Горизонты новой экономики
Научный вестник ЮИМ №4' 2013
УДК 334 ББК 65.291.212 К 50
ВИРТУАЛЬНЫЕ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ УСЛУГИ: ОБЩЕЕ И Особенное
(Рецензирована)
Клочко Елена Николаевна,
доктор экономических наук, профессор кафедры экономики Южного института менеджмента. Тел.: (929) 828 58 96, е-mail: [email protected]
Аннотация. Актуальность настоящего исследования обусловлена тем обстоятельством, что динамичное развитие экономики сервиса привело к возникновению в ней нового сектора - сектора виртуальных услуг. В статье рассмотрены вопросы, связанные с выявлением общих и особенных характеристик интеллектуальных и виртуальных услуг.
Ключевые слова: виртуальная услуга, интеллектуальная услуга, интеллектуальный капитал, ове-ществленность услуги, сопроизводство услуг потребителем.
virtual and intellectual services: the general and special
Klochko Elena Nikolaevna,
doctor of Economic Sciences, associate professor of Economy Department of the Southern Institute of Management, Krasnodar. Ph.: (929) 828 58 96, е-mail: [email protected]
Summary. Relevance of the real research is caused by that circumstance that dynamic development of economy of service led to emergence in it new sector - sector of virtual services. In article the questions connected with detection of the general and special characteristics of intellectual and virtual services are considered.
Keywords: virtual service, intellectual service, intellectual capital, service oveshchestvlennost, soproizvodstvo of services by the consumer.
Динамичный рост сферы услуг, информатизация общества, кастомизация экономических процессов и их интеллектуализация привели к возникновению в экономике совершенно новых секторов - сектора интеллектуальных услуг и сектора виртуальных услуг. Данные сектора сферы услуг находятся только в стадии своего становления, поэтому неудивительно существование проблем с их понятийным и исследовательским аппаратом. В статье предпринята попытка сравнить интеллектуальные и виртуальные услуги, выявить в них общее и особенное.
Интеллектуальнее и виртуальные услуги являются объектами производства в определенном секторе экономики. Традиционно экономику разделяют на первичный, вторичный и третичный сектора. Первичный сектор - это часть экономики, включающая отрасли добывающие отрасли и сельское хозяйство, создающая материальную основу для функционирования промышленного сектора
и сферы услуг. Вторичный сектор включает в себя обрабатывающие отрасли, выпускающие конечные продукты потребления, тогда как третичный чаще именуют сферой услуг [6].
Прежде чем мы перейдем к рассмотрению особенностей продуцирования и специфических характеристик виртуальных и интеллектуальных услуг, остановимся кратко на их определении и классификации.
В процессе описания виртуальных услуг будем опираться на результаты проводимых нами исследований в этой области [2,3,4,7]. Виртуальная услуга представляет собой отраженную от материального объекта форму услуги: 1) выступающую экономическим ресурсом, носящим комплексный характер; 2) полностью утратившую вещественную форму; 3) имеющую обширные общественные зоны продуцирования и потребления; 4) включающую общественные, смешанные и частные блага; 5) в процессе предоставления данной креативной ин-
98
Научный вестник ЮИМ №4' 2013
Горизонты новой экономики
дивидуализированной услуги в режиме «он-лайн» одновременно участвуют поставщик и потребитель; 6) производство и потребление данной услуги могут не совпадать во времени; 7) направленную на удовлетворение информативных потребностей экономических агентов в различных отраслях и сферах деятельности, связанных с развитием бизнес-процессов экономики знаний [2].
Классификаций виртуальных услуг нами не выявлено, поэтому будем опираться на разработанную нами классификацию [4]. К основным видам виртуальных услуг предлагаем относить: 1) услуги в области образования; 2) услуги в области здравоохранения; 3) услуги в области рекреации; 4) финансовые услуги; 5) научно-исследовательские услуги; 6) юридические услуги; 7) информационно-коммуникационные услуги; 8) издательская деятельность; 9) консультационные услуги; 10) услуги маркетинга и рекламы.
При определении интеллектуальной услуги будем опираться на определение, данное Левиной М.Б. и понимающей под ней «часть сервисного сектора, потенциал создания добавленной стоимости которого основывается на использовании интеллектуального и творческого труда, связанный с потреблением новых знаний и умений и внедрением новых процессов и технологий» [5].
Исследователи до сих пор спорят о типах услуг, которые можно отнести к интеллектуальным услугам. Основные мнения обобщены нами и представлены в таблице 1.
Анализ таблицы 1 показывает, что, только классификация Левиной М.Б. может считаться наиболее полной. Использование других классификаций приводит к размыванию границ исследований, что ведет к искажению результатов исследований и препятствует объективной оценке тенденций и перспектив.
Сравнительный анализ видов интеллектуальных и виртуальных услуг позволяет отметить их схожесть и, если использовать классификацию Левиной М.Б., можно говорить о том, что спектр видов интеллектуальных услуг шире, что связано с особенностями продуцирования и оказания виртуальных услуг только через систему Интернет и другие виды информационных сетей.
Таблица 2 показывает нам наличие общих характеристик процесса продуцирования интеллектуальных и виртуальных услуг: характеристики 1-6; характеристик, наличие которых необязательно для виртуальных услуг - 7-8 и характеристик, которые являются специфичными и встречаются у всех виртуальных услуг - 9,11; характеристика 10 может присутствовать и у интеллектуальных услуг, но не является обязательной.
Рассмотрим данные характеристики.
1. Индивидуальный характер производства. Виртуальные и интеллектуальные услуги производятся под конкретного заказчика. Спрос на них носит диверсифицированный характер, что связано с тем, что заказчики желают получить каждый свою, особенную виртуальную или интеллектуальную ус-
Таблица 1
Классификация интеллектуальных услуг (обобщено автором)
Вид услуги Исследователь, относящий данный тип услуг к интеллектуальным услугам
Юридические услуги Все исследователи
Маркетинг (как отдельная область), реклама (как отдельная область) Дорошенко М.Е., Кузьминов Я.И., Мюллер Э., Зенкер А.
Маркетинг и реклама (как одна область) Варламова М.А. (только реклама), Уиндрам П., Кулапина Г.М., Забродин А.Ю.
Услуги по подбору кадров Кузьминов Я.И., Забродин А.Ю., Дорошенко М.Е. (кадровый консалтинг)
Финансовый и управленческий консалтинг1* Кулапина Г.М.
Профессиональное образование и обучение, издательская деятельность2* Забродин А.Ю.
Юридические услуги, маркетинговые услуги, услуги по подбору кадров, аудит, финансовые, управленческие услуги, НИОКР, мультимедиа и интерактивные и компьютерные программы, риэлторские услуги, профессиональное образование и обучение, издательская деятельность, дизайн, мода, архитектура, услуги по организации досуга, услуги в области фотографии, медицинские услуги, услуги по переводу на иностранные языки Левина М.Б.
1* У других исследователей нет четкого разделения отраслей между консалтинговыми, финансовыми и управленческими услугами 2* Большинство исследователей почему-то обходят области, выделенные Забролиным А.Ю.
99
Горизонты новой экономики
Научный вестник ЮИМ №4' 2013
Таблица 2
Сравнение особенностей процесса продуцирования виртуальных и интеллектуальных услуг
(составлено автором)
№ п/п характеристика процесса продуцирования услуги Виртуальные услуги Интеллектуальные услуги
1 Индивидуальный характер производства + +
2 Высокая доля добавленной стоимости в выручке + +
3 сопроизводство услуг потребителем + +
4 Необходимость наличия способности к восприятию услуги + +
5 Неопределенность издержек производства при создании и оказании услуги + +
6 Поливариантный характер создания и оказания услуги + +
7 Овеществленность услуги - +
8 Обязательность наличия прямого личного контакта потребителя и продуцента - +
9 Наличие информационных систем (Интернет и пр.) как обязательное условие предоставления услуги + -
10 Присутствует возможность удаленного доступа к услуге + +/-
11 Наличие сетевых контактов между участниками процесса ее оказания + -
лугу, а не нечто, одинаковое для всех потребителей. Производный характер услуг требует «подстройки» под специфику конкретного производственного процесса, который данная услуга сопровождает.
Как следствие - виртуальная или интеллектуальная услуга не может быть типовой, т.к. ее нельзя оказать без адаптации к особенностям конкретного пользователя. Иначе говоря, виртуальные и интеллектуальные услуги по природе своей неоднородны (гетерогенны).
2. Величина и структура добавленной стоимости. Главную роль в производстве виртуальных и интеллектуальных услуг играет человеческий капитал, который превращается в основной ресурс, создающий значительную долю добавленной стоимости. Капитальные ресурсы играют в процессе продуцирования и предоставления виртуальных и интеллектуальных услуг незначительную роль, что вызвано распространением современных форм занятости (фрилансерство, индивидуальное предпринимательство, аутстаффинг и т. п.). Сегодня даже офисное здание становится порой ненужным (например, для программистов, дизайнеров, юрисконсультов). Таким образом, основным средством производства становится компьютер. Разумеется, ресурс, именуемый традиционно «землей» (то есть недвижимость), также утрачивает значение, так как для установки компьютера, даже вместе с периферийными устройствами, данный фактор производства требуется в минимальном объеме [1].
Следовательно, капиталоёмкость производства виртуальных и интеллектуальных услуг минимальна. Основной вклад в производство добавленной стоимости вносят человеческие ресурсы, и
основная доля издержек тоже приходится именно на них.
3. Сопроизводство услуг потребителем. Считаем, что потребителя необходимо рассматривать в качестве активного участника процесса продуцирования необходимой ему стоимости, на которую будет влиять не величина производственных активов организации, а его внутренняя способность отреагировать на клиентский запрос. В данном случае организация сначала продает услугу, а лишь затем ее оказывает. Потребительная стоимость виртуальных услуг не всегда имеет денежную оценку, поэтому и эффект от их использования слабо сопоставим с проведенными и измеренными затратами на их осуществление. Данный эффект будет зависеть от ряда факторов: содержания этих услуг, последствий их освоения на объектах обслуживания.
Необходимо заметить, что производитель может оказать виртуальную или интеллектуальную услугу, адаптированную к индивидуальным запросам клиента (то есть, фактически произвести услугу специально под заказчика) только в случае совершенной информации о потребителе, что неправдоподобно, поскольку знать абсолютно все относительно другого субъекта невозможно. Неполнота же информации исключает полноценную адаптацию.
Следовательно, клиент должен стать «сопроизводителем» услуги, предоставив важнейший ресурс - информационный. Таким образом, у интеллектуальной услуги не один производитель, а два: собственно фирма, оказывающая услугу и использующая свой интеллектуальный ресурс, который можно назвать квалифицированным трудом, и по-
--- 100 ---
Научный вестник ЮИМ №4' 2013
Горизонты новой экономики
требитель услуги, вкладывающий информационный ресурс.
Как отмечает коллектив исследователей под руководством Дорошенко М.Е. в процессе уточнения продуцируемой услуги информированность и грамотность заказчика возрастают по нескольким причинам:
1) В ходе взаимодействия с исполнителем заказчик начинает лучше разбираться в себе и своих потребностях.
2) Заказчик больше узнает об особенностях производства услуги, получая при этом непрофильные знания.
3) В процессе общения со специалистами в области оказания услуг заказчик нередко узнает о новых возможностях, которые он не знал или недооценивал раньше.
4) Заказчик может выдвигать и невыполнимые требования; узнав об этом, он научится правильнее соизмерять свои желания с возможностями, что делает его более грамотным сопроизводителем.
4. Необходимость наличия способности к восприятию услуги. «Знаниеёмкость» рассматриваемых нами видов услуг предполагает умение и возможность пользоваться воплощением этих знаний. Следовательно, не всякий заказчик, имеющий надобность в услугах, обладает способностью к применению таких услуг в собственном производстве. Для полноценного использования услуг он сам должен отличаться инновационностью и высоким интеллектуальным потенциалом. В противном случае услуга оказывается бесполезной.
5. Неопределенность издержек производства. Изучив некоторые особенности продуцирования виртуальных и интеллектуальных услуг, мы приходим к выводу, что производство интеллектуальных услуг носит единичный характер, т.к. услуга производится в одном экземпляре для конкретного заказчика. Причем количество необходимых для производства этой единицы услуги факторов производства определить невозможно в силу того, что все единицы услуг разные - одна требует больше ресурсов, другая меньше. Данная ситуация характеризуется как неопределенность издержек, необходимых для продуцирования единицы услуги.
Производство интеллектуальных услуг характеризуется высокой неопределенностью, поскольку при их оказании можно более-менее точно запланировать результат, но никак не процесс. Ранее мы говорили о том, что заказчик является сопроизводителем виртуальных или интеллектуальных услуг из чего вытекает возможность трансформации продуцируемой услуги в процессе ее выполнения в зависимости от получения новой информации и уточнения предпочтений клиента.
Высокая вероятность внесения таких уточнений уже в процессе работы приводит к тому, что при заключении контракта на оказание услуги производители оставляют за собой довольно значительный запас времени - ведь срок оказания услуги трудно предсказать точно. Поскольку основным ресурсом является квалифицированный труд, то неопределенность затрат времени на оказание услуги означает фактически неопределенность количества человеко-часов, которые нужно будет вложить в производство услуги.
6. Поливариантный характер создания и оказания услуги. Данная характеристика рассматриваемых нами услуг заложена в самой их природе. Считаем, что: 1) виртуальная услуга невещественна и неопределенна по форме и конечному содержанию;
2) интеллектуальная услуга - неопределенна по форме и конечному содержанию. Их индивидуали-зированность может приводить к поливариантному многоплановому характеру создания, оказания и доведения до конечного потребителя такого рода услуг.
7. Овеществленность услуги. Виртуальная услуга полностью утратила свое вещественное содержание и может выступать: 1) в качестве конкретной интеллектуальной трудовой деятельности, 2) в качестве товара в случае ее рыночной означенности и
3) в качестве оплаченной работы в случае ее мгновенной коммерциализации.
В отличие от нее интеллектуальная услуга является овеществленной: невозможно представить себе аудиторское заключение только на электронном носителе.
8. Обязательность наличия прямого личного контакта потребителя и продуцента. Характерным моментом в процессе предоставления виртуальной креативной индивидуализированной услуги является то, что в режиме «он-лайн» одновременно участвуют поставщик и потребитель. Введение заказчика в систему предоставления виртуальной услуги позволяет ему отслеживать работу организации в режиме реального времени и координировать все действия: начиная от правки проекта услуги до ее оказания. Без интерактивного контакта виртуальная услуга не может быть эффективно использована или потреблена.
Интеллектуальные услуги могут оказываться без наличия прямого контакта с потребителем, но это скорее исключение. Невозможно оказывать, например, финансовые или управленческие услуги ни разу не встретившись с заказчиком и не ознакомившись с ситуацией на месте.
9. Наличие информационных систем (Интернет и пр.) как обязательное условие предоставления услуги. Введение заказчика в систему предо-
---- 101 ----
Горизонты новой экономики
Научный вестник ЮИМ №4' 2013
ставления виртуальной услуги в режиме «он-лайн» позволяет ему отслеживать работу организации в режиме реального времени и координировать все действия: начиная от правки проекта услуги до ее оказания. Без интерактивного контакта виртуальная услуга не может быть эффективно использована или потреблена.
10. Присутствует возможность удаленного доступа к услуге и 11. Наличие сетевых контактов между участниками процесса ее оказания вытекает из информационной составляющей виртуальных услуг, которая является стержнем данного вида услуг.
ИСТОЧНИКИ:
1. Интеллектуальные услуги в России / М.Е. Дорошенко и др. - Гос. ун-т - Высш. шк. экономики. - М: Беловодье, 2010.
2. Клочко Е.Н. Сектор виртуальных услуг в современной экономике сервиса: функциональное содержание, принципы управления, социальная
инфраструктура. Монография. - Краснодар: издательство Южного института менеджмента, 2012.
3. Клочко Е.Н., Жуковская В.Ю. Сектор виртуальных услуг в сервисной экономике России: функциональное содержание, основные институции, принципы управления // Экономика и предпринимательство. - М., 2013. - №1. - 399 с. - С. 125129.
4. Клочко Е.Н., Новиков В.С. Виртуальные взаимодействия социально-экономических систем в координатах региональной экономики. Монография. - Краснодар: издательство Южного института менеджмента, 2013.
5. Левина М.Б. К вопросу о классификации интеллектуальных услуг // Современные тенденции в экономике и управлении: современный взгляд. 2011. - № 9.
6. Мирошниченко Н.В. Интеллектуальные услуги: подходы к определению и типологизация // Вестник Саратовского государственного социальноэкономического университета. - 2009. - № 2.
7. Хашева З.М., Ткачева Е.Н. Виртуальные организации в современной экономике: предпоссылки становления и особенности управления // Вопросы экономики и права. - 2012. - № 44. - 280 с. - С. 61-69.
УДК 334 ББК 65.290-2 Л 228
КОРПОРАЦИЯ - РАЗВИВАЮЩАЯСЯ ФОРМА С НОВЫМ СОДЕРЖАНИЕМ
(Рецензирована)
Ланская Дарья Владимировна,
кандидат экономических наук, доцент кафедры общего, стратегического, информационного менеджмента и бизнес-процессов Кубанского государственного университета, г. Краснодар. Тел.: (918) 235 10 05, [email protected]
Аннотация. В статье рассматриваются результаты деятельности инновационного среднего бизнеса в России и обозначившиеся основные тренды его развития, основные признаки традиционной корпорации; формулируются основные признаки интеллектуальных корпораций, значение знание - структур в горизонтальной модели корпорации.
Ключевые слова: корпорация, действительный и фиктивный капиталы, капитал - собственность, капитал - функция, техноструктура, мягкие механизмы.
THE CORPORATION - THE DEVELOPING FORM WITH THE NEW CONTENTS
Lanskaya Darya Vladimirovna
candidate of Economic Sciences, associate professor of the Department of General, Strategic, Information Management and Business Processes of the Kuban State University, Krasnodar. Ph.: (918) 235 10 05, e-mail: [email protected]
Summary. The article is devoted to results of activity of innovative medium business in Russia and the designated main trends of its development, the main signs of traditional corporation; the main signs of intellectual corporations, importance of knowledge - structures in horizontal model of corporation are considered.
Keywords: corporation, valid and fictitious capitals, capital - property, capital - function, techno structure, soft mechanisms.
---- 102 ---