Е.В. Астафьева, А. Ф. Терпугов
МОДЕЛЬ РЕКЛАМНОЙ КОМПАНИИ,
КОГДА ОБЪЕМ ПРОДАЖ ЗАВИСИТ ОТ ВЛИЯНИЯ РЕКЛАМЫ
Исследуется и оптимизируется математическая модель рекламной компании фирмы, производящей однородный товар, когда объем продаж товара в единицу времени зависит от влияния рекламы в этот момент времени.
Задача рекламы, как и всех маркетинговых инвестиций, состоит в увеличении прибыли компании посредством роста объема продаж или повышения цен. Таким образом, реклама является «двигателем торговли». В работах автора [1, 2] и в данной публикации рассмотрены некоторые модели влияния рекламы на деятельность фирмы и планирование рекламных компаний.
МОДЕЛЬ ВЛИЯНИЯ РЕКЛАМЫ
Пусть Я(ґ) есть величина, определяющая влияние рекламы в момент времени ґ, а а(ґ) - величина расходов на рекламу в единицу времени в момент времени ґ. В отличие от предыдущих работ, мы рассмотрим следующее уравнение, определяющее зависимость Я(ґ) от расходов а(ґ):
так что
dR У ( dR \
кі С J Sgn \ + R(t) = ^ ’
(і)
где параметр у > 1. Величину Я(?) будем считать безразмерной; тогда величина к1 имеет размерность времени, а величина к0 имеет размерность сек/руб.
В дальнейшем выгодно перейти к безразмерному времени т = ? / к1 и записывать уравнение (1) в виде
dR У ( dR \
(т J sgnl dr J+ R = ^а(т).
(2)
dR d т
+ R^) = к0а(т).
(З)
а(т) = —
(4)
dn і
— = (p - c)q(R(т))----------
d т кп
d т
+R^)
оП (T) = J
ко (p - c)q(RCr)) -1 (dR\ - R(т)
dт, (5)
и естественное желание максимизировать прибыль к моменту времени Т приводит к задаче
' dR\Y
ко(p - c)q(R(т)) -| —J - R(т)
dт ^ max. (б)
R(т)
что мы и будем делать. Тогда коэффициент к0 имеет размерность 1/руб. Заметим еще, что при выполнении условия йЯ\йт > 0 уравнение (2) приобретает вид
Отсюда находится явное выражение для а(т) через RW:
Постановка задачи на оптимизацию
Рассмотрим случай, когда стоимость затрат на производство единицы товара равна с, а продается он по розничной цене р. Пусть д(Я(т)) есть объем продаж в единицу времени, зависящий от влияния рекламы в этот момент времени. Тогда, обозначая через П(т) доход от продажи товара, полученный к моменту времени т, можем записать
^ ёЯ
В дальнейшем будем использовать обозначение к0 (p - c) = a . Заметим, что это безразмерная величина.
Стационарная траектория
Среди всех траекторий функции R(t) особую роль играет одна, которую мы будем называть стационарной. Она получается из следующих соображений.
Пусть R(t) = R0 = const. Тогда dR/dт = 0, и подынтегральное выражение в (6) принимает вид aq(R0) - R0. Желание добиться максимума приводит
к требованию aq(R0) - R0 ^ max, что, в свою оче-
Ro
редь, дает уравнение для R0:
aq'(Ro) = 1. (7)
Решение этого уравнения существует, если выполнено условие aq' (0) > 1.
Решение задачи оптимизации
Для решения уравнения (6) применим методы вариационного исчисления. В данном случае функционал имеет вид
/ dR
F(т,R,R) = aq(R(T))-^—J -R(t) , (8)
и он явно от т не зависит.
В этом случае уравнение Эйлера имеет первый интеграл
F - RFr , = C, который в рассматриваемом случае принимает вид aq(R(t))-R(t) + (у-1)(R’(t))y = C , или, в явном виде,
(У -1) (dRRJ = C - aq(R(t)) + R(t) . (9)
Рассмотрим вопрос к константе С. В нашем случае мы имеем задачу со свободным правым концом и поэтому при T =т должно выполняться условие
к
ЕЯ' = 0, что приводит к требованию Я' (Т) = 0. Отсюда получаем уравнение, определяющее С:
С = ад( Я(Т)) - Я(Т), так что окончательно уравнение (9) принимает вид
<-'> (0 =
= а ((Я(Т)) - д(Я(т) ) - (Я(Т) - Я(т) ).
Разделяя переменные, получим
__________________АЯ_________________
[а ((Я(Т)) - д(Я(т)) - (Я(Т) - Я(т))/ " А т
(10)
(11)
(у-1)
1/у •
С учетом естественного начального условия Я(0) = 0 получим решение в виде
т = ( у-1)1 у|-
Ау
(12)
0 [а ((Я(Т)) - д(у))-((Т) -у)/ что дает явное выражение т через Я = Я(т).
Это же уравнение определяет и неизвестную величину Я(Т). Подставляя в (12) т = Т, получим уравнение для определения Я(Т):
Я(Т)
Т = (у- 1)1/у [ ------------------------тт-. (13)
0 [а ((Я(Т)) - д(у))-((Т) - у)/
Рассмотрим основные свойства соотношений (12) и (13). Из (12) получаем
(У-1)1 У
А т
АЯ [а ((Я(Т)) - д(Я))-((Т) - Я)/
> 0.
А2 т АЯ2
(У-1)
ад' (Я) -1
[а (д(Я(Т)) - д(Я))-((Т) - Я)/ У
а (д(Я(Т)) - д(у))-((Т) - у) =
= (ад'(Я(Т)) -1) (Я(Т) - у) + о (Я(Т) - у)),
(14)
и так как в этом случае (ад'(Я(Т)) -1) Ф 0 , то на верхнем пределе интеграл в (13) ведет себя как
Я(Т)
Ау
(Я(Т) - у)1/у ’
и, по признакам сходимости несобственных интегралов второго рода, он сходится. Таким образом, при Я(Т) < Я0 формула (13) дает всегда конечные значения Т.
б) Я(Т) = Я0.
Так как в этом случае ад' (Я0) -1 = 0 , то в (14) надо разлагать с точностью до членов с (Я0 - у)2. Получаем
а(д(Я0)-д(у))-(Я -^) =
= ад "(Я0)/
2
’-(Я0 - у)2 + о ( - у)2 ),
и поэтому на верхнем пределе интеграл в (13) ведет себя как
Я Ау
3 (0 - у )2/у'
Он сходится при у > 2 и расходится при у < 2 .
Таким образом, примерный вид зависимости Т от Я(Т) имеет вид, изображенный на рис. 1. Заметим, что при у > 2 значению Я(Т) = Я0 соответствует конечное значение
Я0 А
Т1 = (у -1)^ Г--------------у------------ . (15)
0 [а (д(Я0) - д( у ))-(^0- у )]/у
то есть т монотонно возрастает с ростом Я. Далее, так как при т —— Т Я — Я(Т), то
Ат
11т — = +да .
т—Т АЯ
Далее, находя вторую производную от т по Я, получим
А2т
и так как при Я < Я0 ад (Я) -1 >0, то и —- > 0, что
АЯ
говорит о том, что зависимость т от Я является выпуклой вниз функцией.
Заметим, что при у — Я(Т) знаменатель в подынтегральном выражении (13) обращается в ноль. Поэтому необходимо исследовать сходимость интеграла (13).
Рассмотрим поведение подынтегрального выражения интеграла (13). Здесь возможны два случая: а) Я(Т) < Я0.
В этом случае, используя разложение в ряд Тейлора около точки у = Я(Т), получим
Рис. 1
Частный случай
Рассмотрим частный случай, когда
д(Я) = дт -(дт -д0)е~рЯ . (16)
Условие эффективности рекламы имеет в данном случае вид ад (0) > 1 и превращается в условие
а(Ят - д0)Р>1.
Стационарное значение Я0 определяется уравнением а(дт - д0)Ре~вЯ|) = 1, решение которого имеет вид
Я0 =в1п ((дт - д0)в).
(17)
Интеграл (13) приобретает вид
Т = (у-1)1 тх ёу
Я(Т )
хЦ
(18)
іУУ
Рис. 2
Рис. 3
Расходы на рекламу
Рассмотрим выражение (12)
ёу
т = ( У -1)1т{
тогда
ё т
о [а (д(Я(Т)) - д(у))-((Т) - у)] (У-1)1 Т
откуда
ёЯ [а ((Я(Т)) - д(Я))-((Т) - Я)]
ёЯ = [а ((Я(Т)) - д(Я)) - ((Т) - Я)] ё т
-1)1 У
(У-1)
Расходы имеют вид
ёЯУ + Я = а (д(Я(Т)) - д(Я))-((Т) - Я)
ёт) у-1
График для случая, когда р = 0,5 и комбинация а(дт - д0) = 24,364, приведен на рис. 4.
о [а(ди - до) ( - е-рЯ(Т))-(((Т) - у)
и надо строить графики зависимости Т от Я(Т) для значений Я(Т) из области 0 < Я(Т) < Я0.
Ниже приведены примеры таких графиков для случая, когда Р=0,5 и комбинация а(дт - д0) = 24,364 (рис. 2 и 3). Это соответствует тому, что Я0 = 5.
Рис. 4
Выключение рекламы
Незадолго до окончания периода деятельности Т целесообразно прекратить выделение расходов на рекламу, чтобы дожить до конца этого периода «по инерции». Рассмотрим подробно этот процесс.
Пусть длительность периода деятельности Т достаточно велика, так что можно считать, что устанавливается Я(?) = Я0. Пусть в момент времени Т - Т*
выделение расходов на рекламу прекращается. Тогда дифференциальное уравнение [2] принимает вид
-(Я')у + Я = 0,
которое надо решить при начальном условии Я(Т - Т*) = 0. Разделяя переменные
АЯ
Я1 т
и интегрируя, получим
Я 7 т
= -ё т
I ~=-1 ёт=-(т-Т+Т*).
Я0 у Т-Т*
Вычисляя внутренний интеграл, получим
Я(т)(т-1)/т -Я0(т-1)/т = —У— (т-Т + Т*);
У-1
откуда окончательно Я(т) =
Я0( У-1)/ у--------(т- Т + Т*)
У-1
у/(у-1)
(19)
Теперь рассуждаем следующим образом: если на участке [Т - Т*, Т ] не выключать расходы на рекламу, то мы получим доход
1
ад(Я0)---Я0 IТ*.
Если же мы прекратим выделение расходов на рекламу, то получим доход
Т |^Г . „ -|У/(У-1) Л
| ад
Т -Т*
Я0( т-1)/т—(т-Т + Т*)
Т*
= | ад
Я
У-1
(У-1)/У !_
ё т =
У-1 _
у/(у-1) Л
Разность этих величин будет равна
Т* (г . (у-1) ^
| ад
Я0(у-1Ут-_Ъ 2
ёу - І ад(Я0) ——Я0 IТ*
У-1
и она достигает максимума, когда производная от этого выражения равна нулю. Это дает уравнение для определения Т* :
(
ад
Я0( У-1)/ у--------Т*
У-1
у/(У-1) Л
= ад(Я0) - — Я0. (20)
Т =
у-1
У
Я0
-І -ііиІ е
+
Я0
Р I ак0(дт-до)
Обозначим ак0 (дт - д0) = g .
График (21) для Р = 0,5 и Я0 = 5 дан на рис. 5
.(21)
Рис. 5
СМЕЩЕНИЕ ЗАВИСИМОСТИ СПРОС - ЦЕНА ПАРАЛЛЕЛЬНО САМОЙ СЕБЕ
Пусть зависимость спрос - цена имеет вид р + Ьд = а , или, в явном виде, р = а - Ьд . Данный вид зависимости предполагает, что кривая спрос - цена с течением времени смещается параллельно самой себе.
Тогда доход фирмы в единицу времени составит величину
(а - Ьд - с)д - В .
Находя максимум этой величины по объему производства д, легко получить, что этот максимум дос-а — с
тигается при д =------ и доход фирмы в единицу вре-
2Ь
мени при таком объеме производства равен
(а - с) 4Ь
- В.
Объем товара g(т), производимый в момент времени т , определяется как
а(Я(т)) - с
2Ь
Тогда получаем следующую систему уравнений, описывающую рассматриваемую ситуацию:
ёП(т) (а(Я) - с)2
ё т
ёЯ(т) ёт
-а(т),
4Ь
+ Я(т) = к0а(т),
(22)
и нам необходимо решить задачу
П(Т) = |
(а( Я) - с)2 -1 (
4Ь к
Я (т)-і'
ё т
ёт^ тах. (23)
Я( т)
В данном случае функционал имеет вид
В рассматриваемом частном случае, когда д(Я) = дт - (дт - д0)е~рЯ , явное выражение для Т* имеет вид
(У-1) / , / „ \\ (у-1)"
^ (т, Я, Я') =
(а(Я(т) - с)2 -1 ( 4Ь к0
Я(т)
ё т
. (24)
В этом случае уравнение Эйлера имеет вид
(а(Я(т) - с)2 -1 ( 4Ь к0
Я(т) - (у-1) | ^
у Л
= С. (25)
Уравнение, определяющее С:
С =
(а(Я(Т)) - с)2
1
-----Я(Т).
0
4Ь к0
Окончательно уравнение Эйлера имеет вид
у-1 ( АЯ
к0 і ёт
(26)
=1 [(а( Я(Т))-с )2 -(а( Я(т)) - с )2 ]-—[(Т) - Я(т)/.
4Ь к0
С учетом естественного начального условия Я(0) = 0 получим решение в виде
Ят г
т = (у - 1)1у | ^ ((а(Я(Т)) - с)2 -(а(Я(у)) - с)2)-
-(Я(Т) - Я(у))]-1/У Ау, (27)
что дает явное выражение т через Я = Я(т).
Подставляя т = Т , получим уравнение для определения Я(Т):
Я (Т )г
Т=(у-1)1т | ((Т))-с)2-(а(Я(у))-с)2)-
-(Я(Т) - Я(у))]“1Т ёх.
(28)
Частный случай
Рассмотрим частный случай, когда
д(т) =
ат - (ат - а0)е
-РЯ(т)
- с
2Ь
(29)
Стационарное значение Я0 определяется уравнением (ат - (ат - а0 )е~рЯ° - с)(ат - а)е~рЯ° р = 2Ь , решение которого имеет вид
1 2Р
Я0 =
-1п
РК а0) Р(ат - с) -л1((ат - с))2 - 8Ьр
(30)
Интеграл (28) приобретает вид
Я (Т )
Т = (у-1)1/у }
Т7((ат -(ат -а0)е РЯ(Т) -С)2 -
4Ь
-(ат - (ат - а0)е-рЯ(г) - с)2) - (Я(Т) - у)]Ч/Т ёу.
СМЕЩЕНИЕ ЗАВИСИМОСТИ СПРОС - ЦЕНА ПОД УГЛОМ
Объем товара g(т), производимый в момент времени т , определяется как
g(т) = а(Я(т)) - с
2Ь(Я(т))
Тогда получаем следующую систему уравнений, описывающую рассматриваемую ситуацию:
ёП(т) (а(Я(т)) - с)2
ё т
ёЯ (т)лт ёт
4Ь( Я(т))
+ Я(т) = к0а(т).
- а(т),
(31)
и нам необходимо решить задачу
П (Т)=|
(а(Я(т))-с)2 1
4Ь( Я(т)) кс
Я(т) -
ёЯ
ё т
л
ёт^ тах. (32)
Я(т)
В данном случае функционал имеет вид
^ (т, Я, Я') =
(а(Я(т) - с)2
1
4Ь(Я(т)) к0
Я(т) -
ёЯ ё т
у Л
В этом случае уравнение Эйлера имеет вид (а(Я(т) - с)2
1
4Ь( Я(т)) к0
Я(т) - (у-1)
ёЯ ё т
у Л
= С.
(33)
(34)
Уравнение, определяющее С:
С=
(а(Я(Т)) - с)2
1
—Я(Т).
0
4Ь( Я(Т)) к0
Окончательно уравнение Эйлера имеет вид
у-1Г АЯ
1
к0 і ёт
(а(Я(Т)) - с)2 (а(Я(т)) - с)2
4Ь(Я(Т))
4Ь(Я(т))
(35)
-----[(Т) - Я(т)].
к0
Я
х1
т = (у-1)
ёу
(36)
к0 Г(а(Я(Т)) - с)2 (а(Я(у)) - с)2Л
Ь( Я(Т))
Ь( Я( 2))
-(Я(Т) - Я( у))
что дает явное выражение т через Я = Я(т).
Подставляя т = Т , получим уравнение для определения Я(Т):
Т = (у-1)1 ух Ау
(37)
я(т )
х|
к0 Г(а( Я(Т)) - с)2 (а( Я( у)) - с) 2 Л
Ь( Я(Т))
Ь( Я( г))
-((Т) - Я( у))
Частный случай
Рассмотрим частный случай, когда
д(т) =
ат - (ат - а0)е
,-РЯ(т)
- с
(38)
4(Ьт - (Ьт - Ь0)е™)
Стационарное значение Я0 определяется уравне-
нием
2 (ат - (ат - а0 )е РЯ° - с) (ат - а0)е
хР(Ьт - (Ьт - Ь0)е-РЯ° )-
-(ат - (ат - а0)е_РЯ° - с)2 (Ьт - Ь0)е~
= 4 (Ьт - (Ьт - Ь0)е-РЯ° )2. Интеграл (37) приобретает вид
С учетом естественного начального условия Я(0) = 0 получим решение в виде
Я (Т)
т = (т-1)1/у |
(ат - (ат - а0)е РЯ(у) - с)
Ьт - (Ьт - Ь0)е
(ат - (ат - а0)е РЯ(Т) - с)2
Ьт - (Ьт - Ь0)е-РЯ(Т)
2 Л ]-1Т
-(Я(Т) - г) ёг.
-ря( г)
ЛИТЕРАТУРА
1. Астафьева Е.В., Терпугов А.Ф. Математическая модель влияния рекламы на деятельность фирмы // Четвертая Всерос. конф. по финансово-актуарной математике и смежным вопросам: Тез. докл. Красноярск, 2005. С. 19 - 20.
2. Астафьева Е.В., Терпугов А. Ф. Модель рекламной компании, когда цена продажи зависит от рекламы // Обработка данных и управление в сложных системах. Вып. 6. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2004. С. 13 - 20.
Статья представлена кафедрой теории вероятностей и математической статистики факультета прикладной математики и кибернетики Томского государственного университета, поступила в научную редакцию «Кибернетика» 30 мая 2005 г.
0