Научная статья на тему 'Особенности формирования нового портфеля ресурсов регионального развития'

Особенности формирования нового портфеля ресурсов регионального развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
78
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / НОВАЯ ЭКОНОМИКА / БИЗНЕС-СЕТЬ / МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ / ТУРИСТИЧЕСКАЯ УСЛУГ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Толстогузов О.В.

Автором изучены геоэкономические условия, которые вызывают необходимость нового понимания региональной экономики как объекта управления. Данная проблема решается на основе исследования причин и возможностей формирования нового портфеля ресурсов регионального развития в контексте новой экономики и дивергенции свойств экономического пространства. Сделан вывод о том, что в качестве региона в управленческом аспекте целесообразно принимать не административную единицу, а зону региональных интересов и область проектного покрытия экономического пространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования нового портфеля ресурсов регионального развития»

6(141)- 2010

ИННОВАЦИИ И ИНВЕСТИЦИИ

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НОВОГО ПОРТФЕЛЯ РЕСУРСОВ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

О. В. ТОЛСТОГУЗОВ, кандидат экономических наук, кандидат физико-математических наук, заместительдиректора по научной работе E-mail: olvito@mail.ru Институт экономики Карельского научного центра РАН

Изучены геоэкономические условия, которые вызывают необходимость нового понимания региональной экономики как объекта управления. Данная проблема решается на основе исследования причин и возможностей формирования нового портфеля ресурсов регионального развития в контексте новой экономики и дивергенции свойств экономического пространства. Сделан вывод о том, что в качестве региона в управленческом аспекте целесообразно принимать не административную единицу, а зону региональных интересов и область проектного покрытия экономического пространства.

Ключевые слова: региональная экономика, экономическое пространство, новая экономика, бизнес-сеть, монополистическая конкуренция, туристическая услуга.

Сегодня региональная экономика рассматривается как специализированная часть геоэкономической системы, а внутрирегиональное пространство — как часть единого геоэкономического пространства. В рамках глобальной экономики выделяются контуры экономически и культурно самоорганизованных больших пространств, элементы которых соединены в экономические процессы, объединенные общими социально-экономическими интересами и стратегическими целями.

Экономически организованное пространство предъявляет регионам определенные вызовы, которые принято называть внешними факторами (геополитическими и геоэкономическими). В пространстве образуются определенные конфигу-

рации, появляются центры и периферии. Попадание в ту или иную конфигурацию предопределяет если не всю судьбу территории и населения, то, по крайней мере, доминирующий фактор. Происходит трансформация основы для протекания экономических и социальных процессов с учетом особенностей региона, в частности приграничного положения, определяющего влияние нескольких центров.

Региональное развитие как стратегическая задача определяется во многом готовностью и способностью региона встраиваться в глобальный экономический процесс. Используя уникальное сочетание факторов производства и выгод географического положения, квалификацию и ключевые компетенции населения, регион создает предпосылки для развития специализированных производств и выполнения специализированных операций.

Все более актуальной становится задача управления в условиях неполноты и асимметрии информации и неопределенности. В рамках стратегического управления осуществляется фокусирование на ключевых факторах развития в следующих новых условиях (одновременно формирующих новые ресурсы экономического роста): • интеграция и глобализация, а также одновременно изменение акцентов в управлении экономическими системами, в частности возросла роль управления финансами, инструментально сфокусированного и настроенного на функ-

цию рыночных ожиданий и капитализацию как конечную цель управления;

• развивается новая экономика, в элементы которой входят не только производство товаров и услуг с применением новых технологий, но и управленческие инновации, информационные технологии и т.д., и которую в целом иногда называют «экономикой знаний»;

• активно формируется сетевая составляющая новой экономики, проявляющаяся в развитии сетевых структур и сетевого мышления под влиянием таких элементов, как сотовые телефоны, компьютерные сети, Интернет и т.д. Бизнес-сети вызвали изменение в мировом разделении труда, так это сказывается на увеличении аутсорсинга;

• новая экономика ведет к интеллектуализации управления, обеспечивающего уникальные решения (что соответствует понятию «глобальная фабрика» [9]). Основным механизмом построения глобальной фабрики является контрактная сеть (тогда экономическое пространство — это система контрактов);

• формирование единого геоэкономического пространства сопровождается процессами дивергенции его свойств, новой регионализацией, диффузией экономических и социальных инноваций и другими пространственными процессами [4].

Развитие новой экономики ведет к формированию нового портфеля ресурсов регионального развития и новому ключевому понятию региональной капитализации, основанной на системной инновации, ориентированной не только на генерацию знаний, но и, главным образом, на ускорение процесса внедрения идеи: «от знания к практике» [6]. Формирование информационного общества, проявляющееся не только в широком применении ИКТ, но и в информатизации общественной жизни (не только производства, но и органов власти), в целом ведет к интеллектуализации управления и, соответственно, повышению роли регионального научно-образовательно-инновационного комплекса, обеспечивающей инновационные процессы и уникальные управленческие решения на уровне региона.

Путь преодоления кризисов лежит через инновационное обновление капитала [1]. При этом региональный капитал и капитализация, конкурентные преимущества региона рассматриваются как целевые функции и как важнейшие факторы при определении его стратегии в условиях внутренних

ограничений и действия глобальных форматов экономического пространства [6]. Особенность последнего заключается в дивергенции его свойств и дифференциации уровней развития регионов, наличии высокоразвитых и депрессивных регионов, разница между которыми только усиливается в соответствии с концепцией региональных конкурентных преимуществ П. Кругмана [3]. Понимание тенденций будущего развития внешней среды позволяет быть настроенной на системные и линейные инновации и, тем самым, обеспечивать сильные конкурентные позиции региона.

Поэтому в новых условиях акцент в управлении экономикой региона переносится на стратегическое управление и его информационно-технологическое обеспечение, нацеленные на формирование и удержание уникальной позиции территории в глобальной матрице международных и межрегиональных взаимодействий. Стратегическое мышление акцентирует внимание на основной региональной идее, которая затем переводится на язык конкретной экономической стратегии, направленной на полное использование возможностей самореализации региона, его человеческих и природных ресурсов и духовного потенциала и конкурентных преимуществ, ускорение инновационного процесса «от знания к практике».

Основные предпосылки региональной стратегии выстраиваются на выявлении и объяснении специализации региона в межрегиональной и международной торговле в новых нестабильных экономических условиях, с одной стороны; с другой — в условиях не только обострения конкуренции, но и ее изменения. Так помимо традиционной конкуренции в информационном обществе возникает и обостряется конкуренция стратегических сетей или глобальных бизнес-сетей [4], создающих дополнительные возможности для появления инноваций и новых технологий, включая аутсорсинг и т.д.

Привлечение капитала на территорию региона и повышение его конкурентоспособности осуществляются через конкурентоспособные сетевые проекты как инициативно генерируемые, так и встраиваемые в существующие сети. Капитал, вовлекаемый в систему взаимосвязанных цепочек создания стоимости, в силу их системности уже не подчиняется простым командам, а только тщательно подготовленным системным решениям. Информация стала главной составляющей конечного продукта (по сравнению с материальной составляющей). Именно управление превращает информацию и вещи в капитал, т. е. осуществляет

и реализует способность капитала расширенно воспроизводить себя, вставляя его во все новые производственные цепочки, по сути, цепочки создания стоимости (все более длинные и более сложные). Эти цепочки сознательно конструируются для создания добавленной стоимости в условиях глобальных сетей (включая информационные системы) и геоэкономического единства социально-экономического пространства.

Инструментарием создания цепочек является модернизация традиционных и становление и в последующем доминирование новых технологических укладов. Модернизация экономики основывается не только на использовании информационных технологий, телекоммуникаций, информационных систем, но и на встраивании в производственные цепочки организаций, специализирующихся на программировании, информационно-коммуникационных технологиях (использующих как собственные наработки, так и лицензии, франчайзинг, аутсорсинг, офшорное программирование), а также на генерации новых цепочек посредством мощных комплексных предприятий, таких как 1Т-парк или научный парк, имеющий определенную специализацию. Потенциал информационных технологий и ожидаемый рост инвестиций в информационные системы создает новые благоприятные возможности для успешного бизнеса в регионе: не только снижает стоимость производства и реализации продукции, но и приводит к серьезным изменениям в стратегии компаний и организации бизнеса, а также в практике ведения бизнеса (в частности, в использовании электронной коммерции и продажи информационно насыщенных продуктов и услуг).

Системные инновации, информатизация, сетевые проекты способствуют поиску нетрадиционных способов повышения конкурентоспособности экономики региона как в традиционных отраслях, где разрабатываются специфические и максимально эффективные решения, так и в новых секторах экономики, имеющих максимальный потенциал создания ценности в их цепочке.

Таким образом, увеличение добавленной стоимости должно происходить во многом за счет интеллектуализации управления, определяющей новый портфель ресурсов регионального развития.

В то же время в новых условиях и при новом портфеле ресурсов существенной проблемой управления региональным развитием выступает необходимость проработки понимания понятия «регион» как объектной и предметной области и

соответствующей, адекватной современной экономике, новой проблематизации исследований.

В действительности происходит не только ослабление влияния региональных политических групп в контексте политических реформ в Российской Федерации, но и полная экономическая и проектная подчиненность и потеря субъектности в принятии стратегических решений (в частности, это проявляется в разрушении «зонтичного» принципа управления). Зачастую в региональных стратегических документах теряется региональная сущность и исчезает задача контроля за территорией, за исключением распределения некоторых ресурсов.

В то же время в качестве гипотезы сформулируем утверждение, что происходит не столько потеря субъектности, сколько изменение ее формы. Далее поясним и докажем это утверждение, основываясь на исследовании причин регионального развития и возможности формирования нового портфеля ресурсов регионального развития в контексте развития новой экономики.

Причины развития или источники роста региональной экономики. В развитии региональной экономики можно выделить две причины развития: внешнюю и внутреннюю. Региональная экономика получает внешние импульсы развития и трансформирует их во внутренние проекты. Импульс развития приходит в виде инвестиционного потока, субвенций или путем расширения денежного обращения в силу каких-либо факторов. Поэтому внешние инвестиции, субвенции и иные финансовые поступления (средне- и долгосрочные капиталовложения) имеют важное значение.

Кроме того, причинами развития являются увеличение спроса и новое товарное предложение, а также изменение структуры спроса (например, в сторону долгосрочных затрат, влекущее изменение структуры производства). Поэтому не меньшее значение имеет готовность внутренней экономики к увеличению потребления и изменения структуры и величины спроса в сторону долгосрочных товаров и услуг местного производства (например, сдвиг спроса в приобретение жилья, увеличение услуг жизнеобеспечения и досуга населения).

Таким образом, требуется такая политика, которая одновременно направлена на производство и на потребление за счет применения механизмов государственного распределения и различных монетарных и немонетарных инструментов. В то же время, когда мы говорим о региональной элите, то понимаем, что на региональном уровне в основном

используются немонетарные инструменты. Поэтому при анализе причин развития акцент сделаем именно на немонетарных инструментах.

Далее проанализируем причины развития или источники роста региональной экономики в контексте ее специализации, наличия конкурентных преимуществ в условиях неограниченности ресурсов и равномерности и неизменности транзакцион-ных издержек. Используем при этом сложившуюся классификацию рынков по условиям конкуренции: рынки совершенной конкуренции и монопольной власти [8].

С точки зрения неоклассической и других теорий региональные производители на совершенном рынке могут иметь преимущество только при наличии существенных преимуществ, например в связи с коротким транспортным плечом при экспорте сырьевых ресурсов (как это имеет место у приграничного региона). В ином случае на несег-ментируемых и недифференцированных рынках шансы на рыночную власть у региона минимальны. Исключением можно считать сферу услуг, в частности образование. В данном случае за счет цены услуг можно конкурировать с мегаполисами.

Если специализация региона (продукт или вид экономической деятельности) совпадает с монопольным рынком (электроэнергия и т.д.), то внешняя граница рынка (и соответствующих интересов) совпадаете национальными границами и подпадает под управление федерального центра. Регион в основном будет характеризоваться транзитной функцией и функцией ресурсного обеспечения мегаполисов. Сегментом региона (и границами интересов региональной элиты) в данном случае будет решение кадровых вопросов, повышение квалификации и выполнение иных социальных обязательств перед наемными работниками предприятия монополии.

Если специализация региона совпадает с оли-гопольным рынком (например, лесной и горный промышленные комплексы), то внешняя граница рынка будет также велика и ситуация характеризуется аналогичными последствиями в функциях управления. В то же время в данном случае можно расширительно толковать функции и роль региона, если использовать аутсорсинг или деятельность, связанную со вспомогательной специализацией (например, производство запчастей). В этом случае конкурентное преимущество (и частично может быть сформирована субъектность) может быть приобретено при максимальном снижении издержек и максимальной производительности

труда и капитала. Границы влияния региона (зона интересов региональной элиты) могут выйти за административные пределы региона.

В то же время, если речь идет о монополистической конкуренции, то представляется иная ситуация, поскольку на данном рынке теория сравнительных преимуществ и другие концепции совершенного рынка (изложенные в работе [5]) не работают (этодоказал П. Кругман) [2, 10].

В соответствии с концепцией совокупной причинности фирмы устремляются в наиболее концентрированное экономическое пространство. В то же время само пространство также проявляет тенденцию к концентрации в местах наибольшего скопления фирм [10]. Сравнительное преимущество делает выгодной торговлю между регионами, а межрегиональная торговля вызывает развитие рыночных городов. Когда используются преимущества производства крупных серий товаров в одном месте, то формируется место, специализирующееся на одной разновидности товара, и то, где производится другая его разновидность, поэтому, несмотря на сходство, они неидентичны (особенности рынка монополистической конкуренции). В конечном счете, концентрация фирм вызовет дополнительное увеличение производства [6].

Благодаря проявлениям эффектов масштаба, совершенствованию логистики и стремлениям потребителей к увеличению ассортиментов товара регионы начинают торговать друг с другом похожими товарами [2, 6, 10]. При этом преимущество производства крупных партий товаров в одном месте стимулирует концентрацию бизнеса в локальных местах экономического пространства, специализирующихся на той или иной разновидности товара или бренда. Несмотря на сходство и идентичность потребителей, они в результате монополистической конкуренции являются дополняющими друг друга и формирующими совместно общий товарный рынок, сохраняющий структуру рынка монополистической конкуренции.

В то же время завоевание нового рынка требует увеличения издержек (маркетинговых, транзакционных, финансовых и т.д.), которые можно сократить за счет эффекта концентрации и включения в существующие глобальные сети (на основе аутсорсинга), а также за счет улучшения институционального климата в регионе.

Для определения и реализации региональной стратегии необходимо определить региональную специализацию в выпуске дифференцированного продукта или с учетом межрегиональных сравни-

тельных преимуществ (транспортные издержки, рабочая сила, транзакционные издержки, система коммуникаций) стандартизированного и дифференцированного продукта.

В качестве примера региона и его специализации рассмотрим Республику Карелию — приграничный периферийный регион. В условиях ужесточения конкуренции и формирования единого информационного пространства Российской Федерации и единого мирового информационного пространства единственной возможностью для карельских предприятий войти в мировой ритм новой «технологической волны» и успешно воспользоваться в новых условиях «диффузией инновацией» и преимуществом приграничного положения является создание и развитие рынка информации и знаний как факторов производства.

Учитывая тот факт, что Карелия на сегодняшний день является одним из лидеров из российских регионов по готовности вхождения в глобальное информационное общество, в использовании информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и подготовки соответствующих кадров, то данные обстоятельства для карельских компаний становятся важнейшим фактором (наряду с при-граничностью и опытом внешнеэкономических связей) в цели получения долгосрочного конкурентного преимущества. Данный момент обретает особое значение в связи с низким инвестиционным потенциалом республики и невысоким уровнем развития ее экономической среды по сравнению с другими регионами.

Примером активно развивающихся рынков (со структурой монополистической конкуренции) являются продажа услуг сектора информационных технологий на базе 1Т-парка и других структур инновационного комплекса (например, офшорного программирования или аутсорсинга, потребности в которых с каждым годом только возрастают), а также онлайновый рынок туризма (поскольку туризм — информационно насыщенная услуга).

Свойства и особенности рынка монополистической конкуренции с учетом геометрии регионального экономического пространства. В то же время в качестве примера рассмотрим сегмент региональной экономики, где активно продвигаются сетевые проекты и внедрение ИКТ, применяется франчайзинг и другие технологии, а именно индустрию туризма или гостеприимства, являющуюся одной из специализаций Республики Карелия.

Свойства и особенности рынка услуг гостеприимства (туристических, вспомогательных и смежных

услуг). Выделим основные характеристики монополистической конкуренции в указанных аспектах

[5, 8 и др.]:

1) на рынке действует много фирм с незначительными объемами производства. Ни одна из них не владеет определяющей долей всего рынка (с учетом географических и продуктовых границ, включая товары-аналоги и заменители), что, однако, в силу специфики рынка не исключает контроля этих фирм за ценами в отдельных сегментах в связи с уникальностью объектов показа или эксклюзивности брендов территории;

2) в связи с несовершенной конкуренцией и, соответственно, асимметричным распределением информации возникают неопределенности в оценке рыночной ситуации и рыночных ожиданий, а сама информация и технология ее обработки становятся значимым ресурсом, знания становятся ценным товаром из-за их недоступности или, точнее, информационной дискриминации;

3) группа потребителей в целом идентична, поэтому борьба идет за привлечение и лояльность потребителей на основе маркетинговых стратегий и инструментов, включая информационные технологии, методы управления портфелем брендов и иные методы преодоления асимметрии информации, репутацию (гудвилл), реакцию на сигналы рынка ит.д.;

4) фирмы производят дифференцированные продукты (пакеты услуг) для определенных сегментов рынка, т. е. выпускаемый каждой фирмой продукт отличается от аналогичных продуктов, изготовляемых другими производителями, по различным параметрам: маркетинговые инструменты, бренды, качество, рекламатд.;

5) эксклюзивность или уникальность товара (пакетов услуг) позволяет устанавливать в определенных сегментах на определенное время контроль за ценами и получать монопольную прибыль;

6) эластичность продукта зависит от степени концентрации фирм на определенном товарном рынке. Чем меньше конкурентов и чем более дифференцирован продукт, тем менее эластичной будет кривая спроса, и наоборот. Бренд позволяет создавать товар (услугу) с менее эластичными свойствами;

7) входные барьеры на данный рынок невысоки, тем не менее они выше, чем барьеры входа на рынок совершенной конкуренции. И все же завоевание нового сегмента рынка

фирмой требует, как правило, определенных маркетинговых и транзакционных издержек, которые можно на фазе старта сократить за счет эффекта концентрации и включения в существующие в мировой экономике сети, а также за счет улучшения институтов. Помимо снижения транзакционных издержек сетевой проект позволяет путем протекционистских мер увеличивать данные издержки у конкурентов (протекционизм может часто проявляется науровне муниципальной экономики);

8) в условиях бесконечной дифференциации (бесконечно растущие потребности в соответствии с законом возрастания потребностей) и свободного входа любая точка экономического пространства может стать точкой генерации нового экономического процесса (создания дифференцированного продукта, нового сегмента рынка) с учетом транзакционных и маркетинговых проблем данной локальной части пространства. Особенно это характерно для зон с повышенной концентрацией бизнеса (зоны опережающего развития) и сетевых проектов;

9) для учета геометрии экономического пространства применяется не методологический индивидуализм, а иные методы, в частности в рамках гипотезы вероятностного распределе-

Выпуск нового продукта (услуги)

Р,

АТС,

МС,

МК

Ре АТС

АТС\

АТС

бе

Рис. 1. Равновесие на рынке монополистической конкуренции

с дифференцированным продуктом условиях нулевых транзакционных издержек {АТС — средние общие издержки; Ре — цена; МС — предельные издержки оказания туристских услуг; I) — спрос на услуги; МЯ — предельный доход; _01 — монопольная прибыль; (¿е — точка равновесия)

ния представление региона как среднестатистического ансамбля с усреднением по объему характеристик экономического пространства при условии координации и синхронизации некоего множества экономических процессов. При таких допущениях средние характеристики спроса (№) и предельного дохода (М№) по объему пространства будут всегда выше по сравнению с аналогичными характеристиками (Д МК) монополистического конкурента. Далее рассмотрим особенности поведения одной фирмы (или кооперативные явления, усредненные по объему пространства мезомасштаба) на рынке монополистической конкуренции в условиях повышения концентрации характеристик экономического пространства в локальных местах.

В соответствии с подходом методологического индивидуализма средние и предельные издержки монополистического конкурента ведут себя так же, как и в случае монополии — т. е. при доминирующем положении получают сверхприбыль. В случае появления достаточного количества конкурентов характер поведения данного субъекта приобретает черты фирмы на рынке совершенной конкуренции.

Благодаря неэффективности рынка монополистической конкуренции по сравнению с совершенным рынком существует надбавка (монопольная прибыль) над предельными издержками. Например, в туристском бизнесе (являющимся подобным рынком из-за эксклюзивности продукта и эффективности бренда), несмотря на большое число посредников, «всем хватает» этой надбавки. Потребитель (посетитель или турист) практически всегда переплачивает по сравнению с рынком совершенной конкуренции.

На рис. 1 представлен типичный график с краткосрочным равновесием монополистического конкурента. Условия достижения равновесия такие же, как и для монополии, разве что функция спроса имеет более пологий наклон. Если средние общие издержки (АТС) меньше цены (Ре), то фирма получает экономическую прибыль. При снижении цены (если появились конкуренты) оста-б нется только бухгалтерская прибыль [8].

В условиях данного рынка в отличие от совершенной конкуренции фирма стремится расширить свой сектор рынка [5]. В то же время можно рассмотреть кооперативное явление — когда в разных местах одновременно

появляется некоторое множество фирм при условии координации и синхронизации. Таким образом, новые фирмы не конкуренты, поскольку они работают в контрактной синхронизированной (через распределительную функцию государства) системе. В этом случае цена по-прежнему превышает предельные издержки — продажа дополнительной единицы продукции, продаваемой по установленной цене, ведет к увеличению прибыли. В частности, так ведут себя региональные рынки туристских услуг и услуг регионального инновационного комплекса, а также образовательного комплекса.

В то же время, поскольку выпуск нового продукта, как правило, чрезвычайно мал по сравнению со всем товарным рынком (включая товары-аналоги и заменители в географических границах рынка), то за короткий период сегмент должен обязательно расшириться за счет привлечения потребителей за счет использования свойства данного рынка — идентичности потребителей. За счет эффекта масштаба усиливается влияние на данном товарном рынке (на основе использования брендинга, маркетинга, снижения издержек из-за эффекта концентрации или включения в сетевой проект со снижением транзакционных издержек и увеличения капитализации т.д.). В ином случае в долгосрочном периоде (из-за принципа замещения [8]) производство данного продукта постепенно станет убыточным делом.

Таким образом, в случае сетевого проекта или кооперативных явлений появление нового товара или сегмента рынка с усредненными (по определенной области пространства) показателями из-за уникальности товара или услуги приводит к менее эластичному спросу. В то же время после появления инновационных продуктов через некоторое время устанавливается более высокая эластичность спроса по цене, поскольку в долгосрочном периоде все равно увеличивается степень конкуренции. По этой причине данный рынок весьма динамичный: власть над ценой и, соответственно, монопольная прибыль может сравнительно легко появляться и теряться при адекватных действиях конкурентов. Однако в случае кооперативных явлений эластичность не изменяется (или меняется скачкообразно, как при сегментации потребителей в случае олиго-польного рынка).

Если новый товар производится со средними для кооперативного множества показателями (индекс 1), уступающими конкуренту, то с точки зрения рынка совершенной конкуренции такая ситуация должна привести к убыткам. Тем не менее из-за сво-

ей уникальности исследуемый товар всегда находит своихпотребителей. Однако сразу оговоримся, что для этого должна быть решена сложная задача (снижение маркетинговых и транзакционных издержек и преодоление информационной дискриминации), например за счет развития сетевых проектов или зон опережающего развития.

Если при выпуске нового товара (туристской и вспомогательной услуги) используется одинаковая технология, то пусть МС=МС\ (где МС — предельные издержки оказания туристских услуг), если транзакционные издержки ненулевые, то в общем случае МСФ MCI.

Введем следующие допущения: D1=Dcp, MR=MRcp (D — спрос на услуги, MR — предельный доход). При равенстве или близких значениях Р и АТС1 (см. рис. 1) новые фирмы не будут иметь побудительных мотивов к входу на рынок (что и наблюдается на региональном рынке туристских услуг). Однако создание нового сегмента рынка (особенно при наличии уникального объекта показа) все равно остается существенным мотивом, поскольку в долгосрочном плане фирма получает в любом случае нормальную прибыль (как на совершенном рынке), однако с учетом определенных ограничений.

Пусть все организации имеют одинаковые издержки — тогда АТС— это отраслевая кривая. Пока у фирмы сохраняется монопольное положение, она будет получать монопольную прибыль (кривая спроса D\). Сдвиг кривой D\—Сбудет происходить по мере входа на рынок новых фирм. Это будет происходить до тех пор, пока не исчезнет прибыль (это произойдет в точке равновесия Ре, Qe). Снижение издержек (маркетинговых, транзакционных и т. д.) можно сократить за счет эффекта концентрации и включения в существующие глобальные сети. В этом случае благодаря эффекту концентрации наращивание производственных мощностей и возможность использования общей транспортной системы, энергосистемы, более производительной техники и технологии, а также уменьшение издержек на рекламу, маркетинг и т.д. можно производить продукцию с меньшими издержками и рисками.

В условиях крупномасштабного производства или бизнес-сетей расширяется торговля не только между регионами, специализирующимися на различных видах товаров, как следует из традиционной экономической теории, но и доминирующим становятся фактор специализации на экспорте какого-либо определенного товара.

Рис. 2. Дивергенция свойств экономического пространства и механизм встраивания в геоэкономическое пространство

Внешние (продуктовые и географические) границы рассмотренного рынка могут быть большими, превышающими административные границы региона. А если учесть, что регион может обладать монополией на особенности культуры (в частности для Республики Карелия это карельская культура), то границы за счет управлениям брендами в принципе исчезают. Бренды, сформированные на основе карельской культуры (например, карельская сосна, карельский дом, карельская деревня), становятся механизмом вхождения в систему глобальных производственных отношений и обменов.

Именно на основе специализации и архитектуры брендов посредством механизма, монополистической конкуренции региональная элита начинает увеличивать свою рыночную власть, а также создавать предпосылки развития части экономического пространства и посылать глобальному рынку соответствующие сигналы. Таким образом,_региоя в управленческом смысле становится зоной проектного покрытия или зоной интересов региональной элиты, которую помимо всего прочего нужно рассмотреть в рамках геометрической модели.

Концептуальная модель развития региональной экономики. Региональное развитие определяется в большей степени способностью встраиваться в глобальные системы производственных отношений и обмена. Состояние развития заключается в том, что региональная экономика получает внешние импульсы развития и трансформирует их во внутренние проекты. Последнее происходит благодаря тому, что экономическое пространство представляет собой также и контрактную сеть.

Внешние и внутренние импульсы суммируются и создают общие предпосылки для развития эконо-

мической системы. Факторами роста выступают такие явления или события, которые вызывают увеличение ценности экономической системы и рост совокупного рыночного спроса. Их значение меняется в соответствии с циклами роста и технологическими или конъюнктурными волнами.

Кроме того, в соответствии с определенными событиями происходит дивергенция экономического пространства, что в свою очередь также влияет на формирование материальных и финансовых потоков и концентрацию бизнеса (рис. 2). В то же время за счет эффективных действий можно вызвать эффект концентрации. В условиях экономии от масштаба и монополистической конкуренции происходит не только фактическое увеличение рынка, но и благодаря эффектам диффузии в экономическом пространстве достаточно быстро идут инновации (управленческие, технологические и т.д.). Однако это зависит от пропускной способности каналов сетей и информационных каналов, т. е. от выбора соответствующей стратегии и соответствующих проектов. В целом факторами роста выступают такие явления, которые вызывают увеличение ценности экономической системы и рост совокупного рыночного спроса.

Изменяя характеристики пространства региона (институциональные и иные издержки, пропускную способность информации и др.), можно изменять макроэкономические параметры региона. Привлечение капитала на территорию региона и повышение его конкурентоспособности осуществляются через конкурентоспособные сетевые проекты, как инициативно генерируемые, так и путем встраивания в существующие сети.

Региональная экономика получает внешние импульсы развития и трансформирует их во внутренние проекты. При этом внешний импульс развития может подаваться двумя механизмами:

• глобальные проекты (финансово-товарные потоки — глобальный приток инвестиций и прочих финансовых инструментов): олигополъ-ный и монополъныйрынки;

• контрактная сеть (транзакционные потоки — диффузия инноваций): рынок монополистической конкуренции.

В условиях бесконечной дифференциации любой субъект может стать точкой генерации нового

экономического процесса (создания дифференцированного продукта). Особенно это характерно для зон опережающего развития с определенной специализацией в выпуске дифференцированного продукта и с учетом межрегиональных сравнительных преимуществ (транспортные издержки, рабочая сила, транзакционные издержки, система коммуникаций).

Именно тогда за счет сетевых проектов и иных включений в масштабные проекты (аутсорсинг и др.) возможна экономия на масштабе и за счет монополистической конкуренции (когда местная фирма производит товар, отличимый от товара — аналога или заменителя по бренду или иным свойствам) и в соответствии с законом возрастания потребностей, стимулированных мировоззренческими изменениями (например, формированием «сетевого мышления»), появляется возможность предоставить потребителям широкий ассортимент товаров на выбор (включая товары местных товаропроизводителей).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, увеличение добавленной стоимости и повышение темпов капитализации легче достигается в локальных концентрациях (сетях, зонах, кластерах), где снижаются транзакционные издержки, за счет эффекта концентрации и соответствующего эффекта масштаба снижаются инфраструктурные ограничения и прочие издержки, происходит диффузия технологий, перелив знаний, клиринг и т.д.

Поскольку территория в экономическом смысле — это связные капиталы, осознавшие свою потребность в стратегической идее, то цель стратегического управления заключается в том, чтобы собрать на базе понятной идеологии целостную интеллектуальную конструкцию из многочисленных капиталов на базе определенного каркаса развития территории (экономического зонирования с учетом экологической нагрузки). При этом используются следующие принципы:

• фокусирования усилий на точки роста и концентрации инвестиций в базисные сектора с обеспечением высокой ценности товара;

• формирования каркаса развития, инфраструктуры и системы расселения, обеспечивающих устойчивость пространственного развития;

• развития небазисных секторов с целью повышения внутреннего спроса и обеспечения и воспроизводства человеческого капитала;

• формирования благоприятного бизнес-климата и инвестиционной привлекательности территории и условий для формирования кластеров и бизнес-сетей.

Региональная экономическая политикадолжна быть направленной на стимулирование повышения капитализации активов и на мобильность факторов производства, включая труд, за счет изменения свойств пространства и с учетом его дивергенции. Эффекты концентрации позволяют усилить капитализацию на региональном уровне, оптимально разместить материальные и нематериальные факторы в условиях рисков и неопределенностей.

Таким образом, в качестве «региона» в управленческом аспекте целесообразно принимать не административную единицу, а зону региональных интересов и область непрерывности целевых функций и проектного покрытия экономического пространства в соответствии с теми или инымирегионалъными стратегическими целями в контексте действующих векторов силы и дивергенции свойств экономического пространства.

В то же время регион любого уровня, ограниченный в мышлении административными границами или воспринимаемый исключительно в границах, перестает быть субъектом, принимающим стратегические решения.

Список литературы

1. Кондратьев Н.Д. Большие циклы конъюнктуры и теория предвидения. Серия: Теория и история экономическихучений. М.: Экономика. 2002.

2. КругманП.Р. Пространство: последний рубеж// Пространственная экономика. 2005. № 3. С. 121-126.

3. КругманП.Р., Обстфельд М. Международная экономика: теория и политика. СПб.: Питер. 2004.

4. Маръяненко В. П. Диффузия инноваций в глобальной экономике // Экономика и управление. 2008. № 5 (37). С. 17-21.

5. Менкъю Н.Г. Принципы экономики. 2-е изд. СПб.: Питер. 2004.

6. Новый взгляд на экономическую географию. Доклад о мировом развитии. 2009. М.: Весь Мир. Всемирный Банк. 2009.

7. Особенности воспроизводства регионального капитала: сущность, подходы к оценке, методы управления / под общ. ред. Ю. В. Савельева. Петрозаводск: Карельский научный центр РАН. 2008.

8. Экономика: учебник / под ред. А. И. Архипова, А, К. Большакова. М.: ТК Велби, Проспект, 2008.

9. Grunwald J., Flamm К. The global factory: Foreign assembly in international trade. Washington D.C.: The Brookings institution, 1985.

10. KrugmanP. Development, geography and economic theory. Cambridge: MITPress, 1995.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.