Научная статья на тему 'Виртуальные услуги в экономике сервиса: понятие, специфические особенности'

Виртуальные услуги в экономике сервиса: понятие, специфические особенности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1901
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИРТУАЛЬНЫЕ УСЛУГИ / VIRTUAL SERVICES / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ / INTELLECTUAL CAPITAL / КРЕАТИВНЫЙ ТИПЫ МЫШЛЕНИЯ / CREATIVE THINKING TYPES / ИНДИВИДУАЛИЗИРОВАННОСТЬ УСЛУГИ / SERVICE INDIVIDUALIZIROVANNOST

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Клочко Елена Николаевна, Мешкова Юлия Олеговна

Актуальность настоящего исследования обусловлена тем обстоятельством, что динамичное развитие экономики сервиса привело к возникновению в ней нового сектора - сектора виртуальных услуг. В статье рассмотрены вопросы, связанные с определением понятия «виртуальная услуга», выявлением их специфических особенностей, связанных с их индивидуализированностью и продуцированием данного типа услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VIRTUAL SERVICES IN SERVICE ECONOMY: CONCEPT, SPECIFIC FEATURES

Relevance of the real research is caused by that circumstance that dynamic development of economy of service led to emergence in it new sector sector of virtual services. In article the questions connected with definition of the concept “virtual service", are considered by detection of their specific features connected with their individualizirovannost and a producing this type of services.

Текст научной работы на тему «Виртуальные услуги в экономике сервиса: понятие, специфические особенности»

Научный вестник ЮИМ №4' 2013

Экономическая политика и хозяйственная практика

УДК

ББК

К

ВИРТУАЛЬНЫЕ УСЛУГИ В ЭКОНОМИКЕ СЕРВИСА: ПОНЯТИЕ, СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

(Рецензирована)

Клочко Елена Николаевна,

доктор экономических наук, профессор кафедры экономики Южного института менеджмента. Тел.: (929) 828 58 96, е-mail: magadan.79@mail.ru

Мешкова Юлия Олеговна,

студентка Южного института менеджмента. Тел.: (861) 233 88 59, e-mail: meshkova@mail.ru

Аннотация. Актуальность настоящего исследования обусловлена тем обстоятельством, что динамичное развитие экономики сервиса привело к возникновению в ней нового сектора - сектора виртуальных услуг. В статье рассмотрены вопросы, связанные с определением понятия «виртуальная услуга», выявлением их специфических особенностей, связанных с их индивидуализированностью и продуцированием данного типа услуг.

Ключевые слова: виртуальные услуги, интеллектуальный капитал, креативный типы мышления, ин-дивидуализированность услуги.

virtual services in service economy: concept, specific features

Klochko Elena Nikolaevna,

doctor of Economic Sciences, associate professor of Economy Department of the Southern Institute of Management, Krasnodar. Ph.: (929) 828 58 96, е-mail: magadan.79@mail.ru

Meshkova Yulia Olegovna,

student of the Southern Institute of Management, Krasnodar.

Ph.: (861) 233 88 59, e-mail: meshkova@mail.ru

Summary. Relevance of the real research is caused by that circumstance that dynamic development of economy of service led to emergence in it new sector - sector of virtual services. In article the questions connected with definition of the concept “virtual service", are considered by detection of their specific features connected with their individual-izirovannost and a producing this type of services.

Keywords: virtual services, intellectual capital, creative thinking types, service individualizirovannost.

Понятие «виртуальная услуга» возникло в экономике совсем недавно. В данной статье будем опираться на определение данного вида услуг, разработанное нами в предыдущих исследованиях.

Виртуальная услуга представляет собой отраженную от материального объекта форму услуги: 1) выступающую экономическим ресурсом, носящим комплексный характер; 2) полностью утратившую вещественную форму; 3) имеющую обширные общественные зоны продуцирования и потребления; 4) включающую общественные, смешанные и частные блага; 5) в процессе предоставления данной

креативной индивидуализированной услуги в режиме «он-лайн» одновременно участвуют поставщик и потребитель; 6) производство и потребление данной услуги могут не совпадать во времени; 7) направленную на удовлетворение информативных потребностей экономических агентов в различных отраслях и сферах деятельности, связанных с развитием бизнес-процессов экономики знаний [2].

Специфичность виртуальных услуг позволяет по целому ряду признаков отнести их к нетипичным, нетрадиционным услугам. Считаем, что основанием для этого являются следующее:

21

Экономическая политика и хозяйственная практика

1. Результат виртуальной экономической деятельности не овеществлен или овеществлен в документах, которые могут быть сохранены на материальных носителях. Овеществленность виртуальных услуг в документальной, машиночитаемой формах, хранящихся в виде бумажных копий и на машиночитаемых носителях (микрофильмах, жестких дисках компьютеров и пр.) делает их пригодными к хранению (в библио-, видео-, аудио-, фильмотеках и архивах) и транспортировке (на носителях или с помощью телекоммуникационных средств связи).

2. В процессе потребления виртуальной услуги заложена возможность ее хранения и транспортировки с помощью электронных средств.

3. Современные средства информационнокоммуникационной связи предоставляют возможность оказания виртуальных услуг без прямого личного контакта потребителя и производителя, т.е. в режиме «он-лайн». Это приводит к высокой степени дифференциации виртуальных услуг, обусловленной персонификацией и индивидуализацией спроса на них, а также появлением новых, нестандартных услуг

4. Высокая скорость оборота капитала в процессе продуцирования и оказания виртуальных услуг дает преимущества бизнесу в этой сфере и выступает следствием короткого производственного цикла.

5. Специфичность организации производства виртуальных услуг состоит в том, что поставщиками данного вида услуг являются в основном малые и средние предприятия различного профиля. Их небольшой размер и высокая мобильность дают широкие возможности для гибкого реагирования на изменения рыночной конъюнктуры, что весьма эффективно в условиях локального рынка.

Специфика виртуальных услуг позволяет отнести их к особому виду общественной деятельности людей, в основе которой преобладает творческий труд личности, которая в различной степени использует овеществленный труд и вспомогательные услуги. Следовательно, основным продуцентом интеллектуально-творческой энергии виртуальных услуг являются специфические активы, состоящие из человеческого и организационного капитала и инновационных нематериальных активов.

Несмотря на то, что виртуальные услуги сохраняют все признаки непроизводственной деятельности, направлены на разнопрофильные объекты обслуживания с целью изменения их состояния или поведения, они отличаются от других услуг рядом дополнительных характеристик, которые вытекают из специфики создания и оказания данного вида услуг.

Обычно основную сферу творческой деятель-

Научный вестник ЮИМ №4' 2013

ности личности (коллектива) связывают со значительным интеллектуальным капиталом и с реализацией этого капитала в виде интеллектуальных продуктов или в виде духовных ценностей. Содержание интеллектуального капитала определяется спецификой его функций:

- наличием и прогрессивным развитием интеллектуальной собственности;

- становлением креативного типа мышления работников и руководителей организации, формирующегося и реализующегося основными моделями воспроизводства в каждой конкретной экономической системе и их совокупности;

- преимущественным формированием в данной системе капитала интеллектуального центра, охватывающего всю совокупность активов организации.

Экономическая сущность интеллектуального капитала организаций и личности отражена в большом количестве работ отечественных и зарубежных авторов. Отметим, что основным источником виртуальных услуг преимущественно являются сферы общественной деятельности с высоким уровнем интеллектуального капитала.

Раскроем содержание предложенного нами определения виртуальной услуги, выделяющегося их из сферы общих услуг.

1. Виртуальную услугу, по нашему мнению, необходимо рассматривать в качестве экономического ресурса. Обычно под экономическим ресурсом понимается «запас» производительных сил, который определяет процесс производства и все последующие звенья воспроизводства - «поток». Вовлечение ресурсов в экономический оборот, их освоение превращают ресурсы в факторы производства, в активный, действующий элемент производительных сил [5].

Отметим, что динамика ресурсов определяет непрерывность общественного воспроизводства. Виртуальная услуга является формой прямого участия науки (креативной деятельности) в производственном процессе в качестве нового фактора производства. На наш взгляд, виртуальные услуги имеют общие черты, сходные с другими экономическими ресурсами, и ряд особенностей, вытекающих из их информационной специфики, что отражается в радикальном характере их действия на рост производительности труда и его эффективность.

Определим особенности виртуальной услуги в качестве информационного экономического ресурса:

- неограниченность виртуальных услуг в качестве информационных экономических ресурсов и неприменимость к ним характеристики «редкость», доступность такого вида услуг любому количеству пользователей;

22

Научный вестник ЮИМ №4' 2013

Экономическая политика и хозяйственная практика

- неисчерпаемость виртуальных услуг и рост их запасов по мере развития общества. Можно сделать вывод, что в процессе использования виртуальная услуга не исчезает, а сохраняется. Отметим, даже ее увеличение, происходящее с помощью локальных особенностей применения и накапливающегося опыта;

- перефразируя Каныгина Ю.М. [1] заметим, что если обращение материальных товаров само по себе богатства народам не прибавляет, то обращение виртуальных услуг само по себе увеличивает ресурсный потенциал общества;

- виртуальные услуги выступают в качестве дополняющего ресурса по отношению к традиционным факторам производства, могут замещать их в значительной степени, сокращая относительные и абсолютные потребности в материальных ресурсах;

- несамостоятельность виртуальной услуги в качестве экономического ресурса, ее неспособность полностью заменить материальные и трудовые ресурсы. Она представляет собой определенный потенциал, проявляющийся только при соединении с другими ресурсами.;

- виртуальная услуга носит комплексный характер, т.е. их продуцирование и распространение требует выполнения вспомогательных работ и сопровождения ряда материальных компонентов. Эти овеществленные затраты осуществляют или до оказания виртуальных услуг, или после - в процессе их реализации.

Таким образом, виртуальным услугам предопределена ведущая роль в качестве креативных услуг в развитии экономики знаний. Необходимо констатировать, что активное воздействие виртуальных услуг на объекты обслуживания проявляется с разной степенью инерции в разных временных интервалах, т.к. последствия виртуальных услуг могут проявляться как в форме первичного конкретного воздействия на экономических агентов через сравнительно небольшой промежуток времени, так и в виде негативных или позитивных исторических последствий, вызванных процессом продуцирования виртуальной услуги.

2. Виртуальная услуга полностью утратила свое вещественное содержание и может выступать: 1) в качестве конкретной интеллектуальной трудовой деятельности, 2) в качестве товара в случае ее рыночной означенности и 3) в качестве оплаченной работы в случае ее мгновенной коммерциализации.

3. Обширные общественные зоны продуцирования и потребления виртуальных услуг, связаны с информатизацией всех бизнес-процессов, преобладающих в таких сферах, как бизнес, наука, здравоохранение, высшее профессиональное образование, финансовая деятельность и др. Информа-

тизация бизнес-процессов имеет ряд особенностей: информация воздействует на эффективность производства без физического увеличения традиционных ресурсов; информация действует на субъективный фактор производства - человека, его характер и способности; информация ускоряет процесс воспроизводства за счет уменьшения периодов производства и обращения [3].

Считаем, что виртуальная услуга невещественна и неопределенна по форме и конечному содержанию. Ее индивидуализированность может приводить к поливариантному многоплановому характеру ее создания, оказания и доведения до конечного потребителя.

Необходимо отметить различную степень востребованности виртуальных услуг на современном рынке, что вызвано следующим условием: товары и услуги, произведенные вне платежеспособного спроса, являются невостребованными обществом. Следовательно, ряд актуальных для общественной системы виртуальных услуг не трансформируются в платежеспособный спрос современных рынков. К числу таких услуг можно отнести перспективные для общества научные исследования с долговременным сроком окупаемости, превышающим критический срок выгодности рыночных капиталовложений. В качестве единственного заказчика и покупателя подобных виртуальных услуг может выступать общество, профинансировавшее свое будущее. Таким образом, оценка потребительной стоимости виртуальных услуг и их востребованности могут со временем изменяться.

4. Считаем необходимым, определять виртуальную услугу в качестве информационного блага производственного назначения, которое опосредованно удовлетворяет человеческие потребности, участвуя в процессе производства и оказывая влияние на его результат, тем самым, превращаясь в фактор производства.

Информация и знания, лежащие в основе виртуальной услуги, имеют значение общественных благ, которые обладают особыми чертами:

- лишены признаков обычных рыночных товаров;

- обладают свойствами неисключаемости как объектов собственности и неконкурентоспособности;

- выступают результатом специфического социального труда и имеют специфические социальные издержки.

Перечисленные признаки позволяют говорить о них как об объектах общественной собственности, которая рассматривается в рамках экономики общественного сектора.

Необходимо отметить, что агенты, объединен-

23

Экономическая политика и хозяйственная практика

ные в виртуальные сети, в некотором смысле координируют свои действия и свой экономический выбор, но каждый из них при этом остается самостоятельным субъектом отношений, принимающим решения и характеризующимся собственным экономическим поведением, которое может быть более или менее рациональным и более или менее успешным.

Благодаря тому, что информационные блага легко тиражируются (издержки копирования информации намного меньше издержек ее первоначального создания), можно утверждать, что чем шире распространено благо, тем ниже себестоимость каждого его экземпляра и вместе с тем выше его ценность для пользователей.

Как отмечает Нижегородцев Р.М. [4], экономические основы эпохи информационных технологий построены на том, что ценность информационных продуктов вытекает из их множественности. Распространение информационных технологий приносит огромный положительный внешний эффект для пользователей, которые начали раньше использовать их.

С другой стороны, можно говорить, что виртуальная услуга является частным благом, т.к. одна и та же информация может потребляться разными агентами одновременно и в полном объеме. И только от экономического агента будет зависеть, как он ею распорядиться.

Одной из особенностей большинства видов виртуальных платных услуг является то, что они не только не истощают интеллектуально-творческий потенциал экономического агента, оказавшего их, но и приумножают его за счет информационного обмена между продуцентами этих услуг и углубления знаний об объектах обслуживания. Последние часто сохраняют право собственности на все виды ноу-хау, запрещающие тиражирование и распространение полученных виртуальных услуг.

5. Характерным моментом в процессе предоставления виртуальной креативной индивидуализированной услуги является то, что в режиме «он-лайн» одновременно участвуют поставщик и потребитель. Введение заказчика в систему предоставления виртуальной услуги позволяет ему отслеживать работу организации в режиме реального времени и координировать все действия: начиная от правки проекта услуги до ее оказания. Без интерактивного контакта виртуальная услуга не может быть эффективно использована или потреблена.

Потребителя в таком случае необходимо рассматривать в качестве активного участника процесса продуцирования необходимой ему стоимости, на которую будет влиять не величина производственных активов организации, а его внутренняя

Научный вестник ЮИМ №4' 2013

способность отреагировать на клиентский запрос. В данном случае организация сначала продает услугу, а лишь затем ее оказывает. Потребительная стоимость виртуальных услуг не всегда имеет денежную оценку, поэтому и эффект от их использования слабо сопоставим с проведенными и измеренными затратами на их осуществление. Данный эффект будет зависеть от ряда факторов: содержания этих услуг, последствий их освоения на объектах обслуживания.

Функциональные свойства виртуальных услуг, которые составляют основу их потребительной стоимости или вообще не поддаются структуризации и формализации или этот процесс сопровождается значительными трудностями. Следовательно, высокий уровень неформальной структуры во всех виртуальных услугах приводит к трудностям в прогнозах спроса на эти услуги.

В качестве инициаторов создания виртуальных услуг могут выступать:

- заказчики и пользователи этих услуг, которые в режиме он-лайн формулируют свои требования качеству этих услуг и имеют возможность корректировать при необходимости их функциональные свойства и параметры;

- сами продуценты виртуальных услуг (физические и юридические лица), внутренний интеллектуальный потенциал, которых ищет выход в самостоятельном генерировании новых идей, без которых они просто не могут существовать. Степень востребованности этих самопроизвольных видов виртуальных услуг может быть определена рыночной экономикой весьма неоднозначно.

6. Производство и потребление данной услуги могут не совпадать во времени, что вызвано интеллектуальным характером исследуемой услуги.

7. Основная специфика виртуальной услуги состоит в ее информационно-коммуникационной составляющей. Виртуальная услуга направлена на удовлетворение информативных потребностей экономики знаний. Введем понятие «информативная потребность», под которой будем понимать потребность в получении и переработке информации определенной направленности в необходимые потребителю неосязаемые средства производства -специализированные знания.

Проведенное нами исследование позволило выделить ряд специфических характеристик виртуальных услуг:

- не являются частью информационных услуг, т.к. возникают в результате проникновения сетевой экономики в мир услуг (понятие «виртуальная услуга» является более широким, чем понятие «информационная услуга» - можно сказать, что последнее входит в состав первого);

24

Научный вестник ЮИМ №4' 2013

Экономическая политика и хозяйственная практика

- являются отраженным продуктом человеческой деятельности;

- носят интеллектуальный характер (когнитивная природа), что позволяет говорить о высокой доле добавленной стоимости исследуемых услуг, основная часть которых произведена с помощью высококвалифицированного персонала;

- адресны неоднородны;

- неотделимы от производителя, причем заказчик выступает в роли сопроизводителя услуги, т.е. как минимум ее «оболочки» или даже всей услуги целиком, если последняя полностью является индивидуализированной;

- изменчивы по оценкам различных групп потребителей;

- присутствует возможность удаленного доступа к услуге и наличие сетевых контактов между участниками процесса ее оказания [6];

- облегчение доступа потребителя к информации и расширение возможностей ее выбора;

- расплывчаты и ориентированы на заказчиков и анонимных пользователей.

ИСТОЧНИКИ:

1. Каныгин Ю.М. Основы когнитивного обществознания (Информационная теория социальных систем) / Укр. Акад. информатики. - Киев, 1993. -236 с.

2. Клочко Е.Н. Сектор виртуальных услуг в современной экономике сервиса: функциональное содержание, принципы управления, социальная инфраструктура. Монография. - Краснодар: издательство Южного института менеджмента, 2012.

3. Корабейников И.Н., Корабейникова О.А. Теоретическое обоснование некоторых особенностей постиндустриального развития экономики // Журнал экономической теории. - 2009. - №3. - С. 222-225.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Нижегородцев Р.М. Кластерно-сетевые эффекты и институциональные фильтры в современной экономике знаний // Управленец. 2010. № 7-8. - С. 46-52.

5. Ставцева Т.Н. Место и роль информационных ресурсов в современной экономике // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2010. - № 3-1. - С. 38.

6. Хашева З.М. Управление ключевыми компетенциями участников межорганизационных сетей // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. - 2012. - №1. - С. 322329.

25

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.