учебного процесса; активно влияет на все элементы педагогической системы, обеспечивая их максимальное приспособление к своим потребностям и возможностям. При этом успешно формируются профессиональные и личностные компетенции: речь, работа в команде, ориентация на качество работы, повышается общий интеллектуальный уровень.
Выводы:
1. Проблемный метод обучения активизирует познавательную и в целом учебную деятельность студентов, т.е. успеваемость и качество знаний в значительной степени увеличивается.
2. Использование на учебном занятии технологии проблемного обучения в сочетании с другими формами организации учебной деятельности обучающихся является необходимым условием современных занятий в вузе, т.к. обеспечивают наиболее полное и целостное усвоение материала.
3. Проблемное обучение - целенаправленная учебная деятельность, направленная на достижение конкретной цели по определенной программе для решения учебных, поисковых, исследовательских и практических задач.
Литература:
1. Ваганова О.И. Технология проблемного диалога в профессиональном образовании // Вестник Мининского университета. 2013. № 4 (4). С. 10.
2. Ваганова О.И., Шагалова О.Г., Трутанова А.В. Формирование общекультурных компетенций у студентов // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 15-18.
3. Гладкова М.Н., Ваганова О.И., Кутепов М.М. Применение проектных образовательных технологий в учебном процессе вуза // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 209-212.
4. Маркова С.М., Наркозиев А.К. Дидактические основы исследования содержания профессионального образования // Вестник Мининского университета. 2017. № 3 (20). С. 7.
5. Смирнова Ж.В., Ваганова О.И., Макеева А.В. Технология организации проектной деятельности студентов // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. № 6 (32). С. 204-208.
Педагогика
УДК 378
доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и технологии социальной работы Алипханова Фатима Надирбековна
ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет» (г. Грозный);
старший преподаватель кафедры математического анализа Хамзатова Мадина Шераговна
ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет» (г. Грозный)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗНАЧИМОСТИ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ СО ШКОЛЬНИКАМИ
Аннотация. В статье изучена проблема определения значимости организационной культуры учителя математики для осуществления эффективной внеклассной работы со школьниками.Пришли к выводу, что сформированная организационная культура учителя предполагает знания им и учета постепенности ее развития, определенного эволюционного характера. Учитель, у которого сформирована организационная культура, воплощает в собственной деятельности лучшие ценности математической науки и нормы профессиональной деятельности. Благодаря организационной культуре, он переживает определенные личные и профессиональные успехи, что сказывается на воспитании и учении школьников, и, в целом, на образовательном учреждении.
Ключевые слова: организационная культура, учитель математики,внеклассной работа со школьниками.
Annotation. The article deals with the problem of determining the importance of organizational culture of a mathematics teacher for effective extracurricular work with students. We came to the conclusion that the formed organizational culture of the teacher involves knowledge of them and taking into account the gradual development of a certain evolutionary character. The teacher, who has formed an organizational culture, embodies in his own activity the best values of mathematical science and the norms of professional activity. Thanks to the organizational culture, he is experiencing some personal and professional success, which affects the education and teaching of students, and, in General, the educational institution.
Keywords: organizational culture, mathematics teacher, extracurricular work with students.
Введение. Для современной России проблема качества математического знания достаточно важная, так как в стране наблюдается рост высокотехнологичного производства, требующего еще более высокого уровня математических знаний от будущих специалистов, подготовка которых начинается еще в школе под пристальным вниманием учителей.
Изложение основного материала статьи. Сегодня организационная культура не имеет однозначного толкования. В «Большом толковом словаре» организационная культура (organizationalculture) определяется как «специфический вид норм, ценностей, убеждений и манер поведения, характеризующих способ сотрудничества групп и индивидуумов в рамках организаций...» [1, с. 611]. В научной литературе понятие «организационная культура» стало привлекать внимание исследователей еще в начале 80-х гг. XX столетия. Цель общего организационного, управляющего органа любой организации - это создание для сотрудников таких условий, которые помогут им эффективно и продуктивно выполнять свои обязанности, а также получать от них личностное и профессиональное удовлетворение. Именно из организационного поведения выделилось новое научное направление, называемое организационной культурой, которая является его основным компонентом. Основоположниками основных теоретических положений понятия «организационная культура» стали как зарубежные (Д. Денисон, К.Камерон, Р. Куинн, Ф. Харрис, Р. Моран, К. Дэвис, Ф. Лютенс и Дж. В. Ньюст-ром, Т. Питере, Р. Уотерман и др), так и отечественные ученые (О.С. Виханский, А.И. Наумов, Т.О. Соломанидин и др.). Организационная культура представляет собой такой тип культуры, который нацелен на объединение людей для достижения ими как собственных целей, так и общих целей организации (школы). Философия и идеология общей организационной культуры, как
правило, должна приниматься большей частью организации, которой важны общие ценности, ориентации, ожидания и нормы, определяющие успех и эффективную деятельность организации. Данные правила и нормы должны действовать как внутри организации, так и вне ее, регулировать поведение всех ее членов.
Организационная культура имеет собственный ряд компонентов: высокая ответственность ее членов, четкая структура и тесное взаимодействие всех ее членов, наличие общего генерального направления и центральной цели, формирующих перспективные и ближние задачи, стремление к интеграции, поддержка друг друга, поддержка со стороны администрации, стимулирование эффективности работы и зависимость от результатов труда, идентификация себя с организацией, принятие ее общей идеологии, преодоление конфликтных ситуаций, умение их разрешать. Из вышеизложенного следует, что организационная культура -это целая система формальных и неформальных правил и норм деятельности, обычаев и традиций, индивидуальных и групповых интересов, особенностей поведения сотрудников, особенного стиля руководства, уровня взаимного сотрудничества и партнерства [4, с. 90]. В организациях, имеющих эффективные результаты своей деятельности, обязательно сформирована собственная организационная культура, которая и ведет их к успеху. Сформированная организационная культура одного производственного коллектива, конечно же, отличается от культуры иного учреждения, поскольку имеет иной набор ценностей, цели, пути и средства достижения поставленных задач, а также каждая организация создает только ей свойственную атмосферу в коллективе, психологический климат, укрепляет собственными силами социальную стабильность, является контролирующим механизмом всей деятельности ее членов.
Если организационная культура предприятия представляет собой более широкую систему норм, ценностей, манер поведения, которые определяют способ взаимодействия целых групп и индивидуумов в определенной организации, то организационная культура личности имеет более конкретное, более узкое понимание того, чем должен обладать тот или иной человек в группе или сообществе. То есть, организационная культура личности основывается на определенных качествах человека. Г.Р. Латфуллин и А.В. Райченко в своей работе «Теория организации» дают следующие качества личности, которые составляют ее организационную культуру. Среди них: «позитивная реакция на лиц, имеющих власть (в нашем случае - это реакция учителей на администрацию школы, проявление понимания и уважения, строгое следование полученным заданиям); желание конкурировать (в нашем случае - это здоровая конкуренция между коллегами, умение не только говорить, но и внимательно, активно слушать своих коллег, учиться у них, перенимать позитивный опыт); умение убеждать (речь учителя математики должна быть доказательной, аргументированной, обоснованной, научной и системной); стремление играть роль неформального лидера (учитель математики должен быть лидером, поскольку обладают логикой, аргументированностью, умением предвидеть будущее организации; неформальным - потому что формальный лидер в школе - это директор школы и его заместители); терпимость к рутинной административной работе (административная работа учителя математики - это организаторские и методические функции по организации и проведению внеурочной и внеучебной работы) [3, с. 111]. Учитель способен сформировать у себя представленные качества, отвечающие за эффективную организационную культуру, если он будет соблюдать определенные правила поведения, определяемые корпоративной культурой организации, если в его окружении будут находиться люди с высоким устойчивым уровнем организационной культуры. Известно, что на организационную культуру личности оказывают влияние его образование, собственные привычки, склонности к чему-либо, его потребности, наличие интересов, а также профессиональные интересы, этика, нравственное поведение, собственный темперамент и т.д. Важными качествами личности являются нравственные качества - ответственность, честность и порядочность, обуславливающие организационную культур личности. Организационная культура учителя на современном этапе развития отечественного образования - эффективный инструмент педагогической технологии, которая положительно влияет на общий результат образовательно-воспитательного процесса. Организационная культура приносит пользу не только отдельно взятому школьному классу, но и повышению качества всего учебного процесса школы. Известно, что образовательное учреждение, как и любая организация, обладает своей историей становления, имеет и собственную, неповторимую организационную культуру. В целом, организационная культура личности - это как комплекс основных, базовых убеждений, ценностей и норм человека. Становление и реализация норм и убеждений личности в жизнедеятельности учреждения происходит, поначалу, неявно, неосознанно, но со временем, приобретая коллективный опыт сотрудничества, члены организации действуют как единая сила, определяя индивидуальное и групповое организационное поведение.
Наличие у учителя действенной организационной культуры сложно переоценить. Организационная культура очень важная для учителя, так как ее отсутствие не позволит ему грамотно планировать свою работу и реализовывать намеченный график педагогической деятельности. Более всего сформированная организационная культура необходима при организации внеклассной деятельности. Особенно это касается такого аспекта педагогической деятельности как внеклассная учебная работа, где умение организовать мероприятие и получить от него продуктивные результаты имеют огромное значение. Если в условиях учебной деятельности современный учитель математики достаточно точно и цельно представляет важные организационные моменты проведения урока, то внеклассная деятельность учителя математика оставляет желать лучшего, в особенности, в рамках предоставления ученикам всего многообразия математического образования, инновационных средств и технологий, а также развития у них интереса к математической науке. Понятие внеклассной работы, ее цели и основные задачи изначально были определены в «Педагогической энциклопедии», которые до сих пор актуальны в современном образовании, но значительно расширились их формы.
«Суть внеклассной работы определяется деятельностью школьников во внеурочное время при организующей и направляющей роли учителя. Но организация мероприятий проводится таким образом, что творчество и инициатива учащихся обязаны постоянно выходить на первый план» [2, с. 99]. Современная внеклассная работа по предмету сегодня играет огромную роль, но особое место во внеклассной работе школы принадлежит учителю математики, поскольку математика до сих пор представляет список сложных предметов, вызывая затруднения у большинства учащихся в современной школе. В условиях модернизации образования и внедрения новых ФГОС общего образования роль внеклассной работы в воспитании личности нового типа, способной конкурировать на рынке руда и образования, растет с каждым днем. Внеклассная работа активно формирует в учениках такие качества личности, как креативность, инициативность, стремление к саморазвитию, интерес к знанию, к поиску новой информации.
Таким образом, внеклассная работа - это, одновременно, и некая общая педагогическая система, неотъемлемая часть общей системы образования и фактор развития отдельно взятого ученика. Поэтому, одна из главных проблем организации внеклассной работы и методики ее проведения является четкая корреляция урочных и внеурочных занятий по математике.Внеклассная работа, которой умело должен руководить учитель, предоставляет ему возможность использовать в обучении математики различные ее формы. Внеклассная, внеурочная деятельность способствует разностороннему раскрытию индивидуальных способностей школьников, так как их участие в различных мероприятиях по математике обогащает личный опыт и знания, дает возможность овладеть практическими умениями и навыками. Средствами занимательной математики внеклассная работа формирует у учащихся интерес к математической науке, разжигает желание активно участвовать в индивидуальной и коллективной деятельности с использованием математических знаний. Внеклассная работа по математике является, конечно же, необязательной для всех, но ее организация и проведение должно быть более-менее систематичным. К внеклассной работе по математике относится работа со школьниками, которые слабо успевают в математике, которых относят к отстающим в изучении программного материала.
Многие дети, которых отнесли к отстающим, должны приходить на внеклассные занятия добровольно, но быть поначалу просто «зрителями» и втягиваться в процесс постепенно, без давления со стороны учителя. Только в этом случае, они могут иметь определенное воздействие на личность школьника. Группа математиков-практиков разработали основные цели и задачи, которых должен придерживаться учитель при организации внеклассной работы. К ним относятся: дать школьникам представление о культурно-исторической ценности математической науки и о ведущей роли русской математической школы в мировой науке (занимательные истории об ученых математиках, показать детям, что они были простыми людьми, но влеченными математической наукой); пробудить и сформировать устойчивый интерес к математике; расширить и углубить знания школьников по программному учебному и внепрограммному материалу; сформировать у учащихся умения и навыки научно-исследовательского характера; сформировать у учащихся культуру математического мышления, навыки творческой деятельности и умения работать с учебными и научно-популярными материалами; расширить представления школьников о прикладном значении математики, техниках и технологиях на современном производстве и в быту; наладить личностную и профессиональную коммуникацию учителя математики и учащихся; среди наиболее активных учащихся сформировать «костяк», способного оказывать учителю помощь в организации эффективного обучения математике более слабых учеников (Белл-Ланкастерская система, США). Этот же актив может помогать учителю в изготовлении наглядных пособий, баннеров, таблиц, а также участвовать в популяризации математических знаний среди учащихся. Наряду с этим, внеклассная работа также ставит перед собой цель -воспитание у школьников чувства коллективизма и умения работать не только индивидуально, но и в коллективе [5, с. 122].
При определении значимости организационной культуры учителя для осуществления эффективной внеклассной работы со школьниками важно, на наш взгляд, обозначить возраст учеников и при организации внеклассного мероприятия обязательно учитывать его особенности учителем-организатором. Академик Д.И. Фельдштейн, ученый по проблеме возрастных особенностей школьников, отмечает, что чем старше становятся ученики, тем сложнее учителям привлечь их к внеклассной учебной деятельности [6, с. 66]. Вместе с тем, старший подростковый возраст - время усердной подготовки к выпускным экзаменам, когда ученики ориентированы, в большей степени, на репетиторство, заучивание и зазубривание большого массива материала по математике. Данного обстоятельства можно было бы избежать, если учителя математики в канву внеклассного учебного занятия вплетали бы и экзаменационные материалы. Поэтому в понятие организационной культуры учителя входит также когнитивный компонент, отвечающий за знания учителя и его познание актуального материала по психологии и возрастной психологии учащихся. Как было отмечено раннее, привлечение учеников подросткового возраста к внеклассным учебным занятиям и трудно для учителей и более необходимо, так как в подростковом возрасте формируются, а иногда уже сформированы познавательные интересы и склонности к той или иной дисциплине. В данный возрастной период учителю важно стремиться раскрыть все увлекательные и притягательные стороны математической науки перед учащимися, используя для этой цели все возможности внеклассного занятия. Разнообразие материала по истории математики, прикладные математические вопросы, которые не смогли найти отражение в учебной программе, но которыми богата математическая наука, должны стать обязательным достоянием и сильных и не очень сильных учеников. Учитель математики должен поставить перед собой задачу - добиться, чтобы большинство учащихся поняли лучшие, увлекательные стороны математики, ее огромные возможности в развитии у себя логики, интеллектуальных способностей. Участники внеклассных мероприятий должны быть так организованы учителем, что школьники полюбили математическую науку, стали больше думать, преодолевать трудности в учении. Данную задачу легче преодолеть с группой участников, у которых уже сформированы определенные чувства к математике и интерес к науке. Сложнее работать учителю с группой детей, у которых важно начать формировать данные качества, меняя по ходу занятия содержательный материал, подбор задач и заданий.
Зарождение интереса, увлеченности к математике у многих школьников зависит в большей степени от методики ее преподнесения и грамотной организации со стороны учителя. Как организуешь занятие - так оно и пройдет. Очарованность участников занимательной математикой, решения оригинальных заданий, всевозможных математических фокусов, решение ребусов, кроссвордов, головоломок, софизмов- это то, что обязательно должен испытать каждый участник кружка. В ходе подготовки, организации занятия учителю важно следить за тем, чтобы каждый ученик работал увлеченно, активно, с неподдельным интересом, что в дальнейшем будет способствовать развитию здорового любопытства, любознательности, познавательного интереса. Ни один ученик в ходе занятия не должен чувствовать себя лишним, участвуя в коллективной или индивидуальной работе. То есть, внеклассная работа, которая организована учителем на выше перечисленных принципах (добровольности, интересе, увлекательности, учет возраста детей), будет способствовать решению сформулированных задач - развитию в школьниках креативности, творчества, любознательности, коллективизма и здорового индивидуализма и т.д. Внеклассная работа должна стать важной частью педагогической деятельности учителя математики, пусть даже если он обладает еще и не большим практическим опытом. Известны случаи, когда опытные учителя, игнорируют данный и очень важный аспект своей работы, и, напротив, молодой специалист, начав свою профессиональную деятельность
с первых дней включает в свой распорядокдля внеклассные или дополнительные занятия по математике, и достаточно в этом преуспели. Организационная культура учителя позволит ему эффективно формировать у школьников стремление к труду, учебе, настойчивость в преодолении трудностей и интерес к исследовательской работе в области математической науки. Учитель математики должен осознавать, что интерес к математике, повышение уровня и качества математических знаний у школьников невозможно добиться без популяризации математической науки, без привлечения школьников к внеклассной учебной деятельности.
Выводы. Итак, сформированная организационная культура учителя предполагает знания им и учета постепенности ее развития, определенного эволюционного характера. Учитель, у которого сформирована организационная культура, воплощает в собственной деятельности лучшие ценности математической науки и нормы профессиональной деятельности. Благодаря организационной культуре, он переживает определенные личные и профессиональные успехи, что сказывается на воспитании и учении школьников, и, в целом, на образовательном учреждении. Сформированные организаторские способности позволяют учителю эффективно осуществлять внеучебную деятельность как составную часть всей учебно-воспитательной системы школы, включающей все виды и формы жизнедеятельности школьников под руководством педагогов.
Литература:
1. Большой толковый словарь / Под ред. С.А. Кузнецова. - СПб — М. Рипол-Норинт, 2008. - 1536 с.
2. Думанский В.А. Математический кружок и игровые технологии. Монография. - М.: Книга, 2017. - 244 с.
3. Латфуллин Г. Р., Райченко А. В. Теория организации. — СПб.: Питер, 2004. — 395 с.
4. Лукичева Л. И. Управление организацией. Монография. 3-е изд. Исправл. и допол. - М.: ИНФА-М, 2016. - 433 с.
5. Методика преподавания математики в средней школ.Ообщая методика проведения и организации внеклассной работы - учеб. пособие для студентов физ.-мат. фак. пед. ин-тов / В.А. Оганесян, Ю.К. Колягин, Г.Л. Луканкин, В.Я. Саннинский. - Воронеж: Школьный учебник, 2017. - 199 с.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт. 2013
Педагогика
УДК 378
доктор педагогических наук, профессор кафедры
теории и технологии социальной работы Алипханова Фатима Надирбековна
ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет» (г. Грозный); заведующий кафедрой физического воспитания и спортивной медицины Магомедов Гамзат Хасратович
ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный медицинский университет» (г. Махачкала)
СУТЬ И СОДЕРЖАНИЕ СПОСОБНОСТИ ПЕДАГОГА ФИЗКУЛЬТУРЫ ОРГАНИЗОВЫВАТЬ И ПРОВОДИТЬ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
Аннотация. В статье изучена сущность и содержание способности педагога физкультуры организовывать и проводить оздоровительные спортивно-зрелищные мероприятия. Сделан вывод о том, что от умения педагога физкультуры правильно организовывать работу спортивных секций, вовлечение людей в массовые оздоровительные мероприятия, эффективный двигательный режим, во многом зависит здоровье нации и работоспособность граждан на многие годы, включая профессиональную деятельность после окончания учебного заведения.Это касается специалистов любой направленности - инженеров, педагогов, военных специалистов, медиков и многих других.
Ключевые слова: педагог, учитель физкультуры, оздоровительные спортивно-зрелищные мероприятия.
Annotation. The article deals with the essence and content of the ability of a physical education teacher to organize and conduct recreational sports and entertainment events. It is concluded that the ability of a physical education teacher to properly organize the work of sports sections, the involvement of people in mass recreational activities, effective motor mode, largely depends on the health of the nation and the performance of citizens for many years, including professional activities after graduation. This applies to specialists of any orientation-engineers, teachers, military specialists, physicians and many others.
Keywords: teacher, physical education teacher, health sports and entertainment events.
Введение. Необходимость формирования у педагога физкультуры способности организовывать и проводить оздоровительные спортивно-зрелищные мероприятия обусловлена тем, что и в социальном и профессиональном государственных заказах на педагога физкультуры определены требования, суть которых в том, что выпускники институтов и факультетов физической культуры и спорта должны быть ориентированы на повышение эффективности физкультурно-оздоровительной работы с населением разных категорий, привлекая существующие формы и методы, способствующие развитию физической культуры личности и ее нацеленности на здоровый образ жизни, а также специалисты по физической культуре и спорту должны всячески способствовать совершенствованию данных форм. Чем выше уровень мотивации населения, чем выше физическая культура каждого конкретного гражданина, тем более здоровой оказывается нация и сильнее государство.
Изложение основного материала статьи. Грамотно организованная двигательная активность в вузе, на факультете физической культуры и спорта может перейти в физическую активность обучающихся - если это системно и целенаправленно.термин «физическая активность» предполагает то, что человек активно задействован в физкультурно-спортивные мероприятия наравне с занятиями физической культуры. Поэтому деятельность педагога физкультуры в организации и проведения оздоровительных спортивно-зрелищных мероприятий особое место займет формирование физической активности людей, развитие и совершенствование их двигательной культуры, а не пассивное созерцание спортивных мероприятий.