Научная статья на тему 'Определение модели учебного процесса, направленной на адаптацию курсантов младших курсов'

Определение модели учебного процесса, направленной на адаптацию курсантов младших курсов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
132
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / КУРСАНТЫ МЛАДШИХ КУРСОВ / КАСКАДНО-ЦИКЛИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ / МОТИВАЦИЯ / МОНИТОРИНГ / TEACHING AND LEARNING MODEL / JUNIOR MILITARV STUDENTS / CASCADE-CVCLIC MODEL / STATE EDUCATIONAL STANDARD / ASSESSMENT OF THE RESULTS / MOTIVATION / MONITORING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Усанин Сергей Николаевич, Буренков Максим Леонидович

Рассматривается идея системного анализа, позволяющая построить концептуальную каскадно-циклическую модель образовательного процесса, направленного на учебную адаптацию курсантов младших курсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Усанин Сергей Николаевич, Буренков Максим Леонидович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHING AND LEARNING PROCESS MODEL AIMED ATTHE JUNIORMILITARYSTUDENTSADAPTATION

The article deals with the idea of svstem analvsis, allowing us to build a conceptual cascade-cvclic model of the teaching and learning process aimed at the educational adaptation of junior militarv students.

Текст научной работы на тему «Определение модели учебного процесса, направленной на адаптацию курсантов младших курсов»

INNOVATIVE METHODS OF PREPARATION OF FUTURE OFFICERS TECHNICAL SERVICES

A.A. Muralev

The prospects and benefits of using kvaziprofessional activities in the learning process of the future officers of technical services are considered. The concept kvaziprofe-siional activity, which consists of advanced teaching methods: in-basket test, militarytechnical games, training activity is opened.

Key words: kvaziprofessional activities, officers of technical services, in-basket test, military-technical games, training activity.

Muralev Andrey Aleksandrovich, candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, muralev-a@mail. ru, Russia, Perm, Perm Military Institute of National Guard Troops Russian Federation

УДК 37.0

ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОДЕЛИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА, НАПРАВЛЕННОЙ НА АДАПТАЦИЮ КУРСАНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ

С.Н. Усанин, М.Л. Буренков

Рассматривается идея системного анализа, позволяющая построить концептуальную каскадно-циклическую модель образовательного процесса, направленного на учебную адаптацию курсантов младших курсов.

Ключевые слова: модель образовательного процесса, курсанты младших курсов, каскадно-циклическая модель, государственный образовательный стандарт, оценка результатов, мотивация, мониторинг.

Модель - это образ (описание, схема и т.п.) или прообраз (образец) какого-либо объекта или системы объектов, используемый в качестве заменителя. Концептуальная модель - это содержательная модель, базирующаяся на определенной концепции или точке зрения. При этом за каждой концептуальной моделью стоит определенное видение проблемной ситуации.

Можно выделить следующие виды концептуальных моделей: логи-ко-семантические;структурно-функциональные,причинно-следственные. В структурно-функциональных моделях объект обычно рассматривают как целостную систему, в которой выделяют составные части - элементы, подсистемы и др. [1, 2].

В данном случае для описания и прогнозирования процесса адаптации курсантов младших курсов к обучению в вузе можно предложить концептуальную модель, в которой будут отражены основные этапы адапта-

ции, взаимосвязи между ними с точки зрения педагога, реализующего этот процесс. Итак, предлагается концептуальную каскадно-циклическую модель учебного процесса (рисунок), направленного на учебную адаптацию курсантов младших курсов, как системы, включающей следующие элементы-этапы:

Концептуальная каскадно-циклическая модель учебного процесса, направленного на адаптацию курсантов младших курсов

Первый этап (1) включает анализ содержания государственного образовательного стандарта с целью выбора базовых математических и естественно-научных дисциплин, в процессе изучения которых возможно развитие системного и алгоритмического мышления, понимание информационных процессов и новых информационных технологий, освоение математического моделирования.

На втором этапе (2) производится отбор содержания, форм, технологий обучения, приемов дифференцированной поддержки в зависимости от уровня адаптации курсантов и поведенческих характеристик особых групп курсантов.

Третий, основной, этап (3) - это организация обучения сложных по составу групп, когда в качестве управляющих элементов данного этапа выделены мониторинг с обратной связью, определяющей частичную цикличность модели, её обеспечение обуславливает устойчивость процесса и мотивацию, обеспечивающую положительные изменения качества связей студента в образовательной среде вуза.

На последнем, четвертом, этапе (4) проводится анализ и оценка результатов, необходимая коррекция, которая возможна в силу общей цикличности модели.

Перейдем к более подробному описанию модели.

1. Анализ содержания государственного образовательного стандарта с целью выбора базовой математической и естественно-научной дисциплины в качестве которой выбирается наиболее сложная дисциплина цикла математические и естественно-научные дисциплины, которая характеризуется тем, что:

а) изучается на 1-м курсе в течение года; недельный объем лекционных и практических занятий - не менее 4 часов; программой предусмотрено написание рефератов, выполнение расчетно-графических работ;

1

> 2

4

б) создает содержательную и мотивационную основу для изучения общепрофессиональных и специальных дисциплин;

в) имеет развивающий потенциал: развитие структурированности знаний, четкости формулировок, доказательности рассуждений, гибкости и системности мышления, освоение алгоритмов и современных технологий работы с информацией.

2. Отбор содержания, форм, методов обучения и способов контроля по данной дисциплине - предварительная оценка ситуации, изучение проблемы адаптации и возможностей ее решения. Преподаватель полностью управляет образовательным процессом в рамках конкретной учебной дисциплины; имеет структурированные учебно-методические материалы, имеют место внешние инициативы (например, со стороны командования вуза); образовательный процесс как система обладает свойством открытости. Возможность расширить или изменить содержание изучаемого предмета, усилить требования к качеству обучения и развития личности обучаемого, необходимо перейти к анализу детальной программы, форм учебных занятий, особенностей взаимодействия обучаемых и преподавателя, используемых критериев и методов оценки знаний и т.д.

3. Организация образовательного процесса - определение целей, анализ имеющихся исходных данных, оценка состояния использующейся системы обучения, определение направлений внедрения (конкретных дисциплин, циклов, модулей), планирование образовательного процесса, подготовка необходимых материалов и документации, подготовка преподавателей. Ключевые проблемы связаны с уточнением целей изучения дисциплины. Из них в контексте главной цели обучения «всестороннего гармонического развития обучаемых, их готовности к самореализации» (В.И. Загвязинский) определяются основные цели и задачи изучения дисциплины, осуществляется анализ и оценка таких характеристик обучаемых, как направление их специализации, подготовка в области естественных наук, способность к самостоятельной поисково-исследовательской работе, их мотивация в отношении изучаемой дисциплины и общепрофессиональной подготовки в целом. С целью адаптации на этом этапе проектируется образовательный процесс на детальном уровне. В первую очередь проектируется метаинформационная составляющая: учебные программы курса, лекции с учетом изменения содержания изучаемой дисциплины, новых пропорций между аудиторной и самостоятельной работой, вносятся соответствующие изменения в тематику лекций, семинаров и др. Для обеспечения продуктивной самостоятельной работы курсантов готовятся специальные задания, сопровождаемые тренировочными программами или тестами, моделирующими программами и др.

4. В итоге можно приступить к анализу и оценке сложившейся системы обучения - для определения степени ее соответствия новым целям и задачам. Использования возможностей базовой дисциплины для организа-

ции самостоятельной работы курсантов. Анализ и оценка результатов -наконечном этапе изучаются реальные достижения и определяется успешность адаптации курсантов младших курсов. На другом полюсе находятся неформальные методы, на которые полагаются в своей практике многие преподаватели ощущения преподавателя от общения с обучаемыми: проявляемая ими активность и творчество в самостоятельной работе, положительные отзывы обучаемых или, напротив, потеря обратной связи, пассивность, разобщенность, неудовлетворенность обучаемых самим ходом образовательного процесса и его результатами. Анализ результатов и завершает, и замыкает поэтапную модель, позволяя вернуться к переосмыслению возникших проблем, найти возможность усовершенствования.

Мотивация - обеспечение обусловливает необратимость процесса адаптации. Поскольку обучаемые являются активными субъектами процесса обучения, то и мотивацию обучаемых будет естественным отнести к категории управляющих элементов модели.

Мониторинг - непрерывная оценка, позволяет оперативно управлять процессом адаптации. Мониторинг обучения определяет, каким образом нужно вмешаться в этот процесс для его наибольшей эффективности. Для этого используются методы, позволяющие преподавателю оперативно оценить эффективность нововведения: анкетирование, наблюдение, беседа с обучаемыми и др. Управление ходом образовательного процесса состоит в непрерывном изучении того, как у обучаемых проходит процесс адаптации и направлении их действий в нужное русло. Замеченные серьезные недостатки требуют дополнительного анализа и доработки в процессе пересмотра предыдущих этапов (цикличность модели).

Список литературы

1. Плотинский Ю.М. Теоретические и эмпирические модели социальных процессов. М.: Лотос, 1998. 296 с.

2. Толстова Ю.Н. Принципы анализа данных в социологии // Социология. №1. 1991. С. 51 - 60.

Усанин Сергей Николаевич, доц., доц., кафедры, sergeyusanun@yandex.ru, Россия, Пермь, Пермский военный институт войск национальный гвардии РФ,

Буренков Максим Леонидович, преподаватель, burenkovmaksim 78@mail.ru, Россия, Пермь, Пермский военный институт войск национальной гвардии РФ

TEACHING AND LEARNING PROCESS MODEL AIMED A TTHE JUNIOR MILITARY STUDENTS ADAPTA TION

S.N. Usanin, M.L. Burenkov 246

The article deals with the idea of system analysis, allowing us to build a conceptual cascade-cyclic model of the teaching and learning process aimed at the educational adaptation of junior military students.

Key words: teaching and learning model, junior military students, cascade-cyclic model, state educational standard, assessment of the results, motivation, monitoring.

Usanin Sergey Nikolayevich, Associate Professor of the chair, sergeyusa-nin@yandex. ru, Russia, Perm, The Perm Military Institute of the National Guard Troops of the Russian Federation,

Burenkov Maksim Lyeonidovich, Instructor, burenkovmaksim 78@mail. ru, Russia. Perm, The Perm Military Institute of the National Guard Troops of the Russian Federation

УДК 372.879.6

СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПАРАМЕТРОВ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО И ФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ КУРСАНТОВ

М.Л. Буренков, С.Н. Усанин

Рассматривается анализ требований к психофизиологической и физической готовности курсантов учебной деятельности. Особое внимание уделяется влиянию разных видах занятий на психофизиологическое и физическое состояние курсантов.

Ключевые слова: военное образование, курсанты, учебная деятельность, психофизиологическая готовность, физическое состояние, физическая нагрузка, статическая напряженность, способы передвижения, высокие нагрузки.

Для решения задачи поддержания на высоком уровне психофизиологической и физической готовности курсантов при смене видов учебно-познавательной деятельности необходимо, во-первых, определить каковы требования к психофизиологической и физической готовности на каждом виде занятий, во-вторых, построить и проанализировать множество педагогических ситуаций со сниженным уровнем психофизиологической и физической готовности, возникающих при чередовании различных видов учебно-познавательной деятельности.

Документы, регламентирующие учебную работу в вузе, предусматривают следующие основные виды учебных занятий: лекции, семинары, лабораторные работы, практические занятия, групповые занятия и упражнения, тактические (тактико-специальные) занятия и учения, командно-штабные учения, военные (военно-специальные) игры, теоретические (научно-практические) конференции, контрольные работы (занятия), самостоятельные работы, консультации, войсковые стажировки и практики, выполнение курсовых работ (проектов, задач) и выполнение выпускной квалификационной работы [1].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.