роприятии по его достижению на стадии исследовании, проектирования и конструирования имеют большое значение, так как именно на этой стадии формируются и рассчитываются основные технико-экономические и эксплуатационные показатели будущей продукции. В это же время обосновывается возможное достижение положительного экономического и социального эффекта от производства и эксплуатации или использования создаваемой продукции.
Кроме того, необходимо учитывать, что в структуре себестоимости продукции расходы на ее разработку (НИР и ОКР, проектирование и конструирование, испытания опытных образцов и т.п.) составляют значительную долю. Так, например, в машиностроении для единичного производства изделия доля затрат на проектно-конструкторские работы составляет около 60% и 20% на прочие расходы, на подготовку производства — 12%, а на изготовление — примерно 9%. При серийном производстве расходы на изготовление единицы продукции резко сокращаются, но ущерб от конструкторских просчетов и ошибок в сфере потребления продукции пониженного качества в таком случае бывает во много раз больше экономии от увеличения серийности (масштабности) производства.
Д) Этап изготовления пробной партии
Для промышленной товарной продукции создание пробной партии фактически означает начало серийного производства. На этом этапе происходит отработка НД при передаче ее от разработчиков к производителям, с одной стороны. С другой стороны, в процессе представления создаваемых промышленных образцов пробной партии продукции на выставках (ярмарках, презентациях и т.д.) производится уточнение НД на продукцию на основе реакции и запросов потребителей.
Е) Этап начала серийного производства
Начало серийного производства характеризуется отработкой производственных технологий. В процессе роста объемов производства совершенствуются производственные процессы, повышаются навыки и квалификация персонала. В результате за счет сокращения брака растет процент выхода годной продукции. В итоге, в соответствии с методом direct costing, устанавливается уровень удельных переменных затрат на продукцию (z ), которые в дальнейшем перестают зависеть от объема выпуска (Q) (рис.1). Установившееся значение удельных переменных затрат на продукцию zv0 при этом становится ключевым параметром группы стоимостных
показателей в функции комплексной оценки качества продукции
Рис.1. Процесс установления уровня удельных переменных затрат на продукцию zvв процессе серийного производства
Цель оценки показателей качества и уровня качества продукции на стадии ее изготовления состоит в определении меры (степени) соответствия фактических значений параметров и показателей, характеризующих качество изготовленной продукции до начала ее эксплуатации или потребления, установленным требованиям конструкторской документации, стандартов, технических условий и других нормативно-технических документов. Требуемый уровень качества продукции обеспечивается на стадии изготовления специализированными производственно-технологическими методами.
Таким образом, квалиметрические оценки сопровождают все стадии жизненного цикла продукции и на любом этапе позволяют оценить позиции продукции на фоне конкурентных аналогов, а также оценить позиции продукции относительно себя на различных стадиях жизненного цикла. При этом решающим фактором развития организации как системы является формирование механизма сбалансированного развития НИОКР и технологических работ.
К0.
РАЗВИТИЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ ФОРМ И СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ МАЛОГО БИЗНЕСА В УСЛОВИЯХ МЕГАПОЛИСА
А. Иванцов, соискатель ГОУ ДПО ГАСИС
Инновационное развитие современной мировой экономики происходит в основном за счет небольших фирм, основанных на высоких технологиях. Малый бизнес объективно является естественной средой для функционирования и развития инновационных процессов. Однако рыночные инновационные механизмы в России полноценно пока не заработали, существующие экономические реалии, бюджетное и налоговое законодательство ограничивают возможности доступа малого предпринимательства в сфере инноваций к необходимым ресурсам и препятствуют государственной поддержке венчурных проектов в силу их принципиально высокорискового характера.
Для мегаполисов РФ, в частности для Москвы, очень важно динамично развивать инновационный потенциал экономики, реконструировать его в сфере малого бизнеса, содействовать объединению в различных формах научных организаций и наукоемких производственных малых предприятий. Эта деятельность должна осуществляться с целью обеспечения внедрения высокотехнологичных разработок и устранения последствий организационного отрыва науки от производства, оказывать прямую и косвенную поддержку инновационной деятельности и прикладным научным исследованиям на малых предприятиях города. Малый бизнес наиболее мобилен к изменениям и восприятию новшеств, поэтому поддержка инновационной деятельности субъектов малого предпринимательства в целях повышения конкурентоспособности малого бизнеса, науки и промышленности и эффективности решения проблем социально - экономического развития должна являться одним из при-
оритетных направлений политики развития мегаполиса.
Мировой опыт показывает, что развитие малого предпринимательства в сфере материального производства и высоких технологий, содействия инновационной деятельности и обеспечения устойчивого функционирования инновационных малых предприятий как одного из важных факторов расширения экономических перспектив мегаполисов и стабилизации социальных процессов базируется на следующих основных положениях.
Во-первых, государственная поддержка субъектов малого предпринимательства мегаполиса в сфере материального производства, науки и высоких технологий, содействие их инновационной деятельности рассматривается одним из важнейших направлений деятельности органов власти города.
Во-вторых, инновационная деятельность субъектов малого предпринимательства мегаполиса рассматривается как деятельность малого бизнеса, осуществляемая ими по созданию и использованию интеллектуального продукта, доведению новых оригинальных идей до реализации их в виде готового товара на рынке.
К этой деятельности, как правило, относится сочетание следующих направлений научно-технических и посреднических работ:
- внедрение и тиражирование изобретений, «ноу-хау», научно-технических разработок, научных произведений, открытий, промышленных образцов, товарных знаков, коммерческих обозначений и других произведений, на которые распространяются международно признанные права, относящиеся к интеллектуальной собственности в сфере науки и техники;
- создание опытных образцов, проведение опытных испытаний, создание и передача новых образцов техники, технологий и научно-технической документации, подготовка производства;
- проведение научно - исследовательских, проектных, опытно - конструкторских, маркетинговых исследований с целью создания образцов новой техники и технологий;
- организация экспертиз, патентно-лицензионная деятельность.
В-третьих, государственная поддержка инновационной деятельности субъектов малого предпринимательства мегаполиса - комплекс организационных, финансовых и методических мероприятий, осуществляемых органами власти города и созданными с их участием организациями инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, в целях оказания субъектам малого предпринимательства содействия в ведении ими инновационной деятельности.
В-четвертых, совокупность финансовых ресурсов, предназначенных для целей финансового обеспечения проектов и программ инновационной деятельности субъектов малого предпринимательства мегаполиса в рамках реализации государственной поддержки инновационной деятельности субъектов малого предпринимательства, аккумулируется в городском венчурном фонде.
Ресурсы, относящиеся к городскому венчурному фонду мегаполиса, создаются (формируются) в соответствии с гражданским и бюджетным законодательством органами власти города, организациями инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, иными организациями, привлекаемыми к реализации мероприятий по поддержке инновационной деятельности субъектов малого предпринимательства. Указанные ресурсы сохраняют юридическую вза-имонезависимость и используются на основе единства целей и назначения, координации управления и контроля.
В-пятых, государственная поддержка инновационной деятельности субъектов малого предпринимательства мегаполиса за счёт средств и ресурсов города осуществляется в целях:
- создания условий для устойчивого развития экономики города, расширения финансовой базы формирования городского бюджета, повышения уровня занятости и качества жизни населения;
- роста интеллектуального потенциала города, развития частной инициативы;
- содействия обеспечению экономической, технологической и информационной безопасности города;
- поддержания статуса мегаполиса как центра промышленности, науки и высоких технологий;
- снижения затрат на содержание и обслуживание городского хозяйства за счет применения наукоемких (в том числе импортозамещающих) разработок и технологий.
В-шестых, качестве приоритетных средств реализации целей государственной поддержки инновационной деятельности субъектов малого предпринимательства мегаполисов обычно рассматриваются:
- разрешение проблем, сдерживающих создание, развитие и эффективную деятельность субъектов малого предпринимательства, работающих в сфере науки и промышленности;
- повышение конкурентоспособности продукции и услуг малого бизнеса мегаполиса на отечественном и зарубежных рынках;
- привлечение негосударственных инвестиций в сферу наукоемкого малого предпринимательства города, обеспечение «кумулятивного» эффекта бюджетных инвестиций;
- развитие межрегионального и международного сотрудничества в области предпринимательства, науки и технологий;
- оптимизация деятельности и реструктуризация крупных научных и производственных предприятий за счет развития субконт-рактных, субподрядных и кооперационных взаимоотношений с субъектами малого предпринимательства.
Анализ опыта государственной поддержки малого предпринимательства за счёт городских средств и ресурсов Москвы показывает, что реализуются следующие основные способы.
I. Меры поддержки в отношении непосредственно субъектов малого предпринимательства, реализующих инновации.
1) Предоставление налоговых (в соответствии с законодательством) и тарифных льгот субъектам малого предпринимательства промышленной сферы, создающим и развивающим у себя научные, научно - конструкторские, научно - технологические и т.п. подразделения, создание условий для стимулирования НИОКР на наукоемких малых предприятиях города.
2) Информационное, организационное и финансовое содействие субъектам малого предпринимательства в развитии научно -
производственной кооперации, субконтрактации и партнерства в области производства и поставок наукоемкой продукции и (или) оказания наукоемких услуг, выходе на рынок высокотехнологичной продукции, коммерциализации интеллектуальной собственности.
3) Долевое участие органов городской администрации в финансировании научных и технологических исследований субъектов малого предпринимательства Москвы, ориентированных на решение приоритетных прикладных задач социально - экономического развития города, потребностей городского хозяйства и научно
- производственной инфраструктуры, включая оплату патентно -лицензионных расходов.
4) Организационное содействие и компенсация затрат по патентованию, лицензированию и сертификации высокотехнологичной продукции, новых технологий, «ноу-хау», создаваемых субъектами малого предпринимательства Москвы.
5) Финансирование инновационных малых предприятий в форме государственных инвестиций или бюджетных кредитов.
6) Компенсация части процентной ставки по кредитам и займам, идущим на разработку и освоение новой техники субъектам малого предпринимательства Москвы, до момента ее коммерческой реализации.
II. Меры поддержки, осуществляемые в отношении иных организаций в интересах субъектов малого предпринимательства:
1) Создание городских организаций инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, иных элементов институциональной инфраструктуры, в том числе - территориальных зон высоких технологий, территориальных единиц с особым статусом и т.д.
2) Создание с долевым участием города коммерческих и некоммерческих организаций с целью финансирования наукоемких и высокотехнологичных проектов малых предприятий в инновационной сфере.
3) Содействие формированию и деятельности хозяйствующих субъектов, предоставляющих ресурсы и услуги субъектам малого предпринимательства Москвы, функционирующим в высокотехнологичных областях науки и промышленности, в том числе:
- патентно-лицензионных бюро;
- венчурных инвестиционных организаций;
- организаций, предоставляющих субъектам малого предпринимательства финансовые, учётные и страховые услуги;
- лизинговых компаний, предоставляющих субъектам малого предпринимательства услуги по лизингу высокотехнологичного оборудования.
4) Финансирование фондов венчурного капитала в форме государственных инвестиций или бюджетных кредитов.
5) Создание условий и стимулов для привлечения средств негосударственных инвесторов в венчурные фонды, включая предоставление государственных гарантий, льгот по арендной плате за земельные участки и недвижимость, компенсацию процентной ставки по привлекаемым на возвратной основе финансовым ресурсам и т.п.
Кроме того, предусмотрено предоставление субъектам малого предпринимательства Москвы инновационной сферы услуг и ресурсов организаций инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, включая подготовку предпринимательских кадров в сфере высоких технологий, менеджмента инноваций и т.д.
5.4. Иные формы государственной поддержки за счет средств и ресурсов города Москвы, не противоречащие законодательству.
6. Финансовое обеспечение мер поддержки инновационной деятельности субъектов малого предпринимательства Москвы относится к числу приоритетных задач органов исполнительной власти города. При этом признается необходимость государственной поддержки высокорисковых проектов, реализация которых имеет научную и экономическую перспективу и социальную значимость, но невозможна или нецелесообразна в рамках действующих рыночных механизмов.
Поддержка инновационной деятельности субъектов малого предпринимательства мегаполисов, как правило, осуществляется в рамках целевых программ поддержки и развития малого предпринимательства в инновационной сфере.
Анализ опыта подобных программ показывает, что они должны отвечать следующим критериям:
- наличие комплексного набора обоснованных, взаимодополняющих и координированных научно - технических, социально -экономических, организационных и других мероприятий в сфере
малого предпринимательства, реализуемых с целью содействия инновационному развитию экономики мегаполиса, предпринимательской инновационной инфраструктуры города, административных округов и районов;
- формирование и обеспечение финансированием системы мер, позволяющих ускорить темпы инновационного развития малого предпринимательства мегаполиса и обеспечивающих поддержку и содействие разработке, адаптации и внедрению современной техники, технологий, материалов, использованию передового научно
- технического опыта малыми предприятиями города, взаимодействию промышленности, науки и малого бизнеса в инновационной сфере;
- создание необходимых условий для проведения фундаментальных и поисковых исследований, выполняемых субъектами малого предпринимательства, творческими коллективами и отдельными исследователями, работ, реализуемых субъектами малого предпринимательства в рамках государственных и региональных научно - технических программ, а также внедрения, использования и патентования их результатов;
- обеспечение соотношения и взаимосвязи всех разделов и проектов программы с элементами городской системы поддержки и развития малого бизнеса, создание равных прав и возможностей получения государственной поддержки и доступа к городским заказам для всех субъектов малого предпринимательства инновационной сферы, обеспечение доступа к информации о содержании мер государственной поддержки.
Проведенные аналитические исследования показывают, что реализация подобных программ направлена на:
- обеспечение перехода к инновационному пути развития города на основе избранных приоритетов;
- развитие малого инновационного предпринимательства в сферах материального производства и высоких технологий, создания интеллектуальных продуктов и услуг;
- содействие инновационной деятельности и обеспечение устойчивого функционирования малых инновационных предприятий как одного из важных факторов расширения экономических перспектив мегаполиса и стабилизации социальных процессов;
- совершенствование управления и координации инновационной деятельности с целью улучшения количественных и качественных параметров работы малых инновационных предприятий мегаполиса (обеспечение конкурентоспособности, импортозамещения, стабильности развития, финансово-экономическая эффективность, консолидации усилий, достижения синергетического эффекта, оптимизации инфраструктуры, устойчивого развития);
- развитие единой инновационной системы по приоритетным с точки зрения рыночной экономики направлениям научно-технического развития;
- адаптацию широких слоев инновационно активного населения города к особенностям современной экономики.
Реализация указанных задач позволит достичь следующих результатов:
- создание дополнительных рабочих мест в сфере малого инновационного предпринимательства;
- создание условий для устойчивого развития экономики малого инновационного предпринимательства мегаполиса, расширения финансовой базы формирования городского бюджета, повышения уровня занятости и качества жизни населения;
- рост интеллектуального потенциала города, развития частной инициативы;
- содействие обеспечению экономической, технологической и информационной безопасности города;
- поддержание статуса мегаполиса как центра промышленности, науки и высоких технологий;
- снижение затрат на содержание и обслуживание городского хозяйства за счет применения наукоемких (в том числе импортозамещающих) разработок и технологий;
- обеспечение в приоритетном порядке подготовки кадров для малого инновационного бизнеса по специальностям, связанным с высокими технологиями, планированием и проведением научных исследований и испытаний, бизнес-планированием, инвестиционным анализом, оценкой интеллектуальной собственности, патентоведением, управлением инновациями, стандартизацией и сертификацией товаров и услуг.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕРСПЕКТИВНЫХ ЦЕЛЕЙ И КЛЮЧЕВЫХ ЗАДАЧ ИНВЕСТИЦИОННО-ИННОВАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ УПРАВЛЕНИЯ ТУРИСТИЧЕСКИМ БИЗНЕСОМ
А.В. Игнатьев, к.э.н.
В начале ХХ в. туризм приобрел по-настоящему глобальные масштабы. Туристские услуги стали самым «продаваемым» в мире продуктом, оставив позади себя важнейшие товары, определявшие до последнего времени структуру международной торговли. Туристская деятельность получила распространение практически во всех странах мира, за исключением лишь тех, которые охвачены военными конфликтами. Индустрия туризма и смежные отрасли (так называемый туристский сектор) дают работу все большему количеству людей, и для все большего числа жителей планеты туристские поездки и путешествия становятся основным видом проведения отдыха. Для многих государств, в том числе тех, которые входят в категорию мировых лидеров, туризм является важнейшим направлением экономического развития и главным источником финансовых доходов.
Мировая тенденция глобализации туризма пока ещё в меньшей степени коснулась России, но необходимость отстаивания российских коммерческих интересов на мировом рынке туризма диктует нам необходимость выработки стратегии интеграции в этот огромный и очень доходный сегмент мирового рынка услуг. Таким образом, российский туризм стоит на пороге коренных преобразований и те туристические компании, которые не только осознают одними из первых, но и своевременно подготовятся к стратегической интеграции в глобальную туристическую систему, получат возможность максимально выгодно использовать сложившуюся ситуацию в своих коммерческих интересах.
Таким образом, туризм должен стать одной из опорных отраслей национального экономического развития, отвечая, таким образом, вызовам глобализации. Это объективная необходимость, обусловленная особенностями экономического мироустройства и пробле-
мами адаптации к ним хозяйственной системы России, а, значит, — соответствующей трансформации национальной экономики.
Безусловно, конкурентоспособность на мировом рынке туристических услуг может быть обеспечена только при наличии внедрения отечественными компаниями инноваций, которые в большинстве случаев сопряжены с крупными инвестиционными вложениями. В этой связи формирование инвестиционно-инновационной стратегии управления туристическим бизнесом в эпоху глобализации представляется весьма актуальной задачей.
При рассмотрении вопросов формирования концепции управления инвестиционно-инновационной деятельностью в туристическом бизнесе в эпоху глобализации на первом этапе решался вопрос определения перспективных целей и ключевых задач инвестиционно-инновационной стратегии управления туристическим бизнесом. Для определения стратегических целей и задач управления туристическим бизнесом были выявлены основные принципы управления, отражающие общие закономерности для различных туристических компаний. К этим принципам в современных условиях глобализации экономики относятся.
1. Принцип международной конкурентоспособности, означающий, что в условиях глобализации экономики туристические компании для обеспечения стратегических возможностей осуществления своей деятельности должны ориентироваться на мировой уровень туристических услуг.
2. Принцип новых задач означает, что в условиях ускорения отраслевых производственных циклов стратегически система управления туристическим бизнесом должны обеспечивать решение качественно новых задач на последующих этапах развития, а не меха-