Научная статья на тему 'Принципы, цели и задачи реализации инновационной стратегии управления туристическим бизнесом'

Принципы, цели и задачи реализации инновационной стратегии управления туристическим бизнесом Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
120
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / СТРАТЕГИЯ / УПРАВЛЕНИЕ / ИННОВАЦИИ / БИЗНЕС / ПРИНЦИПЫ / ЦЕЛИ / ЗАДАЧИ / МЕТОДОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Игнатьев А.В.

В статье рассматриваются принципы, цели, задачи и методологические основы формирования инновационной стратегии управления туристическим бизнесом в эпоху глобализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Принципы, цели и задачи реализации инновационной стратегии управления туристическим бизнесом»

Экономическое развитие личности Игнатьев A.B.

Принципы, цели и задачи реализации инновационной стратегии управления туристическим бизнесом

До сих пор остается открытым вопрос: какие сферы национального хозяйства могут сыграть роль эффективного амортизатора для отечественной экономики в целях устранения наиболее серьезных негативных последствий глобализации, обладая при этом достаточно высоким уровнем внутренней рентабельности и необходимой емкостью для потенциальной аккумуляции больших объемов свободной рабочей силы?

Нам представляется, что ответ лежит на поверхности: одной из важнейших стабилизирующих сфер национальной экономики должен стать туристический бизнес. С одной стороны, он обладает достаточно высокой рентабельностью. С другой - позволяет организовать большое число рабочих мест. Особенно важно то, что Россия со своей огромной территорией имеет уникальные возможности для формирования значительных внутренних и внешних туристических потоков. При этом уникальность многих территорий делает их исключительно конкурентоспособными туристическими объектами, не имеющими международных аналогов.

Однако для того, чтобы воспользоваться возможностью сделать туристический бизнес одной из базовых отраслей национальной экономики, необходимо выработать общие принципы управления занятыми в нем предприятиями, адекватно отражающие условия функционирования туристических компаний в условиях глобализации экономики. По нашему мнению, к ним следует отнести следующие общие принципы.

1) Принцип международной конкурентоспособности, означающий, что в условиях глобализации экономики туристические компании для обеспечения стратегических возможностей осуществления своей деятельности должны ориентироваться на мировой уровень туристических услуг.

2) Принцип новых задач означает, что в условиях ускорения отраслевых производственных циклов система управления туристическим бизнесом стратегически должна обеспечивать решение качественно новых задач на последующих этапах развития, а не механическое повторение традиционных услуг. На практике это приводит к необходимости ориентироваться на инновационный путь развития.

3) Принцип системного подхода и комплексности задач. Проектирование систем стратегического управления инновационной деятельностью в туристическом бизнесе должно основываться на системном анализе как объектов инноваций, так и процессов инвестирования при управлении ими. Это означает необходимость определения целей и критериев эффективности функционирования

системы стратегического управления, анализа структуры процесса управления, вскрывающего весь комплекс проблем, которые необходимо решить для того, чтобы проектируемая система наилучшим образом соответствовала установленным целям и критериям. При этом большинство процессов управления инновационной деятельностью взаимосвязаны и поэтому не могут быть сведены к простому независимому набору отдельных задач.

4) Принцип реинжиниринга. Этот принцип означает непрерывное развитие туристической компании как системы. При этом основные идеи построения, структура и конкретные решения системы управления должны позволять относительно просто настраивать туристическую компанию на решение задач, возникающих уже в процессе предоставления комплекса услуг, за счет подключения новых направлений деятельности, расширения и модернизации уже предоставляемых услуг, их информационного обеспечения и т.д.

5) Принцип единства и актуализации информационной базы означает, что в системе стратегического управления должна накапливаться и постоянно обновляться информация о спросе и предложении туристических услуг, необходимая для решения не какой-то одной или нескольких задач, а всей совокупности задач управления туристической компанией.

6) Принцип согласования пропускной способности различных звеньев системы. Скорость предоставления услуг в различных звеньях туристической компании должна быть согласована таким образом, чтобы избежать «узких мест»: перегрузок звеньев системы или существенных простоев звеньев, приводящих к неэффективному их использованию в туристическом комплексе.

7) Принцип рационального сочетания унификации и эксклюзивности услуг. Разрабатывая систему управления инновационной деятельностью необходимо стремиться к тому, чтобы предлагаемые подходы подходили для решения как можно более широкого спектра задач организации. Однако в каждом случае необходимо определять разумную степень унификации, при которой стремление к широкому охвату систем управления не приведёт к существенному усложнению типовых решений, но при этом сохранится исключительность (эксклюзивность) предоставляемых услуг.

Исходя из выделенных принципов, можно выделить следующие перспективные цели и ключевые задачи реализации инновационной стратегии управления туристическим бизнесом (табл.1).

Важно отметить, что представленные в таблице 1 принципы, цели и задачи реализации инновационной стратегии развития туристической компании не имеют однозначного соответствия друг другу и должны рассматриваться в едином комплексе, в соответствии с присущими им взаимосвязями.

Обеспечение долгосрочной стабильной прибыльности в деятельности туристической фирмы должно осуществляться путем рационального и гибкого приспособления инновационной деятельности к изменяющимся условиям мировой конъюнктуры туристических услуг. Управление производством и развитие технико-технологической базы должно быть направлено на

минимизацию затрат и максимизацию доходов от реализации туристических услуг.

Эффективное использование партнерского потенциала туристических компаний должно обеспечиваться за счет повышения творческой активности и лояльности каждого участника туристического бизнеса.

Для эффективного управления рисками, неизбежными при осуществлении инноваций, необходимо создание за счет прибыли гарантий дальнейшего функционирования туристической фирмы путем создания резервных фондов, позволяющих ограничивать и преодолевать риски, связанные с реализацией услуг на рынке.

Таблица 1

Принципы, цели и задачи реализации инновационной стратегии управления туристическим бизнесом

Принципы Перспективные цели Ключевые задачи

1. Принцип 1. Обеспечение 1. Международный уровень

международной долгосрочной сервиса.

конкурентоспособности стабильной 2. Формирование

2. Принцип новых задач прибыльности. инновационных услуг.

3. Принцип системного 2. Эффективное 3. Ранжирование целей

подхода и использование развития.

комплексности задач партнерского 4. Формирование системы

4. Принцип потенциала. мероприятий с учетом

реинжиниринга 3. Эффективное долгосрочных прогнозов

5. Принцип единства и управление рисками. социально-экономического

актуализации 4. Рациональное развития.

информационной базы сочетание 5. Определение необходимых

6. Принцип централизации и инновационных и

согласования децентрализации инвестиционных ресурсов и

пропускной способности управления источников их обеспечения.

различных звеньев 6. Корректировка задач в

системы соответствии с изменениями

7. Принцип рыночной конъюнктуры

рационального 7. Стимулирование работы

сочетания унификации и сотрудников.

эксклюзивности услуг 8. Контроль эффективности

деятельности и координация

работы подразделений.

9. Поиск и освоение новых

рынков.

Определение рационального сочетания централизации и децентрализации управления может быть обеспечено за счет предоставления менеджерам определенной степени свободы и самостоятельности в хозяйственной деятельности в целях быстрого реагирования и адаптации к изменяющимся условиям и минимизации рисков.

Международный уровень сервиса может быть обеспечен за счет

организации производства услуг на основе анализа международного уровня запросов потребителей и их сопоставления с комплексом имеющихся инновационных ресурсов в целях обеспечения рентабельности деятельности туристической компании и повышения стабильности ее положения на рынке.

Очевидно, что задача формирования инновационных услуг является естественным и одним из важнейших элементов стратегии инновационной деятельности туристической компании. При этом необходимо ранжирование целей инновационного развития туристической компании для определения очередности их решения. В свою очередь, очевидно, что адекватное существующим реалиям ранжирование целей не может быть осуществлено без учета прогнозов процессов глобальной трансформации социально-экономического развития и определяемых ими изменений в предпочтениях потребителей.

Формирование инновационных туристических услуг и обеспечение мирового уровня сервиса при их предоставлении требует значительных затрат. Поэтому крайне актуальной является задача определения необходимых инновационных и инвестиционных ресурсов и источников их обеспечения для предоставления туристических услуг мировой конкурентоспособности.

Вследствие возможных изменений в предпочтениях потребителей необходимо создание систем контроля выполнения поставленных задач и их корректировки в соответствии с динамикой мировой рыночной конъюнктуры.

Стимулирование работы сотрудников туристической фирмы может быть обеспечено путем создания для них лучших условий труда, достижения ими высокой квалификации, подчеркивающей эксклюзивность услуг, а также за счет установления конкурентоспособной заработной платы.

В условиях глобализации экономики особое значение приобретают интеграционные процессы как внутри фирмы, так и с внешними контрагентами. Вследствие этого, необходим постоянный контроль эффективности деятельности туристической компании и координация работы всех ее подразделений и партнеров.

Таким образом, можно выделить основные методологические основы формирования инновационной стратегии управления туристическим бизнесом в эпоху глобализации. Они предполагают:

• гибкую адаптацию компании к изменяющимся запросам рынка за счет внедрения инноваций и диверсификации туристических услуг;

• рациональное использование внутренних ресурсов;

• укрупнение туристических бизнес-структур;

• наращивание объемов и доли туристических услуг в общем объеме товаров и услуг, предоставляемых населению.

Основными элементами инновационной стратегии развития предприятий туристического бизнеса являются:

• создание инноваций, обеспечивающих мировую конкурентоспособность;

• поиск и привлечение стратегических профильных инвесторов;

• поиск стратегических партнеров, формирование механизмов согласования стратегических интересов и установление новых финансовых зависимостей при взаиморасчетах с ними;

• соблюдение стратегического равновесия между существующими и формируемыми направлениями туристических услуг компании.

Литература

1. Бобина, Н.В. Государственная политика в области развития туризма.// Сб. «Проблемы, инновационные подходы и перспективы развития индустрии туризма». Материалы 5-й Международной научно-практической конференции. Сочи.- 11-14 мая 2005 г.

2. Харрис Годфри, Кац Кеннет М. Стимулирование международного туризма в XXI веке. / Пер. с англ.// М.: Финансы и статистика, 2000 г.

Никитин М.В., Вершинин В.П., Сиюхова Л.Ш.

Энергосберегающие технологии предолимпийского развития сочинского курорта Красная Поляна в контексте маркетинга услуг по этнос-туризму и

восстановительной медицине

По утверждению ряда ведущих экономических школ Южного Федерального округа (Б.Л.Винокуров, 2009; Е.Л.Шуремов, 2009; А.И.Клевлин, 2010), теоретические основы, современные и ретроспективные научные подходы к реструктуризации бизнеса в сфере энергосбережения реально представлены в рамках существующего понятийного аппарата по разработке и внедрению концепции маркетинга в механизм государственного или коммерческого хозяйствования. При этом, базовые теоретические воззрения мировых научных школ на проблему энергоэффективности и энергосбережения как на единую концептуальную составляющую маркетинговых мероприятий в системе экономического развития государства имеют индивидуальные (сущностные) отличия в использовании прогрессивного методического и методологического инструментария стратегического или операционного управления маркетингом в общей производственной цепочке генерации, передачи и потребления энергоресурсов. В этой связи нами были проанализированы сравнительные характеристики этапного маркетингового мониторинга тиражируемых властными структурами РФ на всю российскую экономику энергоэффективных научно обоснованных хозяйственных решений. Это заставило нас разбить маркетинговые мероприятия на следующие составляющие: а) маркетинговый патронат деятельности фирм при рыночном внедрении экспресс-аудита жилых и административных зданий; б) научную предикацию (раскрытие содержания) рыночных преимуществ маркетинговых программ экономического

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.