УДК 373+796.06
ОСОБЕННОСТИ ВНЕДРЕНИЯ КОМПЛЕКСА ГТО V СТУПЕНИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ (по данным опроса учителей)
© Андрей Витальевич СКАБУК
Белгородский государственный национальный исследовательский университет 308015, Российская Федерация, г. Белгород, ул. Победы, 85
E-mail: [email protected] ассистент кафедры теории и методики физической культуры E-mail: [email protected]
Представлены результаты изучения мнения учителей физической культуры об особенностях и ходе внедрения Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» на примере Белгородской области. Для сбора данных проводился анализ специальной научной литературы и опрос учителей физической культуры в виде беседы. Педагоги отвечали на 10 основных вопросов. Опрошено 108 учителей физической культуры сельских и городских общеобразовательных школ Белгородской области в 2016 г. В ходе исследования выявлены особенности мнения учителей физической культуры о необходимости изменения физической подготовки учащихся старших классов для выполнения норм и требований комплекса ГТО V ступени, введения специфических физических упражнений, методов развития физических качеств, сокращения времени физической подготовки для тестирования учащихся. Выявлялись особенности фактически применяемых средств и методов для физической подготовки учащихся старших классов к сдаче норм комплекса ГТО, количество времени, которое отводят учителя на уроках физической культуры для многоборной физической подготовки учащихся старших классов, а также замечания и предложения по совершенствованию планомерного внедрения комплекса ГТО в общеобразовательных организациях. Определены типичные недостатки, факторы, затрудняющие процесс эффективного внедрения комплекса ГТО в школах. Полученные данные публикуются впервые. Они могут оказаться ценными в процессе внедрения комплекса ГТО в общеобразовательных организациях России, коррекции и совершенствования отдельных мероприятий в процессе подготовки и приема норм и требований комплекса ГТО в школах у учащихся старших классов, выполняющих требования V ступени комплекса ГТО, а также при планировании будущей тактики и стратегии содержания физической подготовки учащихся.
Ключевые слова: комплекс ГТО; опрос; учителя; школы; V ступень
DOI: 10.20310/1810-0201 -2016-21 -7/8( 159/160)-64-70
В связи с внедрением Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» в России возникает немало проблем, требующих своего решения. Поскольку основная работа в данном направлении проводится в основном в общеобразовательных организациях, то именно в них и возникают вопросы, вызывающее особую озабоченность педагогов и управленцев. Актуальность данной статьи определяется тем, что в ней представлены результаты изучения мнения учителей физической культуры по отношению к некоторым особенностям процесса внедрения комплекса ГТО V ступени в школах для учащихся старших классов. Цель работы - выявить особенности применения средств, методов физической подготовки учащихся старших классов, место этой подготовки в содержании уроков физической культуры, специфику физической подготовки, а также замечания и пред-
ложения педагогов по совершенствованию подготовки школьников к сдаче норм комплекса ГТО V ступени.
Изучение поставленной цели проводилось с помощью анализа специальной литературы и беседы с учителями физической культуры городских и сельских школ. Исследование проводилось в Белгородской области в 2016 г. Изучено 120 источников, опрошено 108 учителей. При проведении беседы использовалось 10 основных вопросов. Результаты опроса представлены в процентном соотношении.
Анализ источников позволил установить, что изучаются вопросы педагогического воздействия на учащихся при выполнении норм комплекса ГТО [1], обоснования критериев оценки уровня подготовленности к выполнению школьниками норм комплекса ГТО [2], определения содержания и уровня норм комплекса ГТО I ступени [3]. Имеются также
исследования по методике физической подготовки к выполнению норм ГТО для младших школьников [4], работы по обоснованию методики физической подготовки юношей 16-18 лет к сдаче норм комплекса ГТО, обучающихся в средних специальных учебных заведениях [5]. Кроме того, исследовались особенности гетерохронности физического развития школьников [6], сравнивались школьные программы по физической культуре [7]. Однако мало встречается информации о том, как относятся сами учителя физической культуры к внедрению комплекса ГТО в школах. В связи с этим и был проведен опрос учителей (табл. 1).
При ответе на первый вопрос оказалось, что более 60 % опрошенных учителей фактически ничего не изменили в содержании занятий по физической культуре в школе после появления ВФСК ГТО. Только примерно третья часть учителей уделяет особое внимание ГТО в содержании занятий по физической культуре в школе. Стоит над этим задуматься. В любом случае имеются все основания полагать, что внедрение ГТО в школах должно отражаться не только на способах определения уровня физической подготовленности учащихся, но и на содержании самих занятий по физической культуре в общеобразовательных учреждениях.
В соответствии с ответом на первый вопрос, более 60 % респондентов не применяют в физической подготовке школьников для сдачи норм комплекса ГТО какие-либо особенные упражнения. Подготовка производится достаточно традиционно. Только 36 % применяют некоторые упражнения, которые раньше не использовали в процессе занятий по физической культуре. Третья часть учителей применяет особые методы развития физических качеств, которые раньше не применялись, но почти 70 % респондентов применяют традиционные методы.
Оказалось, что 50 % опрошенных предпринимают усилия, чтобы подготовить учащихся к сдаче норм комплекса ГТО V ступени в сокращенные сроки. Можно предположить, что у учителей действительно нет на-
меченной планомерной работы по подготовке к этому мероприятию.
Отвечая на пятый вопрос о применении методов для развития физических качеств, необходимых при сдаче норм комплекса ГТО, учителя уклонялись от точного названия методов и многие сообщили (63,6 %), что применяли «все методы», которые существуют. Возможно, некоторые из учителей не очень хорошо знают методы развития физических качеств либо действительно применяют ограниченный комплекс методов.
Особое внимание уделялось применению различных игр, как эффективного средства для развития физических качеств именно для подготовки к сдаче норм комплекса ГТО V ступени. Оказалось, что почти 41 % учителей физической культуры применяют подвижные игры в старших классах для этой цели, но 54 % думают, что именно для рассматриваемой цели подвижные игры не нужны, при этом в большей степени учителя думают о них, как об эффективном средстве, но для младших классов.
Спортивные игры учителя используют в большей степени. Мнения респондентов разделились фактически поровну (50 % респондентов целенаправленно применяют спортивные игры для подготовки к сдаче норм комплекса ГТО). В целом учителя оценивают спортивные игры в качестве эффективного средства общей физической подготовки старшеклассников.
Далее следовал вопрос, направленный на выяснение того, какие еще упражнения применяются для подготовки учащихся старших классов к сдаче норм комплекса ГТО V ступени. Педагоги неохотно отвечали на этот вопрос, при этом почти равномерно назвали предложенные группы упражнений и 39,3 % опрошенных уклонились от конкретизации ответа. Большинство тех, кто конкретно называл группы упражнений, в первую очередь указали бег (21,3 %), упражнения на гибкость (20,5 %) и только на третью позицию поставили силовые упражнения (18,9 %). Думается, что силовые упражнения и их разновидности заслуживают в физической подготовке старшеклассников большего внимания.
Таблица 1
Результаты опроса учителей физической культуры Белгородской области
№ п/п Содержание вопроса Ответ на вопрос % ответивших Примечание
1 Имеются ли отличия в методике, которую Вы применяете в физической подготовке учащихся старших классов к сдаче норм комплекса ГТО V ступени, от содержания обычных занятий по физической культуре в школе? Да, имеются 27,3 Большинство учителей не изменили содержание физической подготовки с появлением комплекса
Нет 54,5
Скорее всего, имеются 9,1
Скорее всего, нет 9,1
Не могу сказать точно 0 ГТО
2 Применяете ли Вы какие-либо особые физические упражнения для подготовки старшеклассников к сдаче норм комплекса ГТО, которые Вы не включаете в обычные занятия по физической культуре в школе? Применяю 36,4 Большая часть респондентов не применяет специфические упражнения для подготовки к сдаче норм комплекса ГТО
Не применяю 63,6
Не могу ответить точно 0
3 Применяете ли Вы какие-либо особые методы развития физических качеств для подготовки старшеклассников к сдаче норм комплекса ГТО, которые Вы не включаете в обычные занятия по физической культуре в школе? Применяю 31,8 Большинство учителей считает, что при подготовке школьников к сдаче норм ГТО результата можно добиться традиционными методами
Не применяю 68,2
Не могу ответить точно 0
4 Стремитесь ли Вы подготовить учащихся старших классов к сдаче норм комплекса ГТО V ступени в сокращенные сроки подготовки? Да 13,6 Этот вопрос оказался для учителей несколько непривычным. Многие отмечали, что любые занятия физической культурой - уже подготовка к сдаче норм ГТО
Иногда приходится 36,4
Мы еще только начали этим заниматься 22
Нет 28
5 Какие методы Вы применяете для развития физических качеств у учащихся при подготовке к сдаче норм комплекса ГТО V ступени? Все методы 63,6 Учителя отвечают уклончиво. Часто говорят, что все методы применяют, а иногда называют всего 23 метода
Повторный, переменный, метод максимальных усилий 36,4
6 Применяете ли Вы подвижные игры для подготовки учащихся к сдаче норм комплекса ГТО V ступени? Да 40,9 Многие считают, что подвижные игры нужны только в младших классах
Именно для этой цели - нет 54,5
Иногда 4,6
Не могу сказать определенно 0
7 Применяете ли Вы спортивные игры для подготовки учащихся к сдаче норм комплекса ГТО V ступени? Да 50 Большинство опрошенных считают, что спортивные игры полезны для общего физического развития
Применяю, но для других целей 49
Затрудняюсь ответить 1
8 Какие еще упражнения Вы применяете для подготовки учащихся старших классов к сдаче норм комплекса ГТО V ступени? Бег 21,3 Учителя не видят особой специфики в подготовке к сдаче норм комплекса
Силовые упражнения 18,9
Упражнения на гибкость 20,5
Самые различные 39,3 ГТО
9 Сколько времени Вы обычно уделяете на уроках физической культуры подготовке старшеклассников к сдаче норм комплекса ГТО? Иногда полностью занятие 22,7 Большинство учителей уделяют подготовке к сдаче норм комплекса ГТО только часть урока
До 20 мин. на каждом уроке 27,3
К периоду сдачи нормативов до 10-25 мин. на уроке 50
10 Что бы Вы хотели предложить для совершенствования приема норм комплекса ГТО V ступени? Изменить организацию сдачи норм 54,5 Большинство пожеланий учителей касается особенностей организации сдачи норм комплекса
Изменить порядок сдачи норм 13,6
Изменить состав упражнений 0 ГТО
Изменить количество требований и норм 27,4
Что-то другое предложить 4,5
Важное значение также имело выяснение количества времени, которое уделяют учителя на занятиях по физической культуре для подготовки к сдаче норм комплекса ГТО
V ступени. В зависимости от различных факторов педагоги преимущественно занимаются со школьниками от 10 до 25 мин. на каждом уроке, но это они делают, когда приближаются к сроку сдачи нормативов. Всего 22,7 % иногда посвящают подготовке к выполнению норм и требований комплекса ГТО полностью занятие. До 20 мин. для указанной цели на уроке выделяют 27,3 % учителей. Как видим, учителя в большинстве случаев только часть занятия посвящают многоборной подготовке.
Важное значение также имело выяснение количества времени, которое уделяют учителя на занятиях по физической культуре для подготовки к сдаче норм комплекса ГТО
V ступени. В зависимости от различных факторов педагоги преимущественно занимаются со школьниками от 10 до 25 мин. на каждом уроке, но это они делают, когда приближаются к сроку сдачи нормативов. Всего 22,7 % иногда посвящают подготовке к выполнению норм и требований комплекса ГТО полностью занятие. До 20 мин. для указанной цели на уроке выделяют 27,3 % учителей. Как видим, учителя в большинстве случаев только часть занятия посвящают многоборной подготовке.
В заключение опроса респонденты должны были внести свои предложения по совершенствованию содержания процесса приема норм комплекса ГТО V ступени. Им было предложено 5 позиций для ответа на этот вопрос. Никто не предложил изменить состав упражнений в комплексе ГТО, однако 27,4 % хотели бы изменений в количестве требований и норм комплекса. Однако изменение количества требований и норм напрямую коснется самих упражнений в комплексе для данной ступени и вообще для всех ступеней. Теоретически мы можем предположить, что когда-нибудь это предложение может быть реализовано в результате дальнейшего развития физической культуры. Вопрос только в том, через какой промежуток времени это произойдет.
Некоторые посчитали, что изменения должны касаться порядка сдачи норм комплекса ГТО (13,6 %). В специальном учеб-
ном пособии [8], выпущенном в Белгородской области для методического обеспечения процесса внедрения ГТО в образовательных организациях, сказано, что при оценке физической подготовленности испытуемых необходимо выдерживать следующую последовательность тестирования: сначала оценивается уровень гибкости, затем координационных способностей, силы, скоростных и скорост-но-силовых, далее - прикладных навыков и в самом конце - выносливости. В целом такая последовательность вполне обоснована. Однако на практике учителя ее часто нарушают и используют свою последовательность при выполнении упражнений-тестов.
Подавляющее большинство опрошенных учителей физической культуры (54,5 %) относят желаемые изменения к процессу организации сдачи норм комплекса ГТО. Авторы указанного пособия [8] отводят главную роль созданию региональных центров и других подобных структур, которые могут создаваться в отдельных учреждениях, организациях для того, чтобы объединять усилия в построении работы по комплексу ГТО, вести мониторинг физической подготовки всех слоев населения, анализировать информацию, делать заключения, на основе которых выстраивать дальнейшую стратегию по внедрению комплекса ГТО, что соответствует потребностям учителей.
Всего 4,5 % респондентов дали другие предложения, но в большей части они вновь касались организации приема нормативов. Наиболее ценными оказались замечания и пожелания учителей, которые отражают типичные настроения, мнения учительского сообщества. Так, например, выделяется мнение учителей о том, что на плечи учителей взвалили непосильную ношу по организации и проведению работы, связанной с проведением приемных испытаний, регистрацией результатов тестирования. Они отмечают, что выполняют ту работу, которую должны выполнять внешние эксперты, законно назначаемые соответствующими организационно-управленческими структурами. Вполне определенные трудности при этом возникают у учителей во время регистрации полученных результатов на специальном сайте ГТО, при заполнении электронных протоколов -очень монотонная, трудоемкая и объемная работа, значительно повышающая общую
профессиональную напряженность учительского труда и вызывающая у них не только переутомление, но и раздражение.
Другим неблагоприятным фактом учителя называют давление управленческих структур, заставляющих ради повышения процента участвующих в сдаче норм комплекса ГТО включать в число тестируемых школьников из специальной медицинской группы. Здесь высвечивается еще одна проблема внедрения комплекса ГТО - трудности реализации идеи добровольного включения населения в подготовку и сдачу норм комплекса ГТО. Разумеется, что привлечение к этой деятельности представителей разных слоев населения по принципу «добровольно-принудительного участия» влечет за собой опасность совершенно обратной реакции -возникновения отторгающего отношения к ГТО, профанации благородной идеи самодеятельного позитивного формирования активной позиции человека к здоровому образу жизни. Отсюда следует необходимость разработки методики научно обоснованного стимулирования мотивации к ГТО. В конечном итоге важна не только массовость, но и реальные сдвиги в отношении к ГТО всего населения.
Другой проблемой, которую позволил выявить опрос, является мнение учителей о достоверности результатов тестирования школьников. Первый аспект - это недопустимая вариативность условий сдачи нормативов. Например, по сведениям учителей, иногда меняется назначаемое время тестирования, место проведения тестирования, прочие условия, что негативно влияет на достоверность получаемых данных.
Второй аспект - проведение тестирования учащихся после учебных занятий, когда все упражнения выполняются уже на фоне усталости и не отражают реальной картины подготовленности испытуемых. К сожалению, данный факт редко обсуждается и принимается во внимание, хотя имеет существенное значение.
Третий аспект заключается в субъективизме учителей, их желании получить высокие показатели путем выставления завышенных результатов, не отражающих реального состояния физической подготовленности. Здесь решающее значение имеет человеческий фактор. Именно поэтому тестирование
должна проводить специальная комиссия внешних экспертов, чтобы избежать фальсификации результатов обследования школьников.
Проведенный опрос учителей физической культуры позволил выявить некоторые особенности внедрения ВФСК ГТО в общеобразовательных организациях, вскрыть типичные настроения, отношения, способы работы учителей, а также проблемные вопросы, требующие скорейшего решения.
На основании вышеизложенного сделаны выводы.
1. В специальной литературе мало внимания уделяется мнению учителей физической культуры об особенностях внедрения комплекса ГТО в общеобразовательных организациях.
2. Большинство учителей (63,6 %) в процессе внедрения комплекса ГТО в школах фактически не изменило содержание физической подготовки на уроках физической культуры. Около 30 % респондентов включают в занятия по физической культуре для подготовки учащихся старших классов к выполнению норм комплекса ГТО особые упражнения и методы, которые не применяют в традиционной методике проведения уроков физической культуры. В процессе физической подготовки учащихся старших классов учителя часто включают подвижные игры (45,5 %) и спортивные игры (50 %).
3. Половина опрошенных готовит учащихся к сдаче норм комплекса ГТО в сокращенные сроки, что негативно может сказываться на физическом и психическом состоянии учащихся.
4. В содержании уроков физической культуры 77,3 % учителей физической культуры уделяют физической подготовке старшеклассников для сдачи норм комплекса ГТО от 10 до 25 мин.
5. Учителя для повышения эффективности внедрения комплекса ГТО в школах, в первую очередь, предлагают изменить организацию сдачи норм (54,5 %), количество требований и норм (27,4 %), порядок проведения тестирования (13,6 %).
Список литературы
1. Мананков Н.Е. Педагогическое воздействие
как средство подготовки учащейся молодежи
к выполнению норм III-IV ступени комплекса ГТО: дис. ... канд. пед. наук. М., 1982.
2. Присяжнюк Д.С. Критерии функциональной оценки уровня подготовленности организма юношей и девушек к выполнению норм комплекса ГТО I ступени: дис. ... канд. пед. наук. К., 1984.
3. Уваров В.А. Экспериментальное обоснование содержания и уровней норм I ступени Всесоюзного физкультурного комплекса «Готов к труду и обороне СССР»: дис. ... канд. пед. наук. М., 1973.
4. Марескина Г.А. Методика подготовки младших школьников к выполнению норм комплекса ГТО: дис. ... канд. пед. наук. М., 1983.
5. Чуб А.В. Экспериментальное обоснование средств и методов подготовки юношей 16-18 лет по Всесоюзному физкультурному комплексу «Готов к труду и обороне СССР» (на примере средних специальных учебных заведений): дис. ... канд. пед. наук. М., 1976.
6. Меньших О.Э. Особенности физического развития школьников и студентов // Физическое воспитание студентов. 2013. № 6. С. 50-53.
7. Максименко И.Г., Осадчая Т.Ю. Сравнительная характеристика принципов построения школьных программ по физическому воспитанию в США, Украине и России // Спортивные игры в физическом воспитании, рекреации и спорте: материалы 8 Международной научно-практической конференции. Смоленск, 2014. С. 311-313.
8. Внедрение Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» в образовательных организациях / сост. А.В. Воронков, В.Н. Ирхин, П.П. Кондратенко [и др.]. Белгород, 2015.
References
1. Manankov N.E. Pedagogicheskoe vozdeystvie kak sredstvo podgotovki uchashcheysya molodezhi k vypolneniyu norm III-IV stupeni kompleksa GTO [Pedagogical influence as a mean of preparation student youth to accomplishments of Ready for Labour and Defence complex of III-IV stages]. Dissertatsiya ... kandidata pedagogicheskikh nauk. Moscow, 1982. (In Russian).
2. Prisyazhnyuk D.S. Kriterii funktsional'noy ot-senki urovnya podgotovlennosti organizma yu-noshey i devushek k vypolneniyu norm kompleksa GTO I stupeni [Criteria of functional estimation of the level of preparation of young men and girls' organism to accomplishment Ready for Labour and Defence complex]. Dissertatsiya ... kandidata pedagogicheskikh nauk. Kiev, 1984. (In Russian).
3. Uvarov V.A. Eksperimental'noe obosnovanie soderzhaniya i urovney norm I stupeni Vse-
soyuznogo fizkul'turnogo kompleksa "Gotov k trudu i oborone SSSR" [Experimental foundation of content and level of norms of I grade of All-Union physical complex "Ready for Labour and Defence USSR"]. Dissertatsiya ... kandidata pedagogicheskikh nauk. Moscow, 1973. (In Russian).
4. Mareskina G.A. Metodika podgotovki mladshikh Shkolnikov k vypolneniyu norm kompleksa GTO [Methods of preparation of junior schoolchildren to accomplishment of Ready for Labour and Defence complex norms]. Dissertatsiya ... kandidata pedagogicheskikh nauk. Moscow, 1983. (In Russian).
5. Chub A.V. Eksperimental'noe obosnovanie sredstv i metodov podgotovki yunoshey 16-18 let po Vsesoyuznomu fizkul'turnomu kompleksu "Gotov k trudu i oborone SSSR" (na primere srednikh spetsial'nykh uchebnykh zavedeniy) [Experimental foundation of the means of and methods of young men preparation of 16-18 years according to All-Union physical complex "Ready for Labour and Defence USSR" (basing on the example of specialized secondary school)]. Dissertatsiya ... kandidata pedagogicheskikh nauk Moscow, 1976. (In Russian).
6. Men'shikh O.E. Osobennosti fizicheskogo razvi-tiya shkol'nikov i studentov [Peculiarities of physical development of pupils and students].
Fizicheskoe vospitanie studentov - Physical Education of the Student, 2013, no. 6, pp. 50-53. (In Russian).
7. Maksimenko I.G., Osadchaya T.Yu. Sravni-tel'naya kharakteristika printsipov postroeniya shkol'nykh programm po fizicheskomu vospita-niyu v SShA, Ukraine i Rossii [Comparative characteristics of the principles of building school curriculum on PE in the USA, Ukraine and Russia]. Materialy 8 Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii "Sportivnye igry v fizicheskom vospitanii, rekreatsii i sporte" [Materials of 8 International scientific-practical conference "Sport games in physical education, leisure and sport"]. Smolensk, 2014, pp. 311313. (In Russian).
8. Vnedrenie Vserossiyskogo fizkul'turno-sportivnogo kompleksa "Gotov k trudu i oborone" v obrazovatel'nykh organizatsiyakh [Introduction of All-Russian physical-sportive complex "Ready for Labour and Defence" in educational organizations], compilers A.V. Vo-ronkov, V.N. Irkhin, P.P. Kondratenko et al. Belgorod, 2015. (In Russian).
Поступила в редакцию 26.02.2016 г. Received 26 February 2016
UDC 373+796.06
THE PECULIARITIES OF READY FOR LABOUR AND DEFENSE V STAGE COMPLEX IMPLEMENTATION IN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS (according to the teachers' interrogation data) Andrey Vitalevich SKABUK Belgorod National Research University 85 Pobeda St., Belgorod, Russian Federation, 308015 E-mail: [email protected]
Assistant of Theory and Methods of Physical Training Department E-mail: [email protected]
The results of the PE teachers' opinion about peculiarities and the implementation of All-Russian health and fitness complex "Ready for Labour and Defense" basing on the example of Belgorod region are presented. The analysis was made to collect the data of special scientific literature and to interrogate PE teachers in the type of a talk. The teachers answered 10 basic questions. 108 teachers from country and city comprehensive schools of Belgorod region in 2016 were interrogated. During the research some peculiarities of PE teachers' opinion about the need of changes in physical training of higher grade students to correspond the needs of Ready for Labour and Defense complex of V stage, the implementation of specific physical exercises, methods of development of physical abilities, the reduction of physical training time for students' testing are discussed. The peculiarities of the methods and means used for physical training of students of higher grade to pass the norms of Ready for Labour and Defense complex, the amount of time, which teachers give during PE lessons and also remarks and proposals about the improvement of complex ready for Labour and Defense implementation in general educational organizations are considered. The typical drawbacks, factors, making more difficult the process the process of Ready for Labour and Defense complex implementation in schools are studied. The collected data are published for the first time. They can be valuable in the process of Ready for Labour and Defense complex implementation in general educational institutions of Russia, correction and improvement of separate events in the process of preparation and acceptance of norms and requirements of Ready for Labour and Defense complex among higher grades students, meeting the requirements of V stage of Ready for Labour and Defense complex and also the planning of future tactics and strategy of students' physical preparation. Key words: Ready for Labour and Defense complex; interrogation; teachers; schools; V stage DOI: 10.20310/1810-0201-2016-21 -7/8( 159/160)-64-70