Научная статья на тему 'Исследование дифференциации "я" женщин с разным типом гендерной идентичности'

Исследование дифференциации "я" женщин с разным типом гендерной идентичности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
752
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТИПЫ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ЖЕНЩИН / TYPES OF GENDER IDENTITY OF WOMEN / ЖЕНСКИЕ АРХЕТИПЫ / FEMALE ARCHETYPES / РАННЯЯ ВЗРОСЛОСТЬ / EARLY ADULTHOOD / СРЕДНЯЯ ВЗРОСЛОСТЬ / MIDDLE ADULTHOOD / ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ Я / DIFFERENTIATION I / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / SELF-FULFILLMENT / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ УСПЕШНОСТЬ / PROFESSIONAL SUCCESS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кучина Татьяна Ивановна

В статье представлены результаты эмпирического исследования уровня дифференциации Я женщин с разным типом гендерной идентичности. Было установлено, что у женщин ценностно-активного типа гендерной идентичности с ведущими архетипами София-сатьва, Елена-сатьва периода средней взрослости самый высокий уровень дифференциации Я. Низкий уровень дифференциации Я способствует активизации таких женских архетипов, как архетип София-раджас, архетип София-тамас, сочетание архетипов Мария-раджас и Ева-сатьва. В исследовании было установлено, что существует связь между уровнем дифференциации Я и определёнными женскими архетипами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование дифференциации "я" женщин с разным типом гендерной идентичности»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ИССЛЕДОВАНИЕ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ «Я» ЖЕНЩИН С РАЗНЫМ ТИПОМ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ Кучина Т.И. Email: Kuchina17118@scientifictext.ru

Кучина Татьяна Ивановна - кандидат педагогических наук, доцент, кафедра психологии и педагогики, Тульский университет Тульский институт экономики и информатики, г. Тула

Аннотация: в статье представлены результаты эмпирического исследования уровня дифференциации Я женщин с разным типом гендерной идентичности. Было установлено, что у женщин ценностно-активного типа гендерной идентичности с ведущими архетипами София-сатьва, Елена-сатьва периода средней взрослости самый высокий уровень дифференциации Я. Низкий уровень дифференциации Я способствует активизации таких женских архетипов, как архетип София-раджас, архетип София-тамас, сочетание архетипов Мария-раджас и Ева-сатьва. В исследовании было установлено, что существует связь между уровнем дифференциации Я и определёнными женскими архетипами.

Ключевые слова: типы гендерной идентичности женщин, женские архетипы, ранняя взрослость, средняя взрослость, дифференциация Я, самореализация, профессиональная успешность.

THE STUDY OF THE DIFFERENTIATION OF "I" WOMEN WITH DIFFERENT TYPES OF GENDER IDENTITY

Kuchina T.I.

Kuchina Tatiana Ivanovna - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, DEPARTMENT OF PSYCHOLOGY AND PEDAGOGY, UNIVERSITY OF TULA TULA INSTITUTE OF ECONOMICS AND INFORMATICS, TULA

Abstract: the article presents the results of empirical research of the level of differentiation I women with different types ofgender identity. It was found that women value-active type of gender identity with the leading archetypes Sofia-sativa, Elena-sativa period, the average maturity is the highest level of differentiation Y. Low level of differentiation I contributes to the activation of these female archetypes, like the archetype of Sophia-the rajas, the archetype of Sophia-Tamas, the combination of archetypes Maria rajas and eve - sativa. In the study it was found that there is a relationship between level of differentiation, I defined the female archetypes.

Keywords: types of gender identity of women, female archetypes, early adulthood, middle adulthood, differentiation I, self-fulfillment, professional success.

УДК 159.99

Исследование проводилось в рамках гранта РГНФ (2016 - 2017 гг.) «Возрастные представления женщин о гендерной идентичности и их влияния на профессиональную успешность и саморазвитие».

В данной статье будут обобщены результаты эмпирического исследования уровня дифференциации Я женщин с разным типом гендерной идентичности. А также решён вопрос: существует ли связь между уровнем дифференциации Я и определёнными женскими архетипами.

Обращение к концепции М. Боуэна объясняется следующим: мы исходим из того, что существует связь между уровнем дифференциации Я женщины и характерным её ведущим архетипом. Так, выстроенные в родительской семье взаимоотношения формируют определенные паттерны реагирования ребёнка; определённый уровень слияния/индивидуации со значимыми другими. В результате в психической жизни начинает активизироваться соответствующий материал, который начинает прорабатываться и в результате какие-то женские архетипы становятся ведущими, начинают оказывать влияние на субъекта, психическая энергия других архетипов не оказывает на личность влияния. Как показало наше предыдущее исследование, такие женские архетипы как София-сатьва, Елена-сатьва, если становятся ведущими в типе гендерной идентичности (особенно их сочетание) способствуют высокому уровню профессиональной успешности в сочетании с эффективной самореализацией, гибкости ролевых позиций.

Согласно М. Боуэну очень важно проработать эмоциональные связи с семьёй, из которой мы произошли, а также добиться оптимального уровня дифференциации нашего Я. Как уже было отмечено, важнейшим понятием в концепции Боуэна является дифференциация Я.

Под дифференциацией Я понимается следующее: насколько у человека слитно (или раздельно) эмоциональное и интеллектуальное функционирование, иными словами: насколько люди способны проводить различие между эмоциональным и интеллектуальным процессами. Если эмоциональное и интеллектуальное функционирование слитно, то эмоции берут верх над объективностью, над умением отстраниться от ситуации и разумно её проанализировать, а не следовать эмоциональному посылу, т.е. жизнь такого человека полностью управляется «автоматизмами эмоциональной системы» [5, с. 186]. Субъект, у которого нет яркого слияния эмоционального и интеллектуального функционирования успешнее решает проблемы, возникающие на его пути, сохраняет отношения с другими людьми в равновесии, занимается жизнетворчеством.

М. Боуэн выделил профили личности для разных уровней дифференциации: личности с низким уровнем дифференциации Я, со средним уровнем дифференциации Я, с хорошим уровнем дифференциации Я.

Каждый из нас, правда в определенной степени, подвержен процессу слияния, как в семейных, так и в социальных системах, полной эмоциональной автономии не существует, но если человек повысит уровень дифференциации, то уменьшится субъективность человека в плане убеждений, ценностей [4].

Чтобы выявить, насколько ведущий архетип, влияющий на гендерную идентичность женщины, связан с недифференцированностью её Я, сформировавшегося в родительской семье, была использована анкета, разработанная ними на основе теории семейных систем М. Боуэна.

Анкета на определение уровня дифференциации Я

1. Каковы привычные формы и способы эмоционального функционирования в родительской семье:

2. Каковы привычные формы и способы эмоционального функционирования в ядерной семье:

3. Каков уровень интенсивности Вашего негативного эмоционального реагирования в повседневной жизни в родительской семье (сделайте отметку на шкале):

1 2 3 4 5 6 7 8 9

4. Каков уровень интенсивности Вашего негативного эмоционального реагирования в ситуации стресса в родительской семье (сделайте отметку на шкале):

1 2 3 4 5 6 7 8 9

5. Каков уровень интенсивности Вашего негативного эмоционального реагирования в повседневной, обыденной профессиональной ситуации (сделайте отметку на шкале):

1 2 3 4 5 6 7 8 9

6. Каков уровень интенсивности Вашего негативного эмоционального реагирования в профессиональной стрессовой ситуации (сделайте отметку на шкале):

1 2 3 4 5 6 7 8 9

7. Как проявлялась (проявляется) в родительской семье Ваша эмоциональная реактивность:

а. Конфликты

б. Повышение тревожности;

в. Увеличение эмоциональной отдалённости от Значимого Другого;

г. Другое_

8. Как проявляется в ядерной семье Ваша эмоциональная реактивность:

а. Конфликты;

б. Повышение тревожности;

в. Увеличение эмоциональной отдалённости от Значимого Другого;

г. Другое_

9. Насколько был силён эмоциональный разрыв с родительской семьёй в юности; ранней молодости (отметьте на шкале):

а. Географическое дистанцирование:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 в юности; 1 2 3 4 5 6 78 9 в ранней молодости;

б. Эмоциональное дистанцирование:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 в юности; 1 2 3 4 5 6 78 9 в ранней молодости;

10. Как часто стрессоры действуют на Вашу семейную жизнь?

а. Редко;

б. Иногда;

в. Часто;

Перечислите стрессоры__

11. Как часто стрессоры действуют на Вашу профессиональную жизнь?

а. Редко;

б. Иногда;

в. Часто;

Перечислите стрессоры_

12. Анализируя семейные, профессиональные, значимые для Вас ситуации (при воздействии на Вас в ситуации различных стрессоров), можете ли Вы действовать на основе интеллектуальных принципов, насколько у Вас получается отстраниться от ситуации, посмотреть на неё со стороны и проанализировать (оцените по шкале):

1 2 3 4 5 6 7 8 9

При шкалировании уровни определялись следующим образом: 1 - 3 балла - низкий уровень; 4 - 6 баллов - средний уровень; 7 - 9 баллов - высокий уровень.

Уровень дифференциации Я наших испытуемых, в соответствии с концепцией М. Боуэна, анализировался по следующим аспектам:

- Уровень эмоционального разрыва с семьёй происхождения (эмоциональное и географическое дистанцирование).

- Способность работать с проблемными ситуациями на основе интеллектуального анализа, а не эмоций.

- Способность справляться с негативным эмоциональным реагированием в ситуации действия стрессоров (семья; профессиональная жизнь).

- Способность справляться с негативным эмоциональным реагированием в ситуации отсутствия значимых стрессоров (семья; профессиональная жизнь).

Средние показатели по выраженности дифференциации Я женшин с разным типом гендерной идентичности (ранняя и средняя взрослость) представлены в таблице 1.

Таблица 1. Средние показатели по выраженности дифференциации Я в исследуемых группах

Тип гендерной идентичности Уровень эмоционального разрыва с семьёй происхождения Уровень негативного реагирования при воздействии стрессоров Уровень негативного реагирования в отсутствии стрессоров Способность работать с проблемной ситуацией на основе логического анализа, а не эмоций

Уровень эмоц. дистанц. с родной семьёй Уровень географ. дистанц. с родной семьёй

Семья Проф жизнь Семья Проф жизнь

Ранняя взрослость

Маскулинный тип с ведущими архетипами София-тамас и София-сатьва 7 5,6 6,2 7 5,7 6,4 3,8

Ценностно-активный тип с ведущим архетипом Елена-сатьва 5,3 5,1 6,1 6,6 4,8 5,3 5

Ценностно-активный тип с ведущими архетипами Елена-сатьва и Мария-раджас 6,3 5 6,8 6,6 6 5.8 4,6

Противоречиво-доминантный тип с ведущим архетипом Мария-раджас 6,6 5 6,7 6,2 5,6 5,2 3,5

Противоречиво-доминантный тип с архетипом Ева-тамас 6,7 3 6,9 6 5,8 5 3,1

Фемининный (женский) тип с ведущим архетипом Ева-сатьва 5,8 4,6 7,8 7,2 7 6,7 3,2

Средняя взрослость

Ценностно-активный тип с ведущими архетипами София-сатьва, Елена-сатьва 3 3,2 3,5 3 2,8 2,5 6,8

Тип гендерной идентичности Уровень эмоционального разрыва с семьёй происхождения Уровень негативного реагирования при воздействии стрессоров Уровень негативного реагирования в отсутствии стрессоров Способность работать с проблемной ситуацией на основе логического анализа, а не эмоций

Уровень эмоц. дистанц. с родной семьёй Уровень географ. дистанц. с родной семьёй

Семья Проф жизнь Семья Проф жизнь

Маскулинный тип с ведущими архетипами София-сатьва и София-тамас 4,2 5,7 5 5,9 3,4 3,9 5,4

Противоречиво-доминантный тип с ведущим архетипом Елена-сатьва 4 4.8 6,5 6,4 4,5 4.9 3,7

Материнский тип гендерной идентичности с ведущими архетипами Мария-сатьва, София-сатьва 4,4 3.6 5,4 5,2 3,2 3,4 4,6

Материнский тип гендерной идентичности с ведущим архетипом София-раджас 7 6,9 7,5 7 6,7 6,4 3,7

Феменинно-замещённый тип с ведущими архетипами Мария-раджас и Ева-сатьва 8,8 4 8,9 8 6,8 6 2,9

Как показал анализ средних значений по характеристикам, определяющим уровень дифференциации Я, у женщин ценностно-активного типа гендерной идентичности периода средней взрослости самые эффективные результаты по дифференциации Я.

Так, у них низкий уровень эмоционального и географического дистанцирования с родной семьёй; низкий уровень негативного реагирования как при отсутствии стрессоров, так и при их воздействии (семья, работа); высокий уровень проявления способности работать с проблемной ситуацией на основе логического анализа, а не эмоций. Всё это свидетельствует о хорошем уровне дифференциации Я (терминология М. Боуэна). Женщинам данного типа гендерной идентичности характерны два ведущих архетипа: София-сатьва и Елена-сатьва.

София - это интеллектуальность, мудрость, а в соединении с сатьва это ещё и конструктивность, уравновешенность. Елена в сочетании с сатьва - это гибкость в эмоциях, в мышлении, искренность, способность сопереживать. Как показало наше предыдущее исследование, женщин данной группы высокий уровень профессиональной успешности, самореализации; эффективное сочетание профессиональных и семейных ролей [3].

Женщинам противоречиво-доминантного типа с ведущим архетипом Елена-сатьва характерен средний уровень дифференциации Я, умения анализировать проблемные ситуации; средний уровень, правда, близкий к высокому, эмоционального реагирования. Женщинам данного типа характерен высокий уровень профессиональной успешности, правда, несколько ниже, чем у предыдущего типа. Представители данного типа стремятся жить в соответствии с ценностями самоактуализирующейся личности.

Женщинам маскулинного типа гендерной идентичности со средним уровнем дифференциации Я, определёнными проблемами в интенсивности эмоционального реагирования в ситуации воздействия стрессоров, характерны два ведущих архетипа: София-сатьва и София-тамас.

Как известно, архетипическая реализация Анимы возможна как сатьва, раджас и тамас. И если сатьва - это уравновешенное, духовное начало, раджас - эмоциональное, подвижное начало, то тамас - косный, деструктивный аспект анимы.

И если София-сатьва - это интеллектуальность, мудрость, то София-тамас - косность, стремление подавить, навязать свою систему ценностей; иногда псевдо интеллектуализирование, за которым на самом деле стоит интенсивность эмоционального реагирования; потребность любой ценой решить возникшую проблему, всё преодолеть. Баланс между интеллектуальной и эмоциональной системой нарушается. Хотя стоит отметить, что у женщин данной группы при двух ведущих архетипах более значимым (более высокие баллы) является архетип София-сатьва.

Как показало наше предыдущее исследование, женщины этой группы профессионально успешны, хороший уровень самореализации, хотя ниже, чем у женщин с ведущими архетипами София-сатьва, Елена-сатьва, существуют проблемы в сочетании семейных и профессиональных ролей (43% женщин данной группы незамужем, у 7% нет детей) [1, 2].

Следует отметить, что маскулинному типу гендерной идентичности (ранняя взрослость) с ведущими архетипами София-тамас и София-сатьва (София-тамас более значимый архетип в отличие от предыдущего маскулинного типа) характерны серьёзные проблемы с дифференциацией Я. И хотя данному типу свойственна высокая профессиональная успешность, и общая осмысленность жизни, но они не очень удовлетворены своей самореализацией; их не устраивает эмоциональная насыщенность жизни, жизнь им кажется однообразной. У них серьёзные проблемы в сочетании профессиональных и семейных ролей. Так, женщины этой группы не нацелены на создание семьи, на то, чтобы завести детей.

У женщин материнского типа гендерной идентичности был выявлен средний уровень дифференциации Я. Им характерны два ведущих архетипа: Мария-сатьва, София-сатьва. Мария - сатьва предполагает духовность, безусловную любовь к ребёнку; София-сатьва - интеллектуальность. Данная группа профессионально успешна, стремится к самореализации. Хотя средние показатели по профессиональной успешности и самореализации, ниже, чем у женщин двух предыдущих типов. Так, архетип Мария-сатьва даёт женщине энергию для самореализации в семье, в бескорыстной заботе о детях. Женщины данного типа стремятся сочетать профессиональные и семейные роли.

У женщин материнского типа с ведущим архетипом София-раджас был выявлен низкий уровень дифференциации Я. Архетип София-раджас предполагает нацеленность на то, чтобы научить, передать знания, но аспект раджас несёт чувственное, эмоциональное начало. Средний уровень профессиональной успешности, проблемы с самореализацией.

У женщин феменинно-замещённого типа также выявлен низкий уровнем дифференциации Я. Ведущие архетипы Мария-раджас, Ева-сатьва. Для Марии-раджас характерна консервативность, следование традициям, полная эмоциональная вовлечённость в деятельность, навязанную традициями, неумение проанализировать

ситуацию. Ева-сатьва поведение строится на убеждении, что она является помощницей мужчины. Должна следовать за ним. Проблемы с самореализацией и профессиональной успешностью.

На основе данного анализа можно предположить, что эффективно выстроенные отношения в семейной системе (семья происхождения) способствуют хорошей дифференциации Я и активизируют сочетание таких архетипов как София-сатьва, Елена-сатьва, энергия которых способствует наиболее эффективной самореализации женщин, осмысленности жизни, профессиональным достижениям, а также наиболее эффективному сочетанию профессиональных и семейных ролей. Стоит ещё выделить и такой архетип как Мария-сатьва.

Также важно обратить внимание на сочетание ведущих архетипов. Как, например, у маскулинного типа. С одной стороны такой ведущий архетип как София-сатьва, активизация которого способствует интеллектуальности, мудрости, активности женщины, а с другой стороны София-тамас, что приводит к косности, стремлению подавить окружающих, навязать своё мнение.

Низкий уровень дифференциации Я взаимосвязан и способствует активизации таких женских архетипов, как архетип София-раджас, архетип София-тамас, сочетание архетипов Мария-раджас и Ева-сатьва. Что в последствие создаёт проблемы для эффективной самореализации личности, профессиональных достижений; для эффективного сочетания профессиональных и семейных ролей женщиной.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ, проект № 16-16-71004. Список литературы /References

1. Кучина Т.И. Взаимосвязь представлений о гендерной идентичности и самореализации женщин в период ранней взрослости // Актуальные вопросы современной науки: сборник научных трудов. Выпуск 49 / Под общ. ред. С.С. Чернова. Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2016. С. 97-107.

2. Кучина Т.И. Представления женщин в период ранней взрослости о гендерной идентичности и их влияние на профессиональную успешность // Проблемы современной науки: сборник научных трудов: выпуск 24. Ставрополь: Логос, 2016. С. 73-89.

3. Кучина Т.И. Возрастные представления женщин о гендерной идентичности и их влияние на профессиональную успешность и саморазвитие// Новый взгляд. Международный научный вестник, 2016. № 15. С. 22-39.

4. Николе М., Шварц Р.Н. Семейная терапия. Концепции и методы / Перевод с англ. О. Очкур, А. Шишко. М.: Изд-во Эксмо, 2004. 960 с.

5. Теория семейных систем Мюррея Боуэна: Основные понятия, методы и клиническая практика/ Под ред. К. Бейкер, А.Я. Варги. М.: Когито-Центр, 2012. 496 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.