Горизонты новой экономики
Научный вестник ЮИМ №2' 2013
УДК 334 ББК 65.291.212 К 50
ОПРЕДЕЛЕНИЕ СПЕЦИФИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК
сектора виртуальных услуг в экономике
СЕРВИСА
Клочко Елена Николаевна,
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики Южного института менеджмента, г. Краснодар. Тел.: (929) 828 58 96, е-mail: [email protected]
Аннотация: Актуальность настоящего исследования обусловлена тем обстоятельством, что динамичное развитие экономики сервиса привело к возникновению в ней нового сектора - сектора виртуальных услуг. В статье рассмотрены основные предпосылки, приведшие к усилению инновационной роли данного сектора экономики, объективно связанного с обеспечением самых разнообразных бизнес-процессов, осуществляемых экономическими агентами с целью удовлетворения ими своих информативных потребностей.
Ключевые слова: экономика сервиса, сектор виртуальных услуг, виртуальные организации, виртуальная реальность
definition of specific characteristics of sector of virtual services in service economy
Klochko Elena Nikolaevna,
candidate of Economic Sciences, associate professor of Economy Department of the Southern Institute of Management, Krasnodar. Ph.: (929) 828 58 96, е-mail: [email protected]
Summary: Relevance of the real research is caused by that circumstance that dynamic development of economy of service led to emergence in it new sector - sector of virtual services. In article the main preconditions which have led to strengthening of an innovative role of this sector of economy, objectively connected with ensuring the most various business processes which are carried out by economic agents for the purpose of satisfaction them of the informative requirements are considered.
Keywords: service economy, sector of virtual services, virtual organizations, virtual reality
Разработка научных представлений о недавно возникшем секторе виртуальных услуг означает, что отраженные формы экономических отношений должны рассматриваться с учетом таких свойств данного этапа развития экономики как симулятив-ность, высокая степень рефлексивности, нарастающий индетерминизм и иллюзорность.
Исследование специфики продуцирования, оказания и потребления виртуальных услуг в приоритетных для экономической системы сферах, поможет найти понимание общих законов и социально-экономических механизмов становления и развития сектора виртуальных услуг в сервисной экономике России.
Несомненный интерес представляет для нас исследование информационно-коммуникационного рынка, т.к. именно информационно-коммуника-
ционная составляющая является главной особенностью сектора виртуальных услуг.
Васильев К.А. [1] и Попов Е.В. [5] к разряду важнейших компонентов данного рынка относят:
1. Техническая и технологическая составляющая - современное информационное оборудование, мощные компьютеры, развитая компьютерная сеть и соответствующие им технологии переработки информации.
2. Нормативно-правовая составляющая - юридические документы: законы, указы, постановления, которые обеспечивают цивилизованные отношения на информационном рынке.
3. Информационная составляющая - справочно-навигационные средства и структуры, помогающие находить нужную информацию.
4
Научный вестник ЮИМ №2' 2013
Горизонты новой экономики
4. Организационная составляющая - элементы государственного регулирования взаимодействия производителей и распространителей информационных продуктов и услуг.
Проследим историю развития рынка информационных продуктов и услуг (табл. 1). Обычно в становлении российского рынка информационных продуктов выделяют три периода [6].
Первый этап (1987 г.-1992 г.) - возникновение новых потребностей предпринимательской деятельности, относительно высокого платежного спроса, наличие дешевого информационного «сырья», созданного в рамках государственных структур, создало благоприятные условия для развития рынка информационных продуктов и услуг, что привело к усилению интереса коммерческих фирм к информационной сфере из-за возможности получения значительных прибылей.
Второй этап (1992 г. - 1998г.) - жесткая либерализация экономики, вызвала существенное ухудшение макроэкономических условий развития рынка информационных продуктов и услуг и привела к возникновению соглашения по ограничению номенклатуры общедоступных на рынке продуктов и дешевых услуг. Информационное производство стало экономически невыгодным.
Выделим особенности развития информационного рынка данного периода:
- к числу основных востребованных информационных услуг того времени можно отнести сведения для маркетинговых исследований и проверки деловой репутации фирмы;
- развитие отдельных областей рынка за счет платежеспособных потребителей, в частности услуг
по финансовой информации, услуг, связанных с рекламой;
- получили развитие проекты, связанные с разработкой и распространением справочно-правовых систем, в том числе продукты «КонсультантПлюс», «Гарант», «Кодекс», «Этагон», создававшие доступность официальной законодательно-правовой информации;
- динамичный рост телекоммуникаций за счет подключения торговых организаций, банков, других коммерческих структур.
Следует отметить незначительный охват населения новыми средствами связи в этот период, несмотря на высокую динамику внедрения современных технологий.
Третий этап (август 1998г. - настоящее время) - заложенная в предыдущие годы основа телекоммуникационной инфраструктуры и сети Internet привела к быстрым темпам развития рынка информационных услуг. Наблюдается быстрый рост мобильной телефонии, увеличивается аудитория Internet. Рост оснащенности компьютерами явился одним из основных условий доступа к Internet и, соответственно, привел к возможности пользования информационных услуг. Отмечается проблема неоднородности развития телекоммуникационной инфраструктуры по регионам и соответственно распределения аудитории Internet.
Увеличение числа российских интернет-пользователей и клиентов электронной коммерции предопределяет характерный рост среднего уровня жизни российского населения и снижение стоимости доступа в Интернет [1], [5]. В отличие от торговли обычными товарами, имеющими мате-
Таблица 1
История формирования и развития мирового рынка информационных продуктов (составлено автором по результатам исследования)
Год этап развития рынка
1950-е годы Начало формирование рынка информационных продуктов. В качестве основных поставщиков услуг выступали информационные службы государственных учреждений, академических обществ, учебных заведений. Основными потребителями были - научные работники и технические специалисты.
1960-е годы Параллельное формирование рынка информационных и рынка услуг электронной обработки и передачи информации
середина 1960-х - середина 1970-х годов Массовое внедрение компьютерной техники позволило базам данных, содержащим разные виды информации по всевозможным отраслям знаний, занять лидирующие позиции на рынке
Середина 1970-х годов Создание национальных и глобальных сетей передачи данных ведущим, что привело к возникновению диалогового поиска информации в удаленных базах данных
1980-е годы Доминирование влияния информационной индустрии на экономическую и социальную общественную жизнь. Лидирование на мировом рынке США
Настоящее время Отставание США по темпам роста информационных услуг от Японии и других стран, что побудило правительство США принять ряд мер и скорректировать государственную политику в сторону увеличения государственного регулирования и дополнительного финансирования системы научно-технических коммуникаций.
5
Горизонты новой экономики
Научный вестник ЮИМ №2' 2013
риально-вещественную форму, на информационном рынке в качестве предмета обмена выступают лицензии, информационные системы, инженернотехнические услуги, информационные технологии, ноу-хау, различного рода информацию и прочие виды информационных ресурсов.
Аналитики выделяют шесть ключевых факторов способствующих созданию здоровой конкурентной среды для развития IT-сектора [4]:
1. Наличие свободных квалифицированных кадров.
2. Формирование культуры развития и внедрения инноваций.
3. Построение технологической инфраструктуры мирового уровня.
4. Создание эффективного режима правового регулирования.
5. Открытая экономика, основанная на конкуренции.
6. Активное участие государства в достижении необходимого баланса между развитием технологии и созданием условий для функционирования рыночных механизмов.
Соблюдение вышеперечисленных условий в ряде экономики, а также создание наиболее благоприятных условий для обеспечения конкурентоспособности отрасли приводит к успешному развитию IT-индустрии. Именно хорошие показатели развития сектора информационных технологий обеспечивают более 5% внутреннего валового продукта в большинстве развитых стран. Рейтинг глобальной конкурентоспособности IT-отрасли возглавляют Соединенные Штаты, лидирующие по размаху и качеству развития тех сегментов, которые способствуют увеличению конкурентоспособности отрасли информационных технологий.
В списке хорошо представлены страны Азиатско-Тихоокеанского региона: в пятерку ведущих государств входят Япония, Южная Корея и Австралия, а Великобритания возглавляет список европейских государств, сразу же за ней следуют Швеция и Дания. Россия заняла 48 место и расположилась между Филиппинами и Китаем.
К наиболее сильным сторонам российской экономики авторы исследования [9] относят «Человеческий капитал для IT-отрасли». Исследование показало, что Россия уже сегодня является популярным направлением для аутсорсинга разработки программного обеспечения, в первую очередь, благодаря системе государственного высшего образования, которая ежегодно выпускает более 200000 высококвалифицированных технических специалистов, многие из которых говорят по-английски. В этой области Россия может составить конкуренцию таким странам как Индия и Китай. Невысокое место нашей страны в этой категории обусловлено пробелами технического образования, а именно, - нехваткой курсов по менеджменту, управлению
проектами и других бизнес-дисциплин. С такими же сложностями сталкивается системы технического образования Индии и Китая. Тем не менее, эксперты отмечают, что фундаментальное техническое образование в России до сих пор является одним из лучших в мире.
Самыми неблагоприятными в России оказались показатели в категориях «Система развития и внедрения инноваций» и «Развитие IT-инфраструктуры», по причине низкого коэффициента владения персональными компьютерами среди населения, малого распространения широкополосной связи и доступа в Интернет. Тем не менее, показатели России в данной категории существенно превышают аналогичные в Китае и Индии. Россия получила также невысокие оценки в категориях делового и нормативно-правового климата. Наиболее слабые показатели у России в области инновационных исследований и НИОКР, также неблагоприятно сказывается отсутствие необходимой IT-инфраструктуры во многих регионах страны, наряду с незначительной государственной поддержкой IT-отрасли и слабой правоприменительной практикой в области защиты интеллектуальной собственности. Перечисленные факторы не позволяют нашей стране подняться выше 48 места в рейтинге.
Формирование сектора виртуальных услуг привело к возникновению компаний нового типа, располагающих в основном только нематериальными активами и производящими информационные продукты, которые распространяются электронным способом [8]. Основным ресурсом таких организаций выступают знания (табл. 2.).
Следует отметить тенденцию расширения границ товарного рынка в сторону информационных благ и символических активов (бренды, товарные марки). Среди сегментов торговли информационными благами наметилось повышение удельного веса компьютерных услуг.
Выделим ряд факторов, определивших такое соотношение сегментов рынка информационных технологий:
1. Увеличение технологического потенциала отрасли позволяет более чутко реагировать на спрос и индивидуализировать подход к потребителю. Это и обусловило рост контрактов на услуги информационному сопровождению и по разработке индивидуализированного программного обеспечения.
2. Одной из особенностей торговли отдельными видами программного обеспечения является сопровождение данных видов программного обеспечения и обучения персонала навыкам их грамотного использования.
Данные, представленные в таблице 3 позволяют говорить о росте средств, затраченных на программное обеспечение, и снижении затрат на приобретение вычислительной техники за исследуемый период.
6
Научный вестник ЮИМ №2' 2013
Горизонты новой экономики
Таблица 2
Количество IT-компаний по направлениям деятельности за 2009г. [3]
Направления деятельности Количество компаний Суммарный оборот компаний в сегменте, uSD
Системная интеграция 39 2 364 995 244
Консультирование в сфере ИТ 24 959 884 659
Услуги 18 587 044 415
Таблица 3
Распределение затрат организаций на информационные и коммуникационные технологии по видам
(в % к итогу) [2]
Затраты организаций на информационные и коммуникационные технологии 2006 2007 2008 2009 2010
на приобретение вычислительной техники 33,7 31,2 27,5 20,3 21,9
на приобретение программных средств 11,3 14,7 15,9 16,4 15,8
на оплату услуг связи 31,4 29,4 31,4 33,8 32,6
из них - оплата доступа к сети Интернет 5,7 6,0 6,6 7,9 7,6
на обучение сотрудников, связанное с развитием и использованием ИКТ 0,8 0,7 0,8 1,2 0,7
на оплату услуг сторонних организаций и специалистов по ИКТ (кроме услуг связи и обучения) 15,2 16,5 17,5 19,0 19,2
прочие затраты 7,6 7,5 6,9 9,2 9,9
Таблица 4
Распределение платных услуг населению по видам в 2010г.1
Виды платных услуг Фактически за отчетный год, млн. руб. Индекс физического объема к 2009г. Структура к итогу
Всего 33937,8 101,5 100,0
бытовые 3295,1 100,7 9,7
транспортные 6784,6 100,5 20,0
связи 6504,8 104,5 19,2
жилищные 1856,4 104,8 5,5
коммунальные 7184,9 103,0 21,2
гостиниц и аналогичных средств размещения 781,7 102,7 2,3
культуры 592,9 95,3 1,7
туристские 575,4 109,8 1,7
физической культуры и спорта 194,9 100,4 0,6
медицинские 1710,1 101,7 5,0
санаторно-оздоровительные 423,4 96,7 1,2
ветеринарные 61,4 98,1 0,2
правового характера 618,4 70,2 1,8
системы образования 2285,0 100,5 6,7
другие услуги 1068,7 - 3,2
Русановский В.А. и Латников А.В. [7] считают, 3) рост неплатежей за предоставленные услуги; 4) что на такую динамику сектора влияют следующие замораживание проектов в сфере развития ИКТ;
негативные тенденции: 1) снижение спроса на услу- 5) сокращение объемов промышленного произ-
ги информационных технологий; 2) оптимизация водства; 6) сокращение численности ИТ-персонала расходов бизнеса на информационные технологии; компаний. 1
1 Составлено автором по данным Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. URL: http://gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/comparison/
7
Горизонты новой экономики
Научный вестник ЮИМ №2' 2013
В России наибольшим спросом информационные технологии пользуются в отраслях с наиболее значительными объемами баз данных - банковский и телекоммуникационный сектор, электроэнергетика.
Наблюдается одновременный рост сегментов информационных услуг, оказываемых организациям и населению, хотя последний сегмент статистически очень сложно оценить.
Общероссийский классификатор услуг населению, принятый и введенный в действие постановлением Госстандарта России от 28.06.93 г. № 163 выделяет такие основные платные услуги населению как: услуги связи, бытовые услуги, санаторно-оздоровительные услуги, услуги пассажирского транспорта, услуги физической культуры и спорта, жилищные услуги, коммунальные услуги, услуги правового характера, туристские и экскурсионные услуги, ветеринарные услуги, услуги банков, услуги учреждений культуры, медицинские услуги, услуги системы образования. Часть виртуальных услуг из этого перечня может быть отнесена к той или иной категории (табл. 4). Неперечисленные виды платных услуг отражены в строке «другие услуги». Их доля в общем объеме составляет 3,2 %, в абсолютном выражении это 1068,7 млн руб.
В ходе проведенного исследования нашел свое подтверждение тот факт, что информации, которая собирается органами государственной статистики, для оценки перспектив развития и эффективности функционирования информационного общества в России и регионах явно недостаточно. Так, например, в официальных сборниках и на сайте Госкомстата РФ представлены только следующие данные за период с 2005 года и позже:
1. Основные показатели использования информационных и коммуникационных технологий в организациях.
2. Распределение организаций по удельному весу численности работников, использовавших персональные компьютеры.
3. Число организаций, использовавших вычислительную технику, по видам экономической деятельности.
4. Число организаций, использовавших глобальные информационные сети, по видам экономической деятельности.
5. Число организаций, использовавших информационные и коммуникационные технологии, по субъектам РФ.
6. Персональные компьютеры в организациях.
7. Число персональных компьютеров на 100 работников организации по видам экономической деятельности.
8. Число организаций, использовавших специальные программные средства.
9. Число организаций, использовавших сеть Интернет для связи с поставщиками и потребителями товаров (работ, услуг).
10. Число организаций, использовавших сеть Интернет для связи с поставщиками и потребителями товаров (работ, услуг) по видам экономической деятельности.
11. Распределение затрат организаций на информационные и коммуникационные технологии по видам.
12. Затраты организации на информационные и коммуникационные технологии по видам экономической деятельности2.
Следовательно, информация, собираемая и агрегируемая органами государственной статистики, будет соответствовать цели и характеризовать движения в сторону информатизации общества, если позволит оценить структурные изменения, происходящие в экономике в результате внедрения инноваций, информационных и коммуникационных технологий, а также в сфере занятости и распределения рабочей силы.
Необходимы показатели, характеризующие рост значимости компьютерной грамотности в жизни общества, показывающие структуру пользователей Интернета и различных информационных ресурсов, для оценки эффективности их использования различными пользователями, а также степень защиты персональных данных и информации от несанкционированного доступа, компьютерных вирусов и т.д.
Успехи в развитии телекоммуникационной и компьютерной технологии привели также к обновлению методов предоставления услуг. Особенно это касается использования информационных технологий.
Организации, осуществляющие свой бизнес в виртуальном рыночном пространстве, в отличие от традиционной рыночной среды, заменяют контакт с физическими объектами информацией о таких объектах. Контекст, в котором осуществляется сделка, также имеет свои отличия, поскольку физический контакт заменяется на контакт посредством экрана или телефона, и у заказчиков при этом появляется возможность заменить обслуживающий персонал на интеллектуальные интерактивные системы.
Говоря о разработке виртуальных услуг, необходимо подчеркнуть уровень предлагаемой инновации. Обычно чем выше уровень инновации, тем больше связанные с ней риски и затраты. Виртуальные услуги, возникающие на основе внедрения новых технологий, могут подпадать под любую из категорий инноваций продуктов в зависимости от
2 Данные, представленные на официальном сайте Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru.
8
Научный вестник ЮИМ №2' 2013
Горизонты новой экономики
степени влияния таких технологий на сам продукт или каналы его дистрибуции.
Виртуальные услуги выступают в качестве продуктов умственного труда, сохраняемых и распространяемых преимущественно в цифровом виде. Отличительной особенностью такой услуги является высокая стоимость изготовления и низкая стоимость хранения и передачи. Такая структура расходов предполагает значительный эффект масштаба в производстве. Отметим, что виртуальные услуги отличаются тем, что это почти всегда новый продукт, приобретаемый впервые.
1
Рисунок 1. Структурная модель анализа сектора виртуальных услуг в экономике сервиса (разработан автором)
Примечание: 1 - услуги связи; 2 - туристические услуги; 3 - медицинские услуги; 4 - услуги правового характера; 5 - услуги банков; 6 - услуги системы образования; 7 - услуги учреждений культуры; 8 - бесконтактные виртуальные услуги
Сектор виртуальных услуг - это особый вид сектора экономики сервиса, который объективно связан с обеспечением самых разнообразных бизнес-процессов, осуществляемых экономическими агентами, с помощью многополярных виртуальных услуг в целях удовлетворения ими своих информативных потребностей (рис. 1). Исследуемый сектор является, по-нашему мнению, самым динамичным в российской экономике сервиса. Отметим бурное развитие сектора виртуальных услуг: если еще 20 лет назад его доля составляла - 0%, десять лет назад - какие-то доли процента, то в настоящее время -примерно до 10% сектора российских услуг.
Необходимо отметить, что изучение сектора виртуальных услуг сопряжено со значительными трудностями, что вызвано рядом причин:
- новизной самого объекта исследования;
- недостаточностью исследовательского аппарата.
В основном исследовательский инструментарий ориентирован на вторичный сектор (сектора обрабатывающей промышленности) и практически не рассматривает уникальные блага, которые всегда
рассматриваются как единичные исключения. Нетипичность уникальных благ привела к тому, что они практически не изучаемые экономической наукой.
В России в силу пока не сложилось мнение относительно инфраструктуры сектора виртуальных услуг. Следовательно, под инфраструктурой сектора виртуальных услуг будем понимать совокупность подсекторов, каждый из которых состоит из группы людей или организаций, предлагающих однородные виртуальные услуги.
К основным сегментам сектора виртуальных услуг предлагаем относить (рис. 2): 1) услуги в области образования; 2) услуги в области здравоохранения; 3) услуги в области рекреации; 4) финансовые услуги; 5) научно-исследовательские услуги; 6) юридические услуги; 7) информационно-коммуникационные услуги; 8) издательская деятельность; 9) консультационные услуги; 10) услуги маркетинга и рекламы.
Проведенный в процессе исследования анализ структуры сектора виртуальных услуг в России указывает на наличие следующих субъектов:
- физические лица, оказывающие виртуальные услуги - фрилансеры;
- маркетинговые, юридические, консультационные и другие отделы организаций;
- мелкие компании (3-8 человек), относящиеся к сегментам 1, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 сектора виртуальных услуг;
- НИИ, КБ различных форм собственности;
- инновационные компании;
- вузы, ссузы;
- учреждения здравоохранения;
- крупные организации (более 30 человек), относящиеся к сегментам 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 сектора виртуальных услуг.
Анализ ниш, занимаемых виртуальными сервисными организациями, позволил выявить следующие типы экономических агентов сектора виртуальных услуг:
1. физические лица, специализирующиеся на определенном сегменте сектора виртуальных услуг;
2. организации, занимающиеся решением проблем ограниченного количества заказчиков (монополистов на рынке);
3. организации, создающиеся крупными структурами для решения их проблем и обслуживающие нескольких корпоративных клиентов;
4. независимые организации, взаимодействующие с большим количеством предприятий среднего и малого бизнеса на разовой основе или в рамках среднесрочных отношений.
К факторам положительно, влияющим на развитие сектора виртуальных услуг, можно отнести: доверие потенциальных клиентов к производителям услуг; информированность потребителей о
9
Горизонты новой экономики
Научный вестник ЮИМ №2' 2013
10% 11%
6%
7%
3%
18%
14%
8%
11%
□ услуги в области образования
□ услуги в области здравоохранения
□ услуги в области рекреации
□ финансовые услуги
П научно-исследовательские услуги
□ юридические услуги
П информационно-коммуникационные услуги
□ издательская деятельность ■ консультационные услуги
□ услуги маркетинга и рекламы
Рисунок 2. Сегменты сектора виртуальных услуг Краснодарского края (составлено автором по результатам исследования)
производителях услуг; экономический рост в стране; уровень платежеспособности российских предприятий; рост доходов населения;
Отрицательное влияние на динамику исследуемого сектора оказывают такие факторы как:
- отсутствие потребности в услугах;
- неспособность потенциальных клиентов использовать результаты оказанных услуг;
- административные барьеры, создаваемые государственными организациями;
- недостаточная развитость инфраструктуры исследуемого сектора;
- низкая роль современных источников информации о виртуальных сервисных организациях, особенно в регионах;
- боязнь заказчиков участвовать в сопроизводстве услуг из-за возможности утечки секретной информации;
- низкая инновационность некоторых традиционных секторов экономики и, как следствие, невосприимчивость к продвинутым виртуальным услугам.
Выделим специфические черты российского сектора виртуальных услуг:
1. Прослеживается тенденция к возрастанию количества виртуальных сервисных организаций, ведущих работу на коммерческой основе, и сокращению тех, кто предоставляет данные услуги бесплатно.
2. Со временем виртуальные сервисные организации расширяют диапазон своих услуг, что дает им возможность выхода на новые сегменты рынка.
3. Развитие виртуальных услуг происходит по ряду основных направлений, каждое из которых требует индивидуального, глубокого анализа.
ИСТОЧНИКИ:
1. Васильев К.А. Влияние развития рынка информационных продуктов и услуг на конкурентоспособность субъектов хозяйствования // Управленец. - 2010. - №5-6 ( 9-10).
- С. 44-47.
2. Клочко Е.Н., Жуковская В.Ю. Сектор виртуальных услуг в сервисной экономике России: функциональное содержание, основные институции, принципы управления // Экономика и предпринимательство. - М., 2013. - №1. - 399 с.
- С. 125-129.
3. Лебедев Д.В. Оценка объемов информационных услуг в российской экономике // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. -2011. - № 2. - С. 27-31.
4. Покровская Л.Л. Информационные технологии на рынке услуг: оценка конкурентного потенциала // Техникотехнологические проблемы сервиса. 2011. Т. 1. - № 15. - С. 77
5. Попов Е.В. Рынок информационных услуг: особенности анализа и функционирования [Текст]/ Е.В.Попов, И.С. Кац// Вестник УГТУ-УПИ.-2005.- № 1.- С.5-11.
6. Радчук В.А. Закономерности развития рынка информационных услуг на современном этапе (обзор) // Инженерный вестник Дона. - 2011. - Т. 17. - № 3. - С. 306-311.
7. Русановский В.А., Латников А.В. Тенденции структурной трансформации российской промышленности в контексте экономической рецессии // Вестник СГСЭУ, 2009.
- № 5 (29).
8. Хашева З.М., Ткачева Е.Н. Виртуальные организации в современной экономике: предпоссылки становления и особенности управления // Вопросы экономики и права.
- 2012. - № 44.
9. Global IT Industry Competitiveness Index 2009 // Исследование Исследовательского центра The Economist Intelligence Unit (аналитическое подразделение британского журнала Economist). - http://www.eiu.com/public
10