Научная статья на тему 'Исследование нестационарных бесконечнолинейных систем массового обслуживания и их применение к анализу экономико-математических моделей'

Исследование нестационарных бесконечнолинейных систем массового обслуживания и их применение к анализу экономико-математических моделей Текст научной статьи по специальности «Математика»

CC BY
162
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по математике, автор научной работы — Кац Вадим Маркович, Лившиц Климентий Исаакович, Назаров Анатолий Андреевич

Предлагается в качестве математической модели страховых компаний и иных экономических систем рассматривать бесконечнолинейную систему массового обслуживания. Найдена связь между интенсивностями входящего и выходящего потоков системы. Рассмотрено применение полученных результатов к одной задаче страхования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по математике , автор научной работы — Кац Вадим Маркович, Лившиц Климентий Исаакович, Назаров Анатолий Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Investigation of nonstationary interminable linear queueing system and their application for mathematical model of insurance company

It is proposed to consider an interminable linear queuing system as the mathematical model of the insurance company and another economic systems. The dependence between the enter and exit flows of the queuing system are found. One considers the application of obtained result to one insurance problem.

Текст научной работы на тему «Исследование нестационарных бесконечнолинейных систем массового обслуживания и их применение к анализу экономико-математических моделей»

В.М. Кац, К.И. Лившиц, А.А. Назаров

ИССЛЕДОВАНИЕ НЕСТАЦИОНАРНЫХ БЕСКОНЕЧНОЛИНЕЙНЫХ СИСТЕМ МАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ К АНАЛИЗУ ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ

Предлагается в качестве математической модели страховых компаний и иных экономических систем рассматривать бесконечнолинейную систему массового обслуживания. Найдена связь между интенсивностями входящего и выходящего потоков системы. Рассмотрено применение полученных результатов к одной задаче страхования.

В качестве математических моделей страховых компаний и многих других экономических систем можно рассматривать бесконечнолинейные системы массового обслуживания (СМО). Например, количество возможных договоров между клиентами и страховой компанией практически не ограничено. Сроки, на которые заключаются договоры, имеют весьма широкий спектр значений, поэтому достаточно адекватно могут моделироваться некоторой случайной величиной с заданным распределением вероятностей В(х) их значений. Поток клиентов, обращающихся в страховую компанию, имеет явно стохастический характер, и его целесообразно моделировать нестационарным потоком Пуассона с заданной интенсивностью Я(р) [1].

Математической моделью экономических систем может служить бесконечнолинейная система массового обслуживания, на вход которой поступает нестационарный поток заявок интенсивности Х(Г). Обслуживание каждым прибором рекуррентное с одинаковой для всех приборов функцией распределения В(х) времени обслуживания.

Исследование нестационарной немарковской бесконечнолинейной системы обслуживания

Нашей основной целью является определение Р„(Р) - вероятности, что в момент времени t занято „ каналов (в системе обслуживается „ клиентов). Как показано в [1], это распределение является пуассо-новским, когда время обслуживания экспоненциальное, т.е. В(х)=1-ехр(-х), а начальное распределение Р„(Р) также пуассоновское с параметром Х(0)=Х, т.е.

И

Pn(t ) = ^т- exP(-x(t)),

n!

где

X(t) = exp(-t) X + JX(t)exp(t)dt

По полиномиальной схеме входящий поток разделим на N независимых пуассоновских потоков, каждый из которых имеет интенсивность Х(ґ)/Ж Пусть каждый поток заявок обслуживается одним из приборов выделенной группы. В момент времени, когда соответствующий прибор занят, заявка, поступающая на этот прибор, теряется.

Таким образом, исследуемая СМО разделена на N+1 независимых систем обслуживания, N из которых однолинейные с потерями и пуассоновскими входящими потоками интенсивности Х(ґ)/М Последняя СМО характеризуется тем, что на ее приборы заявки не поступают, а обслуживаются лишь те, которые находились в исходной системе в начальный момент времени ґ0. Полагая, что система функционирует достаточно долго, будем считать /0^—ю, так что к текущему моменту ґ последняя СМО оказывается свободной.

Рассмотрим N независимых однолинейных СМО с потерями. При N^■x^ в силу предельной теоремы Пуассона [2] распределение числа приборов, занятых к моменту времени /, будет пуассоновским:

P(n, t ) = ^

n!

exi

p(-9(t ))•

Рассмотрим случай произвольного обслуживания, определяемого функцией распределения В(х). В случае, когда время обслуживания имеет экспоненциальное распределение, случайный процесс „(р) - число каналов, занятых в момент времени р, - является марковским процессом, поэтому система обслуживания называется марковской. Для произвольной функции В(х) времени обслуживания процесс „(р) немарковский, поэтому систему назовем немарковской, и для ее исследования нельзя применить метод анализа, рассмотренный в [1], где составляется и решается бесконечная система дифференциальных уравнений Колмогорова.

Поступим следующим образом. Пусть в начальный момент времени р0 задано начальное распределение Р(„, Р0) = д(„). В системе массового обслуживания выделим N приборов и будем считать, что начальное распределение реализовано на остальных, не выделенных приборах так, что все выделенные приборы в момент времени р0 свободны.

Здесь функция ф(0 определяется предельным равенством

ф(/)= lim NPn (t), (1)

N

где PN(t) - вероятность того, что в момент времени t выделенный из рассматриваемой группы прибор занят обслуживанием. Так как PN(t0)=0, то ф(^)=0.

При определении ф(/) для выделенной однолинейной СМО обозначим через i(t) число приборов, занятых в момент времени t. Очевидно, что процесс i(t) может принимать только два значения: i(t)=0, i(t)=1. В силу произвольности времени обслуживания процесс i(t) немарковский. Определим процесс z(t) как длину интервала от момента t до момента окончания обслуживания, если в момент t прибор был занят. Если в этот момент прибор свободен, то процесс z(t) не определяется.

Очевидно, процесс {i(t), z(t)} с переменным числом компонент является марковским и вероятность

p(i(t) = 1 z(t)< z) = Pn (^ t) удовлетворяет уравнению

dPN (z>t) dPN ( t) =

dt

dz

=-дрЫЖР„(2)

Здесь

N

dz N

dPN (0, t) dPN (z.t)

dz

dz

производная по z в

нуле. Уравнение (2) построено из следующих соображений. Рассмотрим

z=0

PN ( - Др,р + Др) = р(/(р + Др) = 1, г(р + Др) < г - Др) и выразим эту вероятность через вероятности событий для процесса {/(р), г(р)} в момент времени р. Возможны следующие варианты.

1. С вероятностью 1 -

1 -X(t) д< + о(д<) N V 7

на интервале

N

N

-Дф-Pn (o,t )](z )+o(t),

из которого при Дґ^-0 очевидно следует уравнение (2).

Домножая уравнение (2) на N и выполняя в нем предельный переход при N^■да, для функции ф(і,ґ)= ііш NPN (і,ґ) получим уравнение

N

Эф^^-ЭфО;./)=Х(()Я<2 ^аф^/), (3)

дґ ді ді решение которого должно удовлетворять начальному фХ/ )=о (4)

и краевому

ф(0,/о )=0 (5)

условиям. Задачу (3)-(5) решим обычным способом [3]. Составим систему дифференциальных уравнений

йґ йі йф

1 -1

x(t )b(z )-

(6)

dz

определяющую характеристики уравнения (3). Найдем два независимых первых интеграла системы (6). Вид одного из них очевиден: і +ґ=С1.

Для второго получим

йі йф (7)

-1

X(C - z)(z)-

9ф(0, Cj - z)

cX,

ф=-J <X(C1 - x)ß(x )-^—22 ^dx+C2.

здесь 5ф(0,м)/йг1 - частная производная от функции ф по первому аргументу в нуле.

Из (7) получим

Зф(0,С1 - х )|

0 I дх1

Тогда общее решение уравнения (3) имеет вид

ф = -| |х(і + ґ - х)х)- дф^0, І+Ґ—Х |ёх + ф(і + /), (8) 0 І дхі

где Ф(и) - произвольная функция, вид которой определяется из начального условия (4):

ф(, t0 ) = -J jx(z +10 - x)b(x) - дф(° z +t|0—x)|dx +

0 i dx1

+ ф( +10 ) = 0,

откуда

(р,р+Др) не поступит требование входящего потока. С вероятностью Рд{г,р)-Рл/(Др,р) в момент времени рприбор будет занят, его остаточное время обслуживания г(р)е е (Др,р), так что за время Др прибор не освободится.

2. С вероятностью -^(р)Др + о(Др) на интервале

(р,р+Др) поступит требование входящего потока. С вероятностью 1-Р^Ж!р) прибор в момент времени р будет свободен, так что поступившая заявка будет принята к обслуживанию. Ее остаточное время обслуживания от момента поступления совпадает с полным временем обслуживания, имеющим функцию распределения В(г). Следовательно, по формуле полной вероятности можно записать равенство

PN (-Др,р+Др ) 1-^ Др Л][pN (г,р)- Р^ (Др,р)]+

ж

Ф(z +10)=JJX(z +10 -x)(x)-5ф(0,z +10 -x)ldx.

і dx

0 l ил1

Следовательно,

ф(у)= J jX(y - x)B(x)- x ^dx-

Подставляя найденное выражение для функции Ф(у) в (8), получим

0ф(й, z +1 - x)|

ф(t)= J |x(z +1 - x)j(x)- ^v"’d *—— \dx-= J |x(« )B(z +1 - u)-^M \du =

<0 l dx1 J

= J X(u)b(z +1 - u)du - J дф(0, u) du. (9)

t0 tJ0 ^

Используя краевые условия (5), можно записать

ф(0, t) = 0 = J X(u)b( - u)du - J дф(° u) du,

J J dx1

откуда получим, что

J дф(в’u) ¿и = J x(u)ß(t - u)du. t0 t0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Подставляя это выражение в (9), получим

t

ф( t) = J X(u)b(z +1 - и) - B(t - и)]].

t0

Так как

ф^ )= lim ф(, t),

z^w

то искомая функция ф^) имеет вид

t t-to

ф(t) = J X(u) - B(t - и)u = Jx(t - x) - B(x)x. (10)

to 0

Окончательно в условии t0^ro будем иметь

w

ф(t) = J X(t - x)l - B(x)]dx.

0

w

Обозначив b = J (l - B(x)dx - среднее время об-

0

служивания, ф(t) можно записать в виде

w -t x

ф(? )=b Jx(t - x)d—J (l-B(u ))du =bMk(t-t). (11)

0 b 0

Здесь t - текущее время обслуживания (длина интервала от момента начала обслуживания до текущего времени t). Иногда эту величину называют «подскоком».

Таким образом, распределение вероятностей P(n,t) числа приборов, занятых в момент t, для нестационарной немарковской СМО является пуассо-новским вида

^t ) = exP(^(t Е

n!

где функция ф(<) определена в выражении (11).

Естественно, эти результаты как частные случаи содержат выражения для стационарных немарковских и нестационарных марковских систем [1]. Функция ф(/) имеет смысл среднего числа приборов, занятых в момент времени t для нестационарной немарковской СМО.

Полученные результаты (11) и (12) нетрудно обобщить и для конечного значения t0, тогда распределение числа занятых приборов является сверткой распределения (12) и распределение вероятностей числа заявок, не завершивших обслуживания к моменту времени t, из тех заявок, которые находятся в системе в начальный момент времени.

Интенсивность выходящего потока

Одной из важнейших характеристик СМО является интенсивность выходящего потока, которую обозначим y(t). Зная вид (11) функции ф(0 и ее вероятностный смысл как среднего числа занятых приборов, нетрудно найти y(t).

Очевидно

ф( + At ) = ф( ) + )(t )At - y(t )At + o(At ).

Тогда

y(t) = )(t)-ф'() = )(t)- d- jj)(t - x) - B(x)]dxj =

= )(t)-j)'(t - x ) - B(x)]dx =)'(t)+j[1 - B(x)]dx )(t - x)=

0 0

да

= j)(t - x)b(x).

0

Получен достаточно очевидный результат - интенсивность y(t) выходящего потока имеет вид

да

y(t) = M)(t - т) = j )(t - x)dB(x)

0

где т - полное время обслуживания заявки на приборе.

Влияние расходов на рекламу

на характеристики страховой компании

В качестве примера применения полученных выше результатов рассмотрим задачу о влиянии расходов по привлечению новых клиентов (расходов на рекламу) на деятельность страховой компании. За модель страховой компании примем бесконечнолинейную систему обслуживания с функцией распределения времени обслуживания (времени пребывания клиента в компании) B(x), на вход которой поступает пуассоновский поток страховых премий интенсивности )(t). Страховые премии - независимые случайные величины со средним значением a. Пусть далее страховые случаи происходят с клиентами компании независимо друг от друга с вероятностью p и выплачиваемые страховые выплаты - независимые случайные величины со средним значением bip.

Предположим, что в отсутствие расходов на рекламу интенсивность потока страховых премий )(t)=)0 и в промежутке времени [t,t+At] на привлечение новых клиентов расходуется часть капитала u(t)S(t)At, где 0<u(t)<u0^1. При u(t)<<1 можно считать, что интенсивность потока страховых премий должна увеличиваться на величину, пропорциональную u(t)S(t)At. Од-

нако, как указано в [4], затраты на рекламу обладают эффектом последействия, т.е. после прекращения расходов на рекламу она еще некоторое время продолжает действовать. Поэтому, следуя [4], введем величину R(t), связанную с S(t) соотношением dR

k— = -Я() + и()(), (13)

dt

и будем считать, что расходы на рекламу приводят к тому, что интенсивность потока страховых премий увеличивается от Х0 до величины Х(г)=Х0+Х1Х(г). Очевидно, что при £=0 R(t ) = и (г ')S (г).

Рассмотрим изменение среднего капитала компании S (/) с течением времени. Несложно показать, учитывая связь между интенсивностями потоков премий и выплат, что при сделанных предположениях средний капитал S (г) удовлетворяет уравнению

— = —и (^()+[0 +Х^()]а - [[Х0 +Х^(х)]-т)Ь.(14) Л 0

При и(г) = 0 из (14) получим

S (г )= S (0)+ Х 0 аг -Х 0Ь| В( )dt,

0

откуда при />>1 S (г) ~ S (0)+Х 0 (а - Ь)г.

Таким образом, при отсутствии рекламы (и = 0) и выполнении условия а - Ь > 0 средний капитал с течением времени линейно нарастает. При и(г) Ф 0 в принципе возможно как увеличение, так и уменьшение среднего капитала компании с течением времени. Поэтому возникает задача выбора такой стратегии и(г), которая максимизирует средний капитал компании в некоторый момент времени Т.

Применение принципа максимума Л.С. Понтрягина

Будем в дальнейшем считать, что время пребывания клиента в компании имеет показательное распределение со средним значением с, т.е. В(г)=1-ехр(-г/с).

г

Обозначим Q(t) = | R(t - т)в(т). Тогда предыдущие

0

рассуждения приводят к следующей оптимизационной задаче. Нужно найти управление и(г), удовлетворяющее требованию 0<и(г)<и0, которое максимизирует S (Т) при условии, что состояние системы описывается системой дифференциальных уравне ний £ (г )=-и(г )5 (г )+Х 0 (а-в(г )ъ)+Х^(г )-x1ЬQ(t), £R(t)=u(tДt)-R(t), (15)

с(&(г)=R(t )-Q(t), с начальными условиями: S (г ^ (0), R(0)=0, Q(0)=0.

Применение принципа максимума Л.С. Понтря-гина [5] к решению поставленной задачи состоит из выполнения следующих этапов. Вначале составляется функция Гамильтона

Н(и) = р [- и (г) S(г)+Х0 (а - ЬВ()+Х1 aR (г) - Х1ЬQ (г))]+

+[и(г) (г)-R(t)]+[т^(г)-Q (г)], (16)

£ с

где Р2(0, Рз(0 - вспомогательные переменные,

определяемые системой сопряженных уравнений

Фі(ґ)

ая

д£

Р1 (ґ)- к Р2 (ґ)

к _

= - 'Їг = _Х1 °Рі () + "Т Р2 () - 1 Рз () (17) аґ дЯ

= ХМ () +1 Рз (ґ)

к

Ж.

м

М с

с граничными условиями р1(Т)=1, р2(Т)+0, рз(Т)=0. Максимум функции Н по и(ґ) достигается при

если

к

0, если р1 (ґ)- — Р2 (ґ^ 0 к

(18)

Таким образом, управление рекламой (18) носит релейный характер. Точки переключения управления определятся условием

Р1 ()-1Р2 () = 0. (19)

к

Основная задача сводится к нахождению решения системы (17) и связанного с ней управления и(/). Рассмотрим вначале поведение решения в окрестности точки Т.

Из граничных условий задачи следует, что при /, близких к Т, и(/)=0. Поэтому при /, близких Т, функции р,(0 определяются системой уравнений

р1()=0,

р2 () = -^гаР\()+7 Р2() - - Рз(), (20)

к с

р 3(ґ(ґ)+-Рз()

с

решение которой, удовлетворяющее граничным условиям, имеет вид

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Р1() =1

р2 (ґ )= ХТк (а - Ь)-Х1Ь

кс

-ехр

Т - ґ

. , ас -(а -Ь)к + л,1к-------1-----— ехр|

+

к-с

к

(21)

Рз() = ^1Ьс|

ехр

Т - ґ

-11 .

Обозначим

/ (х )=^1 (а - Ь) кс

1-ехр -к

-Х1Ь

к-с

ехр

--—

ехр

к

дующими свойствами: /(0)=0, /(х)=Х1(а-Ь). Отсюда получаем необходимое условие существования точки переключения (точки выключения рекламы)

Х1 (а -Ь)-1 > 0. (22)

Смысл соотношения (22) очевиден. Величина Х1(а-Ь)—1 есть приращение капитала компании в стационарном режиме за счет рекламы, приходящейся на единицу вложенного капитала. Если Х1(а-Ь)-1<0, то затраты на рекламу бессмысленны. При выполнении условия (22) затраты на рекламу начинаются в некоторый момент времени ґ0 и заканчиваются момент ґ (0<ґс<ґ). Покажем, что ґ0=0 Для этого необходимо показать, что при ґ<ґ не существуют точки переключения управления.

На отрезке [ґ0, ґ ], где и(ґ)=и0, функции р,(ґ) удовлетворяют системе уравнений

р1 (ґ) = и0 ^Р1 (ґ)- 1 Р2 (ґ)) ,

Р2 (ґ) = -^1 аР1 (ґ) +1Р2 (ґ) - - Р3 (ґ), (23)

кс

р з(ґ )=^1ЬР1(ґ)+-Рз(ґ) с

с граничными условиями, определяемыми (21) при ґ=ґ.

Обозначим х(ґ)=р1(ґ)-(1/к)р2(ґ). По условию х(ґ)<0 при ґє[ґ0,ґ]. Покажем, что при ґ<ґ х(ґ)<0. Функции р1(ґ), х(ґ), рз(ґ) удовлетворяют системе уравнений

р1(ґ ) = и0 х(ґ) ,

кх(ґ) = (1 + ки0 )х(ґ) + (^1 а -1)Р1 (ґ) -1 рз (ґ), (24)

с

р з(ґ ) = ^1ЬР1(ґ )+Рз(ґ).

с

Из первого уравнения (24) следует, что р1(ґ) -монотонно убывающая функция. Так как р1(ґ )=1, то р1(ґ)>1>0. Решение третьего уравнения (24)

рз (ґ) = -Х1Ьс

ехр

(І-Є ) с

ґ-т'

ехр

ґ - Т

- Х1Ь | ехр^ -—(т)?'

откуда кх( )=(1+ки0 )х(ґ )+ф(), где ф(ґ)>0. С учетом граничного условия х(ґ )=0 получаем

х() = - | ґ(ехр(11^^!^ )

к

ф(т)й?т.

Точка переключения управления, определяемая условием (19), если она существует, / =Т-х , где х -корень уравнения /х)=1. Функция /х) обладает сле-

Отсюда х(/)<0 V /, что и доказывает отсутствие второй точки переключения управления.

Таким образом, при выполнении условия (22) затраты на рекламу должны начинаться при =0 и

*

заканчиваться при = , определяемом как решение уравнения /Т— )=0.

ЛИТЕРАТУРА

1. Саати Т.Л. Элементы теории массового обслуживания и ее приложения. М.: Советское радио,1971.

2. Гнеденко Б.В. Курс теории вероятностей. М.: Наука,1969.

3. Эльсгольц Л.Э. Дифференциальные уравнения и вариационное исчисление. М.: Наука, 1969.

4. Ахмедова Д.Д., Терпугов А.Ф. Математическая модель функционирования страховой компании с учетом расходов на рекламу // Изв.

вузов. Физика. 2001. № 1. С. 25-28.

5. Параев Ю.И. Теория оптимального управления. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1986.

Статья представлена кафедрой прикладной математики факультета прикладной математики и кибернетики Томского государственного университета, поступила в научную редакцию номера 3 декабря 2001 г.

и

с

с

х

х

с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.