Научная статья на тему 'ПРАКТИКА ЗАКУПОК У СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ГОСУДАРСТВЕННОМ И МУНИЦИПАЛЬНОМ ЗАКАЗЕ КАК РЕСУРС РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ'

ПРАКТИКА ЗАКУПОК У СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ГОСУДАРСТВЕННОМ И МУНИЦИПАЛЬНОМ ЗАКАЗЕ КАК РЕСУРС РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
157
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / СУБЪЕКТЫ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ЗАКУПКИ / СУБЪЕКТЫ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / ПОДДЕРЖКА СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / SOCIALLY ORIENTED NON-PROFIT ORGANIZATIONS / SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES / STATE AND MUNICIPAL PROCUREMENT / SMALL BUSINESS ENTITIES / SUPPORT FOR SMALL BUSINESSES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Полбицына Лилия Галимулловна

В современном мире государство является крупнейшим заказчиком и потребителем продукции целого ряда сфер деятельности, что позволяет превращать спрос государства на товары, работы, услуги в мощный инструмент регулирования экономики, оказывающий влияние на ее динамику и структуру. В статье рассматривается роль субъектов малого и среднего предпринимательства в России, в целом, преимущества, которые законодательно предоставлены участникам в государственных и муниципальных закупках, проблемы и решения их участия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Полбицына Лилия Галимулловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRACTICE OF PURCHASING FROM SMALL BUSINESSES IN STATE AND MUNICIPAL ORDERS AS A RESOURCE FOR THE DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN ECONOMY

In today's world, the state is the largest customer and consumer of products of a number of spheres of activity, which allows to turn the demand of the state for goods, works, services into a powerful tool for regulating the economy, affecting its dynamics and structure.The article examines the role of small and medium-sized businesses in Russia as a whole, the advantages that are legally provided to participants in state and municipal procurement, the problems and solutions of their participation.

Текст научной работы на тему «ПРАКТИКА ЗАКУПОК У СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ГОСУДАРСТВЕННОМ И МУНИЦИПАЛЬНОМ ЗАКАЗЕ КАК РЕСУРС РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ»

УДК 340.115.7

DOI 10.23672/SAE.2020.2020.61552

Полбицына Лилия Галимулловна

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления, Уральский институт управления -филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ l-polbitsyna@mail.ru

Liliya G. Polbitsyna

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of Economics and Management, Ural Institute of Management -branch of the Russian Academy of the National Economy and State Services under the President of the Russian Federation l-polbitsyna@mail.ru

Практика закупок у субъектов

малого предпринимательства в государственном и муниципальном заказе как ресурс развития российской экономики

Practice of purchasing

from small businesses in state

and municipal orders

as a resource

for the development

of the russian economy

Аннотация. В современном мире государство является крупнейшим заказчиком и потребителем продукции целого ряда сфер деятельности, что позволяет превращать спрос государства на товары, работы, услуги в мощный инструмент регулирования экономики, оказывающий влияние на ее динамику и структуру. В статье рассматривается роль субъектов малого и среднего предпринимательства в России, в целом, преимущества, которые законодательно предоставлены участникам в государственных и муниципальных закупках, проблемы и решения их участия.

Ключевые слова: социально ориентированные некоммерческие организации, субъекты малого и среднего бизнеса, государственные и муниципальные закупки, субъекты малого предпринимательства, поддержка субъектов малого предпринимательства.

Annotation. In today's world, the state is the largest customer and consumer of products of a number of spheres of activity, which allows to turn the demand of the state for goods, works, services into a powerful tool for regulating the economy, affecting its dynamics and structure.The article examines the role of small and medium-sized businesses in Russia as a whole, the advantages that are legally provided to participants in state and municipal procurement, the problems and solutions of their participation.

Keywords: socially oriented non-profit organizations, small and medium-sized businesses, state and municipal procurement, small business entities, support for small businesses.

В современном мире государство является крупнейшим заказчиком и потребителем продукции целого ряда сфер деятельности, что позволяет превращать спрос государства на товары, работы, услуги в мощный инструмент регулирования экономики, оказывающий влияние на ее динамику и структуру.

Наиболее продвинутым механизмом поддержки экономической и социальной стабильности в стране являются государственные и муниципальные закупки. Российское законодательство о государственных закупках, а именно, действующий Федеральный закон от 05.04.2013 г. 44-ФЗ «О контрактной системе закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее Федеральный закон № 44-ФЗ), Федеральный закон от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами

юридических лиц», предоставляет льготы для участия малого предпринимательства и социально-ориентированных негосударственных организаций в государственных и муниципальных закупках.

23 октября 2018 г. Президент РФ В.В. Путин выступил на бизнес-форуме общественной организации предпринимателей «Опора России», где отметил, что «в 2018 г. объем закупок у субъектов малого предпринимательства составит более 3 трлн руб. В предстоящий период «Корпорации МСП» совместно с бизнесом предстоит взять новую высоту - довести к 2024 г. объем закупок до 5 трлн руб.» [5], поэтому актуальность данной темы обосновывает необходимость проведения анализа привлечения субъектов малого бизнеса в государственные закупки как одного из важнейших механизмов развития и поддержки малого

предпринимательства в современной России. В бизнеса в Свердловской области выглядит следу-

настоящее время количество малого и среднего ющим образом.

Таблица 1

Данные реестра субъектов малого и среднего предпринимательства по Свердловской области (март 2020) [13]

Всего Юридические лица Индивидуальные предприниматели

Микро Малое Среднее Микро Малое Среднее

203256 87188 6 642 557 107840 1019 10

Исходя из ст. 3 ч. 1 п. 4 Федерального закона № 44-ФЗ, участниками закупок являются любые юридические лица или любые физические лица, в том числе, индивидуальные предприниматели. Для всех участников, согласно Конституции Российской Федерации, создаются одинаковые условия, не ограничивающие конкуренцию. В отношении участников закупки, являющихся субъектами малого предпринимательства (далее СМП) или социально ориентированными некоммерческими организациями (далее СОНО), действует следующий подход. Согласно ст. 30 настоящего закона, заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, а также социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем 15 % от совокупного годового объема закупок. Причем перечень товаров, работ, услуг для СМП или СОНО не предусматривается, как это было во времена действия Федерального закона РФ от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Основные показатели по заключенным контрактам

Н ы н е действующий закон № 44-ФЗ позволяет выполнить данную норму двумя способами. Первый способ предполагает проведение конкурентных процедур, а именно открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме, электронного аукциона, запроса котировок в электронной форме, запроса предложений в электронной форме только для субъектов малого предпринимательства с начальной максимальной ценой контракта, не превышающей 20 млн рублей. Сразу возникает вопрос об ограничении НМЦК, почему только 20 млн рублей? Разве у нас нет организаций малого бизнеса, которые способны выполнить заказ на большую цену контракта?

По второму варианту выполнения нормы по СМП, СОНО заказчик может выбрать и провести такие же конкурентные способы закупок товаров, работ, услуг на общих основаниях для всех участников закупки, но победитель обязан привлечь субподряд из числа СМП, СОНО. В этом случае ограничений по цене контракта закон не предусматривает.

Таблица 2

за период 2015-2018 гг.по Свердловской области [2]

Показатель Годы

2015 2016 2017 2018

Количество контрактов 80807 78922 85818 85673

Сумма контрактов, млрд руб. 109,27 96,95 148,32 140,6

Количество контрактов с СМП 46456 47956 53612 57328

Сумма контрактов с СМП, млрд руб. 37,72 39,72 51,8 62,06

Исходя из таблицы 2, в 2018 г. общее количество извещений, размещенных с преимуществами для СМП и СОНО, составило 899 820, что на 12,1 % больше чем в аналогичном отчетном периоде 2017 г. (802670) и составило 39,6 % от общего количества размещенных заказчиками извещений. Основное количество закупок у СМП, СОНО осуществляется путем проведения электронных аукционов. Доля таких закупок составляет 82,1 % от общего количества извещений, размещенных с преимуществами для СМП и СОНО (738864). Общий объем извещений, размещенных с преимуществами для СМПи СОНО составил 791,3 млрд рублей, что на 22,9 % больше, чем в отчетном периоде 2017 г. (643,68 млрд рублей). Средняя цена извещения, размещенного с преимуществами для СМПи СОНО в отчетном периоде 2018 года составила 879,3 тыс. рублей, что на 9,6 % выше, чем в аналогичном периоде 2017 г. (801,9 тыс. рублей).

В отчетном периоде по итогам осуществления закупок с преимуществами для СМП и СОНО было заключено 1,22 млн контрактов общим объемом 1,41 трлн рублей. Средняя цена контракта, заключенного с СМП, СОНКО, по итогам отчетного периода увеличилась на 51 % относительно показателя 2017 г. (760,07 тыс. рублей) и составила порядка 1,15 млн рублей [7]. Косвенным доказательством увеличения доли участия СМП в госзакупках является и постоянно растущее количество выданных банковских гарантий для подачи заявок и обеспечения исполнения контракта. Но, несмотря на увеличение количества извещений, рост общего объема извещений, увеличение средней цены извещения и наличия явных преференций, большая часть субъектов малого бизнеса характеризуется нежеланием принимать участие в госзакупках из-за сложившегося представления о непрозрачности системы, сильной конкуренции с более крупными поставщиками.

Это создает определенные трудности для всех заказчиков, работающих по 44-ФЗ.

Причины могут быть заложены самим законодательством. Во-первых, Федеральный закон № 44-ФЗ почему-то ограничился только субъектами малого предпринимательства, тогда как Федеральный закон № 223-ФЗ охватывает субъекты, как малого, так и среднего бизнеса, что значительно расширяет круг участников закупок, но он не охватывает социально ориентированные некоммерческие организации. Во-вторых, переход на способы закупок в электронной форме, что стало обязательным для всех заказчиков с 1 января 2019 г., для субъектов малого предпринимательства стал очередным финансовым бременем. Уровень образования, зачастую, не позволяет самостоятельно разобраться во всех тонкостях проведения процедур по-новому, поэтому становится необходимым обучение на курсах повышения квалификации. В третьих, финансовое бремя распространяется и на участие в самой процедуре - отсутствие преференций в качестве обеспечения заявки, иногда - отсутствие аванса. В четвертых, на эффективность закупок с участием СМП влияет объект закупки. Так, большую экономию заказчики могут получить от закупок промышленного производства, чем от закупки строительных работ, поэтому заказчикам необходимо тщательно проводить маркетинговый анализ товаров, работ, услуг, которые могут быть поставлены, выполнены, оказаны субъектами малого предпринимательства.

В настоящее время Федеральный закон № 44-ФЗ расширяет льготы для субъектов малого предпринимательства, такие, как:

- оплата по контракту заказчиком должна быть произведена в срок, не превышающий 15 рабочих дней со дня подписания акта приемки товаров,

Литература:

1. Доклад Министерства экономического развития РФ «О достигнутых результатах по улучшению условий ведения предпринимательской деятельности, развитию малого и среднего бизнеса и поддержке индивидуальной предпринимательской инициативы». 2017. URL : http://econo-my.gov.ru/minec/about/structure/depmb/201728124 (дата обращения 10.03.2020).

2. Единая информационная система в сфере закупок. Официальный сайт. URL : http://zakupki. gov. ru (дата обращения 02.03.2020).

3. Кашин Д.В. Эффективность механизма поддержки малого и среднего бизнеса в системе государственных закупок Российской Федерации. Вестник Санкт-Петербургского университета / Д.В. Кашин, Е.В. Шадрина // Менеджмент. 2019. № 18(1). С. 94-114. URL : https://doi.org/ 10.21638/11701/spbu08. 2019.104

4. Локота О.В. Контрактная система. Управление государственными и муниципальными

работ, услуг, тогда как для всех остальных поставщиков этот срок не превышает 30 календарных дней;

- пл ата победителя оператору электронной площадки за участие в процедуре. Для СМП, СОНО -до 1 % от НМЦК, но не более 2 тыс.рублей, тогда как для всех остальных участников, ставших победителями, - 1 % от НМЦК, но не более 5 тыс. рублей без НДС;

- размер обеспечения исполнения контракта устанавливается от цены контракта (в общем случае - от НМЦК), но не меньше чем размер аванса (если предусмотрен);

- участник освобождается от предоставления обеспечения исполнения контракта в случае предоставления таким участником закупки трех контрактов, исполненных без применения к такому участнику неустоек. И сумма цен таких контрактов должна составлять не менее начальной максимальной цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки;

- срок возврата обеспечения исполнения контракта заказчиком не должен превышать 15 дней с даты исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом.

Для того, чтобы участников среди СМП было больше, необходимо на законодательном уровне ввести преференцию в отношении обеспечения заявок для данной группы участников, снять ограничения по начальной максимальной цене контракта. Таким образом, на примере государственного заказа можно сделать вывод о томчто постепенно государство выстраивает платформу поддержки малого и среднего предпринимательства в России.

Literature:

1. Report of the Ministry of economic development of the Russian Federation «On the results achieved in improving the business environment, developing small and medium-sized businesses and supporting individual entrepreneurial initiatives». 2017. URL : http://econo-my.gov.ru/minec/about/structure/ depmb/201728124 (date of the address 10.03.2020).

2. Unified information system in the field of procurement. Official site. URL: http://zakupki.gov. ru (date of the address 02.03.2020).

3. Kashin D.V. Effectiveness of the mechanism for supporting small and medium-sized businesses in the public procurement system of the Russian Federation. Bulletin of Saint Petersburg University / D.V. Kashin, E.V.Shadrina // Management 2019. № 18(1). a 94-114. URL : https://doi.org/ 10.21638/11701/spbu08.2019.104

4. Lokota O.V. Contract system. Management of state and municipal procurement : textbook / O.V.

закупками : учебник / О.В. Локота, Е.А. Попова, Е.М. Медякова, А.И. Морозова. Ростов-н/Д. ООО Альтаир, 2016.

5. Матышева В.В. Государственные закупки -инструмент поддержки малого предпринимательства в России // Молодой ученый. 2018. № 49. С. 370-373. URL : https://moluch.ru/archive/ 235/54477/ (дата обращения 02.03.2020).

6. Таланцев В.И. Контрактная система и ее роль в поддержке малого предпринимательства // Интернет-журнал Науковедение. 2017. № 6(43). С. 94-96

7. Официальный сайт Министерства финансов РФ. URL : https://www.minfin.ru/ru/perfomance/ contracts/purchases/ (дата обращения 21.11.2018).

8. Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц. Постановление Правительства РФ № 1352 от 11 декабря 2014 г. (с изменениями и дополнениями от 15.11.2017).

9. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // «Российская газета». 12.04.2013. № 80.

10. Федеральный закон от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

11. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации.

12. Черных С.И. Контрактная система закупок в российской экономике: перспективы иограниче-ния развития / С.И. Черных, С.С.Шувалов. М. : ИЭ РАН, 2014. С. 45.

13. Единый реестр субъектов малого и среднего бизнеса. URL : https://rmsp.nalog.ru (дата обращения 18.03.2020).

Lokota, E.A. Popova, E.M. Medyakova, A.I. Moro-zova. Rostov-n/D. : ALTAIR LLC, 2016.

5. Malysheva V. Public procurement - a tool of support of small entrepreneurship in Russia // the Young scientist. 2018.№ 49. P. 370-373. URL : https://moluch.ru/archive/235/54477/ (date of the address 02.03.2020).

6. Talantsev V.I. Contract system and its role in supporting small business // Internet journal of science. 2017. № 6(43). P. 94-96

7. Official website of the Ministry of Finance of the Russian Federation. URL : https://www.min-fin.ru/ru/perfomance/contracts/purchases/ (date of the address 21.11.2018)

8. On the specifics of participation of small and medium-sized businesses in the procurement of goods, works, and services by certain types of legal entities Decree of the Government of the Russian Federation № 1352 of December 11, 2014 (as amended on 15.11.2017).

9. Federal law of 05.04.2013 № 44-FZ «On the contract system in the field of procurement of goods, works, services for state and municipal needs» // «Rossiyskaya Gazeta». 12.04.2013. № 80.

10. Federal law № 223-FZ of July 18, 2011 «On purchases of goods, works and services by certain types of legal entities».

11. Federal law № 209-FZ of July 24, 2007 «On the development of small and medium-sized businesses in the Russian Federation».

12. Chernykh S.I. Contract procurement system in the Russian economy: prospects and limitations of development / S.I. Chernykh, S.S. Shuvalov. M. : IE RAS, 2014. P. 45.

13. Unified register of small and medium-sized businesses. URL : https://rmsp.nalog.ru (date of the address 18.03.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.