Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ УЧАСТИЯ В РАЗМЕЩЕНИИ ЗАКАЗА СУБЪЕКТОВ СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА'

К ВОПРОСУ УЧАСТИЯ В РАЗМЕЩЕНИИ ЗАКАЗА СУБЪЕКТОВ СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
104
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОНТРАКТНАЯ СИСТЕМА / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ / ПРЕФЕРЕНЦИИ / РЫНОЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / CONTRACT SYSTEM / PUBLIC PROCUREMENT / PREFERENCES / MARKET RELATIONS / ECONOMIC GROWTH

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шаховкин Андрей Викторович

Стимулирование субъектов малого и среднего предпринимательства является одним из основных направлений государственной политики государства. В настоящей статье рассмотрен вопрос участия в контрактной системе субъектов среднего предпринимательства. Несмотря на общее направление государственной власти на экономическое развитие, в контрактной системе, самой популярной сфере для развития гражданско-правовых отношений по вопросу удовлетворения государственных и муниципальных нужд обделен сегмент среднего бизнеса. Отсутствие инструментов стимулирования среднего предпринимательства в законодательстве, регулирующем сферу размещения государственных заказов, способствует искоренению данного слоя предпринимателей. Сегодня среднему предпринимательству просто не выгодно вести свою деятельность. В результате исследования выявлены расхождения в законодательстве, регулирующем сферу государственных закупок. Предложены пути приведения в единое соответствие требования Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF PARTICIPATION IN PLACING AN ORDER FOR MEDIUM-SIZED BUSINESSES

Incentives for small and medium-sized entities entrepreneurship is one of the main directions of state policy. This article addresses the issue of participation in the contract system of medium-sized businesses. Despite general directing state power to economic development, in a contract system, the most popular area for the development of civil law relations by the issue of meeting state and municipal needs is deprived of the segment medium business. Lack of tools stimulating medium-sized enterprises in the legislation regulating the sphere of placing government orders, contributes to the eradication of this layer entrepreneurs. Today, medium-sized entrepreneurship is simply not profitable lead their activities. The study revealed discrepancies in legislation governing public procurement. Proposed the way harmonizing the requirements of the Federal Law of 04/05/2013 № 44-FZ “On the contract system in the field of procurement of goods, works, services for securing state and municipal needs “and Federal Law of 18.07.2011 № 223-FZ “On the procurement of goods, works, services by certain types of legal entities.”

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ УЧАСТИЯ В РАЗМЕЩЕНИИ ЗАКАЗА СУБЪЕКТОВ СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА»

К вопросу участия в размещении заказа субъектов среднего предпринимательства

Шаховкин Андрей Викторович,

адъюнкт кафедры гражданского права и гражданского процесса, Санкт-Петербургского университета МВД России, старший инспектор по особым поручениям отдела надзора Управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел России по Мурманской области E-mail: ashakhovkin@mvd.ru

Стимулирование субъектов малого и среднего предпринимательства является одним из основных направлений государственной политики государства. В настоящей статье рассмотрен вопрос участия в контрактной системе субъектов среднего предпринимательства. Несмотря на общее направление государственной власти на экономическое развитие, в контрактной системе, самой популярной сфере для развития гражданско-правовых отношений по вопросу удовлетворения государственных и муниципальных нужд обделен сегмент среднего бизнеса.

Отсутствие инструментов стимулирования среднего предпринимательства в законодательстве, регулирующем сферу размещения государственных заказов, способствует искоренению данного слоя предпринимателей. Сегодня среднему предпринимательству просто не выгодно вести свою деятельность. В результате исследования выявлены расхождения в законодательстве, регулирующем сферу государственных закупок. Предложены пути приведения в единое соответствие требования Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Федерального закона от 18.07.2011 № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Ключевые слова: контрактная система, государственные закупки, преференции, рыночные отношения, экономический рост.

Экономическое развитие Российской Федерации идет по-своему, уникальному пути. Исторические социально-политические события нашей страны сильно сказывались на предпринимательстве и экономическом развитии в целом.

Однако без заимствования опыта зарубежных государств, которые добились в этой сфере высоких результатов, обойтись просто невозможно.

После распада СССР курс экономики нашей страны приобрел капиталистический оттенок, одной из особенностей которого стало наличие предпринимательства. Именно предпринимательская ячейка служит важным фактором для существенно новых инициатив, является двигателем экономического прогресса государства. Предпринимательство, основываясь на предприимчивости людей нацелено на производство наиболее необходимых товаров, работ и услуг. Предприниматели, в поисках извлечения прибыли из своей деятельности способны заполнять ниши в экономике, производить наиболее необходимые и потребляемые продукты, создавая вектор экономики.

При этом качество предпринимательской деятельности зависит от наличия качественной конкуренции на рынке. Только в случае наличия достойной конкуренции предприниматель будет прилагать усилия к совершенствованию свей деятельности.

Понимая важность принципа конкуренции государство постоянно вводит специальные меры, направленные на стимулирование малого и среднего предпринимательства, что в свою очередь способствует вовлечению в рыночную среду все больше субъектов.

Безусловно, наиболее уязвимыми и незащищенными являются субъекты малого среднего бизнеса. Именно для начинающих предпринимателей очень чувствительны даже небольшие убытки и потери от своей деятельности. Представителям малого и среднего предпринимательства сложно конкурировать с крупными и экономически сильными компаниями и корпорациями. Кроме того, наличие различных административных барьеров, недоступность кредитов, низкая покупательская способность также создают трудности в осуществлении предпринимательской деятельности.

Доля малого и среднего предпринимательства в ВВП России составляет приблизительно 20%, что считается очень низким показателем [6, с. 2629]. При этом в развитых странах Западной Европы, Америки и Восточной Азии на долю малого бизнеса приходится 60% валового национального продукта [5, с. 16].

5 -о

сз

<

Сама по себе предпринимательская деятельность осуществляется предпринимателями в целях извлечения систематической прибыли и связана с рисками. По мнению Ахметовой И.Н., граждане должны знать о рискованности предпринимательства [2, с. 11].

Государство, в целях снижения рисков малого и среднего предпринимательства, а также повышения интереса к данной сфере деятельности разрабатывает многочисленные нормативные рычаги стимулирования1.

Это и наличие специальных налоговых режимов, и специальных условиях при предоставлении кредитов2, и освобождение от проводимых плановых и внеплановых проверок в рамках государственного и муниципального контроля3, и льготы при уплате страховых взносов и многое другое.

В нормативной и научной литературе малый средний бизнес неразрывно используется как одно целое. Очень трудно найти особенности, присущие исключительно представителям малого или только среднего предпринимательства.

Полякова В.Э. определяет среднее предпринимательство, как хозяйствующие субъекты, соответствующие законодательно установленным критериям отнесения к среднему предпринимательству и включенные в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства [7, с. 1].

Вместе с тем, законодателем оставлен без внимания вопрос участия субъектов именно среднего предпринимательства в контрактной системе в сфере закупок, а именно - наличие возможности использования преимуществ в рамках участия в государственных закупках.

Контрактная система представляет собой сферу участия в государственных закупках с одной стороны - заказчиков, с другой - поставщиков (предпринимателей). Контрактная система представляет высокий интерес для предпринимательства. В первую очередь - государственный заказчик является надежным партнером и гарантом того, что за проделанную работу или поставленный товар предприниматель получит денежную сумму, указанную в контракте.

Кроме того, на осуществление государственных закупок выделяются значительные суммы государственного бюджета. Так, в 2019 году на государственные закупки было выделено 7,3 трлн рублей. При этом учет финансирования закупок, направленный на заключение контрактов с представителями малого предпринимательства и социально-ориентированных некоммерческих

1 Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»

2 Письмо Минфина России от 16.03.2018 № 03-0111/16389 «О специальных налоговых режимах, снижении налоговой нагрузки и преференциях в том числе для субъектов

— малого и среднего предпринимательства и предоставлении им 2 кредитов.

3 Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите

о прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

т^ при осуществлении государственного контроля (надзора) и му-^ ниципального контроля».

организаций выделен в отдельную графу. По итогам 2019 года общий объем заключенных контрактов указанной категории вырос в 2 раза в сравнении с 2018 годом4.

И малый и средний бизнес в первую очередь нацелены на расширение своей деятельности, именно поэтому государством предусмотрены различного рода инструменты поддержки.

В законодательстве, регулирующем гражданско-правовые отношения в сфере государственных закупок предусмотрен ряд преимуществ для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций5. Это и увеличение объемов поддержки, и расширение перечня заказчиков, обязанных заключать контракты с представителями малого предпринимательства и некоммерческих организаций, и введение предельных сроков оплаты по контрактам.

Указанным законом даже предусмотрена возможность наделения правом государственного заказчика установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (участнику закупки), который не является субъектом малого предпринимательства привлечь к исполнению контракта представителя малого бизнеса. Таким образом, в закупке могут участвовать представители крупного бизнеса, но с учетом привлечения к исполнению контракта субъектов малого предпринимательства. При применении указанного способа соответствующее условие включается в конкурсную документацию и государственный контракт, в котором также предусматривается ответственность за его невыполнение.

Вместе с тем, Законом № 44-ФЗ несправедливо оставлено без внимания предпринимательство среднего класса.

В кандидатской работе Прохорской А.Ю. отмечена обоснованность предоставлять общую поддержку субъектам среднего предпринимательства, а некоторые формы государственной поддержки - только в отношении отдельных категорий среднего предпринимательства [9, с. 17-18].

Надежин Н.Н. считает, что в принципе не следует создавать искусственные условия для осуществления предпринимательской деятельности. По его мнению, предпринимательская деятельность - это в первую очередь заинтересованность самого гражданина, и полностью зависит от его собственного желания [4, с. 19].

Однако такая позиция является весьма спорной. Без создания более безопасных условий для начинающих предпринимателей мы можем поте-

4 Сводный аналитический отчет по результатам осуществления мониторинга закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» по итогам 2019 года.

5 Постановление Правительства Российской Федерации от 11 декабря 2014 г. № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

рять значительную их часть, и развитие экономики государства будет сосредоточено вокруг крупных фирм и корпораций, что значительно снизит темпы ее роста.

Важность создания преимуществ и стимулирующих рычагов для начинающих предпринимателей подтверждается и на международном уровне1. Правда, в соответствии с этими же международными договорами порядок участия представителей малого и среднего предпринимательства отнесен к исключительной компетенции национального законодательства государства, участника договора.

Как уже отмечалось, в законе о контрактной системе представители среднего бизнеса оставлены без внимания. Данное положение дел в сфере государственных закупок противоречит в целом государственной политике, направленной на стимулирование начинающего предпринимательства.

Насущным видится необходимость в расширении возможностей применения преференций для среднего слоя предпринимательства.

Аналогичного мнения придерживаются Андреев В.К. и Андреева Л.В., которые считают «настоятельной задачей - совершенствование правил Закона о контрактной системе в части стимулирования участия субъектов не только малого, но и среднего бизнеса в государственных закупках инновационной и высокотехнологичной продукции» [1, с. 41-43].

При этом стоит отметить, что аналогичный Закон № 223-Ф3, направленный на регулирование закупок, но уже с отдельными видами юридических лиц учитывает субъекты и малого, и среднего предпринимательства2. Одновременно в этом же законе не учтены представители социально ориентированных некоммерческих организаций.

Таким образом, наблюдается несоответствие двух основных федеральных законов, регулирующих одну сферу - сферу закупок.

Наличие разногласий в указанных законах отмечает и Байрашев В.Р. [3, с. 19].

В процентном соотношении лидируют объемы поддержки в рамках Закона № 44-ФЗ, согласно которому все заказчики, без исключения обязаны поддерживать представителей малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.

Что же касается стоимости, то поддержка малого бизнеса значительна больше в рамках Закона № 223-Ф3, что характеризуется наличием большего бюджета в сравнении с Законом № 44-ФЗ.

Кроме того, в самом законе о контрактной системе, а именно в части 1 статьи 2 закона, отмечено, что нормы федеральных законов, требования которых распространяются на сферу государственных и муниципальных закупок должны соответствовать закону о контрактной системе.

1 Договор о Евразийском экономическом союзе // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии.

2 Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Возможность двойного толкования норм, регулирующих сферу закупок исключена на законодательном уровне, и, следовательно, закон, регулирующий закупки с отдельными видами юридических лиц не может противоречить Закону о контрактной системе.

Аналогичного мнения придерживается Попов Д.В., который отмечает «низкую согласованность и синхронизацию законодательной работы» [8, с. 2].

Сложившаяся ситуация в сфере государственных закупок, и качающаяся в частности участия в ней среднего бизнеса не дают сказать о стабильном развитии законодательной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

В связи с изложенным, по нашему мнению, в целях общего экономического развития государства, повышения профессионализма и стимулирования малого и среднего предпринимательства необходимо внести соответствующие корректировки в содержание закона о контрактной системе, касающиеся включения для субъектов среднего предпринимательства преимуществ в закупочных процедурах.

Литература

1. Андреев В.К., Андреева Л.В. Меры стимулирования малого и среднего бизнеса в сфере государственных и корпоративных закупок // Журнал предпринимательского и корпоративного права. 2016. № 2. С. 41-43.

2. Ахметова И.Н. Риски в предпринимательской деятельности: юридические аспекты // Безопасность бизнеса. 2019.№ 4. С. 11.

3. Байрашев В.Р. Правовые и экономические барьеры участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках по 44-ФЗ и 223-Ф3 // Прогосзаказ.рф. 2018. № 6. [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 21.08.2020).

4. Надежин Н.Н. Гражданско-правовое обеспечение предпринимательства в России // Статут. 2019 [Электронный ресурс] // URL: http://www. consultant.ru (дата обращения: 21.08.2020).

5. Насыбулина С.С. Организация и инструменты развития малого предпринимательства в российской и зарубежной практике: институционный аспект // Сфера услуг: инновации и качество. 2011. № 3. С. 16.

6. Павлов И.И. Государственная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций через систему госзакупок, закупок отдельными видами юридических лиц // Юрист. 2015. № 14. С. - 26-29.

7. Полякова В.Э. Среднее предпринимательство / «ФБК Право» [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 21.08.2020).

8. Попов Д.В. Экономические и правовые условия участия субъектов малого и среднего пред-

5 -а

сз

<

принимательства в закупках (основные проблемы и решения) // Оборонно-промышленный комплекс: вопросы права. 2019. № 2. С. 2. 9. Прохорская А.Ю. Правовое регулирование деятельности субъектов среднего предпринимательства: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М. 2017. С. 17-18.

ON THE ISSUE OF PARTICIPATION IN PLACING AN ORDER FOR MEDIUM-SIZED BUSINESSES

Shakhovkin A.V.

St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Incentives for small and medium-sized entities entrepreneurship is one of the main directions of state policy. This article addresses the issue of participation in the contract system of medium-sized businesses. Despite general directing state power to economic development, in a contract system, the most popular area for the development of civil law relations by the issue of meeting state and municipal needs is deprived of the segment medium business. Lack of tools stimulating medium-sized enterprises in the legislation regulating the sphere of placing government orders, contributes to the eradication of this layer entrepreneurs. Today, medium-sized entrepreneurship is simply not profitable lead their activities. The study revealed discrepancies in legislation governing public procurement. Proposed the way harmonizing the requirements of the Federal Law of 04/05/2013 № 44-FZ "On the contract system in the field of procurement of goods, works, services for securing state and municipal needs "and Federal Law of 18.07.2011 № 223-FZ "On the procurement of goods, works, services by certain types of legal entities."

Keywords: contract system, public procurement, preferences, market relations, economic growth.

References

1. Andreev V.K., Andreeva L.V. Measures to stimulate small and medium-sized businesses in the field of public and corporate procurement // Journal of Entrepreneurial and Corporate Law.

2016. № 2.S. 41-43.

2. Akhmetova I.N. Risks in business: legal aspects // Business security. 2019. № 4. P. 11.

3. Bayrashev V.R. Legal and economic barriers to the participation of small and medium-sized businesses in procurement under 44-FZ and 223-FZ // Progoszakaz.rf. 2018. № 6. [Electronic resource] // URL: http://www.consultant.ru (date of access: 21.08.2020).

4. Nadezhin N.N. Civil law support of entrepreneurship in Russia // Statute. 2019 [Electronic resource] // URL: http://www.consult-ant.ru (date of access: 21.08.2020).

5. Nasybulina S.S. Organization and tools for the development of small business in Russian and foreign practice: the institutional aspect // Service sector: innovation and quality. 2011. No. 3.P. 16.

6. Pavlov I.I. State support of small and medium-sized businesses, socially oriented non-profit organizations through the system of state purchases, purchases by certain types of legal entities // Lawyer. 2015. № 14. P. - 26-29.

7. Polyakova V.E. Medium entrepreneurship / FBK Legal [Electronic resource] // URL: http://www.consultant.ru (date of access: 21.08.2020).

8. Popov D.V. Economic and legal conditions for the participation of small and medium-sized businesses in procurement (main problems and solutions) // Defense-industrial complex: issues of law. 2019. № 2. P. 2.

9. Prokhorskaya A. Yu. Legal regulation of activities of medium-sized businesses: Author. dis. ... Cand. jurid. sciences. M.

2017. S. 17-18.

1

CM

CM

z

44

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.