Научная статья на тему 'Протекционизм политики публичных закупок для малого и среднего бизнеса в процессе реверсии мировых экономических отношений'

Протекционизм политики публичных закупок для малого и среднего бизнеса в процессе реверсии мировых экономических отношений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
312
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ЗАКАЗЫ / ПУБЛИЧНЫЕ БЮДЖЕТНЫЕ ЗАКУПКИ / МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС / ПРОТЕКЦИОНИЗМ / ПРЕФЕРЕНЦИИ / STATE AND MUNICIPAL ORDERS / PUBLIC BUDGET PURCHASES / SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESS / PROTECTIONISM / PREFERENCES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Медякова Екатерина Михайловна

В статье анализируются меры поддержки малого и среднего бизнеса при реализации публичных бюджетных закупок, дополненные в 2016 г. рядом нововведений. Аргументированно определены приоритетные направления государственной политики России в области государственных, муниципальных и корпоративных закупок у субъектов малого и среднего бизнеса для реализации мер по импортозамещению, повышению конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей в условиях международных санкций и внутренних институциональных преобразований современной России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Медякова Екатерина Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Protectionism of the policy of public procurement for small and medium-sized businesses in the process of reversion of world economic relations

The article analyzes the measures to support small and medium-sized businesses during implementation of public budget purchases, supplemented in 2016 with a number of innovations. We reasonably identified the priority directions of Russian state policy in the field of public, municipal and corporate procurement from small and medium-sized businesses for the implementation of measures for import substitution, increasing the competitiveness of domestic producers under international sanctions and internal institutional reforms of modern Russia.

Текст научной работы на тему «Протекционизм политики публичных закупок для малого и среднего бизнеса в процессе реверсии мировых экономических отношений»

экономика, предпринимательство и право

Том 6 • Номер 4 • Октябрь-декабрь 2016 ISSN 2222-534Х

>

издательство

Креативная экономика

Journal of Economics, Entrepreneurship and Law

протекционизм политики публичных закупок для малого и среднего бизнеса в процессе реверсии мировых экономических отношений

Медякова Е.М.1

1 Южно-Российский институт управления — филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Ростов-на-Дону, Россия

АННОТАЦИЯ:_

В статье анализируются меры поддержки малого и среднего бизнеса при реализации публичных бюджетных закупок, дополненные в 2016 г. рядом нововведений. Аргументированно определены приоритетные направления государственной политики России в области государственных, муниципальных и корпоративных закупок у субъектов малого и среднего бизнеса для реализации мер по импортозаме-щению, повышению конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей в условиях международных санкций и внутренних институциональных преобразований современной России.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: государственные и муниципальные заказы, публичные бюджетные закупки, малый и средний бизнес, протекционизм, преференции

Protectionism of the policy of public procurement for small and medium-sized businesses in the process of reversion of world economic relations

Medyakova E.M.1

1 South-Russian Institute of Management — RANEPA branch, Russia

Протекционизм в российской экономике рассматривается отечественными экономистами как адекватная ответная мера на санкци-онные ограничительные действия ряда зарубежных стран. Последние явились политической реакцией на присоединение р. Крым и украинский конфликт, однако имели существенные экономические последствия для всех участвующих сторон.

На фоне сдерживаемого сторонними факторами и нестабильного экономического роста в развитых странах, оказывающих наибольшее влияние на мирохозяйственные связи, а также нестабильного экономического положения России, с 2014 г. наблюдается реверсия мировых экономических отношений со всеми недостатками, присущими экономической политике прошлого века. Отечественная экономическая политика была поставлена перед сложнейшей задачей реше-

ния внутренних проблем, в том числе касающихся предпринимательской среды, при отсутствии внешней поддержки давних экономических партнеров. При этом Россия, вступив во Всемирную торговую организацию (далее — ВТО) в 2012 г., взяла на себя ряд обязательств по гармонизации законодательства, а также по изменению вектора экономической политики для создания равноценных условий иностранным и отечественным поставщикам. Это повлекло опасения экономистов в невысокой конкурентоспособности отечественных бизнес-структур в ряде ключевых отраслей. Однако последовавший в 2014 г. кризис системы международных отношений и введенные санкции и контрсанкции вновь актуализировали для отечественной экономики потенциал политики протекционизма. Как отмечает Минэкономразвития РФ, государство целенаправленно поддерживает российских производителей и поставщиков в рамках публичных бюджетных закупок для реализации целей импортозамещения и повышения конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей. Поддержка и развитие малого и среднего бизнеса, общее улучшение условий для предпринимательской деятельности должны, по оценке министерства, внести ключевой вклад в динамику темпов экономического роста на перспективу до 2020 г. [1].

Под публичными бюджетными закупками в рамках данной статьи понимается приобретение товаров, работ и услуг государственными, муниципальными и корпоративными заказчиками для обеспечения соответствующих нужд, попадающие под сферу регулирования Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной сис-

ABSTRACT:_

The article analyzes the measures to support small and medium-sized businesses during implementation of public budget purchases, supplemented in 2016 with a number of innovations. We reasonably identified the priority directions of Russian state policy in the field of public, municipal and corporate procurement from small and medium-sized businesses for the implementation of measures for import substitution, increasing the competitiveness of domestic producers under international sanctions and internal institutional reforms of modern Russia.

KEYWORDS: state and municipal orders, public budget purchases, small and medium-sized business, protectionism, preferences

Received: 01.12.2016 / Published: 30.12.2016

© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Medyakova E.M. (winterblackrose80mail.ru)

CITATION:_

Medyakova E.M. (2016) Protektsionizm politiki publichnyh zakupok dlya malogo i srednego biznesa v protsesse reversii mirovyh ekonomicheskikh otnosheniy [Protectionism of the policy of public procurement for small and medium-sized businesses in the process of reversion of world economic relations]. Ekonomika, predprinimatelstvo ipravo. 6. (4). - P. 461-471. doi: 10.18334/epp.6.4.36873

теме в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — закон № 44-ФЗ) [2] и Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон № 223-ФЗ) [3].

В качестве мер протекционизма в данном контексте рассматриваются возможности предоставления преимуществ ряду экономических субъектов при заключении контрактов, режимы допуска и ограничений для иностранных поставщиков и товаров в определенных сферах, и в целом формирования определенного национального режима для баланса хозяйственных связей зарубежных и российских бизнес-структур. Протекционизм в различных его проявлениях присущ политике каждой страны; не существует всецело открытой экономики, в процессе реализации которой не применялся бы в той или иной мере национальный режим в отношении экспорта либо импорта продукции, капиталов, технологий, инноваций, труда.

По результатам широкомасштабного исследования конкурентоспособности ключевых стран 2016 г. (The World Competitiveness Yearbook 2016) Россия по экономической и правовой «комфортности» для бизнеса занимает в настоящее время 44 место из 61 возможного. Среди факторов, ведущих к неэффективному распределению ресурсов страны и препятствующих росту конкурентоспособности, отмечены низкий уровень диверсификации экономики, проблемы коррупционного характера, сложности бюрократизации и недостаточно развитое инновационное направление [4]. Часть этих факторов призвана минимизировать проводимая политика протекционизма, в том числе в сфере публичных бюджетных закупок с опорой на субъекты малого и среднего предпринимательства (далее — СМСП).

Причиной акцента на данный сегмент участников являются взаимовыгодное решение целого ряда задач для обеих сторон контракта: с одной стороны, реализуются потребности заказчиков (государственных, муниципальных, корпоративных) и формируется необходимый для производителей рынок сбыта, с другой — производимая продукция служит отличным стимулятором развития определенных отраслей экономики. Кроме того, при этом реализуется одна из основных задач российского государства — не только координация экономических взаимоотношений всех хозяй-

ОБ АВТОРЕ:_

Медякова Екатерина Михайловна, директор центра повышения квалификации факультета дополнительного профессионального образования, кандидат экономических наук, доцент кафедры МЭО (winterblackrose80mail.ru)

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Медякова Е.М. Протекционизм политики публичных закупок для малого и среднего бизнеса в процессе реверсии мировых экономических отношений // Экономика, предпринимательство и право. — 2016. — Том 6. — № 4. — С. 461-471. Сок 10.18334/ерр.6.4.36873

ствующих субъектов, но и определенная защита субъектов экономического оборота [5] (Мвйуаквуа, 2016а). По данным Минэкономразвития РФ, доля сектора в экономике, реализующего публичные бюджетные закупки, составляет в настоящее время около 45% ВВП и, хотя ориентирована на снижение, все же представляет собой весомый сегмент, способный оказать существенное влияние на экономику в текущем периоде.

В настоящее время преференциальные механизмы поддержки отечественных производителей распространяются более чем на 420 наименований товаров. Данные единой информационной системы публичных бюджетных закупок (далее — ЕИС) позволяют сделать вывод, что в 2015 г., по сравнению с предыдущим годом, на 47% увеличилось количество контрактов, заключенных с субъектами малого и среднего бизнеса как с преферентами. Суммарно это выразилось в контрактах для преферентов более чем на 490 млрд рублей.

2016 г. характеризуется рядом новаций в рассматриваемой сфере, однако поле для дальнейшей модернизации отношений в рамках поддержки малого и среднего бизнеса достаточно обширно и требует дальнейшей тщательной проработки. При этом результаты нововведений, улучшение условий для ведения бизнеса, упрощение и снижение стоимости соблюдения правовых норм и упрочнение правовых институтов предпринимательской среды отмечают и зарубежные рейтинги. Как свидетельствует исследование Всемирного банка «Ведение бизнеса», Российская Федерация за последние два года поднялась с 92 на 51 позицию в совокупном рейтинге благоприятности ведения бизнеса (по отношению к другим 189 странам) [6].

Рассмотрим некоторые меры протекционистской направленности в сфере публичных бюджетных закупок, предоставляющие дополненные возможности для предприятий малого и среднего бизнеса.

Изменение критериев отнесения к СМСП

Особый режим заключения контрактов госзаказчиков с субъектами малого бизнеса определены в статье 30 закона № 44-ФЗ [2]. Поддержка малого и среднего бизнеса в сфере корпоративных закупок определена в соответствии с п. 2 ч. 8 ст. 3 Закона № 223-ФЗ [3] Постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352 и рядом иных нормативно-правовых актов. Критериальное отнесение к субъектам МСП ст. 4 Федерального закона РФ от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее — закона № 209-ФЗ) [7]. В целом, законодательно установлено, что это хозяйствующие субъекты, которые законодательно относятся к категории субъектов малого и среднего предпринимательства, представляют собой ряд юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые характеризуются определенными количественными показателями.

Данные показатели корректируемы и содействуют оптимизации категории СМСП как одного их видов хозяйствующих субъектов.

Предельные значения одной из ключевых характеристик устанавливает Правительство РФ для всех категорий СМСП. Как и действовавшее ранее Постановление Правительства РФ от 13.07.2015 № 702, вступившее в силу с 1 августа 2016 г. Постановление Правительства РФ от 4 апреля 2016 г. № 265 установило определенные пороговые показатели. Так, к категории микропредприятий относятся те субъекты, чей доход не превышает 120 млн рублей, к категории малых предприятий — те, чей доход исчисляется в пределах от 120 до 800 млн рублей, а к средним предприятиям относятся те, чей доход не превышает 2 млрд рублей [8].

Важно отметить, что изменилась пограничная категория отсчета: ранее значения указывались относительно выручки от реализации продукции, с 1 августа 2016 г. пороговые значения отсчитываются от категории «доход от предпринимательской деятельности». Указанная мера проведена в рамках гармонизации законодательства бюджетного, налогового и законодательства в сфере закупок [9] (Ошвга, 2016).

Также законодательно установлен количественный показатель численности персонала субъекта хозяйственной деятельности за предыдущий календарный год, рассчитанный по определенной методике как среднесписочный. Максимальный порог по данному показателю для микропредприятий указан до пятнадцати человек, для малых предприятий не должен превышать ста человек, для средних быть в пределах более 100 и до 250 человек. Измеримый период расчета показателей для отнесения к определенной категории указан — три календарных года, в течение которых сведения должны колебаться в пределах, указанных в законе [7]. При изменении показателей с нарушением границ указанных значений субъект изменяет свой статус.

обязательная доля в расходах заказчиков

Заказчики, реализующие свою закупочную политику согласно нормам закона

№ 44-ФЗ, обеспечивают ежегодно не менее 15% совокупного годового объема «закупочного бюджета заказчика», рассчитанного с учетом норм бюджетной дисциплины [2]. Ряду корпоративных заказчиков в соответствии с законом № 223-ФЗ уже вменено в обязанность обеспечение годовых минимальных объемов закупок у СМСП — «целевой» показатель не менее 10% годового объема «закупочного бюджета заказчика» в денежном выражении исключительно у целевой категории преферентов, и общий с минимальной точкой отсчета — 18% «закупочного бюджета заказчика». В расчет оставшихся 8% включаются суммы контрактов, в которых поставщик-непреферент по требованию заказчика привлекает к соисполнению (субподряд) преферентов из числа СМСП [3].

Непременным требованием при этом является формирование специального перечня продукции и размещение его на ЕИС. При этом информация о годовом объеме

закупок у СМСП должна размещаться в ЕИС до 1 февраля года, следующего за отчетным годом, для обеспечения гласности и прозрачности закупок продукции отдельными видами юридических лиц согласно нормам закона № 223-ФЗ [10] ^е1етШу, Zelenskaya, 2016). Также, в соответствии с ч. 8.1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, с 1 января 2017 г. при нарушении заказчиком требования к закупкам у субъектов СМСП и отчетности о данных закупках он будет обязан переходить на применение норм закона № 44-ФЗ с 1 февраля и до конца года, следующего за отчетным. Статьей 5.1 Закона № 223-ФЗ предусмотрено проведение в отношении отдельных категорий заказчиков мониторинга соответствия и оценки соответствия планов закупки (а также проектов таких планов, их изменений и проектов изменений) и годовых отчетов требованиям законодательства РФ, предусматривающим участие СМСП в закупке.

В целях упрощения доступа субъектам МСП в сферу корпоративных закупок с 1 ноября 2016 г. изменятся пороговые значения цены контрактов на поставку продукции, исходя из которого устанавливается обязанность заказчиков проводить закупки, участниками которых могут быть только субъекты МСП.

Транспарентность в поиске СМСП

С1 августа 2016 г. вопросы прозрачности, идентификации и поиска СМСП для заказчиков несколько упростились в связи с созданием и запуском единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства. Федеральный закон 29 декабря 2015 г. № 408-ФЗ предусмотрел в числе прочих изменений создание указанного реестра к 1 августа 2016 г. Ведение единого реестра СМСП осуществляется Федеральной налоговой службой, электронный ресурс реестра https://rmsp.nalog.ru/about.html. Заказчик при обращении к данной базе может увидеть подтверждение принадлежности того или иного субъекта, подавшего заявку на участие в закупочной процедуре, к категории СМСП. При этом разработчики указывают, что сведения о субъекте МСП будут доступны на протяжении пяти календарных лет, вне зависимости от того, сохранил ли субъект МСП свой статус.

Следует отметить, что в настоящее время закон о контрактной системе не содержит нормы относительно возможности для отклонения участников процедуры закупки по причине отсутствия в реестре СМСП, однако подобный факт может послужить основанием для дополнительной проверки данного участника на предмет предоставления недостоверных сведений. В то же время наличие участника конкурентной процедуры может служить дополнительным подтверждением полноты предоставленных участником сведений. Правовое поле корпоративных закупок в данном аспекте конкретизировано Постановлением Правительства РФ от 26 июля 2016 г. № 719 [11]. Так, субъекты малого и среднего предпринимательства в заявках на участие в закупках обязаны декларировать свою принадлежность к преферентам путем представления в форме

документа (бумажного или электронного) сведений из единого реестра СМСП, содержащих информацию об участнике закупки, или декларации о соответствии участника закупки критериям отнесения к СМСП. Если участник не предоставил указанную декларацию либо сведения о нем отсутствуют (не соответствуют действительности) в реестре СМСП, заказчик принимает решение об отказе в допуске к участию в закупке в отношении такого участника закупки либо об отказе от заключения договора с участником закупки, являющимся единственным поставщиком. Важно, что Постановление № 719 утверждает приоритет сведений единого реестра СПСП при несоответствии сведений о СМСП, содержащихся в декларации, сведениям, содержащимся в едином реестре СМСП.

Дополнительно хотелось бы отметить, что для заказчиков, реализующих закупки у СМСП в рамках закона № 223-ФЗ, реестр СМСП несомненно окажет помощь в поиске потенциальных поставщиков для реализации потребностей в товарах, работах и услугах. Ввиду необходимости формирования перечня субъектов МСП такими заказчиками реестр поможет максимально раскрыть информацию о видах деятельности СМСП и производимых ими товарах работах, услугах, в том числе о производимой инновационной продукции, высокотехнологичной продукции.

Управление качеством продукции

С1 июля 2016 г. вступили в силу изменения в закупочное законодательство, вменившие заказчикам обязательное применение документов по стандартизации при поставках товаров, выполнении работ, оказании услуг. Соответственно, с этой даты при описании предмета закупки государственные, муниципальные и корпоративные заказчики должны руководствоваться нормативными актами национальных стандартов. Если заказчиком в документации при описании предмета закупки не применяются установленные требования, в документации о закупке должно быть приведено обоснование использования иных требований. К примеру, «нестандартной» может быть закупка инновационной продукции, с приложением документального доказательства иной оценки технических, функциональных и качественных характеристик.

Ожидается, что данная новация позволит снизить административные барьеры для участников закупок, в том числе представителей малого и среднего бизнеса, а также в целом минимизировать приобретение продукции по необоснованно завышенным ценам по причине уникальности описываемых характеристик и свойств предмета закупки. Имплементация данной нормы уменьшит круг вопросов, связанных с описанием предметов закупки [12] (Umnova, 2014). У заказчика, в свою очередь, появляется возможность оценить степень надежности участника процедуры закупки, в связи с чем существенно уменьшится коррупционная нагрузка на закупку.

Ограничение иностранной продукции и национальный режим

Комплекс запретов и ограничений на допуск к закупкам иностранных товаров как одно из важнейших последствий санкционной политики в настоящее время достаточно активно реализуется. Потенциал его оперативной модернизации с учетом изменяющихся условий мировых экономических связей и отношений России с иностранными поставщиками позволяет достаточно эффективно и действенно его использовать [13] (Medyakova, 2016Ь). В частности, в РФ введены запреты на закупку 97 видов иностранных товаров, ограничения — на закупку 47 видов иностранных товаров, определены дополнительные условия допуска иностранных поставщиков в отдельных сферах. По оценке Минэкономразвития РФ, в рамках указанных мер в 2015 г. было закуплено более 420 наименований продукции, заключено 650 тысяч контрактов на 750 млрд руб. [14].

Существуют и поощрительные меры, установленные для участников закупок, которые предлагают к поставке товары, произведенные в государствах — членах ЕАЭС (России, Беларуси, Казахстане, Армении, Киргизии). Указанные меры должны привести к постепенному восстановлению торгового процесса продукцией (товарами, работами, услугами) отечественного производства, что также будет способствовать росту импортозамещения и повышению конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей и повысит общие показатели потребительского спроса, стимулируя положительную динамику производства.

Контрактные отношения с СМСП

В настоящее время на экономическую активность секторов отечественной экономики негативное влияние оказывает санкционная политика, ухудшение внешнеэкономических условий, отрицательная динамика инвестиций в основной капитал, удорожание импортируемых инвестиционных товаров, рост долговой нагрузки. В условиях сохранения указанных тенденций все больше обостряется вопрос финансирования заключенного контракта в сфере публичных закупок. Некоторые льготные условия для участия СМП и снижения финансовых затрат на такое участие законодательно предлагаются. К примеру, в текущем году заказчику дано право не требовать обеспечения исполнения контракта для малого бизнеса в конкурентных процедурах, что значительно упрощает работу последних и сокращает их расходы при выполнении контрактов.

К остальным «послаблениям» в режиме доступа к торгам можно отнести сниженный максимальный порог обеспечения заявки при проведении таких конкурентных процедур, как конкурс либо электронный аукцион до 2% от установленной максимальной цены контракта (более чем вполовину ниже, чем у поставщиков-непреферен-тов). Следует оговориться, что эта льгота действует, только если закупка проводится среди указанных преферентов с ограничением доступа для прочих участников.

В исследуемом контексте также следует обратить внимание на возможность более быстрого получения оплаты по контракту для участников — субъектов малого бизнеса. Так, оплата для данной категории лиц должна быть произведена за 30 календарных дней со дня подписания заказчиком приемочных документов и не позже; тогда как для иных категорий поставщиков установлен срок оплаты контракта до 90 дней после его полного исполнения.

Проиллюстрировать результаты реализации вышеперечисленных норм можно показателями Национального рейтинга прозрачности закупок. Так, рейтинг 2015 г. показывает, что большая часть заключенных контрактов с преферентами в процессе реализации публичных бюджетных закупок приходится именно на СМП — 48,2% в количественном выражении и 44,3% в финансовом. Следует отметить, что 66,7% указанных контрактов заключены по результатам проведения электронного аукциона, как самого прозрачного и конкурентного способа закупки [15].

Все вышесказанное позволяет сделать вывод о достаточно высокой степени ответственности заказчиков государственного и корпоративного сектора не только при осуществлении закупочных процедур, но и поддержке экономического курса страны при реализации политики импортозамещения и повышения конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей в целом. И, как указано в Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в России на период до 2030 г. (утв. распоряжением Правительства РФ от 02.06.2016 № 1083-р), малые и средние предприятия сегодня представляют собой более пяти миллионов субъектов экономики страны, 18 млн рабочих мест, около пятой части отечественного ВВП [16]. Прямое воздействие на столь существенный сектор может дать положительный эффект только в комплексе с рассмотренными выше мерами за счет стабильного и последовательного накопления, сосредоточения в анализируемом сегменте и последующего их кумулятивного воздействия.

При этом необходим учет того, что геополитическое обострение, приведшее к политической неопределенности, нивелировало многие экономические связи бизнес-сообществ и ограничило привлечение финансов, новаций и технологий из-за рубежа. Особенно уязвимыми в новых условиях оказались именно субъекты малого и среднего бизнеса. Однако, помимо несомненного негативного результата новых условий для российской экономики, можно отметить и ключевой положительный: существенная активизация политики импортозамещения и повышения конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей.

источники:

1. Сценарные условия, основные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и предельные уровни цен (тарифов) на услуги компаний инфраструктурного сектора на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов. Economy. [Электронный ресурс]. URL: http://economy.gov.ru/minec/ about/structure/depmacro/20160506.

2. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Система консультант. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/.

3. Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Система консультант. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/.

4. Рейтинг конкурентоспособности стран мира в 2016 году. Institute of Management Development. [Электронный ресурс]. URL: http://gtmarket.ru/news/2016/08/21 /7301 (дата обращения: 26.09.2016).

5. Медякова Е.М. Нужды государственного сектора как регулируемый рынок сбыта в условиях международных санкций // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. — 2016. — № 2. — c. 64-69.

6. Исследование Всемирного банка: Ведение бизнеса в 2016 году: Рейтинг экономик 189 государств мира. Российская Федерация. Russian. [Электронный ресурс]. URL: http://russian.doingbusiness.org/data/exploreeconomies/russiafclose (дата обращения: 26.09.2016).

7. Федеральный закон РФ от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Система консультант. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/.

8. Постановление Правительства РФ от 4 апреля 2016 г. № 265. Government. [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/docs/.

9. Гусева Т.А. Новеллы в закупках, связанные с субъектами малого и среднего предпринимательства. Аукционный вестник. [Электронный ресурс]. URL: http:// auctionvestnik.ru/pdf/AV 302.pdf ( дата обращения: 26.09.2016 ).

10. Зеленский В.О., Зеленская И.А. К вопросу об обеспечении гласности и прозрачности закупок товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц в рамках Федерального закона №223-ФЗ // Экономика, предпринимательство и право. — 2016. — № 3. — doi: 10.18334/epp.6.3.35800.

11. Постановление Правительства РФ от 26 июля 2016 г. № 719 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации». Government. [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/docs/.

12. Умнова М.Г. Проблемы участия российского малого бизнеса в государственных закупках. Российское предпринимательство. [Электронный ресурс]. URL: http:// bgscience.ru/lib/8416/.

13. Медякова Е.М. Влияние мировых экономических отношений на современную закупочную политику России // Экономика и социум. — 2016. — № 3. — с. 807-810.

14. Объем госзакупок вырос в 2015 году на 10%. Economy. [Электронный ресурс]. URL: http://economy.gov.ru/minec/about/structure/depfks/2016160105 (дата обращения: 26.09.2016).

15. Национальный рейтинг прозрачности закупок 2015». Nrpz. [Электронный ресурс]. URL: http://www.nrpz.ru/raiting 2015.html (дата обращения: 26.09.2016).

16. Распоряжение Правительства РФ от 02.06.2016 № 1083-р «Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года» (вместе с «Планом мероприятий («дорожной картой») по реализации Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года»). Government. [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/docs/.

REFERENCES:

Medyakova E.M. (2016). Nuzhdy gosudarstvennogo sektora kak reguliruemyy rynok sbyta v usloviyakh mezhdunarodnyh sanktsiy [Needs of the public sector as a controlled market of sale under the conditions of the international sanctions]. Public and Municipal Administration. Scientific notes. (2). 64-69. (in Russian).

Medyakova E.M. (2016). Vliyanie mirovyh ekonomicheskikh otnosheniy na sovremen-nuyu zakupochnuyu politiku Rossii [Impact of world economic relations on modern purchasing policy of Russia]. Economy and society (Ekonomika i socium). (3). 807-810. (in Russian).

Zelenskiy V.O., Zelenskaya I.A. (2016). K voprosu ob obespechenii glasnosti i prozrach-nosti zakupok tovarov, rabot i uslug otdelnymi vidami yuridicheskikh lits v ramkakh Federalnogo zakona №223-FZ [Issue of ensuring publicity and transparency of purchases of goods, works and services by certain types of legal entities within the framework of the Federal Law No. 223-FZ]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 6 (3). (in Russian). doi: 10.18334/epp.6.3.35800.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.