Научная статья на тему 'Анализ предоставления интеллектуальных услуг в России'

Анализ предоставления интеллектуальных услуг в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
682
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
интеллектуальная услуга / государство / анализ услуг / сектор интеллектуальных услуг / информация / intelligence service / the state / the analysis services / the sector of intellectual services / information.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Коваленко Светлана Анатольевна

В статье проанализированы проблемы предоставления интеллектуальных услуг. В нашей стране имеются все возможности, которые должны быть использованы при реализации задачи в поддержаниикомпаний-производителей, предоставляющих качественный интеллектуальный продукт. Российскомугосударству просто необходимо обратить внимание на «четвертичный» сектор экономики в целях эффективного управления государством в области экономики и предоставления населению качественных интеллектуальных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE PROVISION OF INTELLECTUAL SERVICES IN RUSSIA

The article analyzes the problem of providing intellectual services. In our country there are all opportunities that should be used in the implementation of tasks in the maintenance of manufacturers, providing high-quality intellectual product. The Russian state really have to pay attention to the “Quaternary” sector of the economy in order to effectively manage the state in economy and providing the population with high-quality intellectual services.

Текст научной работы на тему «Анализ предоставления интеллектуальных услуг в России»

Горизонты новой экономики

Научный вестник ЮИМ №4' 2015

УДК 330 ББК 65.011.15 К 56

АНАЛИЗ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ УСЛУГ В РОССИИ

(Рецензирована)

Коваленко Светлана Анатольевна,

аспирант Южного института менеджмента, г. Краснодар. Тел.: (918) 414 77 88; e-mail: kovalenko79-s-a@yandex.ru

Аннотация. В статье проанализированы проблемы предоставления интеллектуальных услуг. В нашей стране имеются все возможности, которые должны быть использованы при реализации задачи в поддержании компаний-производителей, предоставляющих качественный интеллектуальный продукт. Российскому государству просто необходимо обратить внимание на «четвертичный» сектор экономики в целях эффективного управления государством в области экономики и предоставления населению качественных интеллектуальных услуг.

Ключевые слова: интеллектуальная услуга, государство, анализ услуг, сектор интеллектуальных услуг, информация.

ANALYSIS OF THE PROVISION OF INTELLECTUAL SERVICES IN RUSSIA

Kovalenko Svetlana Anatolyevna,

graduate of Southern Institute of Management, Krasnodar. Ph.: (918) 414 88 77; e-mail: kovalenko79-s-a@yandex.ru

Summary. The article analyzes the problem of providing intellectual services. In our country there are all opportunities that should be used in the implementation of tasks in the maintenance of manufacturers, providing high-quality intellectual product. The Russian state really have to pay attention to the “Quaternary" sector of the economy in order to effectively manage the state in economy and providing the population with high-quality intellectual services.

Keywords: intelligence service, the state, the analysis services, the sector of intellectual services, information.

В настоящее время информационная деятельность, выступающая в качестве отдельного сектора рыночных отношений, предлагает нам особые продукты и услуги. Одними из таких услуг являются интеллектуальные услуги. Изучение сферы предоставления, а тем более торговли, интеллектуальными услугами представляет особый интерес как для отечественных ученых, так и для зарубежных. Как в теории, так и на практике пока еще не утверждены основные общепризнанные понятия, размыта терминология и следующие за ними результаты и выводы относительно изучения сферы предоставления интеллектуальных услуг. Попытки раскрыть сущность и содержание понятия «интеллектуальная услуга» были предприняты многими отечественными и зарубежными учеными и, скорее всего, они будут продолжаться еще не один год. Хотелось бы на этот счет отметить мнение специ-

алистов Института статистических исследований и экономики знаний Государственного университета Высшей школы экономики, которые сделали следующие выводы относительно малоизученности сектора интеллектуальных услуг: «Основная трудность заключается в том, что сектор интеллектуальных услуг возник сравнительно недавно и потому пока мало изучен не только в России, но и в мире. Не сложилось даже единого мнения о том, какие именно услуги относятся к данной категории. Ведь знаниеемкость - свойство неощутимое, его нельзя измерить непосредственно, можно лишь судить о нем по ряду косвенных признаков» [1].Существует мнение о том, что интеллектуальные услуги - это «нересурсоемкие услуги», поскольку полезный эффект от их осуществления «слабо коррелирует с затраченным на них живым и овеществленным трудом» [2]. Но в тоже время эти выводы дают нам

40

Научный вестник ЮИМ №4' 2015

Горизонты новой экономики

возможность еще больше развить интерес к изучению и исследованиювсего рынка интеллектуальных услуг.

В экономике всех стран, в том числе и нашей, сейчас занимает особое, значительное место именно информация, а значит знание. Как следствие, люди стали более осведомленными во всех областях жизни и хотят получить как можно больше информации и знаний. Таким образом, заметно вырос спрос на новые виды услуг, которые должны удовлетворять потребности своего заказчика. Спрос, как известно, порождает предложение. Появляются новые организации, фирмы, которые стараются произвести, создать услуги, которые будут востребованы и, соответственно, хорошо оплачиваемы. Произвести сервис (услугу) - означает обеспечить решение проблемы клиента (обработку, операцию), которая преимущественно не включает поставку товара. Это означает предоставление в распоряжение клиента единства способностей и компетентностей (человеческих технологических, организационных) и организацию решения, которое можно дать с различными степенями точности [3]. Сложность представляет собой сам процесс потребления интеллектуальный услуги. От потребителя или заказчика данного вида услуги требуется умение и способность правильно применить полученный «товар» в собственном производстве. Заказчик должен обладать определенным уровнем образованности и быть интеллектуально развитым. Он должен понимать, каким образом ему придется на деле применить результаты интеллектуального труда, выполненного по его заказу. Производитель услуги, конечно же, может самостоятельно ее адаптировать к нуждам заказчика (по желанию заказчика, конечно же). Но в таком случае, заказчик должен обязательно предоставитьважную информацию, как бы дать допуск к особым сведениям своей фирмы, своего дела, став тем самым «сопроизводителем» услуги. В результате, у интеллектуальной услуги получаются два производителя: организация, оказывающая услугии потребитель услуги.

В России рост сферы услуг начался в 90-е годы. Именно в эти годы многие граждане нашей страны, даже выбирая профессию, ориентировались, как раз, на сервисы. А вот специалисты в области инженерного дела, рабочих специальностей были не слишком популярны. В результате образовался дефицит кадров во многих отраслях экономики. Именно тогда, используя определенные знания и оказывая с их помощью, например, различного рода консультационные услуги, наиболее предприимчивые граждане поняла, что можно получать вполне стабильный доход, не тратя при этом своих собственных материальных средств. Спрос на ус-

луги остается стабильным даже в периоды застоя материального производства. Человек, т.е. потребитель, получает удовлетворение от того, что имеет возможность использовать приобретенный товар, а не просто от факта обладания им.Материальный товар выступает в роли фактора, способствующего расширению услуг. И как результат, усиление роли услуг только способствует быстрому совершению покупки. Таким образом, услуги стали играть вполне самодостаточную роль в экономике.

В условиях кризиса, который застиг нашу страну в 2008 году и, который до сих пор тенью следует за нами, сектор интеллектуальных услуг также претерпевает определенные сложности. Стоит отметить, что, по сравнению с другими секторами экономики, указанный выше сектор оказалсяв более проигрышной ситуации, так как не имеет практически никакой поддержки со стороны государства. Если раньше, на стадии становления и развития, сфера предоставления интеллектуальных услуг страдала от нехватки квалифицированных кадров, от неопределенности относительно здоровой конкуренции и т.д., то сейчас эти пробелы только усилились. Без финансового и организационного содействия со стороны государства сложно добиться положительных результатов в достижении намеченных целей.

Многие эксперты, считают, что кризис является лучшим временем для изменений в экономической стратегии. Кризис - это как раз тот самый толчок, который был так необходим нашему государству. Только кризис смог нас заставить понять, что нельзя больше двигаться в том направлении, где нет никакого будущего для нашей страны. Сложившаяся политическая и экономическая ситуации обратили наше внимание на необходимость развивать отечественное производство. Эта необходимость сказывается во всех секторах экономики, в том числе и в секторе интеллектуальных услуг. Как известно, интеллектуальное производство базируется в основном на высокой степени умственного труда творческого характера. А ведь у нас в России, более, чем достаточно умов, которые способны предложить свои инновационные проекты, которые остается лишь воплотить в жизнь и успешно применять на практике.

Во многих работах наших отечественных авторов в области изучения сектора интеллектуальных услуг, прослеживается, в основном, положительная динамика дальнейшего развития сектора интеллектуальных услуг [7]. Некоторые авторы видят будущее изучаемого сектора только в возможности использовать уже ранее разработанные методики, применяемые на практике в ряде зарубежных стран, призывая тем самым, не стараться найти

41

Горизонты новой экономики

Научный вестник ЮИМ №4' 2015

свои собственные пути решения возникающих проблем, а наоборот, игнорировать их. Понятно, что Россия отстает в плане внедрения научно-технических разработок в жизнь и многие из них так и остаются незамеченным, канувшим в лету. Сегодня можно рассчитывать на то, что в виду сложившейся политической ситуации смире относительно места и роли нашей страны на мировой арене, мы вынуждены (хотя, на мой взгляд, давно пора) обратиться практически во всех сферах нашей жизни к теперь, как никогда, самому цитируемому импортозамещению.

Импортозамещение - это, согласно уже распространенной трактовке, процесс, который нацелен на производство необходимых внутреннему потребителю товаров силами производителей, ведущих деятельность внутри страны на уровне национальной экономики. Стоит отметить, что значительное импортозамещение уже наблюдалось в России после сильной девальвации рубля, произошедшей в 1998 году. А дополнительный толчок ему дал экономический кризис 2008-2009 годов, сопровождавшийся значительным падением курса рубля.

Практически никто из участников рынков интеллектуальных услуг, даже крупных, не составляет формализованных планов стратегического развития на пять лет и более.В связи с относительно небольшими размерами и нерешенностью в области спроса, уже ранее говорилось, о том, что разнообразия рыночных стратегий у компаний рынка интеллектуальных услуг практически нет. А теперь, на фоне всего этого, еще и импортозамещение становится задачей для всего сектора интеллектуальных услуг в целом. То есть теперь и те планы, которые были утверждены ранее, практически теряют свою актуальность. И если основной стратегией организации, предоставляющей интеллектуальные услуги, был поиск и привлечение крупных заказчиков и выход в новые сегменты рынка посредством предложения новых видов услуг, то сейчас эта стратегия может в корне измениться. Организации нужно будет больше уделить внимание, прежде всего, кадровому обеспечению. Необходима тщательная подготовка специалистов, их повышение квалификации, правильная мотивация, с целью достижения положительного эффекта в деятельности организации. Кроме того, приходится учитывать тот момент, что далеко не все потенциальные клиенты обладаютдо-статочной восприимчивостью к продвинутым интеллектуальным услугам, ввиду низкой собственной инновационности. Клиентам такого уровня проще попытаться адаптировать предлагаемое «новое» к уже устоявшемуся, укоренившемуся «старому». Да и вопрос оплаты за оказываемые интеллектуальные услуги, остается далеко не последним. Ведь,

на самом деле, бывает трудно убедить потенциального клиента в том, что интеллектуальная услуга, действительно стоит тех денег, которых просит за ее оказание производитель той самой услуги. Ведь рынок интеллектуальных услуг не отрегулирован ценовой политикой. Поэтому, «кто во что горазд», как говорится у нас в народе. И это еще раз подтверждает, что заказчик интеллектуальной услуги должен обладать, как минимум, представлением о том, что вообще собой представляет интеллектуальная услуга.

Если ранее компании, предоставляющие интеллектуальные услуги, старались избегать информационных рисков, которые могли спровоцировать утечку конфиденциальной информации, то эта проблема также остается актуальной. Компаниям придется понести более серьезные расходы в связи с потребностью затрат на обучение и повышение профессионального уровня своих кадров. Придется также материально мотивировать сотрудников. А в условиях сложившегося кризиса это может привести к сокращению сотрудников или даже ликвидации организации в целом.

Обращаясь к трудам наших ученых [6], пытающихся обратить наше внимание на проблемы, связанные со становлением и развитием сферы предоставления интеллектуальных услуг, получаются довольно печальные выводы. С одной стороны, наша страна сейчас не способна своими силами заполнить сектор необходимым, так сказать, значимым «содержанием», так как не имеет таких возможностей, а если точнее сказать, не старается даже приложить к этому никаких усилий. Сектор интеллектуальных услуг, который только считается перспективным будущим для экономического процветания нашей страны, остается по-прежнему на низшей ступени развития. С другой стороны, наши эксперты, ученые и исследователи, которые практически на голом энтузиазме, без государственной поддержки и государственного регулирования отношений в области указанного выше сектора, стараются всячески привлечь пристальное внимание к необходимости создания государственного института, который смог бы правомерно регулировать деятельность участников отношений в области предоставления интеллектуальных услуг в современных экономических условиях.

Тем не менее, поскольку интеллектуальные услуги носят производный характер, есть основания полагать, что по мере структурной перестройки российской экономики и развития и внедрения разработок научно-технического потенциала, их востребованность все же возрастет. По крайней мере, интеллектуальные услуги, будут трансформироваться с учетом потребностей населения нашей

42

Научный вестник ЮИМ №4' 2015

Горизонты новой экономики

страны. В таком случае, такая трансформация будет только способствовать качественным сдвигам в остальных секторах экономики, тем самым повышая их эффективность. В этом случае четвертичный сектор может превратиться в важный источник интенсивного экономического роста.Необходи-мость трансформации российской экономики в постиндустриальную стадию является актуальным вопросом среди экономистов на протяжении последних десятилетий [4].Наша государственная политика в области экономического развития должна наконец-то обратить внимание на возможность создания регулирующего органа с целью распределения контролируемых как прав, так и ответственности участников рыночных отношений в области предоставления интеллектуальных услуг.Хотелось бы закончить словами одного из отечественных авторов: «что создание гибкой системы внешнеэкономического регулирования, стимулирующей развитие научно-образовательного сектора и высокотехнологичных производств, станет непременным условием обеспечения эффективного участия России в формировании глобального научно-технологического пространства и займет достойное место на мировом рынке интеллектуальных (нематериальных) услуг» [5].

ИСТОЧНИКИ:

1. Березин И. С., Дорошенко М. Е. Богатство России интеллектом прирастать будет // Marketing PRO. -2007. - № 10.

2. Горн А.П. Развитие рынка интеллектуально-креативных услуг (теория и методология). - Самара, 2009. - С. 4.

3. Сосунова Л.А., Чернова Д.В. Влияние сферы услуг на экономику // Российское предпринимательство. - 2003. - № 3(39). - С. 33-37.

4. Михайлов А.М. Реализация экономических и институциональных интересов в процессе становления инновационной экономики в России // Экономические науки. - 2013. - 8 (105). - С. 39.

5. Краснов, Л.В. Россия на мировых рынках интеллектуальных услуг / Л.В. Краснов, В.П. Шуйский, С.С. Алабян, А.В. Комиссаров, О.В. Морозенкова // Проблемы прогнозирования. - 2009. - №1. -С. 44-59.

6. Клочко Е.Н., Романов А.А., Мешкова Ю.О. Исследование необходимости в специальной инфраструктуре развития сектора интеллектуальных услуг // Экономика и предпринимательство. - 2013. - № 11-2 (40-2). - С. 271-274.

7. Клочко Е.Н., Попова Е.Д. Аутсорсинг как фактор развития сектора интеллектуальных услуг // Экономика и предпринимательство. - 2015. -№6-2 (59-2). - С. 882-886.

43

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.