, а также рассмотрим задачу оптимизации рекламной компании в случае, когда доля денег, выделяемых на рекламу, меняется со временем.

Математическая модель и постановка задачи

Будем считать, что в момент времени ґ состояние страховой компании характеризуется её капиталом Б(ґ) и числом застрахованных клиентов к(ґ). Количество денег, выделяемых на рекламу, будет характеризоваться величиной а(ґ), так что на интервале времени [ґ, ґ + Дґ] на рекламу выделяется а(ґ)£(ґ)Дґ денег и 0 < а(ґ) < а 0.

В [1] подробно описана модель страховой компании и получена система дифференциальных уравнений, описывающая состояние страховой компании в среднем:

ёМ {V (ґ )}=а^ о +а(ґ)(Х1а-і)М {V (ґ)}+

йґ

+(2 -йц1) {к (ґ)), ёМ {к (ґ )}=х о +х 1а(ґ )м {V (ґ )}_цМ {к (ґ)

(1)

йґ

>шах.

расходов на рекламу. Строится стратегия рекламной про-Получены выражения для ковариаций капитала и числа

[ТЬТ], причем каждому из промежутков соответствует своё значение а(ґ):

*-(ґ )=■

0,0<ґ <Т0, а 0,Т0

0,Т1 <ґ <Т.

Естественно, значение средних и дисперсий для капитала и числа клиентов будут различны в зависимости от промежутка. Система относительно средних капитала и числа клиентов уже получена. Выведем систему дифференциальных уравнений для ковариаций капитала и числа клиентов. Имеем:

V (ґ + Дґ) = V (ґ) + Д£ (ґ) - а(ґ )£ (ґ )Дґ,

(ґ )} = М {V2 (ґ)}-М2 {V (ґ )}, ёР{У(ґ)} = йМ{V2 (ґ)} _ йМ2 {V(ґ)} йґ йґ йґ Обозначим М{|2}=а2, М{п2}=Ь2, М{^}=с2. Тогда йМ [у2 (ґ)} = М [у 2 (ґ+Дґ)}_ М V 2 (ґ)},

йґ

= Ііш

Дґ —>0

Дґ

Смысл входящих сюда параметров описан в [1].

Рассмотрим теперь следующую задачу: пусть страховая компания начинает свою работу в момент времени ґ=0 и она хочет провести рекламную программу таким образом, чтобы к концу рассматриваемого промежутка времени [0,7] её капитал стал максимальным. Определим критерий оптимальности следующим образом:

М {V (Т)}_ V (Т )}

Максимум ищется по виду а(ґ), 0< ґ <Т с учетом ограничений 0< а(ґ) < а0; 50 - капитал компании в начальный момент времени. Заметим, что это одна из постановок задач на оптимизацию рекламной деятельности.

Решение задачи

Система уравнений для ковариаций капитала и числа клиентов компании

Для решения задачи разделим рассматриваемый промежуток времени [0,Т] на три [0,Т0], [Т0,Т1] и

£2 (/+Д/)=£2 (/ )+Д2 £ (/)+2£ (^ () --2а( )2 ( )Д-2а( )Д£ ( ) ( )+о(Д/). Ограничиваясь членами с Дt, запишем выражение для М{£2(>+Д0}. Имеем

М £2 (t+Дt )}=М £2 ^)}-2А, 0аМ { ( )}Дt+

+(й2ц1 +с2ц 2 )М {к (t )}Дt+

+а2 (о +^аМ (t )}^+

+2(сц 2 -Ь ц1 )М { ()к (t)}+

+2аХ1аМ {2 (t )}-2аМ {2 (t )}1-о(Дt).

ёМ2 {£ и )} ёМ {£ (t)}

Так как ------- = 2М{£(t)}------ , то с уче-

ёt ёt

том (1) можем записать дифференциальное уравнение для дисперсии капитала компании:

ёё^Ш=2а( Ж -1)о{ (t)+ ёt

+Х1а2 а(t )М { (t ))+2(с|а 2 -Ьц1 )С ( ,к ) +

+(с2ц2 +Ь1 ц1 )М {к())+А, 0 а2, (2)

где С(8,к)=соу(8^),(к)). После аналогичных преобразований можем получить дифференциальное уравнение для дисперсии числа клиентов компании

ёО{к^)} ёМ М. ёМ2 ш

йґ

йґ

йґ

йБйґ^£)}=_2^Б{к (ґ )}+цМ {к (ґ ) йґ

+Х1а(ґ )М {V (ґ )}+2Х1а(ґ ,к )+— 0. (3)

Уравнение для ковариации £(ґ)и к(ґ) имеет следующий вид

йС(,к) = йМ (V(ґ)к(ґ)) й|М {V(ґ} {к(ґ)}] йґ йґ йґ

йС( ,к )=—1-(ґ )б( (ґ ))+(сц2 _Ь ц )Б{к (ґ)} + (4)

йґ

+—1 аа (ґ )М {V (ґ )}+— 0 а+(— 1 аа(ґ )_а (ґ )ц)С (V ,к )

Заметим, что в уравнениях (2), (3), (4) присутствуют выражения для средних значений капитала и числа клиентов компании, что является решением системы (1). Имеем (далее для удобства будем а(ґ) обозначать а):

М {V (ґ )}=—-[[Т1ґ М+У1 2 ет 21ґ (ц+У 21 )

—1а

—1а

ца— 0

V У1У 2

(5)

М {к (ґ ))=К1еТ1ґ + К 2 ет 21ґ +

а— 0

У1У 2

где уь у2 - корни характеристического уравнения системы (1); К1, К2 - константы интегрирования, определяемые из начальных условий М{£(0)}=£0, М{к(0)}=к0.

Поведение дисперсий капитала и числа клиентов в зависимости от а(/)

Рассмотрим решение системы дифференциальных уравнений относительно ковариаций £(/)и к(/) при а=0. Для этого подставим в систему значение а, после чего получим [далее, чтобы подчеркнуть зависимость интересующих нас функций от t и а будем записывать В8 (, а), Бк (,а) С£к (/, а) ]: ёБ3 (/,0)

йґ

■ = 2(ц2 _ Ьц ^ (ґ,0) +

+ (2ц 2 + Ь1ц1 ) {к(ґ,0)} + — 0 а 2, йС"{ґ,0} = (сН- 2 _Ь^1 )Бк (ґ,0)+Х 0 а_ЦСЗк (ґ,0)

-'Бк йґ

йБк (ґ,0) йґ

=_2цБк (ґ,0)+цМ{к (ґ,0)}+—0. (6)

йґ

йґ

Решение системы (7) имеет следующий вид:

сц 2 _Ьц1

ц

ґ _ Б1

СЦ2 _ЬМ-1 -цґ

■е~цґ + А

— —

к (ґ,0)=—0+Це Ц

где константы определяются из начальных

условий £ (о,о)= £0, к (0,0)=к0.

Заметим, что _0к(/,0)однозначно определяется из второго уравнения системы (6). Имеем

Вк (/ ,0) = С1е~2ц/ + ^ е+ ^°-.

Тогда из третьего уравнения системы (6) получаем выражение для ковариации

Ск (/,0)=С1е~2ц/ +| С2 +(ц2 -Ьц +ац).

Ц I Ц ) Ц

Запишем выражение для дисперсии капитала:

" 2Х 0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Б3 (ґ,0)=

ц

-(сц 2 _Ь ц1) (сц 2 _Ь ц1 +ац)+

+—0 (сц 2 _Ь ц1 +ац) Ц

ґ 2Б>1 (сц2_Ьц1 )ґе цґ_ ц2

_2

1 (сц2 _Ьц1) (С2 +2Д )+(сц2 _Ьц

С

--1 (сц2 _Ьц1)е_2цґ +С3

Ц

где константы С\, С2, С3 определяются из следующих начальных условий:

Д (0,0)=0, Бк (0,0)=0, Ся (0,0)=0.

Имеем

С1 =_^°_А., с2 = С -(СЦ 2 -Ь ц1 +ац),

Ц Ц Ц Ц

2 Г , _ д ^ С,

Сз =Ц (ц 2 -ЬЦ1 / С2 + 2А- — ']+_С2" (сц 2 -ЬЦ1). ц I ц ) Ц

Система дифференциальных уравнений относительно ковариаций капитала и числа клиентов при ненулевом а(/) имеет следующий вид: ёВ3 (/,а)

йґ

-=2а(а—1 _1)бх (t,—)+—1a2аS (ґ,а)+

+2(сц 2 _Ь ц1 )к (ґ,а)+(с2 ц2 +Ь1 ц1 )к (ґ,а)+— 0 а2 ,а)

С&^аО, (ґ,а)+(сц 2 _Ь ц1 )Бк (ґ,а)+ +—1аа5' (ґ,а)+— 0 а+(—1аа_а_ ц)ся (ґ ,а). йБк (ґ,а)=_2цВк (ґ,а)+цк (ґ,а)+

(8)

Так как в систему входят выражения средних наче-ний капитала и числа клиентов при а = 0 , то необходимо записать решение системні (1) в этом случае. Имеем [далее математическое ожидание капитала и числа клиентов будем обозначать V (ґ), к (ґ) ]:

й (ґ)=а—0 +(сц2 _Ьц1 )к (ґ), й (ґ)=—0 _цк (ґ). (7)

+—1а+2—1аС^к (ґ,а)+— 0.

Обозначим через к1, к2, к3 - корни характеристического уравнения системы (8). Само уравнение имеет вид

2а(а—1 _ 1)_ 2(сц2 _Ьц1)

0

_к1 —1а 0

или в явном виде

—1аа_а_ц_ сц2 _Ьц

_ 2ц _ к 2

2

2—1а

=0

—к +з(—1аа—ц—а)к +2[_(—1аа—ц—а) +

+2ца(—1 _1)+2—1а(сц 2 _Ьц1 )]к_4(—1аа_ц_а)х

х[ца(—1а _1)+—1а(сц 2 _Ьц1 )]=0, (9)

откуда к1 =у1 +у2,к2 = 2у1,к3 = 2у где у 1,у2- корни характеристического уравнения системы (1):

=_(ц_а—1а+а)^/Б =_(ц_а—1а+а)—■>/Б

У1 = 2 , У 2 = 2 ,

Б=(ц_а—1а+а)2 _4[а—1 (Ь ц1 _сц2 —ца )+ца] .

ц

ц

е ц _

1

0

ц

Решение неоднородной системы дифференциальных уравнений (8) запишем в виде

Д (,а)=Д ()¥пе К1' + Д ( )Т21е К2' + Д ( )¥31е Кз',

Ся (,а)=Д ()12е К1' + Д ( )Г22е К2' + Д ( )з2е Кз',

Бк (,а)=Д ( )Уве К1' + Д ( )Уве К2' + Fз ( )^е Кз', где У у - алгебраические дополнения матрицы

2а(аХ1 -1) 2(сц2 -Ьц) 0

X 1а Я^аа-а-ц2 сц2 -Ьц .

0 2Х1а - 2ц

Обозначим

4 = Х1аБ(') + цк(') + Х0, В = Х1ааБ(') + Х0а,

С = Х 1аа2 5 (') + (с2 ц 2 + Ь2 ц1 )к (') + Х 0 а2.

Тогда чтобы получить общее решение системы (8), запишем уравнения относительно Д1('), Д2('), F3(t). Имеем

^()Упе К1' + Д'^е*2' + ^(У,^3' = С,

)У12еК1' +^2'(' )У22еК2' + Дз'( )У,2еК3' = В,

)У1зе К1' + Д ( )У2зеК2' + Д ( )УззеК3' = А. Обозначим Д - определитель матрицы

(13)

Выражения для -Р2(/), Е3(і) имеют аналогичный вид. Заметим, что в выражениях для F1(t), ^2(/), Е3(ґ) присутствуют константы F1, F2, F3, которые определим из условий сшивания на границе:

(Т0 ,°)=(Т0 ,а) СБк (Т0 ,°)=СХі (Т0 ,а),

Бк (70,0)=Я^а).

(13) - алгебраическая система уравнений относительно интересующих нас констант. Решая систему, получим

р~К/70 г

F] = -^- [( (70,0)-01 (70 ) +(СЯ (70,0) -

-02 (7, )Ж,Ж (70,0)-0з (70 М ] , /=1,2,3, (14)

где Я - определитель матрицы (10);

Я, (і ) = -

Ці Ґ V 11 /

А и1 -К1

К1 (70 )[(у 1 +ц)/1+1\ ]+

+--------- К1 (70 )[(У 1 + ц)/ 2 +12 ] +

У1 -К 2

У3

31

У11 У21 У31 +д

У12 У22 У32 , (10)

У13 У23 У33 +

+ -

У1 -К 2 е1 \ М1

‘К1 (70 )[(У 1 + ц)/ 3 + 13 ] 1 +

2

тогда имеем следующие выражения для интересующих нас Т1('), Д2('), Т3('):

У2 -К2

-К2 (70 )[(У2 + ц)/2 +12 ] +

F1 (і ) =

К (70 Ху 1 + ц) . [ 1-К1]

+

У3,

К 2 (70 )(У 2 +ц)

+ ^У^ЛГ 2^) р(У1 -к1 )

[У 2 -К1 ]

-0- 1е~К1'

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

К (70)

.У 1 -К1

р (У1-К1 ) +

цаХ1 К1У1У 2

е(Т1 -к) +

У3 -К2 1 (Уи аХ

-К2 (70 )[(У 1 + ц)/3 +13 ] 1 +

+

д

К1 УхУ2

0 (-ц/, - /)+І- ^ (-Ц32 -12_) +

У31 аХ 0

■( ц/3 /3 )

к2 У:У2 Л

1 = 1,2,3.

(15)

.К 2 (70) е

аХ 0

У 2 -К1

К1УУ 2

/ --^-К1'/1 ^+^, (11) К.

где

3, =Мц +М,2a+M¡la2,11 =цМ,з +(с2ц2 +Ь2ц1 )),■1, i=l, ^, 3; Му - алгебраические дополнения матрицы (10). Выражения для К1(70), К2(Т0) определяются из условий сшивания в точке Тсдля среднего значения капитала. Определим условия сшивания следующим образом:

5 (70,0)=5 (70 ,а), 5 '(Т, ,0>=5 '(Т, ,а).

Имеем

К1 (70 )=-

& УіУ2 & | 11 70 — +¥

У1-У 2 1 У1)

К3 УгУ2

Из (14) видим, что F/, _/=1,2,3 являются функциями от момента времени включения рекламы 70. Запишем выражения для дисперсии капитала, ковариации капитала и числа клиентов, и дисперсии числа клиентов для 70</<71: Д (і,а)=F1 (70 )Упе К1' +F2 (70 )У!1е К2' +Fз (70) К3' +01 (і) , Сж (і,а)=Fl (70 )У12е К1і + F2 (70 )У22еК2' +Fз (70 )У,2еК3' +02 (і) , Бк (і,а)= Fl (70 )У13ЄК1' +F2 (70 )У23ЄК2'+

+Fз(7o )У33ЄК3'+б3 (). (16)

Определим поведение интересующих нас характеристик капитала и числа клиентов для случая, когда доля денег на рекламу равна нулю и 71<і<7. Имеем

Бк (,0)=Я1е-2ц‘ |1(70,71 )і ^'1^

К 2 (70 )=-

У1е Т17° (ц+У1)

і

е1270 (ц+У 2

ц

Ж\ 70 — \+У

Єзк (,0)=* е-2ц +(Я2 +1(70,71)

ц І ц

Хо ц

■і 1^ц+

(12)

+(сц2 -йц1+ац)Х|-;

ц2

где

2Х 0

Г=Х0Х1а| Сц2 Ьц +а і , V=Б0Х1а-цаХ°+Х0. ц ) У1У2

В3 (,0)=

- (ц2 -Ьц1 +ац)

■(сц 2 -Ь ц1 Х<^ц 2 -Ьц1 +ац) +

271 (70,71)( Ь )

----- 20 (сц 2 -Ьц )>

е

2

+

К

2

ц

Х

xfe^' -2

■І(сц2 -Ъ ц )(( +2Ll (T0 ,T1)) +

X e ~цТі +

Rj To, T)

ц

(сц2 - Ъц )e~2цТі. (19)

U (To, T ) = :

+(сц2-Ьц1)(Т°2,Т1 ^ е-ц'4(сц2-Ьц1 )2ц' +^з, (17)

ц ] ц

где константы Я1, Я2, Я3 определяются из условий сшивания на границе. Заметим, что интересующие нас константы будут отличаться от тех констант, которые определены для случая а=0. В этом случае они будут зависеть от Т0 и Т1. Имеем Б3 (Т1,а)=^ (Т1,0),

Ок (Т1,а)=Дк (Т1,0),

С* (Т1,а)=СХк (Т1,0).

Выражение для ¿1(Т0,Т1)определяется из условий ности (20) запишем в виде сшивания для средних значений капитала и числа клиентов аналогичным образом

Теперь дисперсия и математическое ожидание капитала зависят от моментов включения и отключения рекламы. Вспомнив критерий оптимальности, обозначим

М {5 (Т)}- 5 0

При выполнении условия

л№ (т)} '

du (To,Ti)

dTo

(20)

< 0 страхо-

вая компания включает рекламу в нулевой момент времени, то есть в тот самый момент, когда начинает работать [2]. Таким образом, критерий оптималь-

Li(To, Tj ) =

W -

YiY 2

v

+ V ||x

e

Yi - Y2

Yi (Tj -To) ( (

W

V v

U(To,Ti) = Mf(T)}-So ^max.

Vo 17 VD{S(T)>

To -

Yi (Yi +Ц)

e Y 2 (Tl -To )yi

To -

1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Yi/

Yi

+V

цті

(Yi - Y2X'Y2 +^) YiY2 ц Выпишем выражения для констант ЯРЯ2,Я3:

R1 (To,T1) = e2цті fDk(T1,a) - - Li(To,Ti)e~цТ

V ц ц

Я2 (To, Tj ) = e цТі f CSk (Tj, a)-x

(18)

Имеем

S(T,o)|To =o = Pi (T - Ti) + e-ц(т-T1 )(vieYlT +

+ V2 eY 2lTl + V3)+ W1eYlTl + W2 eY 2Tl + P2,

Ds (T,o)to=o = Hi (T - Tj )- Te ^(T-Tl >x x (A1eYlTl + A2eY2Tl + A3)-є~ц(-Tl )(ß1eKlTl + B2eK2Tl + + B3 e K3Tl + B4 eYlTl + B5 eY2Tl + B6)-e ~ц(т-ті )T1 x

x (E1eYlTl + E2eY2Tl + E3)-e~2ц(т-Tl)(G1eKlTl + + G2 e K2Tl + G3e K3Tl + G4 eYlTl + G5eY2Tl + G6) +

6 Y 2T1

xe^Tl -(сц 2 -Ъц1 + ац) - Ll (To,Tl )Т1є~цТ’1

ц ц

Я3 (To,Tj ) = Ds (Tj, a) —

—(сц2 - Ъц1)x ц

:(сц2 -Ъц + ац) + (с2ц2 + Ъ2ц)+Хoац

2Lj (To, Tj ),

+ J1eKlTl + J2eK2Tl + J3eK3Tl + J4eYlTl + „ 5.

+ (/1eYlTl +12 eY2Tl +13 )т1 + H 2, (21)

где все р., V,., W,, Ht, A,, Bt, Et, Gt, Jt, 1t - выражения, зависящие от параметров модели. Например,

H1 = —т(сц2 - Ъц1 )сц2 - Ъц1 + ац) +

ц

x T1 +-

ц

-(сц2 -Ъц1 ))1e цТі +

+—— (сц2 - Ъц1 + ац).

ц

(22)

+ (сц 2 Ъц1 )) Я2 (To, T1 ) + L1 (To, T1 )[/ 2 + ||x

ц V V ц.

Из-за громоздкости эти выражения не приводятся. Далее задача сводится к отысканию с помощью численных методов такого момента 71, при котором функция и(0,71) имеет максимум.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ахмедова Д.Д., Терпугов А. Ф. Математическая модель функционирования страховой компании с учетом расходов на рекламу // Изв. вузов. Физика. 2001. № 1. С. 25-28.

2. ПервозванскийА.А. Курс теории автоматического управления. М.: Наука, 1986. 615 с.

Статья представлена кафедрой прикладной информатики факультета информатики Томского государственного университета, поступила в научную редакцию номера 3 декабря 2001 г.

To=o

+

x

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.