с первых дней включает в свой распорядокдля внеклассные или дополнительные занятия по математике, и достаточно в этом преуспели. Организационная культура учителя позволит ему эффективно формировать у школьников стремление к труду, учебе, настойчивость в преодолении трудностей и интерес к исследовательской работе в области математической науки. Учитель математики должен осознавать, что интерес к математике, повышение уровня и качества математических знаний у школьников невозможно добиться без популяризации математической науки, без привлечения школьников к внеклассной учебной деятельности.
Выводы. Итак, сформированная организационная культура учителя предполагает знания им и учета постепенности ее развития, определенного эволюционного характера. Учитель, у которого сформирована организационная культура, воплощает в собственной деятельности лучшие ценности математической науки и нормы профессиональной деятельности. Благодаря организационной культуре, он переживает определенные личные и профессиональные успехи, что сказывается на воспитании и учении школьников, и, в целом, на образовательном учреждении. Сформированные организаторские способности позволяют учителю эффективно осуществлять внеучебную деятельность как составную часть всей учебно-воспитательной системы школы, включающей все виды и формы жизнедеятельности школьников под руководством педагогов.
Литература:
1. Большой толковый словарь / Под ред. С.А. Кузнецова. - СПб — М. Рипол-Норинт, 2008. - 1536 с.
2. Думанский В.А. Математический кружок и игровые технологии. Монография. - М.: Книга, 2017. - 244 с.
3. Латфуллин Г. Р., Райченко А. В. Теория организации. — СПб.: Питер, 2004. — 395 с.
4. Лукичева Л. И. Управление организацией. Монография. 3-е изд. Исправл. и допол. - М.: ИНФА-М, 2016. - 433 с.
5. Методика преподавания математики в средней школ.Ообщая методика проведения и организации внеклассной работы - учеб. пособие для студентов физ.-мат. фак. пед. ин-тов / В.А. Оганесян, Ю.К. Колягин, Г.Л. Луканкин, В.Я. Саннинский. - Воронеж: Школьный учебник, 2017. - 199 с.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт. 2013
Педагогика
УДК 378
доктор педагогических наук, профессор кафедры
теории и технологии социальной работы Алипханова Фатима Надирбековна
ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет» (г. Грозный); заведующий кафедрой физического воспитания и спортивной медицины Магомедов Гамзат Хасратович
ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный медицинский университет» (г. Махачкала)
СУТЬ И СОДЕРЖАНИЕ СПОСОБНОСТИ ПЕДАГОГА ФИЗКУЛЬТУРЫ ОРГАНИЗОВЫВАТЬ И ПРОВОДИТЬ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
Аннотация. В статье изучена сущность и содержание способности педагога физкультуры организовывать и проводить оздоровительные спортивно-зрелищные мероприятия. Сделан вывод о том, что от умения педагога физкультуры правильно организовывать работу спортивных секций, вовлечение людей в массовые оздоровительные мероприятия, эффективный двигательный режим, во многом зависит здоровье нации и работоспособность граждан на многие годы, включая профессиональную деятельность после окончания учебного заведения.Это касается специалистов любой направленности - инженеров, педагогов, военных специалистов, медиков и многих других.
Ключевые слова: педагог, учитель физкультуры, оздоровительные спортивно-зрелищные мероприятия.
Annotation. The article deals with the essence and content of the ability of a physical education teacher to organize and conduct recreational sports and entertainment events. It is concluded that the ability of a physical education teacher to properly organize the work of sports sections, the involvement of people in mass recreational activities, effective motor mode, largely depends on the health of the nation and the performance of citizens for many years, including professional activities after graduation. This applies to specialists of any orientation-engineers, teachers, military specialists, physicians and many others.
Keywords: teacher, physical education teacher, health sports and entertainment events.
Введение. Необходимость формирования у педагога физкультуры способности организовывать и проводить оздоровительные спортивно-зрелищные мероприятия обусловлена тем, что и в социальном и профессиональном государственных заказах на педагога физкультуры определены требования, суть которых в том, что выпускники институтов и факультетов физической культуры и спорта должны быть ориентированы на повышение эффективности физкультурно-оздоровительной работы с населением разных категорий, привлекая существующие формы и методы, способствующие развитию физической культуры личности и ее нацеленности на здоровый образ жизни, а также специалисты по физической культуре и спорту должны всячески способствовать совершенствованию данных форм. Чем выше уровень мотивации населения, чем выше физическая культура каждого конкретного гражданина, тем более здоровой оказывается нация и сильнее государство.
Изложение основного материала статьи. Грамотно организованная двигательная активность в вузе, на факультете физической культуры и спорта может перейти в физическую активность обучающихся - если это системно и целенаправленно.термин «физическая активность» предполагает то, что человек активно задействован в физкультурно-спортивные мероприятия наравне с занятиями физической культуры. Поэтому деятельность педагога физкультуры в организации и проведения оздоровительных спортивно-зрелищных мероприятий особое место займет формирование физической активности людей, развитие и совершенствование их двигательной культуры, а не пассивное созерцание спортивных мероприятий.
Способность педагога физкультуры организовывать и проводить оздоровительные спортивно-зрелищные мероприятия предполагает его умение организовывать деятельность, цель которой в удовлетворении потребностей подопечных в занятиях спортом и физических упражнениях, активизации участия в народном спорте, в творческой спортивно-оздоровительной деятельности и индивидуальном самовыражении. Важной составляющей физкультурной деятельности педагогов физической культуры и спорта являются массовые зрелищные мероприятия и культурно-спортивные праздники. Почему? Потому что, зрелищные спортивные праздники имеют сильный популяризаторский эффект, воспитательное воздействие на людей, так как помогают реализовывать общекультурные и оздоровительные функции физической культуры, способствуют лучшему проявлению творческих задумок личности. Есть случаи, когда сами учащиеся спланировали, подготовили проект спортивного праздника, самостоятельно смогли его организовать и продемонстрировать остальным учащимся. Данную самостоятельную деятельность мы рассматриваем как интересную форму самодеятельности учащихся в удовлетворении своих творческих находок при планировании не пассивного, а активного отдыха, вызывающих позитивные эмоции и приливы физических сил, а значит способствующие оздоровлению населения.
К сожалению, рост количества различных спортивно-массовых, зрелищных мероприятий, не привело к тому эффекту, который ожидали оторганизаторы, а именно - увеличение числа граждан города в праздниках, их дальнейшая активизация и повышение собственной двигательной активности. Другими словами, люди поучаствовали в празднике, но сам спортивно-зрелищный, красочный праздник не поспособствовал большему количеству желающих продолжить самостоятельный двигательный режим, не увеличилось количество людей, ответивших «Да» на вопрос «Займетесь ли Вы после мероприятия физической культурой и своим здоровьем?». Часто проводимые мероприятия являются лишь «галочкой», некой обязанностью в числе спланированных общегородских или районных мероприятий. С другой стороны, увеличение массовых спортивных праздников стало результатом того, что к их организации стали привлекаться люди, далекие от профессии физкультурника, люди, не имеющие понятия о том, что должно лечь в основу такого мероприятия и какой результат должен быть на выходе такого спортивного мероприятия. «Околоспортивные» люди не имеют четко сформулированные цели спортивных мероприятий, главным же для них является - массовость и отчетность перед спонсорами или городскими властями, что значительно снижает эффективность работы по организации спортивно-зрелищных мероприятий и, самое главное, искажает саму идею массового праздника здоровья.
Поэтому, при организации и проведении спортивных праздников важно привлекать профессионалов, специалистов, имеющих обширные знания в области физической культуры и спорта, опыт постановок подобных массовых спортивно-зрелищных праздников, обладающих профессиональными компетенциями, способных качественно и на высоком уровне ставить грамотные цели, решать задачи в ходе деятельности [6; 7]
Таким образом, специалисты физической культуры, выпускники институтов физической культуры и спорта, факультетов физической культуры обязаны обладать целым рядом способностей, которые позволят им в дальнейшем эффективно работать на местах, планировать, организовывать и проводить разнообразные, по форме и видам, массовые мероприятия как фактор привлечения граждан разных категорий к народному, массовому спорту, повышая индекс здоровья населения. Для того, чтобы повышать здоровье населения, педагог физической культуры сам должен следить за своим здоровьем, избавиться от вредных привычек, быть примером для подражания все своим ученикам. «Педагог физкультуры должен обладать хорошим здоровьем, постоянно заботиться о поддержании себя в форме. Ему нужны умственные, эстетические, экспрессивные, организаторские и особенно коммуникативные способности. Отличительными чертами педагога физической культуры в частности являются: наблюдательность, терпимость, выдержка, чувство юмора, доброта, организованность, оптимизм, самостоятельность, ответственность, общительность, готовность к симпатии, сочувствию, умение разбираться в настроениях учащихся, изучать и учитывать их индивидуальные и возрастные способности» [3, с. 57]. Профессиональная компетентность педагога физической культуры и спорта всегда обусловлена сформированными у него качествами, которые помогают его эффективному общению с обучающимися, определяют оперативность и уровень овладения педагогом различными способностями.
Помня о том, что профессия педагога - это всегда повод для подражания, он всегда осуществляет постоянный самоконтроль за поведением, поскольку подростки и юношество часто подражают поступкам и действиям старших, в том числе и педагогам физической культуры, часто неосознанно, копируя не только позитивное поведение и поступки, но и отрицательные. В этом случае имидж, созданный педагогом, может быть полностью перенесен на поведение обучающихся, а значит он должен быть позитивным и примером для подражания. «Имидж педагога - эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа педагога в сознании воспитанников, коллег, социального окружения, в массовом сознании. При формировании имиджа педагога реальные качества тесно переплетаются с теми, которые приписываются ему окружающими. Элементы имиджа приобретают значение символов данной личности, их значимость не ограничивается лишь отражением внешности, а становится неотъемлемой частью характера и индивидуальности человека, формирует отношение к нему других людей. От имиджа человека в значительной степени зависит то, как он будет воспринят другими»» [4, с. 39-43].
В ряду профессиональных качеств педагога физической культуры авторами также выделяются требования: хорошие способности к педагогической деятельности, которые предполагают дидактические способности как способности транслировать учебные знания, учебный материал, делая его доступным для учеников. Дидактические способности предполагают умения педагога модифицировать учебный материал, сложные моменты делать более доступным, понятным. Нельзя не сказать еще об одной группе способностей - это способности академические, позволяющие педагогу физкультуры знать свой предмет шире и глубже, исключая только учебный объем. Педагог обязан хорошо знать своих подопечных, независимо от возраста, социального статуса, уметь понимать внутренний мир, что называется в педагогике - перцептивными способностями, предполагающими и психологическую эмпатию и наблюдательность. Хорошему взаимопониманию между педагогом и подопечным будет способствовать хорошая, членораздельная речь педагога, определенный темп и тон преподавателя, а именно речевые способности, в число которых входят также способность доходчиво и четко выражать свои мысли, учебные задания, используя мимику, невербальное общение и коммуникацию. Педагог должен проявлять убежденность, заинтересованность,
проявлять силу, в том, что о излагает и преподносит.
Нельзя считаться хорошим педагогом, если отсутствует умение у педагога к организации проводимого занятия, умение сформировать коллектив, настроить учеников на решение поставленных задач, а также на самоорганизацию и самоменеджмент. То есть, педагог должен обладать организаторскими способностями, сутью и содержанием которых является умение общаться и коммуницировать с коллегами, учащимися, администрацией. Термин «коммуникация» происходит от латинского слова «соттишсайо, соттитсо», означающее связывать; общение и восприятие собеседника с помощью языка, взаимообмен с ним информацией, передача при помощи восприятия мыслительного содержания речи собеседника [1, с. 199]. Обладание педагогом физической культуры и спорта в собственной практике разнообразных технологий педагогической коммуникации способствуют хорошему, доверительному общению, установки разумных, здоровых, деловых взаимоотношений между обучающимися и педагогами. Взаимоотношения педагогов и воспитанников - это такое взаимодействие, которое направлено на решение образовательных и воспитательных задач. В основе коммуникации «педагог-ученик» лежат гуманистические принципы, принципы уважения и доброго отношения к личности воспитанника, умения подойти к его развитию с позитивной перспективной и надеждой на высокие достижения в обучении. Именно такая коммуникация, построенная на уважении и авторитете педагога со стороны ученика, даст свои положительные результаты, что в дальнейшем скажется на результатах воспитанника, усвоении им знаний. Грамотно построенная коммуникация, поможет педагогу осуществить задачи, связанные с развитием самостоятельности учеников, простимулировать его активность даже в том случае, когда учащиеся остаются один на один с собой. Именно в этом случае, подключается самосознание личности, устремленность ее к успехам, высоким достижениям, но самое главное - все это сделает инициативным, активным в жизнедеятельностиобучающихся. То есть, сформированность собственной активной позиции, собственных установок позволят воспитанникам в любой новой ситуации самостоятельно принять верное решение, уже без помощи наставника.
Позитивная коммуникация и общение формируются, если педагог и его воспитанники много времени проводят вместе, в общей, совместной деятельности - это могут спортивные секции, спортивные праздники, мероприятия массовых спортивных праздников. Поначалу, когда учащиеся полностью подчиняются педагогу и зависят от него, инициативы с их стороны ожидать не стоит. Но в юности, когда воспитанники способны самостоятельно разрешать многие развивающие задачи, инициатива проявляется достаточно ярко и позитивно. Данная активность и позитивность учащихся может проявиться в разработке и осуществлению самостоятельного проекта на тему спортивных массовых праздников, когда активные группы выступают лидерами и «застрельщиками» какого-либо массового праздника. Однако педагоги здесь выступают тьютерами, поправляя и советуя, а также корректируя те или иные моменты в проектах спортивной направленности.
Конечно же, любой организованный массовых спортивный праздник или соревнование будет выполнено на высшем уровне в совместной деятельности педагогов и учащихся, если со стороны педагога будет понимание размеренности, умеренности в проведении и организации любого мероприятия, так как повышенная утомляемость, и тем более, переутомляемость участников таких спортивных праздников, может привести к подрыву здоровья, росту негативных поступков, а также полный отказ от участия в общеколлективных мероприятиях. Известно, что на тех занятиях физической культуры, где педагоги балансируют между интеллектуальной нагрузки с нагрузкой физической, нарушений общей дисциплины в разы меньше, чем на тех занятиях, где данный баланс не соблюдается. Часто встает вопрос у администрации образовательного учреждения педагогам, организующим то или иное спортивное мероприятие - Почему большая часть учеников проявляют слабую активность или полное игнорирование при организации в выходные дни массовых праздников и мероприятий? В этом случае, педагогам важно учитывать современные интересы и увлечения молодежи, которые ждут выходного дня, чтобы встретиться, пообщаться, обменяться информацией. Именно эту особенность молодежного возраста можно использовать педагогам физической культуры, чтобы привлечь к оздоровительному, массовому, спортивному празднику. Если молодежные группы стремятся к общению, можно сделать так, чтобы отдельные части или блоки организуемого мероприятия стали разрешением задачи, которую ставит педагог перед активными молодежными группами. То есть, педагог, наблюдая за своими студентами, приблизительно уже может определить те или иные дружественные группы обучаемых, являющиеся костяком коллектива. Именно данные дружеские группы и получат общую задачу, над которой они будут думать совместно, совместно планировать, придумывать сценарий праздника и совместно его организовывать и представлять на суд зрителей. Еще один момент привлечения к массовым мероприятиям спортивного типа - это приглашать на данные праздники родителей учащихся, задействованных в организации и проведении мероприятия, что очень стимулирует и подстегивает учеников продемонстрировать свои таланты и способности перед близкими родственниками, знакомыми людьми, друзьями.
Итак, говоря об организации и планировании спортивных праздников, важно не перегрузить участников, не допустить переутомления. Иначе все последующие мероприятия учащиеся, получившие негативный опыт, усталость или заболевание, могут их игнорировать, увлекая за собой в неучастии других учащихся. С целью не допустить переутомление, сохранить здоровье и оптимистичное настроение обучающихся, важно проводить профилактические мероприятия с учащимися. Педагог, зная возрастную физиологию и психологию, должен хорошо понимать первые признаки утомления учащихся. В их числе: дисбаланс эмоционального состояния учащихся, вплоть до отказа в подчинении правилам общего распорядка; трудности в усвоении учебного материала, рассеянность внимания; снижение качества работы, повышение числа ошибок; беспокойность, вялость, отвлеченность на другие предметы и явления; ухудшение регуляции физиологических функций, повышенная потливость, покраснение лица; нарушение координации движений; жалобы на усталость, торможение при выполнении тех или иных упражнений, когда ученик уходит от синхронности общих коллективных фигур и упражнений. Утомляемость может появиться при избыточности физических упражнений, а также при достаточно однообразных упражнениях, «когда работают не все мышцы, а только часть их, в основном одни и те же группы. Всё это отрицательно сказывается на детском организме: снижается его работоспособность, повышается утомляемость, появляются проблемы со сном, а также другие функциональные нарушения в организме» [2, с. 200].
Любой организованный массовых спортивный праздник или соревнование будет выполнено на высшем уровне в совместной деятельности педагогов и учащихся, если со стороны педагога будет понимание
размеренности, умеренности в проведении и организации любого мероприятия, так как повышенная утомляемость, и тем более, переутомляемость участников таких спортивных праздников, может привести к подрыву здоровья, росту негативных поступков, а также полный отказ от участия в общеколлективных мероприятиях [6 - 8]. Известно, что на тех занятиях физической культуры, где педагоги балансируют между интеллектуальной нагрузки с нагрузкой физической, нарушений общей дисциплины в разы меньше, чем на тех занятиях, где данный баланс не соблюдается.
Дело в том, что достаточно долго в психологии и спортивной медицине бытовало представление о том, что первым признаком или фактором переутомления спортсменов или участников крупных спортивных мероприятий, состязаний, является долгое напряжение и чрезмерное повышение требований к собственному организму, которое даже у тренированного спортсмена вместо хороших результатов часто вызывает его снижение [1].
В силу перечисленных выше причин, проблема преумножения и сохранения здоровья учащихся, независимо от того где они обучаются - в средней или высшей школе, становится сегодня особенно важной. Любая практическая работа педагогов, направленная на укрепление здоровья обучающихся через совершенствование существующих форм, видов спортивной работы, способна принести высокие результатов. Если педагог физической культуры нацелен на воспитание здоровой личности, он будет направлять свое внимание на внутренние ощущения учащихся, их интересы, запросы.. Опытный педагог должен также обладать приёмами для преодоления усталости, переутомления, плохого настроения и неудовлетворённости у учащихся. Поскольку у детей и молодежи хорошо развита интуитивная способность понимать эмоциональное состояние педагогов, то они не придают большого значения словам, а больше внимания придают конкретным действиям взрослых. Поэтому педагоги должны всегда помнить о том, что их действия, движения, невербальное поведение сильно отражаются на поведение подопечных. И еще важно помнить, что привлекая детей к массовым мероприятиям и состязаниям, педагог должен сам быть увлеченным в этих формах работы, верить, что они принесут не только массу хорошего настроения у участников и зрителей, но и принесут пользы для сохранения и преумножения здоровья увечащихся.
Выводы. Итак, от умения педагога физкультуры правильно организовывать работу спортивных секций, вовлечение людей в массовые оздоровительные мероприятия, эффективный двигательный режим, во многом зависит здоровье нации и работоспособность граждан на многие годы, включая профессиональную деятельность после окончания учебного заведения. Это касается специалистов любой направленности -инженеров, педагогов, военных специалистов, медиков и многих других.
Грамотно организованная двигательная активность в вузе может перейти в физическую активность обучающихся - если это системно и целенаправленно.Термин «физическая активность» предполагает то, что человек активно задействован в физкультурно-спортивные мероприятия наравне с занятиями физической культуры. Поэтому деятельность педагога физкультуры в организации и проведения оздоровительных спортивно-зрелищных мероприятий особое место займет формирование физической активности людей, развитие и совершенствование их двигательной культуры, а не пассивное созерцание спортивных мероприятий. Способность педагога физкультуры организовывать и проводить оздоровительные спортивно-зрелищные мероприятия предполагает его умение организовывать деятельность, цель которой в удовлетворении потребностей подопечных в занятиях спортом и физических упражнениях, активизации участия в народном спорте, в творческой спортивно-оздоровительной деятельности и индивидуальном самовыражении.
Проводить массовые праздники и спортивные состязания продуктивно и результативно будет возможным, если педагоги обладают целым рядом качеств - это владение предметом преподавания физкультуры и спорта и методике, психологическую подготовку, общую эрудицию, широкий культурный кругозор, педмастерство, знание и умение применять инновационные технологии, хорошее знание ученического коллектива, организаторские умения и навыки, педагогический такт и педагогическую технику, а также четкое понимание целей и задач педагогической деятельности.
Литература:
1. Аникеева Н.Г. Актуальность проблематики и современные технологические подходы формирования здоровьесберегающей среды на занятиях по физической культуре и спорту в аграрных вузах // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 6 (73). С. 140-142
2. Большой словарь иностранных слов: 35 000 слов / А.Н. Булыко. - Москва: Изд-во «Мартин", 2006. - 702 с.
3. Захарова А.В., Слободчиков В.И. Мир детства. Младший школьник. 3-е изд. - М.: Педагогика. 2018. - 317 с.
4. Профессионально-личностные качества педагога физкультуры. Инфоурок: библиотека материалов. Столичный учебный центр. - М.: Школа КПК, 2019. - 211 с.
5. Твеленев С.В. Профессиональные качества педагога физической культуры. Спорт в школе и здоровье детей. - Тула: ТГПУ, 2018. - 200 с.
6. Попова Н.В., Баянкин О.В. Организационно-технологическое обеспечение формирования профессиональной направленности бакалавров института физической культуры и спорта // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 4 (71). С. 275-278.
7. Попова Н.В., Баянкин О.В., Киспаев Т.А. Социально-педагогические условия реализации дистанционного обучения в образовательной среде института физической культуры и спорта // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 5 (72). С. 256-260.
8. Семизоров Е.А. Взаимоотношения профессорско-преподавательского состава и родителей в формировании физкультурного образования студентов в высшем учебном заведении // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 6 (73). С. 102-104
Педагогика
УДК 37.042 + 37.048
кандидат биологических наук Алтынова Надежда Витальевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чувашская государственная сельскохозяйственная академия» (г. Чебоксары); кандидат педагогических наук, доцент Таланцева Валентина Кузьминична Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чувашская государственная сельскохозяйственная академия» (г. Чебоксары); кандидат педагогических наук, доцент Пьянзина Надежда Николаевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова» (г. Чебоксары)
ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К ПРЕДСТОЯЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация. В статье анализируется состояние физической готовности студентов к предстоящей профессиональной деятельности. Авторами экспериментально доказывается эффективность использования физиологического портрета в процессе физического воспитания для формирования у студентов необходимого уровня физической готовности к последующей профессиональной деятельности.
Ключевые слова: студенты, физическая готовность, физическое развитие, функциональные возможности, физические способности.
Annotation. The article analyzes the state of physical readiness of students for the upcoming professional activity. The authors experimentally prove the effectiveness of using a physiological portrait in the process of physical education to form the necessary level of physical readiness of students for their subsequent professional activity.
Keywords: students, physical readiness, physical development, functionality, physical abilities.
Введение. К современному выпускнику высшей школы предъявляются высокие требования не только к знаниям, умениям, навыкам и компетентности в области профессиональной сферы, но и к его физической готовности к осуществлению данной деятельности.
Как отмечает А.В. Дубровский понятие «физическая готовность» подразумевает конкретное физическое состояние человека, обеспечивающее успешное выполнение какого-либо вида деятельности и характеризующееся соответствующей телесной развитостью, определенным функциональным состоянием организма и необходимым уровнем двигательной подготовленности [5].
В.А. Сластенин считает, что «физическая готовность» выпускника - это соответствие его состояния здоровья и физического развития требованиям деятельности и профессиональной работоспособности [9].
Б.М. Бим-Бад под «физической готовностью» подразумевает оптимальную физическую подготовленность, которая характеризуется уровнем функциональных возможностей различных систем организма и развития основных физических качеств человека [2].
На сегодняшний день снижение уровня здоровья студенчества вызывает особую обеспокоенность, так как по данным ежегодных медицинских обследований более чем у 50% студентов (как у юношей, так и девушек), поступивших на первый курс, уже имеются по 2-3 хронических заболевания [7]. Более 30% юношей по состоянию здоровья не могут быть призваны в армию. Только 10-15% обучающихся считаются здоровыми [3].
Общеизвестно, что студенческая молодежь относится к числу наименее социально защищенных групп населения, кроме этого, специфика учебного процесса и возрастные особенности предъявляют повышенные требования практически ко всем органам и системам их организма [1]. Кроме того, в этот период уменьшается двигательная активность, что приводит к снижению общей работоспособности [4].
Наиболее распространенными заболеваниями среди молодых людей в процессе обучения являются болезни органов пищеварения, системы кровообращения, нарушения органов зрения (миопия), нервной системы и опорно-двигательного аппарата. Следовательно, за время обучения в высшей школе здоровье студентов не только не улучшается, но и в ряде случаев ухудшается: заболеваемость студентов в среднем увеличивается по стране в 3,8 раза [8].
К сожалению, многими авторами отмечается, что в рейтинге ценностей обучающиеся ставят здоровье на второе место после образования, всецело осознавая значимость высокого уровня здоровья для конкурентного преимущества специалиста на рынке труда, при этом практически не предпринимают никаких мер по его укреплению [6].
Исходя из современных представлений о здоровье человека, возрастает значение рационального физического воспитания в вузе, которое становится главным фактором обеспечения высокого функционального состояния организма.
В связи с этим ситуация, связанная с неуклонным ростом заболеваемости среди студентов и их низким уровнем здоровья, особенно в период обучения [1], требует пересмотра организационно-содержательного обеспечения процесса формирования физической готовности будущих выпускников к предстоящей профессиональной деятельности [10]. Поскольку, как справедливо заметил Ю. Власов, «мозг, разум, культура современного человека сейчас особенно требует полноценного здорового тела», так как «слабый организм просто не дает развиться сильному интеллекту».
В связи с этим, целью исследования явился поиск путей совершенствования процесса формирования физической готовности студентов к предстоящей профессиональной деятельности.
Применительно к нашему исследованию был разработан физиологический портрет (ФП) для определения физической готовности студентов к предстоящей профессиональной деятельности, состоящий из трех блоков: показатели физического развития, функциональных возможностей основных физиологических систем и физических способностей.
Мы предполагаем, что внедрение в процесс физического воспитания студентов ФП позволит повысить их заинтересованность в занятиях физической культурой и спортом, улучшить состояние здоровья и уровень