Научная статья на тему 'Интеллектуальные услуги как инструмент воспроизводства человеческого капитала в условиях «Экономики знаний»'

Интеллектуальные услуги как инструмент воспроизводства человеческого капитала в условиях «Экономики знаний» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
303
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СФЕРА УСЛУГ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ УСЛУГИ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / "ЭКОНОМИКА ЗНАНИЙ" / "КВАТЕРНИЗАЦИЯ" ЭКОНОМИКИ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / SERVICES / INTELLECTUAL SERVICES / HUMAN CAPITAL / "KNOWLEDGE ECONOMY" / THE PROCESS OF "QUATERNIZATION" OF THE ECONOMY / INTELLECTUAL POTENTIAL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Садофьев Андрей Александрович, Юрханян Карина Александровна

В условиях формирующейся в настоящее время «экономики знаний» важнейшую роль играет человеческий капитал, ключевой характеристикой которого является интеллектуальный ресурс. Проблема обеспечения воспроизводства как всего человеческого капитала государства, так и интеллектуального ресурса тесно связана со сферой интеллектуальных услуг. Показано, что в рамках современной сферы услуг происходят значительные структурные сдвиги, обусловленные усилением вклада в общеэкономическое развитие секторов, производящих знаниеемкие (интеллектуальные) услуги. В этой связи в статье рассматривается развитие процессов «кватернизации» экономики, подразумевающих выделение четвертичного сектора, объединяющего отрасли сервисной сферы, ориентированные на производство интеллектуальных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Садофьев Андрей Александрович, Юрханян Карина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Intellectual services as an instrument of human capital reproduction in the «knowledge economy» conditions

In the conditions of the emerging «knowledge economy», human capital plays a crucial role, the key characteristic of which is the intellectual resource. The problem of ensuring the reproduction of both the entire human capital of the state and the intellectual resource is closely connected with the sphere of intellectual services. The paper shows that within the modern service sector, significant structural changes are taking place, due to the increased contribution to the overall economic development of sectors that produce knowledge-intensive (intellectual) services. The authors examine the development of the processes of «quaternization» of the economy, implying the allocation of the quaternary sector. It will unite the service industry, focused on the production of intellectual services.

Текст научной работы на тему «Интеллектуальные услуги как инструмент воспроизводства человеческого капитала в условиях «Экономики знаний»»

УДК 330:331.108.26 ББК 65.291.6 С 14

А. А. Садофьев

Соискатель кафедры экономики и финансов общественного сектора Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС), г. Москва. Тел.: (916) 490-37-27, e-mail: vmp2010@ mail.ru.

К. А. Юрханян

Аспирант кафедры экономики и управления Адыгейского государственного университета, Тел.: (928) 275-98-42, e-mail: h.karina85@mail.ru.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ УСЛУГИ КАК ИНСТРУМЕНТ ВОСПРОИЗВОДСТВА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В УСЛОВИЯХ «ЭКОНОМИКИ ЗНАНИЙ»

( Рецензирована )

Аннотация. В условиях формирующейся в настоящее время «экономики знаний» важнейшую роль играет человеческий капитал, ключевой характеристикой которого является интеллектуальный ресурс. Проблема обеспечения воспроизводства как всего человеческого капитала государства, так и интеллектуального ресурса тесно связана со сферой интеллектуальных услуг. Показано, что в рамках современной сферы услуг происходят значительные структурные сдвиги, обусловленные усилением вклада в общеэкономическое развитие секторов, производящих знаниеемкие (интеллектуальные) услуги. В этой связи в статье рассматривается развитие процессов «кватернизации» экономики, подразумевающих выделение четвертичного сектора, объединяющего отрасли сервисной сферы, ориентированные на производство интеллектуальных услуг.

Ключевые слова: сфера услуг, интеллектуальные услуги, человеческий капитал, «экономика знаний», «кватернизация» экономики, интеллектуальный потенциал.

А.А. Sadofiev

Applicant for Candidate's Degree, Economics and Finance of the Public Sector Department, Russian Academy of National Economy and Public Service under the President of the Russian Federation, Moscow. Ph.: (916) 490-37-27, e-mail: vmp2010@ mail.ru.

K.Ya. Yurkhanyan

Post-Graduate Student, Economics and Management Department, Adyghe State University, Ph.: (928) 275-98-42, e-mail: h.karina85@mail.ru.

INTELLECTUAL SERVICES AS AN INSTRUMENT

OF HUMAN CAPITALREPRODUCTION IN THE «KNOWLEDGE ECONOMY» CONDITIONS

Abstract. In the conditions of the emerging «knowledge economy», human capital plays a crucial role, the key characteristic of which is the intellectual resource. The problem of ensuring the reproduction of both the entire human capital of the state and the intellectual resource is closely connected with the sphere of intellectual services. The paper shows that within the modern service sector, significant structural changes are taking place, due to the increased contribution to the overall economic development of sectors that produce knowledgeintensive (intellectual) services. The authors examine the development of the processes of «quaternization» of the economy, implying the allocation of the quaternary sector. It will unite the service industry, focused on the production of intellectual services.

Keywords: services, intellectual services, human capital, «knowledge economy», the process of «quaternization» of the economy, intellectual potential.

Одной из ключевых особенностей формирующейся в настоящее время «экономики знаний» является использование знаний в качестве специфического экономического ресурса, имеющего существенные отличия от традиционных экономических ресурсов, которые, в частности, заключаются в следующем [1]:

во-первых, знание не истощается в процессе труда, поэтому не подвергается физическому износу, обладая свойством естественного удвоения (знание, с одной стороны, материализуется в производимом продукте, а с другой — остается у работника);

во-вторых, особенность знаний заключается в том, что их ценность возрастает в условиях производительного применения, так как они расширяются и наращиваются в процессе использования;

в-третьих, для сохранения своих качественных характеристик индивидуальное знание каждого работника требует постоянного обновления и пополнения.

При этом свободное, всестороннее развитие человека в условиях движения общества в направлении формирования основ «знаниеемкой экономики», подразумевающее полноценную реализацию человеческого капитала как базового элемента подобного развития, абсолютно невозможно без предоставления комплекса услуг по его воспроизводству. В условиях ограниченности как ресурсов естественно-природного характера, так и материально-финансовой составляющей ресурсного потенциала, именно воспроизводство человеческого капитала становится тем ключевым процессом, который определяет эффективность социально-экономического развития.

В настоящее время практически бесспорным является тот факт, что конкурентоспособность экономики определяется величиной человеческого капитала, которым обладает конкретное государство. При этом существуют различные теоретические подходы к толкованию данного понятия, которые можно подразделить на три условные группы.

По мнению одной группы исследователей, под человеческим капиталом под-

разумевается совокупность способностей и качеств, имеющихся у человека и используемых им в производственных процессах. Вторая группа подходов к трактовке сущности человеческого капитала акцентирует внимание на факте накопления индивидуумом определенных способностей и качеств в результате инвестиций, осуществляемых в его развитие. Наконец, по мнению сторонников еще одной точки зрения, необходимо применять расширительный подход к трактовке сущности человеческого капитала на основе включения в состав его элементов широкой совокупности личностных качеств, мировоззренческих установок, ценностных ориентиров, оказывающих определенное влияние на результаты деятельности индивида.

Несмотря на различное содержательное наполнение вышеприведенных подходов, все они базируются на выделении ключевой роли креативного компонента человеческого фактора системы экономических отношений, все более востребованного в условиях формирования «экономики знаний».

С точки зрения большинства специалистов, человеческий капитал включает в себя совокупность характеристик, которые можно объединить в несколько групп (рисунок 1).

Многогранность подходов к трактовке понятия «человеческий капитал» обусловливает сложную структуру исследуемого феномена, позволяя выделить в нем ряд ключевых элементов. Так, в частности, A.A. Ермоленко выделяет следующий комплекс компонентов, формирующих структуру человеческого капитала [3]:

— интеллектуальный капитал, направленный на формирование и развитие интеллектуального потенциала как отдельно взятой личности, так и общества в целом;

— капитал здоровья, наличие которого обеспечивает полноту, силу и действенность творческой деятельности;

— капитал эстетического формотворчества, ориентированный на реализацию художественного потенциала индивида;

— капитал рекордных достижений, обеспечивающий реализацию задач по ка-

Характеристика человеческого капитала отдельного работника

Физиологические характеристики

Уровень физического здоровья

Характеристики Характеристи ки

профессионально й психического

компетенции развития

1. Уровень 1, Лтностный

образования; адаптацией i-ый

2. Уровень потен Lyian;

квалификации: 2 Уровень

3. Компетенции интеллектуального

развития

Характеристи ки личности

1. Профессионал ьные способности;

2. Особенности мировоззрения

Рисунок 1. Совокупность элементов человеческого капитала [2]

чественному обновлению пределов реализации физических возможностей человеческого организма.

Одной из ключевых характеристик человеческого капитала является его интеллектуальный ресурс. Данное понятие воплощает систему отношений, связанных с производством знаний и интеллектуальных способностей на индивидуальном, коллективном и общественном уровнях, способных обеспечить социально ориентированный процесс устойчивого расширенного и сбалансированного воспроизводства национального богатства на интенсивной основе.

При этом перед любым государством в условиях современной «экономики знаний» стоит важнейшая задача, решение которой связано с обеспечением воспроизводства как всего человеческого капитала конкретного государства, так и интеллектуального ресурса как его ключевого элемента. Одним из основных институтов, на которые возложено решение данной задачи, является сфера интеллектуальных услуг.

Интеллектуальные услуги, являясь одним из ключевых элементов складывающейся в настоящее время неоэкономики, все в большей степени привлекают внимание широкого круга исследователей, однако общепринятое определение сущности данной категории вплоть до настоящего времени не сложилось.

В настоящее время существует большое число разнообразных подходов к определению совокупности услуг, характеризуемых термином «интеллектуальные».

Одним из первых попытался произвести их выделение Ф. Махлуп, определив данную форму услуг в качестве «профессиональных» и отнеся к ней такие группы, как правовые, аудиторские, консалтинговые, инжиниринговые, а также услуги здравоохранения.

В свою очередь, П. Уиндрам и М. Том-линсон к интеллектуальным относят более широкую сферу услуг, охватывающих следующие сегменты экономической и социальной деятельности: архитектуру, геодезию, строительство; программное обеспечение; банковскую и финансовую деятельность; дизайн; защиту окружающей среды; управление активами; страхование; подбор персонала; маркетинг; СМИ; НИОКР; телекоммуникации; инжиниринг; техническое образование [4].

М.Б. Левина под сектором интеллектуальных услуг понимает «часть сервисного сектора, потенциал создания добавленной стоимости которого основывается на использовании интеллектуального и творческого труда, связанного с потреблением новых знаний и умений и внедрением новых процессов и технологий» [5].

Обобщая имеющиеся в научной литературе подходы, содержание интеллектуальных услуг можно представить в качестве комплекса профессиональных действий специалистов различного профиля, ресурсную основу для осуществления которых образуют общие и специальные знания, а результатом выступает развитие человеческого капитала через предоставление определенных знаний.

Процессы производства, накопления и применения новых знаний осуществляются во всех отраслях современной экономики, однако в ее рамках существует ряд секторов, в отношении которых можно сказать, что производство знаний и предоставление их потребителям составляют сущностную основу деятельности экономических субъектов, функционирующих в рамках этих секторов. Целиком и полностью это относится к процессу производства интеллектуальных услуг.

Анализируя экономическую природу рассматриваемой категории, необходимо иметь в виду тот факт, что процесс производства различных видов услуг предполагает использование трудовых ресурсов, имеющих различный уровень квалификации. По данной причине в структуре третичного сектора экономики, специализирующегося на производстве услуг, принято выделять обладающий комплексом специфических свойств сектор интеллектуальных услуг, обозначаемый в качестве четвертичного сектора.

Ключевыми критериями, на основе которых выделение сектора интеллектуальных услуг как отдельного сегмента сферы услуг, выступает ряд специфических характеристик, к которым относятся:

— капиталообразование, подразумевающее реализацию интеллектуальными услугами функции институционального источника накопления человеческого капитала;

— ресурсообеспечение, проявляющееся в направленности процесса оказания интеллектуальных услуг на обеспечение потребителей этих услуг определенными знаниями;

— ретрансляция, основанная на реализации интеллектуальными услугами функции канала передачи их потребителям профессиональных знаний.

По мнению В.А. Шапошникова, характеризуя интеллектуальные услуги, можно выделить большой комплекс присущих им специфических свойств, которые можно объединить в несколько групп в соответствии с их сущностным содержанием (рисунок 2).

При этом важнейшей отличительной чертой данного сектора выступает обязательное использование в процессе их производства общих и специальных знаний,

в связи с чем можно констатировать, что интеллектуальным услугам присуще такое качество, как «знаниеемкость». Отметим, что природа знаниеемкости как категории к настоящему времени четко не обозначена, а о ее наличии и масштабе свидетельствуют исключительно косвенные характеристики, к числу которых относятся особенности производства услуг, квалификация их продуцента, функциональное назначение и т.д. [7].

Сущностное содержание процесса создания интеллектуальных услуг обусловливается наличием у индивида способностей к интеллектуальной работе как форме мыслительного и творческого труда. Помимо знаниеемкого характера производства, можно выделить еще ряд признаков, помогающих идентифицировать интеллектуальные услуги, среди которых можно выделить следующие: производная природа; высокий уровень индивидуализации; высокий удельный вес добавленной стоимости; адаптивный характер.

По своей природе создание интеллектуальных услуг обусловлено способностями человека к интеллектуальной работе, которой присущ мыслительный и творческий характер. Интеллектуальные услуги характеризуются высокой степенью гетерогенности, так как каждый человек уникален, уникальна работа мозга каждого индивида. Процесс восприятия таких услуг также уникален, он требует от потребителя наличия определенных возможностей и способностей к их восприятию.

Таким образом, специфика задействования человеческого капитала в процессе оказания интеллектуальных услуг заключается в том, что лицо, предоставляющее эти услуги, должно обладать способностями и умениями (компетенциями), связанными с обеспечением эффективной передачи необходимой информации потребителю услуг, с одной стороны, и способностью последнего к усвоению полученных знаний и их превращению в собственный интеллектуальный капитал, — с другой стороны. Знания, передаваемые продуцентами интеллектуальных услуг в процессе их оказания своим клиентам, в дальнейшем используются последними в качестве ресурсов развития, составляя содержательное ядро процесса обогащения человеческого капитала.

Рисунок 2. Классификация свойств интеллектуальных услуг [6]

При этом необходимо отметить, что в рамках современной сферы услуг происходят значительные структурные сдвиги, находящие свое проявление в усилении вклада в общеэкономическое развитие секторов, производящих знаниеемкие (или интеллектуальные) услуги. В этой связи специалисты стали говорить о развитии процессов «кватернизации» экономики, подразумевающих выделение четвертичного сектора, объединяющего отрасли сервисной сферы, ориентированные на производство интеллектуальных услуг. Одним из первых данное понятие в самом начале 2000-х гг. употребил в своих работах австрийский исследователь М. Пенедер [8].

Именно в секторе интеллектуальных услуг, который также называют «четвертичным сектором», происходит формирование основополагающих факторов экономического роста — нового научного знания, интеллектуального капитала, информационных технологий, услуг финансового сектора и консалтинга и др.

Однако следует указать на отсутствие к настоящему времени определенности при уточнении границ данного сектора, обусловленное отсутствием согласованной в научной среде трактовки дефиниции «интеллектуальные услуги» и перечня видов сервисной деятельности, формирующих данный сектор.

Характерной чертой сервисной деятельности в рамках четвертичного сектора является наличие знаниеемких компонентов в каждой произведенной услуге. При этом интеллектуализация деятельности по оказанию услуг, использование в ее процессе специальных знаний и новейших коммуникационных технологий становятся ключевыми факторами создания добавленной стоимости.

Что касается трансформации системы экономических отношений в условиях кватернизации, то в ее рамках происходит заполнение деятельностных структур, опосредованных рыночными механизмами, операциями неформального обмена.

Данный процесс происходит в рамках реализации постулатов концепции «сервис-доминирующей логики», в соответствии с которой услуга представляет собой результат применения навыков или компетенций индивидов, производящих эту услугу и способных принести выгоду другим индивидам, нуждающимся в ней, т.е. она выступает конечным результатом взаимного обмена ресурсами между потребителями и производителями. При этом процесс оказания услуг в рамках указанного подхода рассматривается в качестве процесса сопроизводства, в который производитель и потребитель вкладывают определенные ресурсы с целью получения взаимовыгодного результата.

При этом в процессе сопроизводства услуг, относящихся к «четвертичному» сектору, важнейшее значение приобретает наличие у потребителя опыта их использования, определяющего способность к восприятию данного вида услуг, получившую название «абсорбционная способность». Важнейшим условием ее наличия является способность потребителя услуг к распознаванию ценности новой информации, ее усвоению и использованию в своих целях. Такое умение может быть приобретено только с опытом использования услуг, предоставляемых в рамках четвертичного сектора. В этой связи можно констатировать, что опыт использования подобных услуг в значительной мере определяет уровень способностей к их полноценному восприятию. Помимо этого, поскольку потребитель выступает в качестве сопроизводителя услуги, накопление опыта и знаний дает ему возможность совершенствовать получаемые услуги в соответствии со своими потребностями.

Также отмечается постепенное замещение массового, стандартизированного производства новой системой индивидуализированного производства, базирующейся на задействовании умственного труда, информации и инновационных технологий. В качестве наиболее адекватного способа организации такого производства предлагается формирование адхократи-ческих структур, которые представляют

собой временные, ситуативные структуры, формируемые с целью решения определенных задач. При этом решения, принимаемые в рамках подобных структур, так же, как и производимая ими продукция, имеют дестандартизированную форму.

Как отмечал Г. Минцберг, именно в рамках адхократии происходит наделение ключевыми полномочиями в области принятия решений специалистов, обладающих специальными знаниями, умениями и навыками, полученными ими благодаря соответствующим образовательному уровню и профессиональной подготовке [9].

Таким образом, процессы кватерниза-ции характеризуются не только усилением роли «знаниеемких» секторов сферы услуг, но и изменением ключевых характеристик производственного процесса с точки зрения обретения ключевого значения новыми факторами производства, вовлечения потребителя в данный процесс и формирования принципиально иных организационных структур управления.

При этом перед любым государством в условиях современной «экономики знаний» стоит важнейшая задача, решение которой связано с обеспечением воспроизводства как всего человеческого капитала государства, так и интеллектуального ресурса как его ключевого элемента. Одним из ключевых институтов, на которые возложено решение данной задачи, является сфера интеллектуальных услуг.

Воспроизводство человеческого капитала во многом определяется степенью постиндустриальных преобразований в социально-экономической системе, так как чем динамичнее происходят указанные преобразования, тем больше актуализируется потребность в человеческом капитале, с одной стороны, и тем активнее происходит процесс его воспроизводства, — с другой. При этом основная роль в процессе воспроизводства человеческого капитала принадлежит комплексу отраслей сферы интеллектуальных услуг, которые напрямую связаны с обеспечением необходимого уровня реализации интеллектуального потенциала как отдельных индивидов, так и всего общества.

Примечания:

1. Логачев В., Жернов Е. «Интеллектуальный капитал» с позиции трудовой теории стоимости // Экономист. 2006. № 9. С. 36.

2. Маклакова Е.А. Человеческий капитал: понятие, оценка, учет // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2010. № 1. С. 58.

3. Ермоленко А.А., Ермоленко А.А. Человеческий капитал // Научная мысль Кавказа. 2008. № 3. С. 19.

4. Windrum P., Tomlinson М. Knowledge-Intensive Services and International Competitiveness: A Four Country Comparison // Technology Analysis and Strategic Management. 1999. № 3. P. 391-408.

5. Левина М.Б. К вопросу о классификации интеллектуальных услуг // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд: сб. материалов IX науч.-практ. конф. / под общ. ред. С.С. Чернова. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2011. С. 118.

6. Шапошников В.А. Интеллектуальные услуги как категория в системе маркетинга // Практический маркетинг. 2010. № 5. С. 11.

7. Эртель А.Г. Сектор интеллектуальных услуг как драйвер развития современной экономики знаний // Экономика и предпринимательство. 2017. № 1 (78). С. 966-970

8. Peneder М., Kaniovski S., Dachs В. What Follows Tertiarisation? Structural Change and the Role of Knowledge Based Services // The Service Industries Journal. 2003. № 2.

9. Минцберг Г., Куин Д.Б., Гошал С. Стратегический процесс: концепции, проблемы, решения. СПб.: Питер, 2001. С. 433.

References:

1. Logachev V., Zhernov Е. «Intellectual capital» from the position of the labor theory of value // Economist. 2006. № 9. P. 36.

2. Maklakova E.A. Human capital: the concept, evaluation, accounting // Bulletin of the Leningrad State University. A.S. Pushkin. 2010. № 1. P. 58.

3. Ermolenko A.A., Ermolenko A.A. Human Capital // Scientific Thought of the Caucasus. № 3. P. 19.

4. Windrum P., Tomlinson M. Knowledge-Intensive Services and International Competitiveness: A Four Country Comparison // Technology Analysis and Strategic Management. 1999. № 3. P. 391-408.

5. Levina M.B. On the classification of intellectual services // Modern trends in economics and management: a new view: collection of IX scientific-practical, conf .materials / Under total ed. S.S. Chernov. Novosibirsk: Publishing house of the National Technical University, 2011. P.118.

6. Shaposhnikov V.A. Intellectual services as a category in the marketing system // Practical marketing. 2010. № 5. P. 11.

7. Ertel A.G. Sector of intellectual services as a driver for the development of the modern knowledge economy // Economics and Entrepreneurship.2017. №1 (78). Pp. 966-970

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Peneder M., Kaniovski S., Dachs B. What Follows Tertiarisation? Structural Change and the Role of Knowledge Based Services. The Service Industries Journal. 2003. № 2.

9. Mintsberg G., Quin D.B., Goshal S. The strategic process: concepts, problems, solutions. St. Petersburg: Peter, 2001. P. 433.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.