Научная статья на тему 'ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЪЕМА ЗАКУПОК, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫХ ЗАКАЗЧИКОМ У СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА'

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЪЕМА ЗАКУПОК, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫХ ЗАКАЗЧИКОМ У СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
106
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОРПОРАТИВНЫЕ ЗАКУПКИ / ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ ДОГОВОР / СУБЪЕКТЫ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / ЗАКАЗЧИК / ФИЗИЧЕСКОЕ ЛИЦО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шипицина Анастасия Алексеевна

Статья посвящена исследованию роли физического лица при определении минимального объема закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства в рамках корпоративных закупок. В работе рассмотрены нормативные правовые акты, которыми были увеличены объемы закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства в целях их поддержки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Шипицина Анастасия Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DETERMINING THE VOLUME OF PURCHASES CARRIED OUT BY THE CUSTOMER FROM SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES ENTITIES

The article investigates the role of the individual in determining the minimum volume of procurement from small and medium-sized businesses entities in corporate procurement. The paper examines the regulatory legal acts that have increased the volume of procurement from small and medium-sized businesses entities in order to support them

Текст научной работы на тему «ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЪЕМА ЗАКУПОК, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫХ ЗАКАЗЧИКОМ У СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА»

УДК 347.44

Шипицина Анастасия Алексеевна Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

Юридический факультет Россия, Москва shipitsina anastasia@mail.ru Shipitsina Anastasia Alekseevna Financial University under the Government of the Russian Federation

Faculty of law Russia, Moscow

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЪЕМА ЗАКУПОК, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫХ ЗАКАЗЧИКОМ У СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА Аннотация: статья посвящена исследованию роли физического лица при определении минимального объема закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства в рамках корпоративных закупок. В работе рассмотрены нормативные правовые акты, которыми были увеличены объемы закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства в целях их поддержки. Ключевые слова: корпоративные закупки, гражданско-правовой договор, субъекты малого и среднего предпринимательства, заказчик, физическое лицо.

DETERMINING THE VOLUME OF PURCHASES CARRIED OUT BY THE CUSTOMER FROM SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES

ENTITIES

Annotation: the article investigates the role of the individual in determining the minimum volume of procurement from small and medium-sized businesses entities in corporate procurement. The paper examines the regulatory legal acts that have

increased the volume of procurement from small and medium-sized businesses entities in order to support them.

Key words: corporate procurement, civil law contract, small and medium-sized businesses entities, customer, individual.

В настоящее время в стране существует большое количество вопросов, требующих государственной поддержки.

Во-первых, одной из важнейших составляющих рыночной экономики, а также приоритетным направлением экономической политики большинства современных государств является поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - СМСП).

Во-вторых, появление новых социально-профессиональных групп, к которым относятся самозанятые граждане.

В качестве одного из механизмов поддержки СМСП и самозанятых граждан в Российской Федерации выступают корпоративные закупки, изменения в правовом регулировании которых носят систематический характер.

Так, в связи со вступлением в силу Федерального закона от 27.12.2019 № 474-ФЗ «О внесении изменений в статью 25.1 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и статью 8 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон № 474-ФЗ) положения Федерального закона от 18.07.2011 № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон № 223-ФЗ, Закон о корпоративных закупках), касающиеся участия СМСП в закупках, стали распространяться на физических лиц, которые не являются индивидуальными предпринимателями (далее - ИП) и применяют специальный налоговый режим «Налог

на профессиональный доход» (далее - «самозанятые») на протяжении предусмотренного Федеральным законом от 27.11.2018 № 422-ФЗ срока проведения эксперимента [2].

В первую очередь это связано с постоянным ростом численности и доли самозанятых граждан среди экономически активного населения страны, а также в целях стимулирования самозанятых к легализации доходов.

Таким образом, меры поддержки, которые предусмотрены для СМСП, стали распространяться и на самозанятых, которые до внесения указанных изменений участвовали в корпоративных закупках на общих основаниях и наравне с другими участниками закупочного процесса.

В качестве мер поддержки, предусмотренных Законом № 223-ФЗ, можно выделить следующие меры: сокращенный срок оплаты поставленной продукции, обязательный объем закупок у данных субъектов, участие в программах партнерства и развития.

Одновременно необходимо отметить, что с утверждением Правительством Российской Федерации постановления от 07.07.2021 № 1128 были внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 11.12.2014 № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Постановление № 1352), которые расширили сферу применения Постановления № 1352 и увеличили объем закупок у СМСП.

Так, общий годовой объем закупок у СМСП вместо 20% составил 25%, доля стоимости договоров вместо 18% составила 20%, достижение указанных минимальных объемов распространяется на всех заказчиков по Закону № 223-ФЗ, за исключением юридических лиц, являющихся СМСП.

В связи со вступлением в силу указанных актов, необходимо определить

какие закупки учитываются при определении минимальных объемов закупок

336

у СМСП и будет ли заключение гражданско-правового договора с физическим лицом считаться закупкой в рамках Закона № 223-ФЗ.

Нормами Закона о корпоративных закупках закреплены лишь общие принципы и основные требования, которые предъявляются к закупкам товаров, работ, услуг, однако, отсутствуют законодательно закрепленные определения понятий «закупка», «товары», «работы» и «услуги».

Поскольку в соответствии с положениями п. 3 ч. 9 ст. 4 и ч. 5 ст. 4 Закона № 223-ФЗ обязательным является указание предмета договора в извещении о закупке, а также публикация проекта договора, можно прийти к выводу, что именно заключение нового договора выступает в качестве результата проведения закупки, а под закупкой понимается процедура выбора контрагента, заключение с ним договора и его исполнение.

Кроме того, необходимо отметить, что в соответствии с положениями ч. 1 ст. 2 Закона о корпоративных закупках заказчики, кроме указанного Закона, при закупке руководствуются, в частности, нормами Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также положениями о закупке, принятыми в соответствии с ними. Таким образом, в связи с тем, что Закон № 223-ФЗ является частью гражданского законодательства, в рамках него заключаются гражданско-правовые договоры.

Согласно ч. 5 ст. 3 Закона № 223-ФЗ «участником закупки является любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе

индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки» [1].

Данное положение указывает на то, что Закон № 223-ФЗ также распространяется на заключение договоров с физическими лицами.

Закон № 223-ФЗ не содержит ограничений, в соответствии с которыми заключать гражданско-правовой договор необходимо исключительно с юридическими лицами.

Однако, согласно ст. 492 и 506 ГК РФ в случае, если речь идет о заключении договора поставки товаров или договора розничной купли-продажи, когда в силу гражданского законодательства поставщиком-продавцом или продавцом может быть только лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность, физическое лицо,

не зарегистрированное в качестве ИП, не имеет правовых оснований быть поставщиком товаров. Также, например, кадастровому инженеру предоставляется право осуществлять кадастровую деятельность либо в качестве ИП, либо в качестве работника юридического лица на основании трудового договора с ним.

В соответствии с вышеизложенным, можно прийти к выводу, что если договор с физическим лицом заключается не в рамках отношений, на которые не распространяется действие Закона о корпоративных закупках [7], согласно ч. 4 ст. 1 указанного Закона, то данный договор является закупкой и осуществлять ее заказчик должен с соблюдением требований Закона № 223-ФЗ, положения о закупке, а также руководствуясь принципом недопущения ограничения конкуренции, установленным ст. 3 Закона № 223-ФЗ.

Однако, указанные договоры не учитываются при определении объема

закупок, которые заказчики осуществляют у СМСП,

но учитываются договоры закупок с самозанятыми в связи с тем,

что самозанятым гражданам, в соответствии с Законом № 474-ФЗ присудили тот же статус, который имеют СМСП и закупки с участием самозанятых целесообразно проводить по правилам закупок у СМСП.

Список литературы:

1. Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» // Собрание законодательства РФ. - 25.07.2011. - № 30. - Ст. 4571.

2. Федеральный закон от 27.11.2018 № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» // Собрание законодательства РФ. - 03.12.2018, № 49, ст. 7494.

3. Федеральный закон от 27.12.2019 № 474-ФЗ «О внесении изменений в статью 25.1 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и статью 8 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» // Собрание законодательства РФ. - 30.12.2019, № 52, ст. 7792.

4. Постановление Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» // Собрание законодательства РФ. - 22.12.2014, № 51, ст. 7438.

5. Постановление Правительства РФ от 07.07.2021 № 1128 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц и признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. -12.07.2021, № 28, ст. 5556.

6. Письмо Минфина России от 05.05.2020 № 24-04-07/36166 «Об участии физлиц, применяющих НПД, в закупках работ и услуг».

7. Энциклопедии решений. Сфера действия Закона № 223-ФЗ: исключения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.