УДК 159.922.1
ГЛУБИННЫЕ УСТАНОВКИ В ОПРЕДЕЛЕНИИ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН
Л.В. Боллигер
Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Кризисы фемининности и маскулинности как традиционных форм самосознания и поведения связывают с глобальными изменениями, происходящими в современном обществе: разрушение традиционных систем тендерного разделения труда, инициации, воспитания и обучения. Это ведет к трансформации производственных, брачно-семейных отношений, содержания и форм социализации детей, уменьшает половую сегрегацию и затрудняет процессы интеграции гендерной идентичности и социально-психологической адаптации личности. В данном исследовании предпринята попытка проанализировать влияние глубинных установок на формирование гендерной идентичности женщин в контексте интегративной психологии. Табл. 1. Библиогр. 4 назв.
Ключевые слова: гендер; гендерная идентичность; маскулинная, фемининная, андрогинная формы гендерной идентичности; архетип; Анима, Анимус.
DEEP SETTINGS IN DETERMINING GENDER IDENTITY OF MODERN WOMEN L.V. Bolliger
National Research Irkutsk State Technical University, 83, Lermontov St., Irkutsk, 664074.
Crises of femininity and masculinity as traditional forms of self-consciousness and behavior are associated with the global changes taking place in the modern society: the breakdown of traditional systems of gender division of labour, initiations, education and training. These lead to the transformation of production, marriage and family relationships, the content and forms of socialization of children, reduce gender segregation and complicate the integration processes of gender identity and socio-psychological adaptation of a person. This study makes an attempt to analyze the effect of deep settings on the formation of gender identity of women in the context of integrative psychology. 1 table. 4 sources.
Key words: gender; gender identity; masculine; feminine; androgynous form of gender identity; archetype; Anima; Animus.
Становление тендерных исследований в середине прошлого века связывают с феминизацией культуры и науки. Исторически сложилось так, что до конца Х1Х века социально-деятельные функции женщины почти не изменялись. Традиционное женское поведение начало разительно меняться со второй половины ХХ века. С процессом развития социальной эмансипации женщин в обществе наблюдаются большие изменения системы ценностных установок, традиций, ритуалов и стереотипов восприятия, которые оказывают влияние на формирование внутреннего образа человека во всём многообразии поведенческих характеристик, образцов, идеалов, в том числе и как представителя определённого пола.
Понятие гендер в социальной психологии сводится к тому, что человек социально конструирует своё поведение в виде различных форм гендерной идентичности. Гендер рассматривается как одно из базовых измерений социальной структуры общества наряду с классовой принадлежностью, возрастом и другими характеристиками, организующими социальную систему. Гендерная идентичность является одной из базовых структур самосознания, она играет определяющую роль в процессах адаптации и саморегуляции. Это понятие обычно используется для описания
субъективных ощущений индивида в отношении себя как мужчины или как женщины.
Заметные поведенческие трансформации, происходящие как у мужчин, так и у женщин в обществе под влиянием культурных и экономических факторов, заставили учёных пересмотреть первоначальную биполярную модель гендерной идентичности. В настоящее время представители различных психологических школ по-разному рассматривают виды и формы ген-дерной идентичности. Так, например, в русле социальной психологии С. Бем в своей гендерной концепции предложила кроме маскулинной и фемининной модели принимать во внимание и третью модель ген-дерной идентичности - андрогинную, когда в поведении человека сочетаются маскулинные и фемининные характеристики [1].
В отличие от социальной школа интегративной психологии предлагает по двенадцать видов женской и мужской гендерной идентичности, которые связаны с пониманием архетипической структуры социального бессознательного [2]. Последователи этой психологической школы предлагают рассматривать гендерную идентичность как совокупность фрагментов Эго, связанных, с одной стороны, представлением личности о самой себе, а с другой - социально-психологическими
1 Боллигер Лариса Васильевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии факультета права, социологии и СМИ, тел.: 086411497, e-mail: [email protected]
Bolliger Larisa, Candidate of Psychology, Associate Professor of the chair of Psychology at the Department of Law, Sociology and Mass Media, tel.: 086411497, e-mail: [email protected]
характеристиками собственных обязанностей, формирующихся под воздействием установок и оценок со стороны социального окружения.
Идея выделения этих типов гендерной идентичности личности основана на том, что все формы поведения обусловлены архетипами, т.е. элементами коллективного бессознательного. Они определяют суть, форму и способ связи наследуемых бессознательных первичных человеческих первообразов и структур психики.
Теория К.Г. Юнга рассматривает процесс формирования идентичности человека как становление ин-дивидуации, т.е. процесса, в котором различные элементы личности дифференцируются друг от друга, постепенно становятся более различимыми, индивидуальными. Развитие в данном процессе идёт от общего к специфическому. Учёный предполагал, что в бессознательном человека с рождения существует готовность наследовать инстинкты, априорные и формальные условия апперцепции . Ребёнок появляется на свет с индивидуализированным мозгом, и благодаря чувственным возбуждениям, приходящим извне, обусловливается индивидуальный выбор и оформление апперцепции. Таким образом, каждый индивид трансформирует события жизни в психический процесс, содержание которого зависит от субъективного процесса индивидуации, опыта, чувственного переживания и специфических имагинативных образований [4].
Под воздействием образа родителей на начальных стадиях сознания у ребенка (между первым и четвёртым годами жизни) происходит формирование Анимы и Анимуса. Архетипы Анима и Анимус являются одними из конструктов, выражающих женское и мужское начало в интерперсональном бессознательном. Дальнейшая социализация каждого индивида предполагает развитие социального компонента Эго, которое связано с такими структурами, как социальные установки, ценности, цели, социальные роли, мировоззрение.
Путь гендерной идентичности у мужчин и женщин связан с различными механизмами протекания, отличается по содержанию и объёму занимаемого пространства в структуре личности, значимостью, мерой устойчивости, длительностью существования и не имеет однозначной интерпретации.
Механизмы формирования гендерной идентичности у женщин более сложны, чем у мужчин. К.Г. Юнг считал, что сознание женщины иное, чем сознание мужчины, поэтому в бессознательном женщины существуют аспекты, отличные от тех, которые есть у мужчины. Большое значение в становлении гендерной идентичности мужчин играет влияние Анимы, у женщин эту роль выполняет Анимус. А так как характеристики Анимуса отличны от характеристик Анимы, то и процессы формирования гендерной идентичности мужчин и женщин различны.
К.Г. Юнг утверждал, что Анима производит настроения, а Анимус - мнения, и поэтому настроения мужчины появляются из глубин бессознательного, так же как и мнения женщин основываются на бессознательных, априорных предпосылках. Мнения Анимуса
часто имеют характер убеждений или принципов, которые нелегко поколебать, так как они идут из бессознательного и дают возможность принимать их без сомнений. Поэтому Анимус представлен как «прописные истины», как принципы морали, разумности, усвоенные бессознательно с детства. Мнения Анимуса всегда коллективны, они превыше индивидуальных суждений. Анимус женщины, находящийся в бессознательном, чаще стремится к экстраверсии, чем к осознанному критическому анализу происходящего, и оказывает влияние на формирование определённого стереотипа поведения.
Прежде чем приступить к анализу установок, влияющих на вид гендерной идентичности современных женщин, кажется целесообразным кратко остановиться на характеристике женских гендерных типов.
Типология женской гендерной идентичности в контексте интегративной психологии, представленная в теории профессора В.В. Козлова, как уже отмечалось, рассматривает двенадцать видов. За основу автор берёт четыре типичных женских поведенческих архетипа Анимы - добродетельность; интеллектуальность и женская мудрость; эмоциональность; чувственность и импульсивность. Условные их названия таковы: Мария, София, Елена и Ева. Кроме того, каждый тип гендерной идентичности подразделяется на виды. Один из этих видов связан с наличием у женщины идеальных представлений о том или ином традиционном женском поведении (свет), другой вид свидетельствует о том, насколько это поведение адаптировано к существующим условиям социума (страсть), а третий связан с деструктивными тенденциями данного гендерного типа (тьма). Таким образом, мы можем вычленить двенадцать возможных видов гендерных особенностей женщин, содержание каждого вида зависит от качества представляющей его энергии (свет, страсть, тьма).
В данной работе сделана попытка соотнести механизмы, объясняющие формирование гендерной идентичности, используемые в глубинной психологии, с особенностями женского поведения, представленными в интегративной психологии.
Для изучения установок, обусловливающих формирование женской гендерной идентичности в современных условиях, был разработан опросник исследования глубинных личностных сценариев женщины «Анима» [3]. Опросник содержит 72 вопроса, на которые испытуемые отвечают «да» или «нет». Интерпретация данных проводилась по двенадцати шкалам, соответствующим двенадцати типам гендерной идентичности женщин, представленных в теории В.В. Козлова. Их характеристики следующие.
Тип гендерной идентичности Мария
Бессознательные поведенческие установки этого типа женщин связаны со стремлением их к добродетели, которая понимается ими сообразно качеству энергии, определяющей вид гендерной идентичности.
Для представительниц вида Мария - свет безусловная любовь к ребёнку (или к идее ребёнка) является высшим предназначением женщины.
Бессознательные установки женщин, относящихся к виду Мария - страсть, заключаются в преданном,
бесконечно искреннем и честном, вне критики и скепсиса, вне логической аргументации, служении традициям, устанавливаемым чаще мужчинами, и сохранении этих традиций.
Основные установки женщин типа Мария - тьма формируются под действием деструктивной материнской любви к своему детищу, связанной с тем, что только она знает, что и как надо делать. Поведение, основанное на этой уверенности, может превратить женщину в злобную ведьму.
Тип гендерной идентичности София Приоритет в бессознательных установках и принципах женщин этого типа отдаётся интеллектуальности, женской мудрости и рассудительности. В зависимости от видов идентичности эти установки имеют ряд особенностей.
Так, установки, характеризующие гендерный вид София - свет, заставляют женщину считать, что её основным жизненным предназначением является передача следующим поколениям в процессе воспитания и социализации конструктивного опыта, основанного на моральном поведении. Эти установки формируют женскую жизненную мудрость.
Установки, определяющие поведение женщин, относящихся к гендерному виду София - страсть, связаны с принципом не только дать жизнь, но и сохранить её. Поэтому они стремятся передать детям традиции, знания, навыки и способы приспособления к жизни на земле среди людей. Эти женщины уверены, что главным для реализации этого умения является способность адаптироваться к условиям реальности.
Бессознательные установки поведенческого вида София - тьма являются деструктивными, так как в этом случае у женщин существует уверенность в том, что они знают о том, что надо другим. Тем самым они используют свои знания, опыт и социальные возможности для того, чтобы ограничивать личность, тормозить её развитие, лишить позитивного будущего. Тип гендерной идентичности Елена При формировании бессознательных установок женщин данного типа приоритетным является такое женское качество, как эмоциональность.
Характеризуя гендерный вид Елена - свет, можно говорить о том, что существующие убеждения позволяют ей верить в то, что любви и сопереживания достойно всё сущее на земле. Эти женщины наделены большой способностью к пониманию и умению поддержать любого, независимо от статуса и возраста, расы и культурной идентичности.
Установки гендерного вида Елена - страсть связаны с возможностью эмоциональной вовлечённости, со страстностью, вожделением и одновременно с быстрой сменой желаний и интересов. Всё оправдано, если это по-настоящему увлекает женщину.
Деструктивность бессознательных установок женского поведения вида Елена - тьма выражается в высшей степени безнравственности, когда для достижения целей для них не существует никаких моральных ограничений, используются все низменные приёмы, характерные для женского коварства.
Тип гендерной идентичности Ева
Основой для формирования бессознательных установок женщин этого типа служат импульсивность и чувственность.
Поведение женщин вида Ева - свет строится на жизненном убеждении, что они являются во всём помощницами мужчины. Между ними и их мужчинами непременно должна существовать духовная близость; целью этих женщин является рождение от него детей.
Установки, руководящие женским поведением типа Ева - страсть, основаны на идее прагматичности плотской любви и сладострастия. В данном случае представительницы прекрасного пола готовы продавать своё тело, чтобы получать взамен от мужчины внимание, материальные ценности, статусное положение, социальную защищённость и т.д. Средства реализации данной установки чаще всего красиво маскируются ими в социальные ритуалы, эмоциональные, интеллектуальные и поведенческие алгоритмы.
Бессознательные установки женщин типа Ева -тьма приводят к безудержной, разнузданной сексуальности, которая руководит желаниями, действиями и целями представительниц данного типа гендерной
Результаты выбора установок испытуемыми
Вид гендерной Уровень выраженности установок
идентичности женщин Высокий Средний Низкий
6 5 4 3 2 1 0
Мария-свет 0,5 2,3 13,4 25 33,8 18,5 6,5
Мария-страсть 0,5 2,8 16 33 32 11 5,9
Мария-тьма 0 0,5 7,9 26,3 32,5 27 6,02
София-свет 1 12 19,5 25 24 17 2,3
София-страсть 0 2 8,3 30 33 21,3 5,6
София-тьма 1,5 5,1 19 29 25,5 13 7,9
Елена-свет 14,4 35,2 25,5 16,2 7,4 1 0,5
Елена-страсть 1 6 12, 25 24 24 8,3
Елена-тьма 2,5 6 8 14 15 29 26
Ева-свет 3 2,5 12 25 28 21 9,3
Ева-страсть 13 27 34 20 5 1 1
Ева-тьма 0 4 12 38 31 12 4
Примечание. Цифрами указана доля испытуемых, показавших данный результат.
идентичности женщин.
Кроме того, уровень выраженности той или иной установки определяется тремя значениями: высокий, средний и низкий.
Было опрошено 870 женщин. Социальные характеристики выборки позволяют говорить о её достаточной репрезентативности. Возраст испытуемых - в пределах 17-80 лет. Образование различно: высшее, среднее и среднее специальное. Широк круг профессий опрошенных женщин: преподаватели вузов, экономисты, учителя, инженеры различных специальностей, медицинские работники, руководители фирм, парикмахеры, продавцы, домохозяйки и пр. Большую группу респондентов составили школьницы и студентки (очной и заочной форм обучения). Также разнообразна география опроса: в исследовании приняли участие жительницы разных областей России. Различен и семейный статус: опрошены замужние; незамужние; вдовые; разведённые; женщины, живущие в незарегистрированном сожительстве; имеющие различное количество детей и бездетные.
В таблице представлены результаты частотного распределения по каждому виду гендерной идентичности, полученные после обработки данных опроса.
Данные показали, что в целом у испытуемых невысокий уровень выраженности бессознательных установок, формирующих гендерное поведение, характерное для типа Мария по всем трём видам гендерной идентичности. Так, у 58,8% женщин не сформированы традиционные материнские установки, 38,4% женщин имеют о них некоторые представления, и лишь 2,8% женщин могут проявлять традиционное материнское принятие ребёнка. При этом 34,7% женщин используют деструктивные методы во взаимодействии со своими детьми.
Эта картина позволяет предположить, что в целом идея материнства, фундаментом которой служит безусловная любовь матери к ребёнку, в полной мере не понимается, а потому и не реализуется большинством опрошенных женщин. Само понятие добродетельности почти не знакомо большей части респондентов. Кроме того, многие женщины, принимающие участие в исследовании, практически не признают необходимость следования и поддержания патриархальных традиций, в русле которых и должно происходить воспитание детей. Подобное женское поведение приводит к проявлению аморфных или деструктивных материнских тенденций: материнского авторитаризма; психологического шантажа; устранения от материнских обязанностей; отсутствия последовательности в вопросах воспитания; спутанность гендерных ролей и т.д.
У большинства испытуемых (59,9%) установки, формирующие тенденции к соблюдению в процессе воспитания морально-нравственного поведения, не выражены (София - страсть). По гендерным видам София - свет и София - тьма высокий и средний уровни выраженности социальных установок отмечены соответственно у 57,5 и 54,6% женщин общей выборки. При этом только 13% респондентов определяют для себя высокодуховные цели в воспитании детей и подростков, а претворяют это в жизнь лишь 2%.
Этот факт подтверждает ранее высказанное предположение о том, что в современных условиях в российском обществе женщине очень трудно определиться с теми идеалами, принципами и средствами, которые позволяли бы ей однозначно решать проблемы воспитания подрастающего поколения. Для того чтобы сформировать у ребёнка способы реальной адаптации к жизни, женщина должна сама иметь те незыблемые социальные принципы и следовать общественным традициям, которые позволяли бы ей использовать необходимые знания, умения и навыки конструктивного приспособления к современным условиям жизни. Вследствие того, что в современном российском обществе утрачены крепкие традиции, которыми раньше славилось наше государство, возросла доля женщин, склонных к жёсткому манипулированию ребёнком в процессе его воспитания. Подобные методы нередко приводят к инфантилизации и самодеструкции подрастающего поколения.
Показатели результатов диагностики установок, характеризующих типы гендерной идентичности Елена и Ева, имеют явный разброс уровней выраженности по видам данных типов. Так, среднюю и высокую степень выраженности установок, определяющих ген-дерное поведение по виду Елена - свет, показали 91,3% испытуемых. Чуть более половины женщин (56,3%) - низкий уровень по виду Елена - страсть и достаточный уровень выраженности установок, определяющих особенности поведения женщин по виду Елена - тьма (выявлен у трети женщин из нашей выборки - 30,5%).
Интерпретируя эти показатели, можно говорить о том, что большая группа женщин обладает эмпатий-ной способностью к сопереживанию. При этом почти половина из них склонны к непостоянству в отношениях, к переменчивым увлечениям. Для них характерна частая смена целей, их интересы недолговечны. Ветреность этих женщин может приводить к тому, что в результате их спонтанных действий остаются разбитые сердца. Своё поведение они оправдывают любовью, которая, по их мнению, является одной из самых важных ценностей в жизни. Несформированность моральных идеалов поведения даёт возможность трети женщин из нашей выборки добиваться своих целей, используя такие низменные приёмы женского коварства, как льстивость, хитрость, клевета, измена, лживость, интриги.
Результаты показателей выраженности бессознательных установок, характеризующих тип Ева, свидетельствуют, что большинство женщин имеют высокий уровень выраженности установок, определяющих поведение, характеризующееся видом Ева - страсть (94%), показывающее их предпочтение прагматичности в отношениях. У большой группы женщин (42,5%) представлены средний и высокий уровни выраженности бессознательных установок, формирующих тендерный вид Ева - свет, т.е. стремление к духовной близости с мужчиной. И 54% респондентов имеют тенденции к реализации поведения, характерного для вида Ева - тьма.
Показатели уровней выраженности установок, характерных для типа гендерной идентичности Ева, де-
монстрируют наличие некоторых проблемных моментов в поведении женщин. С одной стороны, значимая часть их не умеет строить отношения с мужчиной как с близким по духу человеком, а с другой стороны, большая доля прагматичности в отношениях с мужчинами позволяет женщинам манипулировать ими для удовлетворения своих потребностей. Подобную манипуляцию большинство женщин стремятся скрыть за социально-приемлемым поведением. Но при этом мы видим, что в современном обществе формируются установки и мнения о том, что очень многого можно добиться через сексуальные отношения. Огромное
количество молодых женщин считает, что можно и нужно успеть выгоднее «продать» себя и суметь использовать дивиденды от этой продажи.
Данное исследование показывает, что формирование женской гендерной идентичности проходит под влиянием множества установок, тем более что установки могут накладываться друг на друга. Это порождает у женщины внутреннюю рассогласованность, противоречивость, создает почву для внутреннего конфликта, ведёт к внутренней нестабильности и, как следствие, у наших современниц могут проявляться неадекватные формы поведения.
Библиографический список
1. Бем. С. Трансформация дебатов о половом неравенстве // Феминизм и гендерные исследования: хрестоматия. Тверь: Изд-во ТвГУ, 1999. С. 68-83.
2. Козлов В. Интегративная психология: Пути духовного поиска, или освещение повседневности. М.: Психотерапия, 2007. 675 с.
3. Козлов В., Бызова Л. Тест «Анима». Опросный метод исследования глубинных личностных сценариев женщины: метод. руководство. Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2009. 36 с.
4. Юнг К. Г. Отношения между Я и бессознательным // Собрание сочинений. Психология бессознательного / пер. с нем. М.: Канон, 1994. С. 175-336.
УДК 316.4
ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ КАК ДУХОВНАЯ ЭЛИТА ОБЩЕСТВА
И.В. Вельмакин
Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Рассматривается понятие интеллигенции с точки зрения духовного содержания, ее функции в социуме и отличительные качества. Отличительным признаком интеллигенции, как духовной элиты, является мотивация высокой целью в своей жизни, выходящей за рамки материальных желаний. Стремление к высокой цели способствует развитию лучших моральных качеств, поэтому интеллигенция может и должна задавать нравственные нормы в обществе. Являясь элитарной частью общества, интеллигенция несет ответственность за будущее страны, выступая в роли, во-первых, носителя движущей идеи общества, а во-вторых, идеального нравственного образца. Библиогр. 6 назв.
Ключевые слова: элита; интеллигенция; духовность; нравственность; цель.
INTELLIGENTSIA AS SPIRITUAL SOCIETY ELITE I.V. Velmakin
National Research Irkutsk State Technical University, 83, Lermontov St., Irkutsk, 664074.
The author considers the concept of intelligentsia from the viewpoint of spiritual content, its function in society and distinctive features. The distinguishing character of the intelligentsia, as spiritual elite, is motivation with a high goal of one's life, beyond material desires. The striving for a high goal promotes the development of the best moral qualities, therefore the intelligentsia can and should set moral standards in society. Being an elite part of the society, the intelligentsia is responsible for the future of the country, as long as it is, firstly, the carrier of the society driving idea, and, secondly, the ideal moral model. 6 sources.
Key words: elite; intelligentsia; spirituality; morality; goal.
В настоящее время невозможно отрицать наличие сложной социальной ситуации в российском обществе, характеризуемой, по мнению большого числа социологов, прежде всего, коренной проблемой потери идентичности гражданами страны. Отсутствие осознанных смысловых направлений деятельности как отдельной личности, так и общества в целом является причиной возникновения проблем-следствий, как то:
снижение численности и качества населения, кризис экономики, растущая преступность и т.д. В социальной группе любого масштаба всегда есть референтный субъект (группа или отдельная личность) - поведенческий ориентир, идейный вдохновитель, более всего отождествляющий себя с интересами группы субъект действия, берущий на себя ответственность ретрансляции определенных ценностей и направле-
1 Вельмакин Иван Викторович, аспирант, тел.: 89025690977, e-mail: [email protected] Velmakin Ivan, Postgraduate Student, tel.: 89025690977, e-mail: [email protected]