Научная статья на тему 'ОПРЕДЕЛЕНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ КОМФОРТАБЕЛЬНОЙ И БЕЗОПАСНОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДОУ'

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ КОМФОРТАБЕЛЬНОЙ И БЕЗОПАСНОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДОУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
74
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ КОМФОРТАБЕЛЬНОЙ И БЕЗОПАСНОСТИ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДОУ / ТЕСТ ТРЕВОЖНОСТИ (Р. ТЭММПЛ / В. АМЕН / М. ДОРКИ) / ОПРОСНИК РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ (ОРО) (А.Я. ВАРГА / В.В. СТОЛИН) / МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ УРОВНЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ЛИЧНОСТИ В.В. БОЙКО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ситникова Е.Ю.

В статье рассмотрены практические аспекты сформированности комфортабельной безопасной развивающей среды в ДОУ, а также выделены направления работы педагога-психолога по обеспечению психологической безопасности образовательной среды с целью формирования духовно-нравственных ценностей и компетентности по сохранению духовно-морального и психического здоровья дошкольников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ситникова Е.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОПРЕДЕЛЕНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ КОМФОРТАБЕЛЬНОЙ И БЕЗОПАСНОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДОУ»

Е.Ю. Ситникова

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ КОМФОРТАБЕЛЬНОЙ И БЕЗОПАСНОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДОУ

В статье рассмотрены практические аспекты сформированно-сти комфортабельной безопасной развивающей среды в ДОУ, а также выделены направления работы педагога-психолога по обеспечению психологической безопасности образовательной среды с целью формирования духовно-нравственных ценностей и компетентности по сохранению духовно-морального и психического здоровья дошкольников.

Ключевые слова: психологическая безопасность образовательной среды; психологическое здоровье; методики исследования комфортабельной и безопасности развивающей среды в ДОУ; тест тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки); опросник родительского отношения (ОРО) (А.Я. Варга, В.В. Столин); методика диагностики уровня эмоционального выгорания личности В.В. Бойко.

Среди многих факторов, обеспечивающих оптимальный уровень психического и физического развития ребенка, является рациональный режим деятельности образовательного учреждения. Основным принципом правильной организации режима дня учреждения является его соответствие возрастным психофизическим особенностям дошкольника. Он обусловливается удовлетворением потребностей организма в пище, активной деятельности, сне, отдыхе, движениях, поэтому режим дня для детей разного возраста в дошкольном учреждении установлен согласно их возрастным особенностям.

Исследование проводилось в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детский сад №22 «Сказка».

Учреждение работает в режиме пятидневной рабочей недели с 07.00 до 19.00. Продолжительность непрерывной образовательной деятельности от 10 до 30 минут, в зависимости от возраста воспитанников. Учебный год, согласно календарного образовательного графика на 2019-2020 учебный год, начинался с 1 сентября по 31 мая, продолжительность учебного периода составлял 36 недель 2 дня, летний период - 13 недель, с 1 июня по 31 августа. Ежедневное количество учебных занятий определялось расписанием непрерывной образовательной деятельности в соответствии с нормами СП 2.4.3648-20. Учебный план разработан на основе основной образовательной программы дошкольного образования, определяет объем учебного времени, отводимого на проведение непосредственно образовательной деятельности. В свою очередь, учебный план подразделяется на две части: - обязательная (объем обязательной части программы составляет не менее 60% от ее общего объема) - часть, формируемая участниками образовательных отношений (объем данной части программы составляет не более 40% от ее общего объема). Обязательная часть включает образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. В части, формируемой участниками образовательных отношений, представлены методики, формы организации образовательной работы, которые показывает специфику работы на дошкольном отделении. Формируемая часть программы реализуется по следующим направлениям: - духовно-нравственное развитие; - речевое развитие; - познавательное развитие; - техническое развитие; - методика последовательного воспитания и развития (для детей 1,5-3 лет). В 2020-2021 учебном году организация образовательного процесса в учреждении была направлена на обеспечение полноценного развития личности детей во всех пяти образовательных областях, а именно: в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.

Применялись следующие методики исследования (рис. 1.).

© Ситникова Е.Ю., 2021.

Научный руководитель: Котлярова Татьяна Сергеевна - кандидат педагогических наук, доцент, Омская гуманитарная академия (ЧУОО ВО «ОмГа»), Россия.

Рис. 1. Методики исследования комфортабельной и безопасности развивающей среды в ДОУ

В нашем исследовании приняли участие 15 воспитанников (возраст от 5 до 6 лет) группы из 8 мальчиков и 7 девочек. В группе есть воспитанники, которые не проявляют на занятиях высокую активность. Дошкольники групп старшего дошкольного возраста в полной мере владеют навыками самообслуживания, а также умеют помогать друг другу. По темпераменту дети разные: 3 мальчика и 2 девочки - холерики (повышенная возбудимость, недостаток самообладания, несдержанность, крикливость, вспыльчивость, нетерпеливость). Стеснение и робость перед чужим человеком испытывают 2 девочки и 1 мальчик. 3 мальчика и 1 девочка - меланхолики (ранимость, пассивность, заторможенность, неуверенность в себе). 1 мальчик и 2 девочки - сангвиники (подвижность, общительность, работоспособность).

В исследовании принимали участие 12 родителей, 8 матерей и 4 отцов. На родительские собрания приходят в основном мамы. Неблагополучных семей не выявлено. А также 4 педагога дошкольного учреждения, с различным педагогическим стажем. Диагностика воспитанников проводилась по методике «Тест тревожности» (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки).

Каждый ответ ребенка проанализирован отдельно. Нормальным уровнем тревожности обладают 9 воспитанников, средним - 5 воспитанников, высоким уровнем обладает 1 испытуемый. Особенно высоким проективным значением обладают «Одевание», «Укладывание спать в одиночестве», «Еда в одиночестве». Дети, делающие в этих ситуациях отрицательный эмоциональный выбор, обладают высоким ИТ.

Испытуемые, делающие отрицательные эмоциональные выборы в ситуациях, изображенных на рисунке 2 «Ребенок и мать с младенцем», 7 «Умывание», 9 «Игнорирование» и 11 «Собирание игрушек», обладать средним ИТ.

Наибольший уровень тревожности проявляется в ситуациях, моделирующих отношения ребенок-ребенок «Игра с младшими детьми», «Объект агрессии», «Игра со старшими детьми», «Агрессивное нападение», «Изоляция»). Значительно ниже уровень тревожности в рисунках, моделирующих отношения ребенок - взрослый «Ребенок и мать с младенцем», «Выговор», «Игнорирование», «Ребенок с родителями», и в ситуациях, моделирующих повседневные действия «Одевание», «Укладывание спать в одиночестве», «Умывание», «Собирание игрушек», «Еда в одиночестве». Уровни тревожности дошкольников представлены на рисунке 2.

Ш Высокий уровень

М СреднмСг уровень

Нормальный уровень

VT

Рис. 2. Результаты диагностики уровня тревожности дошкольников

Что касается отношений родителей и администрации дошкольного образовательного учреждения по задачам создания развивающей среды, то опрошенные нами воспитатели, которые выступали в роли профессионалов, отметили, что за то время, которое они трудятся в дошкольных учреждениях, родители (опекуны) значительно поменялись. Специалисты заметили, что современные родители (опекуны) меньше интересуются успехами и бедами детей, тем, что дети делают без них в дошкольных учебных заведениях. Педагоги обоснуют такое поведение родителей «чрезмерными требованиями, ускоренным ритмом прогрессивной жизни, потребностью обеспечивать (содержать) семью». Результаты изучения родительского отношения дошкольников (методика ОРО), представлена на рисунке 3.

100 90 SO 70 60 SO АО 30 20 10 о

РО

Рис. 3. Результаты диагностики родительского отношения по методике ОРО

Наиболее сильно выражен показатель «маленький неудачник» (70,05), отражающий особенности восприятия и понимания детей родителями. При таких высоких значениях этого показателя в родительских отношениях к детям.

Имеются стремления инфантилизировать детей, приписывая им социальную и личностную несостоятельность. Родители видят детей младшими по сравнению с реальным возрастом. Мысли, чувства, интересы, увлечения детей кажутся родителям несерьезными. Дети представляются им неуспешными, открытыми для дурных влияний, не приспособленными к жизненным трудностям. Родители не испытывают доверие к своим детям, досадуют на их неумелость и неуспешность. Поэтому родители стремятся оградить детей от жизненных трудностей и строго контролируют их действия. По показателю «принятие-отвержение» цифры более смещены в сторону отвержения. Показатель отражает интегральное эмоциональное отношение к ребенку. Это означает, что родители не до конца уважительно относятся к индивидуальности

своих детей, не во всем симпатизируют им. Родители мало времени уделяют детям, одобряют не все их занятия и планы. Бывает, родители воспринимают своего ребенка неприспособленным, неудачливым, плохим; им иногда кажется, что дети не смогут добиться жизненного успеха из-за того, что у них низкие способности, небольшой ум, дурные наклонности. Случается, что родители испытывают к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду; они не уважают собственных детей и не доверяют им. Показатель «авторитарная социализация» немного выше среднего (53,64). Он отражает форму и направление контроля за поведением ребенка. В родительском отношении проявляется авторитаризм. Родители требуют от детей беспрекословного послушания и строгой дисциплины. Они стремятся навязать ребенку свою волю, не желают принять его точку зрения. За проявление своеволия ребенок получает наказание. Родители внимательно отслеживают общественные достижения ребенка, следят за его мыслями, чувствами, индивидуальными особенностями, привычками. Слабее всего выражен показатель «кооперации» (12,13), который отражает социально желательный образ родительского отношения. Содержание этого показателя: родители мало интересуются делами и планами детей, не стремятся им помогать, не особенно сочувствуют им. Воспитателю ДОУ приходится каждый день тратить собственную эмоциональную энергию, подкрепляя всевозможные нюансы общения: четко выслушивать воспитанников и их родителей, сопереживать, соболезновать, сочувствовать, усиленно запоминать и использовать информацию, ускоренно принимать решения. С нарастанием количества детей в группе возрастает и психоэмоциональная нагрузка на воспитателя, что отрицательно воздействует на воспитателя, на детях и их отношениях. Появление «эмоционального выгорания» случается поэтапно. По итогам диагностики возможно квалифицировать сформированность фаз предоставленного синдрома и доминирующие признаки.

Таким образом, с целью формирования духовно-нравственных ценностей и, соответственно, компетентности по сохранению духовно-морального и психического здоровья необходимо больше привлекать дошкольников к искусству (музыка, живопись, лепка, театр и др.). Арт-терапия стимулирует потребность в выражении своих чувств, в коммуникациях с другими людьми, стремление к самопознанию и исследованию окружающего мира. Применяя арт-терапию в процессе формирования развивающей среды ДОУ, мы используем театральное искусство, как наиболее результативное и доступное для организации этой деятельности в учебном учреждении дошкольного типа. Доказано, что в дошкольном возрасте театрализованная деятельность - это одно из наиболее эффективных педагогических средств воздействия на личностное развитие ребенка. В то же время, театрализованная деятельность является специфическим видом активности детей, одним из самых любимых видов детского творчества. В театрализованной деятельности реализуются потребности ребенка в познании себя через воссоздание различных образов, в самовыражении и общении.

Библиографический список

1. Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении: практическое руководство / Под ред. И.А. Баевой. - СПб.: Речь, 2016. - 172 с.

2.Формирование психологически безопасной образовательной среды: диагностический инструментарий, программы и технологии. Методические рекомендации для педагогов-психологов / авт.-сост.: Е.В. Мазурова. - Барнаул: КГБУ «Алтайский краевой центр психолого-педагогической и медико-социальной помощи», 2019. - 72 с.

З.Чиркина С.Е. Основы формирования психологически безопасной образовательной среды: учебно-методическое пособие / С.Е. Чиркина, Р.А. Ахмеров, К.С. Бажин, Е.В. Царева. Казань: Издательство «Бриг», 2015. - 136 с.

СИТНИКОВА ЕЛЕНА ЮРЬЕВНА - студентка, Омская гуманитарная академия (ЧУОО ВО «ОмГа»), Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.