Научная статья на тему 'Структура сформированности организационной культуры учителя'

Структура сформированности организационной культуры учителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
130
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
STRUCTURE / COMPONENT / ORGANIZATIONAL CULTURE / FUTURE TEACHER / СТРУКТУРА / КОМПОНЕНТ / ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / БУДУЩИЙ УЧИТЕЛЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алипханова Ф. Н., Алиева Р. Р.

В статье изучены структурные компоненты сформированности организационной культуры учителя, такие как: познавательно-когнитивный, коммуникативно-организационный, креативно-образный и технолого-методический. Сделан вывод о том, что организационная культура учителя сложное многокомпонентное образование, состоящее из множества профессиональных компетенций, личностных качеств и свойств личности. По этой причине важна структуризация всех компонентов и качеств организационной культуры личности будущего учителя для эффективного её формирования в рамках вуза. Данные компоненты необходимо учитывать при планировании образовательного процесса в современном вузе при подготовке бакалавров и магистров педагогического образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURE OF FORMATION OF ORGANIZATIONAL CULTURE OF TEACHERS

The organizational culture of a teacher is a complex multi-component education consisting of a variety of professional competencies, personal qualities and personality traits. The article studies structural components in forming the organizational culture of a teacher, such as cognitive-cognitive, communicative-organizational, creative-shaped and technological-methodical ones. It is concluded that the organizational culture of a teacher is a complex multi-component education consisting of a variety of professional competencies, personal qualities and personality traits. For this reason, it is important to structure all the components and qualities of the organizational culture of the personality of a future teacher of mathematics for its effective formation within the education of a university. These components should be taken into account when planning the educational process in a modern university in training bachelor and master students of pedagogical education.

Текст научной работы на тему «Структура сформированности организационной культуры учителя»

ления, но и повысить его качество для достижения соответствия фактического уровня и качества подготовки выпускников параметрам профессиональной деятельности. Это прямая задача школ и вузов. Что делается для ее решения, рассмотрим на примере ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет» (ДГПУ).

ДГПУ - это региональный педагогический университет, ведущий многопрофильный образовательный и научно-исследовательский центр Республики Дагестан, вносящий практический вклад в развитие образования региона и страны, формирующий предпосылки для повышения качества человеческого капитала. В этой связи основными стратегическими целями университета, направленными на повышение человеческого капитала обучающихся и призванными обеспечить подготовку высококвалифици-рованных кадров, обладающих компетенциями для работы в условиях динамичного развития образования и всей социально-экономической сферы, являются:

- обеспечение качества педагогического образования, позволяющего выпускнику университета быть конкурентоспособным на рынке труда, решать современные проблемы обучения и воспитания школьников;

- повышение уровня и расширение спектра педагогических и научно-прикладных исследований в области искусства, культуры, музыкального образования, физической культуры и спорта;

- создание эффективной системы профессиональной ориентации, трудоустройства, профессионального роста обучающихся и выпускников университета.

В качестве приоритетных направлений развития университета можно выделить следующие: оптимизация спектра образовательных программ в области

Библиографический список

культурологического, педагогического, музыкального, физкультурного, художественно-графического образования, увеличение доли магистерских программ, повышение их качества, использование информационно-коммуникационных технологий, вовлечение обучающихся в научно-исследовательскую работу, развитие междисциплинарных исследований [3 - 7].

Следующее направление развития компетентностного подхода - это взаимодействие с реальными образовательными организациями. Так, например, в лицее № 5, лицее № 39, лицее № 9 г Махачкалы и других учреждениях созданы и активно работают базовые кафедры педагогики и психологии начального образования, дошкольного и дополнительного образования, дефектологии и другие. Их представители успешно работают в следующих направлениях: организация исследовательской работы учителей в условиях инновационной школы, инновации в процессе обучения и воспитания, инновации в воспитательных системах, разработка модели управления инновационным процессом образовательной организации.

Кроме того, высокое качество подготовки педагогов напрямую зависит от квалификации научно-педагогических кадров. Поэтому одним из важнейших направлений развития университета является подготовка и повышение научной квалификации научно-педагогических кадров, рост наукометрических показателей.

Все это способствует формированию профессиональных личностных компетенций у выпускников, повышению уровня человеческого капитала и, как следствие, успешной интеграции в образовательную сферу Республики Дагестан и Российской Федерации.

1. Алексеева И.А. Формирование человеческого капитала вуза посредством компетентностного подхода. Экономика образования. 2016; 6: 12 - 22.

2. Алиев М.А., Умалатова З.М. Инновационное развитие школы. Махачкала: ДГПУ, 2018.

3. Методология моделирования предметной области. Available at: http://itteach.ru/bpwin/metodolgii

4. Рейтинг вузов России 2016 года. Available at: http://bs-life.ru/makzoekonomika/vuzy2015-html

5. Тугускина Г.Н. Формирование человеческого капитала в вузе. Экономика образования. 2016; 3: 44 - 49.

6. Тюнников Ю.С. Концептуальная модель подготовки будущих педагогов к инновационной деятельности. Педагогическое образование и наука. 2014; 5: 52 - 62.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Москва, 2011.

References

1. Alekseeva I.A. Formirovanie chelovecheskogo kapitala vuza posredstvom kompetentnostnogo podhoda. 'Ekonomika obrazovaniya. 2016; 6: 12 - 22.

2. Aliev M.A., Umalatova Z.M. Innovacionnoerazvitie shkoly. Mahachkala: DGPU, 2018.

3. Metodologiya modelirovaniya predmetnoj oblasti. Available at: http://itteach.ru/bpwin/metodolgii

4. Rejting vuzov Rossii 2016 goda. Available at: http://bs-life.ru/makzoekonomika/vuzy2015-html

5. Tuguskina G.N. Formirovanie chelovecheskogo kapitala v vuze. 'Ekonomika obrazovaniya. 2016; 3: 44 - 49.

6. Tyunnikov Yu.S. Konceptual'naya model' podgotovki buduschih pedagogov k innovacionnoj deyatel'nosti. Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. 2014; 5: 52 - 62.

7. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart osnovnogo obschego obrazovaniya. Moskva, 2011.

Статья поступила в редакцию 20.02.18

УДК 378

Aliphanova F.N., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Theory and Technology of Social Work, Chechen State University (Grozny, Russia),

E-mail: [email protected]

Aliyeva R.R., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Professional Pedagogy, Technology and Teaching Methods,

Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]

STRUCTURE OF FORMATION OF ORGANIZATIONAL CULTURE OF TEACHERS. The organizational culture of a teacher is a complex multi-component education consisting of a variety of professional competencies, personal qualities and personality traits. The article studies structural components in forming the organizational culture of a teacher, such as cognitive-cognitive, communicative-organizational, creative-shaped and technological-methodical ones. It is concluded that the organizational culture of a teacher is a complex multi-component education consisting of a variety of professional competencies, personal qualities and personality traits. For this reason, it is important to structure all the components and qualities of the organizational culture of the personality of a future teacher of mathematics for its effective formation within the education of a university. These components should be taken into account when planning the educational process in a modern university in training bachelor and master students of pedagogical education.

Key words: structure, component, organizational culture, future teacher.

Ф.Н. Алипханова, д-р пед. наук, проф. каф. теории и технологии социальной работы, ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет»,

г. Грозный, E-mail: [email protected]

Р.Р. Алиева, канд. пед. наук, ст. преп. каф. профессиональной педагогики, технологии и методики обучения, ФГБОУ ВО «Дагестанский

государственный педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: [email protected]

СТРУКТУРА СФОРМИРОВАННОСТИ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ УЧИТЕЛЯ

В статье изучены структурные компоненты сформированности организационной культуры учителя, такие как: познавательно-когнитивный, коммуникативно-организационный, креативно-образный и технолого-методический. Сделан вывод о том, что организационная культура учителя - сложное многокомпонентное образование, состоящее из множества профессиональных компетенций, личностных качеств и свойств личности. По этой причине важна структуризация всех компонентов и качеств организационной культуры личности будущего учителя для эффективного её формирования в рамках вуза. Данные компоненты необходимо учитывать при планировании образовательного процесса в современном вузе при подготовке бакалавров и магистров педагогического образования.

Ключевые слова: структура, компонент, организационная культура, будущий учитель.

Эффективно формировать организационную культуру у будущего учителя, замерять уровень её сформированности невозможно без определения её основных структурных компонентов. Классификация множества компонентов, компетенций, свойств и качеств организационной культуры личности учителя необходима, чтобы выявить самые основные, доминантные компоненты и критерии, потому что организационная культура учителя - сложное многокомпонентное образование, состоящее из множества профессиональных компетенций, личностных качеств и свойств личности. По этой причине важна структуризация всех компонентов и качеств организационной культуры личности будущего учителя математики для эффективного её формирования в рамках вуза.

Под структуризацией проблемы выявления основных компонентов организационной культуры будущего учителя мы будем понимать выявление главных профессиональных компетенций и характерных качеств личности учителя и изучение их взаимного влияния друг на друга. В отдельных источниках под структуризацией проблемы понимается и формализация компонентов, их зависимостей, необходимых для решения проблемы.

В системном анализе структуризация каких-либо качеств личности является наиболее ответственной, так как ее главная задача - представить организационную культуру учителя как совокупность компонентов разной значимости, уточнение внутренних связей между ними и их внешних связей. Проанализировав большой ряд, компетенций, компонентов и качеств личности учителя, мы пришли к заключению, что наиболее доминантными и значимыми для учителя являются следующие компоненты: познавательно-когнитивный, коммуникативно-организационный, креативно-образный и технолого-методический [2].

1. Познавательно-когнитивный компонент - предполагает то, что будущий учитель проявляет интерес и устремленность не только к тому, чтобы проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязи, но и подобрать для решения данной проблемы оригинальный метод; студент проявляет высокий уровень воли, упорство, настойчивость в достижении поставленной цели, познавательные интересы к математической науке. Студент, как будущий учитель, пытается понять, как устроен мир, какие математические законы лежат в основе мироустройства. Познав определённые вещи, заинтересованный человек пытается их передать другому - так рождается сообщество, которых объединяет стремление узнать несколько больше, чем дает педагог на занятии, их объединяет узнать иные методы и способы познания окружающей действительности. Будущий учитель математики должен активно проявлять и применять оригинальные приёмы передачи знаний своим ученикам, что повышает уровень занимательности на уроках. Сформированный познавательно-содержательный компонент организационной культуры повышает занимательность обучения, учитель ставит привлекательные, занимательные цели, подбирает практические интересные задачи для раскрытия темы, прибегает к классикам науки и их крылатым словам как средство активизации познавательной активности и интереса учащихся на уроках математики. Продуктивность в активизации познавательной активности и развития познавательного интереса обеспечивает использование компьютерных технологий, информационно-коммуникативных технологий. Студент, как будущий учитель, объясняет новый материал активными формами познания, организуя такие виды деятельности - игровая, трудовая, коммуникативная, простое общение.

2. Коммуникативный-организационного компонент. Позитивная коммуникация невозможна без веры в себя, без высокой самооценки. Учитель проявляет оптимизм, чувство справедливости, демонстрирует высокую ответственность, осознание принадлежности к общему школьному коллективу, понимание учителем поставленных перед ним общих и частных задач. В ходе коммуникации будущий учитель должен овладеть индивидуально-личностным подходом к детям, выходящими за рамки уроков, владеть индивидуальными подходами к тем детям, нуждающихся в том, чтобы закрыть пробелы в знаниях или, напротив, подход к одаренным детям, владеть специальными методами для работы с детьми. Развитые коммуникативные качества помогут эффективно организовывать внеклассную учебную деятельность, самостоятельно и грамотно планировать свой рабочий день, внеклассное время, владеть приемами менеджмента и тайм-менеджмента. Только в этом случае он сможет эффективно и продуктивно организовывать олимпиады, математические игры, викторины, вебинары, КВНы, проектные предметные работы и т. д.

3. Креативно-образный компонент. Для современного учителя важным является развитие творческих способностей, поскольку только творческий педагог способен воспитать творческого ученика; креативный творческий учитель избегает шаблонные, привычные, традиционные решения и действия, для него характерны оригинальность, образность, гибкость мышления, быстрая реакция и адаптация ко всему новому. Сегодня доля творческого труда во всех профессиях постоянно растет, но более всего это необходимо на уроках математики. Креативный, творческий учитель проявляет способность к размышлению, анализу, обобщению, что важно для творческого планирования урока, для самостоятельного принятия решения и действий в необычных ситуациях. Начиная с первых курсов студентов-, будущих учителей приучают к творческой самостоятельной работе, к самостоятельному поиску оригинальных решений задач. Развитие креативных качеств идёт постепенно, но более продуктивным может быть, если наладить систематическую работу и сделать задания более целенаправленными - и научными и прикладными. Креативность предполагает постоянное решение проблемных ситуаций, поиска логических, нестандартных задач на уроках. Проблемные, креативные ситуации и их решение образуют не только новые знания, но и новые образы и способы действия. Решение креативных задач - это чаще всего индивидуальное действие студента, поэтому способствует индивидуальному поиску в решении. Всё это способствует формированию образности, креативности, эффективному решению нестандартных задач. Студенты, увлечённые решением оригинальных задач, демонстрирует неординарное мышление, демонстрирует знание фактического материала о владении оригинальными подходами к решению задач.

4. Технолого-методический компонент. Учитель учится ещё в вузе разнообразным игровым предметным технологиям, элементам проблемного обучения, формируя увлекательность и интерес к занятиям математики. Владение игровыми технологиями в ходе урока позволят им в будущем выполнять, не затрудняясь психологически, различные нестандартные задачи. Технолого-методический компонент организационной культуры предполагает использование будущими учителями новые и современные информационные коммуникативные технологии как средство обучения, что обеспечит в индивидуальному становлении и развитию индивидуальных способностей обучающихся.

Таблица 1

№ Компоненты организационной культуры будущего учителя Критерии и показатели организационной культуры будущего учителя математики

1. Познавательно-когнитивный компонент Проявляет интерес и устремленность не только к тому, чтобы проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязи, но и подобрать для решения данной проблемы оригинальные методы и способы; проявляет высокий уровень воли, упорство, настойчивость в достижении поставленной цели, познавательные интересы к математической науке; т проявляет устойчивый интерес к идеальному освоению мира, демонстрируют желание распознать логику математической науки, понять ее смысл; глубинные потребности в математическом творчестве, в интеллектуальной деятельности; пытается понять, как устроен мир, какие математические законы лежат в основе мироустройства; активно проявляет и применяет оригинальные приемы передачи знаний своим ученикам, что повышает уровень занимательности на уроках; занимательность обучения, будущий учитель ставит привлекательные, занимательные цели, подбирает практические интересные задачи для раскрытия темы, прибегает к классикам математической науки и их крылатым словам (Иоганн Бернулли, Лобачевский, Арнольд, Буняковский, Жуковский, Ковалевская и др.) как средство активизации познавательной активности и интереса учащихся на уроках математики.

2. Коммуникативный-организационный компонент Предполагает умение будущего учителя математики убеждать с помощью понятных, глубоких аргументов в правоте математических истин, формул, теорем. Демонстрирует высокую эмпатию, желание общаться, способность работать в коллективе, в команде, проявлять оптимистический подход к детям, верить в успехи своих учеников, верить в себя, без чего невозможно плодотворное общение; верить в успех дела, которым он руководит, должен вселять веру в сердца своих учеников; позитивная коммуникация предполагает веры в себя и должную самооценку; проявляет оптимизм, чувство справедливости, демонстрирует высокую ответственность, осознание принадлежности к общему коллективу, понимание учителем поставленных перед ним общих задач; владеет индивидуально-личностным подходом, специальными методами для работы с детьми; владеет развитыми коммуникативными качествами для организации внеклассной учебной деятельности

3. Креативно-образный компонент Развитые творческие способности, креативность, стремится избегать шаблонные, привычные, традиционные решения и действия, характерны оригинальность, образность, гибкость мышления, быстрая реакция и адаптация ко всему новому; способность к размышлению, анализу, обобщению, что важно для творческого планирования урока, для самостоятельного принятия решения и действий в необычных ситуациях; творческая самостоятельная работа, самостоятельный поиск оригинальных решений задач; пытается делать задания более целенаправленными - и научными и прикладными способам; креативность образность предполагает постоянное решение проблемных ситуаций, поиска логических, не стандартных задач на уроках математики; мыслительная деятельность, что способствует открытию новых и полезных оригинальных знаний.

4. Технолого-методический компонент Использование будущими учителями новые и современные информационные коммуникативные технологии, как средство обучения, что обеспечит в индивидуальному становлении и развитию индивидуальных способностей обучающихся; владение ИКТ как комплексом технологичных, научных, инженерных методов и способов, определяющих эффективную организацию труда. владение ИКТ позволит будущему учителю математики продуктивно управлять и обрабатывать данными; владеет информационными технологиями, активно пользуется в получении учебной и научной информации; владеет разнообразными технологиями и техниками, формами и методами при решении разнообразных задач и ситуаций, игровым предметным технологиям, элементам проблемного обучения, формируя увлекательность и интерес к занятиям математики; владение игровыми технологиями в ходе урока математики позволят им в будущем выполнять, не затрудняясь психологически, различные математические упражнения и нестандартные задачи, выполнять разнообразные арифметические действия, тренироваться в устном счете; интерес к успеху, стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания.

Таким образом, мы пришли к выводу, что компоненты, которые входят в по- Данные компоненты необходимо учитывать при планировании образова-

нятие организационной культуры, - это познавательно-когнитивный, коммуни- тельного процесса в современном вузе при подготовке бакалавров и магистров кативный-организационный, креативно-образный и технолого-методический. педагогического образования.

Библиографический список

1. Малин А.С., Мухин В.И. Исследование систем управления: монография. Москва: РГУ, 2017.

2. Алиева РР Основные подходы к изучению проблемы формирования организационной культуры будущего учителя. Вестник университета (ГУУ). Москва: Государственный университет управления, 2013; 13: 170 - 173.

3. Алипханова Ф.Н. Компоненты и критерии сформированности организационной культуры будущего учителя математики. Кант - Ставрополь: ООО «Издательство СТАВРОЛИТ», 2018; 3 (28): 11 - 14.

References

1. Malin A.S., Muhin V.I. Issledovanie sistem upravleniya: monografiya. Moskva: RGU, 2017.

2. Alieva R.R. Osnovnye podhody k izucheniyu problemy formirovaniya organizacionnoj kul'tury buduschego uchitelya. Vestnik universiteta (GUU). Moskva: Gosudarstvennyj universitet upravleniya, 2013; 13: 170 - 173.

3. Aliphanova F.N. Komponenty i kriterii sformirovannosti organizacionnoj kul'tury buduschego uchitelya matematiki. Kant - Stavropol': OOO «Izdatel'stvo STAVROLIT», 2018; 3 (28): 11 - 14.

Статья поступила в редакцию 20.02.19

УДК 37.012:28

Aminov Т.М., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Pedagogics and Psychology, M. Akmulla Bashkir State Pedagogical University

(Ufa, Russia), E-mail: [email protected]

Aminova L.Ya., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Socio-Economics and Humanities, Bashkir State Agriculture University

(Ufa, Russia), E-mail: [email protected]

SOCIALLY-ORIENTED PEDAGOGICAL THEORY BY IBN HALDUN. The paper examines the focal ideas of the original pedagogical theory by such an outstanding medieval Islamic scholar as Ab ar-Rahman Ibn Haldun. His progressive, enduring and topical ideas of socially-oriented pattern of upbringing have had a dramatic effect on all the successive development of pedagogics. He proves that social factors, the environment and upbringing are key drivers of personality formation and he argues that the formation of educatee's morals and consciousness is linked with his social interaction as well as with his own transformative labor activities. A person is born neutral in respect of such moral entities as good and evil, hence, these moral categories have to be formed as a result of upbringing. Haldun's theory considers upbringing and learning as interconnected and reciprocal processes. The author proposes his own view on the stages, principles, methods and media of learning.

Key words: Ibn Haldun, pedagogical ideas, socially-oriented pattern of upbringing, interconnection of upbringing and learning.

Т.М. Аминов, д-р пед. наук, проф. каф. педагогики и психологии, ФГБОУ ВО «Башкирский государственный педагогический университет

им. М. Акмуллы», г. Уфа, E-mail: [email protected]

Л.Я. Аминова, канд. пед. наук, доц. каф. социально-экономических и гуманитарных дисциплин, ФГБОУ ВО «Башкирский государственный аграрный

университет», г. Уфа, E-mail: [email protected]

СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ИБН ХАЛЬДУНА

В статье раскрываются основные идеи оригинальной педагогической теории выдающегося исламского мыслителя средневековья Абд ар-Рахмана ибн Хальдуна. Его прогрессивные, нестареющие и сегодня идеи социально ориентированного характера воспитания оказали огромное влияние на последующее развитие педагогической науки. Он обосновывает, что социальные факторы, среда и воспитание являются основными в процессе формирования личности. Утверждает, что формирование духовных и нравственных качеств воспитанника связано с его взаимодействием с обществом, а также с собственной преобразующей трудовой деятельностью. В отношении нравственных категорий, таких как добро и зло, человек рождается нейтральным, поэтому их необходимо формировать в процессе воспитания. Процессы воспитания и обучения в его теории взаимосвязаны и взаимообусловлены. Автор предлагает собственное видение ступеней обучения, его принципов, методов и средств.

Ключевые слова: Ибн Хальдун, педагогические идеи, социальный характер воспитания, взаимосвязь воспитания и обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.