Mushtenko N.S. The conditions and factors of effective formation of professional mannerliness of the future specialists of social sphere. The problem of conditions and factors of the subjectivity of future specialist's mannerliness is considered in the article. The subjectivity is connected with such questions as self-realization of the spe-
cialist, the idea of possible joint influence of teacher's and students on the form of higher education; view on the subjectivity as the aim of university pedagogical activity, formation of subjective relation to students.
Key words: professional breeding, specialist, subjectness, social sphere.
УДК 378.17
ВЫНОСЛИВОСТЬ - ОСНОВНОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ КАЧЕСТВО, ОПРЕДЕЛЯЮЩЕЕ СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ КУРСАНТА ВОЕННОГО УЧИЛИЩА
© В.Н. Хламов
В статье проведен анализ литературы, свидетельствующий о том, что наиболее важным физическим качеством, определяющим состояние здоровья курсанта военного училища и уровень его работоспособности, является выносливость.
Ключевые слова: физическая нагрузка, процесс развития общей выносливости.
Проблема оптимизации умственной и физической работоспособности военнослужащих средствами физической культуры и спорта имеет чрезвычайно важное значение для сохранения здоровья, профилактики нервно-психических перенапряжений, повышения эффективности учебного процесса и будущей профессиональной деятельности.
Одной из основных задач физической подготовки в процессе обучения является обеспечение высокой работоспособности и учебно-трудовой активности курсантов.
Говоря о формировании методических основ физической подготовки в вузе, в качестве критерия оптимальности выполнения его функций в системе учебно-воспитательного процесса целесообразно взять два признака - физическую подготовленность, уровень которой задается требованиями государственной программы, и умственную работоспособность, обеспечивающую достаточный уровень учебно-трудовой активности военнослужащих.
Под работоспособностью понимается способность человека выполнять в единицу времени то или иное количество работы с определенным качеством [1].
Физиологической основой как умственной, так и физической работоспособности является функциональное состояние центральной нервной системы (ЦНС), в значи-
тельной мере определяющей эффективность труда.
Для изучения функционального состояния ЦНС используются психологические и психофизиологические методы.
Любая трудовая деятельность предполагает участие высших психических функций: памяти, внимания и мышления. При этом системообразующим фактором является внимание. От внимания во многом зависят скорость восприятия и эффективность усвоения учебного материала, а также образование двигательных навыков.
Важным является критерий комплексности исследования, позволяющий оценить функциональные реакции отдельных систем организма во взаимосвязи. Измерения одного или нескольких показателей психофизиологических функций не отражают состояния всего организма, объективной может быть только интегральная оценка.
В настоящее время доказано стимулирующее влияние занятий физическими упражнениями на психические функции: внимание, восприятие, память, мышление, устойчивость, умственную работоспособность в целом. Многочисленными исследованиями установлено, что более высокий уровень физической подготовленности способствует лучшему переносу воздействия неблагоприятных факторов и сохранению необходимой степени работоспособности. В процессе сис-
тематических занятий физическими упражнениями, т. е. под воздействием кумулятивного тренировочного эффекта, постепенно повышается устойчивость умственной работоспособности к влиянию утомления, что оценивается как проявление новой качественной особенности организма.
Замечено меньшее снижение показателей умственной работоспособности под влиянием физических и умственных нагрузок у тех учащихся, уровень физической подготовленности которых был выше.
Существует прямая положительная зависимость устойчивости умственной работоспособности военнослужащих в предэкзаменационный период от уровня развития у них двигательных качеств, т. е. имеется возможность регулирования состояния умственной работоспособности путем целенаправленного применения в учебном процессе средств физической подготовки.
Установлено, что между умственной и физической работоспособностью существуют тесная взаимосвязь и взаимозависимость, т. е. в результате направленного воздействия на двигательную систему можно воздействовать на умственную сферу человека.
Систематические занятия физическими упражнениями оказывают положительное воздействие на такие психомоторные характеристики личности, как концентрация и переключение внимания, оперативная память и мышление. Субъективная оценка самочувствия совпадает с объективными данными умственной работоспособности. В большинстве случаев после физических упражнений самочувствие и умственная работоспособность улучшаются, причем длительность эффекта последействия достигает 4-6 часов.
К примеру, радиотелеграфисты без существенного снижения качества работы могут работать не более 2-3 часов. Это же подтверждается и исследованиями на операторах радиолокационных станций.
Характерным является то обстоятельство, что ведущую роль в снижении работоспособности играет умственное утомление.
Однако современный бой предъявляет повышенные требования к физической и психической работоспособности личного состава всех родов войск. Естественно, что возникающее при этом утомление будет приводить к еще более значительному снижению
работоспособности, чем это наблюдается в обычных условиях учебно-боевой деятельности. По данным И.И. Петрушевского, в результате односуточных тактических учений работоспособность телеграфистов в значительной степени снижалась. И опять-таки снижение работоспособности больше всего сказалось на качестве работы и в меньшей степени на количественных показателях [2].
При рассмотрении индивидуальных показателей обнаруживается, что под влиянием одних и тех же физических и психических нагрузок у разных военнослужащих работоспособность изменяется далеко не одинаково.
По данным А.Н. Дмитриева, операторы с лучшей физической подготовленностью затрачивали на 40-50 % меньше времени для определения координат цели и допускали на 45-47 % меньше ошибок, чем операторы с худшей физической подготовленностью [3].
При обследовании слушателей инженерной академии военно-воздушных сил РФ
В.В. Волков выявил, что учеба связана с большими нагрузками, и лица, менее подготовленные к перенесению их, в большей мере подвергаются утомлению, затрудняющему теоретическое обучение. С другой стороны, военнослужащие с отличной физической подготовленностью имеют лучшую продуктивность умственной деятельности [4].
Вместе с тем характер и степень изменений умственной работоспособности под влиянием различных физических нагрузок неоднозначны.
Стимулирующее воздействие оказывают небольшие нагрузки. Увеличение их интенсивности и объема, не соответствующих подготовленности человека, может быть бесполезным, а при определенных условиях влиять отрицательно. При прочих равных условиях, чем лучше состояние здоровья и выше уровень физической подготовленности человека, тем больше его устойчивость к умственному утомлению, тем сильнее положительное последствие разнообразных физических упражнений. Физические упражнения оказывают на работоспособность человека либо непосредственное влияние сразу же после их использования, либо вызывают кумулятивный эффект, в котором проявляется суммарное влияние многократного (на протяжении нескольких недель и месяцев) их использования.
В результате изучения взаимосвязи динамики сенсомоторных реакций, внимания, памяти, мышления и интенсивности физических нагрузок, можно сделать вывод, что кратковременные физические нагрузки высокой интенсивности оказывают положительное влияние на протекание психических процессов. Наиболее существенное улучшение памяти и внимания отмечено спустя два часа после нагрузки, мышления - сразу после нагрузки и спустя 3-4 часа после нее.
Исследуя влияние небольших, средних и больших нагрузок на умственную работоспособность в течение недели, видна вполне определенная тенденция. Как правило, после небольших и средних нагрузок работоспособность повышалась, и у военнослужащих отмечались стенические реакции (хорошее настроение, бодрое эмоциональное состояние). После больших нагрузок работоспособность снижалась, и у большинства опрошенных преобладали астенические реакции (чувство сонливости, пониженное настроение). В этой связи авторы подчеркивают стимулирующее влияние двигательной, оптимально организованной деятельности военнослужащих, а также необходимость учитывать непосредственный и отдаленный эффект последствий занятий по физической подготовке.
Г.И. Птицын отмечает, что занятия умеренной интенсивности при ЧСС 112149 уд/мин. повысили умственную работоспособность на 10,2 % [4].
При изучении кумулятивного эффекта использования физических нагрузок различных режимов М.Я. Виленский, В.П. Русанов выявили преимущество занятий со средними нагрузками при ЧСС 130-160 уд/мин. Такой режим содействовал достижению наиболее высоких показателей в учебной деятельности [5].
Целесообразность использования на учебных занятиях по физической подготовке нагрузок средней интенсивности (ЧСС 150160 уд/мин.), оказывающих оптимальное стимулирующее влияние на умственную работоспособность, подтверждена и другими авторами.
Предметом многих исследований является динамика работоспособности военнослужащих на протяжении учебного дня, недели, семестра, года.
В целом работоспособность в течение учебных семестров претерпевает фазный характер изменений. В начале семестров она повышается, затем удерживается на относительно высоком уровне и в конце семестров снижается.
С целью совершенствования планирования и управления учебно-тренировочным процессом проводились исследования, изучающие влияние физических нагрузок на нейродинамику, особенности течения познавательных процессов, психомоторные характеристики деятельности, эмоциональное состояние.
Н.И. Баринов предложил планировать нагрузки на занятиях по физической подготовке с учетом волнообразности изменения умственной работоспособности военнослужащих в течение семестра. Так, в период снижения (конец семестра) автор советует использовать циклические упражнения умеренной интенсивности для развития выносливости, а также упражнения, развивающие силовые качества, что способствует лучшей реализации возможностей в усвоении учебного материала [6].
Немаловажное значение имеет и специфика физических нагрузок. Так, упражнения динамического характера (дозированная ходьба, бег, плавание, лыжи, коньки, гребля, велосипед и т. д.) оказывают в целом более эффективное воздействие на умственную работоспособность, чем упражнения статического характера, хотя последние в определенных условиях также могут использоваться достаточно эффективно.
Направленность физических нагрузок в сторону умеренных и продолжительных по времени упражнений в сочетании с упражнениями локального характера оказывают более эффективное воздействие на умственную работоспособность, чем высокоактивные циклические нагрузки и упражнения игрового характера, связанные со значительным эмоциональным напряжением.
Ряд авторов считает, что состояние умственной работоспособности и ее устойчивость в значительной мере обусловлены уровнем развития выносливости. Исследуя уровень развития физических качеств и умственной работоспособности военнослужащих, наибольшую положительную корреляцию с устойчивостью умственной работо-
способности имеет качество выносливости, а наименьшую - быстрота.
Исследования В.М. Выдрина свидетельствуют, что наибольшая устойчивость умственной работоспособности в период ухудшения ее показателей (за 1,5 месяца до летней сессии) обнаружена в группе, целью занятий которой было развитие выносливости и разносторонняя физическая подготовка. Отмечено также, что при нормальном физическом состоянии нагрузки при ЧСС 120-130 уд/мин. не оказывают значительного влияния на умственную работоспособность; нагрузки при ЧСС 150-160 уд/мин. улучшают почти все показатели; свыше 180 - умственная работоспособность значительно ухудшается [7].
Проанализировав формы физической подготовки, следует отметить, что наиболее подходящей для развития общей выносливости у военнослужащих ВС РФ в настоящее время является утренняя физическая зарядка.
Она проводится ежедневно кроме выходных и праздничных дней, что отвечает принципу систематичности процесса тренировки. Только при таком условии возможно постепенное, но неуклонное развитие физических и специальных качеств военнослужащих.
Регулярность, продолжительность (3050 мин., общий объем времени - более 100 часов в год) и тренировочная направленность (разучивание упражнений, приемов и действий на зарядке не производится) определяют ее как наиболее приемлемую форму развития выносливости.
Учебные занятия, самостоятельная подготовка и спортивно-массовая работа становятся, таким образом, дополнительными формами в тренировочном процессе по развитию этого качества.
Утренние часы тренировок оказывают оздоровительный и тренировочный эффект на развитие аэробных возможностей и общей выносливости, которые наблюдаются при ЧСС от 130 до 160 уд/мин.
Следует отметить, что при тренировке как в утренние, так и в вечерние часы организм довольно быстро адаптируется к смене суточного стереотипа, и наивысший уровень работоспособности сдвигается в ту или другую сторону. Так, у тех, кто предпочитает тренироваться рано утром, уже с 5-6 часов утра начинается предстартовое возбуждение:
увеличивается ЧСС, немного повышается артериальное давление и улучшается дыхание. Поэтому не так важно, в какое время суток бегать. Гораздо важнее заниматься в одни и те же часы.
Физиологические функции человеческого организма в течение суток не остаются постоянными, а изменяются в определенных пределах в соответствии с движением нашего дневного светила. Биоритмы - важнейшее свойство живой материи. Не составляет исключение в этом отношении и физическая работоспособность человека. Наиболее функционально слабым человек оказывается с 2 часов ночи до 5 часов утра и между 12 и 14 часами. Это отрицательная фаза биоритма. Наиболее сильное функциональное проявление с 8 до 12 и с 14 до 17 часов. Это положительная фаза биоритма.
Поэтому утренняя физическая зарядка, находясь на пороге положительной фазы биоритма, является оптимальной временной формой тренировочного процесса по развитию общей выносливости в распорядке дня военнослужащих.
Таким образом, широкое внедрение средств физической подготовки в учебновоспитательный процесс вуза является одной из основных задач по физическому совершенствованию, укреплению здоровья, повышению работоспособности и учебной активности военнослужащих во всем периоде обучения.
Анализ литературы свидетельствует о том, что наиболее важным физическим качеством, определяющим состояние здоровья человека и уровень его работоспособности, является выносливость, а при жестком лимите времени, отведенном на физическую подготовку военнослужащих, наиболее приемлемой формой организации занятий по развитию общей выносливости у них является утренняя физическая зарядка.
1. Физическое воспитание студентов и учащихся / под ред. Н.Я. Петрова, В. А. Соколова. Мн., 1988. С. 123.
2. Петрушевский И.И. Исследование влияния физических нагрузок на некоторые стороны умственной работоспособности военнослужащих: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Л., 1963. С. 14.
3. Вопросы научного обоснования физической подготовки в Вооруженных силах СССР // под ред. Л.А. Вайднер-Дубровина, Т.Т. Джамгаро-ва, А.В. Коробкова. Л., 1964. С. 256.
4. Волков К. В. Адаптация энергетического метаболизма у человека к воздействию физических нагрузок при систематическом занятии спортом // Физиологические проблемы адаптации: тез. докл. II Всесоюз. симп. по физиологическим проблемам адаптации. Таллин, 22-24 мая 1984 г. Таллин, 1984. С. 93-94.
5. Виленский М.Я., Русанов В.П. Влияние дифференцированных двигательных режимов учебных занятий по физическому воспитанию на умственную и физическую работоспособность студентов // Физ. культура в научной организации труда студентов пед. института. М., 1981. С. 8-14.
6. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. М., 1978. С. 169.
7. Вавилов Б.И. Новое понимание здоровья // Теория и практика физ. культуры. 1988. № 7.
С. 19.
Поступила в редакцию 22.01.2009 г.
Khlamov V.N. Endurance as a main physical capability which determines cadet’s state of health. The article is devoted to the one of the but insufficient exploited problems - the development of general hardihood of cadets of higher military institutions of the department of defense.
Key words: physical load, general endurance development process.
УДК 372.21
АНАЛИЗ ПОДХОДОВ К СОДЕРЖАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
© В.В. Маркова, Г.В. Непорожняя
Статья посвящена характеристике подходов к содержательным компонентам профессиональнонравственной культуры будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений. Дается краткий обзор сложившихся представлений о компонентах профессионально-нравственной культуры педагогов.
Ключевые слова: профессиональная, нравственная, культура, содержание, компонент, аксиологический.
Интерес к проблеме формирования профессионально-нравственной культуры (ПНК) будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) обусловлен необходимостью ее теоретической разработки как категории педагогики, рассмотрения степени влияния социума на современную молодежь и поиском путей формирования практической готовности молодых специалистов к организации учебно-воспитательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях. Острота постановки проблемы культуры в целом и ПНК, в частности, объясняется также динамизмом развития современного общества, возрастанием интереса к подготовке специалистов для ДОУ, т. к. именно в дошкольном возрасте закладываются основы усвоения норм морали и нрав-
ственности, в значительной мере зависящие от нравственной и профессиональной культуры воспитателя.
Термин «профессионально-нравственная культура» можно соотнести с термином «профессионально-педагогическая культу-
ра», широко рассматриваемым И.Ф. Исаевым [1]. Для полного раскрытия содержания данной дефиниции важно рассмотреть каждую ее составляющую: культуру, профессию, нравственность.
В педагогическом контексте культура, научное определение которой было дано в середине XVII в., рассматривается с разных точек зрения: как часть общечеловеческой культуры, как смена культурных эпох, как смена образовательных парадигм (М.В. Богуславский, А.П. Валицкая, Г.А. Виленский,