Научная статья на тему 'Информационно-аналитические услуги как элемент системы интеллектуальных услуг "общества знаний"'

Информационно-аналитические услуги как элемент системы интеллектуальных услуг "общества знаний" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
424
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"ОБЩЕСТВО ЗНАНИЙ" / ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЕ УСЛУГИ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ / СЕКТОР УСЛУГ / "KNOWLEDGE SOCIETY" / INFORMATION AND ANALYTICAL SERVICES / INTELLECTUAL CAPITAL / SERVICES SECTOR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шитухина Натия Семеновна

В условиях «общества знаний» информацию можно определить в качестве важнейшего экономического блага, выступающего в роли экономического ресурса и производственного фактора, который находит свое проявление в передаче и восприятии определенных знаний. В статье показаны этапы формирования организационных механизмов обеспечения интеграции знаний как комплексного многостадийного процесса движения знаний, результатом которого является их воплощение в продукты, услуги, технологии. Отмечено, что ядром экономики знаний является сектор услуг, в котором особая роль отводится сектору интеллектуальных услуг как драйверу социально-экономического развития. Указано, что содержанием информационно-аналитических услуг является удовлетворение существующих информационных потребностей путем интеллектуальной переработки имеющихся сведений для достижения цели, определяемой заказчиком.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шитухина Натия Семеновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION AND ANALYTICAL SERVICES AS AN ELEMENT OF THE SYSTEM OF INTELLECTUAL SERVICES "KNOWLEDGE SOCIETY"

Under the conditions of the “knowledge society”, information can be defined as the most important economic benefit, acting as an economic resource and production factor, which finds its manifestation in the transmission and perception of certain knowledge. The article shows the stages of the formation of organizational mechanisms to ensure the integration of knowledge as an integrated multi-step process of the movement of knowledge, the result of which is their realization in products, services, technologies. It was noted that the core of the knowledge economy is the service sector, in which the intellectual services sector plays a special role as a driver of socio-economic development. It is indicated that the content of information and analytical services is the satisfaction of existing information needs by intellectual processing of available information to achieve the goal determined by the customer.

Текст научной работы на тему «Информационно-аналитические услуги как элемент системы интеллектуальных услуг "общества знаний"»

КОГНИТИВНАЯ ЭКОНОМИКА COGNITIVE ECONOMY

УДК 338.46/47 ББК 65.43 Ш 64

Н.С. Шитухина,

аспирант кафедры менеджмента и региональной экономики Майкопского государственного технологического университета, г. Майкоп. Тел.: +7 (928) 662-18-33, e-mail: [email protected]

ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЕ УСЛУГИ КАК ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ УСЛУГ

«ОБЩЕСТВА ЗНАНИЙ»

(Рецензирована)

Аннотация. В условиях «общества знаний» информацию можно определить в качестве важнейшего экономического блага, выступающего в роли экономического ресурса и производственного фактора, который находит свое проявление в передаче и восприятии определенных знаний. В статье показаны этапы формирования организационных механизмов обеспечения интеграции знаний как комплексного многостадийного процесса движения знаний, результатом которого является их воплощение в продукты, услуги, технологии. Отмечено, что ядром экономики знаний является сектор услуг, в котором особая роль отводится сектору интеллектуальных услуг как драйверу социально-экономического развития. Указано, что содержанием информационно-аналитических услуг является удовлетворение существующих информационных потребностей путем интеллектуальной переработки имеющихся сведений для достижения цели, определяемой заказчиком.

Ключевые слова: «общество знаний», информационно-аналитические услуги, интеллектуальный капитал, сектор услуг.

N.S. Shitukhina,

Postgraduate student of the Department of Management and Regional Economics, Maykop State Technological University, Maikop. Ph.: +7 (928) 662-18-33, e-mail: [email protected]

INFORMATION AND ANALYTICAL SERVICES AS AN ELEMENT OF THE SYSTEM OF INTELLECTUAL SERVICES "KNOWLEDGE SOCIETY"

Abstract. Under the conditions of the "knowledge society", information can be defined as the most important economic benefit, acting as an economic resource and production factor, which finds its manifestation in the transmission and perception of certain knowledge. The article shows the stages of the formation of organizational mechanisms to ensure the integration of knowledge as an integrated multi-step process of the movement of knowledge, the result of which is their realization in products, services, technologies. It was noted that the core of the knowledge economy is the service sector, in which the intellectual services sector plays a special role as a driver of socio-economic development. It is indicated that the content of

information and analytical services is the satisfaction of existing information needs by intellectual processing of available information to achieve the goal determined by the customer.

Keywords: "knowledge society", information and analytical services, intellectual capital, services sector.

В условиях «общества знаний», как вполне логично следует из названия данной формации, именно знания, а также выступающая в качестве их первоосновы информация, являются важнейшими факторами процессов экономического и социального развития.

Касаясь истоков формирования данного понятия, отметим, что японский исследователь Т. Сакайя одним из первых в увидевшей свет в 1990 году работе «Стоимость, создаваемая знаниями, или история будущего» обосновывает концепцию общества, в котором ключевую роль играют знания как преобразованная с помощью приложения интеллектуального ресурса информация. При этом, по его мнению, важнейшим признаком данного общества является воплощение знаниеемких компонентов в большинстве производимых благ. Соответственно, экономическая система общества знаний функционирует на основе обмена знаниями [1].

П. Друкер указывает на превращение знания в ключевой фактор производства на фоне того, что классические факторы (капитал, земля, рабочая сила) постепенно обретают второстепенное значение, так как их эффективное задействование определяется приложением знаний. При этом указанный автор говорит о трех этапах изменения роли знания в обществе, первый из которых связан с использованием знаний в производственном процессе, второй - с их использованием в организованной трудовой деятельности и, наконец, третий - с использованием знаний для производства новых знаний [2].

Автор отмечает, что происходящий в рамках третьего этапа переход к «обществу знаний» принципиально изменяет властную структуру, в результате чего власть и контроль переходят от обладателей капитала к тем, кто обладает информацией и формируемыми на ее основе знаниями, а также эффективными технологиями их использования.

Экономике знаний присущи дискретность знаний как продукта и их намного большая доступность

практически для всех физических лиц и организаций; информационная природа производимого продукта; формирование у большинства работников специфического экономического поведения, которое побуждает к непрерывному повышению уровня знаний и квалификации. В иерархии трудовых отношений первое место постепенно занимает интеллектуальная и творческая работа, которая изменяет стиль и нормы поведения и работников, и менеджеров, и владельцев крупного и малого бизнеса. Работники создают интеллектуальный продукт, приумножая интеллектуальный капитал (как организационный, так и свой личный). Для их поведения становятся характерны непрерывный процесс образования, повышения квалификации, интенсивное воспроизводство знаний, умений, компетенций, склонность к новаторству. Данные качества становятся жесткой необходимостью профессионального выживания, условием их востребованности на рынке труда.

Капитал компаний все больше начинает состоять из «неосязаемых активов» (знания, бренд, человеческий капитал и т.д.). Изменяется система методов ведения бизнеса и построения компаний: от выделения и стандартизации бизнес-процессов к реинжинирингу и менеджменту самообучающихся систем. Наиболее эффективными являются затраты на приобретение и производство знаний, крайне необходимым становится развитие способности к их продуцированию, воспроизведению и передаче.

На основе задействования этих способностей формируются организационные механизмы обеспечения интеграции знаний как комплексного многостадийного процесса движения знаний как ресурса производства, результатом которого является их воплощение в продукты, услуги, технологии. Этот процесс не является линейным, но возможно выделить определенный порядок этапов процесса интеграции знаний: создание, привлечение, овладение

Таблица 1

Характеристика этапов процесса интеграции знаний

Название этапа Содержание деятельности в рамках этапа

Создание знаний Вычленение наиболее значимых элементов в процессе переработки информации

Привлечение знаний Использование рыночных и некоммерческих каналов распространения знаний, среди которых присутствуют как общие (образование, средства массовой информации и др.), так и специальные (интеллектуальный и информационный сервис) каналы

Овладение знаниями Использование знаний в процессах обучения и практической деятельности работников

Преобразование знаний 1) Трансформация неявных знаний в явные путем социализации (передача знаний в процессе диалога, обмена опытом и обучения); 2) трансформация индивидуального знания в коллективное, обеспечивающая независимость знаниевых ресурсов компании от возможных потерь вследствие высвобождения их носителей

Обмен знаниями Некоммерческий обмен знаниями в процессе совместной деятельности сотрудников в рамках решения определенных задач. Коммерческий обмен знаний, предполагающий их коммерциализацию и использование доступа к рынкам информации и знаний

Сохранение знаний Создание банка знаний организации, системы страхования ее знание-вых ресурсов, обеспечения интеллектуальной безопасности бизнеса

Использование знаний Преобразование знаний, созданных и привлеченных организацией в продукты, услуги, технологии как объективизация знаний, без которой процесс их интеграции не является завершенным

знаниями, преобразование, обмен, хранение, использование знаний. Характеристика этих этапов представлена в табл. 1.

Экономика знаний состоит из трех основных элементов, которыми выступают система образования и дополнительного обучения; динамическая информационная инфраструктура; инновационная система. Ядром же экономики знаний, как и постиндустриальной экономики, является сектор услуг, который определяет ее основные макроэкономические параметры. Только драйвером социально-экономического развития в ее рамках становится не сфера услуг в целом, а сектор т.н. интеллектуальных услуг.

В данном контексте, отмечая, что возрастание значимости процессов производства, обработки и применения информации и формируемых на ее основе новых знаний характерно для всех отраслей современной экономики, следует указать на то, что в ее рамках существует ряд секторов, в отношении которых можно сказать, что производство знаний и предоставление их потребителям составляют сущностную основу деятельности экономических субъектов, функционирующих в их

рамках. Одним из ключевых в их ряду выступает сектор интеллектуальных услуг, характерные черты которого во все большей степени становятся присущими услугам информационным.

Касаясь сущностного содержания этого вида сервисной деятельности, отметим, что в настоящее время отсутствует единый подход к определению дефиниции «интеллектуальные услуги». Неоднозначность трактовки данного термина обуславливают выделение различных классификационных признаков, позволяющих отнести определенный вид сервисной деятельности к сфере интеллектуальных услуг. Так, по мнению В.А. Шапошникова, интеллектуальные услуги можно определить в качестве вида экономической деятельности, связанного с процессом производства новых знаний на основе осуществления научных исследований и предоставления заказчику необходимой для него инф ормации [3]. С точки зрения К.И. Жуковой, под процессом оказания интеллектуальных услуг понимается деятельность, которая основана на высококвалифицированном труде высокообразованных работников, результат которого характеризуется воплощенно-стью и продуцируемостью знаний [4].

В целом можно констатировать, что под интеллектуальными услугами понимаются профессиональные действия высококвалифицированных специалистов, основанные на приложении общих и специальных знаний и обработке определенной информация. При этом, обобщая существующие подходы к выделению различных видов интеллектуальных услуг, отметим, что большинство специалистов считают, что к данной категории следует отнести консалтинговые, информационные, образовательные, юридические услуги, услуги по управлению персоналом, услуги финансового посредничества, оценочную деятельность и т.д.

Производство интеллектуальных услуг непосредственно связано с использованием интеллектуального и творческого труда, основанного на формировании новых знаний как преобразованной формы информации. Данные услуги обладают комплексом специфических особенностей, обусловливающих их сущностное содержание, а именно: процесс оказания интеллектуальных услуг обусловлен использованием в качестве производственного ресурса знаний и интеллекта; структурные особенности и неоднородность подобных услуг проистекают из специфических особенностей их производства и функционального содержания; к специфическим свойствам интеллектуальных услуг относятся знание-емкость, высокая степень персонифи-цированности и достаточно высокая сложность оценки качества подобных услуг со стороны потребителя.

Процесс производства интеллектуальных услуг можно представить как движение профессиональных знаний и информации от источника к получателю, что охватывает этапы заказа и разработки интеллектуальной услуги, передачи в рамках ее предоставления знаний и информации заказчику, а также их усвоение получателем и получение последним определенных выгод от использования результата этих услуг в своей практической деятельности. Охарактеризуем указанные этапы более подробно.

Заказ интеллектуальной услуги выступает как конкретизация спроса на специальные (профессиональные) знания и информацию. Заказчиком

(получателем) указанных услуг могут быть индивиды, которым предоставляются личные профессиональные услуги, субъекты предпринимательской деятельности, государственные учреждения, общественные организации.

Выработка интеллектуального продукта как результата оказания данной услуги происходит на основе использования профессиональных знаний, опыта, информации, которыми обладает продуцент услуги, а также информации, предоставленной заказчиком. В процессе предоставления интеллектуальной услуги специальные знания и информация, составляющие ее содержание, получают институциональное закрепление в профессиональных советах, рекомендациях, научно-технических разработках и т.д. Формами передача заказчику специальных (профессиональных) знаний и информации могут быть консультирование, обучение, предоставление определенных материальных носителей информации.

Важнейшей отличительной чертой процесса производства интеллектуальных услуг является использование их продуцентами комплекса знаний, что определяет «знаниеемкость» в качестве ключевой отличительной черты, характеризующей интеллектуальные услуги. Среди других важнейших признаков интеллектуальных услуг можно отметить индивидуальный характер производства интеллектуальных услуг, соучастие потребителя в процессе производства, неопределенность издержек производства в процессе формирования услуги, поливариантный характер создания и оказания услуги, наличие прямого личного контакта продуцента и потребителя услуг, наличие у потребителя способности к восприятию данных услуг [5].

В качестве одного из имманентно присущих интеллектуальным услугам свойств необходимо выделить наличие у них индивидуализированного характера. В данной связи необходимо отметить, что в контексте степени индивидуализации услуги можно подразделить на три категории:

- стандартные - одинаковые для всех потребителей;

- частично стандартизированные -базовые услуги, адаптированные к потребностям конкретного клиента;

- полностью индивидуализированные - разработанные под запросы конкретного клиента.

Отметим, что результаты исследования, проведенного Министерством исследований и технологий Германии среди организаций сервисной сферы, показывают, что 24% немецких компаний производят исключительно стандартные услуги, у 42% компаний на их долю приходится более 2/3 оказанных потребителям услуг и лишь у 17% респондентов стандартные услуги составляют менее трети от их общего объема.

Однако именно высокая степень индивидуализации является одной из важнейших специфических черт интеллектуальных услуг, отличающей их от других продуктов сервисной сферы. При этом именно индивидуализированный характер является признаком того, что услуга по своему содержанию является интеллектуальной. Как следствие, становясь стандартизированной, услуга перестает относиться к категории интеллектуальных.

Таким образом, интеллектуальные услуги в абсолютном большинстве случаев в силу своего сущностного содержания не могут быть отнесены к категории стандартных, для каждого клиента их необходимо разрабатывать практически «с нуля» с учетом адапти-рованности к требованиям и индивидуальным особенностям конкретного пользователя.

При этом для процесса разработки интеллектуальных услуг характерен процесс их сопроизводства с заказчиком, который предоставляет определенный информационный ресурс, а продуцент услуги задействует свой интеллектуальный ресурс [6]. То есть для заказчика интеллектуальной услуги взаимодействие со специалистами определенного профиля является формой привлечения отсутствующего ресурса, представляя собой специфическую форму аутсорсинга, в котором непосредственное участие принимает и заказчик этих услуг. В этой связи П. ден Хертог отмечает, что «потребление интеллектуальных услуг неотделимо от их производства, сама их природа требует хорошего знания именно конкретного пользователя, а таким знанием никто, кроме него самого, не располагает» [7].

Отталкиваясь от подобного подхода, можно констатировать, что информационные услуги, обогащенные приложением интеллектуального ресурса, приобретают форму информационно-аналитических услуг. В данном контексте необходимо отметить, что в рамках «экономики знания» информационная аналитика становится ключевым звеном в процессе управления знаниями для их применения в практической деятельности заказчика информационных услуг. При этом основной чертой, которая отличает информационно-аналитические услуги от обычных информационных услуг, является то, что они не только предоставляют необходимую информацию их заказчику, но и формируют у него новые знания.

Отметим, что к основным задачам, решаемым в процессе оказания информационно-аналитических услуг, можно отнести:

- Количественное преобразование информации (информационное свертывание).

- Структурное упорядочение информации (систематизация, пред-метизация).

- Качественно-содержательное преобразование информации (производство нового знания на основе анализа ситуации и информационного моделирования реальности).

При этом большинство существующих определений информационной аналитики как раз и акцентирует внимание на ее роли в качестве инструмента, производящего новое знание. В частности, Н.А. Сляднева отмечает, что с помощью инструментария информационной аналитики, представляющей собой сложную комплексную деятельность, на основе переработки информации происходит производство нового знания, направленного на оптимизацию принимаемых решений [8]. А.Н. Кривобокова в качестве основной цели информационной аналитики определяет обеспечение информационных потребностей путем получения нового знания на основе переработки первичной информации [9]. О.В. Галу-щенко в качестве характерных черт этой деятельности выделяет знаниеем-кость и творческий подход к решению поставленных задач [10].

Отталкиваясь от вышеприведенных определений, сущностное содержание информационно-аналитических услуг можно определить в качестве удовлетворения существующих информационных потребностей путем интеллектуальной переработки имеющихся сведений для достижения цели,

определяемой заказчиком, который заинтересован в получении не просто информационного продукта, а нового знания. При этом схематически этапы процесса производства (оказания) информационно-аналитических услуг, по нашему мнению, можно представить следующим образом (рис. 1).

Определение Отбор

целей источников

исследования информации

Coop Анализ Предоставление

информации -> собранной -> полученных

информации результатов

Рис. 1. Этапы процесса производства (оказания) информационно-аналитических услуг

Отметим, что производство информационных услуг происходит через осуществление определенного целенаправленного воздействия на первичные данные, осуществляемого при помощи специальных методов, технологий и технических средств. Однако в качестве основного средства производства

при оказании информационно-аналитических услуг выступает способность человека к созданию новых знаний, выступающая в форме человеческого капитала как составного элемента интеллектуального и информационного капитала организации, осуществляющей производство данных услуг (рис. 2).

Человеческий капитал

Интелтектуальный

Организационный капитал

Информационный капитал

Нефинансовые материальные активы

Рис. 2. Взаимосвязь интеллектуального и информационного капитала организации -продуцента информационно-аналитических услуг [11]

Совместное задействование информационного и интеллектуального капитала сервисной организации и ее клиента в процессе обработки информационных массивов позволяет обеспечить получение уникального результата, выступающего в форме новых знаний, как воспроизводящих

на расширенной основе информационный и интеллектуальный капитал самой организации, так и обеспечивающих в случае их эффективного использования увеличение информационного и интеллектуального капитала заказчика информационных услуг.

Примечания:

1. Сакайя Т. Стоимость, создаваемая знанием, или история будущего // Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология. М.: Academia, 1999. С. 336-371.

2. Drucker P. Post-capitalist society. N.Y.: Routledge, 2011. P. 94.

3. Шапошников В.А. Интеллектуальные услуги как категория в системе маркетинга // Практический маркетинг. 2010. № 5. С. 7.

4. Жукова К.И. Знания как ресурс сферы услуг постиндустриального общества. Минск: Изд-во БелГУ, 2014. С. 12.

5. Клочко Е.Н. Виртуальные и интеллектуальные услуги: общее и особенное // Научный вестник Южного института менеджмента. 2013. № 4. С. 100.

6. Захарова Е.Н. Роль и место продуцентов интеллектуальных услуг в современном инновационном процессе // Бизнес в законе. 2017. № 4. С. 57-59.

7. Den Hertog P. Knowledge Intensive Business Services as Co-producers of Innovation // International Journal of Innovation Management. 2000. No. 4. P. 507.

8. Сляднева Н.А. Информационно-аналитическая деятельность: проблемы и перспективы // Факт. 2006. № 6. С. 17.

9. Кривобокова А.Н. Интернет-бизнес-аналитика - информационная технология нового века. URL: http://www.bre.ru/risk/11785.html.

10. Галущенко О.В. Информационно-аналитическая деятельность в современном обществе // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Сер. Общественные науки. 2009. № 3. С. 7.

11. Башин Ю.Б., Борисова К.Б. Анализ взаимосвязей интеллектуального и информационного капиталов предприятия // Межотраслевая информационная служба. 2009. № 1. С. 10.

References:

1. Sakaya T. Value created by knowledge, or the history of the future // New postindustrial wave in the West. Antololgy. M.: Academia, 1999. Pp. 336-371.

2. Drucker P. Post-capitalist society. N.Y.: Routledge, 2011. P. 94.

3. Shaposhnikov V.A. Intellectual services as a category in the marketing system // Practical Marketing. 2010. No. 5. P. 7.

4. Zhukov K.I. Knowledge as a resource for the services of a post-industrial society. Minsk: BelSU, 2014. P. 12.

5. Klochko E.N. Virtual and Intellectual Services: General and Special // Scientific Bulletin of the Southern Institute of Management. 2013. No. 4. P. 100.

6. Zakharova E.N. The role and place of producers of intellectual services in the modern innovation process // Business in Law. 2017. No. 4. Pp. 57-59.

7. Den Hertog P. Knowledge Intensive Business Services Co-producers of Innovation // International Journal of Innovation Management. 2000. No. 4. Pp. 507.

8. Slyadneva N.A. Information and analytical activities: problems and prospects // Fact. 2006. No. 6. P. 17.

9. Krivobokov A.N. Internet business analytics - information technology of the new century. URL: http://www.bre.ru/risk/11785.html.

10. Galuschenko O.V. Information and analytical activities in modern society // Izvestiya of Universities. North Caucasus region. Ser. Social Sciences. 2009. No. 3. P. 7.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Bashin Yu.B., Borisova K.B. Analysis of the relationship of intellectual and informational capital of the enterprise // Inter-sectoral information service. 2009. No. 1. P. 10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.