Научная статья на тему 'Отношение к материнству российских женщин в постперестроечный период'

Отношение к материнству российских женщин в постперестроечный период Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
150
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Ключевые слова
ГЕНДЕР / ГЕНДЕРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / СОЦИАЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ / АРХЕТИПИЧЕСКИЕ ЛИНИИ ПОВЕДЕНИЯ / ТРАДИЦИОННОЕ МАТЕРИНСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ДУХОВНЫЕ ТРАДИЦИИ / GENDER / GENDER IDENTITY / SOCIAL ATTITUDES / ARCHETYPAL LINES OF BEHAVIOR / TRADITIONAL MATERNAL BEHAVIOR / SPIRITUAL TRADITIONS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Боллигер Лариса Васильевна

Социальные события последних двадцати лет изменили идеологическую, экономическую, политическую направленность в обществе. У людей поменялись взгляды, идеалы, ценности. Также изменились установки эпохи Советского Союза, влияющие на формирование гендерной идентичности женщин. Череда новых общественных установок и мнений оказалf различное влияние на формирование гендерной идентичности женщин. Это влияние зависело не только от того, как усваивались новые или изменялись ранее сформированные ее собственные внутренние установки, но и от возраста, в котором застали женщину коренные перемены в общественных устоях. В данном исследовании предпринята попытка проанализировать особенности такого гендерного аспекта, как материнство в поведении женщины разных возрастных групп.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN WOMEN'S ATTITUDE TO THE MOTHERHOOD IN POSTPERESTROIKA PERIOD

Social events of the last twenty years have changed the ideological, economic and political orientation in the society. The people have changed their opinions, ideals, and values. The aims of the Soviet Union era that influenced the gender identity formation of women have changed as well. A series of new social aims and opinions had a different impact on the formation of gender identity of women. This influence depended on both the way of mastering new aims or modification of earlier formed woman's own inner aims and on the age of a woman when she met the revolutionary changes in the social fundamentals. This study attempted to analyze the features of a such gender aspect as motherhood in the behavior of women of different age groups.

Текст научной работы на тему «Отношение к материнству российских женщин в постперестроечный период»

Паразитизм - термин, противопоставляемый симбиозу и означающий паразитическое и вредоносное использование чужих ресурсов с пользой для себя и вредом для других участников интеграционного процесса. Одну из форм паразитизма можно охарактеризовать термином символическое насилие. Мьютуализм - разновидность симбиоза; взаимовыгодные отношения между социальными акторами, в центре которых лежат личные (эгоистические) отношения, выгодные для каждого и развивающиеся по принципам взаимного приспособления (коадаптации) или протокооперации. Мутуализм бывает «мягкий» -протокооперация, т.е. жизненно необходимое сотрудничество для обоих партнеров и «жёсткий» - коадап-тация, во время которой отношения складываются более или менее факультативно. Процесс коадаптации наблюдался среди российских протестантов (баптистов, пятидесятников и т.п.) после принятия закона «О свободе совести...» (1997 г.), в котором подчеркивалась необходимость предоставления статуса юридического лица лишь тем религиозным организациям, которые официально существуют на территории РФ

«не менее 15 лет». Учитывая то, что принципы демократии и свободы совести начали формироваться только в начале 1990-х гг., многие религиозные новообразования с принятием данного закона не имели шансов продлить свое легитимное существование и были вынуждены просить протекции среди тех (близких по вероисповеданию) организаций, которые обладали таким правом.

В заключение подчеркнем, что пока остается открытым вопрос о позитивной функциональности религиозных представлений, обуславливающих стратегии выживания и устремления индивидов к «счастливой и бесконфликтной жизни». Маловероятно и то, что сами трансцендентные (телеологические) представления (включая обряды, мистерии, канонические писания, идеологии и т.п.), складываясь постепенно в процессе развития общественных отношений, смогут однажды определить приоритетные формы гармонизации и интеграции сообществ и наполнить жизнь отдельно взятой личности смыслом и значением, вдохновляя ее на безграничное созидание.

Библиографический список

1. Тощенко Ж.Т. Парадоксальный человек: монография -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. 543 с.

2. Тощенко Ж.Т. Антиномия - новая характеристика общественного сознания в современной России // Социологические исследования. 2010. № 12. С. 3-18.

3. Кармадонов О.А.,Кобжицкий В.В. Трансформация и адаптация: стратегии выживания в кризисном социуме : монография Иркутск : Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2009. 175 с.

4. Эйзенштадт Ш. Революция и преобразование обществ. Сравнительное изучение цивилизаций М.: Аспект Пресс, 1999. 416 с.

5. Рыжова С.В. Становление православной идентичности

русских: традиционно-культурные и гражданские основания // Социологические исследования. 2010. №12. С.59-69.

6. Джеймс У. Многообразие религиозного опыта М.: Наука, 1993. С. 68.

7. См. Dennett D.C. (1996), The Intentional Stance (6th printing), Cambridge, Massachusetts: The MIT Press // URL: http://scilib.narod.ru/Biology/Dennett/IS/index.html (Дата обращения: 11.12.2010).

8. Докинз Р. Бог как иллюзия М.: Изд-во КоЛибри, 2008. 560 с.

9. Шелер М. Ресентимент в структуре моралей СПб.: Наука, Университетская книга, 1999. 231 с.

УДК 159.922.1

ОТНОШЕНИЕ К МАТЕРИНСТВУ РОССИЙСКИХ ЖЕНЩИН В ПОСТПЕРЕСТРОЕЧНЫЙ ПЕРИОД

Л

Л.В.Боллигер1

Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Социальные события последних двадцати лет изменили идеологическую, экономическую, политическую направленность в обществе. У людей поменялись взгляды, идеалы, ценности. Также изменились установки эпохи Советского Союза, влияющие на формирование гендерной идентичности женщин. Череда новых общественных установок и мнений оказалf различное влияние на формирование гендерной идентичности женщин. Это влияние зависело не только от того, как усваивались новые или изменялись ранее сформированные ее собственные внутренние установки, но и от возраста, в котором застали женщину коренные перемены в общественных устоях. В данном исследовании предпринята попытка проанализировать особенности такого гендерного аспекта, как материнство в поведении женщины разных возрастных групп. Библиогр. 1 назв.

Ключевые слова: гендер; гендерная идентичность; социальные установки; архетипические линии поведения; традиционное материнское поведение; духовные традиции.

1Боллигер Лариса Васильевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии факультета права, социологии и СМИ, тел.: 89086411497,e-mail:[email protected]

Bolliger Larisa, Candidate of Psychology, Associate Professor of the Department of Psychology of the Faculty of Law, Sociology and Mass Media, tel.: 89086411497, e-mail: [email protected]

RUSSIAN WOMEN'S ATTITUDE TO THE MOTHERHOOD IN POSTPERESTROIKA PERIOD L.V. Bolliger

National Research Irkutsk State Technical University, 83, Lermontov St., Irkutsk, 664074.

Social events of the last twenty years have changed the ideological, economic and political orientation in the society. The people have changed their opinions, ideals, and values. The aims of the Soviet Union era that influenced the gender identity formation of women have changed as well. A series of new social aims and opinions had a different impact on the formation of gender identity of women. This influence depended on both the way of mastering new aims or modification of earlier formed woman's own inner aims and on the age of a woman when she met the revolutionary changes in the social fundamentals. This study attempted to analyze the features of a such gender aspect as motherhood in the behavior of women of different age groups. 1 source.

Key words: gender; gender identity; social attitudes; archetypal lines of behavior; traditional maternal behavior; spiritual traditions.

За последние двадцать лет в нашей стране произошли масштабные социальные события, изменившие внутреннюю идеологическую направленность в обществе и сделавшие нестабильными экономику, политику, образование. Это вызвало коренные перемены в судьбах как людей, так и страны в целом. Изменились взгляды, идеалы, ценности. Раньше в Советском Союзе женщины в большинстве своем считали ценным и значимым для себя производственные успехи. Им внушали, что семья является ячейкой общества, а никак не местом удовлетворения эмоциональных привязанностей. Сексуальная жизнь для внушительной части женщин была теневой стороной личной жизни.

Существующие установки того времени позволяли женщине считать себя социально адаптированной и даже успешной, если она имела весь внешний стандартный набор материальных и социальных достижений. Стандартный набор достижений включал в себя профессиональное образование, постепенный карьерный рост, наличие отдельной квартиры, мужа, детей, дачи, машины и один раз в год поездки к морю. Для того чтобы этого добиться, женщина работала на предприятии, была на службе у мужа, у детей. Ее собственные потребности считались ею самой менее значимыми.

В перестроечный период общество начало меняться, а вместе с тем стали меняться и общественные установки. Эти социальные изменения предоставили возможность женщинам реализоваться не только в производственной, но и в материнской и в личностной женской сферах.

В силу того что женщины более эмоционально включаются в происходящие события в обществе, мы полагаем, что череда общественных установок и мнений, подвергшихся изменению в прошедший исторический период, оказали различное влияние на формирование гендерной идентичности женщин. Это влияние зависело не только от возраста, в каком застали женщину коренные перемены в общественных устоях, но и от того, как усваивались новые или изменялись ранее сформированные ее собственные внутренние установки. Следует учитывать и тот факт, что эти изменения происходили в разные периоды жизни у женщин, и нам хотелось бы рассмотреть, каким образом повлиял этот факт на изменения в их поведении.

Концептуальной основой исследования явилась теория гендерной идентичности профессора В.В. Козлова, изложенная в книге «Интегративная психология» (2007). При сборе эмпирических данных нами применялись следующие методы: тестирование, интервью, опрос, беседа, анализ продуктов деятельности и методы математической обработки. В качестве теста использовалась методика «Анима» (опросный метод исследования глубинных личностных сценариев женщины) [1]. В типологии В.В. Козлова рассматриваются двенадцать видов женской гендерной идентичности. За основу классификации автор берет четыре типичных женских поведенческих архетипа - материнская добродетельность; педагогическая деятельность, основанная на женской мудрости; эмоциональность; чувственность и импульсивность. Условно их можно назвать Мария, София, Елена и Ева. Кроме того, каждый тип гендерной идентичности подразделяется на виды. Один из этих видов связан с наличием у женщины идеальных представлений о том или ином традиционном женском поведении (свет), другой вид свидетельствует о том, насколько это поведение адаптировано к существующим условиям социума (страсть), и третий вид поведения связан с деструктивными тенденциями данного гендерного типа (тьма). Таким образом, всего выделено 12 гендерных видов, определяющих особенности женского поведения.

Описываемые архетипические линии поведения характеризуют отношения женщин, с одной стороны, с детьми (типы Мария и София), с другой стороны, с мужчинами (Елена и Ева). В данной статье нами была предпринята попытка проанализировать особенности проявления материнского поведения женщин (гендер-ный тип Мария) разных возрастных групп. Для удобства анализа вся выборка женщин была нами поделена на возрастные группы, разница между которыми составила десять лет. Количество человек в группах варьировалось от 200 до 140 человек.

1080 женщин, принимавших участие в данном исследовании, были нами разбиты на следующие группы:

-1 группа (возраст 19-22 года) - это девушки -женщины, родившиеся и личностно формировавшиеся в «смутное время». На момент экспериментальных исследований это, как правило, студентки или учащиеся колледжей, получающие профессиональное образование;

- 2 группа ( 23-30 лет). В дошкольном возрасте начальные бессознательные установки были получены этой группой женщин еще в Советском Союзе. Период их школьного обучения совпал с изменением ситуации в стране, когда менялась общественная идеология, влияющая, в свою очередь, на процессы становления гендерной идентичности;

-3 группа ( 31-40 лет). Эти женщины воспитывались в контексте советской морали. Начавшаяся перестройка предоставила им большие возможности для самореализации. Для использования этих возможностей необходимо было частично изменить жизненные цели, установки, способы действия и т.п. Часть этих женщин находилась в то время в процессе профессионального выбора, другие - в начале трудового пути;

-4 группа ( 41-50 лет). В начале перестройки эти женщины, получив профессиональное образование, начинали совершенствоваться на трудовом поприще, создавали семьи. В это время начали закрываться предприятия и большинство этих женщин попадали под сокращение одними из первых. Данная ситуация объясняется тем, что происходило резкое уменьшение рабочих мест, а в ту пору они были самой уязвимой категорией среди работников, так как одни из них имели маленьких детей, которые часто болели, и матери вынуждены были ухаживать за ними, другие - не были еще высококвалифицированными специалистами;

-5 группа (51-60 лет). К моменту перестроечных событий эта группа женщин находилась в зрелом возрасте с устоявшимся укладом жизни, с определенными перспективами, сформированными ценностями;

- в группу 6 вошли женщины, возраст которых старше 60 лет. Женщины этой возрастной категории подходили в начале перестройки к так называемому возрастному кризису середины жизни. Ими было достигнуто профессиональное мастерство, практически выросли дети, здоровье начинало давать сбои, ожидалась пенсия.

Данные теста «Анима» были подвергнуты статистическому анализу. Нами определялась значимость в

различиях частотных распределений выраженности

2

установок по каждому типу с помощью критерия х Пирсона.

Сравнивая между собой результаты уровня выраженности установок, влияющих на отношение к материнству у женщин из разных возрастных групп, мы выявили следующие позиции:

1. Существенные различия в формировании идеальных представлений о материнстве (вид Мария -свет) наблюдаются у женщин 1-ой (19 - 22года) и 2-ой (23-30 лет) групп по сравнению с испытуемыми 4-ой (41 - 50 лет) группы. Среди молодых испытуемых больше тех, у кого по сравнению со старшими женщинами выражены представления об идеальном поведении матери.

2. Наиболее значимые отличия в уровнях сфор-мированности установок, влияющих на непосредственную реализацию традиционного материнского поведения, отмечены у женщин, относящихся к 3-ей (31-40 лет) возрастной группе.

3. Не обнаружено у испытуемых в зависимости от возраста каких-либо особенностей в плане проявления деструктивных материнских тенденций.

Анализ полученных результатов показывает, что среди женщин детородного возраста и женщин, имеющих несовершеннолетних детей (20-50 лет), есть огромное количество тех, у которых представления о традиционной материнской роли практически не сформированы. Во всех духовных традициях (буддизме, мусульманстве, христианстве и др.) основой материнской любви является любящая доброта. Каждой женщине от природы дана возможность проявления чистой, безусловной, сравнимой с божественной, любви к ребенку. По разным причинам этот потенциал не смог в полной мере реализоваться у большой части (от 54% до 75%) женщин из нашей выборки.

Традиционное понимание материнского поведения связано с тем, что воспитание женщиной детей должно основываться на духовных традициях. В своей концепции В.В. Козлов отмечает, что само основание традиций во всех основных культурах принадлежит мужчинам. Поддержание и сохранение этих традиций

- задача женщины, поэтому ей, живущей в мужском мире, следует почитать эти традиции как высшие ценности. Автор считает, что передача женщиной подрастающему поколению основ высокоморального поведения связана с ее собственным духовным развитием, которое выглядит как путь служения мужчине. На этом духовном пути проявляется ее жертвенность, преданность и эмоциональная любовь. Только таким путем формируется у женщины особое отношение к детям, которое определяет необходимое материнское поведение, помогающее ей находить смысл в материнстве

- безусловное принятие ребенка. Этот высокий смысл необходим, потому что отношение к предназначению быть матерью в разные периоды истории и в разных слоях общества всегда было амбивалентным - это было и благо, и тяжелая обязанность.

Наименьшее количество женщин, принимающих безусловную любовь к ребенку как основу идеального материнства, оказалось в группе женщин в возрасте от 41 года до 50 лет. Среди этих женщин лишь четверть имеют средний уровень выраженности установок, способствующих осознанию необходимости такого материнского поведения.

Эта ситуация, на наш взгляд, связана с тем, что гендерному становлению в годы Советской власти способствовали установки, формирующие образ идеальной матери, у которой ребенок являлся бы примерным гражданином, за поведение которого не стыдно было бы родителям. Понятие «примерный гражданин» предполагало такой образец личности, с которого все будут брать пример. Материнское воспитание должно было привить ребенку примерное поведение, основанное на послушании и приверженности коммунистической морали. Профессиональная деятельность его в дальнейшем также основывалась бы на требованиях, предъявляемых партией и правительством к народу. В основе этих требований был девиз: «Раньше думай о Родине, а потом о себе!», а порой этот девиз упрощался до того, что о себе ду-

мать не надо было вообще, о тебе подумает Коммунистическая партия. Если ты - примерный гражданин, то тебе дадут квартиру, отпуск в летнее время и, может быть, премию за самоотверженный труд. Само слово «самоотверженный» означало отвержение собственного «Я». Для достижения результата в воспитании такого примерного гражданина материнское поведение отнюдь не должно было базироваться на безусловном принятии своего ребенка. Здесь главное следовать тем стандартам в вопросах воспитания, которые описывались в «Кодексе строителя коммунизма».

К моменту начала перестройки данные женщины были в том возрасте, в котором чаще всего становятся матерями. Им пришлось нелегко, т.к. нужно было менять свои воззрения на вопросы воспитания вместе со сменой политического строя и изменением личностной иерархии ценностей каждого человека. Об истинно духовных ценностях в Советском Союзе говорилось мало, новые идеалы еще не сформировались, а старые ценности постепенно начали девальвироваться. Возникшие обстоятельства требовали от молодых матерей умений самим ориентироваться в вопросах педагогики на пути формирования нового гражданина новой страны. Кроме того, многим из них в середине 90-х годов приходилось напряженно работать, чтобы выжить, а в этом случае для женщины идеалы материнского поведения не были актуальными.

С целью изучения представлений об идеальном материнском поведении было предложено девяноста пяти участницам эксперимента написать небольшое эссе на тему «Идеальное материнство». Описание своего видения идеального материнства испытуемыми этой возрастной группы позволило выделить 3 варианта ответов. Одна часть женщин затруднились ответить на вопрос о том, какое поведение они считают идеалом для матери («не приходилось раньше задумываться над этим»). Другая группа женщин описывала это поведение как тотальную включенность в ситуацию взаимодействия с ребенком, неустанную заботу о нем. При этом часть из них обвиняли себя в том, что ребенку уделяли мало внимания. Третья группа женщин не сожалела по поводу того, что мало уделялось внимания ребенку, считая этот фактор важным в формировании самостоятельности. В результате ребенок способен решать свои проблемы сам и практически не доставляет хлопот родителям. Такая активность в отстаивании своей позиции похожа на защитную реакцию, вызванную тем, что материнскую роль в полной мере этим женщинам реализовать не удалось.

Наиболее ярко выражена готовность к принятию традиций и норм, касающихся материнского поведения, у самых молодых участниц эксперимента (у 46% участниц группы 19-22- летних и у 42% в группе 23-30-летних). Статистика показывает, что женщины из первой возрастной группы (19- 22- летние) практически не имеют опыта замужества и материнства (дети есть лишь у 10% испытуемых). Их идеальные представления о материнстве основаны на отсутствии реальных ежедневных проблем, которые непременно возникают при постоянном взаимодействии с собственным ре-

бенком. В таком случае материнство ассоциировано с игрой в куклы, когда кукла не доставляет никаких неудобств и полностью солидарна с потребностями, интересами и режимом дня своей хозяйки.

Анализ сочинений, в которых молодые участницы эксперимента размышляли на тему идеального материнского поведения, позволил выделить следующее:

- во-первых, большое количество молодых девушек и женщин представляют идеальную мать как женщину, всецело поглощенную заботами о ребенке. При этом мать должна проявлять бесконечное терпение и готовность к жертвенности («несомненно, идеальная мать должна жертвовать собой ради счастья своего ребенка»; «... жертвовать своей жизнью и интересами ради ребенка»; «... без остатка отдавать себя детям»);

- во-вторых, идеальную мать они описывают как женщину, у которой отсутствуют недостатки. Перечисляя негативные качества, которых не должно быть у идеальной матери, молодые участницы исследования, скорее всего, описывают те, которые не принимаются ими в поведении своих матерей. Вот некоторые высказывания из их сочинений: «идеальная мать ничего не должна запрещать ребенку»; «не должна чувствовать себя виноватой»; «не должна проявлять излишнюю заботу и «лезть в душу»; «идеальная мама не должна навязывать ребенку свои советы, дружбу и образ жизни».

Наши ранние исследования, проводимые с целью установления влияния материнского поведения на формирование гендерной идентичности дочери, показали, что в некоторых случаях мать с помощью определенных установок способствует становлению такого гендерного поведения дочери, которое, с одной стороны, способствовало бы повторению, а с другой стороны, претерпело бы некоторую долю коррекции ее собственного жизненного опыта. Стремясь воспитать своего ребенка так, чтобы не было тех сложностей, которые пришлось испытать матери в жизни, она зачастую использует методы воспитания, вызывающие бессознательное сопротивление у дочери, особенно в подростковом возрасте. Этот протест со стороны подростков существенно влияет на их поведение, и вместо идеального поведения родители часто сталкиваются с нежелательными поведенческими реакциями детей. Неудовлетворенность отношениями с матерью заставляет девочек фантазировать о том, что идеальная мать обладает совсем другими характеристиками, нежели родная мать. И пока дочь сама не станет матерью и не проявит материнских качеств, ее взгляды на эту ситуацию остаются неизменными.

Женщины из 2-ой группы (23-30 лет) имеют маленьких детей и детей дошкольного и младшего школьного возраста. Образ идеальной матери у этой возрастной группы женщин связывается исключительно с постоянной заботой о безопасности и благополучии ребенка, тем более, что проявляемая ими опека пока не вызывает протестов со стороны детей.

Длительный опыт материнства имеют 81% женщин из 3-ей группы (31-40 лет), однако среди них наименьшее количество тех, которые демонстрируют

традиционное материнское поведение. 19% испытуемых этой группы не имеют детей.

В результате дальнейших исследований (интервью, опрос) нам удалось выделить группы основных причин, объясняющих ситуации, о которых говорилось выше.

В первую группу включены причины, связанные с тем, что женщины этой возрастной группы чаще всего имеют детей подросткового возраста. Подростки, по всем законам возрастной психологии, меньше всего нуждаются в материнской опеке. Но любая женщина в нашей стране знает, насколько непредсказуемо поведение подростков. На глазах этих женщин происходила смена ситуации в стране, наряду с позитивными изменениями были и такие, которые заставляли матерей испытывать страх за своих детей, например, рост наркомании среди несовершеннолетних. Раньше в Советском Союзе население практически ничего не знало об этой беде, а в 90-х годах наркомания захлестнула Россию. Подобные явления в обществе всегда оставляют ощущение тревоги у женщин за будущее их детей. Эта тревога заставляет усиливать контроль со стороны матери именно тогда, когда по традиции считается, что ребенок вырос и может выбирать свой жизненный путь самостоятельно. Родительские опека и контроль подростковой жизни не только провоцируют конфликты между старшим и младшим поколениями в семье, но и сводят на нет рационализм материнского поведения.

Вторая группа причин основана на том, что обстоятельства жизни заставляют женщину выполнять двойную роль в семье. Пятая часть испытуемых этого возраста воспитывают детей в неполных семьях: это вдовы, разведенные и женщины, никогда не выходившие замуж. В перечисленных случаях женщина вынуждена брать на себя функции и мамы, и папы.

Кроме того, часто брать двойную роль на себя женщины вынуждены и в тех случаях, когда они проживают в гражданском браке, а их партнер отказывается от роли отца для неродного ребенка, особенно, если ребенок - подросток. В этой возрастной группе 4% женщин находятся в подобной ситуации.

Важно и то, что в подростковом возрасте нередки конфликты между детьми и их родными отцами. В этом случае женщина берет на себя частично функции обоих родителей.

Все описанные варианты недифференцированного женского поведения мешают реализации традиционной материнской роли.

Третья группа причин заключается в том, что женщины в этом возрасте постепенно теряют свою сексуальную привлекательность и начинают много сил и средств тратить на мероприятия, связанные с сохранением привлекательности и молодости. У женщин старшего поколения не было таких возможностей по уходу за собой, т.к. раньше в Советском Союзе отсутствовала мощная индустрия красоты, да и ценности были иными. Может быть, поэтому в ответах более зрелых испытуемых значительно реже встречаются проблемы, связанные с сохранением внешней молодости, во всяком случае, эти заботы для них менее

актуальны, чем вопросы сохранения здоровья. Для большинства же женщин из группы 31-40 лет проблема борьбы со старением является актуальной и требует огромных затрат энергии и времени. Вследствие этого их взаимодействие со своими детьми становится поверхностным и непостоянным.

Четвертая группа причин связана с потребностями женщин в профессиональной самореализации. В этом возрасте, как правило, большинство из них имеют богатый профессиональный опыт, который они хотят использовать для дальнейшего профессионального роста. Кроме того, среди женщин этой возрастной категории много тех, кто решил получить второе образование, поэтому свое свободное время они тратят на профессиональное совершенствование, что также обедняет отношения матери с ребенком.

Пятая группа причин определяется тем, что для наших граждан двери и окна в западный мир оказались за последние двадцать лет открытыми. Они получили возможность сравнивать свои бытовые условия с условиями в Европе и Америке. Молодым женщинам этой возрастной категории не случилось переживать в осознанной жизни эпоху тотального дефицита, многочасовое стояние в очередях за продуктами и высокий уровень ответственности за то, чтобы обеспечить необходимым своих детей. Поэтому сравнение своих условий жизни с условиями жизни европейских женщин является для них более актуальным и наглядным, чем прошлый опыт жизни соотечественниц. Их собственный быт кажется им неинтересным и слишком сложным. А это, в свою очередь, рождает феминистские настроения, которые исключают проявление истинного материнского поведения, связанного со служением своему женскому предназначению.

Таким образом, у наибольшего количества женщин самого продуктивного возраста от 31года до 40 лет низкая проявленность традиционного материнского поведения связана как с семейными обстоятельствами, так и с личностными потребностями этих женщин.

Выявленные различия в аспекте материнского поведения у женщин разных возрастных групп, принимающих участие в исследовании, обнаружены нами лишь в понимании сути материнства и в способах его реализации. Нам не удалось выявить возрастных различий в проявлении деструктивных форм поведения, касающихся вопросов материнского принятия собственных детей и способов их воспитания. Установки, способствующие негативным аспектам материнства, по-видимому, не зависят от возрастных особенностей и мало связаны с социальными переменами в жизни нашей страны. Результаты исследований показывают, что треть опрошенных женщин используют в своей практике аморфные или деструктивные материнские способы поведения: материнский авторитаризм; психологический шантаж; устранение от материнских обязанностей; отсутствие последовательности в вопросах воспитания; спутанность гендерных ролей и т.д.

Проведенный анализ данных по исследованию взаимосвязи понимания и проявления традиционного

материнского поведения с возрастом женщин показал, что образ идеального материнства у женщин достаточно размыт. У молодежи он строится либо на фантазиях, либо на отрицании каких-либо качеств характера. Для большинства женщин старшего поколения этот образ вообще неактуален. Возможно, что отсутствие четко осознаваемого образа идеальной матери,

непонимание смысла материнства и размытости традиций ведут к тому, что женщины вне зависимости от возраста проявляют деструктивность в отношениях с ребенком.

Таким образом, наши исследования показали, что существует связь между особенностями гендерных характеристик женщин в нашей стране и их возрастом.

Библиографический список

1. Козлов В., Бызова Л. Тест «Анима». Опросный метод ис- Методическое руководство. Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2009. следования глубинных личностных сценариев женщины: 36 с.

УДК 159.99 + 99373.32

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ВО ВНЕУЧЕБНОЕ ВРЕМЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПОДВИЖНЫХ ИГР

З.И.Валиева1

Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова, 362025,г. Владикавказ, ул. Ватутина, 46.

Отражены причины возникновения проблем в общении у детей младшего школьного возраста: высокая тревожность, слабая социальная рефлексия, неудовлетворенная потребность в общении, низкий социальный статус ребенка, недостаточное развитие эмоциональной сферы, различные формы детской нервозности и т.д. - и основные направления по формированию у них коммуникативных способностей. Особое внимание уделяется подвижным играм (как ведущему виду деятельности детей указанного возраста), механизмам их подбора и проведения.

Библиогр. 7 назв.

Ключевые слова: подвижная игра; коммуникативные способности; навыки общения; младшие школьники; дидактическая игра.

FORMATION OF CHILDREN'S COMMUNICATIVE SKILLS DURING EXTRACURRICULAR TIME WITH THE USE OF OUTDOOR GAMES Z.I. Valieva

North Ossetian State University named after K.L. Khetagurov, 46, Vatutin St., Vladikavkaz, 362025.

The article reflects the causes of communication problem origin among primary school-aged children: high anxiety, poor social reflection, dissatisfied need in communication, low social status of a child, lack of emotional development, various forms of child anxiety and etc., as well as main directions for the development of their communicative abilities. Particular attention is paid to outdoor games (as the leading activity of children of that age), mechanisms of their selection and realization.

Key words: outdoor game; communicative skills; communication skills; primary school-aged children; didactic game.

Недостаточная сформированность коммуникативных навыков учащихся требует пристального внимания со стороны педагогов и психологов, так как без своевременного профессионального вмешательства у детей младшего школьного возраста могут сформироваться стойкие отклонения, которые нередко становятся причиной школьной неуспеваемости. Неумение общаться часто отражается и на общем развитии ребенка, порождает у него чувство неуверенности, создает ситуацию неудачи, способствует снижению самооценки. В результате у таких школьников могут возникнуть эмоциональная неустойчивость, агрессивность, неудовлетворительное поведение, которое имеет нередко защитный характер. Многие из них не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто-либо, не могут поддержать и развить установившийся

контакт, адекватно выражать свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют или замыкаются в одиночестве. В то же время общительность, умение контактировать с окружающими людьми - необходимая составляющая самореализации школьника, его успешности в различных видах деятельности, расположенности и любви к нему окружающих людей. Поэтому нужно научить детей владеть собой, уметь анализировать ситуацию, не унижать и не обижать детей, отличающихся от большинства, не желающих согласиться с высказываемым мнением, желанием собеседника. Всему этому мы учим ребенка в семье, в детском саду, в школе, в общении с воспитателями, учителями, родителями. Чем раньше мы обратим внимание на эту сторону жизни ребенка, тем меньше проблем у него будет в жизни. Значение взаимоотношений с окружающими огромно, и их нарушение - это один из показателей отклонения в развитии. Ребенок,

1Валиева Зема Ираклиевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии, e-mail:[email protected] Valieva Zema, Candidate of Pedagogics, Associate Professor of the Department of Psychology, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.