Научная статья на тему 'Определение перспективных целей и ключевых задач инвестиционно-инновационной стратегии управления туристическим бизнесом'

Определение перспективных целей и ключевых задач инвестиционно-инновационной стратегии управления туристическим бизнесом Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
80
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Определение перспективных целей и ключевых задач инвестиционно-инновационной стратегии управления туристическим бизнесом»

малого предпринимательства, реализуемых с целью содействия инновационному развитию экономики мегаполиса, предпринимательской инновационной инфраструктуры города, административных округов и районов;

- формирование и обеспечение финансированием системы мер, позволяющих ускорить темпы инновационного развития малого предпринимательства мегаполиса и обеспечивающих поддержку и содействие разработке, адаптации и внедрению современной техники, технологий, материалов, использованию передового научно

- технического опыта малыми предприятиями города, взаимодействию промышленности, науки и малого бизнеса в инновационной сфере;

- создание необходимых условий для проведения фундаментальных и поисковых исследований, выполняемых субъектами малого предпринимательства, творческими коллективами и отдельными исследователями, работ, реализуемых субъектами малого предпринимательства в рамках государственных и региональных научно - технических программ, а также внедрения, использования и патентования их результатов;

- обеспечение соотношения и взаимосвязи всех разделов и проектов программы с элементами городской системы поддержки и развития малого бизнеса, создание равных прав и возможностей получения государственной поддержки и доступа к городским заказам для всех субъектов малого предпринимательства инновационной сферы, обеспечение доступа к информации о содержании мер государственной поддержки.

Проведенные аналитические исследования показывают, что реализация подобных программ направлена на:

- обеспечение перехода к инновационному пути развития города на основе избранных приоритетов;

- развитие малого инновационного предпринимательства в сферах материального производства и высоких технологий, создания интеллектуальных продуктов и услуг;

- содействие инновационной деятельности и обеспечение устойчивого функционирования малых инновационных предприятий как одного из важных факторов расширения экономических перспектив мегаполиса и стабилизации социальных процессов;

- совершенствование управления и координации инновационной деятельности с целью улучшения количественных и качественных параметров работы малых инновационных предприятий мегаполиса (обеспечение конкурентоспособности, импортозамещения, стабильности развития, финансово-экономическая эффективность, консолидации усилий, достижения синергетического эффекта, оптимизации инфраструктуры, устойчивого развития);

- развитие единой инновационной системы по приоритетным с точки зрения рыночной экономики направлениям научно-технического развития;

- адаптацию широких слоев инновационно активного населения города к особенностям современной экономики.

Реализация указанных задач позволит достичь следующих результатов:

- создание дополнительных рабочих мест в сфере малого инновационного предпринимательства;

- создание условий для устойчивого развития экономики малого инновационного предпринимательства мегаполиса, расширения финансовой базы формирования городского бюджета, повышения уровня занятости и качества жизни населения;

- рост интеллектуального потенциала города, развития частной инициативы;

- содействие обеспечению экономической, технологической и информационной безопасности города;

- поддержание статуса мегаполиса как центра промышленности, науки и высоких технологий;

- снижение затрат на содержание и обслуживание городского хозяйства за счет применения наукоемких (в том числе импортозамещающих) разработок и технологий;

- обеспечение в приоритетном порядке подготовки кадров для малого инновационного бизнеса по специальностям, связанным с высокими технологиями, планированием и проведением научных исследований и испытаний, бизнес-планированием, инвестиционным анализом, оценкой интеллектуальной собственности, патентоведением, управлением инновациями, стандартизацией и сертификацией товаров и услуг.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕРСПЕКТИВНЫХ ЦЕЛЕЙ И КЛЮЧЕВЫХ ЗАДАЧ ИНВЕСТИЦИОННО-ИННОВАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ УПРАВЛЕНИЯ ТУРИСТИЧЕСКИМ БИЗНЕСОМ

А.В. Игнатьев, к.э.н.

В начале XXI в. туризм приобрел по-настоящему глобальные масштабы. Туристские услуги стали самым «продаваемым» в мире продуктом, оставив позади себя важнейшие товары, определявшие до последнего времени структуру международной торговли. Туристская деятельность получила распространение практически во всех странах мира, за исключением лишь тех, которые охвачены военными конфликтами. Индустрия туризма и смежные отрасли (так называемый туристский сектор) дают работу все большему количеству людей, и для все большего числа жителей планеты туристские поездки и путешествия становятся основным видом проведения отдыха. Для многих государств, в том числе тех, которые входят в категорию мировых лидеров, туризм является важнейшим направлением экономического развития и главным источником финансовых доходов.

Мировая тенденция глобализации туризма пока ещё в меньшей степени коснулась России, но необходимость отстаивания российских коммерческих интересов на мировом рынке туризма диктует нам необходимость выработки стратегии интеграции в этот огромный и очень доходный сегмент мирового рынка услуг. Таким образом, российский туризм стоит на пороге коренных преобразований и те туристические компании, которые не только осознают одними из первых, но и своевременно подготовятся к стратегической интеграции в глобальную туристическую систему, получат возможность максимально выгодно использовать сложившуюся ситуацию в своих коммерческих интересах.

Таким образом, туризм должен стать одной из опорных отраслей национального экономического развития, отвечая, таким образом, вызовам глобализации. Это объективная необходимость, обусловленная особенностями экономического мироустройства и пробле-

мами адаптации к ним хозяйственной системы России, а, значит, — соответствующей трансформации национальной экономики.

Безусловно, конкурентоспособность на мировом рынке туристических услуг может быть обеспечена только при наличии внедрения отечественными компаниями инноваций, которые в большинстве случаев сопряжены с крупными инвестиционными вложениями. В этой связи формирование инвестиционно-инновационной стратегии управления туристическим бизнесом в эпоху глобализации представляется весьма актуальной задачей.

При рассмотрении вопросов формирования концепции управления инвестиционно-инновационной деятельностью в туристическом бизнесе в эпоху глобализации на первом этапе решался вопрос определения перспективных целей и ключевых задач инвестиционно-инновационной стратегии управления туристическим бизнесом. Для определения стратегических целей и задач управления туристическим бизнесом были выявлены основные принципы управления, отражающие общие закономерности для различных туристических компаний. К этим принципам в современных условиях глобализации экономики относятся.

1. Принцип международной конкурентоспособности, означающий, что в условиях глобализации экономики туристические компании для обеспечения стратегических возможностей осуществления своей деятельности должны ориентироваться на мировой уровень туристических услуг.

2. Принцип новых задач означает, что в условиях ускорения отраслевых производственных циклов стратегически система управления туристическим бизнесом должны обеспечивать решение качественно новых задач на последующих этапах развития, а не меха-

ническое повторение традиционных услуг. На практике это приводит к необходимости ориентироваться на инвестиционно-инновационный путь развития с применением метода маршрутных карт.

3. Принцип системного подхода и комплексности задач. Проектирование систем стратегического управления инвестиционноинновационной деятельностью в туристическом бизнесе должно основываться на системном анализе как объектов инноваций, так и процессов инвестирования при управлении ими. Это означает необходимость определения целей и критериев эффективности функционирования системы стратегического управления, анализа структуры процесса управления, вскрывающего весь комплекс вопросов, которые необходимо решить для того, чтобы проектируемая система наилучшим образом соответствовала установленным целям и критериям. При этом большинство процессов управления инвестиционно-инновационной деятельностью взаимосвязаны и поэтому не могут быть сведены к простому независимому набору отдельных задач.

4. Принцип реинжиниринга. Этот принцип означает непрерывное развитие туристической компании как системы. При этом основные идеи построения, структура и конкретные решения системы управления должны позволять относительно просто настраивать туристическую компанию на решение задач, возникающих уже в процессе предоставления комплекса услуг, в результате подключения новых направлений деятельности, расширения и модернизации уже предоставляемых услуг, их информационного обеспечения и т.д.

5. Принцип единства и актуализации информационной базы означает, что в системе стратегического управления должна накапливаться и постоянно обновляться информация о спросе и предложении туристических услуг, необходимая для решения не какой-то одной или нескольких задач, а всей совокупности задач управления туристической компанией.

6. Принцип согласования пропускной способности различных звеньев системы. Скорость предоставления услуг в различных звеньях туристической компании должна быть согласована таким образом, чтобы избежать «узких мест»: перегрузок звеньев системы или существенных простоев звеньев, приводящих к неэффективному их использованию в туристическом комплексе.

7. Принцип рационального сочетания унификации и экслюзив-ности услуг. Разрабатывая систему управления инвестиционно-инновационной деятельностью необходимо стремиться к тому, чтобы предлагаемые решения подходили, возможно, более широкому спектру задач организации. Необходимо в каждом случае определять разумную степень унификации, при которой стремление к широкому охвату систем управления не приведёт к существенному усложнению типовых решений, но при этом сохраниться исключительность (эксклюзивность) предоставляемых услуг.

Исходя из выделенных принципов, были определены перспективные цели и ключевые задачи реализации инвестиционно-инновационной стратегии управления туристическим бизнесом (табл.1).

Таблица 1

Принципы, цели и задачи реализации инвестиционно-инновационной стратегии управления туристическим бизнесом

Принципы

1. Принцип международ ной

конкурентос

пособности

2. Принцип новых задач

3. Принцип системного подхода и комплексное ти задач

4. Принцип реинжинири нга

5. Принцип единства и актуализаци и

информацию иной базы

6. Принцип согласовани я

пропускной

способности

различных

звеньев

системы

7. Принцип рационально го сочетания унификации и

эксклюзивно сти услуг

Перспективные цели

1. Обеспечение долгосрочной

стабильной прибыльности в деятельности туристической фирмы путем рациональной и гибкой к изменяющимся условиям мировой конъюнктуры туристических услуг

организации инвестиционноинновационной деятельности, включая: управление

производством и развитие технико-технологической базы за счет минимизации затрат и максимизации доходов от реализации туристических услуг.

2. Эффективное использование

партнерского потенциала

туристических компаний при повышении творческой

активности и лояльности каждого участника

туристического бизнеса.

3. Создание за счет прибыли

гарантий дальнейшему

функционированию туристической фирмы, через различные резервные фонды позволяющие ограничивать и преодолевать риски, связанные с реализацией услуг па рынке.

4. Определение рационального

сочетания централизации и децентрализации управления при предоставлении менеджерам определенной степени свободы и самостоятельности в

хозяйственной деятельности в целях быстрого реагирования и адаптации к изменяющимся условиям и преодолению рисков

Ключевые задачи

1. Организация производства услуг с

учетом международного уровня запросов потребителей на основе комплекса имеющихся инвестиционно-

инновационных ресурсов и обеспечение рентабельности деятельности

туристической компании и ее стабильного положения на рынке.

2. Разработка стратегии инвестиционноинновационной деятельности

туристической компании

3. Ранжирование целей инвестиционноинновационного развития туристической компании для определения очередности их решения

4. Выработка системы мероприятий для

достижения намеченных целей на долгосрочные временные периоды с учетом прогнозов глобальной трансформации социально-

экономического развития

5. Определение необходимых

инновационных и инвестиционных ресурсов и источников их обеспечения для предоставления туристических услуг мировой конкурентоспособности

6. Создание систем контроля выполнения поставленных задач и их корректировки в соответствии с динамикой мировой рыночной конъюнктуры

7. Стимулирование работы сотрудников туристической фирмы путем создания для них лучших условий труда, достижения ими высокой квалификации, подчеркивающей эксклюзивность услуг, и установления конкурентоспособной заработной платы

8. Постоянный контроль эффективности деятельности туристической компании и координация работы всех подразделений фирмы и партнеров

9. Постоянный поиск и освоение новых

рынков_________________________________

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.