Научная статья на тему 'Оптимизация функции капитала при вложении средств в рекламу'

Оптимизация функции капитала при вложении средств в рекламу Текст научной статьи по специальности «Математика»

CC BY
111
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по математике, автор научной работы — Терпугов Александр Федорович, Щирова Надежда Петровна

Рассматривается модель деятельности компании, где особое внимание уделено управлению расходами на рекламную деятельность. Устанавливается правило управления расходами на рекламу. Рассматривается величина максимального значения капитала в среднем. Исследуются значения оптимальных моментов времени использования рекламы в деятельности компании и соответственно «отключение» рекламы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по математике , автор научной работы — Терпугов Александр Федорович, Щирова Надежда Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Considered the model of company's activity where the special attention is directed at the control of advertising's expenses. Fixed the control's rule of advertising's expenses. Considered the optimum value of the capital's function on average. Examined the values of optimum time's moments when there are the advertising's expenses and when there aren't also.

Текст научной работы на тему «Оптимизация функции капитала при вложении средств в рекламу»

А.Ф. Терпугов, Н.П. Щирова

ОПТИМИЗАЦИЯ ФУНКЦИИ КАПИТАЛА ПРИ ВЛОЖЕНИИ СРЕДСТВ В РЕКЛАМУ

Рассматривается модель деятельности компании, где особое внимание уделено управлению расходами на рекламную деятельность. Устанавливается правило управления расходами на рекламу. Рассматривается величина максимального значения капитала в среднем. Исследуются значения оптимальных моментов времени использования рекламы в деятельности компании и соответственно «отключение» рекламы.

Реклама нас окружает повсюду. Нам никуда не скрыться от нее. Телевидение, радио, интернет, газеты, журналы - любая сфера массовой информации заполнена рекламой. Организации используют ее как способ привлечения покупателей. И какой еще найти способ, чтобы повлиять на потребительский спрос. Рекламная деятельность направлена как на потребителей, так и на товаропроизводителей, стремящихся к массовой реализации своего товара.

Рассмотрим модель компании, которая в своей деятельности предусматривает выделять некоторую часть капитала Q(t) на использование рекламы. Через Б(Ґ) обозначим количество капитала, которым обладает компания в момент времени t. Причем состояние капитала зависит от того, сколько фирме удается продать количество товара, а последнее напрямую зависит от покупательского спроса. Итак, обозначим, Щ) -величина, отражающая эффективность рекламы, т.е. функция

последействия. Опишем ее законом ) = -юК()+ PQ(t),

л

где коэффициент ю определяет скорость забывания рекламы ,К(Ї), а р - степень влияния денег Q(t), вкладываемых в рекламу. Влияние К(Ґ) проявляется в следующем: будем считать, что поток покупателей является пуассоновским потоком с интенсивностью Х= Х0 + ^(К^)), где коэффициент описы-

вает влияние рекламы на поток покупателей. Величина Х0 определяет интенсивность потока покупателей без всякой рекламы. Величина покупки Е, - случайная величина со средним значением а = М{^}.

СРЕДНЕЕ ЗНАЧЕНИЕ ФУНКЦИИ КАПИТАЛА ПРИ УПРАВЛЕНИИ РАСХОДАМИ НА РЕКЛАМУ

Изменение капитала будет за период времени Дt сле-

\- СоД1, (0 +^1 ))),

дующим:

AS (t ) =

- Со At,1 - (о + ^1 (R(t))),

dt dR(t)

dt

= a^1(R(t)) + (aX о - Со ) - Q(t),

= -roR(t)+ PQ(t).

Из второго уравнения системы (1) выразим Q(t):

Q(t )=р

dR(t) dt

+ oR(t)

(1)

(1)

последнее выражение подставим в дифференциальное уравнение для 8^) из дифференциальной системы (1):

—S—(1 = a^1(R(t)) + (aXо - Со) - р

dR(t) dt

+ oR(t)

(З)

Решение неоднородного дифференциального уравнения (3) имеет вид

81 (/) = А + (к0 - с0)t +

„, ^ ^+“'г(т)_

где А - константа. Значение функции капитала в конечный момент времени Т будет таким:

+ J ( aK1 (r(x))-P'

(4)

S1 (t) = A +(a^ о - Со )t + J| a'k1 (R(x))-'p

—R(x)

dx

R(x)

Введем новую функцию F(t):

F(t)=( a\(R(t))-р

dR(t) dt

+ Ш.

R(t)

Так как для компании важно получение максимального значения функции капитала в конечный момент времени, то для решения построим функцию Эйлера

¥ -■—¥, = 0 . В нашем случае у соответствует В(), х —х

соответствует /. Получим, что

Fy =|aX1 (R )--

1 d

Fv =---, —Fv = о,

y p dx y

aK (R )-£ = о, X1 (Rо ) = 0^.

(5)

где Со -

постоянные расходы компании, на которые не влияет состояние капитала в тот или иной момент времени (налоги, аренда помещения, заработная плата сотрудникам). Так как значение капитала определяет величина §, являющаяся случайной величиной, то и 8(/) тоже является случайной величиной. Обозначим среднее значение капитала 81 = М{£(/)}. После усреднения величины Д£(/) получим систему дифференциальных уравнений.

' —Б1 ()

Обозначим как R0 корень последнего уравнения, причем R0 = const.

Компания планирует свои расходы, чтобы достичь максимального дохода в определенный момент времени. Поэтому в ходе деятельности она пытается предвидеть и контролировать события, т. е. предсказать получение будущего дохода, изменять или влиять на текущие события, связанные с деятельностью компании, и, в конечном итоге, уменьшить неопределенность риска относительно неполучение прибыли.

Итак, управляя расходами, пусть функция расходов (Q ,0 < t < 71,

-si-max

имеет вид Q(t )=]бо, 7 < t < тг,

[о, т2 < t < т.

Разобьем временную ось на следующие промежутки:

0< 7 < т2 < т.

Рассмотрим первый период: 0 < t < ть Пусть на данном этапе сумма расходов максимальна, т.е. Q(t) = Qmax. Используем выражение (2), показывающее зависимость между расходами на рекламу и функцией последействия:

Q(t )=р

р

Q = —

-simax р

dR(t) dt

dR(t) dt

R(t)

так как

Q(t ) = Qm

то

+ roR(t)

dR(t) dt

+ raR(t ) = pQm

Решая неоднородное дифференциальное уравнение, получим вид функции последействия на этом времен-

x

ном

отрезке Я()= В1е + в^тах [1 - е ], где В1 - конго

)= 1 - е-о»] .

(6)

= аХ1

РЬт

-( - в-”")

+ (аХ0 - С0 )- (7)

Решение неоднородного уравнения (7) имеет вид

81 () = В1 + [(ак0 - с0 )- бтах] +

+ а|к1 ■Р^£т« (1 - е-")

Лт,

где В1 - константа.

При начальном условии 81 (0) = 81

() = + [(ак 0 - с0 ) - бтах ] +

Рйшх [ - е^]] .

+ а

]Хі

Полученную функцию обозначим как 81(1) ().

Итак, функция капитала на первом этапе при максимальных расходах Q(t) = 0тах, начальном значении капитала 81(0) = 81 и при условии существования функции последействия Я^) имеет вид

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8«(' )= 8, +[к 0 - С0 )-Qmax ]' +

ш

+ а | Х1 (^^Ю^ [і - е-шт ]] Лт.

(8)

Ь0 =-« ^0-

(9)

•=ав к+( - С0 )-Ю « .

(10)

где Т1 < t < Т2: S1 tt)= В2 +

ЮКI ~~ ] + (аХ.0 - о)

^02)а )= в2+

t- Тогда В2 - кон-

станта.

Зададим начальное условие Я(0) = 0, тогда В1= 0. Функция последействия при максимальных расходах и начальном условии Я(0) = 0 имеет вид

станта.

Перейдемход к единому времени. Тогда функция капитала примет вид

^а )=В2

+

Ю«01 '-0а ] + (аХ0 -С0)

tt - Т1 ). (11)

Выражение (6) подставим в дифференциальное уравнение для 81(') из системы дифференциальных уравнений (1). Получим, что

Перейдем к периоду Т1 < t < Т2. Пусть на этом временном отрезке расходы на рекламу имеют фиксированное значение Q(t) = Qo, Т1 < t < Т2, и функция последействия имеет значение Я^) = Я0.

Из уравнения Эйлера установлена следующая зависимость (5): к; (*0 ) = го ар. При заданных нами условиях получим к1(*0 ) = — Я0. Учитывая зависимость функ-ав

ции расходов Q(t) от функции последействия Я^) (2), определим вид значения расходов Q0:

го р

Используем последнее выражение (9) для подстановки в дифференциальное уравнение (3) для S1(t):

(') =

Условие сшивания функций капитала первого и второго периодов будет таким ^(Т ) = 8((2)(Т1 ), что позволит найти вид константы В2 и, таким образом, получить явный вид функции капитала на втором временном отрезке

В, = 81 + [к0 - С0 ) - Qmax ] + « { к [ - е^ ]] +Т .

Подставляем полученный вид константы в выражение (11) для ^02)('):

802)(') = 81 -Qmax • Т + а]к1^р%а^[-е-ГОТ+ +Т +

*0 (^Я - Т) + (ак 0 - С0)' . (12)

кции капитала в момент Т2

802)(Т2 ) = 81 - QmaxT; + а ] к1 ^"Р^ТОта~ [ - е~ГОТ+ —Т +

+ ГО*0(^(Т, -Т) + (ак0 -С0)Т2. (13)

Перейдем к периоду Т2<'<Т. Пусть на этом временном отрезке компания отказывается от расходов на рекламу, поэтому Q(t) = 0, и на этом временном отрезке проявляется действие функции последействия Я('). Помним, что зависимость функции расходов Q(t) от функции последействия Я^) представлена уравнением (2). При условиях для данного периода получим

Р а

А значение функции капитала в момент Т2

)

Л

+ю«а)

= 0 . Решаем последнее дифференци-

альное уравнение Я^) = В3е~го. Согласно начальным условиям, В3 = Я0, а значит, Я(') = Я^®'. Полученное выражение подставляем в дифференциальное уравнение (4) для ^(О. Для этого этапа уравнение примет вид

^) = ак1 (^е-")+ (ак0 - С0). Тогда й^) будет т

’ таким:

Вид решения уравнения (10) позволяет определить вид функции капитала на втором временном отрезке,

(t) = В3 + (ак0 - С0) t + а] к1 (я0е~гоТ) —т , Т2<'<Т.

0

Обозначим функцию капитала на этом участке как

X3Я): (t) = В3 +(ак0 -с0)t + а]к1 (я0е~гоТ)—т . После

0

перехода к единому времени функция капитала такова:

(:-Т2 ) , ч

t. 823() = В3 + (ак0 -С0Тt-Т2)+ а ]к1 („е-0'1). (14)

Здесь В2 - константа. Полученную функцию обозначим как ^Я).

Итак, функция капитала на втором этапе при фиксированных расходах Q(t) = Q0 и значении функции последействия Я(') = Я0 имеет вид

Условие сшивания для функций капитала, полученных на втором и третьем периодах, будет 8 02) (Т2) = 8 23) (Т2). Выражения (13) и (14) определяют вид константы В3:

В3 = 81 - Qmax • Т + «{ к1 [ - е-ГОТ] +

СО

+ 1 Ro(Чт-т)+(aXо -^о) .

Вид функции капитала

SfT) = S' - Qmax^ + «j X' [l - e-" ]] dT +

+1 Ro (¥ )(2 - ^

((-т2) , ч

+ (aX0 - c0 )t + a |X1 (e шх)т .

0

Полученную функцию обозначим как S (t):

S (t) = Si - Qmax • т + a j X' ^[l - e-“T ]] dT +

+ | R0 (Ч )(2 - т)

(t-т2) , ч

+ (aX0 -c0)t + a jX1 (e шх)т. (15)

0

Среднее значение функции капитала (15) в момент времени т при управлении расходами Q(t) в течение периода 0 < t < т и влиянии функции последействия на потребительский спрос имеет значение

S(т) = S1 - Qmax^ + a j X1 [1 - e-1T d dT +

+1 R0 ( ¥ ]<( - ^

+ (aX0 - c0) + a jX) (e-”) . (16)

0

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОПТИМАЛЬНЫХ

МОМЕНТОВ ВРЕМЕНИ Tu T2

ДЛЯ ФУНКЦИИ КАПИТАЛА

Главной задачей компании является получение наибольшей прибыли в конечный момент времени . Поэтому S(т)^ max. Момент времени т определяется с по-

т1,т2

мощью выражения (6) для функции последействия при условии, что если R( т{) = R0, то eQmax [l - eт' ] = R0, из

mR0

1 -.mRo

PQm

ln

1 -.mRo

PQm

< о . А это означает, что

-—ln

1 -_mR0

PQm

> 0.

Параметр, которым компания может управлять, -это момент времени, когда нужно отказаться от расходов на рекламу. Для решения задачи продифференцируем (16) по 2:

dS (T) д T2

=m Ro

P 0

1 - a

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

■aX, (R0e-mT-Ti), T® u 0 b дT2

= 0

и получим уравнение, решив которое, можем наити момент времени Т2, после которого затраты на рекламы нецелесообразны:

a\ (R0e-“{T -Tl T) = -^ R

р , (17)

Р ( а

Рассмотрим частный случай, где интенсивность потока покупателей определена видом функции к(Я(ф: k(я(t)) = к0 +(кя -к0)Я-е^>). (18)

Напомним, что к0 представляет собой интенсивность потока покупателей без рекламы. А поток клиентов, образуемый под влиянием рекламы, в нашем случае

к =к,(я(t))=(кя -к0 )(1 - е^)), (19)

где у - некоторый параметр.

Вернемся к выражению (17), определяющему насту-

пление

момента T2: «Х— R0e “R TlT=-“-R,

P

. Учи-

тывая, что R0 - корень уравнения (5), x;(r )=4-, и

ap

используя выражение (19), описывающее вид интенсивности потока для этого частного случая,

Xi (R(t )) = (х „ -x 0)(' - e-YR(t)).

Получим, что X' (R(t)) = y(Xm - X0 )e-R((. Это выражение подставим в уравнение (5):

Y(X -X )-yR0 = — e-YR0 =_______1 ..

( ” 0) aP aPy(Xm -X0) .

Прологарифмируем последнее выражение: yR ln 1 . R ',n aPY(Xm -X0)

-YR0 = ln aPT(X„ -X0)•R0 =7ln------------------1-•

R0 = const, R0 > 0.

Теперь попытаемся определить момент наступления т2, поэтому напишем вид обеих сторон выражения (17):

которого следует, что е гоТ = 1 - ° . Прологарифми-

Y>z',max

руем последнее выражение и получим выражение для момента Т1: Т1 =—11п

«х- (Roe-m(T-Ti>)=“r ^ а

выражения будет следующей:

. Левая часть последнего

X-(Roe-“(T-T1 ))=(Xm -Xо)(l - e

-YRoe'

-»(T-Ti)

)■

. Из последнего выра-

A 1 “R0 ,

жения мы можем утверждать, что 0 < 1---------------— < 1 и

PQmax

Поэтому выражение (17) принимает вид

a(X m -X0 )(l - e

-YR>«"

“(r-ti ) “ і 1 - a Л

>=IRo rr ] ■

Из этого выражения следует, что

-YRoe-^^1 T = - -_

m

1-a

Ro

Ф—(Хm -X0 T I «

Логарифмируем последнее выражение

- —Re-^-Tl T = lnf 1--г—RXm—X—T1-a |R

1 0 І aP—(Xm -Xо) І a I 0

Следовательно, момент времени T существует. Поэтому задача максимизации прибыли в конечный момент времени T примет вид S (т)^ max.

“R-Ti) =.

ln| 1 «P—aR -Xо ) a IR

—Ro

a

a

CO

e

Еще раз логарифмируем последнее выражение, из которого можно найти вид для момента Т2:

T = T +—ln

ln|1 aP—aRm -Xo )R a R —Ro

(1о)

Причем 0 < 1 - -

1-a

R0 <1, так как по-

аРУ(кт -к 0 К а 0 следнее выражение находится под знаком функции логарифма, поэтому 1п(1 - аРу(кГО - к0))11аа1я0 '<0. Следующее неравенство тоже верно:

ьЛ - р яго к )—]я0 0 , I аР7Я-т 0) I а ) , , .

0 <------------------гг---------------< 1 .

—Ro

Получаем, что

ln

lnl1 -^p—iR:^^ R

—Ro

< 0 .

Это означает, что Т2 < Т.

Далее рассмотрим случай, когда

(

X(rRТ = X0 + (xm - X0 )

1-

RY

(т + R.)—

(11)

где Я*, у - некоторые параметры.

Повторяем произведенный выше ход:

X1 (rTR = X0 + (x m - X 0 )

і, - R.Y Л

Х- (R(tR=—(Xm -Xо R

R + R.)—

R.Y

R + R. R

і—+1

Y(Xm -Xо)

R.Y

(Ro + R )Y+- «P

Ro TjaP—(Xm-Xo) -R.,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

R0 = const, R0 > 0.

Тогда из (11) следует, что

—+-aP—(Xm -Xо R.y

(11)

> R..

Возвращаемся к выражению (17), из которого можно определить выражение для момента времени Т2:

( я: Л

X-Roe-ш(т-T1 R=(xm -xо) і -

І V“o

Выражение (17) принимает вид

R0 e ~ш(т-T1R + R. R

a(Xm -Xo)

1 -

RY

І Го

R0e~“(T-T1T + R.)—

Из последнего получаем

R— =, -

Rol — І. (13)

(r0eRT-T1T+ R.R aP(xm-x0R 01 a

Все величины в выражении (14) положительны: R—

Докажем, что т > т2. Так как значение функции последействия R0 = const, R0 > 0, то и выражение ниже тоже имеет положительное значение

ю ( 1 - a

(r

e-“(R-T1T+ R R '

(14)

Значит, все выражение (14) положительно, но если

верно

R.Y

(R0e -TR-‘T T + R. R

0 < 1 --

• > 0, то должно быть верно

rRol — |< 1.

aP(X m -X 0 R 0 І «

Возвращаемся к (13), из которого получим

R0 eRT-T1T+ R.)— =------------R

(15)

1-

;Ro

“R-T1) =,

1-a

aP(X m -X 0 R “І «

- R.

R.Y

1-

Ro

aP(X m -X 0 R 0 І «

1-a

Ro

Прологарифмируем последнее выражение и получим

-“(т - T1) = ln

R.Y

1-

Ro

aP(X m -X 0 R 0 І «

1-a

- R.

Ro

Определим вид наступления момента времени T1:

R.Y

1 -

Ro

T1 = T + — ln-

aP(X m -X 0 R 0 І «

1-a

- R.

*0

С помощью неравенства (25) покажем, что Т2 < Т. Так как нами установлена справедливость (25), то

R—

1 -

Ro

aP(Xm -X0 R 0 І «

1-a

- R. =

= R.

1-

Ro

aP(X m -X 0 R 0 І «

1-a

-1

< R..

Тогда 0 <

R—

1-

Ro

aP(X m -X 0 R 0 І «

1-a

- R.

Ro

< 1

будет верно при условии Я* < К0, т.е. Т2 < Т.

Итак, нами получен вид функции капитала в момент

времени Т: 5 (т ) = 5 - + а | Х1 (^ [ - е~ют ]т +

( 1 - А (Т -Т2)

+ Т«0[“^'(2 -Т1 ) + К -С0)Т + а |Х1 (0^)

СО

e

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1

со

Y

при управлении расходами Q(t) =

Qmax, 0 < t < Т„

Qo,Т < t <т2, 0, т2 < t < т.

два частных случая, когда интенсивность потока покупателей меняется: Х(я(')) = к0 + (кт - к0) - е-1^)) и

я*

Исследованы моменты времени «отключения» рекламы, т.е. моменты, после которых использование рекламы не ведет к увеличению капитала. Рассмотрены

к(яЯ)) = к0 + (кт - к0 )

торые параметры.

Л

где у, Я*, - неко-

ЛИТЕРАТУРА

1. Первозванский А.А. Курс теории автоматического управления. М.: Наука, 1986. 615 с.

2. РадюкЛ.Е., ТерпуговА.Ф. Теория вероятностей и случайных процессов. Томск.: Изд-во Том. ун-та, 1988.174 с.

3. Терпугов А. Ф., Щирова Н.П. //Статистическая обработка данных и управление в сложных системах. Томск.: Изд-во Том. ун-та, 2001.164 с.

Статья представлена кафедрой теоретических основ информатики факультета информатики Томского государственного университета, поступила в научную редакцию «Информатика» 25 октября 2004 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.