Научный вестник ЮИМ №3' 2013
Горизонты новой экономики
рование «ядра капиталов» корпорации является актуальной проблемой, для решения которой необходима разработка теоретико-методологических основ проектирования капиталограмм. Наличие такого ядра формирует особую потребность интеллектуальном обеспечении менеджмента в корпорации - потребность в формировании эффективных вариантов капитальных комбинаций или капиталограмм.
ИСТОЧНИКИ:
1. Ермоленко В.В. Накопление и воспроизводство интеллектуального капитала в корпорации как функция контроллинга: нейросетевой подход // Научный журнал КубГАУ. - 2010. - № 04(58). - URL: http://ej.kubagro.ru/ 2010/04/pdf/07.pdf
2. Ермоленко В.В. О формировании ядра капиталов современной корпорации // Экономический вестник Ростовского государственного университета. - 2008. - № 2, том 6, часть 2. - С. 17-20.
3. Макаров В.Л., Клейнер Г.Б. Микроэкономика знаний. М.: ЗАО «Издательство Экономика», 2007. 204 с.
4. Теплова Т.В. Интеграция интеллектуального и финансового капитала в управлении компанией // Управление корпоративными финансами. 2005. № 6 (12), С. 2-13.
5. Тюлин Ю.Н. Учение о гармонии. М.: 1966. 345 с.
УДК 65.01 ББК 65.05 Н 73
МОДЕЛЬ И ИНФРАСТРУКТУРА ИНТЕГРАЦИИ
субъектов и объектов виртуальных
ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ
(Рецензирована)
Новиков Владимир Сергеевич,
кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента, маркетинга и предпринимательства Южного института менеджмента, г. Краснодар. Тел.: (909) 460 18 10, e-mail: [email protected]
Аннотация. В статье рассматриваются направления работы предприятий в век Internet-технологий на распределенном пространстве Internet-сервисов, особенности популяри-зации применения компьютерных технологий в предпродажном и послепродажном обслуживании клиентов, работы клиентского сервиса.
Ключевые слова: Internet-пространство, коммуникационные сети, виртуальная экономика, интеграция субъектов и объектов, виртуальное взаимодействие.
model and integration infrastructure of subjects and objects of virtual interactions
Novikov Vladimir Sergeevich,
candidate of Economics Sciences, associate professor of the Department of Management, Marketing and Entrepreneurship of the Southern Institute of Management, Krasnodar.
Ph.: (909) 460 18 10, e-mail: [email protected]
Summary. The article considers the ways of work of the enterprises in the age of Internet-technologies for distributed space, Internet services, peculiarities of the popularization of computer technologies in предпродажном and after-sales customer service and client service.
Keywords: Internet-space, communication networks, virtual economy, integration of subjects and objects, virtual interaction.
13
Горизонты новой экономики
Научный вестник ЮИМ №3' 2013
Каждый раз, возвращаясь к проблеме виртуальных интеграций, субъектно-объектных отношений в сфере виртуальной экономики, анализ показывает, что попытки присутствуют. Институты социально-экономической жизни общества планомерно внедряют компьютерные новшества. Такие институты в предшествующем исследовании называли «субъекты виртуальных взаимодействий в предпринимательстве»[1,2].
Обстоятельства подсказывают, что предприятия региональной системы Краснодарского края не торопятся внедрять технологические новшества виртуального характера общения. Однако, стоит отметить, что активное внедрение происходит формирование и развитие информационных программ и моделей предоставления предпродажного и послепродажного сервиса. Высокотехнологические продукты, такие как Internet-системы, программные продукты, компьютерно-телефонная интеграция и бесконтактные (беспроводные) вычисления и обслуживание помогают субъектам виртуальных (банкам, страховым предприятиям, инвесторам и т.д.) взаимодействий повлиять на улучшение взаимоотношений с клиентами, отыскать новые возможности максимизации прибыли компании. Эксперты утверждают, что высокотехнологичные продукты на своих предприятиях изначально внедряют инвесторы, далее банки, страховые компании и другие предприятия.
Задача модели интеграции проста и одинакова для всех предприятий, заключается в интеграции реально существующей системы управления в единый канал коммуникации и в тоже время в распределенную архитектуру сетей локального общений, товарно-денежных операций, обмена информационными ресурсами и базами данных. Преимущества виртуальной интеграции можно наблюдать на предприятии банковской сферы Security First Network Bank (SFNB - первого сетевого банка). Имея всего один обычный филиал, банк, основанный менее года назад, насчитывает сегодня свыше 1000 клиентов по всем США[3]. В своей деятельности банк опирается на пользователей Internet-пространства, количество которых на 2013 г. достигло 227 млн человек. Соединенные Штаты Америки, 2-ое место - 227 млн человек, после Китая - 298 млн человек. Ориентировочно 227 млн американцев, то есть 74,7% всех жителей США, используют интернет для работы, общения и поиска информации. Они составляют 14,2% от общего количества интернет-юзеров мира. Количество американских пользователей Internet-пространства увеличивается не слишком быстро - всего в 1,38 раза за последние 8 лет. Однако, похоже, вскоре доступ к интернету получат почти все американцы[4].
В работе такой экономической модели практически полностью отсутствуют накладные расходы. Банк SFNB имеет обычное отделение только потому, что в США Комитет по надзору за операциями (организация, контролирующая деятельность банков) пока, не обладает никакими постановлениями для регулирования деятельности банковских структур исключительно в киберпространстве.
В настоящее время, представители сферы банковских услуг для активных пользователей «домашнего» Internet-пространства получают закрытые решения, причем они используют Internet-пространство в качестве сети и программу просмотра в качестве интерфейса.
В современном мире банковские услуги на дому опираются на виртуальные частные сети (ВЧС), при помощи которых организации Сегодня ВЧС обладают высокой степенью защищенности, но, поскольку они базируются на закрытых решениях (например индивидуальном решении для брандмауэра), их возможности взаимодействия в рамках сети ограничены. Использование глобальных коммуникаций в качестве канала распространения не менее рискованная задача. При разработке проектов перед отделами ИС встает целый ряд новых проблем, например, как обеспечить доступ к унаследованным системам и как решить вопросы безопасности. Internet или банковские услуги на дому оказывают свое влияние на отделения банков, банкоматы и банковские центры обращения. В какую точку доступа не обратился бы клиент, необходимо обеспечить возможность доступа к тем же базам данных, к которым он привык. Однако сегодня системы информационного обеспечения такого уровня присутствуют не у всех предприятий. Уже в течение многих лет банки пытаются часто автоматизировать свои отделения, но отсутствие ресурсов и инфраструктуры становится существенной помехой в таком деле. В частности, плата за сеть и связь для ведения удаленных операций весьма высоки.
Internet-пространство, внутри- организационные сетевые системы общения, коммуникации поддержат финансовые предприятия и поддерживающие структуры выделиться на фоне себе подобных. Хотя, с другой стороны, как это ни парадоксально, именно коммуникации уравнивают шансы в конкурентной борьбе. В этом случае, выигрывает тот конкурент, который предлагает более актуальные сервисные услуги обслуживания, лучшие средства для анализа данных, технические и компьютерные возможности удовлетворения потребностей клиентов. Другие аналитики предсказывают, что банкам уготована судьба стать каналами дистрибуции для ряда товаров и услуг, а нерегулируемые рыночные возможности должны помочь в финансировании
14
Научный вестник ЮИМ №3' 2013
Горизонты новой экономики
банковских проектов развития коммуникационных средств. Так, Верховный суд США дал зеленый свет банкам на продажу страховок. Как таковые, коммуникационные средства не только усиливают конкуренцию между финансовыми организациями, но и стирают границы между конкурирующими институтами.
Сегодня предпринимательство работает на больших территориях (например, Internet - магазины), что делает актуальными вопросы удаленного управления и контроля финансовой среды бизнеса. В условиях современного делового сообщества необходимо найти решение, которое удовлетворяло бы максимально широкий спектр запросов, не порождая при этом дополнительных проблем. Модель виртуальной интеграции является одной из новейших форм ведения бизнеса. Реализация таких модель стала возможной благодаря тому, что:
- протекающими интеграционными процессами в обществе,
- совершенствованием информационных систем управления, Internet-технологий и Internet-ресурсов,
- глобализацией мирового экономического процесса,
-развитием современных рынков,
- усовершенствованием постоянных связей с клиентами, увеличением степени удовлетворения потребителей,
- присутствующей положительной реакции от потребителей, их адаптивности к Internet-технологиям и Internet-ресурсам (особенно молодого поколения) [7].
В 2011 г. численность пользователей интернета в России выросла на 14%, составив 53 млн. человек (см. рис. 1. Источник: comScore; GP Bullhound; UN;) - это сделало онлайн-рынок России по интеграции производителей и потребителей крупнейшим в Европе [5].
Согласно официальному заявлению международного инвестиционного банка GP Bullhound, который специализируется на вложениях в высокотехнологичный сектор, активными потребителями товаров и услуг в Internet являются лишь 18% от общего числа пользователей Internet в России [5].
Проникновение Internet-ресурсов в предпринимательство привело к созданию новых систем расчетов, которые условно можно назвать виртуальными. Все системы расчетов в Internet-пространстве можно разделить на off-line и on-line. К off-line относятся [7]:
Оплата наличными при доставке товара. Самый популярный вид оплаты, в связи с тем, что покупатель платит только после того, как убедится в качестве товара. Для продавца же этот метод удо-
бен тем, что деньги получаются наличными сразу после доставки товара.
Рисунок 1. Динамика численности пользователей Internet технологиями в России (в сравнении со странами Европейского союза)
Почтовый (телеграфный) перевод денег. Данный вид оплаты более «дорогой» и не быстрый во времени, что соответственно повлияет на сам процесс приобретения товара. Такие расчеты применяются в тех случаях, когда магазин работает по предоплате и быстрая доставка товара не важна.
Банковский перевод денег. В расчетах между организациями в основном используется банковский перевод.
Если виртуальное предприятие реализует товары, которые требуют быстрой доставки и оплаты, то его владелец должен определить, какую из online схем расчетов он будет применять в своей деятельности. On-line платежи делятся на две группы: Электронные платежные системы, основанные на пластиковых карточках. Кредитные системы в Internet-пространстве во многом аналогичны обычным банковским, работающим с кредитками, и единственное отличие состоит в проведении всех транзакций через Internet-пространство, что требует внедрения дополнительных средств безопасности платежей и удостоверения подлинности владельца карточки.
В процессе оплаты товаров и услуг в Internet-пространстве с помощью кредитной карточки участвует значительно больше звеньев, нежели при оплате электронными деньгами или чеками. Помимо покупателя и продавца это обычно:
- банк-эмитент, где находится расчетный счет покупателя, который выпускает кредитные карточки и служит гарантом финансовых обязательств клиента;
15
Горизонты новой экономики
Научный вестник ЮИМ №3' 2013
- банк-эквайер, в котором держит свой расчетный счет продавец;
- платежная Internet-система, выполняющая роль связующего звена между остальными участниками;
- традиционная платежная система (включая процессинговый центр), обслуживающая карточки данного типа;
- расчетный банк платежной системы, осуществляющий взаиморасчеты между участниками платежной системы по поручению процессингового центра.
Платежи по кредитным карточкам в Internet-пространстве производятся по следующей схеме (см. рис. 2):
- по защищенному протоколу (обычно SSL) покупатель передает продавцу реквизиты своей карточки, после чего тот передает их платежной системе;
- платежная Internet-система посылает запрос в процессинговый центр;
- процессинговый центр связывается с авторизационным центром банка-эмитента карточки, получает результат и пересылает его Internet -системе, которая передает его покупателю и продавцу. В случае если банк-эмитент не ведет онлайновую базу данных счетов клиентов, то процессинговый центр сам хранит и периодически обновляет сведения о состоянии счетов держателей карточек, ведет стоплисты и выполняет запросы на авторизацию;
- если авторизация владельца карточки прошла успешно, то продавец пересылает покупателю товар или оказывает услугу, а процессинговый центр передает расчетному банку сведения о совершенной транзакции, после чего средства со счета покупателя в банке-эмитенте перечисляются через расчетный банк на счет продавца в банке-эквайере.
Несмотря на кажущуюся сложность подобной схемы, этот способ оплаты наиболее распространен среди пользователей, механизмы оплаты налажены довольно четко, и обычно транзакция занимает очень незначительное время.
Электронные платежные системы, основанные на электронных деньгах.
Электронные деньги (e-cash) представляют собой шифрованный текст, который может быть послан по электронной почте, записан на жесткий диск, дискету или любой другой носитель. Последовательность оплаты с помощью e-cash в Internet-пространстве:
- банк-эмитент выпускает электронные аналоги реальных денег;
- пользователь перечисляет определенную сумму денег в банк, получая взамен цифровые наличные, чтобы затем расплатиться ими с продавцом товаров или услуг;
- продавец погашает полученные электронные деньги у эмитента, т. е. переводит цифровую наличность в банк-эмитент, а тот в свою очередь переводит реальные деньги на счет продавца.
Рисунок 2. Схема совершения покупки товаров / услуг через Internet-магазин / электронную платежную систему [6]
Примечание: 1 - запрос на оплату товаров / услуг; 2 - запрос на Internet-ресурс в электронной платежной системе (ввод и идентификация данных пользователя); 3 - Авторизация данных покупателя в банке-эквайере; 4 - Авторизация данных пользователя в банке-эквайере; 5 - Итоговая авторизации покупателя в банке-эмитенте;
6 - Результат авторизации данных покупателя;
7 - Перевод денежных средств из банка-эмитента в банк-эквайер; 8 - Перевод денежных средств из банка-эквайера вСоо1-еепШ; 9 - Доставка товара потребителю.
Существующие платежные системы предлагают разные схемы обмена реальных денег на виртуальные. В некоторых случаях необходимо открывать специальный счет в банке, на который будут перечисляться средства с уже существующего счета покупателя в обмен на электронные деньги; в других банки сами эмитируют электронную наличность. Эмиссия происходит только по запросу клиента и в дальнейшем перечисляется в его «электронный кошелек» (на жесткий диск его компьютера) или карточку одновременно со снятием денежного эквивалента с его счета. Недостатком этого механизма является то, что при повреждении диска или карточки деньги пользователя могут быть безвозвратно потеряны[8].
Таким образом, подводя итоги, отметим. Виртуальному способу интеграции субъектов и объектов в бизнес-пространство соответствует самоуправление, распределенный тип производства,
16
Научный вестник ЮИМ №3' 2013
Горизонты новой экономики
реализация производимой (конкурентоспособной продукции с относительно малым временным интервалом срока службы) продукции от потребителя к производителю, информационно-логистические особенности взаимодействия, характер конкуренции - функциональный, характер инвестирования - патисипативный. Обозначенная корреспонденция между способом интеграции субъектов и объектов в бизнес и Internet-пространство и типом бизнес-системы через особенности характера бизнес-процессов очень важна для правильного определения типа и содержания стратегического развития субъектов и объектов виртуальных взаимодействий. Из этого следует, что, если организация обладает и материальными и виртуальными формами, то таким должен быть и менеджмент. Возможно (и такие случаи уже описаны) управлять виртуально, даже когда организация по большей части представлена в традиционной форме. Действительно, принимая, что управление представляет собой деятельность, основанную, как правило, на знаниях, можно доказать, что весь менеджмент должен быть концептуализирован как виртуальная деятельность.
ИСТОЧНИКИ:
1. Новиков В.С. Субъекты инфраструктуры виртуальных взаимодействий в предпринимательстве. // Научный вестник Южного института менеджмента. № 2 (2). -2013. - С. 21-27.
2. Хашева З.М., Ткачева Е.Н. Виртуальные организации в современной экономике: предпоссылки становления и особенности управления. // Вопросы экономики и права. - 2012. - № 44. - С. 61-69
3. Линн Хабер. Ставка на будущее. // LAN MAGAZINE. -1996.
4. 10 стран с самым большим количеством пользователей интернета. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://whoyougle.ru/texts/top-internet-countries
5. Novikov V.S., Shershunova N.V. Virtual forms of business and their stability in modern conditions. В сборнике: Problems and trends of economy and management in the modern world Proceedings of the International Conference. Болгария, г. София, 2012. - С. 440-447.
6. The internet business in Russia. Europe’s great exception. Why local firms dominate the Russian internet. // The Economist. May 19th 2012. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.economist.com/node/21555560.
7. Новиков В.С., Перова А.Е. Виртуализация финансовой сферы как тенденция и адаптация к современным экономическим условиям ведения бизнеса. // Финансовая аналитика: Проблемы и решения. 2012. № 32. - С. 48-53.
8. Новиков В.С., Новикова Ю.И. Исследование в действии интегрированных маркетинговых коммуникаций как элементов информатизации и виртуализации экономики. // Экономика и предпринимательство. 2012. № 3. -С. 207-211.
17