8. Оганджанов, А. Л. Управление подготовкой квалифицированных легкоатле-тов-прыгунов / А. Л. Оганджанов. - М. : Физическая культура, 2005. - 200 с. - ISBN5-9746-0021-5.
9. Пьянзин, А. И. Спортивная подготовка легкоатлетов-прыгунов / А. И. Пьян-зин. - М. : Теория и практика физической культуры, 2004. - 370 с. - ISBN 5-93512-025-9.
10. Bullard, E. Triple jump encyclopedia / Е. Bullard, L. Knuth. - Pasadena, California, USA : The Athletic Press, 1977. - 312 р.
Контактная информация: [email protected]
УДК 371.1:371.73
ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА ОСНОВЕ ОПТИМИЗАЦИИ СТРУКТУРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Виктория Анатольевна Кудинова, кандидат педагогических наук, доцент, Волгоградская государственная сельскохозяйственная академия
Аннотация
В работе изучается структура временных затрат учителя физической культуры на различные виды профессиональной деятельности, определяются возможности для рационального использования рабочего времени для повышения качества учебного процесса по физической культуре.
Ключевые слова: учитель физической культуры, качество работы, профессиональная деятельность, структура, временные рамки.
IMPROVEMENT OF WORK QUALITY OF THE PHYSICAL EDUCATION TEACHER BASED ON OPTIMIZATION OF THE STRUCTURE OF PROFESSIONAL
WORK
Victoria Anatolevna Kudinova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Volgograd State Agricultural Academy
Annotation
The work studies the structure of time spent by the physical training teacher on various types of professional work, the possibilities for rational use of working hours for improvement of quality of physical training educational process have been defined.
Keywords: teacher of physical training, quality of work, professional activity, structure, temporary frameworks.
ВВЕДЕНИЕ
В современной школе учителю физической культуры в процессе профессиональной деятельности необходимо решать целый комплекс педагогических, организационных, контролирующих и управленческих задач [1]. Правильная организация труда спортивного педагога и рациональное использование его рабочего времени во многом способствуют повышению качества физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в средних образовательных учреждениях [2].
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Нами проведен анализ качества и эффективности организации учебной, спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы педагогов сельских (n=57) и городских (n=64) общеобразовательных школ Волгоградской области, определены объемы временных затрат на различные виды их профессиональной деятельности.
В среднем учебная нагрузка сельского учителя физической культуры составляет 1,27 педагогической ставки, городского - 1,53 ставки. Наибольшая средняя учебная на-
грузка по городу Волгограду выявлена в Советском районе (1,66 ставки), наименьшая - в Ворошиловском районе (1,48 ставки). Заметное отличие средних показателей учебной нагрузки учителей физической культуры сельских и городских общеобразовательных школ в значительной степени связано с небольшим количеством занимающихся в сельских школах, текучестью педагогических кадров в городских образовательных учреждениях, непрестижностью профессии спортивного педагога.
Если большинству (73,7%) сельских учителей физической культуры работа в школе позволяет материально содержать семью, то многие (54,7%) городские педагоги работают в школе, потому что не могут найти более оплачиваемую и престижную работу.
Средний возраст сельских учителей физической культуры составляет 45,5 лет, городских - 47,9 лет. В сельских школах работает 15,8% педагогов пенсионного возраста, в городских - 18,8%. Количество молодых учителей (до 30 лет) незначительно как в сельских (5,3%), так и в городских (4,7%) средних общеобразовательных учебных заведениях.
В сельских школах стаж работы до 5 лет имеют 5,3% педагогов, от 5 до 10 лет -17,5%, от 10 до 15 лет - 33,4%, от 15 до 25 лет - 22,8%, свыше 25 лет - 21,0%.
В городских школах 51,6% учителей имеют стаж работы 20 лет и более, только каждый третий молодой учитель связывает своё будущее с дальнейшей педагогической деятельностью.
По результатам хронометража рабочего времени учителей физической культуры сельских и городских школ рассчитаны средние показатели временных затрат на различные виды профессиональной и непроизводственной деятельности, определен их удельный вес в общей продолжительности рабочего дня.
Анализ показал, что производственная деятельность у сельского педагога в среднем занимает 96,3% рабочего времени, у городского учителя - 98,9% времени. На основной вид деятельности - проведение уроков физической культуры сельский учитель ежедневно расходовал в среднем 152,4 минуты, городской - 183,6 минут, то есть его удельный вес в структуре рабочего дня соответственно составил 35,5 и 39,1 % времени.
Второе место по величине затрат времени занимает подготовка к учебным занятиям: сельскому учителю необходимо для этого 81,7 минут (19,0%), городскому - 94,3 минуты (20,1%). Однако несмотря на то, что педагог городской школы на подготовку к занятиям затрачивает больше времени, его относительный показатель (затраты на подготовку к одному уроку) меньше и составляют 20,5 минуты, в то время как у сельского учителя - 21,4 минуты. Итак, подготовка к учебному занятию учителя сельской школы составляет 53,6%, педагога городской школы - 51,3% от затрат времени на проведение урока физической культуры.
Работа с учебными документами (учебный журнал, протоколы тестирования) в среднем ежедневно занимает у учителей сельских школ 49,6 минут (11,5%), у городских - 45,0 минут (9,6%). В пересчете на один урок физической культуры эти показатели соответственно составляют 13,0 и 9,8 минут. Большой расход времени на данный вид деятельности связан с несовершенством учетно-отчетных форм, отсутствием преемственности требований к отчетной документации.
На проведение спортивно-массовой работы, в основном секционных занятий во второй половине дня, учитель сельской школы затрачивает ежедневно в среднем 33,3 минуты (7,8% бюджета времени), учитель городской школы - 27,2 минуты (5,8%).
На контроль за физическим состоянием школьников педагоги сельских школ выделяют в среднем 15,7 минут (3,7%), городских школ - 20,2 минуты (4,3%). Этого времени оказывается достаточно только для того, чтобы выделить наиболее физически подготовленных школьников и привлечь их к участию в соревнованиях по видам спорта. На правильный подбор оздоровительных средств для каждого ученика класса, эффективное решение проблем личностно ориентированного физического воспитания времени недос-
тает, а это наиболее важные направления работы среднего образовательного учреждения.
Ежедневно учителя физической культуры занимаются подготовкой и ремонтом спортивного инвентаря, на это в среднем они затрачивают 3-5% бюджета времени. У педагогов практически не остается времени на воспитательную (2,7-3,0%) и организационную (2,4-3,5%) работу.
Привлечение школьников к занятиям физической культурой и спортом включает проведение информационной, разъяснительной и воспитательной работы с учащимися и их родителями. На эту важную деятельность, способствующую повышению мотивации школьников к занятиям физическими упражнениями, сельский учитель выделяет ежедневно всего 5,3 минуты (1,2%) бюджета времени, городской педагог - 6,7 минуты (1,4%).
Современному учителю необходимо постоянно приобретать новые знания и повышать уровень профессиональной квалификации. На этот вид деятельности педагоги ежедневно выделяют всего 2,2-2,4% бюджета времени и тратят его в основном на просмотр спортивных новостей и чтение газет, а на изучение специальной литературы времени почти не остается. Поэтому учителя физической культуры вынуждены полагаться в основном на свой практический опыт, а не на использование в учебном процессе инновационных физкультурно-спортивных и оздоровительных технологий.
Проведенные исследования убеждают в необходимости совершенствования организационных форм и методов работы учителей физической культуры. Рациональное использование рабочего времени педагогов предусматривает прежде всего сокращение временных затрат на подготовку к урокам, ведение документации, ремонт спортивного инвентаря. В условиях постоянно возрастающего потока информации первостепенное значение приобретает систематизация поступающих документов, ведение отчетной документации в такой форме, которая не требует со стороны учителя дополнительной обработки (переписывание, перепечатывание), а выполняется на специальных типографических бланках.
Необходимо пересмотреть технологию написания конспектов уроков физической культуры, так как проведение занятия по одному варианту, единому для всего класса, не решит проблему оздоровления учащихся, существенно различающихся по показателям здоровья, физического развития и физической подготовленности, отношение к физической культуре.
Нами разработан методический материал, на основе которого предлагаются различные варианты проведения подготовительной, основой и заключительной частей урока физической культуры. Для каждой типологической группы школьников в зависимости от уровня их физического состояния, двигательных интересов и потребностей комплектуется учебное занятие из этих блоков-заданий. Опыт нашей работы показал, что использование такого подхода существенно повышает эффективность учебного процесса по физической культуре, позволяет рационально использовать рабочее время учителя, а экономия времени на второстепенных аспектах профессиональной деятельности достигает 21,5%. Внедрение результатов исследования способствует обеспечению обоснованного режима труда, повышает эффективность использования творческого потенциала педагога.
Вывод: оптимизация структуры профессиональной деятельности учителя физической культуры - важное направление повышения качества учебного процесса, минимизируются в первую очередь затраты времени на подготовку к учебному занятию и работу с учебными документами, используя предложенные нами инновационные подходы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Копаев, В.П. Комплексное годовое планирование физического воспитания школьников (обоснование подхода, технология разработки и обучения) : учебное посо-
бие / В.П. Копаев. - Великие Луки : [б.и.], 2003. - 65 с.
2. Настольная книга учителя : учебное пособие / под ред. проф. Л. Б. Кофмана. -М. : Физкультура и спорт, 2000. - 496 с.
Контактная информация: [email protected]
УДК 159. 922
ВРЕМЕННАЯ ТРАНССПЕКТИВА САМОАКТУАЛИЗИРУЮЩЕЙСЯ ЛИЧНОСТИ
Анастасия Викторовна Левченко, старший преподаватель, Благовещенский государственный педагогический университет (БГПУ)
Аннотация
В статье рассматриваются основные теоретические подходы к описанию феномена временной трансспективы, его содержания и формальных параметров. Анализируется связь с самоактуализацией и представляются конкретные характеристики трансспективы личности с разным уровнем самоактуализации.
Ключевые слова: психологическое время, временная трансспектива, формальные параметры и содержание временной трансспективы, самоактуализация.
TEMPORAL TRANSSPECTIVENESS OF SELFACTUALIZING PERSON
Anastasya Viktorovna Levchenko, the senior teacher,
Blagoveshchensk State Pedagogical University
Annotation
The article considers basical theoretical approaches to the description of the timely transspective-ness phenomenon, its content and formal aspects. The link with self-actualization is analyzed and concrete descriptions of personal transspectiveness with a different level of self actualization are presented.
Keywords: psychological time, timely transspectiveness, formal aspects and content of timely transspectiveness, self-actualization.
Актуальность исследования проблемы временной трансспективы обусловлена необходимостью описать полный жизненный хронотип личности, в котором прошлое, настоящее и будущее рассматриваются не как автономные фрагменты, а как части единой временной структуры. Анализ исследований, посвященных данной теме, позволяет сделать выводы об отсутствии единого понимания сущности данного феномена. В то же время для современной психологической науки характерно признание того, что являясь смыслообразующей основой жизненного пути человека, временная трансспектива идентична осознанному переживанию направленности и результативности собственной жизни. Следовательно, восприятие и осмысление прошлого, настоящего и будущего играют детерминирующую роль в поведении личности, выступают в качестве его «ориентировочной основы» и кристаллизуют смысл жизни [6].
Вопросы смысла жизни и определения ценностных ориентиров личности являются, в свою очередь, центральными для гуманистической психологии, рассматривающей проблемы самоактуализации. Процесс самоактуализации связан не только с выявлением человеком субъективных представлений о собственном предназначении и формированием жизненного смысла как высшего интегративного образования, но и со способностью составлять программу достижения этих смыслов на основе умения делать осознанный и ответственный выбор. Таким образом, временная трансспектива, отражающая ценностно-смысловые аспекты субъективного времени, и проявляющаяся в способности человека одним взглядом охватить весь жизненный путь, поднявшись от простых воспоминаний до осмысления значения своей жизни, обеспечивает гармонизацию личности и способствует ее самоактуализации [3].
Поскольку одной из форм осуществления самоактуализации выступает личност-