Научная статья на тему 'Оптимальные траектории касательной встречи'

Оптимальные траектории касательной встречи Текст научной статьи по специальности «Физика»

CC BY
184
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНАЛИТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ МЕХАНИКИ КОСМИЧЕСКОГО ПОЛЕТА / МАНЕВРЫ В ЦЕНТРАЛЬНОМ ГРАВИТАЦИОННОМ ПОЛЕ / ОПТИМАЛЬНЫЕ ПЕРЕЛЕТЫ МЕЖДУ ОРБИТАМИ / ОПТИМАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ ТЯГИ / THE OPTIMIZATION OF COPLANAR TRAJECTORIES / THE PROBLEM OF TRANSFERS BETWEEN COPLANAR ORBITS / OPTIMAL DIRECTION OF THE THRUST

Аннотация научной статьи по физике, автор научной работы — Новоселов B. С.

Предложен вариационный метод оптимизации компланарных траекторий касательной встречи с заданной относительной скоростью и с учетом продолжительности активных участков. Дано аналитическое построение трех последовательных приближений в задаче перехода между компланарными орбитами малых эксцентриситетов и приведены выражения только до членов третьего порядка. Обсуждаются полученные аналитические выражения для минимального расхода характеристических скоростей и оптимальной ориентации тяги.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Optimal trajectories of the tangential contact

The variation method of the optimization of coplanar trajectories of the tangential transfer with the prescribed relative velocity and taking into account the duration of the active sections is proposed. An analytical construction of three successive approximations in the problem of transfers between coplanar orbits with small eccentricities is given. The expressions are presented only up to the third order. The analytic expressions for the minimum characteristic velocity requirements and the optimal direction of the thrust are discussed.

Текст научной работы на тему «Оптимальные траектории касательной встречи»

ОПТИМАЛЬНЫЕ ТРАЕКТОРИИ КАСАТЕЛЬНОЙ ВСТРЕЧИ

B. С. Новоселов

C.-Петербургский государственный университет,

д-р физ.-мат. наук, профессор, [email protected]

1. Одной из задач аналитической механики, связанных с движением в центральном гравитационном поле, является исследование вариационной схемы выбора оптимальных траекторий при разгоне и торможении маршевым двигателем с учетом различных дополнительных условий. Наиболее трудным условием представляется отказ от традиционного импульсного рассмотрения участков активного движения [1, 2]. Вторым дополнительным условием может служить требование касания траектории инспектора и инспектируемого объекта в точке контакта с заданной, в том числе и нулевой относительной скоростью [3-5]. Базовой для околоземного маневрирования и полета к планетам солнечной системы является задача построения оптимальных траекторий переходов между околокруговыми орбитами [6]. Если начальная фаза движения принимается произвольной, то, как показано в статьях [7, 8], на оптимальной по минимуму расхода топлива траектории разгон и торможение должны выполняться при наибольшем секундном расходе или при наибольшем реактивном ускорении.

В настоящей работе проводится оптимизация касательной встречи в центральном гравитационном поле с заданной относительной скоростью в конце второго участка включения двигателя. В отличие от [3, 5], активные участки не являются импульсными и в отличие от [4] проводится оптимальное изменение относительной скорости встречи до требуемой величины с помощью второго включения двигателя. Принято ограничение на величину реактивного ускорения, так как построение оптимальной траектории с ограничением на величину секундного расхода топлива связано с большими трудностями [4].

2. Рассматривается компланарная задача движения в центральном гравитационном поле с двумя разгонными включениями двигателя, создающего реактивное ускорение в = const > 0. Первое включение на время Т. в точке старта и второе — на время Т2 в конце участка баллистического движения. Минимизируется сумма характеристических скоростей Vi + V2, Vi = вТ., V2 = вТ2, что равносильно минимуму расхода топлива [4]. Сохраняем основные обозначения [3-6]. Для кеплеровых элементов e — эксцентриситет, p — фокальный параметр, ш —долгота перицентра. Характеристики начальной орбиты снабжаем буквой «н», орбиты инспектируемого объекта, называемой орбитой контакта, буквой «к». В рассматриваемой задаче рк > рн. Истинную аномалию f баллистической орбиты снабжением следующими символами: для начальной точки «—», для конечной точки «+». Фазовые переменные — радиальную и трансверсальную скорости, полярный радиус и полярный угол — обозначаем xi, i = 1, 2, 3, 4; угол наклона тяги к полярному радиусу — через ф,

Применяется методика работ [6,9] введения малого параметра е = 1/2(Т. + Т2)Т-1, где T — время всего перелета. Исследование проводится асимптотически с помощью построения разложений по степеням е. Величины нулевого порядка отмечаем индексом «О», первого и второго порядков — одним и двумя штрихами. Для удобства вычисле-

© В. С. Новоселов, 2009

ний, как и в статье [5], заданную относительную скорость контакта записываем в виде vкрк1/2, v = const > 0, но полагаем v = v0 + ev^ Здесь к — квадратный корень из произведения универсальной гравитационной постоянной и массы центрального тела. Как и в статьях [3-5], для эксцентриситетов начальной орбиты инспектора и орбиты контакта полагаем

' 2 " ' 2 "

ен = еен + е ен, ек = еек + е ек-

Связь скоростных переменных баллистической орбиты инспектора после контакта и орбиты инспектируемого объекта имеет вид, указанный в статье [5]. Отсюда следуют те же условия трансверсальности в точке контакта. Получаем совпадающее с цитированной работой нулевое приближение

ео = (Рк -рн)(рк + Рн)к, Ро = 2ркрн(рк + Рн)к,

шо = ^к = п + ^н,

V.0 = кр-1/2 ((1 + ео)12 - 1), V0 = кр-1/2 ^1 - v0 - (1 - ео)1/2) ,

т° = ^,х-ч„к+Р„)W, ФЧ = ^, т» = e-‘v;\ j = i,2.

Малый параметр уточняется по нулевому приближению

e = l(V10 + V2°)(i3T0)-1. (1)

Для удобства вычислений за методический параметр е можно принять величину того же порядка, что и (1), но имеющую простой вид, например единицы, умноженной на десять в целой отрицательной степени.

Начальное значение углового положения точки определяется на основе уравнений трансверсальности первого порядка в том же виде, так и в статье [5]. Имеем существенное отличие от соответствующего значения для перелета с одним включением двигателя [3, 4]. Указанное различие связано с экстремальным свойством суммы квадратов первых двух лагранжевых множителей (сопряженных переменных) в точках соединения дуг баллистического и активного движений [9]. Разные условия на конце участка баллистического движения для оптимальных траекторий с одним и двумя включениями двигателя приводят к различным представлениям лагранжевых множителей. Хотя величину v можно, в частности, выбрать так, чтобы отпала необходимость во втором включении двигателя, но по-прежнему положение точки старта будет отличаться от положения точки после старта для перелета с одним включением. Поэтому предельный переход к оптимальному перелету с меньшим числом включений двигателя отсутствует.

3. Регуляризация дифференциальных уравнений движения на участках работы двигателя выполняется с помощью введения вспомогательных независимых переменных т. и Т2. Для первого участка t = ¿н+ет., т. £ [0, Л.], еЛ. £ [0, Т.] и для второго t = ¿к+ет2, т2 £ [0, Л2], еЛ2 £ [0,Т2]. Величины Л. и Л2 будут порядка единицы. Регуляризованные уравнения приводятся в работах [3, 6, 9]. С помощью уравнения Эйлера—Лагранжа,

отвечающего радиальной скорости хі, в первом по £ приближений находим закон изменения угла наклона тяги:

ф'і (ті) = Ф'і (°) + аз тз + Ъз т2, і' = 1 2 аі =-хрн3/2Жі(е0), ЛГі(е0) = 1 - ^(1 + е0)1/2(2 - е0) > 0, (2)

“/ЗРн1. «2 = ^е0(1 - е0)1/2рк3/2, &2 = -^/

Здесь в = е-1"в является регуляризованной верхней границей реактивного ускорения и имеет порядок единицы. По формуле (2) величина ф. монотонно уменьшается. Зависимость от времени ф2 более сложная. При V? < V*, V2* = а2рк величина ф2 монотонно возрастает. Если V? > V*, то при т2 < т*, где т* = /З-1^*, монотонно возрастает, при т2 = т| имеет max Ф2 = ф^О) + затем монотонно убывает. Если к тому

же ^2° > 2V2*, то при т2 > 2т* величина ф ' становится меньше ф ' (0).

Определение начальных поправок углов наклона тяги ф' (0) формулы (2) связано с вычислением x. на основе дифференциальных уравнений активного движения и удовлетворением граничных условий, а также условий сшивания баллистической дуги и дуг активного движения. Получена следующая поправка первого приближения для начального отклонения от трансверсального направления тяги в точке старта:

ф1 (0) — (1 + ео)1/2[(2Жіе0 1 — 1)еНsin/Н + Fi(Л1)] ^1 — ео + (1 + ео)1/2^

Fi (Л?) = ^Л°Рн1/2 [хеорн1 + 2(1 + е0)-1/2Рн1/21/1° - "“W)2

(3)

Поправка начального угла наклона тяги второго включения двигателя будет

ф2(0) = —(1 — е0)1/2 [(2N2e0 1 + 1 — v°)eK sin /К + F2 (Л2)](1 + e0 + (1 — v°)(l — ео)1/2) 1,

Ж2 = 1 — -(1 — ео)1^2(2 + ео) > 0,

-^(Лз) = Л2рк1^2[-хе0рк1 + -(1 - е0)1^2(4 - e0)pK1^2V2 + ->с 1(Vr20)2].

(4)

Если участки активного движения можно считать импульсными, то Л° = 0, F; (Л°) = 0 и выражения (3) и (4) совпадут с соответствующими значениями статьи [3], в которой, однако, формула (3) в явном виде не получена.

4. Изменение трансверсальной скорости на дугах активного движения определяется уравнением [6]

^ = e^x'^xl)-1 +Р{1 - ^е2ф'2(т,')). (5)

В моменты отсечки двигателя Tj = Лj = Л° + еЛ; + е2Л; , при этом Vj = Vj° + eVj + e2 Vj ,

V0 = д; vj = Mj, v;' = m;: . 12

Исходя из условий касания с заданной относительной скоростью (v0 + ev')крк1/2, можно записать для точки касания

Ж2(^к) = КРк1/2 [1 - v0 - e(v' - ек cos /к)] + e2X2 (¿к), х2 (íK) = хрк1/2 [ек cos /к - ek/¿ sin /к + ^°eK sin /к] •

Выполняя интегрирование уравнения (5) и удовлетворяя граничным условиям, для поправок первого порядка характеристических скоростей получаем

Величина У/ совпадает с поправкой характеристической скорости статей [3, 4]. Сумма двух поправок (6) соответствует статье [5]. Величины V/ и У/ не зависят от поправок первого порядка наклона тяги (3) и (4), что можно было ожидать на основании теоремы [6, 9] о точности вычисления управлений.

Второе приближение характеристической скорости стартового активного участка получено в статье [4]. Поправку второго порядка характеристической скорости участка контакта представим в виде

Входящая в выражение (7) величина Ф2(0), согласно (4), линейно зависит от Л^. При л2 = о и V0 = 0 получается поправка второго порядка финишной характеристической скорости двухимпульсного перехода [6].

5. Отметим особенности предлагаемой аналитической теории касательной встречи. В нулевом приближении имеем двухимпульсный перелет между компланарными круговыми орбитами с радиусами, равными средним с точностью до вторых степеней эксцентриситетов расстояниями граничных орбит от притягивающего центра. Второй импульс уменьшается в зависимости от величины требуемой относительной скорости контакта. Тяга ортогональна к полярному радиусу. Старт может осуществляться из любой точки начальной орбиты.

В первом приближении однозначно определяется нулевое приближение углового положения точки старта, а также поправки первого порядка для двух характеристических скоростей. Угол наклона тяги изменяется в зависимости от времени. Тяга перестает быть трансверсальной даже в моменты включения двигателя. Полученный в первом приближении закон изменения угла наклона тяги не влияет на расход характеристических скоростей первого порядка, но определяет расход второго порядка. На уровне

V2 = -1/4крн1/2 (1 + eo)1/2 (1 - eo)eH cos /Н+

+ крк1/2 1 - ^(1 -е0)1/2(3 + е0) ексоэ/к - v'xpKlj2. (6)

^2 — х2 (¿к) — х2 +2^2°V’/ (0) + G(A2).

(7)

Здесь определяется при выделении членов второго порядка [6] в соотношении xp-V2(1 + еcos f +). Принято обозначение

второго приближения аналитические выражения становятся громоздкими и могут использоваться лишь для качественных выводов при упрощающих предположениях.

Можно было рассматривать две шкалы единиц измерения: орбитальную и разгонную. В первой принять за единицу времени Т0, а во второй 1/2(Т0 + Т20). По формуле (1) отношение единиц времени равно е-1. Если реактивное ускорение в в единицах первой шкалы полагать равным е-1/3, где /3 ускорение во второй системе, то отношение единиц длины будет е-1, а скорости, вычисленные в разных системах, численно равными. Однако переход от одной системы к другой требует специального преобразования лагранжевых множителей [6, 9]. Поэтому оказалось проще использовать только одну шкалу, а при исследовании разгонных участков выполнять вспомогательную замену независимой переменной.

Литература

1. Ильин В. А., Кузмак Г. Е. Оптимальные перелеты космических аппаратов с двигателями большой тяги. М.: Наука, 1976. 744 с.

2. Охоцимский Д. Е. Сихарулидзе Ю. Г. Основы механики космического полета. Учебное пособие. М.: Наука, 1990. 448 с.

3. Новоселов В. С. Оптимальные одноимпульсные траектории касательного пролета // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 1: Математика, механика, астрономия, 2005. Вып. 4. С. 108-115.

4. Новоселов В. С. Оптимальные траектории касательного пролета с учетом продолжительности активного участка // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 1: Математика, механика, астрономия, 2006. Вып. 3. С. 109-120.

5. Новоселов В. С. Оптимальный двухимпульсный касательный пролет с заданной относительной скоростью // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 1: Математика, механика, астрономия, 2007. Вып. 4. С. 144-150.

6. Новоселов В. С. Аналитическая теория оптимизации в гравитационных полях. Л.: Изд-во ЛГУ, 1972. 318 с.

7. Гурман В. И. К вопросу об оптимальности особых режимов движения ракет в центральном поле // Космические исследования. Т. 4. Вып. 4. 1966. С. 499-509.

8. Новоселов В. С. Об особом оптимальном по расходу топлива управлении в гравитационном поле // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 10: Прикладная математика, информатика, процессы управления, 2007. Вып. 2. С. 54-61.

9. Новоселов В. С., Королев В. С. Аналитическая механика управляемой системы. Учебное пособие. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005. 298 с.

Статья поступила в редакцию 18 сентября 2008 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.