УДК 159.922.1
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У ЖЕНЩИН -ПРЕДСТАВИТЕЛЬНИЦ РАЗНЫХ ПРОФЕССИЙ
© Л.В. Боллигер1
Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Изменение социально-экономического уклада жизни общества последних десятилетий сопровождается не только сменой социальных ролей, но и появлением новых требований к профессии, организации деятельности, управлению социально-экономическими процессами. Современные женщины, занятые профессиональной деятельностью, чтобы выжить в новых динамических социально-экономических условиях, выдержать конкуренцию, обеспечить благополучие своих близких, должны быть способны к анализу своего места в социальной среде. В современных условиях профессия может становиться не только средством достижения материального благополучия, но и ведущей сферой социальной самореализации. Многие стороны их жизнедеятельности зависят от того, какое место они себе отводят в социальной среде, какие осваивают социальные роли, каким образом выстраивают свой профессиональный путь и т.п. Уровень качества жизни женщины-профессионала тесно связан с особенностями ее эго-идентичности. В данном исследовании предпринята попытка выявить особенности социальной идентичности как одного из компонентов эго-идентичности у женщин различных профессий. Табл. 1. Библиогр. 10 назв.
Ключевые слова: эго-идентичность; социальная идентичность; профессиональная идентичность; структура социальной идентичности.
COMPARATIVE ANALYSIS OF SOCIAL IDENTITY STRUCTURE OF WOMEN - REPRESENTATIVES OF DIFFERENT PROFESSIONS L.V. Bolliger
Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.
The change in the socio-economic life tenor of the contemporary society is accompanied by the change of social roles as well as by the emergence of new requirements for the profession, organization of activities, and management of socioeconomic processes. Modern women engaged in professional activities are to be able to analyze their place in the social environment in order to survive in new dynamic socio-economic conditions, withstand competition, and ensure the well-being of their family. Apart of being the means of achieving material well-being, profession can become the leading sphere of social self-realization in modern conditions. Many aspects of female life activities depend on the place they assign for themselves in the social environment, mastered social roles, the way of building their career, etc. The level of life quality of a woman-professional is closely related to the features of her ego-identity. This study attempts to identify the characteristics of social identity as a component of ego-identity among the women of different professions. 1 table. 10 sources.
Key words: ego-identity; social identity; professional identity; structure of social identity.
Одной из важных проблем психологии как науки является изучение феномена идентичности. За всю историю изучения данного феномена сложилось множество подходов к пониманию его сути, структуры, этапов формирования и видов. Однако во всех этих подходах в строении идентичности выделяются структуры и эти структуры подвержены изменениям в течение жизни человека.
В современной психологии идентичность определяется как динамическое образование, связанное с чувством непрерывности бытия как сущности, отличной от всех других, претерпевающих изменения на протяжении жизни человека. В составе Эго-идентичности социальная психология выделяет несколько видов идентичности: личностную, социальную, гендерную, этническую, возрастную, профессио-
нальную, городскую. Каждая из них, в свою очередь, имеет собственную структуру. Изучение особенностей их формирования показывает, что возможности самореализации, чувство уверенности в себе, эффективность деятельности, способность преодолевать конфликты и кризисы тесно связаны с особенностями этих видов идентичности. Многие стороны жизнедеятельности человека зависят от того, какое место он отводит себе в социальной среде, какие социальные роли осваивает, каким образом выстраивает свой профессиональный путь и т.п.
В данном исследовании мы сделали попытку выявить особенности социальной идентичности как одного из компонентов Эго-идентичности у женщин различных профессий.
Концептуальной основой исследования явился
1Боллигер Лариса Васильевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии, тел.: 89086411497, e-mail: [email protected]
Bolliger Larisa, Candidate of Psychology, Associate Professor of the Psychology Department, tel.: 89086411497, e-mail: [email protected]
подход к пониманию сути Эго-идентичности, сформулированный в интегративной психологии (К.Уилбер, В.Козлов). С точки зрения этой теории, Эго-идентичность представляет собой систему внутренних идентичностей (Я-идентификаций), определяющих структуру и смысл бытия человека в мире.
Социальная идентичность является результатом процесса социальной идентификации, т.е. определения себя через принадлежность к какой-либо социальной группе. Знание человека о своем месте в социальной среде определяет его жизненные ценности и мотивы, которые проявляются в специфике личностного, социального, гендерного и профессионального самоопределения личности.
Одной из переменных в нашем исследовании является принадлежность испытуемых к какой-либо профессиональной группе. Профессиональная идентичность представляет собой процесс и результат самоотождествления человека с другими представителями профессиональной среды и выражает концептуальное представление человека о своем месте в профессиональной группе, о месте своей профессиональной группы в системе общественных отношений и служит показателем профессионализма.
Ряд исследователей социальной идентичности предлагает рассматривать профессиональную идентичность как один из элементов в структуре социального Эго. Вместе с тем, не вызывает сомнений и тот факт, что она является важным показателем становления самой личности. Так, например, Е.Климов, рассматривая профессиональную идентичность в континууме личностный-социальный, считает, что она находится ближе к социальному полюсу и обладает такими свойствами социальной идентичности, как самоопределение в социальной группе, принятие группового членства и т.д. [4].
В изучении взаимодействия индивидуальной идентичности личности и профессии существуют две основные парадигмы. Сторонники первого подхода утверждают, что нет никакого влияния профессии на личность. Они придерживаются традиционного, идущего от древнегреческой идеалистической философии тезиса об изначальной «профессиональности» человека, то есть полагают, что выбрав профессию, личность не меняется на пути ее освоения и осуществления трудовых функций.
Вторая парадигма взаимодействия профессии и личности является более распространенной в отечественной психологии (Шадриков В.Д., 1982; Кудрявцев Т.В., 1986; Абульханова-Славская К.А., 1991; Пова-ренков Ю.П., 1991; Климов Е.А., 1996). Кроме того, она характерна и для большинства современных зарубежных исследователей. Суть ее заключается в признании факта влияния профессии на личность в ходе профессионального развития. Сторонники этой идеи считают, что, несмотря на то что все знания, умения, навыки и имеющийся в человеке потенциал являются определяющим фактором его профессионального самоопределения, важно учитывать и огромное влияние выбранной профессии на личность человека, его индивидуальную идентичность. Любая профессия
накладывает на личность человека свой отпечаток, который оказывает как положительное, так и негативное влияние, как, например, профессиональная деформация [8].
А.Маркова считает, что по мере роста уровня профессиональных умений отдаленные друг от друга идентификационные характеристики (знание отдельных качеств как профессионала и члена сообщества) переходят к более общей концептуальной идентичности (знание своего статусного и ролевого положения, обусловленного принадлежностью к профессии) [5]. В силу этого профессиональную идентичность можно рассматривать как область самосознания личности, где выражается взаимосвязь когнитивных, мотиваци-онных и эмоциональных аспектов, которые позволяют более полно реализовывать личностный потенциал в профессиональной деятельности и намечать перспективы развития [6]. Е.Ермолаева рассматривает профессиональную идентичность как «универсальное основание адаптации в разных профессиональных средах» [1].
К сожалению, в литературе крайне мало описано взглядов на проблему выстраивания структуры профессиональной идентичности. Кроме того, отсутствует единство в выделении компонентов этой структуры. Так, Л.Шнейдер выделяет следующие компоненты: ценности, смыслы, хронотопы, соответствующие различным видам памяти [10]; Ю.Поваренков - профессиональные ценности и мотивы, профессиональную Я-концепцию, профессиональные установки и убеждения [7]; Е.Ермолаева - операционально-действенный, ценностно-ментальный и социально-нравственный компоненты [2].
Для нас оказалась близка точка зрения Р.Шрейдера, который считал, что идентичность не только появляется, но и трансформируется в процессе профессионального развития человека. При этом он определил ряд основных линий развития профессиональной идентичности - это особое отношение человека к некоторым системам ценностей и норм, специальным традициям и ритуалам, возникающим в профессиональном сообществе, а также формирование установок, характеризующих ту или иную профессиональную деятельность и отличительное профессиональное поведение [10]. Мы полагаем, что принадлежность к определенному профессиональному сообществу будет оказывать значимое влияние на качество компонентов социального Эго и особенности их взаимосвязи.
В контексте интегративного подхода В.Козлова в структуре социальной идентичности имеется три компонента, которые автор определил как Я-материальное, Я-социальное, Я-духовное [3]. Своеобразие идентичности конкретного человека определяется объемом и характеристикой взаимосвязей этих подструктур. Эти компоненты Эго являются устойчивыми жизненными формами, которые человек идентифицирует с собой и обозначает как «Я». Каждый компонент структуры идентификации имеет некий центр, системообразующий и интегрирующий факторы.
Центром Я-материального является отношение к своему телу и качествам биологической данности, которые экстраполируются на предметное пространство всего человека.
Центром Я-социального является интегративный статус, который представлен социальным положением личности, ее социальными установками, ценностями, целями, мировоззрением.
Центр Я-духовного представлен базовыми экзистенциями, которые касаются стержневых проблем бытия (смысл жизни человека) [3].
Задачей исследования явился поиск особенностей соотношения компонентов социальной идентичности у представительниц разных профессий. Мы понимали, что ни одна из широко известных классификаций про-
уровня, и студенты, обучающиеся выбранной профессии. Количество испытуемых в каждой профессиональной группе варьировалось от 80 до 100 человек.
Для определения особенностей компонентов социального Эго у представительниц разных профессий нами была использована методика В.В.Козлова «Личностный опросник самоидентичности» (ЛОС). Данные испытуемых, полученные по этой методике, после статистической обработки представлены в таблице.
Из таблицы видно, что наибольшее среднегруппо-вое значение показателя Я-материальное у работниц налоговой службы (72,6). Наименьшая заинтересованность в комфорте и материальном достатке проявлена в групповом показателе у женщин, связанных по роду деятельности с творческими занятиями (55,7).
Результаты показателей средних значений испытуемых разных профессий по методике «Личностный опросник самоидентичности»
Профессиональные группы Среднее значение по группе Я-материальное Среднее значение по группе Я-социальное Среднее значение по группе Я-духовное
Учителя школ 68,7 68,9 72,5
Налоговая служба 72,6 66,7 71,7
Профессиональное творчество 55,7 59,7 77,2
Преподаватели математики 64,0 52,2 40,0
Работники юстиции 71,2 72,4 72,0
Инженеры 71,1 70,9 71,7
Работники таможенной службы 69,3 66,2 60,7
Медицинские работники 62,1 65,9 69,9
фессий не является универсальной, тем не менее, постарались учесть некоторые моменты. Во-первых, профессии женщин, принимающих участие в исследовании, примерно соответствовали видам известных классификаций по Е. Климову и Дж. Холланду. Во-вторых, нам хотелось, чтобы представленные профессии давали возможность посмотреть на особенности социальной идентичности женщин в тех случаях, когда профессиональная деятельность способствует тому, чтобы женщина демонстрировала свои природные, традиционные качества (учительство, целитель-ство, творческая деятельность) и, наоборот, когда профессиональная деятельность препятствует этим проявлениям (военная или государственная служба, инженерная деятельность, юриспруденция).
Для достижения поставленной цели нами были исследованы группы профессионалов. Выбранная совокупность составила 780 женщин, среди которых преподаватели математики в вузах; военнослужащие, работающие на таможне; юристы; медики; инженеры; учителя школ; работники налоговой службы; женщины, профессионально занимающиеся творческой деятельностью (преподаватели основ дизайна, рисунка, живописи, художницы, преподаватели музыки, практикующие модельеры и модельеры-преподаватели, руководители кружков детского прикладного творчества и т.д.) Возраст испытуемых варьируется от 18 до 70 лет. Большинство из них живут в Иркутске и Иркутской области, кроме этого, часть испытуемых проживает в Томске и Республике Бурятия. Семейный статус опрошенных различный. Среди испытуемых есть профессионалы, достигшие мастерства высокого
Самое высокое значение своему социальному статусу придают испытуемые юристы (72,4), меньше всего интересует положение в профессиональном сообществе женщин, преподающих математику (52,2).
Наивысший уровень стремления к духовному развитию среди испытуемых характерен для группы женщин, профессионально связанных с творческими занятиями (77,2%). Менее всего думают о своем духовном совершенствовании женщины, работающие на математических кафедрах в вузах.
В группах юристов и инженерных работников показатели всех трех компонентов в структуре социальной идентичности распределены наиболее ровно.
Уровни выраженности признаков сопоставлялись по критерию Стьюдента, различия учитывались начиная с 5%-ного уровня. Статистический анализ показал, что такие компоненты социальной идентичности, как Я-социальное и Я-духовное, имеют значимо низкие показатели в группе математиков. Поэтому можно говорить о том, что среди всех профессиональных групп для этих испытуемых наименее интересны социальные карьерные игры и базовые духовные смыслы не столь явно проявлены (низкие значения этого показателя у 39% опрошенных). Наибольшую долю в объеме целостной структуры социального Эго занимают у них цели и ценности, относящиеся к Я-материальное (высокий и средний уровень выраженности доминирующего стремления к материальному комфорту у 94% испытуемых). Данная картина указывает на их прагматичность и рационализм в вопросах бытия.
Низкое значение, определяющее материальную
составляющую социальной идентичности, выявлено у испытуемых медицинских работников по сравнению со всеми представительницами других профессиональных групп, кроме описанных выше преподавателей математики. У трети опрошенных медицинских работников - низкая идентификация с материальной составляющей Эго. Доминирующее положение в структуре социальной идентичности у них занимает Я-духовное. Показатели этого компонента значимо больше, чем у представительниц таких профессий, как математика и военная служба (таможенницы). Высокий и средний уровень предпочтения духовных ценностей выявлен у 84% медиков - участниц опроса.
Мы предполагаем, что у профессионалов-медиков, которые очень близко соприкасаются с ситуациями, характеризующими хрупкость человеческой жизни, формируется совершенно особое отношение ко многим экзистенциональным проблемам высшего порядка: к жизни и смерти, например, или к ответственности за здоровье человека, к нравственным законам. В этом случае, вне всякого сомнения, доминирующей подструктурой Эго становится Я-духовное.
Опрос испытуемых медиков показал, что большинство из них считают себя верующими в высшую справедливость (59% женщин, из них 35% православных и 24% буддисток). При исполнении служебного долга - лечении телесных недугов - большинство из них важным для себя считают клятву, которую они давали при посвящении в профессию (клятва Гиппократа), и принцип «не навреди».
Кроме того, практически все испытуемые считают, что социальный статус для медика в настоящее время определяется не столько карьерным продвижением по служебной лестнице, сколько уважением и признанием пациентов. От этого зависит и материальная добавка к основному заработку медицинского работника.
Эти выводы подтверждают и данные корреляционного анализа: высокий уровень связи выявлен в этой группе профессионалов между материальным и социальным Эго, с одной стороны, и материальным и духовным Эго, с другой стороны. С введением платных услуг в медицине большую дополнительную оплату от пациентов получает тот медик, который пользуется хорошей репутацией среди пациентов как профессионал, или тот, кто имеет значимый статус (категория, научное звание) в профессиональной среде. На платные услуги человек соглашается у того врача (медсестры), квалификации которого он доверяет. Поэтому большинство из испытуемых медицинских работников (82%) связывают социальную успешность в своей деятельности с признанием пациентов. Рост профессионального мастерства неразрывно связан в их сознании с качеством оказываемой ими помощи в процессе выздоровления человека или снижения его страданий. Кроме того, самоисцеление больного в немалой степени зависит от доброжелательности медицинского работника, его умения поддержать пациента, наличия у него психотерапевтических навыков.
Наиболее явные различия в степени выраженности ценностей, характеризующих различные компо-
ненты идентичности по сравнению со всеми остальными профессиональными группами, наблюдаются у испытуемых, профессионально занимающихся творческой деятельностью.
У женщин, отдающих много времени творческим занятиям, максимально выражено стремление к духовному самосовершенствованию (у 87% испытуемых этот показатель выражен на уровне среднего и высокого значений), а минимальный показатель характеризует материальную сторону жизни. Стремление к обеспеченности, материальной выгоде, безбедному существованию как ценности в этой профессиональной группе наиболее девальвированы по сравнению с испытуемыми других групп. Жизненный рационализм им не свойственен. Вполне вероятно, что для них трудной задачей является организовать свое пространство и время. Их социальные контакты не отличаются широтой, и в них доминирует интерес к материальной стороне жизни. Корреляционный анализ это подтверждает: высокий уровень связи выявился между социальной и материальной составляющей Эго и отсутствием какой-либо связи между ними и духовным компонентом в структуре идентичности. Не секрет, что креативность проявляется во внутренней структуре психики, по сути дела, творения рождаются в относительном одиночестве. Может быть, поэтому для большинства людей не просто находиться в длительном контакте с творческими людьми.
Ранее отмечалось, что у женщин, профессионально занимающихся юриспруденцией и инженерным делом, наиболее ровно распределены показатели между тремя компонентами структуры социального Эго. Это значит, что все эти три конструкта развиты, в сознании испытуемых отсутствует перекос в какую-либо из сторон. Данная картина дает основание предполагать то, что испытуемые данных профессий являются носителями наиболее гармоничного социального Эго.
Статистический анализ показал, что и у учителей школ средние групповые показатели компонентов социальной идентичности распределены между собой гармонично. Но несмотря на то что у них более или менее ровные показатели по трем компонентам социальной идентичности, материальная и социальная компоненты несколько ниже, чем у юристов и инженеров. При этом ни у кого из учителей не выявлено низких показателей по этим двум подструктурам социальной идентичности.
Корреляционный анализ, проведенный по полученным данным, показал, что наиболее устойчивая связь выявлена в этой группе испытуемых между материальными и социальными ценностями, а наименее устойчивая - между материальной и духовной составляющими. Резонно предположить, что путь к материальной независимости школьным учителям видится через повышение уровня профессиональной категории. Благодаря существующей рейтинговой системе оплаты труда учителя могут значительно улучшить свою материальную обеспеченность.
Доля Я-духовного в структуре социального Эго учителей школ больше, чем в других профессиональ-
ных группах. 75% испытуемых этой профессиональной группы демонстрируют высокий уровень значения Я-духовного. При объяснении данного факта мы исходили из того, что, несмотря на низкую оплату учительского труда в нашей стране, учителя продолжают «сеять разумное, доброе вечное». Основными ценностями их трудовой деятельности являются осознанное следование выбору своего предназначения, высокая нравственность и следование культурным традициям.
Нам представляется интересным сравнить показатели испытуемых еще двух профессиональных групп - женщин на военной службе (работниц таможни) и женщин на государственной службе (налоговых инспекторов). Наибольший объем в структуре социальной идентичности у испытуемых этих двух групп принадлежит компоненту Я-материальное. Одной из основных профессиональных обязанностей и у тех, и у других является сохранение материальных ценностей державы. Их профессиональными функциями являются контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации в части материальных ценностей. Профессиональные навыки формируют особое отношение этих испытуемых к материальным ценностям вообще. Не исключено, что у большинства профессионалов, работающих на таможне и в государственных налоговых органах, личность является носителем прагматического мировоззрения и поэтому уровень Я-материального у представительниц данных групп наиболее высокий: у 90% испытуемых из таможенной службы и 95% - из налоговой выявлен высокий уровень значимости данной подструктуры социальной идентичности.
В группе военнообязанных женщин (таможенная служба) у 25% испытуемых невысоко желание повысить свой социальный статус. Для 20% испытуемых, работающих в сфере налогообложения, также наименее интересными являются социальные приобретения. При интерпретации данных фактов мы учитывали то, что для военнообязанных испытуемых карьерный рост предопределен временем службы, он известен и ожидаем ими в определенные сроки. Поэтому повы-
шение профессионального статуса - дело времени, а не особых усилий со стороны наших респонденток. Для женщин же из налогового ведомства повышения по карьерной лестнице не часты и не столь предсказуемы, поэтому и ожидание ими служебного продвижения не играет столь значимой роли в их служебной деятельности. По нашему мнению, именно этот факт снижает ценность социального статуса налоговиков по сравнению с ценностями материального и духовного порядка.
В группе таможенниц наименее всего представлен духовный компонент социальной идентичности (у 33% женщин низкий уровень). В беседах с военнослужащими испытуемыми мы выяснили, что многие вопросы бытия разрешены для них пунктами устава, где четко прописаны понятия справедливости и беззакония, понимания добра и зла в контексте профессиональной деятельности, и являются обязательными к исполнению без обсуждения. Стремление к другому пониманию подобных экзистенциальных вопросов может быть чревато для этих профессионалов служебным несоответствием.
Проведенный корреляционный анализ показал, что у служащих женщин на таможне и в налоговой службе связи между духовным компонентом и социальным ярко выражены, то есть представительницы этих профессий воспринимают служебный долг как особую форму служения государству. Сохранение материальных ценностей от вывоза за рубеж и расхищения внутри страны ассоциируется ими с восстановлением некой справедливости и борьбой с определенной формой зла.
Таким образом, подводя итог исследованию, можно утверждать, что профессиональная идентичность влияет на особое отношение испытуемых женщин к системам ценностей, формируя установки, которые, в свою очередь, не только вносят особенности в профессиональное поведение и деятельность, но и затрагивают более глубинные структуры личности, такие как социальная идентичность.
Библиографический список
1. Ермолаева Е.П. Принципы превентивной оценки профессиональной идентичности специалистов в процессе обучения и переподготовки // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2010. №1. С.33-36.
2. Ермолаева Е.П. Психология реализации профессионала в условиях социально-экономических изменений: авто-реф. ... д-ра психолог. наук. М., 2009.
3. Козлов В.В., Интегративная психология. М., 2007.
4. Климов Е.А. Психология профессионала. М., 1996.
5. Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996.
6. Орел В.Е. Психологическое изучение влияния профессии па личность // Реферативный сборник избранных работ по грантам в области гуманитарных паук. Екатеринбург, 1996. С.113-115.
7. Поваренков Ю.П. Психологическое содержание профессиональной идентичности // Сибирский психологический журнал. 2006. №24. С.53-58.
8. Шадриков В.Д., Дружинин В.Н. Формирование подсистемы профессионально-важных качеств в процессе профессионализации // Проблемы индустриальной психологии. Ярославль, 1979. С.3-18.
9. Шнедер Л.Б. Профессиональная идентичность: структура, генезис и условия становления: автореф. ... д-ра психолог. наук. М., 2001.
10. Шрейдер Р.В. Уровень профессионализма как фактор, определяющий структуру профессионально важных качеств // Проблема системогенеза деятельности. Ярославль, 1980. С. 56-67.