Научная статья на тему 'Систематизация видов учебной деятельности и параметров психофизиологического и физического состояния курсантов'

Систематизация видов учебной деятельности и параметров психофизиологического и физического состояния курсантов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
114
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КУРСАНТЫ / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ / ФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ НАГРУЗКА / СТАТИЧЕСКАЯ НАПРЯЖЕННОСТЬ / СПОСОБЫ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ / ВЫСОКИЕ НАГРУЗКИ / MILITARY EDUCATION / CADETS / LEARNING ACTIVITIES / PSYCHOLOGICAL AND PHYSIOLOGICAL READINESS / PHYSICAL STATE / PHYSICAL LOAD / CONSTANT TENSION / WAYS OF MOVEMENT / TIGHT SCHEDULE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Буренков Максим Леонидович, Усанин Сергей Николаевич

Рассматривается анализ требований к психофизиологической и физической готовности курсантов учебной деятельности. Особое внимание уделяется влиянию разных видах занятий на психофизиологическое и физическое состояние курсантов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEMATIZATION OF THE CADTES LEARNING ACTIVITIES AND THE PARAMETERS OF THEIR PSYCHOLOGICAL, PHYSIOLOGICAL AND PHYSICAL STATE

The article deals with the analysis of requirements to physiological and physical readiness of the cadets to learn at the military institution. Main attention is drawn to the influence of the learning process on their psychological, physiological and physical state.

Текст научной работы на тему «Систематизация видов учебной деятельности и параметров психофизиологического и физического состояния курсантов»

The article deals with the idea of system analysis, allowing us to build a conceptual cascade-cyclic model of the teaching and learning process aimed at the educational adaptation of junior military students.

Key words: teaching and learning model, junior military students, cascade-cyclic model, state educational standard, assessment of the results, motivation, monitoring.

Usanin Sergey Nikolayevich, Associate Professor of the chair, sergeyusa-ninayandex. ru, Russia, Perm, The Perm Military Institute of the National Guard Troops of the Russian Federation,

Burenkov Maksim Lyeonidovich, Instructor, burenkovmaksim 78@mail. ru, Russia. Perm, The Perm Military Institute of the National Guard Troops of the Russian Federation

УДК 372.879.6

СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПАРАМЕТРОВ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО И ФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ КУРСАНТОВ

М.Л. Буренков, С.Н. Усанин

Рассматривается анализ требований к психофизиологической и физической готовности курсантов учебной деятельности. Особое внимание уделяется влиянию разных видах занятий на психофизиологическое и физическое состояние курсантов.

Ключевые слова: военное образование, курсанты, учебная деятельность, психофизиологическая готовность, физическое состояние, физическая нагрузка, статическая напряженность, способы передвижения, высокие нагрузки.

Для решения задачи поддержания на высоком уровне психофизиологической и физической готовности курсантов при смене видов учебно-познавательной деятельности необходимо, во-первых, определить каковы требования к психофизиологической и физической готовности на каждом виде занятий, во-вторых, построить и проанализировать множество педагогических ситуаций со сниженным уровнем психофизиологической и физической готовности, возникающих при чередовании различных видов учебно-познавательной деятельности.

Документы, регламентирующие учебную работу в вузе, предусматривают следующие основные виды учебных занятий: лекции, семинары, лабораторные работы, практические занятия, групповые занятия и упражнения, тактические (тактико-специальные) занятия и учения, командно-штабные учения, военные (военно-специальные) игры, теоретические (научно-практические) конференции, контрольные работы (занятия), самостоятельные работы, консультации, войсковые стажировки и практики, выполнение курсовых работ (проектов, задач) и выполнение выпускной квалификационной работы [1].

Анализ учебного процесса показывает, что на лекции от курсантов требуется напряжение зрения, поддержание на протяжении всего занятия рабочей позы «сидя», т.е. статическое напряжение мышц-сгибателей тела, статическое напряжение мышц-сгибателей пальцев правой руки, которое к концу лекции распространяется на мышцы предплечья и плеча [3, 4]. Отрицательное влияние на психофизиологическое и физическое состояние курсантов проявляется в усталости мышц правой руки, предплечья, плеча, уменьшении кровообращения в нижних конечностях, шее, вследствие пе-режимания их кровеносных сосудов (наклонённая голова, положение «сидя»), ухудшении общего кровоснабжения, а также в повышенной нагрузке на пояснично-крестцовое сочленение и межпозвоночные диски [8].

На семинаре, кроме сохранения рабочей позы «сидя», требуется активная творческая умственная работа, высокое эмоциональное напряжение. Отрицательное влияние на психофизиологическое и физическое состояние курсантов проявляется, помимо последствий рабочей позы «сидя», в более выраженном умственном утомлении, отрицательных изменениях в работе сердечно-сосудистой системы, вызванных эмоциональным напряжением и усугубляемых низкой двигательной активностью.

Работа на аудиторных практических занятиях в плане предъявляемых требований к психофизиологической и физической готовности, отличается меньшим, чем на семинарских занятиях, эмоциональным напряжением, но большей нагрузкой на функции, обеспечивающие аналитическое, абстрактное мышление и, вследствие этого, большим утомлением задействованных участков головного мозга, мышц плечевого пояса [4, 5].

На лабораторной работе курсанты должны быть готовы действовать по меняющемуся алгоритму, выполнять точно координированные движения руками.

На самостоятельной работе требуется более интенсивная, по сравнению с другими видами учебно-познавательной деятельности, умственная работа аналитического, творческого характера, сохранение рабочей позы «сидя», напряжение мышц правой руки, предплечья, плеча, плечевого пояса.

На контрольной работе, зачёте или экзамене требуется напряжение памяти, активная умственная работа, высокое эмоциональное напряжение. Отрицательное влияние - более выраженное, чем при других видах учебно-познавательной деятельности, умственное утомление и, следовательно, большее напряжение мышц руки, плечевого пояса, большие, чем при всех других видах учебно-познавательной деятельности изменения сердечной деятельности. Их причиной служат отрицательные эмоции, вызванные чувством ответственности, неуверенностью в своих силах и т.п., которые сопровождают этот вид деятельности. При отрицательных эмоциях в крови увеличивается количество веществ, принимающих участие в передаче нервного возбуждения в центральной нервной системе и сужающих сосу-

ды, которые питают сердце. Сердце страдает, прежде всего. Под влиянием адреналина учащается ритм его работы, что связано с большим расходом энергии, а доставка питательных веществ и кислорода к нему ограничивается.

Следующий вид деятельности - практические занятия в рабочей позе «стоя». К ним относятся занятия на технике, тренажерах, строевая подготовка и т.п. На этих занятиях требуется сохранение осанки, строевой выправки, готовность мышц-разгибателей позвоночного столба и мышц нижних конечностей к статическому напряжению и ударным нагрузкам (при ходьбе строевым шагом), готовность выполнять координированные движения индивидуально и в составе подразделения. Отрицательное влияние заключается в ухудшении кровоснабжения нижних конечностей, накапливании в венах ног крови и лимфы, что внешне выражается в их отёке, болях в спине, вызванных повышенной нагрузкой на межпозвоночные диски [2].

Что касается занятий по физической подготовке, то практические занятия являются основным видом ее осуществления и проводятся по следующим разделам: ускоренному передвижению, гимнастике, лыжной подготовке, преодолению препятствий, военно-прикладному плаванию, рукопашному бою, спортивным и подвижным играм, или комплексно [7].

Занятия по ускоренному передвижению направлены на развитие выносливости и быстроты, совершенствование действий в составе подразделения, воспитание волевых качеств. В их содержание включается: бег на короткие, средние и длинные дистанции.

На этих занятиях от курсантов требуется готовность к высокой нагрузке на сердечно-сосудистую и дыхательную системы, к динамической работе мышцами нижних конечностей, согласованности действий в составе подразделения. Влияние на психофизиологическое и физическое состояние: значительное увеличение частоты сердечных сокращений, частоты и глубины дыхания, большое потоотделение, прилив крови к нижним конечностям за счёт кровоснабжения мозга и других органов.

Занятия по гимнастике направлены на развитие силы, силовой выносливости, ловкости, устойчивости к укачиванию и перегрузкам, воспитание настойчивости и упорства, смелости и решительности, совершенствование строевой выправки и подтянутости. В их содержание включаются: строевые приёмы, упражнения в ходьбе и беге, общеразвивающие, упражнения на перекладине, брусьях, тренажёрах, опорные и безопорные прыжки, акробатические упражнения, упражнения в равновесии и лазанья. На этих занятиях необходима готовность к средней нагрузке на сердечнососудистую и дыхательную системы, динамической и статической работе мышцами рук, плечевого пояса, туловища, статической работе мышцами-разгибателями спины, ног, устойчивость к укачиванию и перегрузкам. Влияние на психофизиологическое и физическое состояние: среднее уве-

личение частоты сердечных сокращений, частоты и глубины дыхания, активизация психофизиологических систем, регулирующих двигательную координацию, прилив крови к мышцам рук, плечевого пояса, туловища, ног.

Занятия по лыжной подготовке направлены на формирование и совершенствование навыков в способах передвижения с лыжами и на лыжах, развитие выносливости, воспитание волевых качеств, закаливание организма. В их содержание включается: строевые приёмы с лыжами и на лыжах, способы передвижения на лыжах, марши, преодоление препятствий. На этих занятиях от курсантов требуется готовность к высокой нагрузке на сердечнососудистую и дыхательную системы, к динамической работе мышцами рук, туловища, нижних конечностей, к выполнению, точно координированных двигательных действий. Влияние на психофизиологическое и физическое состояние проявляется в значительном увеличении частоты сердечных сокращений, приливе крови к мышцам нижних конечностей, туловища, рук, плечевого пояса.

Занятия по преодолению препятствий направлены на формирование и совершенствование навыков в преодолении препятствий, метании гранат, выполнении специальных, военно-прикладных приёмов и действий. В их содержание включаются: преодоление горизонтальных и вертикальных препятствий индивидуально и в составе подразделения, метание гранат на точность, специальные приёмы и действия на сооружениях, макетах боевой техники, с грузом индивидуально и в составе подразделения.

На таких занятиях требования к психофизиологической и физической готовности курсантов и их влияние на психофизиологическое и физическое состояние аналогичны с требованиям и влиянию, относящимся к занятиям по лыжной подготовке, отличие лишь в величине их параметров. Это касается занятий по военно-прикладному плаванию, рукопашному бою и комплексных.

Спортивные и подвижные игры направлены на развитие быстроты, ловкости, формирование навыков в коллективных действиях и снятие эмоционального напряжения. В содержание включаются баскетбол, волейбол, ручной мяч, футбол, регби, теннис и другие, спортивные, а также подвижные игры. На этих занятиях требуются двигательная координация, устойчивость внимания, эмоциональная устойчивость. Готовность из нескольких вариантов действий выбрать верный. Влияние на психофизиологическое и физическое состояние проявляется в значительном увеличении частоты сердечных сокращений, приливе крови к мышцам нижних конечностей, повышении силы, подвижности, возбудимости, лабильности всей нервной системы [9].

Проведенный анализ видов учебно-познавательной деятельности по требованиям, предъявленным к психофизиологической и физической готовности курсантов и влиянию, которое оказывает каждый из видов на их

психофизиологическое и физическое состояние, позволяет установить примерный перечень параметров психофизиологического и физического состояния, который в последующем может быть изменен или дополнен:

1) напряженность умственной деятельности;

2) напряженность сердечно-сосудистой деятельности;

3) напряженность дыхательной деятельности;

4) статическая напряжённость мышц верхних конечностей, шеи (СНВК);

5) статическая напряженность мышц нижних конечностей;

6) динамическая напряженность мышц верхних конечностей, шеи;

7) динамическая напряженность мышц нижних конечностей;

8) двигательная координация.

Этим набором параметров психофизиологического и физического состояния, можно охарактеризовать каждый вид учебно-познавательной деятельности. Это, в свою очередь, позволяет сравнивать виды учебно-познавательной деятельности и выявлять параметры, требующие корректировки перед видом учебно-познавательной деятельности.

Применение первого параметра объясняется тесной взаимосвязью между умственной и физической деятельностью.

Величина второго и третьего параметров позволяет оценить не только физическую нагрузку на занятиях, но и нервно-эмоциональную, которая сопровождается повышением частоты сердечных сокращений без необходимой двигательной активности и отрицательно сказывается на деятельности сердечно-сосудистой системы.

Статическая напряжённость мышц верхних и нижних конечностей, шеи возникает как на занятиях по физической подготовке, так и на других видах учебно-познавательной деятельности и её также необходимо учитывать.

Такие параметры, как динамическая напряжённость мышц верхних конечностей, шеи, нижних конечностей, позволяют оценить величину динамической нагрузки на соответствующие мышцы тела и учесть её влияние на другие параметры.

Нет нужды говорить о том, что двигательная координация необходима в той или иной степени на всех видах учебно-познавательной деятельности.

Для количественной оценки параметров психофизиологического и физического состояния используется шкала порядка, которая позволяет оценить степень влияния параметра: 0 - не влияет; 1 - влияет незначительно; 2 - средне; 3 - значительно; 4 - максимально. Использование этой шкалы объясняется тем, что в данном случае мы можем только ранжировать степень влияния того или иного параметра, оценив его с определённой степенью субъективности. Оценка параметров производится на основе опроса преподавателей и курсантов, анализа научной, учебной и методической литературы по видам занятий.

Анализ требований к психофизиологической и физической готовности курсантов на различных видах учебно-познавательной деятельности и установленные в результате этого параметры психофизиологического и физического состояния позволяют нам перейти к следующему этапу исследования - построению структуры процедуры перечисления множества адаптирующих, предметно-ориентированных вариантов проведения подготовительных и заключительных частей занятий по физической подготовке.

Список литературы

1. Поляков В.А. Гиревой спорт: метод. пособие. М.: Физкультура и спорт, 1988.

2. Анатомия человека. Т. 1 / под ред. М.Р. Сапина М.: Медицина,

1993.

3. Виды учебных занятий в вузе (методические рекомендации). М.: ВА им. Дзержинского, 1992.

4. Виленский М.Я. Физическая культура в научной организации учебного труда студентов. М.: Прометей, 1993.

5. Ткачев Ф.Т. Профилактико-воспитательная гимнастика. Киев: Здоровье, 1983.

6. Организация физической подготовки военнослужащих в процессе несения боевой службы: учеб.-метод. пособие. Пермь. ПВИ РВ, 2000.

7. Нагорный В.Э. Проблемы умственного труда // Умственный труд и физическая культура. М.: МГУ, 1973. Вып. 3.

8. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания. М.: Академия, 2000.

9. Яковлев С.В. прикладные вопросы сопряжения занятий с различными видами учебно-познавательной деятельности на примере дисциплины «Физическая подготовка // Сборник трудов 2-й НМК. Пермь, 2000.

Буренков Максим Леонидович, преподаватель, burenkovmaksim [email protected], Россия, Пермь, Пермский военный институт войск национальный гвардии РФ,

Усанин Сергей Николаевич, доц., доц. кафедры. [email protected], Россия, Пермь, Пермский военный институт войск национальный гвардии РФ

SYSTEMA TIZA TION OF THE CADTES' LEARNING ACTIVITIES AND THE PARAMETERS

OF THEIR PSYCHOLOGICAL, PHYSIOLOGICAL AND PHYSICAL STATE

M.L. Burenkov, S N. Usanin

The article deals with the analysis of requirements to physiological and physical readiness of the cadets to learn at the military institution. Main attention is drawn to the influence of the learning process on their psychological, physiological and physical state.

Key words: military education, cadets, learning activities, psychological andphysio-logical readiness, physical state, physical load, constant tension, ways of movement, tight schedule.

Burenkov Maksim Lyeonidovich, Instructor, burenkovmaksim 78@mail. ru, Russia, Perm, The Perm Military Institute of the National Guard Troops of the Russian Federation,

Usanin Sergey Nikolayevich, Associate Professor of the chair, sergeyusa-ninai yandex. ru, Russia, Perm, The Perm Military Institute of the National Guard Troops of the Russian Federation

УДК 37.035.6

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ТВОРЧЕСКОГО КОНКУРСА «ОН СКАЗАЛ: «ПОЕХАЛИ!» 5 5 ЛЕТ В КОСМОСЕ»

М.С. Воротилин, М.С. Ежова, О.А. Фомичева, С.И. Стреляев

Представлены результаты творческого конкурса среди школьников и студентов, посвященного 55-летнему юбилею первого полета человека в космос, проведенного в рамках сотрудничества ракетно-космической корпорации «Энергия» и Тульского государственного университета.

Ключевые слова: творческий конкурс, Тульский государственный университет, полет человека в космос.

В 2015 г. между ФГБОУ ВО «Тульский государственный университет» (ТулГУ) и Ракетно-космической корпорацией (РКК) «Энергия» им. С.П. Королева был заключен договор о стратегическом партнерстве, который нацелен на повышение качества подготовки высококвалифицированных специалистов и обеспечение конкурентоспособности отечественной ракетно-космической отрасли путем эффективного взаимодействия учреждений научно-образовательной сферы и производства в условиях инновационного развития приоритетных направлений науки и техники и модернизации системы отечественного высшего образования.

В рамках сотрудничества РКК «Энергия» и ТулГУ проведен ряд мероприятий:

- поездка лучших студентов вуза на «Байконур» [1];

- поездка в Российский государственный социальный университет (г. Москва) 8 апреля 2016 года студентов Института высокоточных систем (ИВТС) им. В.П. Грязева ТулГУ в составе делегации из 47 человек для участия во Всероссийском межвузовском патриотическом познавательном проекте «Поехали! Или 55 лет - полет нормальный» под эгидой Федерации космонавтики России и при поддержке Российского студенческого центра при Минобрнауки России (рис. 1);

- проведение открытого творческого конкурса «Он сказал: «Поехали!». 55 лет в космосе» (далее - конкурс) среди учащихся общеобразовательных учреждений и студентов ТулГУ (рис. 2).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.