Научная статья на тему 'Определение специфических особенностей интеллектуальных услуг в экономике знаний'

Определение специфических особенностей интеллектуальных услуг в экономике знаний Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
428
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА ЗНАНИЙ / KNOWLEDGE-BASED ECONOMY / ЧЕТВЕРТИЧНЫЙ СЕКТОР / QUATERNARY SECTOR / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ УСЛУГИ / KNOWLEDGE-INTENSIVE SERVICES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Попова Екатерина Дмитриевна

Актуальность настоящего исследования обусловлена тем, что динамичное развитие экономики знаний привело к возникновению в ней нового сектора - сектора интеллектуальных услуг. Статья раскрывает тенденции развития экономики знаний. Показаны специфические особенности интеллектуальных услуг в экономике знаний. На основе анализа особенностей дано определение понятия «интеллектуальная услуга», выявлены признаки и свойства интеллектуальных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEFINITION OF SPECIFIC FEATURES OF KNOWLEDGE-INTENSIVE SERVICES IN THE KNOWLEDGE-BASED ECONOMY

Relevance of the real research is caused by that circumstance that dynamic development of knowledge-based economy led to emergence in it new sector knowledge-intensive services sector. The paper shows what specific features have knowledge-intensive services in the knowledge-based economy. The definition of «knowledge-intensive services», signs and properties of knowledge-intensive services are revealed on the basis of analysis of the features.

Текст научной работы на тему «Определение специфических особенностей интеллектуальных услуг в экономике знаний»

Горизонты новой экономики

Научный вестник ЮИМ №1' 2014

УДК 334 ББК 65.291.212 П 57

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СПЕЦИФИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ УСлУГ В ЗКОНОМИКЕ ЗНАНИЙ

(Рецензирована)

Попова Екатерина Дмитриевна,

аспирант кафедры экономики Южного института менеджмента, г. Краснодар. Тел.: (952) 868 27 33, е-mail: ekaterina-kgu@mail.ru

Аннотация. Актуальность настоящего исследования обусловлена тем, что динамичное развитие экономики знаний привело к возникновению в ней нового сектора - сектора интеллектуальных услуг. Статья раскрывает тенденции развития экономики знаний. Показаны специфические особенности интеллектуальных услуг в экономике знаний. На основе анализа особенностей дано определение понятия «интеллектуальная услуга», выявлены признаки и свойства интеллектуальных услуг.

Ключевые слова: экономика знаний, четвертичный сектор, интеллектуальные услуги.

DEFINITION OF SPECIFIC FEATURES OF KNOWLEDGE-INTENSIVE SERVICES IN THE KNOWLEDGE-BASED ECONOMY

Popova Ekaterina Dmitrievna,

postgraduate of Economy Department of the Southern Institute of Management, Krasnodar. Ph.: (952) 868 27 33, е-mail: ekaterina-kgu@mail.ru

Summary. Relevance of the real research is caused by that circumstance that dynamic development of knowledge-based economy led to emergence in it new sector - knowledge-intensive services sector. The paper shows what specific features have knowledge-intensive services in the knowledge-based economy. The definition of«« knowledge-intensive services», signs and properties of knowledge-intensive services are revealed on the basis of analysis of the features.

Keywords: knowledge-based economy, quaternary sector, knowledge-intensive services.

Интерес к проблеме интеллектуальных ресурсов связывают с переходом развитых стран к постиндустриальному обществу. Это общество, приходящее на смену индустриальному производству, часто обозначают как экономику, основанную на знаниях, или экономику знаний. Можно выделить следующие основные тенденции экономики знаний:

1. Превращение знания в важнейший фактор производства наряду с природными ресурсами, трудом и капиталом.

2. Информатизация общества, развитие и полномасштабное использование новых информационно-коммуникационных технологий, включение информации и, соответственно, знаний в структуру экономической деятельности.

3. «Сервизация» хозяйственных отношений,

смещение центра экономики с производства товаров на оказание услуг, в том числе интеллектуальных.

4. Увеличение значения человеческого капитала, выражающееся в расширении систем образования и подготовки кадров, а также объема научных исследований.

5. Повышение интеллектуальной и информационной насыщенности самих товаров и услуг как предметов экономической деятельности.

6. Инновационность экономики, превращение инноваций в основной источник экономического роста и конкурентоспособности предприятий, регионов и национальных экономик.

Кроме того, по мнению А.Т. Фроловой, на возникновение и формирование новой экономики повлияли следующие объективные процессы:

28

Научный вестник ЮИМ №1' 2014

Горизонты новой экономики

- возникновение благодаря информационнотелекоммуникационным технологиям глобальной сети финансового капитала, позволяющей осуществлять финансовые операции в режиме реального времени;

- рост «беловоротничковой» занятости и снижение «синеворотничковой»;

- децентрализация управления производством и переход к сетевому принципу организации;

- демассификация производства с учетом спроса и включение в него культурного элемента;

- диверсификация, фрагментация и индивидуализация труда [3].

Исходя из представленных данных, можно заключить, что процесс развития современной экономики заключается в повышении качества человеческого капитала, производстве знаний высоких технологий, инноваций и высококачественных интеллектуальных услуг. При этом происходит резкое возрастание экономической, хозяйственнофункциональной и общественно-социальной роли именно сектора интеллектуальных услуг. По мнению профессора Э.М. Агабабьяна, данному сектору присуща концентрация преимущественно творческого, новаторского труда, который лежит в основе оригинального, а не репродуктивного производства. Ее продукты часто носят пионерный характер, независимо от вида и конкретной отрасли. Именно они и формируют прогресс человечества [1].

Таким образом, развитие сектора интеллектуальных услуг можно интерпретировать как один из основных факторов перехода от индустриальной экономики к экономике знаний. Сектор интеллектуальных услуг часто называют «четвертичным» сектором экономики. По мнению А. Шохина, развитие данного сектора - это одно из условий перехода от жесткой сырьевой ориентации России к инновационной модели ее развития, кардинального преобразования качества делового климата [4, с. 9]. При всем этом стоит отметить, что сектор интеллектуальных услуг возник сравнительно недавно (в 1990-е гг. XX в.) и все еще находится в стадии своего становления, поэтому при исследовании данного сектора возникают трудности с его понятийным аппаратом. Данные обстоятельства предопределяют актуальность настоящего исследования.

Принятый в мировой теории и практике для обозначения особенностей данного формата развития современного общества термин knowledgeintensive services (англ. наукоемкие услуги) в российский научный и практический обиход пока не введен; буквальный перевод - неологизм «знаниеёмкие услуги», предложенный отечественными учеными [2], представляется достаточно точным, однако подобный термин пока не используется. И

поскольку термин «интеллектуальные услуги» уже стал достаточно распространённым в отечественных публикациях, можно считать его вошедшим в научный оборот.

Интеллектуальные услуги появились как динамично развивающаяся отрасль, поставляющая, к примеру, услуги в области аудита, консультирования по вопросам управления, бухгалтерского учета, инжиниринга, услуги так называемых информационно-коммуникационных рынков, а также услуги правовых, маркетинговых, кадровых служб и т.д. Организации сектора интеллектуальных услуг - это частные сервисные компании, которые продают свои услуги другим предприятиям и организациям, то есть происходит взаимодействие «бизнес-бизнес». При этом происходит увеличение числа таких компаний в экономике сервиса. Такая динамика является следствием не только повышения аутсорсинговой деятельности - организации сектора интеллектуальных услуг становятся либо основными источниками информации и знаний (посредством предоставления отчетов, обучения, консультации и т.д.), либо их услуги формируют ключевые промежуточные ресурсы в продукты или производственные процессы других предприятий (например, услуги связи и компьютерные услуги). Помимо того, что они являются пользователями новых технологий, некоторые организации являются еще и носителями новых технологий (например, консалтинговые или обучающиеся компании), а другие сами являются непосредственными производителями новых технологий, в частности, компании, специализирующиеся в области программного обеспечения, телекоммуникаций и услуг телематической связи.

Таким образом, основная роль в экономической системе, отводимая организациям четвертичного сектора, заключается том, что они, во-первых, способствуют распространению и адаптации новых знании, технологий и интеллектуальных услуг, а во-вторых, сами являются источниками (производителями) новых знаний, технологий и интеллектуальных услуг. При этом стоит отметить, что важной особенностью, которая отличает организации сектора интеллектуальных услуг от организаций-про-изводителей, является тип «продукта», который они обеспечивают, и, в итоге, их роль в региональных и национальных инновационных системах. В то время как промышленные продукты и процессы содержат высокую степень кодифицированного знания (превращения знания в товар), «продукты» организаций четвертичного сектора содержат высокую степень неявных («нематериальных») знаний.

Если попытаться представить алгоритм оказа-

29

Горизонты новой экономики

Научный вестник ЮИМ №1' 2014

ния традиционных услуг, то он выглядит следующим образом: «знаю, как и что делать, делаю много раз, получаю опыт, увеличиваю количество сделанных услуг, снижаю издержки на оказание услуг за счет увеличения численности клиентов, увеличиваю прибыль». При этом алгоритм оказания интеллектуальных услуг совершенно противоположный: «знаю, как делать, не знаю или частично знаю, что делать, делаю один-два раза, получаю новый опыт, каждый новый клиент требует нового подхода, прибыль зависит от объема решаемых задач и уровня стандартности или индивидуальности оказываемой услуги» [5, с. 56]. Исходя из этого, можно выделить специфические особенности интеллектуальных услуг в современной экономике.

Первой специфической особенностью интеллектуальных услуг, отличающая их от прочих видов услуг, является высокая степень индивидуализации. Если довести услугу до стандартизированного вида, то она утратит свою специфику и перестанет быть интеллектуальной. В этом случае произойдет ее коммодитизация, т.е. превращение ее из разряда уникальных в категорию рядовых (гомогенизированных) товаров.

Также специфическая особенность интеллектуальных услуг заключается в их тесной взаимосвязи с новыми информационными и коммуникационными технологиями (далее - ИКТ). Сегодня организационная структура вертикально-интегрированной генерации знаний, основанная на лабораторных исследованиях и разработках, сменяется информационной валютным рынком, основанным на взаимодействии между клиентами и производителями знаний в режиме реального времени (онлайн). Новые ИКТ способствуют изменению характера информации - ее делимости, обработки и распространения, а также доступности и товарности (обращаемости) информации. Это открывает возможности для организаций сектора интеллектуальных услуг, которые имеют тенденцию быть главными защитниками и сторонниками этого формирующегося информационного рынка. Через ИКТ организации сектора интеллектуальных услуг взаимодействуют между неявной базой знаний клиента организации и широкой базой знаний экономики, улучшая связи и восприимчивость между узлами инновационных сетей.

Еще одной особенностью интеллектуальных услуг является то, что они производятся в непрерывном взаимодействии с клиентами. Потребитель становится «сопроизводителем» услуги, предоставив важнейший ресурс - информационный. То есть у интеллектуальной услуги не один производитель, а два: собственно организация, оказывающая услугу и использующая свой интеллектуальный потен-

циал, и потребитель услуги, вкладывающий информационный ресурс. В вязи с этим можно отметить, что интеллектуальная услуга осуществляется пропотребителем, т.е. производителем и потребителем как дуальным субъектом.

Что касается потребления интеллектуальных услуг, то здесь также можно отметить, что специфика их потребления состоит не только в том, что их заказчик одновременно выступает и сопроизводителем. Сам процесс также отличается от потребления стандартного продукта, что в значительной степени влияет на спрос в данном секторе. Процесс потребления не оказывается чем-то, на что способен каждый индивид, поскольку сама услуга «знаниеемкая», она предполагает умение и возможность пользоваться этими знаниями. Не всякий клиент обладает не только потребностью, но и способностью к применению таких услуг в собственном производстве. Он сам должен характеризоваться инновационность и высоким интеллектуальным потенциалом. В противном случае данная услуга становится бесполезной («невоспринимаемой»). К примеру, услуги по разработке передового программного обеспечения не в состоянии потребить рядовой пользователь или владелец устаревшего процессора, как бы сильно он в них не нуждался.

Таким образом, можно выделить следующие признаки, идентифицирующие интеллектуальные услуги:

- интеллектуальные услуги обеспечивают для своих потребителей глубокое изменение функционального содержания и организационной структуры воспроизводственного процесса, насыщая его элементы новым знанием, создавая качественно новые возможности для рынка, новые конкурентные преимущества;

- интеллектуальные услуги отличаются знаниеемкостью, поскольку сильно зависят от профессионального знания. Они в основном связаны с обеспечением наукоемкой поддержки бизнеспроцессов других организаций. В Связи с этим в стоимости интеллектуальной услуги высока доля добавленной стоимости, основную часть которой производит высококвалифицированный труд;

- симметричное распределение информационных ресурсов, свободный доступ к ним и формальное равенство партнеров, создающих интеллектуальные услуги, прозрачность (открытость и постоянная доступность информации для участников сделок), отсутствие пространственных границ для развития отношений, свобода доступа к услугам;

- продуцирование интеллектуальных услуг связано с реализацией исключительных компетен-

30

Научный вестник ЮИМ №1' 2014

Горизонты новой экономики

Рисунок 1. Классификация свойств интеллектуальных услуг

31

Горизонты новой экономики

Научный вестник ЮИМ №1' 2014

ций человеческой личности, формируемых и накапливаемых в составе человеческого капитала; исключительность таких компетенций обеспечивает создание устойчивых конкурентных преимуществ для потребителей интеллектуальных услуг и получение монопольной ренты для тех, кто предоставляет данные услуги;

- преимущественно индивидуальный характер услуг, низкая доля стандартных, гомогенизированных продуктов в общем объеме выполняемых заказов.

Основные свойства интеллектуальных услуг представлены на рис. 1. Среди них особо следует выделить следующие:

1) науко- и интеллектуалоёмкость затрат в процессе оказания интеллектуальных услуг;

2) индивидуальность, персонифицирован-ность труда при оказании интеллектуальных услуг;

3) неоднородность интеллектуальных услуг.

Обобщая вышесказанное, можно предложить

следующее определение интеллектуальной услуги: это не имеющий вещественной (товарной) формы, выраженный в виде новых знаний, управленческих инноваций, новых технологий, продукт интеллектуальной деятельности, в процессе которой созда-

ется ранее не существующий инновационный продукт с высокой долей добавленной стоимости.

В заключение стоит отметить, что четвертичный сектор экономики является одним из самых перспективных в России. Данный сектор, по существу - индустрия интеллектуальных услуг - является одним из немногих, способных приносить высокие прибыли и приобретает в современных условиях максимальную актуальность.

ИСТОЧНИКИ:

1. Агабабьян Э.М. Мировая экономика интеллектуальных услуг: состояние, тенденции и регулирование. URL: http://vasilievaa.narod.ru/4_6_03.htm (дата обращения: 06.05.2014).

2. Интеллектуальные услуги в России / М.Е. Дорошенко и др.; ГУ - ВШЭ. М.: Беловодье, 2010. 112 с.

3. Флорова А.Т. Интеллектуализация экономики как объективный процесс развития общественных отношений // Вестник академии. 2009. № 2. С. 65-67.

4. Шохин А. Итоги // Российская бизнес-газета. 2011. №46 (828). С. 9.

5. Экономика и управление: новые вызовы и перспективы: сбор. статей II междунар. науч.-практич. конф. / Поволжский гос. ун-т сервиса. Тольятти: Изд-во ПВГУС, 2011. 400 с.

6. Ярушкина Е.А. Новая роль сферы образования в экономике знаний // Научный вестник Южного института менеджмента. 2013. № 1. С. 35-38.

32

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.