УДК 347.44
Шипицина Анастасия Алексеевна Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
Юридический факультет Россия, Москва shipitsina anastasia@mail.ru Shipitsina Anastasia Alekseevna Financial University under the Government of the Russian Federation
Faculty of law Russia, Moscow
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЪЕМА ЗАКУПОК, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫХ ЗАКАЗЧИКОМ У СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА Аннотация: статья посвящена исследованию роли физического лица при определении минимального объема закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства в рамках корпоративных закупок. В работе рассмотрены нормативные правовые акты, которыми были увеличены объемы закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства в целях их поддержки. Ключевые слова: корпоративные закупки, гражданско-правовой договор, субъекты малого и среднего предпринимательства, заказчик, физическое лицо.
DETERMINING THE VOLUME OF PURCHASES CARRIED OUT BY THE CUSTOMER FROM SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES
ENTITIES
Annotation: the article investigates the role of the individual in determining the minimum volume of procurement from small and medium-sized businesses entities in corporate procurement. The paper examines the regulatory legal acts that have
increased the volume of procurement from small and medium-sized businesses entities in order to support them.
Key words: corporate procurement, civil law contract, small and medium-sized businesses entities, customer, individual.
В настоящее время в стране существует большое количество вопросов, требующих государственной поддержки.
Во-первых, одной из важнейших составляющих рыночной экономики, а также приоритетным направлением экономической политики большинства современных государств является поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - СМСП).
Во-вторых, появление новых социально-профессиональных групп, к которым относятся самозанятые граждане.
В качестве одного из механизмов поддержки СМСП и самозанятых граждан в Российской Федерации выступают корпоративные закупки, изменения в правовом регулировании которых носят систематический характер.
Так, в связи со вступлением в силу Федерального закона от 27.12.2019 № 474-ФЗ «О внесении изменений в статью 25.1 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и статью 8 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон № 474-ФЗ) положения Федерального закона от 18.07.2011 № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон № 223-ФЗ, Закон о корпоративных закупках), касающиеся участия СМСП в закупках, стали распространяться на физических лиц, которые не являются индивидуальными предпринимателями (далее - ИП) и применяют специальный налоговый режим «Налог
на профессиональный доход» (далее - «самозанятые») на протяжении предусмотренного Федеральным законом от 27.11.2018 № 422-ФЗ срока проведения эксперимента [2].
В первую очередь это связано с постоянным ростом численности и доли самозанятых граждан среди экономически активного населения страны, а также в целях стимулирования самозанятых к легализации доходов.
Таким образом, меры поддержки, которые предусмотрены для СМСП, стали распространяться и на самозанятых, которые до внесения указанных изменений участвовали в корпоративных закупках на общих основаниях и наравне с другими участниками закупочного процесса.
В качестве мер поддержки, предусмотренных Законом № 223-ФЗ, можно выделить следующие меры: сокращенный срок оплаты поставленной продукции, обязательный объем закупок у данных субъектов, участие в программах партнерства и развития.
Одновременно необходимо отметить, что с утверждением Правительством Российской Федерации постановления от 07.07.2021 № 1128 были внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 11.12.2014 № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Постановление № 1352), которые расширили сферу применения Постановления № 1352 и увеличили объем закупок у СМСП.
Так, общий годовой объем закупок у СМСП вместо 20% составил 25%, доля стоимости договоров вместо 18% составила 20%, достижение указанных минимальных объемов распространяется на всех заказчиков по Закону № 223-ФЗ, за исключением юридических лиц, являющихся СМСП.
В связи со вступлением в силу указанных актов, необходимо определить
какие закупки учитываются при определении минимальных объемов закупок
336
у СМСП и будет ли заключение гражданско-правового договора с физическим лицом считаться закупкой в рамках Закона № 223-ФЗ.
Нормами Закона о корпоративных закупках закреплены лишь общие принципы и основные требования, которые предъявляются к закупкам товаров, работ, услуг, однако, отсутствуют законодательно закрепленные определения понятий «закупка», «товары», «работы» и «услуги».
Поскольку в соответствии с положениями п. 3 ч. 9 ст. 4 и ч. 5 ст. 4 Закона № 223-ФЗ обязательным является указание предмета договора в извещении о закупке, а также публикация проекта договора, можно прийти к выводу, что именно заключение нового договора выступает в качестве результата проведения закупки, а под закупкой понимается процедура выбора контрагента, заключение с ним договора и его исполнение.
Кроме того, необходимо отметить, что в соответствии с положениями ч. 1 ст. 2 Закона о корпоративных закупках заказчики, кроме указанного Закона, при закупке руководствуются, в частности, нормами Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также положениями о закупке, принятыми в соответствии с ними. Таким образом, в связи с тем, что Закон № 223-ФЗ является частью гражданского законодательства, в рамках него заключаются гражданско-правовые договоры.
Согласно ч. 5 ст. 3 Закона № 223-ФЗ «участником закупки является любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе
индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки» [1].
Данное положение указывает на то, что Закон № 223-ФЗ также распространяется на заключение договоров с физическими лицами.
Закон № 223-ФЗ не содержит ограничений, в соответствии с которыми заключать гражданско-правовой договор необходимо исключительно с юридическими лицами.
Однако, согласно ст. 492 и 506 ГК РФ в случае, если речь идет о заключении договора поставки товаров или договора розничной купли-продажи, когда в силу гражданского законодательства поставщиком-продавцом или продавцом может быть только лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность, физическое лицо,
не зарегистрированное в качестве ИП, не имеет правовых оснований быть поставщиком товаров. Также, например, кадастровому инженеру предоставляется право осуществлять кадастровую деятельность либо в качестве ИП, либо в качестве работника юридического лица на основании трудового договора с ним.
В соответствии с вышеизложенным, можно прийти к выводу, что если договор с физическим лицом заключается не в рамках отношений, на которые не распространяется действие Закона о корпоративных закупках [7], согласно ч. 4 ст. 1 указанного Закона, то данный договор является закупкой и осуществлять ее заказчик должен с соблюдением требований Закона № 223-ФЗ, положения о закупке, а также руководствуясь принципом недопущения ограничения конкуренции, установленным ст. 3 Закона № 223-ФЗ.
Однако, указанные договоры не учитываются при определении объема
закупок, которые заказчики осуществляют у СМСП,
но учитываются договоры закупок с самозанятыми в связи с тем,
что самозанятым гражданам, в соответствии с Законом № 474-ФЗ присудили тот же статус, который имеют СМСП и закупки с участием самозанятых целесообразно проводить по правилам закупок у СМСП.
Список литературы:
1. Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» // Собрание законодательства РФ. - 25.07.2011. - № 30. - Ст. 4571.
2. Федеральный закон от 27.11.2018 № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» // Собрание законодательства РФ. - 03.12.2018, № 49, ст. 7494.
3. Федеральный закон от 27.12.2019 № 474-ФЗ «О внесении изменений в статью 25.1 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и статью 8 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» // Собрание законодательства РФ. - 30.12.2019, № 52, ст. 7792.
4. Постановление Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» // Собрание законодательства РФ. - 22.12.2014, № 51, ст. 7438.
5. Постановление Правительства РФ от 07.07.2021 № 1128 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц и признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. -12.07.2021, № 28, ст. 5556.
6. Письмо Минфина России от 05.05.2020 № 24-04-07/36166 «Об участии физлиц, применяющих НПД, в закупках работ и услуг».
7. Энциклопедии решений. Сфера действия Закона № 223-ФЗ: исключения.