Научная статья на тему 'Институциональный механизм поддержки малого и среднего предпринимательства в корпоративных закупках РФ'

Институциональный механизм поддержки малого и среднего предпринимательства в корпоративных закупках РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
226
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРПОРАТИВНЫЕ ЗАКУПКИ / СУБЪЕКТЫ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / МЕХАНИЗМЫ ПРЕФЕРЕНЦИЙ / CORPORATE PROCUREMENT / SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES / INSTITUTIONAL REGULATION / PREFERENCE MECHANISMS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сигатова Наталия Анатольевна, Данилова Ирина Валентиновна, Савельева Ирина Петровна

В статье рассматривается институциональное обеспечение (нормы, процедуры, правила) участия и механизмы поддержки малого и среднего предпринимательства в сфере корпоративных закупок РФ. Раскрыта структура способов предоставления преференций МСП с позиции институциональной теории, систематизированы институциональные регламенты и правила взаимодействия институциональных секторов крупного бизнеса, МСП и государства в рамках доступа, взаимных требований и обязательств, условий включения малого и среднего бизнеса в закупки компаний с государственным участием. Дана оценка масштабов участия субъектов малого и среднего бизнеса в закупках крупнейших корпоративных заказчиков, связанных с государственным сектором для решения социально-экономических проблем национальной экономики. Уделено внимание результатам мониторинга принятых институциональных решений в контексте лучших зарубежных практик на предмет кооптации малых и средних предприятий в систему государственных и корпоративных закупок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Сигатова Наталия Анатольевна, Данилова Ирина Валентиновна, Савельева Ирина Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INSTITUTIONAL MECHANISM FOR SUPPORTING SMALL- AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES IN CORPORATE PROCUREMENT OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article describes the institutional support (norms, procedures, rules) of participation and support mechanisms for smalland medium-sized businesses in the field of corporate procurement of the Russian Federation. The structure of the methods for providing preferences to SMBs from the institutional theory perspective is explained, and the institutional regulations and the rules of interaction between institutional sectors of large business, SMBs and the state are systematized within the framework of the access, mutual requirements and obligations, conditions for including smalland medium-sized businesses in the procurement of companies with public ownership. The assessment of the scale of participation of smalland medium-sized businesses in the procurement of major corporate clients connected with the public sector to solve the socio-economic problems of the national economy is given. The results of monitoring the adopted institutional decisions in the context of the best international practices are examined with refard to the subject of co-optation of smalland medium-sized businesses into the system of state and corporate procurements.

Текст научной работы на тему «Институциональный механизм поддержки малого и среднего предпринимательства в корпоративных закупках РФ»

Экономическая теория и мировая экономика

УДК 338.22.01 DOI: 10.14529/em200201

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В КОРПОРАТИВНЫХ ЗАКУПКАХ РФ

Н.А. Сигатова, И.В. Данилова, И.П. Савельева

Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск, Россия

В статье рассматривается институциональное обеспечение (нормы, процедуры, правила) участия и механизмы поддержки малого и среднего предпринимательства в сфере корпоративных закупок РФ. Раскрыта структура способов предоставления преференций МСП с позиции институциональной теории, систематизированы институциональные регламенты и правила взаимодействия институциональных секторов крупного бизнеса, МСП и государства в рамках доступа, взаимных требований и обязательств, условий включения малого и среднего бизнеса в закупки компаний с государственным участием. Дана оценка масштабов участия субъектов малого и среднего бизнеса в закупках крупнейших корпоративных заказчиков, связанных с государственным сектором для решения социально-экономических проблем национальной экономики. Уделено внимание результатам мониторинга принятых институциональных решений в контексте лучших зарубежных практик на предмет кооптации малых и средних предприятий в систему государственных и корпоративных закупок.

Ключевые слова: корпоративные закупки, субъекты малого и среднего предпринимательства, институциональное регулирование, механизмы преференций.

Введение

В Российской Федерации компании с государственным участием являются крупнейшими покупателями товаров, работ, услуг. По данным Министерства финансов РФ в 2018 г. объем корпоративных закупок составил более 24,2 трлн рублей [9], что вместе с государственными закупками составляет почти 30 % производимого ВВП России. Такой весомый масштаб закупаемой продукции, по сути, отсекаемой от проверки на рыночную конкурентоспособность, оказывает существенное влияние на качество пространства рыночного механизма, в силу этого, правомерно стремление федеральных органов власти совершенствовать технологии закупок на основе принципов открытости, конкурентности, контроля общественной значимости и функциональной ценности закупаемой продукции.

Теория организации и управления закупками для государственного сектора экономики развивается в направлении исследования способов оценки и конкретизации условий обеспечения общественно-экономической результативности закупаемой продукции как компонентов механизма модернизации и инновационного обновления российской экономики, что представлено работами И.И. Смотрицкой, С.С. Шувалова, С.И. Черных и др. [13], Л.В. Слезко [17], И.В. Шаровой [18] и др.

Не менее перспективным является изучение инструментов активизации участия малого и среднего бизнеса в государственных и корпоративных

закупках в интересах развития конкурентной среды, идентификации и снижения правовых и экономических барьеров доступа МСП на рынки государственного сектора экономики России (В.Р. Байрашева, Т.С. Лысенко [12, 14]). В контексте имплантации лучших практик, компаративистики отечественного и международного опыта развития контрактных отношений крупного и малого бизнеса на рынке государственных и корпоративных закупок, интерес представляют труды О.В. Анчишкиной. С учетом различий институциональной среды развитых и развивающихся стран, структуры и эффективности рынков, норм ведения бизнеса, автор концентрирует внимание как на общих проблемах (сферы, критерии, форматы) предоставления преференций малому и среднему бизнесу на рынках государственных и корпоративных закупок, так и специфике инструментария стимулов участия малых хозяйственных форм деятельности [10, 11].

Несмотря на существующие публикации и исследования действующего механизма поддержки малого и среднего предпринимательства в корпоративных закупках, тема не является исчерпанной и аналитически достаточной с позиции эффективности государственного управления. Зонами, требующими внимания, являются институциональное обеспечение и институциональное регулирование технологий предоставления преференций малому и среднему бизнесу в корпоративных закупках; финансовые и информационные процедуры и пра-

вила участия; эффективность мониторинга проблем и ограничений развития МСП в интересах совершенствования сложившейся практики.

Теория

Институциональным фундаментом, регулирующим участие предприятий малого и среднего бизнеса в поставках для сектора государственного управления и компаний с государственным участием, являются два базовых федеральных закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» № 44-ФЗ от 5.05.2013 г. (далее - Закон о контрактной системе) и «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» № 223-Ф3 от 18.07.2011 г. (далее - Закон № 223-ФЗ). Фундаментальность нормативных документов определяется комплексом взаимосвязанных институциональных элементов (норм, процедур, функциональных правил), в единстве обеспечивающих регуляторный потенциал контрактной системы закупок.

Так, институциональное регулирование МСП в Законе о контрактной системе представлено институтами поддержки сектора малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций и как институциональных единиц, функционально встроенных в структуру контрактной системы РФ в целом [2]. В законодательстве о контрактной системе РФ заложены базовые (стратегические) институциональные правила взаимодействия по линии «государство -МСП». В тоже время Закон № 223-ФЗ ориентирован на институты (нормы, процедуры) оперативного взаимодействия в процессе закупочной деятельности между субъектами рынка разной организационно-правовой формы и сферы деятельности, бизнес-моделей (принципы закупок, порядок конкурентных процедур и процедуры контроля) [1]. Институциональными единицами, попадающими в сферу действия закона являются такие структуры, как крупные корпорации («Роснефть», «Газпром» и их дочерние предприятия), автономные организации, компании, занимающиеся оказанием услуг в сфере ЖКХ, бюджетные учреждения и другие, так называемые «общественные» компании, которые принадлежат государству или находятся под его контролем. Конечная цель институционального регулирования государством сферы системы закупок состоит в повышении эффективности расходов, сокращении транзакционных издержек, связанных с функционированием контрактной системы, сохранении конкурентности на рынке, в том числе корпоративных закупок.

Особой сферой институционального регулирования контрактной деятельности государства является нормативное и процедурное обеспечение участия малого и среднего предпринимательства (МСП) в закупках компаний с государственным участием. Применение институциональной теории

в данном направлении позволяет провести не только декомпозицию действующего институционального регулирования на основные элементы, структурные связи, но дать оценку степени сопряжённости институтов, наличие институциональных ловушек, ниш неопределённости и риска. В табл. 1 представлены некоторые элементы институционального регулирования закупок продукции у субъектов МСП компаниями с государственным участием.

Институциональное регулирование участия субъектов МСП в закупочной деятельности компаний с государственным участием в РФ реализуется с помощью трех основных правил (способов), а именно:

1) на общих основаниях;

2) участие в закупках, которые проводятся только для субъектов МСП;

3)участие в качестве субподрядчиков.

Детализируем содержание институциональных правил участия малого и среднего бизнеса в корпоративных закупках.

1. Первый способ участия малого и среднего бизнеса в корпоративных закупах на общих основаниях с крупными компаниями, то есть участником рынка может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя [1]. Безусловно, субъектам МСП сложно конкурировать с крупным бизнесом, поэтому конкурентные преимущества возможны только на рынках, где доминирует малый и средний бизнес.

2. Второй способ участия предполагает конкуренцию только между субъектами МСП. В этих условиях разработан комплекс институциональных норм, ориентированных на крупный бизнес с целью привлечения на данный рынок малого и среднего бизнеса. Такие нормы последовательно устанавливают рамки для сегмента корпоративного бизнеса с участием государства:

а) перечень крупнейших заказчиков (ежегодно корректируемый федеральным центром), которые обязаны предоставлять преференции малому и среднему бизнесу;

б) минимальную долю закупок у МСП (для корпоративных заказчиков с выручкой более 2 млрд руб. не менее чем 20 % совокупного годового объема закупок, при этом совокупный годовой стоимостной объем заключенных договоров по результатам закупок, проводимых только среди субъектов МСП, должен составить не менее чем 18 %) [5];

в) ограничения по начальной (максимальной) цене (НМЦ не более 200 млн рублей) для субъектов МСП, поскольку участники начинают исполнять договор за счет собственных или заемных

средств и НМЦ не должна быть барьером для входа на рынок корпоративных закупок [1];

г) размер обеспечения заявки на участие в закупке (устанавливается только в случае, если НМЦ договора превышает 5 млн рублей в размере не более 2 % НМЦ договора), право выбора способа обеспечения заявки на участие в закупке (банковская гарантия или денежные средства), вариативность обеспечения в зависимости от наличия/отсутствия выплаты аванса [1];

д) жесткость срока оплаты договоров, заключаемых с субъектами МСП (не позже 15 рабочих дней с даты подписания акта-приемки), что устраняет существовавший ранее барьер длительных сроков оплаты договоров.

Помимо этого, конкретизируется перечень заказчиков, которые обязаны осуществить закупку инновационной высокотехнологичной продукции, в том числе у субъектов МСП.

Институциональные правила закупок у субъек-

тов МСП включают многообразие конкурентных процедур, а именно конкурс, аукцион, запрос котировок, запрос предложений, исключительно в электронной форме и на определенных государством электронных торговых площадках, предполагающих создание равных условий для участников закупок. Заказчик в извещении и в документации об осуществлении закупки устанавливает ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты МСП. В свою очередь, участники закупок только декларируют свою принадлежность к указанным группам, что обеспечивает снижение трансакционных издержек участия субъектов МСП в электронных процедурах.

Проведение закупок для малого и среднего бизнеса исключительно в электронной форме позволяет:

- сократить затраты участников на подготовку и отправку документов заявки;

- увеличить количество участников: подать

Таблица 1

Элементы институционального регулирования МСП в системе закупок компаний с государственным участием

Институциональные единицы

Институциональные правила

Институциональные нормы

Институциональные процедуры

- Компании с государственным участием (заказчики);

- субъекты МСП;

- Министерство финансов РФ;

- Федеральная антимонопольная служба;

-Корпорация МСП

Способы участия субъектов МСП:

- на общих основаниях с другими участниками рынка (приемлемо в ситуациях и на рыночных сегментах, где МСП доминируют);

- участие в закупках, которые проводятся только для субъектов МСП

(предусматривает детализацию правил через комплекс институциональных норм и процедур);

- участие в качестве субподрядчиков

1) относительно субъектов:

- единый реестр субъектов МСП на сайте ФНС;

- норма (в %) закупок у МСП от совокупного годового объема закупок;

- ограничения по начальной (максимальной) цене (НМЦ) для участников - субъектов МСП;

- ограничение размера обеспечения заявки на участие в закупке в зависимости от НМЦ договора;

- выбор участником способа обеспечения заявки на участие в закупке;

- срок оплаты заказчиком договоров, заключаемых с субъектами МСП с даты подписания акта-приемки;

- перечень товаров, работ, услуг, закупаемых у субъектов МСП (устанавливают заказчики)

2) относительно общих условий:

- перечень электронных торговых площадок для электронных закупок у субъектов МСП;

- этапы, сроки, последовательность размещения информации о закупках у субъектов МСП в единой информационной системе;

3) прочие

- Размещение в ЕИС планов закупок у субъектов МСП на текущий финансовый год, в том числе план закупок инновационной высокотехнологичной продукции;

- варианты процедур закупок: конкурс, аукцион, запрос котировок, запрос предложений (исключительно в электронной форме и на определенных электронных торговых площадках);

- прочие

заявку сможет любой желающий, независимо от местоположения;

- облегчить контроль со стороны государственных органов за соблюдением законодательства при осуществлении закупок [19].

Общим положительным эффектом для всех субъектов является также активное внедрение электронного документооборота участниками рынка.

Государство не только регламентирует перечень конкурентных процедур в электронной форме, но и устанавливает единые институциональные нормы проведения таких закупок для субъектов МСП, в частности, сроки проведения; этапы закупок и их последовательность; размещение информации в ЕИС; требования к участникам закупки; требования к обеспечению заявок и другое.

Информационным обеспечением предоставления преференции является отражение информации о закупках у субъектов МСП уже на этапе планирования. В рамках Закона № 223-ФЗ действуют два плана закупок: на текущий финансовый год и план закупки инновационной высокотехнологичной продукции. В обе формы плана закупок включен раздел об участии субъектов МСП в закупках заказчика. При этом документы планирования размещаются в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) в сети Интернет, что позволяет участникам закупки - субъектам МСП планировать свою деятельность и своевременно подавать заявки на участие в электронных процедурах.

3. Третий способ участия субъектов МСП предусматривает участие указанных групп в качестве субподрядчиков. В законодательстве о корпоративных закупках нет ограничений на привлечение третьих лиц для исполнения договора. В извещении может быть указано требование к привлечению субподрядчиков из числа субъектов МСП. Условие о привлечении субподрядчиков, соисполнителей из числа указанной группы может включаться в договоры с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены договора. Подобный подход экономически стимулирует крупный бизнес на работу с субъектами МСП. К тому же он гораздо прозрачнее с точки зрения обеспечения конкуренции.

Отдельного внимания заслуживает отчетность по итогам корпоративных закупок у малого и среднего бизнеса. По итогам года заказчик обязан составить отчет об объеме закупок у рассматриваемых преференциальных групп и разместить его в ЕИС в сфере закупок. В такой отчет заказчик включает информацию о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных с субъектами МСП [4].

Некоторые заказчики обязаны закупать инновационную продукцию у субъектов МСП. Правительство утвердило перечень таких заказчиков, а

также годовой объем закупок, форму годового отчета и требования к его содержанию [6]. При этом создан специальный орган, который контролирует закупки заказчиков у субъектов МСП - АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» (далее - Корпорация МСП).

Предусмотрен также для субъектов МСП механизм информационной поддержки и обжалования действий или бездействия заказчика, который включает:

- методологическую и правовую поддержку, осуществляемую Корпорацией МСП;

- возможность обжаловать действие или бездействие заказчика в Федеральной антимонопольной службе России или в судебном порядке.

Результат

Ограничение официальной статистической базы для оценки результативности институционального регулирования, прежде всего временным периодом и системой индикаторов, позволяет делать выводы о расширении доступа субъектов МСП к закупкам крупнейших заказчиков лишь на основе данных Мониторинга закупок, товаров, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в РФ [8, 9]. Данные табл. 2 позволяют говорить о существенном продвижении и увеличении масштабов включения МСП в сферу корпоративных закупок. В 2018 году проведено расширение критериев отнесения организаций к крупнейшим заказчикам, по результатам которого на конец 2018 года количество данных субъектов увеличилось в 3,6 раз. При этом очевидным является резкое увеличение годового объема закупок (на 60 %) и товарных позиций (на 125 %), при сокращении средней стоимости договора (на 38 %). По сути, процесс увеличения количества договоров при снижении стоимости каждого, не позволяет сделать вывод о том, расширяется ли поле участников или попадают одни и те же хозяйственные единицы, которые смогли войти на данный рынок закупок.

Наибольший объем закупок в 2018 г. у субъектов МСП среди крупнейших заказчиков отмечен у: АО «РЖД» (262,89 млрд рублей), ПАО «Ростелеком» (108,69 млрд рублей), АО «ГСК «Югория» (75,08 млрд рублей), АО «РЖДстрой» (71,21 млрд рублей), ПАО «ФСК ЕЭС» (65,89 млрд рублей). В региональном разрезе лидерами по объему закупок у субъектов МСП в 2018 г. являются: Москва (1 065,79 млрд рублей, более 30 % всех закупок), Санкт-Петербург (323,74 млрд рублей, примерно -10 %), Московская область (155,34 млрд рублей), Свердловская область (116,58 млрд рублей), Республика Башкортостан (78,95 млрд рублей) [9]. Таким образом, территориальная концентрация в мегаполисах составляет примерно половину всего объема закупок у МСП.

Значительную роль в расширении доступа субъектов МСП к государственным закупкам играет Корпорация МСП [3]. Так, с участием названного субъекта проводится работа по внедрению программ партнерства между крупнейшими заказчиками и субъектами МСП. В 2017 году участниками подобных программ стали 1480 субъектов МСП [8].

По результатам корпоративных закупок у субъектов МСП проводится оценка и мониторинг соответствия соблюдения годового объема закупок инновационной высокотехнологичной продукции. Результаты мониторинга представлены в табл. 3. Анализ показал, что федеральный центр консервативен в отношении количества компаний, которые обязаны закупать у субъектов МСП инновационную продукцию, в то же время, если объем закупок такой продукции в целом вырос на 70 % в 2018 г. по сравнению с 2017 г., то в отношении малого и среднего бизнеса за тот же период - на 176 %.

С позиции результативности использования финансовых средств применение в корпоративных закупках у субъектов МСП конкурентных процедур в электронной форме способствует формированию экономии у заказчиков (табл. 4).

Наибольший объем закупок у субъектов МСП в 2018 году приходится на строительные работы и

составил 52,4 % от общего объема наиболее закупаемых товаров, работ, услуг у субъектов МСП и услуги по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств (26 %).

Обобщая эмпирические данные и структуру институционального регулирования, можно говорить о некотором начальном этапе, который, с одной стороны, индуцировал импульс привлечения субъектов МСП на рынок корпоративных закупок, с другой - пока не реализовал заложенный потенциал активизации, стимулирования спроса и включения в данный сегмент закупок у малого и среднего бизнеса.

Анализ участия МСП на рынке корпоративных закупок, который достаточно активно обсуждается в экономической науке и практике [10-13, 15, 16, 17, 20], позволил выявить ограничения, которые в ракурсе эволюционно-институциональной теории можно разграничить на два основных блока: 1) эволюционные проблемы институционального регулирования, что проявляется в несопряжённости инструментария (правил и кооптированных в него норм, процедур) с национальными целями современного этапа развития экономики РФ; 2) институциональных ловушек, главным образом, со стороны неформальных институтов. Такая систематизация отражает методологическую позицию

Таблица 2

Результаты закупок крупнейших заказчиков у субъектов МСП в 2017-2018 гг.

№ Показатель 2017 2018 Прирост 2018/2017, %

1 Количество крупнейших заказчиков, в т. ч. - федерального уровня - регионального уровня 420 1 518 +261,43

188 232 1 218 300 +548,0 +29,31

2 Годовой объем закупок у субъектов МСП (трлн. руб.) 2,08 3,264 +57,0

3 Количество договоров с субъектами МСП 159 885 402 103 +151,5

4 Средняя стоимость договора с субъектами МСП (млн руб.) 13,05 8,12 -37,78

5 Номенклатура закупок у субъектов МСП (тыс. позиций) 161,07 362 +124,75

Источник [8, 9].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 3

Объем закупок крупнейшими заказчиками инновационной продукции у субъектов МСП в 2017-2018 гг.

№ Показатель 2017 2018 Прирост 2018/2017, %

1 Количество крупнейших заказчиков 94 94 -

2 Объем закупок инновационной продукции (млрд руб.), в т. ч. - у субъектов МСП 346,98 18,01 590,6 49,7 +70,21 +176,0

Источник [8, 9].

авторов, согласно которой институты могут выступать катализаторами (существует самостоятельная созидательная функция институтов, как генераторов роста) или ограничителями (сохранение институтов прежней системы, «институциональных ловушек»), тормозящих развитие экономики.

Таблица 4

Экономия средств при закупках у субъектов МСП и среднее количество поданных заявок на торгах в 2017-2018 гг.

Источник [8, 9].

Анализ номенклатуры закупаемой продукции показывает явное преобладание двух позиций (табл. 5).

Таблица 5

Номенклатура наиболее закупаемых у субъектов МСП товаров, работ, услуг

Институциональная несопряженность, по мнению авторов, заключается в том, что отраслевая неспецифицированность мер поддержки МСП приводит к ее концентрации в непроизводственной сфере (услуги производственной инфраструктуры). В результате меры поддержки малого и среднего бизнеса на рынке корпоративных закупок не способствуют его включению в обрабатываю-

щий сектор, как основу индустриальных изменений, в том числе в сфере импортозамещения. Вопросы ограничения доступа на рынок корпоративных закупок импортной продукции и предоставления преференций отечественным товаропроизводителям становятся все более значимыми в условиях кризисных тенденций в российской экономике.

Другим немаловажным ограничителем является наличие фрикций со стороны инфраструктуры закупок, связанных с затратами на поиск информации и оформления документации по нормативным форматам, что часто требует стандартных навыков, отсутствующих у предприятий МСП. Самостоятельное значение имеет стереотип оппортунистического поведения (неформальные институты) на рынке как со стороны корпоративных субъектов, так и субъектов МСП (недобросовестность, сокрытие и использование фактора асимметрия информации, сговор и т. д.) (табл. 6).

Выводы

Развитие институционального регулирования в части снижения нормативных, процедурных, инструментальных ограничений с целью расширения доступа МСП на рынок государственных и корпоративных закупок, является общим трендом как для РФ, так и для зарубежных стран [20-26]: использование электронных способов закупок; устранение чрезмерных требований к поставщикам субъектам малого и среднего бизнеса; разукрупнение значительных по стоимости контрактов на более мелкие лоты; формирование консорциумов для участия в корпоративных закупках с привлечением субъектов малого и среднего предпринимательства; техническая и информационно-разъяснительная помощь участникам закупок; финансовая помощь в форме авансовых платежей по договорам; ценовые преференции; выделение квот по объемам закупок; программы субподряда и другие меры. Реформирование системы корпоративных закупок в РФ осуществляется с учетом положительного мирового опыта.

Не вызывает сомнений необходимость государственной поддержки малого и среднего бизнеса на рынке корпоративных закупок. Так, ключевым показателем принятого в РФ национального плана развития конкуренции на 2018-2020 годы стало увеличение к 2020 году доли закупок, участниками которых являются только субъекты малого и среднего предпринимательства в сфере закупок отдельными видами юридических лиц до 18 % к 2020 году [7]. Необходимо отметить, что основные направления совершенствования способов участия и механизмов поддержки субъектов МСП в корпоративных закупках разрабатываются с учетом положительного опыта поддержки малого бизнеса и социально ориентированных некоммерческих организаций в контрактной системе государственных закупок. В частности, планируется расширение горизонта планирования закупок для субъектов

№ Показатель 2017 2018

1 Экономия средств при закупках у субъектов МСП (%) 11,13 8,52

2 Среднее количество поданных заявок 1,83 1,97

2018

№ Товары, работы, услуги млрд %

руб.

1 Работы строительные 128,8 52,4

2 Услуги по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств 64,02 26,05

3 Оборудование стартовое для аппаратов летатель-

ных, устройства тормозные палубные или анало- 21,43 8,7

гичные; оборудование балансировки шин

4 Препараты лекарственные 16,67 6,8

5 Услуги по ремонту и техническому обслуживанию прочего оборудования общего назначения 14,85 6,05

Итого 245,77 100

Источник [9].

Таблица 6

Институциональные ограничения участия субъектов МСП в корпоративных закупках

Институциональная инфраструктура участия МСП в закупках Информационная непрозрачность и трудности поиска информации о возможности участия в корпоративных закупках в единой информационной системе в системе закупок

Затраты, связанные с участием в корпоративных закупках (наличие электронной подписи, обеспечение заявки на участие в процедуре, обеспечение исполнения контракта и др.)

Влияние неформальных институтов (институциональные ловушки) Отсутствие необходимых знаний в сфере закупок, постоянные изменения в законодательстве о корпоративных закупках

Намеренное искажение сведений о закупках в единой информационной системе

Описание характеристик объекта закупки под конкретного производителя или товарный знак, установление излишних требований к поставщикам и товарам

Объединение фирм для участия в торгах, создание картелей для вытеснения добросовестных участников

Использование демпинга, как инструмента вытеснения конкурентов

МСП до 3 лет; сокращение сроков платы по договорам, заключенным с субъектами МСП и ответственность за нарушение этих сроков; установление единых требования к содержанию и составу заявки в закупках, в которых участниками могут быть только СМП; предоставление преимуществ СМП-производителям и другое.

Институционально регулирование участия МСП на рынке корпоративных закупок в РФ находится в стадии формирования, основным ориентиром является расширение его доступности для малого и среднего бизнеса, имеющего нереализованный производственный и инновационный потенциал, что требует от государственных инструментов усиления секторальных ориентиров, нейтрализации инфраструктурных барьеров и создания условий для переформатирования поведенческих стереотипов («закрытия» институциональных ловушек).

Литература

1. Федеральный закон от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». - http://www.con-sultant.ru/document/cons_doc_LA Ж_116964

2. Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». - http://www.con-sultant. ru/document/cons_doc_LA Ж_144624

3. Федеральный закон от 24.07.2007№ 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». - http://www.con-sultant. ru/document/cons_doc_LA Ш_52144

4. Постановление Правительства РФ от 11 декабря 2014 г. № 1352 Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц. - https://www.ga-Шп1 ru/products/ipo/prime/doc/70719336/

5. Постановление Правительства РФ от 1 августа 2019 г. № 1001 О внесении изменений в положение об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц. - https:// https://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/72263236/

6. Распоряжение Правительства РФ от 6 ноября 2015 г. № 2258-р Об утверждении перечня конкретных заказчиков, чьи проекты планов закупки товаров, работ, услуг, проекты планов закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств, проекты изменений, вносимых в такие планы, до их утверждения подлежат проводимой акционерным обществом «Федеральная корпорация по развитию МСП» оценке соответствия требованиям законодательства РФ, предусматривающим участие субъектов МСП в закупке (с изменениями и дополнениями). -https:// http://base.garant. т/71245420/

7. Национальный план развития конкуренции в российской Федерации на 2018-2020 годы. Утвержден Указом Президента РФ от 21 декабря 2017 г. № 618. - https://www.garant.ru/hotlaw/federal/ 1156441/

8. Мониторинг применения Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в 2017 г. - https://www.minfin.ru/ru/ perfomance/contracts/purchases

9. Мониторинг применения Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юриди-ческихлиц» в 2018 г. - https://https://www.minfin.ru/ ru/perfomance/contracts/purchases

10. Анчишкина, О.В. Отечественный и международный опыт развития контрактных отношений с малым бизнесом: принципы и подходы / О.В. Анчишкина // Госзаказ: управление, размещение, обеспечение. - 2018. - № 54. - С. 70-75.

11. Анчишкина, О.В. Отечественный и международный опыт развития контрактных отношений с малым бизнесом: инструменты поддержки друг друга/ О.В. Анчишкина // Госзаказ: управление, размещение, обеспечение. - 2019. - № 55. -С. 32-37.

12. Байрашев, В.Р. Правовые и экономические барьеры участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ/ В.Р. Байрашев //Госзаказ: управление, размещение, обеспечение. - 2018. - № 52. - С. 82-87.

13. Институт общественных закупок в современной российской экономике: Монография / под ред. И.И. Смотрицкой, С.И. Черных. - М., 2016. - 280 с.

14. Лысенко, Т.С. Анализ изменений нормативно-правовых актов, затрагивающих осуществление закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства / Т.С. Лысенко // Экономика: проблемы, решения и перспективы. - 2018. -№ 5. - С. 109-114.

15. Песегова, Т.Н. Закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства: проблемы планирования и отчетности / Т.Н. Песегова //Корпоративные закупки - 2019: практика применения Федерального закона № 223-ФЗ. Сборник докладов. - М.: Компания Ладья, 2019. - C. 51-55.

16. Сигатова, Н.А. Контрактная система в сфере государственных и муниципальных закупок: ограничения и перспективы развития / Н.А. Сига-това // Наука ЮУрГУ: материалы 67-й научной конференции ППС. Секции экономики, управления и права - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2015. - Т. 1. - С. 433-440.

17. Слезко, Л.В. Роль государственного сектора экономики России в развитии малого и среднего предпринимательства / Л.В. Слезко // Муниципальная академия. -2018. - № 8. - С. 62-66.

18. Шарова, И. В. Возможности взаимодействия государственных корпораций и субъектов малого и среднего предпринимательства в области государственных закупок / И.В. Шарова, Е.А. Кузнецова // Актуальные вопросы современной науки. - 2015. - С. 62. - https://elibrary.ru/ item. asp?id=25115911

19. Шибанов, H.A. Конкурентные закупки в электронной форме среди МСП. Практическая реализация требований ст. 3.4 Закона M 223-ФЗ /H.A. Шибанов // Корпоративные закупки - 2019: практика применения Федерального закона M 223-ФЗ. Сборник докладов. - М.: Компания Ладья, 2019. - С. 180-184.

20. Karjalainen K., Kemppainen K. The involvement of small-and medium-sized enterprises in public procurement: Impact of resource perceptions, electronic systems and enterprise size // Journal of Purchasing & Supply Management. - 2008. - V. 14. -P. 230-240.

21. Kidalov M.V., Snider K.F.US and European Public Procurement Policies for Small and Medium-Sized Enterprises (SME): A Comparative Perspective // Business and Politics. - 2011. - V. 13, Is. 4. - P. 1-41.

22. Nicholas С., Fruhmann М. Small and medium-sized enterprises policies in public procurement: Time for a rethink? // Journal of Public Procurement.

- 2014. - V. 14, M 3. - P. 328-360.

23. Obanda, P. W. Small and Medium Scale Enterprises (SMEs) and Public Procurement in Developing Countries // Proceedings of the 5th International Public5 Procurement Conference Seattle, USA, August 17-19. - 2012. - P. 1-23.

24. Pirvu D., Clipici E. Social Enterprises and the EU's Public Procurement Market // International Society for Third-Sector Research. - 2015. - P. 1-27.

25. Sarter E.K., Fuchs S., Sack D. SME-friendly public procurement in Germany? Legal strategies and political challenges // Working Paper Series 'Comparative Governance' Topic: Public Procurement. -2014. - P. 1-25.

26. Sigatova, N., Telyubaeva, A., Bogdanova, O., Meshkova, T. Support mechanisms for small businesses in contract procurement system of state purchasing // Proceedings of the 32nd International Business Information Management Association Conference, IBIMA 2018 - Vision 2020: Sustainable Economic Development and Application of Innovation Management from Regional expansion to Global Growth 2018, 32nd International Business Information Management Association Conference, IBIMA 2018; Seville; Spain; 15 November 2018 - 16 November 2018.

- P. 3617-3626.

Сигатова Наталия Анатольевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории, региональной экономики, государственного и муниципального управления, Южно-Уральский государственный университет (г. Челябинск), sigatovana@susu.ru

Данилова Ирина Валентиновна, доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры экономической теории, региональной экономики, государственного и муниципального управления, Южно -Уральский государственный университет (г. Челябинск), danilovaiv@susu.ru

Савельева Ирина Петровна, доктор экономических наук, профессор, директор Высшей школы экономики и управления, Южно-Уральский государственный университет (г. Челябинск), savelevaip@susu. т

Поступила в редакцию 24 апреля 2020 г.

DOI: 10.14529/em200201

INSTITUTIONAL MECHANISM FOR SUPPORTING SMALL- AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES IN CORPORATE PROCUREMENT OF THE RUSSIAN FEDERATION

N.A. Sigatova, I.V. Danilova, I.P. Savelyeva

South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation

The article describes the institutional support (norms, procedures, rules) of participation and support mechanisms for small- and medium-sized businesses in the field of corporate procurement of the Russian Federation. The structure of the methods for providing preferences to SMBs from the institutional theory perspective is explained, and the institutional regulations and the rules of interaction between institutional sectors of large business, SMBs and the state are systematized within the framework of the access, mutual requirements and obligations, conditions for including small- and medium-sized businesses in the procurement of companies with public ownership. The assessment of the scale of participation of small- and medium-sized businesses in the procurement of major corporate clients connected with the public sector to solve the socio-economic problems of the national economy is given. The results of monitoring the adopted institutional decisions in the context of the best international practices are examined with refard to the subject of co-optation of small- and medium-sized businesses into the system of state and corporate procurements.

Keywords: corporate procurement, small- and medium-sized businesses, institutional regulation, preference mechanisms.

References

1. Federal'nyy zakon ot 18 iyulya 2011 g. № 223-FZ «O zakupkakh tovarov, rabot, uslug otdel'nymi vidami yuridicheskikh lits» [Federal Law on the Procurement of Goods, Works and Services by Certain Types of Legal Entities as of July 18, 2011 No. 223-®3]. Available at: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_116964

2. Federal'nyy zakon ot 5 aprelya 2013 g. № 44-FZ «O kontraktnoy sisteme v sfere zakupok tovarov, rabot, uslug dlya obespecheniya gosudarstvennykh i munitsipal'nykh nuzhd» [Federal Law on the Contract System in the Sphere of Procurement of Goods, Works and Services for Ensuring State and Municipal Needs as of April 5, 2013 No. 44-®3]. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144624

3. Federal'nyy zakon ot 24.07.2007 № 209-FZ «O razvitii malogo i srednego predprinimatel'stva v Rossiyskoy Federatsii» [Federal Law on the Development of Small- and Medium-sized Businesses in the Russian Federation as of July 24, 2007 No.209-®3]. Available at: http://www.consultant.ru/ docu-ment/cons_doc_LAW_52144

4. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 11 dekabrya 2014 g. № 1352 Ob osobennostyakh uchastiya sub"ektov malogo i srednego predprinimatel'stva v zakupkakh tovarov, rabot, uslug otdel'nymi vidami yuridicheskikh lits [Resolution by the Government of the Russian Federation on the Specifics of Participation of Small- and Medium-sized Businesses in the Procurement of Goods, Works and Services by Certain Types of Legal Entities as of December 11, 2014 No. 1352]. Available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70719336/

5. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 1 avgusta 2019 g. № 1001 O vnesenii izmeneniy v polozhenie ob osobennostyakh uchastiya sub"ektov malogo i srednego predprinimatel'stva v zakupkakh tovarov, rabot, uslug otdel'nymi vidami yuridicheskikh lits [Resolution by the Government of the Russian Federation on the Amendments to the Provisions on the Specifics of Participation of Small- and Medium-sized Businesses in the Procurement of Goods, Works and Services by Certain Types of Legal Entities as of August 1, 2019 No. 1001]. Available at: https:// https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72263236/

6. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 6 noyabrya 2015 g. № 2258-r Ob utverzhdenii perechnya konkretnykh zakazchikov, ch'i proekty planov zakupki tovarov, rabot, uslug, proekty planov zakupki innovatsionnoy produktsii, vysokotekhnologichnoy produktsii, lekarstvennykh sredstv, proekty izmeneniy, vnosimykh v takie plany, do ikh utverzhdeniya podlezhatprovodimoy aktsionernym obshchestvom «Federal'naya korporatsiya po razvitiyu MSP» otsenke sootvetstviya trebovaniyam zakonodatel'stva RF, predusmatrivayushchim uchastie sub "ektov MSP v zakupke (s izmeneniyami i dopolneniyami) [Order by the Government of the Russian Federation on the Approval of the List of Specific Customers with the Draft Plans for the Procurement of Goods, Works and Services, Draft Plans for the Procurement of Innovative Products, High-tech Products, Medications, and Draft Amendments to Such Plans Prior to Their Approval to Be Assessed on Their Compliance with the

Requirements of the Legis lation of the Russian Federation by the Joint-stock Company Federal Corporation for the Development of SMBs, Including the SMBs Participation in the Procurement (with certain changes and additions) as of November 6, 2015 No. 2258-p]. Available at: https:// http://base.garant.ru/71245420/

7. Natsional'nyy plan razvitiya konkurentsii v rossiyskoy Federatsii na 2018-2020 gody. Utverzhden Ukazom Prezidenta RF ot 21 dekabrya 2017 g. № 618 [National Plan on the Development of Competition in the Russian Federation for 2018-2020. Approved by the Decree of the President of the Russian Federation No. 618 as of December 21, 2017]. Available at: https://www.garant.ru/hotlaw/federal/1156441/

8. Monitoring primeneniya Federal'nogo zakona ot 18 iyulya 2011 g. № 223-FZ «O zakupkakh tovarov, rabot, uslug otdel'nymi vidami yuridicheskikh lits» v 2017 g. [Monitoring of the Application of the Federal Law on the Procurement of Goods, Works and Services by Certain Types of Legal Entities for 2017 as of July 18, 2011 No. 223-03]. Available at: https://www.minfin.ru/ru/perfomance/contracts/purchases

9. Monitoring primeneniya Federal'nogo zakona ot 18 iyulya 2011 g. № 223-FZ «O zakupkakh tovarov, rabot, uslug otdel'nymi vidami yuridicheskikh lits» v 2018 g [Monitoring of the Application of the Federal Law on the Procurement of Goods, Works and Services by Certain Types of Legal Entities for 2018 as of July 18, 2011 No. 223-03]. Available at: https:// https://www.minfin.ru/ru/perfomance/contracts/purchases

10. Anchishkina O.V. [Local and International Experience in the Development of Contractual Relations with Small Businesses: Principles and Approaches]. Goszakaz: upravlenie, razmeshchenie, obespechenie [State Order: Management, Arrangement, Provision], 2018, no. 54, pp. 70-75. (in Russ.)

11. Anchishkina O.V. [Local and International Experience in the Development of Contractual Relations with Small Businesses: Mutual Support Tools]. Goszakaz: upravlenie, razmeshchenie, obespechenie [State Order: Management, Arrangement, Provision], 2019, no. 55, pp. 32-37. (in Russ.)

12. Bayrashev V.R. [Legal and Economic Barriers to Participation of Small- and Medium-sized Businesses in Procurement under 44-03 and 223 -03]. Goszakaz: upravlenie, razmeshchenie, obespechenie [State Order: Management, Arrangement, Provision], no. 52, pp. 82-87. (in Russ.)

13. Smotritskaya I.I., Chernykh S.I. (Eds.) Institut obshchestvennykh zakupok v sovremennoy rossiyskoy ekonomike [Institute of Public Procurement in Modern Russian Economy]. Moscow, 2016. 280 p.

14. Lysenko T.S. [Analysis of Changes in Regulatory Acts Affecting the Procurement from Small- and Medium-sized Businesses]. Ekonomika: problemy, resheniya iperspektivy [Economics: Problems, Solutions and Prospects], 2018, no. 5, pp. 109-114. (in Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Pesegova T.N. [Procurement from Small- and Medium-sized Businesses: Problems of Planning and Reporting]. Korporativnye zakupki - 2019: praktika primeneniya Federal'nogo zakona № 223-FZ. Sbornik dokladov [Corporate Procurement-2019: Practice of the Application of the Federal Law No. 223-03. Collected Reports]. Moscow, 2019, pp. 51-55. (in Russ.)

16. Sigatova N.A. [Contract System in the Sphere of State and Municipal Procurement: Restrictions and Development Prospects]. Nauka YuUrGU: materialy 67-y nauchnoy konferentsii PPS. Sektsii ekonomiki, upravleniya i prava [SUSU Science: Materials of the 67th Scientific Conference for the Academic Staff. Economics, Management and Law Sections]. Chelyabinsk, 2015, vol. 1, pp. 433-440. (in Russ.)

17. Slezko L.V. [Role of the Public Sector of the Russian Economy in the Development of Small- and Medium-sized Businesses]. Munitsipal'naya akademiya [Municipal Academy], 2018, no. 8, pp. 62-66. (in Russ.)

18. Sharova I.V., Kuznetsova E.A. [Collaboration Opportunities between State Corporations and Small-and Medium-sized Businesses in the Field of Public Procurement]. Aktual'nye voprosy sovremennoy nauki [Current Issues of Modern Science], 2015, p. 62. (in Russ.) Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=25115911

19. Shibanov N.A. [Competitive Procurement in Electronic Form among SMBs. Practical Implementation of the Requirements of Art. 3.4 of Law No. 223-03]. Korporativnye zakupki - 2019: praktika primeneniya Federal'nogo zakona № 223-FZ [Corporate Procurement-2019: Practice of the Application of the Federal Law No. 223-03. Collected Reports]. Moscow, 2019, pp. 180-184. (in Russ.)

20. Karjalainen K., Kemppainen K. The involvement of small-and medium-sized enterprises in public procurement: Impact of resource perceptions, electronic systems and enterprise size. Journal of Purchasing & Supply Management, 2008, vol. 14, pp. 230-240. DOI: 10.1016/j.pursup.2008.08.003

21. Kidalov M.V., Snider K.F.US and European Public Procurement Policies for Small and Medium-Sized Enterprises (SME): A Comparative Perspective. Business and Politics, 2011, vol. 13, iss. 4, pp. 1-41. DOI: 10.2202/1469-3569.1367

22. Nicholas S., Fruhmann M. Small and medium-sized enterprises policies in public procurement: Time for a rethink? Journal of Public Procurement, 2014, vol. 14, no. 3, pp. 328-360. DOI: 10.1108/JOPP-14-03-2014-B002

23. Obanda P.W. Small and Medium Scale Enterprises (SMEs) and Public Procurement in Developing Countries. Proceedings of the 5th International Public5 Procurement Conference Seattle, USA, August 17-19, 2012, pp. 1-23.

24. Pirvu D., Clipici E. Social Enterprises and the EU's Public Procurement Market. International Society for Third-Sector Research, 2015, pp. 1-27.

25. Sarter E.K., Fuchs S., Sack D. SME-friendly public procurement in Germany? Legal strategies and political challenges. Working Paper Series 'Comparative Governance' Topic: Public Procurement, 2014, pp. 1-25.

26. Sigatova N., Telyubaeva A., Bogdanova O., Meshkova T. Support mechanisms for small businesses in contract procurement system of state purchasing. Proceedings of the 32nd International Business Information Management Association Conference, IBIMA 2018 - Vision 2020: Sustainable Economic Development and Application of Innovation Management from Regional expansion to Global Growth 2018, 32nd International Business Information Management Association Conference, IBIMA 2018. Seville; Spain; 15 November 2018 - 16 November 2018, pp. 3617-3626.

Nataliya A. Sigatova, Candidate of Sciences (Economics), Associate Professor of the Department of Economic Theory, Regional Economics, and State and Municipal Management, South Ural State University, Chelyabinsk, sigatovana@susu.ru

Irina V. Danilova, Doctor of Sciences (Economics), Professor, Professor of the Department of Economic Theory, Regional Economics, and State and Municipal Management, South Ural State University, Chelyabinsk, danilovaiv@susu. ru

Irina P. Savelyeva, Doctor of Sciences (Economics), Professor, Director of the School of Economics and Management, South Ural State University, Chelyabinsk, savelevaip@susu.ru

Received April 24, 2020

ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ

FOR CITATION

Сигатова, Н.А. Институциональный механизм поддержки малого и среднего предпринимательства в корпоративных закупках РФ / Н.А. Сигатова, И.В. Данилова, И.П. Савельева // Вестник ЮУрГУ. Серия «Экономика и менеджмент». - 2020. - Т. 14, № 2. -С. 7-17. DOI: 10.14529/em200201

Sigatova N.A., Danilova I.V., Savelyeva I.P. Institutional Mechanism for Supporting Small- and Medium-Sized Businesses in Corporate Procurement of the Russian Federation. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Economics and Management, 2020, vol. 14, no. 2, pp. 7-17. (in Russ.). DOI: 10.14529/em200201

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.