УДК 629.735
Колосов Сергей Викторович
кандидат военных наук, доцент кафедры связи факультета военного обучения ЮУрГУ (г. Челябинск) [email protected]
МОДЕЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ВОЕННОГО ШТУРМАНА В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
В статье рассмотрена модель образовательного процесса военного штурмана в условиях информационно-психологического воздействия. Предложена модульная система подготовки. Разработана концептуальная модель образовательного процесса военного штурмана в условиях ИПВ.
Ключевые слова: образовательный процесс, военный штурман, модульная система подготовки, педагогика.
Kolosov Sergey Victorovich
PhD in Military Sciences, Associate Professor of the Department of Communication of the Faculty of Military Training of South Ural State University (Chelyabinsk)
THE MODEL OF THE EDUCATIONAL PROCESS OF MILITARY CO-PILOT IN CONDITIONS OF INFORMATION AND PSYCHOLOGICAL INFLUENCE
The article considers the model of the educational process of military co-pilot in conditions of information and psychological influence. The modular system of training has been suggested. The conceptual model of the educational process of the military co-pilot in conditions of IPI has been developed.
Key words: educational process, military co-pilot modular system of training, pedagogy.
Актуальность заявленной темы определяется тем, что система военного образования в России, являясь составной частью общей системы образования, имеет свое специфическое направление развития, в основе которого главная задача выпускника военного ВУЗа защита Отечества.
Анализируя современную систему образования, которая предполагает многоступенчатую подготовку специалиста необходимо отметить, что военное образование не должно дублировать государственные общеобразовательные стандарты. Из-за особенностей военной службы военное образование является непрерывным процессом, поэтому подготовку предлагается рассматривать, как подготовку специалиста, которая должна быть построена на основе полного использования личностных психофизиологических качеств обучаемых.
Применительно к уровню «специалист», при существующей программе обучения 5 лет, закладывается фундаментальная база подготовки к выполнению задачи по предназначению в целом, действиям при полете к объекту и в районе объекта. Данная задача решается с помощью: информации о предмете тактика; об объектах действий; об основах теории управления; дифференциально-интегральной информации тактико-специального характера. При решении данной задачи также изучаются: системы принципов тактики в военной истории; роль авиации в военных действиях; основы теории решений и решения основных задач воздушной навигации; применения средств поражения и радиоэлектронной борьбы [3].
Необходимо отметить, что кандидаты на поступление в штурманский ВУЗ ВВС РФ как правило, заканчивает среднее общеобразовательное учреждение и тактико-специальной подготовки не имеют. Поэтому при поступлении в ВУЗ проводится профессионально-психологический отбор (ППО) с целью выявления индивидуальных психологических и психофизиологических качеств кандидата, их соответствие летной работе и характеризующих основные психические процессы, функции и личностные качества будущего военного штурмана: восприятие, внимание, память, мышление, психомоторику, речь, волевые особенности и организаторские способности. Результаты ППО в первую очередь зависят от социально-психологических факторов: мотивационных аспектов деятельности, особенностей социально-психологической и профессиональной адаптации, роли и места специалиста (штурмана) в информационно-психологической системе. Эти факторы оказывают большое влияние на содержание профессиональной деятельности специалиста (штурмана). При проведении ППО необходимо учитывать мотивацию, играющую важную роль в желании овладеть профессией штурмана [4].
о
¡Социальный заказ: потребность государства в специалистах, обладающих высоким уровнем подготовки в условиях информационно-психологического воздействия (ИПВ)____________________________________
И Д '
В о 5
а с
І* і >ЧН (*
Целевая часть
Целевая установка - использование потенциала ВУЗа для качественного изменения структуры и содержания подготовки курсантов.
Уровни подготовки - базовый уровень, творческий уровень. Этапы подготовки - ориентированный и деятельностный -
Содержательная часть
1. Инвариантный компонент: система знаний, способов
деятельности, ценностных ориентаций, норм и правил готовности в условиях ИПВ, поэтапно формируемая в рамках пси-холого-педагогических и тактико-специальных учебных дисциплин: педагогика, психология, тактическая подготовка,
управление подразделениями в мирное время, РХБЗ, парашютная подготовка и выживание летных экипажей.
2. Вариативный компонент: умение создавать (разрабатывать) новые теоретические положения по информационно-
Педагогико-профессиональная часть
Формы: лекция (традиционная, проблемная, дисскусия, бинарная), практические и групповые занятия, тренинг, самостоятельная работа, зачеты, экзамены, военно-научная работа курсантов.
Оценочно-результативная часть
Критерии - когнитивный, перцептивный, аксиологический, мыследеятельностный, коммуникативно-творческий.
Показатели - защитные - потребность в защите от негативных информационно-психологических воздействий (НИПВ); знания и владение технологиями защиты от НИПВ; способность к творческому, нестандартному принятию решения вопросов в условиях ИПВ; - преобразующие - потребность следовать принципам ИПВ, наличие ценностных ориентаций; знания и владение технологиями ИПВ; способность прогнозировать профессиональную деятельность с позиции ИПВ.
Результат: переход на новый качественный уровень подготовки в условиях ИПВ
в
5Я
я в
я" 3
со її
« I
о & В ю
5 °
5 я
6 н
10 |
2 8 є ^
в о и ^
и 3
л Й
Й о
О В
о в в ^
ч в
*8 =3 & 2 в 3
, в
СЧ и
в я в Р
2 ^ В 0
^ ч ю ч
н
о
о
в
§
и
о
и
а
к
Рис. 1. Модель подготовки летного состава в ВУЗе в условиях ИПВ и комплекс педагогических
условий ее реализации
В настоящее время современные исследователи делают акцент на информационнопсихологическую подготовку, опираясь на технологический подход, рассматривают овладение технологиями защиты от негативных информационно-психологических воздействий, тем самым,
оставляя в тени вопросы личности. Между тем, именно личность выступает субъектом не только защиты, но и преобразования информационной среды. Принципы информационнопсихологического подхода, развивая качества личности, позволяют ответственно относиться к себе как творцам информационного пространства, формируя мировоззренческие установки и ценностные ориентации личности по отношению к информации как элементу профессиональной сферы.
На основе сформулированного Л.В. Астаховой понятия «информационной безопасности» [1], опираясь на системный подход, функционально-деятельностный подход, системнодеятельностное видение личности, деятельностный и профессиональный подходы к проблемам безопасности, мы определяем подготовку в условиях информационно-психологического воздействия (ИПВ) как интегральное свойство, представленное системой духовно-нравственных ценностных ориентаций, определяющее такой способ организации и развития жизнедеятельности, при котором она способна защитить себя как объекта информационного воздействия и не способна целенаправленно оказывать негативные информационные воздействия на других субъектов информационных отношений.
Целостность и системность процесса подготовки в условиях ИПВ будущих специалистов мы отразили с помощью метода моделирования. Разработанная модель отражает концептуальную основу, содержание и методическую составляющую рассматриваемого процесса, позволяет спрогнозировать данный процесс, наметить стратегию и тактику дальнейших действий; а ее реализация осуществляется на принципах контекстности обучения, проблемности, принципе обратной связи и рефлексивной активности, сочетании автономности с коллективными и групповыми формами образования (рис. 1) [3].
Системный подход (В.Г. Афанасьев, В.П. Беспалько, Б.С. Гершунский, Н.Д. Никандров и др.) к процессу развития информационно-психологической безопасности обучаемого позволяет рассматривать его как целостную систему, основными компонентами которой являются процессы развития структурных (мотивационного, технологического, креативного) и функциональных компонентов (защитного и преобразующего).
Деятельностный подход (А.Г. Асмолов, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев и др.) предполагает развитие личности в разнообразных видах деятельности, подчеркивает активность усвоения человеком исторического опыта. С целью качественной подготовки в условиях ИПВ штурманов организация учебной деятельности должна воспроизводить и отражать сущностные характеристики данного феномена через призму профессиональной деятельности.
Ставя перед собой цель (целевая часть) повышения уровня подготовки в условиях ИПВ курсантов штурманского ВУЗа, на основе анализа структурно-функциональных компонентов культуры подготовки мы выявили инвариантную составляющую содержательного части модели (система знаний, навыков, качеств, способностей, развиваемых в рамках учебных дисциплин: «Психология и педагогика», «Информатика», «Техническая эксплуатация радиоэлектронного оборудования, радиолокационные системы, радиоизмерения, устройства отображения информации», «Тактика, общевоенные дисциплины, РХБЗ, управление подразделениями» и вариативную составляющую (Научно-исследовательская работа по проблемам информационно-психологической войны).
Ставя перед собой цель (целевая часть) повышения уровня подготовки в условиях ИПВ курсантов штурманского ВУЗа, на основе анализа структурно-функциональных компонентов культуры подготовки мы выявили инвариантную составляющую содержательного части модели (система знаний, навыков, качеств, способностей, развиваемых в рамках учебных дисциплин: «Психология и педагогика», «Информатика», «Техническая эксплуатация радиоэлектронного оборудования, радиолокационные системы, радиоизмерения, устройства отображения информации», «Тактика, общевоенные дисциплины, РХБЗ, управление подразделениями» и вариативную составляющую (Научно-исследовательская работа по проблемам информационно-психологической войны).
В педагогико-профессиональной части модели обозначены формы и методы организации учебного процесса, направленного на глубокое изучение содержания ИПВ и их влияние на профессиональную деятельность будущих специалистов. Основными формами организации обучения являются лекция (традиционная, проблемная, дискуссия, бинарная), практические занятия, тренинг, самостоятельная работа, зачет, экзамен, военно-научная исследовательская работа курсантов. Основные методы - теоретико-информационные, поисково-творческие, игровые методы, методы самостоятельной работы обучаемых, контрольно-оценочные методы.
Показателями подготовки в условиях ИПВ (оценочно-результативная часть), на основании которых мы можем делать вывод о качественном уровне развития данного вида подготовки и результативности реализации комплекса педагогических условий, выступает система знаний, уме-
ний, качеств, способностей, определенное сочетание которых отражается в критериях-компонентах (структурные (мотивационный, технологический, креативный) и функциональные (защитный, преобразующий) компоненты). Результативность реализации модели подготовки в условиях ИПВ курсантов обеспечивает комплекс педагогических условий: соответствие содержания психолого-педагогических и тактико-специальных учебных дисциплин компонентам видовой структуры информационно-психологической подготовки. Опираясь на принцип системности и последовательности, который предполагает усвоение знаний, умений и навыков в определенной логической связи, мы пришли к выводу, что содержание мотивационного структурного компонента будет выступать приоритетным объектом формирования в рамках учебной дисциплины «Психология и педагогика», технологического компонента - «Управление подразделениями, Информатика», креативного компонента - «Тактико-специальные дисциплины»; содержание защитного функционального компонента (базовый уровень подготовки в условиях ИПВ) является приоритетным объектом формирования в рамках учебных дисциплин «Психология и педагогика», «Управление подразделениями, Информатика»; преобразующего функционального компонента (творческий уровень) -«Тактико-специальные дисциплины»; внедрение в учебный процесс электронных учебнометодических комплексов по самостоятельному освоению обучаемыми стратегий обеспечения ИПВ в реальной информационной среде. Каждый электронный учебно-методический комплекс является составной частью учебно-методического обеспечения психолого-педагогических и тактикоспециальных дисциплин, представляя собой интерактивный электронный образовательный ресурс, который выполняет учебно-информационную, общеразвивающую и контролирующую функции, а также позволяет установить обратную связь с преподавателем и, самое главное, коллективно обновлять информацию на основе реальных событий, ситуаций, проблем ИПВ.
С учетом сказанного процесс военного обучения, являясь составной частью всего педагогического процесса, характеризуется необходимостью выявления основных составляющих этого процесса (обучение в аудиториях, проведение совместных войсковых мероприятий, выполнение практических полетов т.д.); описания характерных связей между ними (преподаватели специальных дисциплин, инструкторы практического обучения, взаимоотношение внутри учебных групп и т.д.); определение основных путей развития процесса обучения. При этом идет опора на дидактические условия состояние учебно-материальной базы; характер внешнего влияния на коллектив; состояние морально-психологической атмосферы в учебной группе.
С учетом вышесказанного в основу обучения предлагается заложить модульную систему подготовки, которая подразумевает следующее:
каждому курсу соответствует два модуля обучения (семестры), например: первый курс - это 1 и 2 модули, 2 курс - это 3 и 4 модули и т.д. Методическое насыщение и сопровождение каждого модуля должно соответствовать учебным программам и планам последовательной подготовки штурмана. При этом необходимо учебный процесс строить таким образом, чтобы основы подготовки были реализованы к началу первых практических полетов курсантов (см. табл.).
Таблица
содержание модулей модули
- подготовка курсанта в качестве военнослужащего; - изучение тактико-специальных основ; - изучение военно-исторических основ; модуль 1 (семестр 1 - 2)
- расширенное изучение военно-исторических аспектов применительно к тактико-специальным дисциплинам; модуль 2 (семестр 3 - 4)
- изучение вооруженных сил основных государств; - изучение основ применения военно-воздушных сил; - изучение основ управления подразделениями в мирное время; модуль 3 (семестр 5 - 6)
- изучение основ применения военно-воздушных сил по специализации; - практическая отработка выполнения основных задач по предназначению; - изучение объектов действия по специализации; - отработка вопросов принятия решения на выполнение задач по предназначению; модуль 4 (семестр 7 - 8)
- практическая войсковая стажировка; - разработка выпускной квалификационной работы; модуль 5 (семестр 9 - 10)
Высшее профессиональное образование
Развитие проф. уровня (войска) [мотивация]
! Стат. обработка данных і_________________________
\ Теория принятия решения
Теория функц. систем в подготовке штурмана
Рис.2. Подготовка штурмана в условиях ИПВ
Системная подготовка штурмана направлена на подготовку его к выполнению профильных задач по предназначению. Критерием данной подготовки является эффективность, которая решается в сложившейся социально-экономической обстановке и без дополнительного финансирования. Важным аспектом при этом выступает целесообразный результат, повышаемый через мотивацию.
Эффективная профессиональная деятельность выпускника зависит от объема знаний свойственных руководителю штурманской службы подразделения, для которого основной задачей является разработка предложений штурмана на принятие решения выполнения основной задачи по предназначению.
Предложенная концептуальная модель образовательного процесса военного штурмана в условиях ИПВ позволяет акцентировать внимание на: фундаментальную теоретическую основу подготовки, каковой является системный синтез законов и принципов, изучаемых на тактикоспециальных, естественнонаучных и гуманитарных дисциплинах, отражающих характер влияния основных факторов на эффективность выполнения основной задачи; методологическую основу подготовки, которая объединяет объект, предмет, метод тактико-специальных дисциплин и динамичность этой системы при решении основных задач; реализацию принципов простоты, доступности и конкурентности, которые позволят повысить качество процесса подготовки (эффективность использования выпускников по предназначению).
В основе модели профессиональной подготовки (рис. 1) и подготовки штурмана (рис. 2) заложена целевая направленность штурманского ВУЗа: подготовка офицера-штурмана способного в условиях ИПВ выполнять функциональные задачи.
При всей значимости понятия «мотивация» в подготовке (обучении) штурмана нельзя не отметить важность в профессиональной деятельности штурмана-специалиста такого качества как компетентность. Согласно [2] компетентность характеризует личные качества штурмана в совокупности с его квалификацией (владение специальными знаниями и опытом) что позволяет принимать участие в разработке специфических задач и решать их (например: принятие решения на активные действия).
С ростом штурмана как профессионала не только изменяются его компетентности, но и увеличивается число компетенций, что характеризует качественную сторону его профессиональной деятельности. С каждой новой должностью (присвоение очередного воинского звания, присвоение классной квалификации) сфера компетенций расширяется.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Астахова Л.В. Информационно-психологическая безопасность в регионе: культурологический аспект // Вестник УрФО. Безопасность в информационной сфере. 2011. № 2.
2. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. М.; Ростов н/Д, 2005.
3. Колосов С.В. Особенности профессионального образования вузов ВВС РФ в условиях информационнопсихологического воздействия // Преподаватель XXI век. 2013. № 1.
4. Лисовол В.В. Особенности профессионального психологического отбора в военные образовательные учреждения МО РФ: материалы третьей Регион. науч.-практ. конф. Челябинск, 2004.