Научная статья на тему 'Определение своей роли в воспитательном процессе российскими женщинами'

Определение своей роли в воспитательном процессе российскими женщинами Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
95
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Ключевые слова
ГЕНДЕР / ГЕНДЕРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / СОЦИАЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ / АРХЕТИПИЧЕСКИЕ ЛИНИИ ПОВЕДЕНИЯ / ТРАДИЦИОННОЕ ОТНОШЕНИЕ К ВОСПИТАТЕЛЬНОМУ ПРОЦЕССУ / ДУХОВНЫЕ ТРАДИЦИИ / GENDER / GENDER IDENTITY / SOCIAL SETTINGS / ARCHETYPAL LINES OF CONDUCT / TRADITIONAL ATTITUDE TOWARD THE EDUCATIONAL PROCESS / SPIRITUAL TRADITIONS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Боллигер Лариса Васильевна

С изменением политического устройства общества в нашей стране за последние двадцать лет поменялась не только экономическая ситуация, но и отношение к образованию и установки на воспитание детей. Новые общественные установки и мнения оказывали различное влияние на гендерную идентичность российских женщин. Это влияние зависело от того, как усваивались новые или изменялись ранее сформированные ее собственные внутренние установки, и от возраста, в котором застали женщину коренные перемены в общественных устоях. В данном исследовании предпринята попытка проанализировать особенности такого важного гендерного аспекта, как реализация конструктивного воспитательного процесса, понимание его смысла и целей женщинами разных возрастных групп.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEFINITION OF THE WOMAN'S ROLE IN THE EDUCATIONAL PROCESS BY RUSSIAN WOMEN

The economic situation, as well as relation to education and the attitudes to raising children have been changed in our country with the change in political structure of the society for the past two decades. New social attitudes and opinions had a different effect on gender identity of Russian women. This effect depended on the way of acquisition of women's own internal settings or modification of earlier formed ones, on the age when a woman met the fundamental changes in the society. This study makes an attempt to analyze the features of such an important gender aspect as the implementation of a constructive educational process, understanding of its meaning and purposes by women of different age groups.

Текст научной работы на тему «Определение своей роли в воспитательном процессе российскими женщинами»

УДК 159.922.1

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СВОЕЙ РОЛИ В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ РОССИЙСКИМИ ЖЕНЩИНАМИ

л

Л.В. Боллигер1

Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

С изменением политического устройства общества в нашей стране за последние двадцать лет поменялась не только экономическая ситуация, но и отношение к образованию и установки на воспитание детей. Новые общественные установки и мнения оказывали различное влияние на тендерную идентичность российских женщин. Это влияние зависело от того, как усваивались новые или изменялись ранее сформированные ее собственные внутренние установки, и от возраста, в котором застали женщину коренные перемены в общественных устоях. В данном исследовании предпринята попытка проанализировать особенности такого важного гендерного аспекта, как реализация конструктивного воспитательного процесса, понимание его смысла и целей женщинами разных возрастных групп. Библиогр. 2 назв.

Ключевые слова: гендер; гендерная идентичность; социальные установки; архетипические линии поведения; традиционное отношение к воспитательному процессу; духовные традиции.

DEFINITION OF THE WOMAN'S ROLE IN THE EDUCATIONAL PROCESS BY RUSSIAN WOMEN L.V. Bolliger

National Research Irkutsk State Technical University, 83, Lermontov St., Irkutsk, 664074.

The economic situation, as well as relation to education and the attitudes to raising children have been changed in our country with the change in political structure of the society for the past two decades. New social attitudes and opinions had a different effect on gender identity of Russian women. This effect depended on the way of acquisi tion of women's own internal settings or modification of earlier formed ones, on the age when a woman met the fundamental changes in the society. This study makes an attempt to analyze the features of such an important gender aspect as the implementation of a constructive educational process, understanding of its meaning and purposes by women of different age groups. 2 sources.

Key words: gender; gender identity; social settings; archetypal lines of conduct; traditional attitude toward the educational process; spiritual traditions.

Последнее десятилетие прошлого века и первое десятилетие века нынешнего были отмечены в России как годы коренных социальных перемен. Изменения в обществе способствовали изменениям в мировоззрении людей, в их ценностях, идеалах и целях.

Установки и общественные мнения, которыми руководствовались в своем становлении советские женщины, стали постепенно девальвироваться. Им на смену пришли новые, соответствующие веяниям общественных перемен. Возможности постперестроечного периода для реализации российских женщин, как в материнской, так и в личностной женской сфере, оказались несравненно шире, чем это было во времена советской власти. На наш взгляд, влияние новых установок на формирование гендерной идентичности женщин зависело не только от того, как усваивались новые или изменялись ранее сформированные собственные внутренние установки, но и от того, в каком возрасте застали женщину коренные перемены в общественных устоях.

Известно, что до 15-16 лет закладываются основные черты характера женщины, от которых зависит

качество потомства. В древних государствах уделяли большое внимание воспитанию женщин. Это было важно, так как дети продолжали династии, на которых фактически стояло государство. Ведическая психология утверждает, что основой этих династий учителей, лекарей, землепашцев, философов, администраторов, правителей и т.д. всегда являлись женщины. Чем целомудреннее была женщина, тем лучше ребенок усваивал и наследовал профессиональные и личностные качества отца, тем успешнее продолжалось семейное дело. Чем сильнее была династия, тем крепче становилось государство.

Большая роль в формировании стабильной семьи и здоровых взаимоотношений ее членов принадлежит семейным обрядам, ритуалам, традициям. Традиции семьи, рода, государства, которые вводились раз и навсегда, обладали большим энергетическим потенциалом. Чем старее были ритуалы, тем выше была их ценность, они обладали более сильной энергетикой. Смысл этих традиций и ритуалов заключался в том, что, следуя им, человек не позволял себе выйти за рамки исполнения семейного, родового долга или дол-

1 Боллигер Лариса Васильевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии факультета права, социологии и СМИ, тел.: 89086411497; e-mail: [email protected]

Bolliger Larisa, Candidate of Psychology, Associate Professor of the Department of Psychology of the Faculty of Law, Sociology and Mass Media, tel.: 89086411497; e-mail: [email protected]

га перед государством. Исполнение традиций помогало избавить семью от нестандартных ситуаций. Сохранение и передача этих традиций, ритуалов, обрядов из поколения в поколение всегда была священной обязанностью женщины.

От женской мудрости, от ее способности к трансляции подрастающему поколению знаний о семейных устоях, о традиционных взаимоотношениях между мужем и женой, об особенностях выполнения мужчинами и женщинами своих обязанностей зависит качество жизни членов ее семьи в обществе.

При советском строе стимулировались новые государственные и семейные традиции и ритуалы, которые значительно отличались от традиционных. Так, например, законность существования семьи определялась не венчанием, а регистрацией в государственном учреждении, крещение ребенка не приветствовалось, и многие свершали этот обряд втайне - а значит, это событие не отмечалось как праздник. Многие ритуалы были отменены (благодарственная молитва перед сном или перед приемом пищи), возникали новые (на заседании совета отряда пионеру вменялось в обязанность шефство над отстающим одноклассником или ритуал разбирательства на парткоме жалобы жены на недостойное поведение мужа). На смену религиозным праздникам пришли революционные, которые мы отмечали 1 мая, 8 марта, 7 ноября.

Вслед за разрушением существовавшей социально-экономической ситуации в стране в конце прошлого столетия начали меняться не только семейные традиции, но и отношение женщин к исполнению своего высокого предназначения. Наши современницы в разные периоды своей жизни столкнулись с необходимостью заново оценивать цели и способы исполнения традиционной женской обязанности, касающейся необходимости сохранения и передачи жизненного опыта детям. Особенности этих изменений мы и попытались выявить в нашем исследовании.

Выявляя поведенческие характеристики испытуемых, мы опирались на классификацию гендерных типов, предложенную профессором В.В. Козловым [1, с. 675]. Данная типология рассматривает по 4 типа характерных архетипических линий поведения у мужчин и у женщин. В качестве женских поведенческих архетипов автор выделяет - материнство; педагогическую деятельность, основанную на женской мудрости; эмоциональность; чувственность и импульсивность. Условные их названия таковы: Мария, София, Елена и Ева. Кроме того, каждый тип гендерной идентичности подразделяется на виды. Один из этих видов связан с наличием у женщины идеальных представлений о том или ином традиционном женском поведении (свет), другой вид свидетельствует о том, насколько это поведение адаптировано к существующим условиям социума (страсть), и третий вид поведения связан с деструктивными тенденциями данного гендерного типа (тьма). Таким образом, выделены 12 гендерных видов, определяющих особенности женского поведения. В данном исследовании нами была предпринята попытка проанализировать особенности отношения женщин

разных возрастных категорий к традиционной воспитательной роли (гендерный тип София).

В качестве методов исследования мы использовали тестирование, интервью, опрос, беседу, анализ продуктов деятельности и методы математической обработки. В качестве теста использовалась методика «Анима» (опросный метод исследования глубинных личностных сценариев женщины) [2].

Для удобства анализа вся выборка женщин, 1080 человек, была нами поделена на возрастные группы, разница между которыми составила десять лет. Количество человек в группах варьировалось от 200 до 140 человек.

- Группа 1 (возраст 19-22 года). Это девушки -женщины, родившиеся и личностно формировавшиеся в «смутное время». На момент экспериментальных исследований это, как правило, студентки или учащиеся колледжей, получающие профессиональное образование;

- группа 2 (23-30 лет). В дошкольном возрасте начальные бессознательные установки были получены этой группой женщин еще в Советском Союзе. Период их школьного обучения совпал с изменением ситуации в стране, когда менялась общественная идеология, влияющая, в свою очередь, на процессы становления гендерной идентичности;

- группа 3 (31-40 лет). Эти женщины воспитывались в контексте советской морали. Начавшаяся перестройка предоставила им большие возможности для самореализации. Для использования этих возможностей необходимо было частично изменить убеждения, жизненные цели, установки, способы действия и т.п. Часть этих женщин находилась в то время в процессе профессионального выбора, другие - в начале трудового пути;

- группа 4 (41-50 лет). В начале перестройки эти женщины, получив профессиональное образование, начинали совершенствоваться на трудовом поприще, создавали семьи. В это время начали закрываться предприятия, и большинство этих женщин попадали под сокращение одними из первых. Данная ситуация объясняется тем, что происходило резкое уменьшение рабочих мест, а в ту пору они были самой уязвимой категорией среди работников, так как одни из них имели маленьких детей, которые часто болели, и матери вынуждены были ухаживать за ними, другие - не были еще высококвалифицированными специалистами;

- группа 5 (51-60 лет). К моменту перестроечных событий эта группа женщин находилась в зрелом возрасте с устоявшимся укладом жизни, с определенными перспективами, сформированными ценностями;

- в группу 6 вошли женщины, возраст которых старше 60 лет. Женщины этой возрастной категории подходили в начале перестройки к так называемому возрастному кризису середины жизни. Ими было достигнуто профессиональное мастерство, практически выросли дети, здоровье начинало давать сбои, ожидалась пенсия.

Полученные данные были подвергнуты статистическому анализу. С помощью критерия х Пирсона мы

определяли значимость в различиях частотных распределений выраженности установок по каждому виду.

Сравнение результатов распределения выраженности гендерных установок, относящихся к типу София по разным возрастным группам, выявило следующие позиции:

1. Наиболее явные различия в установках, которые определяют стремление к педагогической деятельности, основанной на женской мудрости и высокоморальном поведении, выявлены у женщин 1-ой (19-22 года) и 2-ой (23-30 лет) групп по сравнению с 5-ой (51-60 лет) и 6-ой (старше 60 лет) группами. У зрелых женщин этот показатель практически в два раза выше. Существуют различия указанных выше установок между 1-ой (19-22 года) и 4-ой (41-50 лет) группами испытуемых. Это сравнение идет также не в пользу молодых.

2. Значимые различия в уровнях выраженности установок, формирующих способности и умения передавать традиции, знания и способы адаптации к общественной жизни детям, проявились при сравнении результатов у женщин 4-ой группы (41-50 лет) с испытуемыми 1-ой (19-23 года), 3-ей (31-40 лет) и 6-ой (старше 60 лет) групп. Среди испытуемых 4-ой группы наибольшее количество женщин, реализующих эти умения. Кроме того, обозначилась разница между уровнем выраженности этих установок у женщин 2-ой (23-30 лет) группы по сравнению с испытуемыми 6-ой (старше 60 лет) группы. В данном случае среди старших женщин большее количество тех, которые на практике осуществляют эффективную педагогическую деятельность.

3. Уровни установок, влияющие на проявление деструктивных позиций гендерного типа София, значимо разнятся у участниц 3-ей (31-40 лет) и 6-ой (старше 60 лет) групп. Среди молодых участниц эксперимента наибольшее количество тех, у которых наблюдается средний уровень выраженности установок, формирующих стиль воспитания, ведущий к ограничению личностного развития детей.

Анализ результатов исследования по позиции София-свет указывает на то, что среди молодых испытуемых (до 30 лет) практически половина женщин имеет низкий уровень сформированности установок, способствующих осознанию того, что женское поведение должно соответствовать высокой морали и подчинено желанию сохранять и передавать детям опыт, знания, традиции и отношение к жизненным ценностям.

Лишь 12-13% из них видят необходимость подобного отношения к женскому предназначению.

Среди женщин старше пятидесяти лет несравненно больше тех, у которых показатели уровня выраженности по этой позиции определяются как средние и высокие. Так, у 75% испытуемых из группы 51-60-летних и у 82% тех, кому старше 60 лет, есть четкие представления о том, что женская мудрость основана только на стремлении к сохранению рода человеческого и сознании того, что этого можно добиться лишь тогда, когда женщина консервативна в понимании и

сохранении человеческих ценностей. Треть испытуемых старшей возрастной категории считают, что идеальное женское поведение, несомненно, должно базироваться на христианской нравственности.

Скорее всего, потенциал женской мудрости (аспект Софии - свет) ярче проявляется с возрастом. Чем старше возраст женщин в нашей выборке, тем меньшее количество среди них тех, кто не согласен с утверждениями, что женщина ответственна за то, чтобы подрастающее поколение личностно формировалось на идеях духовности и нравственной чистоты. Так, в возрастной группе 51-60-летних среди несогласных с этим традиционным предназначением женщины оказалось 25%, а в группе женщин старше 60 лет их всего 18%. Среди молодых испытуемых, не согласных с тем, что педагогическая деятельность является важнейшим женским предназначением, оказалось 50% в группе 19-22- летних и 43% среди тех, которым от 23 до 30 лет.

Женскую мудрость часто образно называют солью земли. Положительные женские образы в сказках, как правило, именуются Василисами (Еленами) - Премудрыми. Ярко видно поклонение женской мудрости в народных пословицах и поговорках: «Женский ум лучше всяких дум»; «Умная жена может крепость взять»; «Без мужа - что без головы, без жены - что без ума»; «Худо дело, коли жена не велела» и др.

Способность к реализации такого важного архети-пического сценария гендерного поведения женщины, как педагогическая деятельность, проявляется в том, чтобы передавать детям традиции, умения и навыки, необходимые для освоения различных способов адаптации к жизни в обществе. Функция передачи знаний значима, но трудна. Ее трудность заключается в том, что данная деятельность достаточно монотонна. То есть женщина должна хотеть и уметь транслировать знания на понятный доступный социальный язык. Наибольшее количество женщин, у которых выражены эти способности, выявлено в группе 41-50-летних.

Среди испытуемых этой группы, по сравнению с другими возрастными категориями, оказалось больше всего женщин (50%) с традиционными профессиями, являющими собой наиболее частый типаж реализации женщины в социальном пространстве: воспитательницы и учительницы в образовательных и воспитательных учреждениях, преподавательницы в техникумах, колледжах и вузах, врачи. Среди молодежи до 30 лет в нашей выборке подобный профессиональный выбор сделали 36,8% женщин, причем 65% из них еще пока студенты, не приступившие к трудовой деятельности. Участниц эксперимента в возрастном диапазоне 31-40 лет, выбравших «женские» профессии, оказалось лишь 19,2%.

К началу перестроечного времени многие из женщин, которым сейчас от 41 до 50 лет, сделав свой профессиональный выбор, получили образование и начали работать. Даже в самые трудные годы в конце двадцатого столетия, когда эти профессии считались не только не престижными, но и мало оплачиваемыми, они остались верны своему профессиональному

выбору. Такое консервативное отношение к выбранной специальности, скорее всего, говорит о том, что эти женщины остаются верными своему призванию, которое заключается в священном, бескорыстном служении другим.

Самое большое количество женщин (58%) с низким уровнем установок, направленных на желание воспитывать и учить детей, но при этом с наивысшим уровнем деструктивного влияния на ближайшее социальное окружение выявлено в группе женщин 31-40 лет (до 67%). Детство этих женщин пришлось на период застойного времени в Советском Союзе. Зато начавшаяся перестройка предоставила им большие возможности для самореализации. Использование этих возможностей предполагало порой необходимость частично изменить свои убеждения, жизненные цели, установки, способы действия. Проводимые ранее исследования показали, что именно у этой группы женщин наиболее отмечены феминистские тенденции - среди них чаще, чем среди женщин из всех остальных возрастных категорий, встречаются женщины, занятые в собственном бизнесе.

Следует отметить, что наиболее высокий действенный уровень в формировании у подрастающего поколения умений приспосабливаться к жизни выявлен у самых старших женщин, тех, кому уже более шестидесяти лет (14%). Наш опрос показал, что у испытуемых этой возрастной группы, в большинстве своем бабушки (92%), в отношении к внукам больше безусловного принятия, чем когда-то было к детям. Наиболее частый ответ на вопрос об отношении их к детям и внукам звучит примерно так: внучат жалко больше, чем детей. Кроме того, эти женщины в своем возрастном развитии к моменту коренных изменений в обществе имели уже сформированную иерархию ценностей, в которой внуки считались большим благом, так как давали возможность старшему поколению чувствовать себя, как и раньше, востребованными. Маленьким детям нужны няньки, а зрелым женщинам ощущение нужности. Эта потребность усиливается еще и тем обстоятельством, что чуть больше 40% женщин в этом возрасте вдовые, 30% разведены и незамужние, отдельно от детей проживает 82%. Подруги

и друзья постепенно уходят, а у взрослых детей свои интересы. После выхода на пенсию социальное пространство у большинства из них все время сужается. Эти печальные обстоятельства позволяют объяснить тот факт, что среди женщин этой возрастной категории наибольшее количество тех, у которых практически не выявлено установок, связанных с деструктивным поведением относительно близких людей (56%).

Проведенный анализ данных по исследованию взаимосвязи возраста женщин и понимания ими традиционной педагогической деятельности и способности ее реализовывать показал, что образ идеи высокого женского предназначения у молодежи сформирован достаточно слабо. С возрастом количество женщин с таким показателем снижается. Чем старше женщины, тем больше среди них тех, кто согласен с тем, что главным в воспитании подрастающего поколения является собственная нравственная чистота женщины - хранительницы жизни на земле.

Результаты показали, что наименьшее количество женщин, склонных к воспитанию детей и передаче им знаний, умений и способов адаптации в социальном пространстве, среди испытуемых в группе 31-40 лет. В этой же группе женщин выявлено больше всего тех, кто склонен к проявлению деструктивных тенденций по гендерному типу София. Поведение двух третей этих женщин основывается на желании строить мир по своему образцу и подобию. Для достижения этого ими используются все доступные методы, большая часть из которых тормозит развитие, лишает позитивного будущего, искажает качества личности подрастающего поколения.

Высокая способность к терпеливой и мудрой педагогической деятельности выявлена показателями диагностики у наибольшего числа испытуемых в возрастном диапазоне 41-50 лет. И, несмотря на все трудности, встреченные ими на жизненном и профессиональном пути, эти женщины остались верными своему высокому женскому предназначению.

Таким образом, наши исследования показали, что существует связь между особенностями гендерных характеристик женщин в нашей стране и их возрастом.

Библиографический список

1. Козлов В.В. Интегративная психология. М., 2007.

2. Козлов В.В., Бызова Л.В. Тест «Анима»: Опросный метод

исследования глубинных личностных сценариев женщины Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.