седы учитель обращает внимание учащегося на форму изложения зарисовки и дает общую характеристику зарисовке. Учитель отмечает, что отличительный и устойчивый признак зарисовки -образность, которая представляет картину того, что произошло в определённом месте, в конкретный момент. В зарисовке факт, эпизод, событие раскрывается через словесный рисунок. Автор зарисовки должен зримо восстановить картину действия - написать так, чтобы читатель «увидел» его в деталях, в натуральном виде, то есть получил образную информацию.
Далее учитель показывает из газеты конкретный пример и определяет место и роль портретной зарисовки в газете. После чего по вопросам, записанным на доске, коллективно разбирается портретная зарисовка.
На начальном этапе обучения перед учащимися ставятся такие вопросы:
1. О ком идёт речь в данном тексте? С чего начинает свою зарисовку автор? 2. Найдите и прочитайте в тексте те строки, где описывается портрет героя. 3. Где он живет, чем занимается? 4. Назовите самый интересный эпизод из его жизни. 5. Какие особенности у героя?
Проанализировав еще несколько портретных зарисовок, учащиеся делают вывод о том, что зарисовка - жанр малоформатный. Лучший вариант сосредоточить внимание на образном раскрытии одного эпизода. Но этот эпизод должен быть типичным, характерным для жизненного кредо личности.
Затем, используя эти вопросы и ответы, учащиеся под руководством учителя составляют примерный план зарисовки. После обсуждения многочисленных вариантов и корректировки план записывается на доске.
План: 1. Биография героя. 2. Портрет. 3. Место жительство, обстановка, в которой живёт и работает герой. 4. Самые интересные эпизоды из его жизни. 5. Личность героя и его особенности.
Составление плана ориентирует учащихся на основные моменты портретной зарисовки.
Далее даётся домашнее задание: найти в газетах портретную зарисовку и проанализировать по плану или составить свой план.
Второе практическое занятие начинается с анализа портретных зарисовок, внимание учащихся обращается на содержание, построение, заголовок и образность языка зарисовки. На примере одной портретной зарисовкианализируются языковые средства.
Таким образом, учащиеся приходят к выводу, что главное при написании портретной зарисовки - уметь раскрыть через словесный рисунок эпизод, событие, портрет личности так, чтобы читатель «увидел» его в деталях, в натуральном виде, то есть получил образную информацию.
Прежде чем предложить учащимся написать портретную зарисовку на одноклассника, друга, необходимо выполнить конструктивные упражнения, где требуется дописать по данному
Библиографический список:
началу портретную зарисовку. Затем учащиеся приступают к подготовке плана портретной зарисовки друга, одноклассника. В процессе диалога учащиеся рассказывают друг другу о себе, запоминают внешность, обстановку, придерживаются правила: для того, чтобы написать хорошую зарисовку, автор должен всё видеть и слышать сам. Прослушиваются заголовки и планы од-ного-двух учащихся, коллективно обсуждаются, анализируются, сравниваются, исправляются. Этот подготовительный этап даёт возможность приступить к коллективному составлению устной портретной зарисовки. Выполнение этого задания даёт возможность поработать над употреблением выразительных средств языка в портретной зарисовке. После чего учащиеся приступают к своим зарисовкам и заканчивают работу дома.
На следующем занятии учитель раздаёт ученикам проверенные зарисовки и предлагает коллективно проанализировать некоторые из них. Анализ работ проводится по следующему плану:
1. Интересна ли зарисовка по содержанию? 2. Соответствует ли заголовок содержанию? 3. Какие языковые средства использованы для раскрытия портрета личности? 4. Сформулируйте свое мнение о работе (Какие можно внести поправки, что доработать, расширить, сократить?).
Анализируя портретные зарисовки, учащиеся высказывают своё мнение о работе, отмечают её положительные и отрицательные стороны, дают оценку.
Контрольное задание можно провести в классе или дома. В зависимости от подготовленности учащихся и их интересов, учитель даёт задание (или ученики выбирают его самостоятельно) и предлагает написать зарисовку.
Проверенные работы анализируются и редактируются.
Проделанная работа по обучению газетным жанрам способствует повышению интереса учащихся к изучению и написанию сочинений малого жанра, создаёт благоприятные условия для формирования у них навыков, умений, что позволяет им относительно свободно использовать свои знания в различных ситуациях и на уроках башкирской литературы.
Большое значение имеет такого рода работа и для учителя: она заставляет его постоянно находиться в поиске и помогает установить тесные и живые контакты со школьниками, а это положительно сказывается на всем учебном процессе.
Таким образом, обучение творческим письменным малым жанрам направлено на развитие творческих способностей учащихся. Немногие из учащихся станут журналистами, филологами, но они получат определённые навыки и умения написания текстов газетных жанров, что вполне может пригодиться в жизни.
В заключение следует сказать, что внеклассная работа создаёт широкие возможности для проявления и развития творческих, литературно-художественных склонностей и способностей учащихся.
1. Богданов Н.Т., Вяземский Б.А. Справочник журналиста. Москва, 1971.
2. Саяхова Л.Г. Связный текст как учебная единица на уроках русского языка. Уфа, 1987.
References
1. Bogdanov N.T., Vyazemskij B.A. Spravochnikzhurnalista. Moskva, 1971.
2. Sayahova L.G. Svyaznyj tekst kak uchebnaya edinica na urokah russkogo yazyka. Ufa, 1987.
Статья поступила в редакцию 04.12.14
УДК.378. ББК.74.48.
Bagautdinov Z.M., senior teacher, Department of Physical Education, Dagestan State Pedagogical University (Mahachkala, Russia), Е-mail: [email protected]
THE CONCEPTUAL MODEL OF THE PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF PHYSICAL TRAINING TEACHER. The article discusses the formation of professionalism of teachers in physical education. The work describes a conceptual model, which includes a target program and substantial components. The most dynamic part of the model of professional development of a teacher of physical education defined information-analytical and integrative forms of activity. Particular attention of the author is given to the justification of organizational and pedagogical conditions and to the development of methodological support in forming professionalismamong teachers of physical education. The article is dedicated to complex research of professionalism of a teacher of physical training, whose skills are believed consist of the following blocks: informational-analytical, design and prognostic, organizational executive and integrative blocks.
Key words: model, technology, professionalism, physical education teacher, teacher's professionalism.
З.М. Багаутдинов, ст. преп. каф. физического воспитания Дагестанского государственного педагогического университета, г. Махачкала, E-mail: [email protected]
КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОИ КУЛЬТУРЫ
В статье рассматриваются вопросы формирования профессионализма учителя физической культуры, концептуальная модель формирования включает программно-целевой и содержательные компоненты. При этом наиболее динамичной частью модели профессионального становления учителя физической культуры определены информационно-аналитическая и интегративная формы деятельности. Особое внимание уделено обоснованию организационно-педагогических условий, разработке методического обеспечения профессионализма учителя физической культуры. Статья посвящена комплексному исследованию модели повышения профессионализма учителя физической культуры. Комплексная модель включает блоки: информационно-аналитический, проектно-прогностический, организационно-исполнительный и интегративный.
Ключевые слова: модель; технология; профессионализм, учитель физической культуры, профессионализм учителя.
Вопросы профессионально-педагогического образования подготовки учителя всегда находились в центре внимания, о чём свидетельствуют исторические документы, правительственные и иные постановления, а также научные публикации П.П. Блонско-го, Н.К. Крупской, А.В. Луначарского, С.М. Фридмана, С.Т. Шацкого и др., идеи которых способствовали становлению государственной системы подготовки педагогических работников. При этом основу системы составили институты и факультеты повышения квалификации, методические кабинеты, в которых функционировала модель подготовки специалистов, ориентированных на решение вопросов обеспечения государственной политики в сфере педагогического образования, создания учебных планов и программ, удовлетворяющих целям подготовки высокопрофессиональных специалистов [1].
С учётом сказанного, на современном этапе развития актуальное значение приобретают вопросы обоснования организационно-педагогических условий формирования профессионализма учителя физической культуры, разработки методического обеспечения, выявления продуктивных педагогических технологий, обеспечивающих овладение профессионализмом и т.д.
Сравнительно-сопоставительный анализ различных позиций позволяет выделить в модели формирования профессионализма научно обоснованные требования к содержанию профессиональной деятельности, выделить качества личности, способствующие успешному выполнению профессиональных функций. При этом в модели нами обозначены две содержательные стороны, первая из которых включает совокупность значимых для профессиональной деятельности качеств (нормативный профессионализм), а вторая - внутреннее содержание личности профессионала, представляющее собой набор свойств личности [2].
Анализ психолого-педагогической и другой литературы показывает, что профессиональная деятельность учителя физической культуры складывается из профессионального мировоззрения, мастерства и поведения, в совокупности способствующих достижению позитивного результата. При этом готовность к профессиональному общению, как часть деятельности учителя физической культуры, характеризует коммуникативную компетенцию и включает нормы делового общения, характерные для избранного вида деятельности, знание специфической терминологии, (иногда не имеющей аналогов в русском языке), умение вступать в деловые контакты и сотрудничество, вызывать интерес к своему делу и т.д. [3].
Сегодня коммуникативная компетентность как выраженная мотивация, позитивная профессиональная самостоятельность в решении профессиональных задач, духовная связь с профессией (профессиональный долг, насыщение нравственными ценностями профессии), дополняется и преломляется через характер индивида, его склонности, привычки, морфофункциональный статус. При этом индивидуально-личностные качества преломляются через основные функции, отвечающие современным представлениям и потребностям социума [4].
Профессиональное развитие, как показатель готовности к педагогической деятельности, к принятию управленческих решений, выступает значимыми личностными свойствами, в которых интегрированы компетенции учителя физической культуры: специальная деятельностная компетенция; социально-коммуникативная компетенция; индивидуальная компетенция. С этих позиций модель повышения профессионального уровня учителя физической культуры основывается на направлениях модер-
низации системы подготовки специалиста для физкультурного образования, в связи с чем структурно включает информационно-аналитический, проектно-прогностический, организационно-исполнительский, диагностический компоненты.
Приведённые компоненты модели характеризуют конкретные, существенные стороны профессиональной деятельности учителя физической культуры, где первый блок включает сгруппированные личностные качества, обеспечивающие расширение компетентности за счёт накопления новой информации, анализа и критического переосмысливания инноваций. В прогностический блок модели включены элементы, связанные с проектированием профессиональной деятельности, регламентированные нормативными актами и инструкциями, а мотивационный блок ориентирован на развитие познавательной активности слушателей, стимулирование их на успешные действия по приобретению профессиональных умений и навыков.
Организационно-исполнительный блок объединяет все виды деятельности, относящиеся к сфере организации и управления образовательным процессом, включая интегрированные формы профессиональной деятельности, с преимущественной опорой на личностные качества.
Для реализации концептуальной модели формирования профессионализма учителя физической культуры разработана технология, где учитываются следующие аспекты: накопление новых знаний и их анализ (информационно-аналитический блок); развитие умений и навыков организационно-управленческой деятельности (организационно-исполнительный блок); изучение и практическое применение нормативных актов, инструкций и положений (нормативно-распределительный блок); системное интегрирование знаний из области смежных наук (профессионально-интегративный блок); прогнозирование развития индивидуально-личностных качеств учителя физической культуры (проектно-прогностический блок). При этом в каждом блоке представлены личностные критерии профессионализма, для чего выделены 14 групп индивидуально-личностных характеристик профессионализма и готовности к профессиональной деятельности, относящиеся к различным блокам концептуальной модели.
На основе анкетного опроса выделены критерии, характеризующие профессионализм учителя физической культуры, определён уровень сформированности, который у более половины (57,6%) опрошенных респондентов характеризуется острой потребностью в повышении профессионализма («да, безусловно»), у трети опрошенных (27,8%) - «скорее да, чем нет», а неопределённым отношением к повышению профессиональной компетентности, где просматривается негативизм («скорее нет, чем да») обладают 9,2% опрошенных. Только 5,4% опрошенных полностью удовлетворены уровнем профессионального мастерства («нет, не нуждаюсь»). Следовательно, большинство опрошенных (85,4%) указывают на значимость повышения профессионального уровня, потребность в знаниях и практических умениях, что говорит о практическом отсутствии специалистов, не желающих повышать профессиональный статус, безусловном стремлении к повышению профессионального мастерства.
Проверка готовности к профессиональной деятельности проводилась с привлечением 86 учителей физической культуры, а также специалистов управленческого звена (районные и городские комитеты, руководители детских и юношеских спортивных школ, преподаватели вузов и т.д.).
Обобщение результатов предпочтений и выбора факторов, способствующих профессионализму, позволило наряду с проблемами сугубо профессионального роста выделить и другой фактор - «изучение рыночной конъюнктуры и соответствие роста профессионализма условиям рынка стимулирования труда специалистов образования, управление развитием физической культуры в условиях рынка» и т.д.
В рамках исследования также уточнены формы решения проблемы, где выявлено, что учителя физической культуры отдают предпочтение специальной курсовой подготовке (73,6%), очно-заочной форме обучения (36,4%), обмену опытом работы (40,3%) и самообразованию (31,2%) (табл.1).
При разработке модели формирования профессионализма будущего учителя физической культуры, мы исходили из того, что в отечественной педагогике он как профессионал, занима-
ющийся социально значимой деятельностью, должен владеть спецификой деятельности, специальными знаниями, умениями и навыками, а также обусловленными качествами личности. При этом профессионализм целесообразно оценивать через профессиональную компетентность, определяемую как уровень владения социальным опытом и способностями личности, включая совокупность качеств, обеспечивающих эффективное управление педагогическим процессом, достижение оптимальных результатов в физической подготовленности и совершенствование личности школьника.
С учётом сказанного, в качестве организационно-педагогических условий формирования профессионализма в процессе курсовой подготовки определены создание концептуальной модели, дидактической среды, последовательное освоение специальных знаний и практических умений.
Таблица 1
Предпочтительные формы повышения профессионализма учителя
№ п/п Вид (форма) повышения уровня профессионализма % от числа опрошенных
1 Курсы повышения квалификации (с отрывом от основной деятельности) 73,6
2 Заочное обучение 17,2
3 Проблемные семинары, научно-практические конференции, круглые столы. 36,4
4 Иидивидуально-консультативная подготовка 13,8
5 Обмен опытом работы, изучение инновационных проектов, нормативных документов 40,3
6 Самостоятельная работа 31,2
Структура профессионализма учителя физической культуры:
Информационно-аналитический блок: интерпретация законодательных актов, нормативных, документов и инструкций; знание специальных научных дисциплин в сфере профессиональной деятельности; психолого-педагогические знания; достижения науки в сфере педагогики и психологии;
Проектно-прогностический блок: психолого-педагогические и организационные основы разработки учебных планов и программ; системные знания управления образовательным процессом; основы планирования профессионального роста.
Стимулирующе-мотивационный блок: умения и навыки осуществления мотивацииучебной деятельности; знания современной науки; обеспечение социально-правовойзащиты.
Организационно-исполнительный блок: способность к инновационной деятельности; позитивное отношение к инновациям; исполнительская дисциплина.
Интегративный блок: способность к освоению достижений в сфере профессиональной деятельности; способность самосовершенствованию; освоение практических умений и навыков.
В разработанной нами модели профессиональной подготовки учителя физической культуры (табл. 2) приведены аспекты, получившие по результатам исследований конкретное воплощение и интерпретацию, где наиболее динамичной частью для становления является информационно-аналитический проектно-про-гностический и организационно-исполнительский блоки. При этом изменения показателей концептуальной модели формирования профессионализма учителя физической культуры к концу эксперимента указывают на существенные сдвиги в организационно-исполнительном блоке (7,4 балла), в стимулирующее-мотива-ционном компоненте эти изменения оказались несущественными (6,2 и 6,4 балла соответственно, Р = 0,05), а в информационно-аналитическом - статистически достоверными (5,8 и 7,1 балла, Р = 0,05).
Обобщая вышеизложенное, отметим, что развитие профессионализма учителя физкультуры через инновационную деятельность, приёмы и средства включения в профессионально-педагогическую деятельность, требуют овладения не только учебным предметом, но и развития у обучаемых двигательной рефлексивной активности, готовности к рефлексии и мыслительным операциям.
Таблица 2
Показатели развития профессионализма будущего учителя физической культуры
Уровень Оцениваемый модуль Уровень профессионализма
низкий средний высокий
и.д. к.д. р- и.д. к.д. Р. и.д. к.д. Р.
1 Информационно-аналитический 43,7 32,3 0,05 40,2 35,4 0,05 16,1 32,3 0,05
2 Стимулирующе-мотивационный 25,2 27,6 0,05 44,6 41,2 0,05 30,2 31,2 0,05
3 Проектно-прогностический 39,1 40,4 0,05 38,8 41,2 0,05 18,4 0,05
4 Организационно-исполнительный 27,3 13,8 0,05 39,6 48,1 0,05 33,1 38,1 0,05
Библиографический список:
1. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. Москва, 1978.
2. Гаджиев Г.М. Проектно-преобразовательная деятельность школьников. Махачкала, 2002.
3. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. Педагогика. М., 1995.
4. Сериков Г.Н. Личностно-ориентированное обучение. Москва, 2005.
References
1. Ashmarin B.A. Teoriya i metodika pedagogicheskih issledovanij v fizicheskom vospitanii. Moskva, 1978.
2. Gadzhiev G.M. Proektno-preobrazovatel'naya deyatel'nost'Shkolnikov. Mahachkala, 2002.
3. Bespal'ko V.P. Pedagogika iprogressivnye tehnologii obucheniya. Pedagogika. M., 1995.
4. Serikov G.N. Lichnostno-orientirovannoe obuchenie. Moskva, 2005.
Статья поступила в редакцию 23.12.14
УДК 330.4:378
Baygusheva I.A., Cand. of Sciences (Physics, Mathematics), senior lecturer, Department of Mathematics and Methods of Teaching, Astrahan State University (Astrahan, Russia), E-mail: [email protected]
TRAINING MATHEMATICS TEACHERS TO FORM GENERALIZED METHODS IN SOLVING TYPICAL PROFESSIONAL PROBLEMS OF ECONOMISTS. The paper refers to the definition of the necessity of special training of mathematical disciplines teachers in realization of a concept of professionally directed mathematical training of future economists in universities. The paper deines the contents of readiness of teachers to this activity and observes necessary competences for this type of activity, which are not provided by the Federal State Educational Standard of Higher professional education in "Economics" in staff providing of educational process. The program of the professional development for teachers of mathematical disciplines is worked out, which provides the necessary level of their training. The methodic details for this program realization are given. The author proves the necessity of making a teaching course as an additional professional training to mathematics teachers, who teach at Economics Departments in universities. The paper contains description of the curriculum of this training course.
Key words: professional direction of mathematical training, typical professional task, generalized decision method, professional training program.
И.А. Байгушева, канд. физ.-мат. наук, доц. каф. математики и методики её преподавания Астраханского государственного университета, г. Астрахань, E-mail: [email protected]
ПОДГОТОВКА ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ К ФОРМИРОВАНИЮ ОБОБЩЁННЫХ МЕТОДОВ РЕШЕНИЯ ТИПОВЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАДАЧ ЭКОНОМИСТА
Обоснована необходимость специальной подготовки преподавателей математических дисциплин к реализации концепции профессионально направленной математической подготовки экономистов в вузе. Раскрыто содержание понятия готовности преподавателей к этой деятельности и выделены необходимые специальные компетенции, не предусмотренные требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению «Экономика» к кадровому обеспечению учебного процесса. Разработана программа курса повышения квалификации для преподавателей математических дисциплин, обеспечивающая им необходимый уровень такой подготовки. Приведены методические рекомендации для реализации данной программы.
Ключевые слова: профессиональная направленность обучения математике, типовая профессиональная задача, обобщенный метод решения, программа повышения квалификации.
Модернизация отечественной системы высшего профессионального образования обусловливает потребность в развитии профессиональной компетентности преподавателей вузов. Даже высокий уровень научно-математической и методической подготовки преподавателей не обеспечивает ожидаемого обществом результата обучения в вузе - специалиста, способного к самообразованию и саморазвитию, к системному применению математических знаний, умений и ценностных установок для успешного решения профессиональных задач. Согласимся с К.К. Арабян: «Очень важно, чтобы студент в начале своего обучения понимал значение выбранной профессии, чтобы у него постепенно формировались практические навыки, приближенные к реальной жизни. Ключевая роль в этом процессе отводится преподавателю» [1, с. 48].
Однако в настоящее время остаётся целый ряд проблем, затрудняющих практическую реализацию профессиональной направленности математической подготовки экономистов в вузе: • принятие компетентностного подхода в качестве одного из основных направлений модернизации российской системы образования в отсутствие общепринятого понимания содержания понятия «математическая компетентность специалиста» как провозглашенной цели математической подготовки в вузе.
• отсутствие полной обоснованной системы обобщённых видов деятельности (типовых задач) по математике, адекватных будущей профессиональной деятельности специалистов в области экономики, и методики их формирования.
• недостаточность существующих учебно-методических средств обучения математике студентов экономических специальностей вузов, обеспечивающих условия реализации принципа профессиональной направленности математической подготовки будущих экономистов.
• отсутствие критериев оценки качества математической подготовки экономистов в вузе.
Для успешного внедрения профессионально направленного обучения математике в высшей школе требуется безотлагательное решение поставленных проблем. Нами предложена концепция формирования обобщённых методов решения типовых профессиональных задач (ТПЗ) в процессе математической подготовки экономистов в вузе [2], обеспечивающая теоретическое обоснование и путь практической реализации перехода от заявленной во ФГОС по направлению «Экономика» [3] модели специалиста к профессионально компетентному специалисту в области экономики. Основные положения данной концепции: