Научная статья на тему 'Субъекты инфраструктуры виртуальных взаимодействий в предпринимательстве'

Субъекты инфраструктуры виртуальных взаимодействий в предпринимательстве Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
262
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИРТУАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СУБЪЕКТЫ ВИРТУАЛЬНЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ / АУТСОРСИНГ / VIRTUAL ECONOMY / ENTREPRENEURSHIP / THE SUBJECTS OF VIRTUAL INTERACTIONS OUTSOURCING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Новиков Владимир Сергеевич

В статье рассмотрены теоретические аспекты и классификации субъектов виртуальных взаимодействий в процессе реализации предпринимательской деятельности. Автором проанализирован массив источников, чтобы охарактеризовать границы и масштабы деятельности субъектов виртуальных взаимодействий. В статье отводится большой задел обоснованию приоритета виртуальной экономики в XXI в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUBJECTS OF INFRASTRUCTURE VIRTUAL COLLABORATION IN BUSINESS

The article deals with theoretical aspects and classification of subjects of virtual interactions in the implementation of business. The author analyzed the array of sources to describe the boundaries and scope of activities of virtual interactions. The article given to the justification of a large backlog of priority virtual economy in the XXI cen

Текст научной работы на тему «Субъекты инфраструктуры виртуальных взаимодействий в предпринимательстве»

Научный вестник ЮИМ №2' 2013

УДК 65.01 ББК 65.05 Н 73

СУБЪЕКТЫ ИНФРАСТРУКТУРЫ ВИРТУАЛЬНЫХ

взаимодействий в предпринимательстве

Новиков Владимир Сергеевич,

кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента, маркетинга и предпринимательства Южного института менеджмента, г. Краснодар. Тел.: (909) 460 18 10, e-mail: vs.novikov@mail.ru

Аннотация: В статье рассмотрены теоретические аспекты и классификации субъектов виртуальных взаимодействий в процессе реализации предпринимательской деятельности. Автором проанализирован массив источников, чтобы охарактеризовать границы и масштабы деятельности субъектов виртуальных взаимодействий. В статье отводится большой задел обоснованию приоритета виртуальной экономики в XXI в.

Ключевые слова: виртуальная экономика, предпринимательская деятельность, субъекты виртуальных взаимодействий, аутсорсинг.

subjects of infrastructure virtual collaboration in business

Novikov Vladimir Sergeevich,

candidate of Economic Sciences, associate professor of the Department of «Management, Marketing and Entrepreneurship» of the Southern Institute of Management, Krasnodar.

Ph.: (909) 460 18 10, e-mail: vs.novikov@mail.ru

Summary: The article deals with theoretical aspects and classification of subjects of virtual interactions in the implementation of business. The author analyzed the array of sources to describe the boundaries and scope of activities of virtual interactions. The article given to the justification of a large backlog of priority virtual economy in the XXI century.

Keywords: virtual economy, entrepreneurship, the subjects of virtual interactions outsourcing.

Динамика организационно-экономических, финансовых, социальных условий развития XXI в. определяет, что в условиях «перезагрузки» рыночной экономики, определение концептуальных направлений развития виртуальных форм предпринимательской деятельности является актуальным и требует исследования с целью становления конкурентоспособной отечественной экономической системы, соответствующей уровню высокоразвитых стран с рыночной экономикой. Ресурсная база виртуальных форм предпринимательской деятельности в виде Internet-технологий и Internet как среда осуществления предпринимательских усилий безгранична, отсутствие входных границ создает еще большую конкуренцию, но объем завоевания Internet пространства не является конкурентным преимуществом, необходимы структурные преобразования, новое качество.

Необходимо отметить, что базисом виртуализации предпринимательской деятельности можно считать появление денежной системы как таковой. С переводом ценностей в бумажный эквивалент форма хозяйствования обусловила поле замены реальности ценностей. В виду этого реализация человеком электронных денег лишь изменило форму подачи этой подмены, что санкционировало осуществлять эквивалент какой-либо ценности не в симулирующей форме векселя, а в виртуальной (технической) памяти компьютера[7, 15].

Виртуализация форм предпринимательской деятельности в аспекте электронного развития принципиально не меняет устоявшихся законов экономического взаимодействия, она лишь переводит их в интерактивный режим, подчиняясь тенденциям глобализации.

21

Научный вестник ЮИМ №2' 2013

Выделим тезис А.В. Абельцева в статье «Понятие «виртуальной экономики» и ее характерные черты»: «Корень виртуализации экономики состоит в том, что экономические феномены формируются теперь изначально в сознании человека, а не в реальной действительности, а новые информационные технологии позволяют придать ментальным факторам немыслимую прежде силу, спроецировать их взаимодействие на реальный мир до такой степени, что, по сути, формируются две экономики: «настоящая» и «искусственная», в которой экономическая реальность предстает в виде некоторых информационных инструкций, иногда вообще не обусловленных состоянием и тенденциями «настоящей экономики»[1].

Термин «виртуальные субъекты предпринимательской деятельности» используется в двояком смысле. В более абстрактном контексте «виртуальные субъекты предпринимательской деятельности» означает наиболее передовую и эффективную форму организации бизнеса, которая является наилучшей с точки зрения имеющихся технических и экономических условий. В более конкретном смысле, виртуальные субъекты предпринимательской деятельности подразумевает сетевую, компьютер-но-посредованную организационную структуру, состоящую из неоднородных компонентов, расположенных в различных местах. Тогда прилагательное «виртуальное» может интерпретироваться как «искусственно образованное», или как «мнимое, не существующее в реальном физическом пространстве», или как «расширенное за счет совместных ресурсов»[2].

Иногда виртуальные субъекты предпринимательской деятельности обозначают и другими терминами: «сетевые предприятия» [10], «безграничные предприятия»[9], «расширенные предприятиями]. Как правило, речь идет о сети партнеров (предприятий, организаций, отдельных коллективах и людей), совместно осуществляющих деятельность по разработке, производству и сбыту определенной продукции. Субъекты инфраструктуры виртуальной предпринимательской деятельности создаются путем отбора требующихся организационно-технологических ресурсов с различных предприятий и их интеграции с использованием Internet-сети. Это приводит к формированию гибкой и динамичной организационной системы, наиболее приспособленной для скорейшего выпуска новой продукции и ее оперативной поставки на рынок. Следует подчеркнуть метафорический характер понятия «виртуального предприятия». Полностью виртуального, т.е. не имеющего базовых структур в реальном физическом пространстве, предприятия, конечно, быть не может.

Виртуальные формы предпринимательской деятельности являются одной из новейших форм ведения бизнеса. Реализация таких форм стала возможной благодаря тому, что:

- протекающими интеграционными процессами в обществе,

- совершенствованием информационных систем управления, Internet-технологий и Internet-ресурсов,

- глобализацией мирового экономического процесса,

- развитием современных рынков,

- усовершенствованием постоянных связей с клиентами, увеличением степени удовлетворения потребителей,

- присутствующей положительной реакции от потребителей, их адаптивности к Internet-технологиям и Internet-ресурсам (особенно молодого поколения).

Согласно официальному заявлению международного инвестиционного банка GP Bullhound, который специализируется на вложениях в высокотехнологичный сектор, активными потребителями товаров и услуг в Internet являются лишь 18% от общего числа пользователей Internet в России[16].

При этом, рынок Internet-рекламы в РФ поступательно растет, и сегодня на его долю приходится 9% от общего рекламного бюджета страны. Подобную ситуацию как нельзя лучше иллюстрируют доходы такого всем известного предприятия виртуальной формы как Яндекс. Большая часть доходов поступает именно от рекламных сервисов. Так, в первом квартале 2012 года консолидированная выручка российской интернет-корпорации составила 5,9 млрд. рублей или 200 млн. долл. США, а это уже на 51% больше, чем годом ранее. Аналогичными темпами растет и чистая прибыль Яндекса[16].

На сегодняшний день на рынке России доминируют именно локальные компании: согласно оценкам LiveInternet, около 60% всего веб-поиска страны принадлежит Яндексу. На долю Google приходится примерно четверть рынка поиска России, хотя его процент здесь постоянно растет. Что же касается Mail.ru, то сегодня он является крупнейшим российским порталом, предоставляющим своим пользователям услуги электронной почты, а также мощную социальную платформу. Именно Mail.ru Group принадлежит вторя по популярности в странах СНГ соцсеть «Одноклассники»; кроме того, корпорация владеет 40% акций «ВКонтакте» - самой крупной социальной сети России и СНГ. Что же касается западных конкурентов, то Facebook занимает в стране лишь четвертую строчку. Популярнейший локальный ритейлер Ozon, который занимается онлай-продажей товаров потребления

22

Научный вестник ЮИМ №2' 2013

и путешествий, именует себя не иначе как «российский Amazon плюс Expedia».

Появление множества виртуальных предприятий (и их всевозможных синонимичных форм) будет символизировать о поднятии терциаризации экономики на более высокий уровень. Несомненно, стоит сказать о том, что виртуальные формы предпринимательской деятельности завязаны с самым важным ресурсом управленческой деятельности XX - XXI вв. - с информацией, (наряду с еще одним самым важным - временем).

Однако вернемся к субъектам инфраструктуры виртуальных взаимодействий. Понятие «субъект» в рассуждениях о виртуально обществе у А. Бюль является синонимом понятия «индивид», т.к. не предполагает обнаружения субъективности в социальном, а лишь отсылает к деятелю/актору, который воспроизводит определенные общественные отношения. Позиция индивида характеризуется свойствами (фрагментация, открытость и изолированность), которые задаются объективным развитием технологий коммуникации и процессами виртуализации. Подобный «субъект» не осмысливает, и даже не приспосабливается к происходящим изменения в социальном пространстве, но лишь видоизменяет свою конфигурацию, даже если она угрожает самому факту его существования. Идентичность индивида в таком случае будет всегда представляться как набор объективированных свойств/качеств, закрепленных различными способами в виртуали-зированнаом пространстве социального. В случае с виртуальным обществом А. Бюля она будет записана во множестве компьютерных баз данных, что приводит к фрагментации и одновременной прозрачности индивида [8, 14].

А. Бюль выстраивает рассуждения исходя из определяющей роли развития технологий в социальном пространстве и марксистского принципа объяснения общественных отношений, приходит к виртуальным формам существования социума, как различным информационным, цифровым системам. Обнаруживается знаковый характер существования социального, благоприятной средой для которого является киберпространство. Связывая современное состояние общества с развитием компьютерных систем, социолог все же ведет историю его формирования с моментов «до-компьютерной» эпохи, обнаруживая тем самым императив «виртуализации», т.е. изначальный знаковый характер социального. В этом случае возникает вопрос относительно первичности социальных структур/ детерминант: действительно ли компьютерные технологии определяют виртуальный характер современного общества? Возможно, распространение компьютерных систем основывается на их способ-

ности являться универсальным субстратом для знаковой реальности? Тем самым, подвергается сомнению исходный принцип построения рассуждения о «виртуальном обществе».

Все субъекты инфраструктуры виртуальных взаимодействий разбиваются на определенные группы по отводимым им функциям при организации взаимодействия субъектов одной системы:

- первая группа - законодательные и исполнительные субъекты. Для Краснодарского края к их числу, в частности, относятся Законодательное собрание; законодательные органы власти городов и районов; администрация; представители федеральных органов власти на территории; транспортная инспекция; таможенный комитет; налоговая служба; транспортная милиция и другие. Их главными функциями в анализируемом здесь ракурсе являются формирование инфраструктуры на уровне «государства» и контроль за законами и распоряжениями, связанными с ее функционированием;

- вторая группа - субъекты политической и социальной инфраструктуры. Строго говоря, вторая группа является частью первой. Однако конкретно в нее включены те субъекты, которые не могут непосредственно влиять на решения, принимаемые хозяйствующими субъектами. Это влияние более мягкое и может реализоваться как посредством их представительства в законодательных или исполнительных органах региона, так и воздействиями (например, через прессу, телевидение) рекомендательного или информационного характера;

- третья группа - субъекты финансовой инфраструктуры. К ним отнесены финансово-кредитные институты, страховые компании, обеспечивающие финансовую поддержку хозяйствующих субъектов и их формирований и, таким образом, непосредственно влияющие на развитие транспортного пространства региона;

- четвертая группа - предприятия - субъекты перевозок. К ней отнесены предприятия, производящие продукцию, которая нуждается в перевозках, собственно предприятия производственной сферы, торгово-закупочные, домашние хозяйства. Их функционирование является основополагающим в системе предприятий;

- пятая группа - виртуальный логистический центр региона, представляющий собой пункт физического (реального) или виртуального экономического анализа, в котором выявляются стратегические линии функционирования транспортно-логистической системы, формируются рекомендации к проектам развития виртуальных экономических систем, аккумулируется информация, связанная с финансовыми возможностями социально-экономическими показателями в реги-

23

Научный вестник ЮИМ №2' 2013

оне (между регионами или странами) и решаются другие подобные задачи, связанные с развитием виртуальной логистической сети региона (округа, страны).

Каждая из перечисленных групп отличается набором функций, выполняемых выделенными 5 группами субъектов в модели их взаимодействия в пространстве региона.

В рамках исследования необходимо выделить основные направления и организационные формы виртуализации субъектов экономической деятельности^]:

Виртуализация экономических отношений -появление разрыва между реальным сектором экономики и финансовым рынком, ослабление на нём причинно-следственных связей.

Виртуализация инструментов финансового рынка - большее значение стали приобретать виртуальные финансовые инструменты, такие как акции бирж, акции и билеты финансовых пирамид, которые строились без малейшего взаимодействия с реальным сектором, денежные суррогаты, финансовые деривативы.

Замена реальных экономических отношений и процессов их образами - Модельный ряд как искусная симуляция инноваций, подмена реальных товаров, обращающихся на рынке, их образом, товарным знаком, созданным рекламой, подмена реальной фирмы её образом, созданным public relations (PR).

Коммерциализация киберпространства - Превращение компьютерных сетей в главное средство и в среду экономической деятельности, появление виртуальных супермаркетов и виртуальных банков, оперирующих собственной виртуальной валютой, виртуальных корпораций.

Субъекты виртуальных взаимодействий имеют много общего с традиционным предприятием и являются разновидностью сетевых предприятий, поэтому многие характеристики и критерии классификации подходят в равной степени к традиционным компаниям и к компаниям нового типа. Для описания предприятий как объектов управления используются многочисленные характеристики. Множество характеристик вызывает необходимость классификации предприятий. Для этого используют следующие критерии: способ формализации, форма собственности, отношение к прибыли, правовая форма, степень концентрации, принадлежность к секторам экономики, принципы управления. Во всех современных организациях присутствуют виртуальные и материальные элементы, причём их точная пропорция зависит от потребностей клиентов и поставщиков, характера продукции или производимых услуг.

В основном в литературе представлена общая классификация субъектов виртуальных взаимодействий, которая в равной степени относится к традиционным формам организаций, так и к новым виртуальным предприятиям. Существует также более детальная классификация виртуальных - организаций, которая учитывает особенности новых организационных форм. Основание классификации и вид организации инфраструктуры виртуальных взаимодействий:

1. Способ социальной организованности: формальные и неформальные;

2. Форма собственности: государственные, муниципальные, частные;

3. Отношение к прибыли: некоммерческие, коммерческие;

4. Характер потребностей клиентов: крупносерийное производство, серийное производство, мелкосерийное производство;

5. Формирование отношений внутри организации: партисипативные, эдхократические, индивидуальные, корпоративные;

6. Характер существования: виртуальные, реальные.

Стоит обратить внимание на классификацию субъектов инфраструктуры виртуальных взаимодействий, предложенных Дж. Палмером и К. Шпи-ером, которые подразделяют:

- виртуальные предприятия - виртуальные компании, собравшие вместе рыночных игроков в ответ на потенциальную возможность для всех увеличить прибыль или уменьшить издержки. В этом определении происходит смешение понятий сетевой и виртуальной организаций;

- виртуальные команды - совокупность команд из различных организаций, которые собираются из специфических, процессно-ориентированных подразделений внутри больших компаний;

- виртуальные проекты - альянс (консорциум) взаимодополняемых компаний, собираемых вместе для реализации рыночных возможностей;

- временные виртуальные предприятия - расширенное понятие виртуального проекта как организации мультипроектного бизнеса для реализации возникающих рыночных возможностей.

Шамсетдинов А.Д. в своем исследовании «Формирование и управление виртуальными организациями (теоретико-методический аспект)» добавляет в эту классификацию[13]:

- виртуальная корпорация - компания, строящая свою деятельность на базе аутсорсинга основных функций бизнеса одно из, многих названий, придуманных для нее специалистами - «пустотелая» или «оболочная» корпорация [5]. Виртуальные корпорации сосредоточены на производстве

24

Научный вестник ЮИМ №2' 2013

бизнес-функции, в которых в первую очередь само производство вынесено за внутриорганизационные рамки, т.е. в чистом виде это координирование сторонних подрядных организаций;

- виртуальная мультинациональная компания - одна из наиболее сложных форм современного бизнеса. Такая компания использует международный подход в поиске заграничных рынков и при перемещении производства, а также комплексную глобальную философию бизнеса, предусматривающую хозяйственную деятельность как внутри страны происхождения, так и за ее пределами.

- виртуальная сетевые маркетинговые предприятия - это продвижение информации о товарах и услугах через сеть независимых дистрибьюторов.

Дополнительные возможности для субъектов виртуальных взаимодействий открывают идеи программного обеспечения их деятельности. Внедрение, поддержка, управление и модернизация программного обеспечения всегда было дорогой задачей в масштабах всего мира, и единственной, которая не была частью основного бизнеса для большинства традиционных компаний. Всё тот же недостаток ресурсов замедляет развёртывание и реализацию новых проектов, что сдерживает ожидавшийся рост продуктивности в традиционных компаниях и открывает новые перспективы для виртуальных организаций. Аренда программного и аппаратного обеспечения устраняет избыточные процессы и увеличивает продуктивность за счёт использования общеупотребительной информации и применения ее во всех бизнес-функциях [6, С.55-58].

Системы автоматизации электронного документооборота позволяют «превращать» заказы на покупку в счета-фактуры, заказы на поставку становятся счетами, а из бланков учёта рабочего времени автоматически создаются платежные чеки для выдачи зарплаты. Сборочные листы заказов создаются одним щелчком кнопки, причем устраняется двойной ввод данных[6]. Заметим, что приобретая услуги аутсорсинга, субъект виртуальных взаимодействий распределяет всю непрофильную работу между поставщиками специализированных услуг.

Одной из областей, в которых бизнесу придётся расширять инвестиции в аутсорсинг (как инструмент реализации инфраструктуры виртуальных взаимодействий), является развертывание в сети Internet виртуальных торговых и производственных площадок. Здесь требуется обеспечить связь между приложениями и технологиями. В зависимости от выбранной стратегии осуществляется размещение различных сервисов, служб и процессов. Это сложная задача в силу разнообразия существующих решений. Субъект виртуальных

взаимодействий передаёт на профессиональное обслуживание информационные системы в стороннее предприятие (зачастую тоже с виртуальным характером существования). Стороннее предприятие или центр аутсорсинга (примером могу послужить, http://mastak.ru или http://vvww.ibs.ru) предлагает комплекс услуг по обслуживанию информационной системы по следующим направлениям:

- аренда и настройка выделенного сервера

- аренда инфраструктуры для размещения оборудования

- аренда каналов передачи данных

- аренда системного и прикладного программного обеспечения

- непрерывный мониторинг работоспособности оборудования

- круглосуточная техническая поддержка

- защита от несанкционированного доступа

- технические консультации

- антивирусное сканирование

- аутсорсинг почтовой системы и Интернетресурсов

- управление приложениями и корпоративными сетями

- аутсорсинг или аренда персонала

Широкий спектр услуг позволяет реализовать

модель массовой индивидуализации (настройки под пользователя). Стратегия определения и обеспечения источников ресурсов служит признаком новой организационной модели, которая использует аутсорсинг для всех операций и ничем не владеет. Это модель принята виртуальными компаниями и традиционными предприятиями, отделившимися от более крупных корпораций в стремлении участвовать в современной экономике. Например, компании из Европы и США отдают на аутсорсинг в Индию call-центры, разработку программного обеспечения и другие бизнес-процессы, что позволяет корпорациям сократить свои бюджеты на 50%. Индийские специалисты с большим энтузиазмом и готовностью берутся за работу, которую европейцы считают скучной или бесперспективной. Индийская индустрия информационных технологий переживает гигантский подъём, вбирая в себя целые куски инфраструктуры транснациональных компаний. Индия лидирует на рынке аутсорсинга, так как имеет большое англоязычное население и достаточно высокий уровень образования. Правительство Индии предоставляет расположившимся здесь международным компаниям льготы, такие как нулевой уровень налогообложения на начальном этапе с постепенным его повышением в течение десяти лет. В результате здесь работают традиционные и виртуальные организации, которые полагаются на связь с обширной сетью поставщиков, партнёров и

25

Научный вестник ЮИМ №2' 2013

клиентов, а средой им служит всемирная паутина Интернета.

Объединение технологий и бизнеса, переход к электронной коммерции, появление парадигмы «провайдеров услуг» и достижения в области практического применения информационных технологий ставят новые цели и открывают новые возможности для организаций.

Стоит выделить базовые преимущества формирования и развития субъектов инфраструктуры виртуальных взаимодействий в границах региона: единое пространство для коммуникации, единый механизм электронной адресации субъектов, пространство для размещения однотипной организационно-экономической, финансовой и правовой информации, общую идентификацию субъектов виртуальных взаимодействий в рамках региона и интернет-сообщества, организация единых правил участия в инфраструктуре виртуальных взаимодействий.

Таким образом, подводя итоги, отметим. На сегодняшний момент стало очевидно, что субъекты инфраструктуры виртуальных взаимодействий в предпринимательстве захватили свою нишу и свой сегмент рынка «предложения». Несомненно, то, что яркое участие в столь активном развитии субъектов виртуальных взаимодействий в предпринимательстве отводится молодому поколению потребителей. Последовательная цепь «молодой потребитель (агент рынка) -> Internet» реализовала толчок интенсификации виртуальной экономики в РФ. Сегодня мы может говорить о перспективах исследования выбранной темы, и констатируем глобальный ресурс, которым наделен сектор виртуальной экономики, сетевая инфраструктура виртуальных взаимодействий, Internet-пространство и Internet-ресурсы.

ИСТОЧНИКИ:

1. Абельцев А.В. Понятие «виртуальной экономики» и ее характерные черты // Материалы заседания учебно-методического совета УМО по специальности 060600 «Мировая экономика» 18-20.09.2002, Волгоград. www.cis2000.ru/ publish/books/book_64/ch4_33.shtml.

2. Вютрих Х.А., Филипп А.Ф. Виртуализация как возможный путь развития управления // Проблемы теории и практики управления. - 1999. - №5.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Кизим А.А. Принципы организации и функционирования РТЛС в Южном федеральном округе. Материалы круглого стола. 22 октября 2003 г. Взаимодействие субъек-

тов Северо-Кавказского региона с полномочным представительством Российской Федерации в ЮФО. Краснодар. -2003.

4. Маслова А.В. Природа и социально-экономические особенности виртуальных организаций. Дис. на соис. уч. степени канн. экон. наук. Специальность 08.00.01 - Экономическая теория. Ковров.: ГОУ ВПО «Ковровская Государственная Технологическая Академия имени В. А. Дегтярева». - 2010. - 187 с.

5. Медовников Д., Огнесян Т. Энергия пустоты // Эксперт. - 1997. - № 46.

6. Никоненко А.Г. Формирование виртуальной организации (теоретические и методические аспекты). Дис. на соис. уч. степени канн. экон. наук. Специальность 08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством. М.: ФАО ГОУ ВПО «Государственный университет управления». -2007. - 166 с.

7. Новиков В.С., Перова А.Е. Виртуализация финансовой сферы как тенденция и адаптация к современным экономическим условиям ведения бизнеса. // Финансовая аналитика. - №32 (122). - 2012. - С. 48-54.

8. Обухов К.Н. «Субъект виртуального общества» А. Бюля: техноцентризм в определении индивида в структурах коммуникативной реальности. Удмуртский государственный университет. - 2010.

9. Патюрель Р. Создание сетевых организационных структур // Проблемы теории и практики управления. -1997. - №3.

10. Райсс М. Границы «безграничных» предприятий: перспективы сетевых организаций // Проблемы теории и практики управления. - 1997. - №1.

11. Тарасов В. Причины возникновения и особенности организации предприятия нового типа // Проблемы теории и практики управления. - 1998. - №1.

12. Ткачева Е.Н. Особенности становления и развития виртуальных организаций в экономике России. Краснодар: издательство Южного института менеджмента, 2009. - 204 с.

13. Шамсетдинов А.Д. Формирование и управление виртуальными организациями (теоретико-методический аспект). Дис. на соис. уч. степени канн. экон. наук. Специальность 08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством. М.: ГОУ ВПО «Государственный университет управления». - 2009. - 135 с.

14. Buhl A. Die virtuelle Gesellschaft des 21. Jahrhunderts: sozialer Wandel im digitalen Zeitalter. Wiesbaden: Westdeutscher Verlag. - 2000.

15. Novikov V.S., Shershunova N.V. Virtual forms of business and their stability in modern conditions. Problems and trends of economy and management in the modern world. Proceedings of the International Conference. Болгария, г. София, 2012. С. 440-447.

16. The internet business in Russia. Europe’s great exception. Why local firms dominate the Russian internet. // The Economist. May 19th 2012. Режим свободного доступа // http://www.economist.com/node/21555560 (дата обращения: 20 декабря 2012 г.)

26

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.