Научная статья на тему 'Основные принципы и формы проявления виртуальной экономики в России'

Основные принципы и формы проявления виртуальной экономики в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
538
262
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИРТУАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ИНТЕРНЕТ-ЭКОНОМИКА / ВИРТАУЛИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ / ЭЛЕКТРОННЫЙ БИЗНЕС / VIRTUAL ECONOMY / INTERNET ECONOMY / ECONOMY VIRTUALIZATION / ELECTRONIC BUSINESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ташакова Лола Хайридиновна

В статье систематизированы принципы виртуальной экономики, проводится сравнительный анализ виртуальной и реальной экономики. Выявлены специфические черты деятельности хозяйствующих субъектов в виртуальной экономике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE BASIC PRINCIPLES AND FORMS OF MANIFESTATION OF VIRTUAL ECONOMY IN RUSSIA

In article principles of virtual economy are systematized, the comparative analysis of virtual and real economy is carried out. Peculiar features of activity of managing subjects in virtual economy are revealed.

Текст научной работы на тему «Основные принципы и формы проявления виртуальной экономики в России»

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ ВИРТУАЛЬНОЙ

ЭКОНОМИКИ В РОССИИ

Л. Х. ТАШАКОВА

В статье систематизированы принципы виртуальной экономики, проводится сравнительный анализ виртуальной и реальной экономики. Выявлены специфические черты деятельности хозяйствующих субъектов в виртуальной экономике.

Ключевые слова: виртуальная экономика, интернет-экономика, виртаулизация экономики, электронный бизнес.

Современный период развития мировой цивилизации характеризуется активной диффузией сети интернет во все сферы жизнедеятельности общества, что способствует формированию принципиально новых рынков и форм предпринимательской деятельности. Возникают организации и лица, которые осуществляют предпринимательскую деятельность на виртуальном рынке, оказывая различного рода услуги потребителям. Гипертрофированными темпами интернет все глубже проникает в деятельность российских и зарубежных компаний, трансформируя стиль осуществления бизнеса и предоставляя новые возможности и уникальные технологии для его развития. Использование сети интернет для ведения предпринимательской деятельности связано с экспоненциальным ростом количества пользователей сети интернет, а также с превращением ее в основной канал продаж для многих отраслей бизнеса. Помимо этого, всемирная компьютерная сеть не только является технологической основой для бизнеса, но и выступает как новое средство маркетинговых исследований, коммуникации субъектов экономики, позволяет перевести обслуживание клиентов на новый уровень.

В странах с развитой рыночной экономикой массово используются различные формы электронного бизнеса, в России институты сетевой экономики только формируются. Это обусловлено относительно небольшой развитостью материальной базы и соответствующей инфраструктуры, а также недостаточной разработанностью теоретических основ функционирования данной сферы. Исходя из

этого, считаем необходимым рассмотрение и систематизацию концептуальных основ такого экономического феномена как виртуальная экономика.

Как известно, рассматривая концептуальные основы того или иного явления, прежде всего необходимо остановиться на его основополагающих принципах. Рассмотрим некоторые из наиболее важных принципов функционирования и развития виртуальной экономики с позиций современных данных [2].

Принцип экспоненциального развития. Для раскрытия содержания данного принципа необходимо оценить динамику роста числа пользователей сети интернет. Сегодня существуют различные методики определения степени интернетизации экономики. Поэтому результаты анализа, представленные отдельными исследователями, отличаются друг от друга. По данным информационного агентства 1п1ете1;^огЫ81а18 к концу 2010 г. предполагаемое число пользователей интернета достигло 2,08 млрд чел., по сравнению с 1,86 млрд чел. 2009 г. Число домашних подключений к интернету во всем мире перешло полумиллиардную отметку впервые в 2010 г., достигнув 555 млн чел., тогда как количество подключений к мобильной связи возросло до 940 млн чел. Самая высокая плотность он-лайн пользователей среди населения земного шара отмечен Европе, Америке, республиках бывшего СССР и арабских государствах [7]. Приведенные данные подтверждают, что рассматриваемый принцип находится в соответствии с экспоненциальным ростом числа провайдеров различного уровня и числа пользователей в сетях интернет.

Принцип возрастающего эффекта. При увеличении объема сети в ней появляется боль-

шее количество участников. В итоге увеличивается объем реализуемых товаров и услуг, что ведет в странах с развитой рыночной экономикой массово используются различные формы электронного бизнеса, в России институты сетевой экономики только формируются к росту прибыли, получаемой участниками бизнес- процессов. В традиционной экономике увеличение объема производства товара происходит в соответствии с линейной закономерностью, а в сетевой экономике -в соответствии с экспоненциальной. В реальном секторе экономики от уменьшения себестоимости производства выигрывает (за счет возможности получения дополнительной прибыли) ограниченное число фирм, а в сетевой экономике выгоду получают все участники, распределяющие между собой образовавшуюся прибыль. Но не все получают равные доли.

Принцип полноты. В виртуальной экономике ценность товаров определяется избыточностью предложения и широтой его распространения в международном масштабе. Чем большее количество товара представлено в сети, тем большую ценность он приобретает. Однако данный принцип противоречит соответствующим закономерностям традиционной экономики, где ценность определяется редкостью товаров из-за ограниченности их количества, избыточное производство товаров приводит к существенному снижению их ценности. В виртуальной экономике, наоборот, ценность определяется именно избыточностью предложения и масштабностью распространения товаров (услуг).

Принцип обратного ценообразования. Данный принцип заключается в том, что лучшие товары, представленные в интернете, имеют тенденцию снижения цены во времени. В реальном секторе экономики действует обратная зависимость, при которой некоторая модификация товара увеличивает его цену. В виртуальной экономике покупка товара с улучшенными спецификациями по более низкой цене возможна при отсрочке покупки. При этом, чем на более длительный срок откладывается покупка товара, тем дешевле его впоследствии можно купить.

Принцип бесплатности предоставления оп-ределенн ых услуг.

В соответствии с действием вышеназванных принципов обратного ценообразования и полноты, самые ценные услуги (в том числе сервисные) могут быть предоставлены заинтересованным лицам безвозмездно. Например, корпорация Майкрософт в свое время бесплатно предоставила пользователям браузер Internet Explorer без оплаты. Компания-разработчик клиента электронной почты Eudora,

тоже передала ее в распоряжение пользователей даром. Компания Sun создала язык Java и передала данную программу в бесплатное пользование всем желающим с целью извлечения доходов в будущем при производстве надстроек для этого языка [3].

На основании вышеизложенного можно выделить специфические черты деятельности хозяйствующих субъектов в информационно-сетевой экономике:

- необходимость поставки на интернет-рынок бесплатных услуг, продуктов (например, программных) для возможно более широкого круга будущих покупателей модернизированного одноименного продукта;

- бесплатная реализация одного продукта (услуги) дополняется связанными условиями (продажей других продуктов). Интернет-компания «Sun», бесплатно предоставляя программу языка «Java», успешно продавала серверы, а компания Netscape, продавая математическое обеспечение для коммерческих серверов, бесплатно раздавала потребителям «браузеры»;

- формирование в перспективе нужного для предпринимателя объема спроса на определенный продукт целесообразно базировать на предоставлении заинтересованным покупателям в бесплатное пользование первоначальной версии этого продукта.

Принцип переоценки ценностей заключается в постепенном (не полном) замещении материальных ценностей комплексом знаний и информационных ценностей. Доля стоимости информационной составляющей в стоимости современных товаров постоянно увеличивается. Потребительская ценность интернет-компании зависит в основном не от стоимости ее материальных активов, а от наличия нематериальных компонентов, в частности, объема научного задела, имеющихся информационных ресурсов и новых разработок (например, бизнес-моделей или информационных технологий), кадрового потенциала и т. п. При этом необходимо особо отметить, что стоимость интернет-компаний, по сравнению с аналогичными компаниями, функционирующими в составе традиционного сектора экономики, возрастает быстрее, чем изменяется численность работающего в них персонала или объем приобретаемых материальных активов.

Принцип глобализации. Виртуальная экономика может быть представлена совокупностью связанных между собой рынков в мировом масштабе. Географическое расположение сетевых компаний не имеет принципиального значения.

Любой бизнес в виртуальной экономике распространяется практически мгновенно по всем странам мира. Глобализация в сетях телекоммуникаций связана с определенными изменениями национальных интересов производителей, работающих в виртуальной экономике.

Особым образом, на наш взгляд, следует проанализировать проявления виртуальной экономики в России.

В настоящее время Россия занимает только 62-е место среди стран, активно внедряющих информационные технологии в бизнес, доля всего российского рынка Интернет-торговли занимает

Доля оборота электронной торговли в общем обороте торговли РФ в рассматриваемом периоде ежегодно увеличивается - с 2003 г. по 2009 г. она возросла в 6 раз, тем не менее оставаясь при этом незначительной не превышающей 1 %, что подтверждает наличие перспектив развития данного сегмента рынка.

Электронная торговля в мировой практике является одним из основных средств поддержки малого и среднего бизнеса. Традиционно малый бизнес в торговле и оказании посреднических услуг считается самым популярным видом малого бизнеса в нашей стране, на их долю приходится более 67 % от общего оборота малых предприятий.

Перспективность применения инструментов электронной торговли в сфере малого бизнеса обусловлена тем, что при невысоких затратах создания и функционирования предприятий обеспечиваются равные с крупными компаниями условия ведения экономической деятельности, открывается доступ ко всему рынку потенциальных покупателей, улучшается информационная поддержка рынка. У малого торгового бизнеса есть

всего 0,01 % от мирового рынка. Это свидетельствует о том, что на сегодняшний день рынок электронной коммерции в России находится далеко от точки насыщения и стабилизации. Тем не менее, темп роста оборота электронной торговли в нашей стране достаточно высокий. Следует отметить также превышение темпов роста оборота электронной торговли над темпами роста общего оборота торговли. Даже в 2009 г. на фоне мирового финансовоэкономического кризиса и снижения общего оборота торговли, оборот электронной торговли возрос на 26 % (табл. 1).

возможности обогнать своих крупных конкурентов - торговые сети, задействовав новейшие технологии продаж и продвижения продукции, в связи с тем, что стоимость создания сайта или портала значительно дешевле, чем аренда самой небольшой торговой площади. Отношение к информационным технологиям организаций малого бизнеса определяет ключ к выходу на новый качественный уровень ведения бизнеса.

В России по данным Национальной ассоциации участников электронной торговли более 60 % электронных сделок приходится на долю малых и средних предприятий. В перспективе можно ожидать, что доля малого бизнеса в интернет-торговле будет расти, так как увеличение количества продаж, в том числе с использованием новых технологий - верный путь для развития малых предприятий.

Развитие сети Интернет в России происходит достаточно динамично, по темпам роста доли пользователей Россия занимает ведущее место среди стран Европы. В 2010 г. аудитория Интернет достигла 59,7 млн чел., что составляет порядка 43 % населения страны, за последний

Таблица 1

Динамика оборота торговли РФ

Показатели 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г.

Оборот электронной торговли млрд руб. 58,4 98,8 195,4 304,8 384,2

% к предыдущему году 175,96 169,16 197,78 155,96 126,05

Оборот торговли РФ млрд руб. 22667,5 28633,7 36177,6 46626,2 43931,2

% к предыдущему году 132,83 126,32 126,35 128,88 94,22

Доля оборота электронной торговли в общем обороте торговли РФ, % 0,258 0,345 0,540 0,654 0,874

год количество пользователей, выходящих в Интернет хотя бы раз в пол года возросло более чем на 40 % [8; 10]. Преобладание темпа роста суточной аудитории над полугодовой свидетельствует о возрастании активности пользователей.

Среди различных видов деятельности в Интернет покупка товаров онлайн занимает заметное место. На сегодняшний день доля пользователей, совершающих покупки в Интернет, колеблется в пределах 17-20 %, причем порядка 2-3 % совершают покупки практически ежедневно [5; 8; 9]. Количество желающих совершать покупки онлайн превышает количество уже освоивших данные возможности, что свидетельствует о наличии перспектив для дальнейшего развития электронной торговли.

Однако не только у электронной торговли, как у направления развития электронного бизнеса, существуют перспективы. Так, в современном мире особую роль играет Интернет-реклама.

По мнению Д. А. Шахова, Интернет-реклама -это целенаправленная коммуникативная деятельность, основанная на всестороннем взаимодействии в Интернет-среде, с целью активизации интереса и действий к объекту рекламы, с одной стороны, и получения прибыли или благ - с другой [4].

Исходя из этого определения, можно отметить, что сущностная нагрузка Интернет-рекламы, как и любой другой формы маркетинговых коммуникаций, заключается именно в формировании и активизации интереса потенциальных потребителей услуг. При этом следует понимать, что потребитель изначально не заинтересован в получении рекламной информации, поэтому крайне актуальным является применение инновационных форм привлечения внимания, и именно Интернет сегодня предоставляет возможности для реализации таких форм. В данном контексте мы согласимся с О. Г. Данишевской, что «...безграничные возможности для воплощения идей являются несомненным преимуществом Интернет-рекламы, поскольку чрезмерная информационная перегрузка потребителей затрудняет доступ бренда к их сознанию». Нестандартная реклама способна преодолеть этот барьер, поскольку она заметно выделяется на фоне устоявшихся форматов, чаще всего сопровождается сильным «вирусным» эффектом и имеет достаточно хороший показатель доходности инвестиционных вложений [1].

По темпам роста Интернет-рекламы Россия занимает ведущие позиции (рис. 1).

США

Рис. 1. Темпы роста рынков интернет-рекламы за 2010 год, % [6]

В общей сложности российский рынок Интернет-предпринимательства развивается на фоне общего развития Интернет-бизнеса в мире, повторяя тенденции, характерные для других стран.

Таким образом, российский рынок электронной коммерции формируется в условиях пока еще только складывающейся потребительской культуре дистанционных закупок при почти полном отсутствии хозяйственного и управленческого опыта в этой области. При этом положительной характеристикой является то, что не нужно преодолевать инерцию уже сформировавшейся системы. Например, в настоящее время еще не ясно, какая из форм платежных систем в сетевой экономике будет оптимальной, поэтому отсутствие широкого использования пластиковых платежных и расчетных карт может, в свою очередь, послужить толчком к использованию новых, более перспективных, технологий в данной области. Как и иные общественные явления, проявления виртуализации экономической жизни в России обладают своими положительными и отрицательными чертами. К положительным характеристикам виртуализации экономики относятся распространение Интернет-технологий, компьютеризация бизнеса, использование Интернета в научных исследованиях, возможность обмена культурными ценностями, что играет немаловажную роль для нашей страны и требует ускорения их последующего освоения, ибо только в этом случае Россия может обладать имиджем прогрессивной державы.

Литература

1. Данишевская О. Г. Реклама в интернете: несколько слов о креативных решениях // Реклама. Теория и практика. 2010. № 4.

2. Сидорова О. В. Принципы функционирования и развития сетевой экономики // Российское предпри-нимательсво. 2011. № 9.

3. Стрелец И. А. Сетевая экономика: учебник. М., 2006.

4. Шахов Д. А. Интернет-реклама как целенаправленная информационно-коммуникативная деятельность // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2009. № 118.

5. иКЬ: http://rumetrika.rambler.ru

6. иКЬ: http://www.cnews.ru

7. иКЬ: http://www.ituint/ru/pages/default.aspx

8. иКЬ: http://www.fom.ru

9. иКЬ: http://www.onlinemonitor.ru

10. иКЬ: http://www.romir.ru

* * *

THE BASIC PRINCIPLES AND FORMS OF MANIFESTATION OF VIRTUAL ECONOMY IN RUSSIA

L. Kh. Tashakova

In article principles of virtual economy are systematized, the comparative analysis of virtual and real economy is carried out. Peculiar features of activity of managing subjects in virtual economy are revealed.

Key words: virtual economy, Internet economy, economy virtualization, electronic business.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.